Иногда книг так много, что некоторые прочитываешь, когда они уже теряют свою актуальность. Однако книга Эрика Метаксаса «Дитрих Бонхёффер. Праведник мира против Третьего Рейха» оказалась сейчас более актуальной, чем три года назад, когда она вышла. Актуальна она по нескольким причинам.
Во-первых, это связано с тем, что в этом году мы отметили 70-летие Победы. А эта книга открывает нам новое измерение войны. Она показывает нам борьбу изнутри, раскрывает причины того, каким образом тиран оказался на вершине власти. Но самое важное, она объясняет, как христиане Германии смогли принять Гитлера, и здесь не стоит думать, что мы от них отличаемся и что мы не совершим их ошибок. Бонхёффер, в одном из своих писем, писал по поводу экуменической конференции:

…Многие из тех, кто нас (Исповедническую церковь) поддерживает, осторожничают из опасения показаться непатриотичными, и это опасение внушено не страхом, но ложным чувством чести. Многие люди, даже те, кто давно уже участвуют в экуменической работе, все еще не в состоянии до конца принять и поверить, что мы едины именно как христиане. Они чудовищно подозрительны, и потому не могут пойти на откровенность… Во имя Иисуса Христа и ради дела экуменизма мы должны с абсолютной искренностью высказать свое отношение к государству. Нужна полная ясность, как бы она ни пугала: мы все стоим перед неотвратимым выбором, быть либо национал-социалистами, либо христианами… Лишь полная правда и полная правдивость спасут нас ныне…

Поражение в Первой Мировой войне и унизительный Версальский договор сделали немцев недоверчивыми, как к другим европейским странам в целом, так и к христианам жившим в них. Отсюда слепая вера государственной пропаганде и обожествление правителя. Но подобное поведение не приемлимо для христиан считает Бонхёффер и перечисляет три аспекта поведения Церкви по отношению к государству.

Во-первых, как уже было сказано, Церковь должна вопрошать власти о сути и законности их действий, то есть способствовать тому, чтобы государство было таким, как установлено Богом. Второй аспект – и тут Бонхёффер решается на дерзновенный вызов – «помогать жертвам государственного насилия». Он утверждал, что Церковь «несет безусловную ответственность перед всеми жертвами государственных распоряжений». И, завершая эту фразу, он сделал еще более дерзновенный шаг – даже прыжок – вынудив часть священников покинуть собрание: он сказал, что Церковь «несет безусловную ответственность перед всеми жертвами государственных распоряжений, даже если они не принадлежат к христианской общине»… В подтверждение своей мысли Бонхёффер процитировал Послание к Галатам: «Будем делать добро всем» (6:10).

Эти слова останутся актуальными не только сегодня, но и навсегда. И поэтому нам стоит задуматься над словами человека, который отдал свою жизнь исполнению воли Божьей. Доверяем ли мы братьям во Христе из соседних стран или боимся показаться “непатриотичными”? Верим ли мы государственной пропаганде или вопрошаем власть о сути и законности их действий? И в конце концов, за кем мы следуем? За Христом или за кесарем?

Купить:

Бумажный вариант

Электронный вариант

No Comment

You can post first response comment.

Leave A Comment

Please enter your name. Please enter an valid email address. Please enter a message.