Французский археолог Раймонд Вайль открыл самую известное из ранних синагогальных надписей, в 1913 году во время раскопок в нижней части восточного склона Офела, древнего город Давида, который лежит под Храмовой горой в Иерусалиме. Эта надпись-посвящение представляет собой ценное свидетельство синагоги, которая существовала в Иерусалиме в период Второго Храма.

По стилю надписи можно определить, что синагога была построена в первом веке нашей эры и, таким образом, является современницей храма Ирода. Она, вероятно, стояла около ста лет, прежде чем была разрушена. Наряду с надписью,  на месте раскопок были обнаружены несколько дополнительных тесаных каменных блоков. Их размещение показывает, что они были преднамеренно сохранены там. Вероятно, кто-то из членов общины вернулись на это место после разрушения Иерусалима и похоронили останки здания, надеясь восстановить его когда-нибудь в будущем.

Яркой особенностью является упоминание о покровителе – Феодоте, и как о священнике, и как о правители синагоги (archisynagogos). Кроме того, он описывается как сын и внук тех, кто имел подобную должность в этой общине. Это определение предполагает не только возможность наследственного лидерства в ранних синагогах, но и возможность того, что священнические семьи обычно населяли такие династии.

Словарь «Иисус и Евангелия» (ББИ, 2003) даёт следующее определение: «Надпись Феодота в Иерусалиме, которую обычно датируют временем до 70 г. н. э., говорит об устройстве приюта для паломников, но, возможно, он был и Синагогой либертинцев (т. е. вольноотпущенников, Деян 6:9)»

 

Текст надписи:

 

ΘΕΟΔΟΤΟΣ.ΟΥΕΤΤΕΝΟΥ.ΙΕΡΕΥΣ.ΚΑΙ

ΑΡΧΙΣΥΝΑΓΩΓΟΣ.ΥΙΟΣ.ΑΡΧΙΣΥ[ΑΓΩ]-

Γ[Ο]Υ.ΥΙΟΝΟΣ.ΑΡΧΙΣΥΝ[Α]ΓΩΓΟΥ.ΩΚΟ-

ΔΟΜΗΣΕ.ΤΗΝ.ΣΥΝΑΓΩΓ[Η]Ν.ΕΙΣ.ΑΝ[ΑΓ]ΝΩ-

Σ[Ι]Ν.ΝΟΜΟΥ.ΚΑΙ.ΕΙΣ.[Δ]ΙΔΑΧΗΝ.ΕΝΤΟΛΩΝ ΚΑΙ

ΤΟΝ.ΧΕΝΩΝΑ.ΚΑ[Ι.ΤΑ].ΔΩΜΑΤΑ.ΚΑΙ.ΤΑ.ΧΡΗ-

Σ[Τ]ΗΡΙΑ.ΤΩΝ.ΥΔΑΤΩΝ.ΕΙΣ.ΚΑΤΑΛΥΜΑ.ΤΟΙ-

Σ.[Χ]ΡΗΖΟΥΣΙΝ.ΑΠΟ.ΤΗΣ.ΧΕ[Ν]ΗΣ.ΗΝ.ΕΘΕΜΕ-

Λ[ΙΜΩ]ΣΑΝ.ΟΙ.ΠΑΤΕΡΕΣ.[Α]ΥΤΟΥ.ΚΑΙ.ΟΙ.ΠΡΕ-

Σ[Β]ΥΤΕΡΟΙ.ΚΑΙ.ΣΙΜΩΝ[Ι]ΔΗΣ

 

Перевод:

 

ФЕОДОТ, СЫН ВЕТТЕНА, СВЯЩЕННИК И

НАЧАЛЬНИК СИНАГОГИ, СЫН НАЧАЛЬНИКА

СИНАГОГИ, ВНУК НАЧАЛЬНИКА СИНАГОГИ,

КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ СИНАГОГУ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ЗАКОНА И ИЗУЧЕНИЯ ЗАПОВЕДЕЙ, А

ТАКЖЕ ПРИЮТ, СПАЛЬНИ И ВОДОВОД ДЛЯ

НУЖД ПУТНИКОВ, ПРИШЕДШИХ ИЗДАЛЕКА,

И ЧЕЙ ОТЕЦ СО СТАРЕЙШИНАМИ И СИМОНИДАМИ

ОСНОВАЛ СИНАГОГУ

No Comment

You can post first response comment.

Leave A Comment

Please enter your name. Please enter an valid email address. Please enter a message.