Американский менеджмент кратко

Американский менеджмент кратко

тест по менеджменту

1. Какими чертами характера должен обладать такой архетип управляющего как «администратор»?

(А) быть общительным и уметь вдохновлять людей на максимальную самоотдачу

(В) иметь аналитический склад ума

+(С) быть предельно объективным и полагаться на факты и логику

(D) методичность в работе, прогнозирование будущего

2. Какие основные факторы участвуют в модели мотивации Виктора Врума?

(А) потребность в уважении к себе, самоутверждение и в принадлежности к социальной группе

(В) сложность и напряженность работы и уровень вознаграждения

+(С) ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения

(D) гигиенические факторы, факторы, связанные с характером и существом работы

3. Реальное влияние при управлении по целям имеют руководители

(А) среднего уровням

(В) низшего уровня

(С) высшего, среднего и низшего уровня

+(D) высшего уровня

4. Укажите, что характерно для японской компании «Сони» в отношениях между руководителями и подчиненными?

(А) по возможности желательно, чтобы человек всю свою жизнь остался на одном рабочем месте, где он приобретает определенный опыт, что соответственно повышает эффективность работы

+(В) отсутствие дифференцированного отношения к людям

(С) для успешной работы в компании важно, какое учебное заведение закончил сотрудник и с какими отметками

(D) при всех положительных качествах свободы дискуссии в большой компании она нарушает режим работы

5. Как следует отнестись к накоплению информации о проблеме?

(А) чем больше информация, тем лучше

+(В) избыток информации также вреден, как и ее недостаток

(С) получение максимума информации о проблеме – обязанность руководителя

(D) избыточный объем информации – залог успеха

6. Какая из человеческих потребностей является главной по теории мотивации Макклелланда?

+(А) успех

(В) деньги

(С) свобода

(D) безопасность

7. Основные функции управления

(А) планирование, контроль

+(В) планирование, организация, мотивация, контроль

(С) организация, мотивация

(D) организация, мотивация, контроль

8. В качестве примера многозвенной технологии (классификация Томпсона) может являться:

+(А) сборочная линия массового производства

(В) банковское дело

(С) страхование

(D) сетевой график

9. Пределом использования автоматизации является

(А) ограниченность наших знаний

(В) квалификационный уровень обслуживающего персонала

+(С) невозможность исключения непредвиденных ситуаций

(D) несовершенство техники

10. Чем характеризуется компромисс при принятии решения?

(А) установление некоего среднего в результате спора двух сотрудников

+(В) уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другом

(С) принятием решения аудитивно, учитывающего мнения всех заинтересованных сторон

(D) уменьшением выгоды

11. Что такое «Социотехническая система» организации с высокой технологией производства?

(А) всеобщая компьютеризация производства

(В) развитие социальной сферы

(С) профессиональный рост работников

+(D) интегрирование персонала и технологии, делегирование ответственности за конечный результат

12. Целью планирования деятельности организации является

(А) обоснование затрат

(В) обоснование сроков

+(С) определение целей, сил и средств

(D) обоснование численности работников

13. Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в

(А) отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами

(В) наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром

(С) замкнутости элементов системы самих на себя

+(D) наличии взаимодействия с внешней средой

14. Что относится к категории «внутреннего вознаграждения»?

(А) зарплата

(В) карьера

+(С) сама работа

(D) признание окружения

15. Основным правилом при определении уровня зарплаты является:

(А) определенный законом минимальный уровень

(В) определенная штатным расписанием ставка

(С) уровень оплаты в фирмах конкурентах

+(D) абсолютно точное и объектное определение характера вложенного труда и исследующая всесторонняя и беспристрастная его оценка

16. Основным в управлении по целям является выработка целей

+(А) сверху вниз по цепи инстанций

(В) снизу вверх

(С) снизу вверх и сверху вниз

(D) по матричной схеме

17. Определите основные характеристики внешней среды для организации

+(А) все перечисленное

(В) взаимосвязанность факторов, сложность

(С) сложность и подвижность

(D) взаимосвязанность и неопределенность

18. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям?

+(А) для оптимального решения комплексной задачи

(В) для сохранения «группового» стиля работы

(С) для проверки квалификации рабочих

(D) все перечисленное

19. Какой из перечисленных ниже методов распределения обязанностей в организации принят по функциональному признаку?

(А) созданы филиалы предприятия в пяти городах

+(В) созданы отделы по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам

(С) созданы цеха на предприятии по производству печенья, шоколадных конфет, карамели

(D) созданы отделы на предприятии, равные по численности

20. Технология непрерывного производства обычно применяется при производстве такой продукции как

(А) выпуск легковых автомобилей

(В) производство военной авиатехники

(С) строительство судов уровня

+(D) переработка нефти, выплавка чугуна

21. К какому типу построения управления относится следующая ситуация: «Строительство трубопровода включает в себя ряд технологических операций: подготовительные работы, земляные работы (устройство траншей), сварочные работы (сварка труб в нитку), изоляция и укладка трубопровода в траншею и др.? Руководство производством каждого вида работ возложено на начальника специального строительного управления. Информация о каждом процессе поступает управляющему строительным трестом, а от него начальнику управления»?

(А) матричная система управления

(В) функциональная система управления

+(С) линейная система управления

(D) ни одна система не подходит

22. Какая обратная связь имеет большее значение с точки зрения повышения эффективности коммуникации?

(А) положительная

(В) корреляционная

(С) неопределенная

+(D) отрицательная

23. Из чего состоит экономический механизм менеджмента?

+(А) все перечисленное

(В) внутрифирменное управление, управление производством

(С) управление персоналом, управление производством

(D) внутрифирменное управление, управление персоналом

24. Планирование действий — это

(А) создание следующего звена меду постановкой цели и программой ее реализации

(В) уточнение ролей

(С) выявление обстоятельств, которые необходимо учитывать для достижения цели

(D) оценка затрат времени для каждой операции

25. Из перечисленных менеджеров: 1. Генеральный директор и члены правления. 2. Руководители самостоятельных органов. 3. Руководители цехов. К высшему звену управления относятся:

(А) 1, 2

(В) 2

(С) 1, 2, 3

+(D) 1

26. Поведение, ориентированное на контроль – это

+(А) действия подчиненных направленные на то, что хочет увидеть руководство при проверке их деятельности

(В) ориентирование на заниженные цели

(С) использование того, что контролеры не знают досконально деятельность подчиненных им сотрудников

(D) ориентирование на завышенные цели

27. Что означает «принять решение»?

(А) перебрать все возможные альтернативы

(В) перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы

(С) отдать распоряжение о выборе возможной альтернативы

+(D) отдать распоряжение к реализации конкретного плана

28. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении?

(А) научное управление

(В) административное управление

+(С) новая экономическая политика

(D) человеческие отношения

29. Линейная организация управления позволяет сформулировать управленческую структуру, которая является:

(А) гибкой

(В) саморегулируемой

+(С) стабильной и прочной

(D) все перечисленное

30. Почему именно США стали родиной современного управления?

(А) отсутствие проблем с происхождением, национальностью

(В) поддержка идеи образования для всех, огромный рынок рабочей силы

(С) образование монополий

+(D) все перечисленное

31. Ключевым фактором в любой модели управления являются:

+(А) люди

(В) средства производства

(С) финансы

(D) структура управления

32. На что в первую очередь должна опираться система контроля качества на современном предприятии?

(А) на четко определенные нормы и допущения для конкретных процессов

(В) на оценку качества продукции рабочими в ходе производственного процесса

(С) на жесткий аппарат контроля на выходе продукции

(D) на проверку готовой продукции

33. Целью классической школы управления было создание

(А) методов нормирования труда

+(В) универсального принципа управления

(С) условий трудовой деятельности работников

(D) методов стимулирования производительности труда

34. В чем основное отличие предварительного, текущего и заключительного контроля?

(А) в объеме

+(В) во времени осуществления

(С) в методах

(D) в объеме и методах

35. Внешняя среда прямого воздействия на организацию – это:

(А) акционеры, конкуренты, поставщики

(В) потребители, торговые предприятия, местные органы

+(С) все перечисленное

(D) правительственные органы, местные органы

36. Процесс делегирования полномочий включает в себя передачу полномочий от старшего руководителя нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Какая ситуация свойственна этому процессу?

(А) передаются полномочия и ответственность нижестоящему руководителю

(В) передается ответственность нижестоящему руководителю

+(С) передаются полномочия нижестоящему руководителю, а всю ответственность продолжает нести старший руководитель

(D) назначается новый, равный по рангу руководитель и ему передается вся ответственность

37. Что должно содержаться в документе «Распределение обязанностей»?

(А) название должности и отдела, в котором имеется эта должность

(В) все перечисленное

(С) описание выполняемых функций, обязанностей и прав

(D) взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными

38. «Отцом научного управления» часто называют:

(А) А. Файоля – он опубликовал книгу «Общее и промышленное управление», где сформулированы принципы управления, в том числе разделение труда и единство командования

(В) Фрэнка и Лилиан Гильбертов – они выделили семнадцать основных микродвижений рабочих, назвав их терблигами; а также они разработали метод анализа микродвижений, в основу которого была положена кинограмма движений рабочего

+(С) Ф. Тейлора – он пытался обосновать дневную норму рабочего методами хронометража и изучения его трудовых движений

(D) Г. Ганта – он создал график, который позволял планировать, распределять и проверять работу. Этот график явился предшественником системы сетевого планирования ПЕРТ, в которой сейчас используют ЭВМ. Он же знаменит своей системой материального стимулирования за выполненное задание

39. Почему методы прямого принуждения и страха наказания постепенно вытесняются методами социального принуждения?

(А) стало невыгодно держать большой штат сотрудников

(В) трудно подготовить менеджера, способного эффективно их использовать

(С) рабочее движение добилось определенной защищенности рабочих от прямого принуждения

+(D) механизм принуждения перестал обеспечивать развитие производства

40. Каково оптимальное число подчиненных?

(А) чем больше подчиненных, тем легче работать

(В) 15-30 человек

+(С) 7-12 человек

(D) 3-5 человек

41. От какого фактора не зависит тип производственной системы?

(А) от рынка

(В) от стратегии маркетинга

(С) от вида продукции

+(D) от региональных программ обеспечения занятости

42. Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля – это

(А) выбор стандартов

(В) выбор подходящей единицы измерения

(С) выбор критериев

+(D) измерение результатов

43. Какой из неформальных методов прогнозирования позволяет получать наиболее ценную информацию?

(А) наглядная информация

+(В) промышленный шпионаж

(С) письменная информация

(D) информация в глобальных сетях

44. Технология мелкосерийного или единичного производства обычно применяется в таких компаниях как

(А) «Макдональдс»

(В) «Форд»

(С) «Шелл»

+(D) «Боинг»

45. Организация — это

(А) группа людей, объединенная общей целью

(В) группа людей, владеющая средствами производства

(С) группа людей, деятельность которых координируется

+(D) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели

46. Является ли управление производительным трудом?

(А) да, т.к. управление создает новую стоимость

(В) нет, это всего лишь надзор и контроль

(С) нет, это всего лишь результат противоречия между наемным трудом и собственником средств производства

+(D) да, поскольку этот вид деятельности неизбежен при высоком уровне специализации производства и призван обеспечить целостность трудового механизма

47. Система контроля в организации обычно состоит из

+(А) предварительного, текущего и заключительного

(В) текущего и заключительного

(С) предварительного и заключительного

(D) только из текущего контроля

48. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля отличает следующее:

(А) высокий моральный уровень

+(В) временные рамки, конкретный критерий

(С) использование косвенных проявлений

(D) временные рамки

49. Менеджмент в основном занимается системами

+(А) открытыми

(В) закрытыми

(С) закрытыми и подсистемами закрытого типа

(D) закрытыми и подсистемами открытого типа

50. Какому типу отношений соответствует взаимоотношения мастера и начальника цеха?

(А) функциональные отношения

(В) материальные отношения

+(С) линейные отношения

(D) отношения управленческого аппарата

51. Какой вид планирования используется в производственных системах с непрерывными технологическими процессами?

(А) пооперационная функциональная схема

(В) фиксированная позиционная схема

+(С) линейная поточная схема

(D) пооперационная и позиционная схемы

52. Из перечисленных пунктов: 1. Выработка четких, кратких целей. 2. выработка целей снизу вверх. 3. реалистичный план, пути его реализации, контроль и оценка результатов и контроль. 4. корректировка принятых планов, оценка результатов и контроль. К основным стадиям управления:

(А) 1, 2, 3

(В) 2, 3, 4

+(С) 1, 3, 4

(D) 1, 2, 3, 4

53. Ступени мотивации по Маслоу — это

(А) потребность развития и признания

+(В) потребность развития и признания, социальная потребность и потребность в защищенности, основные потребности

(С) социальная потребность и потребность в защищенности

(D) основные потребности

54. Какая функция не свойственна процессному подходу к управлению по Файолю?

(А) планирование работ

(В) организация работ

+(С) независимость суждений менеджеров по отдельным направлениям (программам)

(D) контроль

55. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?

(А) работа с людьми

(В) работа с людьми и информацией

(С) работа с предметами и людьми

+(D) работа с людьми, работа с людьми и информацией и работа с предметами и с людьми

56. Какая последовательность приоритетов позволит фирме добиться успеха:

+(А) люди – продукция – прибыль

(В) прибыль – люди – продукция

(С) продукция – прибыль – люди

(D) люди – прибыль – продукция

57. Что является первоочередной необходимостью успешной работы сотрудника на новом месте?

(А) соответствие специализации

(В) справедливое вознаграждение

+(С) социальная адаптация

(D) перспектива роста

58. Сущность ситуационного подхода состоит:

(А) знание методов профессионального управления доказавших свою эффективность; умение предвидеть последствия применяемых методик и концепций

(В) правильное интерпретирование ситуации, определение наиважнейших факторов

+(С) все перечисленное

(D) применение способов действии. вызывающих наименьший отрицательный эффект в данной ситуации, с обеспечением максимальной эффективности

59. Любое предприятие независимо от его правовой формы обязано иметь

(А) помещение, офис

(В) руководство

(С) средства, оборудование

(D) штатных сотрудников

60. Правило — это

(А) последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации, имеющей тенденцию к повторению

+(В) гарантия выполнения конкретных действий конкретными способами в специфической единичной ситуации

(С) конкретно сформулированный опыт прошлого

(D) последовательность операций

61. Какими основными чертами должен обладать такой архетип управляющего как «лидер»?

(А) способность определить место сбоя и принять корректирующие меры

(В) умение решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях

(С) быть общительным

+(D) умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала

62. Чаще прибегают к ротации в

(А) США

(В) России

(С) Англии

(D) Японии

63. Какова важнейшая функция управления?

(А) получение максимальной прибыли

(В) создавать условия для дальнейшего успешного функционирования предприятия

(С) минимизация налоговых платежей

(D) завоевывание новых рынков сбыта

64. Из перечисленных пунктов: 1. анализ обследования уровня заработной платы. 2. условия на рынке труда. 3. производительность и прибыльность организации. Структура заработной платы определяется с помощью

(А) 1, 2

+(В) 1, 2, 3

(С) 2 и 3

(D) 1 и 3

65. Какой смысл вкладывается в слово «риск» при принятии решений?

(А) степень значимости проблемы для общей деятельности фирмы

(В) степень влияния неправильно решенной проблемы на служебное положение руководителя

+(С) уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат

(D) уровень превышения своих полномочий

66. Для того, чтобы быть эффективным контроль должен быть

(А) всеобъемлющим

(В) постоянно действующим

+(С) экономным

(D) независимым

67. Предварительным контролем финансовых ресурсов организации является

+(А) бюджет

(В) заключение аудиторской организации

(С) баланс

(D) финансовый отчет за прошедший период времени

68. Почему методы прямого принуждения и страха наказания вытесняются методами социального принуждения?

+(А) механизм принуждения перестал обеспечивать развитие производства

(В) стало невыгодно содержать большой штат сотрудников

(С) трудно подготовить менеджера способного эффективно их использовать

(D) рабочее движение добилось определенной защищенности рабочих от прямого принуждения

69. Какая способность менеджера, по Мак-Грегору, приводит к успеху?

(А) работоспособность

+(В) прогнозирование человеческого поведения

(С) лидерство

(D) прогнозирование спроса на продукцию

70. В чем заключаются особенности кибернетизации относительно автоматизации?

+(А) включение в алгоритм этапа использования интеллекта, т.е. способность решать неформализованные задачи и находить выход в непредвиденных ситуациях

(В) придание машине способности мыслить

(С) использование электронно-вычислительной техники в сочетании с этапами «мозгового штурма» и экспертных оценок

(D) качественно новый уровень техники и технологии

71. Что называется «социотехническими системами»?

+(А) люди, участвующие в процессе производства

(В) компьютеры

(С) станки с программным управлением

(D) компьютерные системы, заменяющие определенное число работников

72. Определите основные этапы построения организации?

(А) определение характера выполняемой работы

(В) распределение работы между отдельными позициями менеджмента

(С) классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления

+(D) определение характера выполняемой работы. Распределение работы между отдельными позициями менеджмента. Классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления

73. Из перечисленных пунктов: 1. предоставляет руководству информацию, необходимую для планирования в будущем; 2. сравнение фактически полученных и требуемых результатов; 3. способствует мотивации персонала. К функциям заключительного контроля относится:

Современный вид любой странны является результатом прохождения ей своего исторического пути. Каждая сфера деятельности имела свои особенности развития, будь то экономика или политика. Исходя из этого, можно с уверенности сказать, что это относится и к моделям менеджмента. Американская модель менеджмента развивалась под влиянием культурных особенности страны, экономических, политических и производственных изменений, в результате чего Американский менеджмент позволил США занять лидирующие позиции среди стран западного мира и Японии.

Ключевые слова: мануфактура, индустриализация, менеджмент, управление, экстенсивный, интенсивный, капитализм.

Для того, чтобы точно описать современную американскую модель менеджмента, необходимо разобрать некоторые исторические моменты её формирования.

В конце XVIII в. на смену мануфактурному производству пришёл индустриальный способ организации производства, который привёл к технологической революции на предприятиях. В течение этого периода была создана крупная промышленность, объединившая на своих предприятиях большое количество рабочих, которые нещадно эксплуатировались; власть капиталистов и представляющих их интересы управляющих были безграничны.

В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила всю Северную Америку. В результате научно-технической революции появились производственные процессы, которые стали реализовываться без прямого участия человека. Исходя из того, что процессы производства усложнился, от работников требовали более высокого уровня образования и квалификации. Начинает происходить выделение функции по управлению этими работниками в особый вид труда, от которого стала зависеть эффективность производства.

С 1886 г. Начинает развивать теория индустриального менеджмента, благодаря президенту мануфактурной компании «Йель энд Таун» Генри Р. Тауну, который на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков выступил с докладом на тему «Инженер как экономист», в котором утверждалось, что специальность менеджмента по своей практической значимости равноценна инженерному труду, а менеджмент является самостоятельной наукой.

На Ф. У. Тейлора произвело большое впечатление выступление Тауна, который так же присутствовал на собрании Американского общества. Тейлор является автором ряда трудов по менеджменту.

Особенностью зарождения американской модели, является тот факт, что до конца 50-х гг. XX в. в Америке не принимали достижения европейских исследователей. Только в 1949 г. труд А. Файоля «Общее и промышленное управление» был переведён на английский язык. До этого момента научный менеджмент считался чисто американским изобретением.

Далее классическая школа начинает оказывать бурное влияние как на американский менеджмент, так и на все другие направления в американской теории управления.

В 1920-30-е начинается поиск новых форм управлений, причиной которого послужил переход от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным.

К 30-м гг. происходи нарастание недовольства трудящихся, которые были недовольны тяжёлым, монотонным трудом, а также отсутствием перспектив. Возникали открытые протесты и стачки против потогонных систем эксплуатации и применяемых на капиталистических предприятиях принципов использования рабочей силы.

Для выхода из подобной ситуации капиталистам было необходимо выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Появляется новая концепции, которая основана на новом подходе к «человеческому фактору»: на человека начали смотреть как на личность; происходит понимание того, что от людей непосредственно зависят производственные результаты организации.

Благодаря деятельности Э. Мэйоля, формируется новая концепция – «школа человеческих отношений». Яркими представителями эпохи «новых начинаний» являются М. Фоллетт, Ф. Ротлисбергер, А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг и др.

Учёных школы человеческих отношений объединяло то, что они критически относились к системе Тейлора. По оценке историка менеджмента Д. Рена, это проявлялось в следующим:

  • Увеличение внимания к социальным, групповым потребностям человека;

  • Разработка элементов «менеджмента участия»;

  • Обогащение труда рабочих;

  • Признание неформальных отношений в организации;

  • Изучение взаимодействия формальной и неформальной организаций.

В 1960-е гг. возникает новый термин «менеджмент человеческих ресурсов». Его вводит социолог Р. Е. Майлз, который в одной из своих работ противопоставил модель «человеческих отношений» модели «человеческих ресурсов».

«Человеческие ресурсы» рассматриваются как стратегическая модель, которая способствует достижению основных целей организации. Она ориентирована на активную позицию личности в организации. Каждый человек должен знать цели организации, отвечать за результат своего труда, достигать их своим трудом. Организации должна поощрять личную инициативу сотрудников посредством материальных стимулов и повышений. Отличительной особенностью данной модели является возможность участия подчинённых в управлении, а также требование совершенствования кадровой политики.

В 1970-80-е гг. большинство американских фирм переименовали кадровые подразделения в службы человеческих ресурсов, впоследствии их роль заметно выросла.

В процессе своего долгого развития американская модель менеджмента приобрела свои индивидуальные черты и особенности.

Начнём с того, что современная модель базируется на трёх исторических предпосылках:

  1. Наличие рынка

  2. Индустриальный способ организации производства

  3. Корпорации как основная форма предпринимательства

Роберт Хейлбронер выделял три основных исторических подхода к распределению ресурсов общества:

  • Традиции – под этим подходом подразумевается распределение экономических ресурсов общества в соответствии со сложившимися традициями, от одного поколения к другому;

  • Приказы – подход подразумевает распределения ресурсов через приказы;

  • Рынок – он предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка.

Наиболее эффективным подходом является рынок, который представляет собой взаимоотношения продавца и покупателя, которые сами устанавливают цены, требования к качеству товара и т.д. Несомненно, рыночные отношения требуют управленческих решений в условиях риска и неопределённости, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие.

Стоит также отметить, что американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства как корпорация, которые возникли ещё в начале XIX века.

В 1932 г. была опубликована книга А. Беркли и М. Минза «Современная корпорация и частная собственность». Данное произведение оказало существенно влияние на формирование теории корпорации.

Корпорации начинают приходить на смену небольшим предприятиям, также они получают статус юридического лица, а акционеры приобретают право на часть прибыли, которая распределяется пропорционально количеству принадлежащих им акций.

Американский профессор Э. Тоффлер отмечал возникновение «новой управленческой элиты», чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле над процессом в целом, это говорит о том, что реальная власть по управлению перешла к её правлению и менеджерам – специалистам в области организации и управления производством.

В 1960-70-х гг. появляется новое понятие, которое в 1980-е гг. охватило практически все американские корпорации – стратегическое управление.

Стратегия – это способ использования ресурсов и средств, направленный на достижение поставленных целей. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление деятельности. Если же появляются новые цели, то происходит новый поиск достижения этой цели.

Цель стратегического управления:

  1. Разработка долгосрочной стратегии, которая необходима для победы корпорации в конкурентной борьбе

  2. Осуществление управления в реальном масштабе времени

До прихода к стратегическому управлению, в теории и практике преобладала концепция управленческого рационализма, в которой успех определяется рациональной организацией производства продукции и снижением издержек за счёт выявления внутренних производственных резервов. Данная концепции рассматривала предприятие как «закрытую» систему.

В стратегическом управлении же предприятие рассматривается как «открытая» система, также данная концепция основывается на системных и ситуационных подходах к управлению. Основой является системный и ситуационный анализ внешней и внутренней среды. Примерами внешней являются макроокружение и конкуренты, а внутренней научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и т.д.

Для правильной работы стратегического управления, необходимо создание организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ).

Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, которые выпускают однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий, а также имеющих общих конкурентов. Количество СХЦ в фирме значительно меньше, чем количество производственных подразделений.

Так же немаловажное место занимает стратегическое планирование, которое возникло в результате насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование необходимо для сдерживания стремления руководителей к получению максимальной чистой текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, также ориентирует руководителей на провидение будущих изменений внешней среды. Руководители корпорации могут установить обоснованные приоритеты распределения, например ограничение ресурсов. Благодаря стратегическому планированию создаётся база для принятия эффективных решений.

В результате деятельности Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали осуществлять управление корпорацией посредством производственных советов, контролируемых рабочими, их идея получила название «производственная демократия». Они предполагали, что при участии в работе советов, рабочие постепенно научатся контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а потом и в целом в промышленности.

Можно сказать, что партисипативное управление рассматривается как один из общих подходов к управлению человеком в организации, целью которого является совершенствование использования всего человеческого потенциала предприятия.

В настоящие время в США получило широкое распространение четыре формы привлечения рабочих к управлению:

  • Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;

  • Создание советов рабочих и управляющих;

  • Разработка систем участия в прибыли;

  • Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

Сейчас Американскую модель менеджмента можно охарактеризовать как:

  • Отказ от индивидуализма, переход к коллективной форме

  • Для того, чтобы продвинуться по службе, необходимо иметь высокую квалификацию. Перемежение по должности происходит быстро

  • Процесс принятия решения происходит сверху вниз

  • Индивидуальность принятия решений менеджеров: принимаются быстро, реализуются медленно

  • Работники рассматривают работу в фирме в краткосрочном периоде, частота смены работы зависит от их материального благосостояния

  • Главный стимул – экономический фактор

  • Форма деловых отношений – договор

  • Инновации производятся революционным путём

Американская модель менеджмента отличается от европейской или Японской. Это связано в основном с тем, что она долгое время игнорировала достижения европейских исследователей, и частности теорию Файоля, поэтому до середины XX века она развивалась самостоятельно. Именно в этот период сформировался «скелет» современной американской модели менеджмента, который в дальнейшем дополнялся и частично изменялся под воздействием классической модели, которая оказывала наиболее существенное влияние.

Библиографический список

  1. Дорофеев, В.Д., Менеджмент: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева. Н.Ю. Шестопал; — М.: ИНФРА-М, 2008. — 440 с.

  2. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. О.И. Медведь. — М.: Вильямс, 2012. — 672 c.

  3. Семенов, А.К. Теория менеджмента: Учебник для бакалавров / А.К. Семенов, В.И. Набоков. — М.: Дашков и К, 2015. — 492 c.

Характерные черты американской практики менеджмента: общая характеристика

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках: 1.

Наличие рынка. 2. Индустриальный способ организации производства. 3. Корпорация как основная форма предпринимательства.
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.
Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.
Создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Американский профессор отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.
Американская модель менеджмента характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются «внешние» акционеры или «аутсайдеры»), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, и между акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними. Акционирование – это обычный способ накопления капитала корпорациями США. Поэтому неудивительно, что в США образовался крупнейший в мире рынок капитала.
Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры (в основном, институциональные инвесторы), правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые фирмы, предоставляющие консультационные услуги корпорациям и / или акционерам по вопросам корпоративного управления и голосования по доверенности. Три основных участника – это менеджеры, директора и акционеры. Механизм их взаимодействия между собой представляет так называемый «треугольник корпоративного управления».
Англо-американская модель, развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях. Инвесторы передают функции по управлению менеджерам и платят им за выполнение этих функций как своим агентам по ведению дел. Плата за разделение владения и контроля и называется «агентскими услугами».
Интересы акционеров и менеджеров не всегда совпадают. Корпоративное законодательство, действующее в странах, которые применяют англо-американскую модель управления, решает это противоречие разными способами. Самый важный из них – это избрание акционерами Совета директоров, который становится их доверенным лицом и начинает выполнять фидуциарные обязательства, т. е. действовать в пользу акционеров при осуществлении функций контроля за управлением. В Великобритании и США взаимоотношения между управляющими, директорами и акционерами определяются сводом законов и правил.
В большинстве случае в Америке применяется так называемое партисипативное управление. Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации. Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям: предоставление работникам права самостоятельного принятия решений; привлечение работников к процессу принятия решений; предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы; участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений; предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений у в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению: Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих. Разработка систем участия в прибыли. Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.

1.2 История развития американской модели менеджмента

Американская система менеджмента на предприятии

дипломная работа

Практика управления имеет такую же древнюю историю, как и само человечество, однако управление стало признанной и широко распространенной научной дисциплиной только в 1910 г. В каждой стране развитие менеджмента происходило со своими особенностями. Возникновение менеджмента в США тесно связано с общим прогрессом науки и техники, именно практическая потребность в новых методах организации труда оказывала влияние на его становление и совершенствование.

Американский тип менеджмента позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Именно в США впервые сформировалась теория и практика менеджмента.

Обновление методов управления предприятиями было обусловлено несколькими причинами:

— Заменой живого труда на труд машин (в результате резко увеличилась производительность труда, в результате образовались трудности сбыта);

— Наличие затруднений, которые нельзя было решить традиционными средствами и социальным переустройством.

До начала ХХ в. работа управляющих в США основывалась на опыте и интуиции инженеров предприятий. К тем, кто хотел внести в управление элементы науки, относились с недоверием. Верили и уважали того, кто мог палкой на песке начертить контуры задачи. Недостаток комплексных знаний управления сказывался на результатах производства. Часто даже решения об использовании новых машин принимались без ясных представлений о будущем компании, без малейшей слабо проработанной стратегии развития. В таких условиях руководители все чаще думали о методах и способах рационального использования средств и ресурсов, о выработке наиболее эффективных приемов работы и о новой, рациональной системе управления.

В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила всю Северную Америку. Систематическое использование термина «менеджмент» при обсуждении проблем практического управления предприятием связывают с именем Генри Тауна (1844 — 1924). Генри Таун, предшественник Ф.Тейлора, был известен в США как директор ряда компаний. С 1870 г. он начал внедрять на предприятиях методы управления под лозунгом «Управление фабрикой является не менее важным, чем техника». Г.Таун в своих публикациях не раз отмечал, что у менеджеров не существует специальной научной дисциплины, в рамках которой бы систематизировался накопленный опыт управления. Именно Г.Таун был одним из первых президентов Американского общества инженеров-механиков, которое было основано в 1880 году с целью способствовать развитию науки и машиностроения.

В 1895 г. американский инженер Фредерик Тейлор на заседании Американского общества инженеров-механиков выступил с докладом «Система сдельной оплаты труда». Вопросы эффективной оплаты труда в то время волновали умы большинства руководителей, поэтому данный доклад был встречен с интересом. Однако из-за чрезмерной сложности и детальности расчетов доклад не встретил широкого одобрения. Тогда Тейлор и его единомышленники приступили к практической разработке новых методов управления на базе Мидвейлской стальной компании, Массачусетском заводе велосипедных деталей, бумажной фабрике в Мэне, Бетльхемской стальной компании. Исследования Тейлора не остались незамеченными, вскоре его стали приглашать в качестве консультанта на производства с целью оптимизации деятельности компаний.

Тейлор и его ученики осуществляли обычную организационную работу, на взгляд современного менеджмента. Однако в то время его идеи и способы работы были революционными. Например, на заводе Taybor, который стал испытательным полигоном для отработки методов научного управления, за полгода сократилось число работников, число служащих увеличилось и увеличился объем выпускаемой продукции в 3 раза. На завод с новыми методами управления приезжали знакомиться многие руководители промышленных предприятий страны, убеждаясь, что значительные результаты были полученным во многом благодаря использованию научного управления предприятием.

До конца 50-х гг. XIX в. в США игнорировались достижения европейских исследователей, в том числе и теория Анри Файоля. В 1949 году его труд «Общее и промышленное управление» был переведен на английский язык, а до того момента научный менеджмент рассматривался как американское изобретение.

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основах положений классической школы менеджмента в США. Гьюлик работал над совершенствованием функций управления, расширив их до семи. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала большое влияние на формирование других направлений в формировании американской теории менеджмента.

Как было отмечено, переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20—30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания капиталистического производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Формирование новой концепции, получившей название «школы человеческих отношений», связано с именем американского социолога и психолога Э. Мэйо.

Часто этот период развития американской теории управления называют эпохой «новых начинаний» гуманистической направленности. Наиболее яркими ее представителями являются ученые экономисты, социологи, психологи, такие как Мери Фоллетт, Фриц Ротлисбергер, Абрахам X. Маслоу, Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг и др.

Термин «менеджмент человеческих ресурсов» возник в 60-е гг. XX в. Американский социолог Р.Е. Майлз в одной из своих работ противопоставил модель «человеческие отношения» модели «человеческие ресурсы». Модель «человеческие ресурсы» рассматривается как стратегическая, способствующая решению основных целей организации. Модель «человеческие ресурсы»ориентирована на активную позицию личности в организации. Каждый человек должен отвечать за результаты своего труда, знать общие цели организации и своим трудом способствовать ихдостижению. В свою очередь, организация должна поощрять личную инициативу своих сотрудников с помощью материального стимулирования и продвижения по службе. Концепция «человеческих ресурсов» допускаетучастие подчиненных в управлении. Менеджмент «человеческих ресурсов» требует совершенствования кадровойполитики в организации.

Стремясь выразить свое повышенное внимание к человеческим ресурсам, большинство американских фирм в 70 — 60-е гг. XX в. переименовали кадровые подразделения вслужбы человеческих ресурсов, роль которых в последние два десятилетия заметно выросла.

Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности ириска, что повышает ответственность менеджеров за их

разработку и принятие.

Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А. Берли и М. Минз в1932 г. Корпорации получили статус юридического лица,

а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.

По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Американский профессор отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.

Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-70-х гг.XX в., а в 80-е гг.XX в. охватило практически все американские корпорации.

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия — это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.

Содержание стратегического управления заключается, во-первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпорации в последствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.

Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационных подходах к управлению. Предприятие рассматривается как открытая система. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на предвидение будущих изменений внешней среды. Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины производственной демократии(«демократии на рабочих местах»),связанной с вовлечением в управление непрофессионалов как самого пред-

приятия, так и потребителей товаров и услуг, посредников и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию среды.

Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении. Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности.

Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. Производственная демократия (или партисипативное управление)стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы. Авторами идеи производственной демократии принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности.

Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.

Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:

— предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;

— привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работи т. п.);

— предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;

— участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;

— предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений.

В 60-е гг. XX в. в США получили широкое распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили распространение в американских корпорациях.

Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией — советах директоров — на практике встречается крайне редко.

Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения качества трудовой жизни, с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем. Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен, авторы известной книги «Организация бизнеса и менеджмент» выделяют шесть основных видов менеджмента:

1. Правительство (его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя слово «менеджмент» не применяется к деятельности правительства).

2. Государственный менеджмент.

3. Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).

4. Ассоциационный (клубный) менеджмент.

5. Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного).

6. Менеджмент в государственной собственности(специальный вид бизнес-менеджмента).

Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение понятию менеджмент как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления. Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента:

1.Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю.

2. В центре внимания менеджмента находится человек, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия.

3. Задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия.

4. Задачей менеджмента является постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятия и возможностей их удовлетворения.

5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций.

6. В конечном счете деятельность предприятия оценивается большим количеством разнообразных способов и средств.

7. Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его.

Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:

— определение целей предприятия и путей их достижения;

— организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т. д.);

— создание системы мотивации и координация деятельности работников;

— анализ деятельности организации и контроль заработой персонала;

— обеспечение роста людей в организации.

Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины. Впервые научный курс управления был разработан в1881 г. американским ученым Джозефом Вартоном. Через 100 лет Г. Кунц и С. ОДоннел опубликовали свій труд «Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций», который был переведен с английского и вышел в свет в России в 1981 г. Также существует американский учебник Д. ОШонесси, в котором были описаны самые заметные достижения в области управления. Современные идеи американского менеджмента изложены в учебнике «Основы менеджмента», в котором его авторы — М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури — осветили основные достижения различных школ управления и их вклад в становление науки о менеджменте.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *