Зачем христианам читать Авдия?

Как часто вы слышите в церкви проповеди на Книгу пророка Авдия? Как часто вы обращаетесь к этому тексту во время домашнего чтения Библии? И помните ли Вы, о чём она? Иероним верно заметил по этому поводу: «Чем короче, тем труднее» — самая маленькая книга Ветхого Завета из 21 стиха, она вызывает у современных читателей трудности в понимании того, что эта книга значит здесь и сейчас лично для них.

Задача пророка — провозгласить суд над Эдомом и над всеми народами. И это вызывает большие споры о важности для христианского богословия. Некоторые исследователи утверждают, что книга Авдия не представляет большого богословского интереса и её присутствие в каноне можно легко объяснить анти-идумейской кампанией, которая была в разгаре в первом веке от Р.Х. Однако подобное мнение не объясняет огромный труд, который понадобился, чтобы сохранить данную книгу в течение веков. В ней есть нечто более глубокое, более значимое, что объясняет сохранение и канонизацию этого труда и его непрекращающееся влияние на верующих.

Книга написана в V в. до н. э. когда, эдомитяне стали совершать жестокие набеги на восточные и южные территории Иудеи. Композиция книги имеет два крупных блока: пророчество суда над Эдомом (ст. 2-15), где говорится исключительно о наказании и грехе Эдома и пророчество благополучия для Сиона и объединенного Израиля (ст. 16-21), где речь идет о суде над всеми народами, включая Эдом, судьба которого становится примером всеобщего эсхатологического суда над народами.

Пророчества против Эдома, как и против других народов, предназначались, в первую очередь, Израилю. Пророки не путешествовали в Эдом, чтобы высказать свои едкие упреки, да и кто бы слушал их там? То, что пророки говорили об Эдоме, слушали — как и было задумано — израильтяне, которые оценивали важность пророчества, сохраняли и канонизировали как Слово Божие.

Когда в книге говорится о Дне Господнем, есть три момента, раскрываемых через это событие: а) Яхве – Бог, Который требует праведности, у Авдия она присутствует на заднем плане его пророчеств; б) Яхве – Повелитель неба и земли, Бог всех народов, эта мысль мощно проступает в подтексте, когда Яхве произносит суд на Эдом и народы; в) но, если Яхве – Свят и требует святости от Своего народа, почему Он позволяет другим народам земли совершать злые дела? Как Он может, в таком случае, быть Повелителем всех народов?

И здесь Авдий отвечает на этот вопрос, упоминая, во-первых, о зле, совершенном Эдомом, и, во-вторых, объявляя о предстоящем дне Господнем: «Как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (ст. 15). Иуда у Авдия является не только пострадавшим, пассивно наблюдающим за свершением Божьего суда, но непосредственным исполнителем Божьего наказания над Эдомом*. После этого суда над всеми народами в день Господень приходит восстановление и возмещение. «Спасители» восходят на гору Сион и правят горой Исава, результатом «будет царство Яхве» (ст.21).

Начиная с метафор, описывающих потери Эдома за его преступления против Израиля, пророк Авдий говорит о Дне Господнем, как о времени восстановления справедливости и наказания за предательство… День Господень упоминается как день, в который пострадает не только Эдом, но и другие нечестивые народы, в то время как для Израиля наступит время процветания. У Авдия День Господень напрямую связывается с нарушением норм социальной справедливости по отношению к ближнему.

В стихах 8-15 речь идёт о Дне Господнем, для которого в последующем контексте вводится и десять раз повторяется аналог-сравнение — день, в который Эдом предал Израиль. Сразу вслед за этим, замыкая кольцевую конструкцию, вновь упоминается День Господень… Обе части рамки повторяют в связи с Днём Господним мотив воздаяния за преступление. Контраст параллели, проводимой между этими двумя днями, рождает весьма сильный по своему воздействию образ заслуженной кары, восстановления попранной справедливости, в чём вновь раскрывается действие социальной составляющей концепта.

Какую ценность сегодня представляют рассуждения о междоусобной борьбе между Иаковом и Исавом? Адресовано ли оно только определённым народам в определённом месте и в определённое время? Если это часть вечного Слова Божьего, то оно должно иметь отношение ко всем поколениям, несмотря на его особую важность для определенных времен и обстоятельств. Если послание адресовано, в первую очередь, Израилю, а не Эдому, то верующие сегодня могут рассматривать его как адресованное к ним. В нем говорится о врагах Божьего народа и об их жестоком и бесчеловечном обращении с другими. Но суд начинается с дома Божия. Чем обращение со своим братом, подобное тому, как Эдомитяне обошлись с Иудеей, отличается от действий языческих народов?

Книга Авдия имеет огромное значение для современного века мирского гуманизма. Люди до сих пор ропщут и стонут под гнетом несправедливостей сего мира и жаждут того времени, когда все станет «как оно должно быть». Это проявляется во время революций и геополитических конфликтов, об этом рассуждают в образовательных и философских теориях. Послание пророка наполнено справедливым возмущением из-за предательски попранных добрососедских отношений… Бог в пророчестве Авдия показан гарантом восстановления справедливости и уничтожения мирового зла. Бог обещает, что Его день настанет. И когда это произойдет, Он исправит неправды, восстановит законное имение (ст. 19-20) и установит Свое царство на земле.

 

*Слова, выделенные курсивом, цитаты из  работы «Концепт Дня Господня и его социальная составляющая у Малых пророков» Поликина С.В.

No Comment

You can post first response comment.

Leave A Comment

Please enter your name. Please enter an valid email address. Please enter a message.