Новый взгляд

The Voyage Of The Dawn Treader

В XX веке мир пережил две самые трагические войны, которые всё перевернули. После сокрушительного поражения в Первой мировой войне Германия находилась в упадке. На фоне этого кризиса к власти приходит человек, ставший самой мрачной фигурой в истории XX века. В 1933 году Адольф Гитлер привлёк на свою сторону многих людей и стал рейхсканцлером Германии. Христианство разделилось, но многие христиане поддержали Гитлера. Именно Вторая мировая война показала, что христианская цивилизация далеко ушла от своих идеалов. Эта война стала переломным моментом, сделав мир секулярным. Наступил кризис христианской цивилизации. По миру прошла волна массового разочарования в христианской церкви, которая, по мнению многих, несла вину за эту катастрофу. Люди уходили из церквей, стал пропагандироваться культ наслаждения, пристрастие к материальным вещам, жизнь ради себя. Западное общество превратилось в общество потребления.

На фоне этих событий известный английский писатель, апологет христианства, профессор Оксфорда, неожиданно написал сказку для детей. Эти истории о волшебной стране, о говорящих животных, о фавнах и кентаврах, о чести, дружбе и отваге полюбились не только детям, но и взрослым. И всё же было в этих повестях нечто большее. Читая о сотворении мира Нарнии, о добровольном самопожертвовании Аслана ради спасения Эдмунда и его последующем воскресении, читатель, хорошо знакомый со Священным Писанием (а в Англии 50-х трудно было найти того, кто не был бы знаком с библейскими сюжетами), неизменно узнавал Того, о Ком навязчиво учили в школе учителя Закона Божьего. Но если последнее в ту эпоху часто делало людей просто равнодушными к вере, то истории о Нарнии помогали по-новому взглянуть на Благую Весть. Образ великого Льва Аслана не оставлял безразличными ни юные, ни взрослые сердца. Как-то раз Льюису пришло письмо от одной матери, которая написала, что её девятилетний сын Лоренс очень боится, что любит Аслана больше, чем Иисуса. В ответ Льюис написал, что «Лоренс не может на самом деле любить Аслана больше, чем Иисуса, даже если ему кажется, что это так. Все слова и дела Аслана, за которые Лоренс его любит, сказал или совершил Иисус. Так что, когда Лоренс думает, что любит Аслана, он на самом деле любит Иисуса, и, может быть, любит Его больше, чем прежде».

А. Мень в своей лекции «Рождество» так сказал о К.С. Льюисе: «Ни один писатель не смог адекватно передать образ Христа. Есть только один, пожалуй, – это английский писатель Льюис… Мне лично кажется, что во всей мировой литературе это самый прекрасный, самый таинственный и самый адекватный образ Христа – под этим львом там Христос. Передать это нельзя, я надеюсь, что вы все это в скором времени прочтете».

Истории о Христе

9 декабря 2010 года на экраны российских кинотеатров вышел третий фильм из серии «Хроники Нарнии: «Покоритель Зари», снятый по одноимённой книге. Сам Клайв Льюис в одном из писем поясняет своей юной читательнице, что «Покоритель Зари» посвящен духовной жизни. В фильме, как и в книге, героям предстоит выдержать и преодолеть множество искушений, чтобы достичь конечной цели – Страны Аслана.

Пожалуй, этот фильм в большей степени посвящён тем, кто уже доверил свою жизнь Христу. Порой перед нами встают искушения, и мы сами не замечаем, как поддаёмся им. И если они порабощают нас, то из искушения становятся грехом. В новой истории мы встречаем нового, но не очень приятного персонажа – Юстаса, двоюродного брата Эдмунда и Люси. Он поддаётся искушению присвоить себе драконьи сокровища и сам превращается в дракона. Но вот снова стать человеком оказывается гораздо сложнее. Здесь не достаточно просто осознать ошибку, покаяние даётся нелегко и для этого нужна встреча с Богом. Юстас встречает Аслана, который когтями сдирает с него драконью шкуру. Через боль Юстас вновь обретает человеческий облик.

Впрочем, искушениям можно противостоять. И Эдмунд, и Люси, и Каспиан в минуты, когда, казалось бы, искушение полностью захватило их, смогли услышать Аслана и победить свою страсть. Собственно, страсть только одного героя вызывает восхищение – это Рипичипп. С самого начала его целью была Страна Аслана и он был готов не отступать и не сдаваться. Эта страсть присутствует в Песни Песней и в Откровении Иоанна, она выражает жажду невесты-Церкви по жениху-Богу. Этой страстью наполнена каждая буква в призыве: «Ей, гряди, Господи Иисусе!». И это та страсть, о которой мы порой забываем, отвлекаясь на повседневные заботы.

В конце фильма есть ещё один важный эпизод. Когда дети узнают, что они больше не попадут в Нарнию, наступает драматический момент прощания с Асланом. Тогда Лев говорит, что он присутствует и в нашем мире, но там у Него другое имя, и что они побывали в Нарнии для того, чтобы легче узнать Его.

Льюис всегда говорил, что книги, которые интересны только детям – плохие книги. Думается и о том, что фильмы, которые интересны только детям – плохие. И очень хочется верить, что этот фильм не только понравится многим, но, более того, станет для кого-нибудь ответом на пламенную молитву: «и не введи нас во искушение» и мостиком между человеком и Богом.

Автор: Леонид КУКАНОВ

No Comment

You can post first response comment.

Leave A Comment

Please enter your name. Please enter an valid email address. Please enter a message.