One Man, Many Thoughts
Комментариев нет

Экология в Ветхом Завете

28.03.2015.Le_Protestant.0 Лайков.
Home/Библия/Экология в Ветхом Завете

Old book with plant growing out of itМожно ли говорить об экологическом послании в Ветхом Завете? Многие исследователи справедливо утверждают, что древние люди вообще не думали об экологии. Однако если мы верим, что Писание живо и действенно в наше время, мы можем найти принципы, которые нам подскажут общее направление. Разумеется нам нужно разобраться, что для древнего иудея значила земля. В первую очередь мы должны вспомнить такое событие, как плен израильского народа. Утрата собственной земли считалась проявлением нарушения отношений с Богом, поэтому ничто не говорило лучше о возвращении к Богу, чем возврат в землю. Понятие «спасение» в контексте иудейских ожиданий, было тесно связано с избавлением от врагов народа, восстановлением национальных символов и состоянием «шалом», в котором каждый будет сидеть под собственной лозой или масличным деревом. Кроме того, учение о воскресении предполагает, что наш мир продолжит существовать, живые праведники будут блаженствовать под безраздельной властью Бога завета, а мертвые праведники вернутся к жизни, чтобы разделить их торжество.

Видя, что надежда Израиля коренилась в земной, а не небесной сфере, мы можем заметить, что заботе о Творении (в наше время мы обычно называем это «защитой окружающей среды») внимание уделяется в различных местах Писания. Во-первых, начиная с истории о Творении, Бог неоднократно называет свое творение благим (Быт. 1:1-2:4). Во-вторых, когда Бог говорит о том, что Он не наведёт более вод потопа на землю, Он заключает завет не только с Ноем, но и «со всеми живыми существами, которые вместе с [ним] покинули ковчег: с птицами, скотом и зверями — со всеми животными земли» (Быт. 9:10). В-третьих, Пророки не обходят стороной тему восстановления земли и природы. Так Осия, пророчествуя о будущем обновлении разорванного завета с Израилем, одновременно говорит о восстановление плодородия и изобилия в природе:

«В тот день Я заключу мир между ними и дикими зверями, и птицами небесными, и всякой живностью, что ползает по земле. Я уничтожу на их земле и лук, и меч, и всякое оружие и дам им жить в безопасности…».
«В тот день Я дам ответ! — говорит Господь, — Я дам ответ небесам, а они — земле. Земля даст ответ зерну, и вину, и маслу, а они дадут ответ Изреелю. Я посею ее для Себя на этой земле, и помилую Непомилованную. Я скажу Не Моему Народу: „Ты Мой народ”, а он скажет Мне: „Бог мой”».
(Ос. 2:18, 21-23)

Но в то же время, он предупреждает, что природа страдает из-за последствий человеческого греха и социальной несправедливости в народе

«3а это иссохнет земля и поникнут все обитатели ее: и дикий зверь, и птица небесная. Даже рыбы в море погибнут». (Ос. 4:3)

Особый вред окружающей среде приносит война, и пророк Аввакум предупреждает

«Тебе сполна будет отплачено за жестокость по отношению к Ливану; будешь трястись от страха из–за того, что уничтожал скот, проливал кровь людей, опустошал землю, города и всех их жителей» (Авв. 2:7)

Как отмечают исследователи Ветхого Завета, в частности Кристофер Райт, «Ливан» — это фигура речи, означающая леса, благодаря которым прославилась эта страна, на что наводит параллель с животными. Наконец, выражение «Новое небо и новая земля», рслужит прекрасным введением в пророчество о восстановленной земле, на которой люди будут трудится с радостью, сажать виноградники и строить дома, свободной от печали и слез, и с безопасной окружающей средой (Ис. 65:17-25). В Исайи 65 описание надежды является сценой мирного земного существования: дома строятся и населяются; виноград насаждается и собирается; дети рождаются и вырастают; долголетие становится нормой; охотник и добыча живут в мирном сосуществовании.

«Волк и ягненок будут пастись вместе, будет лев, словно бык, солому жевать… Зла и вреда уже не станут творить на Моей святой горе, – говорит Господь» (Ис. 65:25).

Ясным образом, видение Исайи не описывает ни отсутствие земли, ни окружающей среды.

В видении Иезекииля восстановленного Храма и земли (см. Иез. 47:1-12), пророк подчеркивает дающую жизнь реку воды, вытекающей из Храма, с деревьями, растущими по обоим берегам реки. Везде, где текут воды – процветает жизнь. Соленое море и его бесплодная среда становятся пресной водой и изобилует жизнью: повсюду плавает много рыбы, у берегов растут деревья. Для Иезекииля, плоды их не появляются в определённый сезон, а растут ежемесячно, и их листья служат для исцеления и не увядают.

Литература мудрости также утверждает владычество Господа над всей землёй и Его заботе. Согласно книге Псалтырь, земля — это божественная собственность (Пс. 23:1) и божественный дар (Пс. 113:24). В книге Иова, когда Бог обращается к Иову в контексте перечисления величественных дел творения, Он сам заявляет, что «под всем небом все Мое» (Иов 41:3). Из речей Бога в книге Иова ясно, что не все творение должно рассматриваться в качестве подчинённого человеческим интересам. Притчи распространяют границы нравственного поведения за границы человеческих отношений: «Праведник и скотину пожалеет, но милость нечестивца — хуже жестокости» (Притч. 12:10).

В апокалиптической литературе часто встречается риторика разрушения. И здесь у нас возникает проблема: как нам понимать причудливый язык апокалиптики? О чём нам говорят образы разрушения? Учёные до сих пор ведут дискуссию на эту тему. Некоторые считали, что иудеи первого века ожидали уничтожения физического мира. Многие современные авторы не согласны с этой точкой зрения и предостерегают от буквального прочтения. Большую часть апокалиптической литературы необходимо читать как сложную систему метафор, насыщающих пространственно-временную реальность ее полным, то есть богословским значением. Прежде всего, следует сделать акцент, что язык апокалипсисов не изобразительный, не референциальный и не газетный, но экспрессивный язык поэзии, который использует символы и образы, чтобы передать смысл или ощущение мира.

Тем, кто хотел говорить или писать о грядущем дне были доступны разные языки. Первым делом приходило на ум сравнение с исходом; а поскольку исход часто уподоблялся самому творению, метафоры творения тоже сюда подходили. Так Иеремия описывает изгнание, как отмену творения: «Я посмотрел на землю — она безвидна и пуста, взглянул на небо — там нет света» (Иер. 4:23). А автор апокрифа Завет Моисея, описывая вмешательство Бога, говорит: «солнце не даст света, и во мрак обратятся рога луны и сокрушатся, и все обратится в кровь, и круг звезд смешается, и море отступит до бездны, и источники вод иссякнут, и реки высохнут» (Зав. Моис. 10:5-6). Можно выделить несколько тем, которые более или менее часто встречаются в апокалиптике: восстановление страны, восстановление монархии, воссоединение народа, Иерусалим и Храм, восстановление мира. Апокалиптика приносит чувство ответственности по отношению к миру, потому что она питает надежду на его преобразование. Социальное действие становится бессмысленным без апокалиптики, потому что нет никаких оснований в прошлом ожидать, прочного изменения к лучшему в людских делах.

В итоге мы можем сказать, что эсхатология и само понятие «спасение» были прочно связаны с земным существованием. Было ожидание, что Бог вмешается в земной ход истории и избавит Свой народ, но никак это избавление не воспринималось, как уход из этого земного мира на небеса, либо куда-либо ещё. Использование апокалиптикой риторики разрушения, как правило метафорическое – оно либо делает аллюзию на события Исхода или отмены творения, либо использует его для описания величия Бога. Ветхий Завет затрагивая социально-экономическую сферу жизни Израиля, не минует и экологическую (хотя мы понимаем, что напрямую об экологии не говорится, так как вред окружающей среде не наносился в таких масштабах как сейчас). Следовательно, ожидая восстановление справедливости в социально-экономической сфере в эсхатологическом будущем, вполне обоснованно ожидать и восстановление экологии. Тем более, что пророки осуждают разрушающую деятельность человека, например, войну, причём вина вменяется не только за человеческие жертвы.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Le_Protestant © 2012-2018. All Rights Reserved . Created by KukaDoro