Марк Шагал, "Колено Иуды"Один из основных атрибутов того, кто «достоин открыть книгу» выражен глаголом «победил». Ключ к видению Иоанном убитого Агнца (5:6) должен распознать контраст между тем, что он слышит (5:5) и что он видит (5:6). Иоанн слышит: «вот Лев из колена Иудина, Корень Давидов, победил». Два рассмотренных мессианских титула вызывают сильный милитаристский и националистический образ давидического Мессии как завоевателя стран, покоряющего врагов Божьего народа (ср. 1QSb 5:20-29: «…[И поразишь народы] силой своей руки, скипетром твоим ты опустошишь землю, и духом уст своих умертвишь нечестивцев … и да избодешь, как бык … [и да растопчешь народы], как уличную грязь…»). Но этому образу дают другое толкование посредством того, что видит Иоанн: Агнец, жертвенная смерть которого (5:6) искупила людей из всех стран (5:9-10). Сочетая два контрастирующих образа, Иоанн создаёт новый символ завоевания жертвенной смертью. Мессианские надежды, вызванные в 5:5, не отброшены: Иисус действительно – ожидаемый Мессия Давида (22:16). Но поскольку последний был связан с военным насилием и узким национализмом, то Ему дают иное толкование – образ Агнца. Мессия, конечно, одержал победу, но сделал он так жертвой ради людей из всех наций(5:9). Таким образом, средства, которыми давидический Мессия одержал свою победу, объяснены образом Агнца, в то время как значение образа Агнца, как мы теперь видим, заключается в том, что его жертвенная смерть была победой над злом.

Кого или что Агнец победил, не указано. Следовательно мы должны понять, что всё, что настроено против правления Бога, было побеждено Агнцем. Поэтому, восторженная хвала победившему Агнцу возрастает, в ожидании эсхатологических плодов Его победы, чтобы включить всё творение в поклонение Сидящему на престоле вместе с Агнцем (5:13). Продолжающаяся и окончательная победа Бога над злом, которую описывает остальная часть книги Откровения, является не больше, чем детальной разработкой решающей победы Агнца на кресте, однако именно этой победой Агнца, как основанием для детальной разработки эсхатологического плана, Иоанн больше всего заинтересован. Он принимает в основном как должное, что жертвенная смерть Христа освободила христиан от греха (1:5) и сделала их эсхатологическим народом Божьим (1:5, 5:9-10).

Как мы можем теперь видеть, символизм 5 главы изображает дело Христа в комбинации двух мотивов – мессианской войны и нового исхода. Третий главный мотив, представляющий Христа как верного свидетеля, не настолько явно связан с ними. Но мы можем видеть соотношение всех трех мотивов в том, что сказано о разделении христианами Христовой победы над сатаной (Отк 12:11). Весь стих требует отсылки «крови Агнца» не только к смерти Христа, но и к смертям христианских мучеников, которые, следуя примеру Христа, являются свидетелями даже за счет своих жизней. Но у этого свидетельства «даже до смерти» нет собственной независимой ценности. Его ценность зависит непосредственно от Христа, поскольку является продолжением Его свидетельства. Таким образом, при помощи крови Агнца, они побеждают. Своей смертью, они сами становятся победителями над сатаной, но только участвуя в победе Агнца над сатаной Его смертью. Нам следует заметить также, что язык победы используется во всех трёх стадиях труда Христа: Он победил в своей смерти и воскресении (3:21; 5:5), его последователи побеждают во время перед концом (12:11; 15:2), и Он побеждает во время парусии (17:14). Таким образом, подобное объяснение 12:11 приводит нас ко второй стадии труда Христа – в котором он продолжен его последователями – но это также показывает, что элемент верного свидетеля важен для понимания, так как победа Христа обретает силу посредством верного ученичества христиан в мире.

No Comment

You can post first response comment.

Leave A Comment

Please enter your name. Please enter an valid email address. Please enter a message.