10 лучших советских фильмов которые стоит посмотреть

10 лучших советских фильмов которые стоит посмотреть

Благодаря советской киношколе появилось множество фильмов, которые стали классикой. Это настоящие произведения искусства, их до сих пор любят и пересматривают. Лайфхакер собрал высоко оценённые критиками и зрителями картины, наиболее ярко характеризующие свою эпоху.

Броненосец «Потёмкин»

  • СССР, 1925 год.
  • Драматическая киноэпопея.
  • Длительность: 75 минут.
  • IMDb: 8,0.

В основе сюжета лежит подлинное историческое событие — восстание на броненосце «Князь Потёмкин» в 1905 году. Фильм начинается с того, что моряки одного из броненосцев Черноморского флота, возмущённые произволом офицеров, отказываются от борща, сваренного из гнилого мяса. На судне начинается мятеж, в ходе которого матросам удаётся захватить командование. Жители Одессы поддерживают восстание, и это приводит к кровавой расправе в городе: царская полиция расстреливает мирных безоружных людей.

Работу Сергея Эйзенштейна неоднократно называли лучшим фильмом всех времён. И даже сейчас несложно понять, почему: режиссёр применял невиданные по тем временам спецэффекты. В одном из эпизодов даже оживают каменные львы, которые от ужаса всего происходящего сходят со своих постаментов.

Ещё один новаторский приём — эмоциональное использование цвета. Когда команда захватывает броненосец, над кораблём поднимается алый флаг. Этот единственный цветной кадр фильма Эйзенштейн раскрасил вручную.

Сцена расстрела на Потёмкинской лестнице и особенно кадр с катящейся коляской вдохновили многих режиссёров и много раз цитировались в кино: от «Неприкасаемых» Брайана де Пальмы до «Симпсонов».

Человек с киноаппаратом

  • СССР, 1929 год.
  • Документальный.
  • Длительность: 66 минут.
  • IMDb: 8,4.

Фильм абстрактно изображает один день из жизни города 1920-х годов. Зрителю показывают хаотичную урбанистическую симфонию, составленную из коротких документальных фрагментов.

Авангардист Дзига Вертов — один из первопроходцев кинодокументалистики — был противником игровых фильмов и считал, что кино должно передавать правду жизни. Принципы режиссёра нашли отражение в монументальной работе «Человек с киноаппаратом». Она представляет собой настоящую энциклопедию кинематографических трюков: двойная экспозиция (наложение изображений друг на друга), голландский угол («завал горизонта» ), стоп-кадр, съёмка в отражении и другие.

Ради удачных кадров Дзига Вертов и его брат Михаил Кауфман, казалось, были готовы на всё. Например, они бесстрашно ложились на рельсы, чтобы заснять проезжающий поезд снизу, или забирались на очень высокие строения без всякой страховки.

Современники не оценили экранный манифест Вертова по заслугам. Зато в 2014 году британский журнал Sight & Sound назвал Critics’ 50 Greatest Documentaries of All Time «Человека с киноаппаратом» лучшим документальным фильмом всех времён.

Летят журавли

  • СССР, 1957 год.
  • Военная драма.
  • Длительность: 97 минут.
  • IMDb: 8,3.

В центре повествования пронзительная история двух влюблённых — Вероники и Бориса, которых навсегда разлучила война. Когда Борис уходит на фронт, осиротевшую Веронику принуждает к женитьбе Марк — двоюродный брат героя.

Сейчас лента режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского признана шедевром. Наряду с картинами Эйзенштейна и Тарковского, «Летят журавли» считается одним из символов русского кино.

Но судьба фильма могла сложиться совершенно иначе, если бы не Клод Лелуш. Ещё студентом будущий важнейший режиссёр французской «новой волны» случайно оказался на съёмках ленты в качестве ассистента оператора. Благодаря связям Лелуша картина попала на Каннский фестиваль и получила главный приз — «Золотую пальмовую ветвь».

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Судьба человека

  • СССР, 1959 год.
  • Военная драма.
  • Длительность: 103 минуты.
  • IMDb: 8,0.

В начале Великой Отечественной войны уроженец Воронежа Андрей Соколов идёт воевать на фронт. Там мужчина получает контузию и попадает в плен к фашистам. Андрея отправляют в концентрационный лагерь, откуда герой постоянно пытается сбежать. Наконец ему это удаётся, но, вернувшись домой, он узнаёт чудовищную новость.

«Судьба человека» по одноимённому рассказу Михаила Шолохова — одна из самых важных отечественных военных кинолент. Причём снял её режиссёр-дебютант — Сергей Бондарчук, которому пришлось долго убеждать руководство «Мосфильма» и самого Шолохова в том, что ему можно доверить эту работу.

В итоге фильм приняли с восторгом и в СССР, и на Западе. Выдающийся итальянский постановщик Роберто Росселлини даже назвал «Судьбу человека» самым сильным из того, что было снято о войне.

Новаторство картины состояло в том, что узник концлагеря впервые был показан как положительный персонаж. Ведь, как известно, солдат, оказавшийся в плену, при любых обстоятельствах автоматически объявлялся предателем. И фильм негласно реабилитировал огромную категорию людей, с которыми несправедливо поступили.

Застава Ильича

  • СССР, 1964 год.
  • Драма.
  • Длительность: 175 минут.
  • IMDb: 7,9.

Фильм рассказывает о жизни Сергея Журавлёва и его друзей Николая Фокина и Славы Костикова. Они молоды, полны оптимизма и хотят жить так, чтобы не было стыдно.

Лирическая работа Марлена Хуциева «Застава Ильича» — один из важнейших советских фильмов 60-х годов, опередивший своё время. Картина вышла на заре оттепели и предугадала темы, которые в последующие десятилетия будут волновать советских кинорежиссёров: духовная жизнь человека и его внутренний мир.

Знаменитая сцена вечеринки золотой молодёжи в Политехническом музее получилась максимально правдоподобной. Ведь режиссёр снял в ней не профессиональных актёров, а настоящую интеллектуальную элиту того времени: поэтов Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского и Беллу Ахмадулину, режиссёров Андрея Кончаловского и Андрея Тарковского, певца Булата Окуджаву.

Но как это часто случалось в СССР, фильм прошёл производственный ад и сильно пострадал из-за цензуры. Сложность была ещё и в том, что перфекционист Хуциев отказывался резать картину под напором критики. Вместо этого он переснимал целые сцены заново. Лента всё-таки вышла на экраны, но в искажённом виде и под названием «Мне двадцать лет». А авторский вариант зрители увидели только в 1988 году.

Ещё раз про любовь

  • СССР, 1968 год.
  • Романтическая драма.
  • Длительность: 92 минуты.
  • IMDb: 7,3.

Картина рассказывает о коротком романе двух очень одиноких людей — физика Электрона Евдокимова и бортпроводницы Наташи. Девушка открыто и честно полюбила героя, но он не сразу проникся ответным чувством.

Лента «Ещё раз про любовь» вышла в оттепельные годы и потрясла зрителей своей смелостью и искренностью. Многое показанное в фильме было в новинку: например, раньше в советском кино не было героинь, которые могли бы познакомиться с молодым человеком в ресторане и тут же провести с ним ночь.

Прозвучавшая в картине песня о солнечном зайчике — метафоре ускользающего счастья — ушла в народ. Её часто пели у костров, в детских и молодёжных лагерях.

Доживём до понедельника

  • СССР, 1968 год.
  • Драма.
  • Длительность: 106 минут.
  • IMDb: 8,0.

Илья Семёнович Мельников преподаёт историю в обычной средней школе. Будучи интеллигентным и неравнодушным человеком, он сильно переживает о том, как несовершенна советская система образования. Кроме того, герой устал работать в обстановке беспринципности и лицемерия, сложившейся среди преподавательского состава. Ситуацию усложняет и влюблённая в Мельникова молоденькая учительница Наталья Сергеевна.

«Доживём до понедельника» режиссёра Станислава Ростоцкого по праву считается одним из лучших фильмов оттепели и советского кинематографа в целом. Образ переживающего внутренний конфликт учителя, сыгранный Вячеславом Тихоновым, восхитил работников образования, критиков и простых зрителей. После первого показа зал аплодировал стоя и режиссёру, и актёрам.

Народный любимец Тихонов, за плечами которого к тому моменту была роль князя Андрея в эпопее Бондарчука «Война и мир», сначала не хотел сниматься в кино про школу. Но потом актёр всё же уступил настойчивой просьбе режиссёра, своего большого друга. Этим выбором остался недоволен сценарист Георгий Полонский: он видел в роли Мельникова более пожилого и не такого привлекательного артиста. И тогда на помощь пришли гримёры, которые помогли состарить молодого исполнителя.

Зеркало

  • СССР, 1974 год.
  • Автобиографическая драма.
  • Длительность: 102 минуты.
  • IMDb: 8,1.

Действие этой очень интимной и автобиографической картины происходит в разных временных пластах: до, во время и после войны. Воспоминания и сновидения лирического героя чередуются с чтением стихов Арсения Тарковского, отца режиссёра.

Андрей Тарковский не раз говорил, что все его работы так или иначе построены на личных переживаниях. В основу «Зеркала» мастер заложил собственную драму детства — уход из семьи отца. В фильм вошло ещё множество подлинных деталей из биографии великого постановщика. Например, эпизод с пожаром: когда режиссёру было всего пять лет, он увидел, как загорелся соседский дом.

Истинные знатоки кино наверняка помнят живописное гречишное поле, ставшее визитной карточкой картины. Тарковскому было принципиально важно, чтобы на поле росла именно гречиха, как когда-то в детстве. Но долгие годы оно засевалось только клевером и овсом. Режиссёр арендовал это поле, и съёмочная группа на свой страх и риск засеяла его гречихой.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Иди и смотри

  • СССР, 1985 год.
  • Военная драма.
  • Длительность: 145 минут.
  • IMDb: 8,3.

В центре повествования — два дня из жизни обычного белорусского подростка Флёры, который, несмотря на протесты матери, уходит в партизанский отряд. Команда отправляется на опасное задание, оставив в лагере Флёру и девушку Глашу. Спустя некоторое время место обстреливают. Пережив бомбёжку, чудом уцелевшие подростки возвращаются в родную деревню Флёры, но обнаруживают, что все дома в ней опустели.

Последнюю работу Элема Климова критики практически единогласно называют одной из самых опустошающих, пронзительных и честных кинокартин о войне. «Иди и смотри» существенно повлиял на жанр военной драмы. Это можно обнаружить даже в таких известных лентах, как «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана».

Режиссёр хотел добиться предельной искренности, поэтому настаивал, чтобы главного героя сыграл не профессиональный актёр, а простой мальчишка. Из-за этого фильм снимался в хронологическом порядке, даже несмотря на то, что такой подход делает процесс кинопроизводства крайне затянутым и дорогим. Но благодаря этому приёму дебютанту Алексею Кравченко и другим неопытным исполнителям было проще играть.

Смотреть в iTunes →

Курьер

  • СССР, 1986 год.
  • Комедийная драма.
  • Длительность: 88 минут.
  • IMDb: 8,0.

Молодой Иван приходит работать курьером в журнал. Перед этим герой провалил экзамены в институт, куда, в общем-то, и не очень стремился. Однажды, выполняя очередное поручение, Иван знакомится с профессором Кузнецовым и его дочерью Катей. Между молодыми людьми завязывается симпатия, но Кузнецова — представителя уходящего поколения — безалаберный и дерзкий Ваня ужасно раздражает.

Центральная идея фильма — конфликт старшего и младшего поколений: первые прожили свою жизнь впустую, а вторые в условиях перестройки оказываются людьми без будущего.

Возможность экранизировать собственную повесть появилась у Карена Шахназарова не сразу. Во времена строгой цензуры режиссёру запрещали даже думать о постановке такой неоднозначной картины. Поэтому работа над фильмом началась только с приходом к власти Горбачёва.

Исполнителя главной мужской роли искали очень долго. Из сотни претендентов Шахназаров в итоге выбрал непрофессионального актёра Фёдора Дунаевского. Причём у юноши оказалось много общего с его экранным образом: Дунаевский частенько ссорился с режиссёром и спорил со всеми на съёмочной площадке.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Фильмы тридцатых годов не новинка для нашего зрителя, тем более для поколения наших отцов и дедов. Мы правильно и традиционно считаем этот кинематограф кинематографом, творящим сказку о нашей стране, кинематографом, создающим утопию. Мы помним комедии Пырьева, комедии Александрова, структуру их сюжетов, образы главных героев и героинь, но было много других фильмов, которые совсем неизвестны нашему зрителю. Мы представляем фильм «Случайная встреча» (смотрите 15 декабря в 11:00), это классика украинского кинематографа. Фильм, который Игорь Савченко снял в тридцать шестом году, фильм, который по сути так и не вышел к зрителю. Он был подвергнут обвинениям в формализме, он переснимался, перемонтировался и в общем недолго существовал на экранах кинотеатров. Это очень интересная история, потому что фильм несет все отпечатки классической социальной утопии того времени.
Полустертые следы советской утопии и сегодня наполняют нашу повседневность. В прекрасный мир вглядываются настороженно-вдохновенные лица советских скульптур. Туда может погрузить московское метро. О ней напоминает архитектура, мозаики, барельефы на стенах домов, рассказывают названия улиц, заводов и городов… Но оживить коллективную мечту о мировой и социальной гармонии, собрать все следы в целостную картину мира может только кино 30-х годов прошлого века. Оно наиболее концентрированно передает энергию и обаяние утопии.
Это мир вечной молодости и оптимизма, где нет места одиночеству, тоске и сомнениям. Нравственные парадоксы и индивидуализм дореволюционной интеллигенции заменены спортом и идеалом здорового коллективизма. В начале фильма «Случайная встреча» звучит песня: «Наша молодость плыла сквозь моря и реки, наши крепкие тела не согнуть во веки». На экране – спортивная и жизнерадостная молодежь. Те же крепкие и накачанные тела, что застыли на картинах Дейнеки или фотографиях парадов Родченко.
Молодость и весна, спортивное тело и здоровье – знаковые для искусства 30-х образы. Они несут в себе энергию и самолюбование обновленного мира. Этот мир молод, агрессивен, готов к самозащите и нападению. «Над страной весенний ветер веет, с каждым днем все радостнее жить, и никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить». И вслед за этими строками «Песни о Родине» следует предупреждение: «Но сурово брови мы насупим, если враг захочет нас сломать…». Поэтому нормы ГТО, как и лозунг «Готов к труду и обороне», касаются каждого, — власти нужны спортивные и здоровые тела своих граждан. Так тема спорта пересекается с темой всеобщей мобилизации.
Во второй половине 30-х единственно возможным художественным методом становится соцреализм. В официальном определении соцреализма сказано, что задача советского художника – отображать «действительность в ее революционном развитии». Это значит, что показанное в романе или на экране настоящее – это и есть прекрасное будущее (или то, что говорит о его приближении). Поэтому фильмы о советской жизни включают фантастическое на правах реального. Или на правах символа чудесной жизни, которая, будто рай верующих, ждет всех истинно советских людей.
В фильме «Случайная встреча» будущее представлено в виде чудо-игрушек, которые проектируют главные положительные герои – Иринка и Петр. Вот директор комбината демонстрирует детям деревянный заводик по сборке машин – с одной стороны кладешь детали, а с другой стороны выезжают машинки. Вот по директорскому кабинету, завораживающе парит радиоуправляемый дирижабль. Пока это детские игрушки, вскоре они станут частью советской реальности.

Еще одно чудо социалистического реализма – это положительные герои. Искренние, цельные, сильные, талантливые. Такова Иринка – главная героиня «Случайной встречи». Передовик производства, спортсменка, любимица детей, гордость коллектива, совместившая материнство с творческой работой и профессиональным спортом. Идеал успешной советской женщины, в равной мере реализованной и в семье, и в обществе. Намного позже над этой формулой идеального женского персонажа будет иронизировать Гайдай в фильме «Кавказская пленница»: «Красавица, спортсменка, комсомолка» , — нахваливает свой брачный товар хитрый дядюшка.
Сюжет фильма «Случайная встреча» строится на семейном конфликте двух целеустремленных героев. Ссора происходит между советским мужчиной, который мечтает о славе и спортивных рекордах, и советской женщиной, которая хочет совместить рекорды и материнство.
Импульсивного, резкого и самоуверенного Григория Рыбина сыграл Евгений Самойлов, в тот период актер Театра им. В. Мейерхольда. Это его первая роль в кино. В последующих фильмах он играл роли возвышенных, искренних и ярких личностей и запомнился зрителю как положительное лицо советского экрана 30-50-х годов.
Любимый человек или муж не хочет ребенка и оставляет женщину одну – в силу своей реалистичности эта человеческая драма всегда вызывает сочувствие. Поэтому она стала устойчивым мелодраматическим сюжетом в кино и литературе. Однако реалии закадровой жизни всякий раз влияют на трактовку персонажей и развитие сюжета, достаточно сравнить «Случайную встречу» с культовым фильмом брежневского застоя «Москва слезам не верит», в котором, вроде бы, происходит нечто подобное…
Здесь одна из примет эпохи 30-х – открытость личной и семейной жизни коллективу. В 30-е годы принято разрешать семейные конфликты «всем миром» и под руководством старших товарищей. Семейные ссоры и личная жизнь обсуждаются на комсомольских собраниях, ими занимаются партия и профсоюзы. В кино 30-х самым взрослым, справедливым и мудрым, как правило, оказывается партийный работник или человек, занимающий самую высокую в фильме должность. В его подчинении находится беспокойная, искренняя, наивная молодежь – «дети». «Отец коллектива» — такова роль и директора комбината детской игрушки Василия Федоровича. Именно к нему приходит Петр со словами «беда у нас», узнав о ссоре Иринки и Гришки.
Фильм снимался и монтировался параллельно с пропагандисткой кампанией, предшествовавшей госуказу о запрете абортов. Указ вышел в том же, что и «Случайная встреча», 1936 году. Фильм демонстрирует, как легко материнство встраивается в активную социальную жизнь и не мешает рекордам. В финале Иринка Михайлова, мама трехлетней девочки, становится чемпионом СССР. Григорий Рыбин – отец-отказник – посрамлен. Так трогательная мелодрама сочетает оптимистичный финал с велением времени.

Еще один актуальный закадровый сюжет – пропаганда стахановского движения. Поэтому Ирина – передовик производства, для того, чтобы заменить ее на время соревнований, детские игрушки проектирует весь коллектив.
Несмотря на то, что фильм полностью соответствовал двум актуальным партийным программам, «Случайная встреча» не сразу вышла к зрителю. Кинолента, первоначально названная «Месяц май», была обвинена в формализме, год переснималась и перемонтировалась, и вскоре после выхода на экраны осела в киноархивах.
Режиссер фильма – Игорь Савченко, один из создателей советского киноэпоса и галереи цельных, ярких, темпераментных героев. Лучшими его картинами киноведы называют «Гармонь» (1934) и «Тарас Шевченко» (1951). Даже в перемонтированном виде «Случайная встреча» демонстрирует вкус режиссера к красоте кадра и любовь к фольклорному символизму. Иринка, узнавшая о беременности, мечтает о будущем сыне на фоне цветущего яблоневого сада. Разгар весны, месяц май, — это фольклорный символ молодости и обновления мира. Сам прием использования фольклорной символики отсылает к эпическому шедевру Довженко, фильму «Земля»: подобно тому, как в «Случайной встрече» надежду и ожидание будущего символизирует цветущий сад, в «Земле» конец человеческой жизни сопоставлялся с осенней порой и падающими от спелости плодами… Чувство кадра и формы в полной мере воплотилось не столько в фильмах самого Игоря Савченко, сколько в картинах его учеников, которые вошли в кино на волне оттепели. Из вгиковской мастерской Савченко вышли такие режиссеры, как Параджанов, Хуциев, Алов, Наумов.
Злободневность фильма «Случайная встреча» давно уже стала достоянием истории. Зато искренность игры актеров, красота режиссерских и операторских находок, обаяние утопии остается достоянием любого зрителя, в том числе и современного.

Ольга Романова
По материалам передачи «Шедевры старого кино»

Если вы родились после развала СССР, то о фильмах той эпохи вряд ли знаете много. Что-то слышали об «Иронии судьбы» и «Берегись автомобиля», но не углублялись дальше. А может быть, даже и это кино не смотрели! AFISHA.TUT.BY предлагает взглянуть на советское кино иначе: вот несколько примеров фильмов из той эпохи, которые остаются актуальным даже сейчас.

«Любить» (1968)

Режиссер: Михаил Калик, Инна Туманян
В ролях: Сергей Гурзо мл., Алиса Фрейндлих, Лев Круглый, Светлана Светличная
Длительность: 73 минуты

О чем фильм

Четыре новеллы о любви, действие которых происходит в Москве конца 1960-х. Они все разные, но по сути об одном — пытаются понять природу любви и откуда она берется.

Почему он крут

Это кино навсегда разрушит стереотип, что в СССР не было секса. Если вы, конечно, еще в него верили. На экране молодые люди, жившие полвека назад, знакомятся, влюбляются, общаются так же, как мы сегодня. Короче, для того времени это было настолько смело, что фильм жесточайше порезали цензоры и в прокат он вышел в сильно урезанном виде (можно сказать, получилось совсем другое кино). В 1990-м режиссер «пересобирал» фильм заново, пытаясь вернуть его к первоначальной версии.

Пусть «Любить» выглядит как несовершенная работа, где много спорных моментов, сложно не заметить интересный стиль режиссера. Вы когда-нибудь смотрели кино итальянца Антониони? Вот здесь примерно похожая атмосфера.

«Три плюс два» (1963)

Режиссер: Генрих Оганесян
В ролях: Наталья Кустинская, Наталья Фатеева, Андрей Миронов, Евгений Жариков, Геннадий Нилов
Длительность: 88 минут (короткая версия) / 99 минут (длинная)

Трое москвичей отправляются на Черное море, чтобы отдохнуть как настоящие дикари. Правда, две девушки нарушают их покой: оказалось, они тоже обычно проводят лето именно на этом месте.

Существует в двух версиях — широкоформатной и «обычной». И разница не только в размере кадра, актеры действительно играют иначе, потому что дубли переснимали. Так что по сути вместо одной картины мы получаем две, и широкоформатный вариант — более полный, там больше сцен. Но ладно это! Взять почти любой кадр из фильма — молодые актеры из СССР выглядят в кадре «горячее», чем некоторые голливудские звезды, нарочито напускающие эротичный флер.

«Добьем» вас простым наблюдением: по сюжету две девушки абсолютно спокойно путешествуют дикарями вдвоем и, ничего не боясь, располагаются рядом с незнакомцами в глуши. Кажется, в советском кино феминизм уже побеждал — мир хотя бы казался одинаково безопасным для всех. Ах да: если вдруг вы скучаете по крымской природе, какой ее помните еще «тогда», этот фильм — отличный шанс увидеть ее вновь. Хотя бы на экране.

«Вам и не снилось…» (1980)

Режиссер: Илья Фрэз
В ролях: Татьяна Аксюта, Никита Михайловский, Елена Соловей, Ирина Мирошниченко
Длительность: 86 минут

Катя и Рома — школьники, дружба которых переросла в любовь. Только вот проявлению их чувств препятствуют взрослые.

Перед вами кино о добром, чистом и светлом. В наше время для крутости хватит и этого. Как бы пошло ни звучало, но сейчас реально такого почти не снимают. Илья Фрэз показывает нам первую любовь во всех ее красках: с восторгом и нежностью, но не без разлук и огорчений. В принципе, тема сама по себе будет актуальной всегда, но здесь еще много моментов, которые пересекаются с нынешними реалиями. Например, мать Кати счастлива во втором браке, но воспитывает дочь от первого — классика жизни. Да хоть массивные очки школьницы возьмите — ну очень модно.

Кроме этого, фильм — отличное пособие для родителей, как надо и не надо делать, чтобы воспитать ребенка. Та же мама Кати показывает отличный пример того, как открыто стоит общаться с подростками о чувствах и жизни. А вот мать Ромы ведет себя совершенно иначе, чем только отдаляет себя от детей. В общем, можете смело освежить сюжет в памяти, если смотрели, когда сами были школьником.

«Собачье сердце» (1988)

Режиссер: Владимир Бортко
В ролях: Владимир Толоконников, Евгений Евстигнеев, Борис Плотников, Роман Карцев, Нина Русланова
Длительность: 136 минут

В 1920-х годах в Москве у профессора Преображенского получается превратить пса в человека. Информация сразу же разошлась по городу, только привело это к разным последствиям.

Чем он крут

Здесь мы, конечно, немного читеры. Сложно не назвать хорошим и актуальным фильм, снятый по повести классика литературы — Михаила Булгакова. Произведение десятки лет ждало своего часа и впервые было официально опубликовано лишь за год до выхода экранизации. До этого «Собачье сердце» гуляло по стране в виде самиздата.

В свое время фильм собрал несколько наград в Болгарии, Италии и Польше, хотя немногие восприняли его в позитивном ключе. Сегодня уже точно можно сказать: картину как минимум стоит увидеть, чтобы иметь свое мнение о ней. Ну и, конечно, чтобы услышать крылатые фразы профессора Преображенского в исполнении Евгения Евстигнеева. И не можем не отметить забавный диалог: «Во-первых, вы мужчина или женщина? — Какая разница, товарищ?» — не к этому ли мы снова идем?

«Афоня» (1975)

Режиссер: Георгий Данелия
В ролях: Леонид Куравлев, Евгения Симонова, Евгений Леонов, Борислав Брондуков
Длительность: 92 минуты

Сюжет расскажет о беззаботном слесаре-сантехнике Афанасии и его «приключениях», которые он сам же и находил на свою голову. Вместе со своим другом они любят выпить, а еще не брезгуют вымоганием взяток, руководствуясь принципом «ну не работать же».

Даже для людей, максимально не воспринимающих метафоры и отсылки, этот фильм покажется нескучным и интересным. Как минимум он смешной. И да, все-таки очень иносказательный. Если начать вдумываться в реальный посыл авторов, сложно понять, как это кино прошло советскую цензуру (по крайней мере местами).

Вспомните, много ли сейчас снимают фильмов о сантехниках? Данелия в легком и ироничном формате предлагает нам погрузиться в жизнь простого народа. Вы узнаете свои кухонные разговоры и услышите жизненные шутки, которые не тронуты иногда чрезмерной толерантностью 21-го века. При этом комедия забавная только на первый взгляд: если решите пересмотреть, будет совсем не до смеха. Фильм раскрывает, каково это — скрывать одиночество под маской беззаботности и веселья. Узнаете в таком описании свою ленту Instagram? Наверняка.

Каждый год выходит такое огромное количество фильмов, что некогда обернуться назад. А иногда стоит отдохнуть от современного чрезмерно динамичного кино и окунуться в старые истории, о которых сейчас мало кто вспоминает, а зря.

Адам женится на Еве

Милая романтически-драматическая комедия о том, как Адам и Ева решили пожениться. Влюбленные прибегают в ЗАГС быстренько расписаться, пока такси не уехало, а им устраивается судебное заседание, на котором жених и невеста должны доказать, что у них есть достаточные основания для такого серьезного дела как вступление в брак.

Деловая женщина

Working Girl, 1988

История о том, как амбициозная секретарша Тесс подсидела свою начальницу, увела у нее бизнес и заполучила завидного жениха. В главных ролях — Мелани Гриффит (секретарша), Сигурни Уивер (начальница) и Харрисон Форд (завидный жених).

Последнее искушение Христа

The Last Temptation of Christ, 1988

Плотник Иисус зарабатывает на жизнь изготовлением крестов, на которых распинают преступников. Его часто посещают видения, и он уверен, что у его жизни есть какая-то важная цель, но не знает, какая — бог или дьявол призывает его.

Ужасно скандальный фильм убежденного католика Мартина Скорсезе.

Плакса

Cry-Baby, 1990

Один из первых кинофильмов, в котором молоденький еще Джонни Депп сыграл главную роль — хулигана и тунеядца по кличке Плакса. В него влюбляется девочка из высшего общества, которой не мил кавалер, одобряемый строгой бабушкой, а люб хулиган на мотоцикле, свежий ветер в волосах и рок-н-ролл.

Сансет бульвар

Sunset Blvd., 1950

Фильм-нуар о стареющей актрисе времен немого кино, которая живет отшельницей и свято уверена, что поклонники ее по-прежнему помнят и ждут триумфального возвращения звезды.

В 1951 году «Сансет бульвар» соперничал с фильмом «Всё о Еве» на похожую тематику за «Оскар» в номинации «Лучший фильм». Победила «Ева», но «Сансет» от этого хуже не стал.

Одноглазые валеты

One Eyed Jacks, 1961

Вестерн, снятый Марлоном Брандо с Марлоном Брандо в главной роли. История гласит, что двое грабителей, уходя от погони, попадают в засаду, и один из них бросает второго на произвол судьбы. Пока первый мотает срок в тюрьме и пылает жаждой мщения, второй неплохо устраивается в жизни и даже становится шерифом.

Амадей

Amadeus, 1984

Драма, где завистливый Сальери сводит в могилу беднягу Моцарта и не получает от этого ни малейшей выгоды.

В 1986 году этот фильм заработал кучу «Оскаров», правда, только технических — за звук, монтаж, грим, работу оператора. Но когда смотришь фильм, чувствуется, что он честно заслужил их все.

Аэроплан

Airplane! 1980

Комедия о том, как бывший военный летчик Тед, который теперь боится полетов, вынужден сажать пассажирский лайнер, потому что вся команда самолета слегла от пищевого отравления.

Лента просто по швам трещит от количества напиханных в нее шуток — это и насмешки над штампами в фильмах-катастрофах, и пародии, и просто хороший юмор.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *