Вера и разум

Противоречит ли вера и наука друг другу? Стоит ли избегать сомнений, перестать задавать вопросы, боятся науки? Можно ли в век научно-технического верить в чудеса подобные физическому воскресению Христа из мёртвых?

Тимоти Келлер, автор книги «Разум за Бога», является пастором церкви Искупителя, на Манхэттене, в Нью-Йорке – городе скептиков. Из его общения с прихожанами, из размышлений и поисков ответов на подобные вопросы родилась эта книга.

Эти вопросы, могут волновать и верующих: Как мог добрый Бог допустить страдания? Как может любящий Бог отправлять людей в ад? Разве может быть только одна истинная религия? Опровергает ли наука христианство? и другие.

В первой части автор показывает, что не существует неопровержимых доказательств Бога, однако существует вполне резонные доводы в пользу существования Бога. Они и составляют вторую часть книги. Здесь интересны размышления о проблеме греха. Объясняя мысль Кьеркегора, Келлер говорит, что не только плохие поступки могут быть грехом, но и хорошие, если они становятся самоцелью. Или, говоря по-другому, грех – это попытка найти себя, свою идентичность где угодно, только вне Бога. Причём любая «замена божества» несёт ущерб, вот лишь некоторые примеры:

  • Если центр вашей жизни и основа идентичности – ваш супруг или партнер, вы станете эмоционально зависимым, ревнивым и деспотичным. Проблемы с вашим близким человеком будут казаться вам непреодолимыми;
  • Если центр вашей жизни и основа идентичности – деньги и имущество, вас будет точить беспокойство и зависть, связанные с финансовыми делами. Вы будете готовы совершать неэтичные поступки, лишь бы вести привычный образ жизни, и они в конце концов разрушат ее;
  • Если центр вашей жизни и основа идентичности – «благородные поступки», вы будете делить мир на «добро» и «зло» и демонизировать своих противников. Как ни парадоксально, вами будут управлять враги: без них ваша жизнь не имеет смысла.

А в заключении, в главе «Танец Бога», он использует прекрасную метафору танца, чтобы объяснить основные положения христианства:

…Жизнь Троицы характеризуется не эгоцентризмом, а взаимной любовью и самопожертвованием… Каждая [ипостась] добровольно описывает круг вокруг двух остальных, изливая любовь, радость, восхищение… При этом возникает динамичный, пульсирующий танец радости и любви. Ранние лидеры Греческой церкви называли его словом «перихорезис». Обратите внимание: оно содержит тот же корень, что и «хореография», и буквально означает «танцевать или течь вокруг чего‑либо». …Вселенную следует воспринимать как танец сущностей, объединенных взаимосвязанной и вместе с тем обособленной энергией, подобных планетам на орбитах вокруг звезд, приливам и смене времен года… Во всем этом ощущается любовь внутренней жизни Троицы. Сотворение – это танец! …но уже в Быт 3 мы читаем о грехопадении. …Мы замерли на месте, сосредоточились на себе. Согласно Быт 3, когда распались наши отношения с Богом, пострадали и все прочие наши отношения… Мы утратили танец. Танец радостных, взаимно жертвенных отношений невозможен в мире, где каждый неподвижен и каждый пытается заставить остальных вращаться по орбите вокруг него…

«Разум за Бога» – невероятно захватывающая и интересная книга, которая будет интересна всем, независимо от того, на пути к вере ли Вы, или уже много лет находитесь в церкви.

No Comment

You can post first response comment.

Leave A Comment

Please enter your name. Please enter an valid email address. Please enter a message.