Утро христианина

Дитрих Бонхёффер

Каждое утро — это новое начало нашей жизни. Каждый день — законченное целое. Сегодняшний день прочерчивает границу нашим заботам и трудам (см. Мф 6:34; Иак 4:14). Он достаточно продолжителен, чтобы успеть найти или потерять Бога, сохранить веру или впасть в грех и навлечь на себя бесчестие. Поэтому Бог сотворил день и ночь, чтобы мы не блуждали в безграничном пространстве, но уже с утра помнили о вечере. Как солнце ежедневно поднимается над горизонтом, так и милость Божья обновляется каждое утро (Плач 3:23). Ежедневно нам предстоит заново открывать для себя вечную верность Бога, проживая жизнь с Ним, ежедневно мы получаем возможность начинать новую жизнь с Ним — вот подарок, который Бог дает нам каждое утро.
В Священном Писании утро представляется временем, полным чудес. Это час, когда Бог оказывает помощь своей церкви (Пс 45:6), час радости после вечерних слез (Пс 29:6), час проповеди Божьего слова (Соф 3:5), ежедневной раздачи святой манны (Исх 16:13 сл.); перед восходом солнца Иисус отправляется на молитву (Мк 1:35), рано утром жены идут к могиле и находят Иисуса воскресшим (Мк 16:2 сл.). На рассвете ученики встречают Воскресшего на берегу Тивериадского озера (Ин 21:4). Ожидание чудес от Бога подталкивает мужей веры к раннему пробуждению (Быт 19:27; Исх 24:4; Иов 1:5 и др.). Сон более не удерживает их. Они устремляются навстречу утренней благодати Бога.
Просыпаясь, мы разгоняем сумрачных призраков ночи и развеваем смутные сновидения, если немедленно произносим утреннее благословение и просим триединого Бога о помощи на этот день. Дурное настроение, необузданные страсти и желания, от которых мы не можем избавиться на протяжении дня, зачастую бывают ночными монстрами, которых мы вовремя от себя не отогнали и которые пытаются отравить наш день. Первые мгновения нового дня должны быть посвящены не нашим планам и заботам, не рьяному труду, а освобождающей божественной благодати, Его благословляющей близости. Кого забота будит раньше времени, тому Писание говорит: «Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали» (Пс 126:2). Не страх перед наступающим днем, не бремя работы, которая мне предстоит, а только Господь «каждое утро… пробуждает, пробуждает ухо мое, чтобы я слушал, подобно учащимся» — говорится о Рабе Господнем (Ис 50:4). Прежде, чем сердце откроется перед миром, Бог желает, чтобы оно открылось перед Ним. Прежде, чем ухо начнет воспринимать бесчисленные звуки дня, ему следует в утренней тиши услышать голос Творца и Спасителя. Господь отвел для себя тишину ранних утренних часов. Она должна принадлежать Ему.
Ежедневному [насущному] хлебу должно предшествовать ежедневное слово. Только тогда и хлеб будет приниматься с благодарностью. Ежедневной работе должна предшествовать утренняя молитва. Только тогда работа будет исполнением воли Божьей. Утро должно отдать нам час своего времени на тихую молитву и совместное размышление. Воистину, это время не будет потрачено зря. Как иначе мы можем вооружиться для противостояния проблемам, заботам и искушениям этого дня? И даже если мы довольно часто бываем «не в настроении», все равно это — дань справедливости тому, кто желает, чтобы мы Его призывали, прославляли и молили, и намеревается благословить наш день не иначе, как своим словом и нашей молитвой.
Неправильно говорить о «законности» там, где речь идет о порядке нашей христианской жизни, о верности заповеданным нам чтению Священного Писания и молитве. Беспорядок разрушает и убивает веру. Это особенно должен помнить богослов, подменяющий евангельскую свободу распущенностью. Кто хочет совершать полноценное духовное служение и при этом не потерять себя в деловом раже, тому следует вовремя научиться духовной дисциплине слуги Иисуса Христа. Молодому богослову будет большим подспорьем, если он установит определенные часы для тихой молитвы и размышлений и будет блюсти их с упорством и терпением.
Каждый христианин нуждается в тихой молитве. Богослов, желающий быть христианином, нуждается в ней еще больше, чем кто-либо другой. Ему нужно больше времени для слова Божьего и молитвы; ибо у него особое задание (см. Деян 6:4). Как нам учиться обращаться со словом Божьим, проповедовать и наставлять, по-братски носить бремена других людей, если мы сами не чувствуем помощи Божьей, которая нам дается на этот день? Мы ведь не хотим стать болтунами и «профессионалами». Полезно взять слово Божье за основу ддя тихой молитвы. Оно дает ей содержательность, твердую почву и уверенность. Можно взять один фрагмент на всю неделю. Тогда, сознаем мы это или нет, слово Божье начнет жить в нас. Быстрая перемена ведет к поверхностности. Писание учит нас разговаривать с Богом на том языке, на котором сам Он к нам обратился, разговаривать, как ребенок с отцом. Исходя из слова Божьего, мы молимся обо всем, о чем нас учит молиться это слово, приносим грядущий день Богу, очищаем перед Ним наши умы и помыслы и, прежде всего, молим о даре полного общения с Иисусом Христом. Мы также не забываем молиться и о себе самих: «кротостью прославляй душу твою, и воздавай ей честь по ее достоинству» (Сир 10:31). Далее перед нами открывается широкое пространство для заступничества. Здесь наш кругозор расширяется. Мы видим близких и далеких людей и проблемы, которые следует препоручить благодати Божьей. Никто, просящий нас о молитве, не должен ошибиться. К ним присоединяются все те, кто особо близок нам по личным или профессиональным причинам — а это множество людей. И наконец, каждый из нас знает людей, за которых вряд ли кто-то молится. Не будем забывать благодарить Бога за этих людей, которые помогают нам и укрепляют нас своими заступническими молитвами. Закончим же молитвенный час многократным и уверенным «аминь».
Партнеров для совместных молитв следует искать в доме или из числа соседей, чтобы с ними слушать слово Божье, петь и молиться. Во время таких молитв следует прежде всего читать псалмы, которые только тогда станут частью нас самих, когда мы будем их читать ежедневно, много и не переставая. После этого следует прочесть довольно значительный фрагмент из Ветхого и Нового Заветов. Молитва, которую произносит один от имени всех собравшихся, приносит Богу общие намерения и просьбы этой небольшой домашней общины.
Теперь Бог в утренней тишине произнес свое слово, теперь мы обрели общение с Ним и с общиной христиан. И после этого разве не стоит уверенно приступить к своим повседневным обязанностям?

Дитрих Бонхёффер. «Утро. Библейские размышления на начало дня». 1935 или 1936 год.

No Comment

You can post first response comment.

Leave A Comment

Please enter your name. Please enter an valid email address. Please enter a message.