Банкрот юридическое лицо

Банкрот юридическое лицо

Содержание

Добровольное банкротство

Добровольное банкротство — это самовольное объявление, задолжавшего деньги человека, о его денежной несостоятельности (банкротстве).

Кроме процедуры проведения досудебной санации должника, существует и другая форма — добровольное признание должника своего банкротства.

Первичный закон о банкротстве

В соответствии с п.2 ст.65 ГК РФ, юридическое лицо, представляющее коммерческое предприятие, а также представительное лицо от потребительского кооператива или же фонда благотворительности может вместе в заимодавцами прийти к соглашению об объявлении своего банкротства и ликвидации на добровольных началах. Объявление о банкротстве на добровольных началах — возможный шаг, но не для любого лица. Здесь есть свои ограничения. В этом сказывается существенная недоработка законодательства РФ.

После тщательного рассмотрения закона об объявлении банкротства, истоки которого лежат в 1992 году, на сегодняшний день изъято до 13 пунктов. В законе присутствует 11 глава «Добровольное объявление о банкротстве должника», которая предусматривает право задолжавшего деньги лица объявить о своей финансовой несостоятельности. Такое право подкреплено ст.8 Закона о банкротстве. Ранее это была статья 24. Надо отметить, что в 1992 году заявить о своем банкротстве также было возможным, но защита заимодавцев была не слишком гарантирована.

Современный закон о банкротстве

Действующий сегодня закон, который претерпел доработку в 2002 году, отказался от некоторых категорий формального характера при решении вопроса о банкротстве в согласовании с кредиторами. Регулирование данного вопроса на правовой основе определяется основной сутью закона о добровольном банкротстве.

Добровольное банкротство предполагает ликвидацию должником свои обязанности перед заимодавцами. Это происходит в том случае, когда взявшее кредиты лицо не в состоянии сполна возместить все денежные средства своим кредиторам при условии согласия последних. В этом случае применимы общие подходы, основу которых составляет гражданское право. При этом исключается стадия расчетов с кредиторами. Заимодавец имеет право обратиться в арбитраж с заявлением задолжавшего в случае, если он предвидит свою финансовую несостоятельность по выплате долгов кредиторам в строго обозначенный срок.

Основные этапы прохождения процедуры ликвидации

Добровольное банкротство имеет определенные этапы:

  • должно быть принято решение о ликвидации;
  • обязательно уведомить заимодавцев о своей финансовой несостоятельности;
  • взять у заимодавцев требуемое законом официальное согласие;
  • объявить о банкротстве на добровольных началах;
  • провести все ликвидационные этапы;
  • провести завершительный этап добровольного банкротства.

Подробное рассмотрение каждого этапа

Существует определенный порядок добровольного банкротства.

Первый этап предполагает принятие официального решения о процедуре ликвидации задолжавшего. Решение должно быть принято юридическими структурами или же унитарными предприятием, которое владеет имуществом задолжавшего. Такое решение может быть принято на любых основаниях в соответствии с установленным законодательством ч. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ.

На втором этапе происходит предупреждение о ликвидации всех кредиторов. Уведомлены должны быть абсолютно все заимодавцы, иначе в соответствии с юриспруденцией, возможно привлечение должников к юридической ответственности. В уведомлении, составленном юридическом лицом, подтверждается неизбежность финансового краха должника. Заимодавцев пытаются убедить в том, что добровольное банкротство в данном случае является более целесообразной мерой. Законом о добровольном банкротстве не предусматривается установка каких-то определенных временных сроков, даваемых заимодавцами на принятие решения. Срок, бесспорно, может быть указан. Если в обозначенный срок кредиторы так и не дали своего положительного ответа, то это не значит, что они согласны с такой процедурой как добровольное банкротство.

На третьем этапе происходит получение официального согласия банкротами со стороны кредиторов. Этот пункт предусмотрен законом от 1998 года, но не имеет соответствующего императивного подкрепления в самом законе о банкротстве. Если учесть, что данный этап добровольного банкротства надо пройти, то спорным становится следующий вопрос: имеет ли право должник указать в уведомлении о банкротстве и насколько отсутствие согласия заимодавца является показателем его согласия. Подтверждение в письменной форме от заемщика о его согласии на банкротство задолжавшего просто необходимо. Только в этом случае банкрот может перейти к следующему этапу ликвидации на добровольных началах. Также следует отметить, что наличие согласия кредитора на добровольное банкротство заемщика вовсе не означает, что кредиторы могут поменять свое мнение.

Четвертый этап предполагает публичное оглашение заемщика о своей финансовой несостоятельности. Об этом должен заявить руководитель должника. Процедура добровольного банкротства имеет непременное условие: в наличии у должника должны быть существенные подтверждающие факты о финансовой несостоятельности, предусмотренные законодательством РФ. В законе предусмотрены определенная сумма долга и временные рамки невыполнения выплаты по долгам

На этом этапе руководитель должника имеет обязательство опубликовать:

  • официальное заявление о банкротстве задолжавшего;
  • заявление о добровольной процедуре ликвидации.

Все публикации финансируются должником. В заявлении может быть указан пункт, предполагающий выставления требований заимодавцами в течение двух месяцев. Этот срок отсчитывается от времени появления официальной публикации о банкротстве.

Пятый этап добровольного банкротства предполагает проведение мер ликвидационного характера

Заимодавцы добровольного банкротства имеют всего одно право повлиять на ход процедуры ликвидации. Это право подразумевает следующее. В случае, если кредитор проявляет недовольство, то процедура добровольного банкротства может быть приостановлена. Заимодавец имеет право направить в адрес должника свои возражения против его действий. Возражение заимодавца может быть абсолютно немотивированным, но обязательно представляется в письменной форме. Возражению этому никак не помешает данное ранее согласие на проведение процедуры добровольного банкротства.

В случае если заимодавец изъявляет свои претензии к задолжнику, то это предполагает возникновение целого ряда прав и судебных обязанностей задолжавшего. Руководитель обращается в арбитраж, где будет уведомление о банкротстве задолжавшего.

Этим правом вполне может воспользоваться заимодавец до завершения всей процедуры ликвидации, которая согласно с п. 8 ст. 63 ГК РФ приходит УК своему завершению с момента заноса в госреестр записи ликвидации на добровольных началах должника. При процедуре добровольной ликвидации не возникает никаких непониманий, которые возникают при судебном разбирательстве.

В силу п. 2 ст. 149 Закона о банкротстве, после вынесения органами суда определения завершения производства на конкурсной основе и до исключения юридического лица из госреестра может понадобиться около пяти дней.

Со стороны покажется, что много в этом деле многое зависит от действий заимодавца, и только ему решать, будет ли процедура ликвидации протекать на добровольной основе или все же она примет характер судебного разбирательства. Здесь также есть существенное различие от предыдущих пунктов закона о банкротстве.

Закон от 1998 года предусматривал специальные пункты, включающие последствие процесса добровольного объявления банкротства. В тех случаях, если должник преступает пункты закона, а также укрывает от правоохранительных органов и заемщиков свое финансовое состояние, либо на незаконном основании оформил его на стороннее лицо, устанавливалась ответственность пред заимодавцами.

Субъектами в данном случае владетель имущества задолжавшего и любой из учредителей должника, а также руководитель задолжавшего.

Субсидиарная ответственность предполагает наличие требований. выдвигаемых заимодавцами, которые в силу ряда причин не удовлетворены окончательными результатами процедуры добровольного объявления о банкротстве. Каждый заимодавец, который полагает, что требования его не учтены в полном размере, мог обязать выполнить их в полном объеме любого должника. В этом случае обязанность становилась солидарной.

Кредиторы требовали удовлетворения своих запросов на основе судебного законодательства. Было возможным и возбуждение процесса на конкурсной основе в отношении должников, не исполнивших предъявленные условия.

В нарушения норм ст. 181-183 ранее действовавшего Закона 1998 г., входило скрывание имущества, которое могло стать явным не сразу. С целью защиты интересов заимодавцев был утвержден срок иска продолжительностью в 10 лет с момента объявления должника о банкротстве.

Из всего вышесказанного следует, что процедура добровольного банкротства имеет отработанную форму. Но ее проведение имеет определенные сложности, вызванные отсутствием подкрепления на законодательном уровне некоторых пунктов об условиях финансовой несостоятельности должника. К тому же, в самом законе о банкротстве есть свои существенные недоработки.

Основания для банкротства юридического лица

Процедура банкротства регулируется гражданским и арбитражным законодательством. Понятие этого института закреплено в статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в редакции от 18 июня 2017 года. Исходя из определения, банкротство можно рассматривать как:

  • состояние юридического или физического лица;
  • систему взаимосогласованных процедур;
  • цель или конечный результат осуществляемых мероприятий.

Юридическое лицо признается банкротом исключительно по решению арбитражного суда. Фактическим основанием этого решения является подтвержденное в установленном порядке длительное отсутствие возможности погасить задолженность перед кредиторами по взятым на себя обязательствам.

Закон определяет временной и финансовый признаки банкротства юридического лица. Для признания несостоятельной компания должна не исполнять обязательства свыше трех месяцев. При этом минимальный совокупный размер долга должен составлять 300 тысяч рублей.

Всех участников процедуры банкротства можно разделить на группы в зависимости от наличия заинтересованности в ее результатах:

  • лица, имеющие личный интерес;
  • лица, представляющие государственный интерес;
  • лица, содействующие правосудию.

К первой группе относятся должник и кредитор. Кроме них, личные интересы в процедуре банкротства отстаивают представители собственников имущества юридического лица, работники компании, контролирующее должника лицо.

Вторую группу участников составляют Федеральная налоговая служба Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления. В третью группу, кроме стандартных участников судебного процесса, входит арбитражный управляющий. Согласно Закону о банкротстве это гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, предъявляющей к нему квалификационные требования.

Рассматривая процедуру банкротства, можно выделить как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на интересы ее участников. Среди плюсов для кредиторов — это повышение вероятности взыскания задолженности по сравнению с процедурой исполнительного производства. Получить деньги становится возможным даже с юридического лица, у которого согласно текущим отчетам отсутствует имущество. Это достигается с помощью следующих инструментов:

  • привлечения руководителя и учредителей к субсидиарной ответственности;
  • инициации уголовного судопроизводства по преднамеренному банкротству;
  • оспаривания сделок должника.

Негативом банкротства для кредитора при этом является тот факт, что на средства должника претендуют и другие субъекты, о которых ранее могло быть неизвестно.

С точки зрения должника, банкротство — это эффективный правовой инструмент ликвидации задолженности. С его помощью компания может избавиться от непосильного бремени кредитов, процентов, невыполненных обязательств и пеней за их просрочку. Процедура банкротства, в отличие от ликвидации предприятия путем реорганизации или слияния, является прозрачной. Среди минусов для юридического лица следуют отметить потребность в финансовых и временных затратах.

Результаты исследований
В период с 2012 по 2015 год количество юридических лиц со статусом «банкрот» в России увеличилось более чем в полтора раза. При сравнении динамики роста этого показателя в течение 2012–2014 и 2014–2016 годов установлено, что она идет на спад. Рост в первом периоде составил практически 34%, а во втором — чуть более 9%. Больше всего банкротов выявлено среди торговцев (опт, розница, недвижимость) и строителей .

Как начать процедуру банкротства юридического лица

Инициировать процедуру банкротства могут физические и юридические лица. Согласно Закону о банкротстве это сам должник, ФНС, органы исполнительной власти и местного самоуправления, конкурсный кредитор, а также работники компании. Все указанные лица, за исключением должника, перед обращением в арбитражный суд обязаны предварительно дождаться вступления в силу решения суда о взыскании с него денежных средств.

Для должника инициация банкротства — это и право, и обязанность. Последняя возникает через месяц после появления обстоятельств, описанных в статье 9 Закона о банкротстве. Право же на подачу заявления в арбитражный суд имеет место при предвидении несостоятельности. Рассмотрим требования к процедуре подачи заявления при инициировании банкротства самим должником.

Согласно закону этот документ оформляется в письменной форме. В нем необходимо отразить следующие сведения:

  • наименование суда;
  • суммы всех имеющихся задолженностей;
  • обоснование отсутствия возможности погасить имеющиеся долги;
  • описание имущества и имеющихся денежных средств;
  • регистрационные данные и номера счетов в банках;
  • сведения о саморегулируемой организации для утверждения временного управляющего.

К заявлению прилагаются документы, обосновывающие указанную информацию, а также те, которые, по мнению юридического лица, необходимы для принятия обоснованного судебного решения. Более подробно об этом говорится в ст. 38 Закона о банкротстве, а также в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. За 15 дней до подачи заявления должник обязан разместить информацию о своем намерении в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Порядок их опубликования регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Этапы банкротства юридического лица

Судебное дело о банкротстве — это цепь последовательных этапов на пути к достижению цели — удовлетворению обоснованных требований к должнику. Законом предусмотрены наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Наблюдение — первый обязательный этап в процедуре. Его целью является анализ и сохранение активов должника, определение общей суммы долговых обязательств и выявление возможности вернуть платежеспособность. Основными признаками наблюдения являются следующие:

  • ограничение полномочий руководителя компании;
  • приостановление исполнительных производств, снятие арестов и иных ограничений;
  • запрет на выплаты долей, дивидендов, процентов, зачет встречных требований, изъятие имущества владельцем;
  • прекращение начисления штрафов, пеней.

Наблюдение завершается вынесением арбитражным судом решения о переходе к одной из следующих стадий банкротства или прекращении этой процедуры. Наблюдение может перерасти в любую из существующих стадий, пропустив остальные.

Финансовое оздоровление — это необязательная процедура, направленная на погашение задолженностей юридического лица в установленный период и в соответствии с согласованным графиком и на восстановление финансовой стабильности по заранее составленному плану действий. На этом этапе сохраняются все запреты и ограничения, предусмотренные наблюдением, а также еще больше сужаются полномочия руководителя.

Этап завершается принятием решения о переходе к стадии внешнего управления или конкурсного производства. В случае, когда по результатам санации требования кредиторов удовлетворены, суд прекращает производство по делу.

Внешнее управление — один из приемлемых (необязательных) этапов процедуры банкротства, обусловленный объективной возможностью вернуть юридическому лицу платежеспособность.

В отличие от всех предыдущих этапов, этот предусматривает устранение бывших руководителей компании от осуществления управленческих функций и приостановление погашения задолженностей. Компания фактически переходит «в руки» внешнего управляющего, который может считать для нее необходимым:

  • смену вида деятельности;
  • прекращение работы одного или нескольких направлений;
  • реализацию собственности;
  • иные изменения.

Внешнее управление завершается прекращением производства при удовлетворении требований кредиторов или переходом к этапу конкурсного производства.

На заметку
Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц на конец июня 2017 года насчитывает более 14 000 записей об организации и проведении торгов в отношении ликвидируемых предприятий. Из реестра можно получить информацию о юридическом лице, его имуществе и условиях купли-продажи .

На этапе конкурсного производства арбитражный суд подтверждает несостоятельность должника. Для покрытия долгов и убытков юридическое лицо подлежит реализации. Эти меры возлагаются на конкурсного управляющего и осуществляются в процессе торгов. По завершению этого этапа юридическое лицо ликвидируется.

Мировое соглашение — это альтернативная иным этапам, бесконфликтная процедура банкротства. Она представляет собой заключение письменного мирового договора между сторонами конфликта.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом свидетельствует о прекращении процедуры банкротства. В случае нарушения взятых сторонами обязательств или расторжения договора процедура банкротства развивается в обычном порядке.

В каких случаях возможна упрощенная процедура банкротства

Упрощенная процедура банкротства — это альтернативная программа ликвидации юридического лица в сокращенный срок. Законодатель допускает эту схему для отсутствующего и ликвидируемого должника. В первом случае процедура реализуется при совокупности следующих условий:

  • компания фактически не осуществляет свою деятельность;
  • руководить организации находится в неустановленном месте;
  • у юридического лица существует задолженность.

Во втором случае для инициации упрощенной процедуры необходимо наличие решения о ликвидации компании и присутствие у нее долгов, которые невозможно покрыть имеющимся имуществом.

Это интересно!
Согласно данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в Санкт-Петербурге насчитывается более 1000 юридических лиц со статусом «ликвидируемый должник» и более 280 лиц, подпадающих под категорию «отсутствующий должник» .

Суть упрощенной процедуры состоит в том, что после рассмотрения заявления о ее начале суд назначает конкурсное производство, пропуская остальные этапы. Безусловно, это экономит время должника и кредиторов, а также существенно сокращает финансовые затраты на организацию и проведение процедуры банкротства.

Варианты организации процедуры

Наличие долгов у юридического лица требует либо их погашения в установленном законом порядке, либо передачи правопреемнику. Во втором случае возможна продажа компании. Эта процедура регулируется гражданским законодательством и предполагает:

  • поиск нового владельца;
  • подготовку уставной и финансовой документации, сдачу отчетности;
  • регистрацию договора купли-продажи;
  • внесение изменений в государственный реестр и предоставление данных о смене руководителя в контролирующий орган.

Вместе с тем продавцу необходимо учитывать, что законодательством о банкротстве в некоторых случаях предусмотрена обязанность объявить себя банкротом. Кроме этого, передача долгов иному лицу не ограждает бывшего руководителя от субсидиарной, административной и уголовной ответственности за незаконные действия.

Для реализации процедуры банкротства юридическое лицо не обязано привлекать посредника. Закон определяет, что должник сам имеет право обратиться в арбитражный суд. Руководствуясь этим утверждением, многие руководители берутся за процедуру банкротства силами компании. Такой подход исключает дополнительные затраты на поиск представителя и оплату его услуг. Вместе с этим, учитывая сроки такой процедуры, а также многочисленные процессы, специалисты компании на длительный период времени фактически полностью отстраняются от выполнения своих непосредственных обязанностей. Кроме этого, закон в любом случае обязывает привлекать для этой процедуры арбитражного управляющего, так что исключительно собственными силами все равно не обойтись.

Привлечение профессионалов — один из вариантов организации управляемого банкротства. Он предполагает заключение договора с юридической компанией на предоставление услуг. Преимущества этого способа организации следующие:

  • комплексный подход (команда профессиональных помощников по банкротству обеспечивает комплексную работу юристов, финансистов и оценщиков над проблемами клиента);
  • возможность привлечь специалистов на любом этапе;
  • юридический грамотный подход к защите интересов должника;
  • получение актуальных рекомендации по минимизации финансовых и имущественных потерь.

Каждый из описанных вариантов организации процедуры банкротства имеет свои недостатки и преимущества. Принимая решение, руководителю целесообразно учитывать условия, последствия и степень личной ответственности при каждом из вариантов осуществления банкротства (ликвидации).

18.Банкротство юридического лица: основания, порядок, стадии.

Банкротство юридического лица

несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

Основания:

Неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Основанием для обращения в суд является, согласно Закону о банкротстве, неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые и иные платежи государству и местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом или неудовлетворительной структуры его баланса. Внешним признаком такой неспособности является приостановление должником текущих платежей — неоплата требований в течение трех месяцев с момента наступления срока. При наличии указанных признаков в суд вправе обратиться любой из кредиторов или прокурор. Это может сделать и сам должник, причем и при отсутствии указанных признаков — в предвидении грозящей ему опасности. По результатам рассмотрения представленных материалов арбитражный суд в соответствии со ст.10 Закона о банкротстве либо принимает решение о признании юридического лица-должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, либо в случае выявившейся платежеспособности должника отклоняет соответствующее требование истцов (заявителей) и отказывает в иске, либо — если угроза банкротства может быть устранена проведением так называемых реорганизационных процедур и поступили соответствующие ходатайства об их проведении — выносит определение о приостановлении производства по делу и назначении одной из двух предусмотренных Законом о банкротстве реорганизационных процедур: внешнего управления имуществом должника или санации. Соединения двух этих процедур закон не предусматривает (хотя в некоторых случаях это могло бы оказаться целесообразным).

Стадии

Наблюдение,финансовое оздоровление,внешнее управление,конкурсное производство,мировое соглашение,

19.Банкротство: стадия наблюдения. Наблюдение – первая стадия в процессе банкротства организаций. Оно вводится арбитражным судом после рассмотрения требования заявителя. Данная процедура применяется для того, чтобы обеспечить сохранность имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, не более чем через 7 месяцев с даты поступления в суд заявления о признании должника банкротом. В определении о введении процедуры наблюдения должна быть указана дата заседания суда, на котором вопрос о банкротстве будет решаться по существу, а тем самым определен и срок наблюдения – 3, 5, 6 месяцев, но не более 7. юридические последствия введения наблюдения:

— требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику;

— по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом;

— приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда.

Находясь в процедуре наблюдения, банкротящееся предприятие по-прежнему может осуществлять хозяйственную деятельность, но не в полном объеме. Часть сделок может проходить только после одобрения временного управляющего. Также предприятие-должник не может проводить процедуру ликвидации юридического лица, реорганизации, создания филиалов и т.п. В период наблюдения проводится тщательный анализ финансового состояния предприятия-должника, составления реестра требований кредиторов и принимается решение о проведении первого собрания кредиторов.

20.Банкротство: стадия внешнего управления. Внешнее управление применяется к предприятию-должнику для того, чтобы восстановить его платежеспособность. Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если последнее установило, что существует реальная возможность восстановления платежеспособности должника. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено указанным Федеральным законом. В период внешнего управления управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, а также вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Восстановление платежеспособности должника проводится в соответствии с планом внешнего управления, который может включать в себя следующие меры: • закрытие нерентабельных производств; • перепрофилирование производства; • продажа части имущества должника; • взыскание дебиторской задолженности; • уступка прав требования должника; • размещение дополнительных обыкновенных акций должника; • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; • исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами; • продажа предприятия должника; • замещение активов должника; • иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Понятие и основания несостоятельности (банкротства) юридического лица

Специальный случай ликвидации юридического лица — его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования

  • кредиторов по денежным обязательствам,
  • о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
  • исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

ГК РФ определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), за исключением

  • казенного предприятия,
  • учреждения,
  • политической партии и
  • религиозной организации.

Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Не могут быть признаны несостоятельными (банкротами):

  1. Фонд, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
  2. Публично-правовая компания.

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Федеральным от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Признаки (основания) банкротства:

  1. неспособность должника в полном объеме удовлетворить (исполнить):
    • требования кредиторов по денежным обязательствам;
    • требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
    • обязанность по уплате обязательных платежей;
  2. срок существования неплатежеспособности — в течение 3 месяцев с даты, когда указанные выше требования (обязанность) должны были быть исполнены ( ФЗ).

Задачи банкротства:

  • возврат долгов кредиторам;
  • восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.

Стадии (процедуры) банкротства

Процесс банкротства состоит из следующих стадий (процедур) банкротства:

  1. наблюдение;
  2. ;
  3. ;
  4. ;
  5. (на любой стадии банкротства).

Наблюдение как процедура банкротства

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях

  1. обеспечения сохранности имущества должника,
  2. проведения анализа состояния должника,
  3. составления реестра требований кредиторов,
  4. проведения первого собрания кредиторов.

По общему правилу наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд .

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия ( ФЗ):

  1. вводится особый порядок предъявления к должнику требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением текущих платежей);
  2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;
  3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника (основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения);
  4. не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника по операциям с долями (паями) в имуществе должника (например, выдел доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), и т.д.);
  5. не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
  6. не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  7. не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
  8. не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Для участия в деле о банкротстве срок , возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

  • могут совершать сделки исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом;
  • не вправе принимать решения:
    1. о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
    2. о создании юридических лиц, филиалов и представительств;
    3. о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
    4. о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
    5. о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;
    6. об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
    7. о заключении договоров простого товарищества.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Согласно Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения:

  1. на основании решения первого собрания кредиторов (п. 1);
  2. без решения или вопреки решению первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство вышеназванных субъектов при условии предоставления обеспечения должника в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2, п. 3).

Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет ( ФЗ).

Результат проведения процедуры финансового оздоровления:

  1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Внешнее управление

  • арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
  • на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

С даты введения внешнего управления:

  1. прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  2. органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  3. отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  4. аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
  5. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным и об уплате обязательных платежей;
  6. требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.

Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий. Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.

На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет ( ФЗ), где должно содержаться одно из предложений:

  • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • о продлении установленного срока внешнего управления;
  • о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
  • о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии .

Конкурсное производство как процедура банкротства

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Открытие конкурсного производства является следствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом ( ФЗ «О несостоятельности»).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев.

Одним из основных этапов осуществления конкурсного производства является формирование конкурсной массы (всего имущества должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе данной процедуры) и реализация имущества. В этой связи конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).

Другие счета должника в кредитных организациях подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С него же осуществляются выплаты кредиторам.

Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем 1 раз в месяц.

Мировое соглашение как процедура банкротства

— процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве между должником, его конкурсными кредиторами и уполномоченными органами ( ФЗ).

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным имущества должника.

Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается

  1. со стороны граданина — гражданином;
  2. руководителем должника — юридического лица;
  3. исполняющим обязанности руководителя должника, или конкурсным управляющим.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и утверждается арбитражным судом.

При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе , в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

В ходе процедуры банкротства за счет должника подлежат обнародованию следующие сведения:

  1. о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  2. о прекращении производства по делу о банкротстве;
  3. об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
  4. об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника и т. д.

Сведения, подлежащие опубликованию, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом ( Закона о банкротстве).

При введении в отношении юридического лица любой из процедур банкротства как должнику, так и кредитору целесообразно обратиться в юридическую фирму, оказывающую правовую поддержку в сопровождении процедур банкротства. Профессиональные юристы подобных фирм оказывают комплексные услуги по ведению банкротства, начиная с разработки концепции по минимизации рисков, и заканчивая представительством в суде.

Правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

ГК РФ определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), за исключением

  • казенного предприятия,
  • учреждения,
  • политической партии и
  • религиозной организации.

Закон о банкротстве посвящен не только вопросам ликвидации юридического лица: наряду с ликвидацией (конкурсным производством — гл. 7) он предусматривает также антикризисные процедуры, направленные на предотвращение несостоятельности (банкротства) (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление — гл. 4-6). Все они (а также мировое соглашение, направленное на прекращение производства по делу о банкротстве — гл. 8) могут применяться в рамках производства по делу о несостоятельности (банкротстве) (ст. 27).

В случае если арбитражный суд признает юридическое лицо несостоятельным (банкротом), к последнему применяется ликвидационная процедура — конкурсное производство, вводимое сроком на один год с возможностью его продления не более чем на шесть месяцев ( ФЗ).

С даты признания банкротом (правовые последствия признания банкротом):

  1. считается наступившим срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к конфиденциальной информации или коммерческой тайне и др.;
  2. прекращаются полномочия руководителя должника и иных его органов, за исключением полномочий органов, которые в соответствии с учредительными документами могут принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника;
  3. управление переходит к специально назначаемому арбитражным судом конкурсному управляющему, действующему под контролем собрания (комитета) кредиторов и арбитражного суда (ст. 126, 127, 143 Закона о банкротстве).

Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства, в том числе выявленное в ходе него, за некоторыми изъятиями составляет конкурсную массу (ст. 131, 132 Закона о банкротстве). За счет нее и погашаются требования кредиторов к банкроту.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий) имеет особенности ( Закона о банкротстве), а иногда — осуществляется в рамках специального закона.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *