Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал… В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их».

Книга Бытия, 6:1-2, 4-7

Уильям Этти «Мир до Потопа»

Ранее я уже писал об источниках которыми пользовался Даррен Аранофски, при написании сценария к фильму «Ной». Сам библейский текст довольно скупо говорит о том, что же случилось в то время на земле и в чём конкретно заключалось нечестие людей, что Господь решил наслать потоп на землю. И эти вопросы волновали уже древних людей. В одном из таких древних текстов – Книге Стражей, которая является частью книги Еноха (1Ен 1-36), содержится интересная легенда, которая раскрывает то, как понимали историю о потопе древние люди. Она сообщает подробности, описывая, как нарастало зло на земле, сделав вынужденной столь чрезвычайную меру наказания.

Книга начинается с видения, которое получает Енох от ангелов. Он видит, как Бог нисходит на гору Синай для последнего суда: послушание природы законам Творца противопоставляется человеческому непослушанию. Енох предостерегает грешников, что их ожидает проклятие, тогда как избранным обещаны жизнь и мир.

И вот Он идет с мириадами святых, чтобы совершить суд над ними, и Он уничтожит нечестивых, и будет судиться с всякою плотью относительно всего, что грешники и нечестивые сделали и совершили против Него. 1 книга Еноха, 1:9

Затем Енох временно отступает на второй план, мы же читаем историю о падших ангелах-Стражах. Легенда начинается с того, что двести ангелов (сыны Божьи), увидев и возжелав земных красавиц (дочерей человеческих) решили сойти на землю. Под предводительством Семьязы — одного из своих начальников, главных ангелов, они дали клятвы, что не отступятся от этой затеи. Они взяли себе жен и обучили их волшебному искусству. А женщины же породили исполинов — существ гиагантского роста. Когда они съели весь урожай, то принялись пожирать людей и друг друга. Другой же предводитель ангелов — Азазел, научил людей нечестивым делам, ведущим ко греху: мужчин научил изготавливать оружие и воевать, женщин пристрастил к косметике и открыл сведения о драгоценных камнях. Жестокость и зло, которые стали следствием такого ангельского вмешательства в мир, заставили людей взывать о помощи. Тогда их вопль достиг четырех праведных ангелов, которые остались на небесах; они донесли жалобу людей до Бога, который поручил им исправить нанесенный вред. Уриил был послан к сыну Ламеха (Ною), чтобы возвестить о предстоящем потопе. На Рафаила была возложена двойная задача: ему было велено связать Азазела и положить его во мрак, где он будет дожидаться Судного дня, когда его бросят в огонь, а также исцелить землю. Ангел Гавриил послан покарать детей, рожденных от незаконных союзов: пусть через взаимное избиение они погубят друг друга. Михаилу сказано возвестить Семьязу и его ангелам, что им суждено наблюдать за битвой между их сынами, а затем быть связанными до тех пор, пока на них не придет последний суд и не будут брошены они в огненное узилище. И когда зло будет истреблено, начнуться великие радости:

…всякое дело будет сопровождаться благословением; справедливость и правда будут насаждать полную радость в века. И теперь в смирении будут поклоняться все праведные и будут пребывать в жизни, пока не родят тысячу детей, и все дни своей юности и свои субботы они окончат в мире. В те дни вся земля будет обработана в справедливости, и будет вся обсажена деревьями, и исполнится благословения. Всякие деревья веселия насадятся на ней, и виноградники насадят на ней; виноградник, который будет насажан на ней, принесёт плод в изобилии, и от всякого семени, которое будет на ней посеяно, одна мера принесёт десять тысяч, и мера маслин даст десять прессов елея… И земля будет очищена от всякого развращения, и от всякого греха, и от всякого наказания, и от всякого мучения; И Я никогда не пошлю опять на неё потопа, от рода до рода вовек. В те дни Я открою сокровищницы благословения, которые на небе, чтобы низвести их на землю, на произведение и на труд сынов человеческих. Мир и правда соединятся тогда на все дни мира и на все роды земли.
1 книга Еноха, 10:16-19,22; 11:1-2

На сцене снова появляется Енох. Стражи просят его вступиться за них перед Богом, в чье присутствие уже не могут войти. Это перемена ролей: обычно ангелы возносят человеческие моления к Богу, но здесь человек с особой миссией приносит слово ангелов ко Всевышнему. Енох получает видение: небесный храм–дворец, сделанный изо льда и огня. Господь отвергает просьбу Стражей, осуждая их на вечную кару, и возвещает гибель их детей. Бог обвиняет их в измене своему предназначению: создание потомства — удел людей, а не бессмертных ангелов. После истребления нечестивого потомства, злые духи выходят из трупов гигантов и продолжают творить нечестие в мире. Это объясняет, почему падших ангелов и гигантов больше нет на земле, а зло по–прежнему существует.
Затем Енох отправляется в путешествие по небесному миру. Ангелы-стражи, проводят Еноха по таинственным местам мира, особенно у его пределов. В ходе путешествия Енох оказывается в ужасном месте, где заключены до времени суда согрешившие ангелы.

И только я, Енох, созерцал пределы всего, и ни один человек не видел их так, как видел я. 1 книга Еноха, 19:3.

Ангел Рафаил показывает Еноху четыре места, куда будут собраны разные виды душ: одно место для праведников; одно для грешников, которые не получили наказания во время земной жизни; одно для праведных мучеников (вроде Авеля); одно для грешников, которые получили наказание еще при жизни. В другом месте, есть семь гор. Вокруг средней горы растет много деревьев. По словам ангела Михаила, до одного из этих деревьев никому из смертных нельзя прикасаться до времени последнего суда. Лишь затем от его плода будет дана жизнь праведникам, столь же продолжительная, сколь и у предков Еноха. Это дерево будет пересажено к самому дому Господню. (Речь явно идет о древе жизни из Эдемского сада.) Затем Енох проходит мимо центра земли (область Иерусалима) и направляется к северо–востоку, где опять–таки видит семь гор, поросших ароматными деревьями. В конце концов он добирается до сада праведности, в котором растет древо мудрости. Ангел Рафаил объясняет, что от этого древа вкусили Адам и Ева, обретя познание мудрости, но также осознав свою наготу. Затем Енох идет к пределам земли, где видит другие невиданные чудеса, в частности врата, через которые ходят звезды и ветры. В завершении, Енох благословляет и восхваляет великого Бога, сотворившего такое диво.
К концу Книги Стражей (1 Ен 1–36) читатель находится под большим впечатлением от энциклопедических познаний Еноха, данных ему Богом и ангелами, которые не имеют запретного характера и несут добро. В ходе своего общения с небесными существами и путешествий по миру Енох узнает, что Бог не оставляет праведников, не относится равнодушно к нечестию ангелов или людей-грешников. Ибо Всевышний уже приготовил особые места, где души получат воздаяние. Цель этих историй весьма очевидна: читатель должен знать, что все происходит по воле Божьей, что Бог избавит верных и накажет угнетателей, накажет тех, кто наполнил мир жестокостью и злом.

P.S. А теперь что-то вроде раздела “А знаете ли Вы?”)))

  1. 1 книга Еноха, так же называется Эфиопским Енохом, поскольку основной текст дошёл в переводе на эфиопский язык.
  2. Эту книгу цитирует апостол Иуда (Иуд. 1:14-15 = 1 Енох 1:9).
  3. Книга входит в канон Эфиопской и Эритрейской православных церквей.
  4. 1 книга Еноха состоит из пяти произведений написанных в разное время: книга Стражей (главы 1-36); книга Подобий (37-71); Астрономическая книга (72-82); книга Снов (83-90); Послание Еноха (91-107).
  5. Современное богословие считает, что “сыны Божьи” это мужчины из рода Сифа, а “дочери человеческие” женщины из рода Каина.
  6. Книга Стражей была написана приблизительно в III веке до н.э.

No Comment

You can post first response comment.

Leave A Comment

Please enter your name. Please enter an valid email address. Please enter a message.