Прошёл ровно год с трагедии над Синайским полуостровом. Погибло 224 человека. Кто-то потерял родителей, кто-то детей, у кого-то погибли муж или жена. Были и целые семьи, жизнь которых забрала эта трагедия. А у тех, кто в этот день ровно год назад ждал в аэропорту, осталась глубокая рана от жестокости и бессмысленности случившегося…

Как в такие моменты можно утверждать о благости Божьей? Пожалуй разве что через слёзы. «Плачте с плачущими» сказал апостол Павел (Рим 12:15), потому что так мы можем понести бремя другого человека и спасти его из бездны отчаяния.

Хорошим примером здесь служат две книги одного британского писателя – К.С. Льюиса. В 1940 году, Льюис выпускает свою книгу-размышление, под названием «Страдание» (The Problem of Pain). В ней есть логика, и рациональность, и желание помочь осознать и осмыслить проблему страдания, только одного в ней нет – собственной боли автора. Она помогает понять разумом причину страдание, но не исцеляет сердце. Но у него есть ещё одна книга о страдании, которую он написал спустя 21 год, когда от рака умирает его жена, только это уже не совсем размышления — это дневник боли. Он записывал свои мысли и чувства в тетради, которые в последствии были выпущены в виде книги «Боль утраты. Наблюдения» (A Grief Observed). В ней нет типичной для Льюиса рациональной аргументации, а рассуждения больше напоминают крик, который трудно сдержать:

«…возникает вопрос: Где же Бог? Это самый тревожный симптом. Когда ты счастлив, так счастлив, что не нуждаешься в Нем , ты даже чувствуешь, что обращение к Нему лишь отвлечет тебя, и если все-таки ты опомнишься и обратишься к Нему с благодарностью, Он, по крайней мере ты так чувствуешь, принимает тебя с распростертыми объятиями. Но попробуй обратиться к Нему, когда ты в отчаянии, когда все надежды напрасны, и что тебя ожидает? Двери захлопывается перед твоим носом и ты слышишь, как дважды поворачивается ключ в замке, гремит засов — и потом тишина. Нечего больше ждать, поворачивайся и отправляйся, откуда пришел. Окна темны. Похоже, что в доме никого нет… Я не думаю, что существует опасность утратить веру в Бога. Истинная опасность состоит в возможности поверить в то, что Он — плохой. Я боюсь не того, что я прихожу к выводу “оказывается, Бога нет!”, но: “Так вот какой Он, оказывается, и нечего себя обманывать”».

Где Бог, когда мы страдаем, когда боль подступает к самому горлу? Льюис отмечает, что боль похоже на страх, так, что становиться трудно глотать. Куда пропадает наша надежда? Вспомним слова Иеремии, которыми он заканчивает свой плач: «Неужели совсем Ты отверг нас, и нет предела Твоему гневу?!» (Плач 5:22). Здесь нет никакого оптимизма, пророк в полном отчаянии. Однако в конце наблюдений Льюиса появляется проблема надежды и он выступает уже не в роли Иеремии, а в роли Иова, осознающего, что в мире есть вещи, которые невозможно познать:

«…Когда я задаю все эти вопросы Богу, я не получаю ответа. Но это не прежнее «Ответа не будет!». Это не захлопнутая перед носом дверь. Скорее, это спокойный, явно без всякого сочувствия, взгляд. Как будто Он покачал головой не в знак отказа, а как бы не желая обсуждать вопрос. Как бы говоря: «Успокойся, дитя мое, ты не понимаешь»… А если хорошенько подумать, то передо мной вообще не стоит никаких практических задач. Я знаю две великих заповеди и буду-ка их и придерживаться… Пока она была жива, она практически могла быть для меня важнее Бога, я мог делать то, чего хотела она, а не Бог; если бы возник вопрос выбора. Теперь я оказался перед лицом проблемы, где я ничего не могу поделать. Остался только груз чувств, мотивов и прочее того же рода. С этим я должен разобраться сам. Я не верю, что это проблема Бога…»

Безусловно вопрос о приоритете Бога — это вопрос о приоритете надежды. К чему бы земному наше сердце не привязывалось, всему придёт конец, и если наша надежда зиждется на земном, то придёт день, когда почва исчезнет из под наших ног. И напротив, если мы полагаем нашу надежду в Боге, Он сделает нечто иное: Он не заберёт боль, но Он даст то, что сделает нас сильнее – любовь.

No Comment

You can post first response comment.

Leave A Comment

Please enter your name. Please enter an valid email address. Please enter a message.