Апокалипсис Недель

Большинство из нас знакомы лишь с двумя произведениями жанра «апокалиптика»: Книга Даниила 7-13 и Книга Откровения. Однако существует множество других книг написанных в этом жанре, знакомство с которыми не только доставит удовольствие, но и поможет лучше понимать уже упомянутые книги.

Апокалипсис Недель — это самый древний и короткий апокалипсис известный нам (около 170 до н.э.). В эфиопском переводе 1 Книги Еноха его случайно разделили на две части, причем переставили отрывки местами, которые здесь я приведу его в оригинальной последовательности (1 Ен 93:1-10; 91:11-17). Апокалипсис имеет форму рассказа Еноха Мафусаилу о видении, где он дает краткое описание мировой истории и «судов», которые разделены на десять «седмин» или «недель». Эти семеричные отрезки подсказывают следующие ассоциации. Во–первых, они относятся к числу прямых и косвенных упоминаний о «семерках» в Апокалипсисе (например, Енох — седьмой патриарх). Во–вторых, десять раз по семь — это семьдесят, значимое число в свете предсказания Иеремии о запустении Иерусалима на протяжении семидесяти лет вавилонского владычества (Иер 25:11–12; 29:10; Дан 9:2, 24–27). В–третьих, решающая «неделя» к которой относится поворотный момент истории, есть неделя седьмая. Поскольку 7×7 = 49, немедленно вспоминаются библейские юбилеи (которые ассоциировались в Книге Юбилеев и некоторых других текстах с промежутком в 49 лет).

Сам текст в классическом переводе А. В. Смирнова выглядит так:

И после того Енох начал возвещать из книги. И сказал Енох: «О детях правды, и об избранных мира, и о растении справедливости и праведности говорю я это вам и открываю это вам, мои сыны, — я, Енох, — согласно с тем, что мне открыто в небесном видении, и что я знаю чрез слово святых ангелов, и что узнал из скрижалей небесных». И Енох начал теперь повествовать из книг и сказал: «Я родился седьмым в первую седмину, когда суд и правда еще медлили. И после меня во вторую седмину восстанет великая злоба и произрастет обман, и во время нее будет первый конец, и во время нее спасется один муж; и после того, как он (конец) совершится, возрастет неправда, и Он даст закон грешникам. И после этого в третью седмину, в конце ее, будет избран в растение праведного суда один муж, и после него явится растение правды навсегда, навечно. И после этого в четвертую седмину, в конце ее, будут видимы видения святых и праведных, и закон для всех будущих родов и двор будет сделан (дан) им. И после этого в пятую седмину, в конце ее, будет устроен дом славы и господства навсегда и навечно. И после этого в шестую седмину все, которые будут жить во время нее, будут ослеплены, и все они погрузятся своею мыслью в неразумие, забыв о мудрости; и во время нее будет взят вверх один муж; и в конце её дом господства будет сожжен огнем и весь род избранного корня будет рассеян. И после этого в седьмую седмину восстанет отпадший (или развращенный) род, и много будет деяний его, и все его деяния будут отпадением. И в конце ее будут награждены избранные и праведные от вечного растения правды, между тем как им будет дано семикратное наставление обо всем Его творении. И после того корни неправды будет отделены и грешники погибнут от меча; у клеветников будут отделены корни во всяком месте, и те, которые замышляют насилие и произносят хулу, погибнут от острия меча.

И после этого будет другая седмина — восьмая, седмина правды; и будет дан ей меч, чтобы суд и справедливость исполнились над теми, которые поступают насильственно, и грешники будут преданы в руки праведных. И в конце ее они приобретут домы своею справедливостью, и созиждется дом Великому царю в прославление навсегда и навечно. И после этого в девятую седмину откроется всему миру праведный суд, и все деяния нечестивых исчезнут со всей земли; и мир будет присужден к погибели, и все люди будут взирать на путь праведности. И после этого в десятую седмину, в седьмую ее часть, будет суд на вечность, который совершится над стражами, и явится вечное великое небо, произрастающее из среды ангелов. И прежнее небо уменьшится и исчезнет, и явится новое небо, и все силы небесные седмерицею будут светить вовеки. И после этого будет много седмин без числа в вечность во благо и в правду, и с тех пор грех не будет более именоваться до вечности.

Как мы видим в последовательности седмин или недель есть определенные закономерности, над которыми автор немало потрудился. Неделя первая и десятая параллельны тем, что в обеих появляются Стражи, и это время первого и второго творения. Параллель между второй и девятой неделями: тема суда над всей землей (потоп во вторую неделю и один из этапов последнего суда в девятую неделю). Параллель между третьей и восьмой неделями: обе упоминают о некоем событии «в конце» недели. Первая неделя упоминает о Енохе, вторая —  о Ное и потопе, третья — об Аврааме, четвертая — о даровании закона через Моисея, пятая — о доме Давида, шестая  — об Илии и начале плена. Описание следующих нескольких «недель» более сложно. В ключевую седьмую неделю происходят отступничество, дарование семикратной мудрости избранным и гибель грешников. Восьмая «неделя»: время для праведников и праведного суда над грешниками, тогда как для Бога строится дом. Девятая: всему миру будет явлен праведный суд и зло исчезнет. Десятая: наказание Стражей, старые небеса исчезают и появляются новые небеса.

Одна из ярких особенностей этого Апокалипсиса — периодизация истории, предполагающая, что все уже предопределено на небесах (по–видимому, задолго до предсказанных событий). Автор утешает читателей пророчеством о суде над злом, а также о будущей вечной жизни, свободной от зла.

Подробнее об этом и других древних памятниках иудейской литературы читай в книге «Введение в ранний иудаизм» Джеймса Вандеркама. Купить на OZON.ru книгу «Введение в ранний иудаизм» с доставкой по почте | 978-5-89647-349-7 Подробнее об этом и других древних памятниках иудейской литературы читай в книге «Введение в ранний иудаизм» Джеймса Вандеркама. Купить на OZON.ru книгу «Введение в ранний иудаизм» с доставкой по почте | 978-5-89647-349-7

No Comment

You can post first response comment.

Leave A Comment

Please enter your name. Please enter an valid email address. Please enter a message.