Без ошибок писать

Без ошибок писать

Содержание

Как научиться писать без ошибок

Грамотность во все времена считалась неотъемлемым качеством образованного человека, занимающего достойное место в обществе. Развитие современных технологий, появление социальных сетей и массовое общение в онлайн-режиме для многих современных детей и взрослых стало оправданием для безграмотной письменной речи. Однако ошибочно полагать, что умение грамотно преподнести свою точку зрения в устном или письменном виде – это бесполезный навык, которым можно пренебречь.

Ошибки при заполнении деловых бумаг, составлении отчетов или общении с клиентами по электронной или обычной почте могут нанести весомый урон вашей репутации как специалиста. В повседневной жизни также в любой момент может возникнуть необходимость черкнуть пару строк родственникам, друзьям или соседям, а краснеть за досадные ошибки в словах и знаках препинания не захочется ни одному взрослому человеку.

Если у вас есть проблемы с соблюдением норм орфографии, пунктуации или лексики не нужно падать духом. В любом возрасте не поздно учиться писать без ошибок и работать над своей грамотностью, главное подойти к проблеме со всей серьезностью и регулярно совершенствовать свои навыки.

Одновременно с правописанием успешный человек должен поддерживать в тонусе интеллектуальные функции мозга. В этом ему поможет ресурс фитнесса для мозга BrainApps, занятия на котором предполагают прохождение ежедневных индивидуальных тренировок. Даже самый занятой человек сможет найти 15 минут в день для улучшения собственного интеллекта.

Как стать грамотным по русскому языку

Существует распространенное заблуждение, что грамотность является одним из врожденных качеств человека, то есть способность к правильному письму и устной речи в той или иной степени с рождения заложена в каждом человеке. Некоторые школьники и взрослые люди отказываются работать над правописанием после нескольких неудач и считают, что у них просто нет врожденных навыков к красивой и правильной письменной речи.

Однако грамотным может стать абсолютно любой человек, не имеющий отклонений с медицинской точки зрения. И хотя грамотность является доступной для каждого, неутешительная статистика последних лет показывает снижение ее уровня среди детей и подростков. Причинами этого неприятного явления считаются:

  • Снижение интереса к чтению художественной литературы. Любители чтения гораздо реже пишут с ошибками, но современный ребенок обычно предпочитает игру на компьютере или смартфоне сборнику сказок или рассказов;
  • Повальное общение в социальных сетях. Переписка в онлайн-режиме редко когда предполагает соблюдение всех правил орфографии и пунктуации, так как каждый из собеседников стремится как можно скорее выразить свое мнение и параллельно занимается другими делами;
  • Недостаточная заинтересованность родителей. Многие родители не уделяют должного внимания развитию грамотности у ребенка, считая, что выполнения школьных заданий более чем достаточно. Но на школьную успеваемость влияет множество факторов, а пример мамы или папы, которые регулярно читают книги и всегда пишут без ошибок намного более действенный. Поэтому прежде чем узнавать, как ребенку научиться писать без ошибок, следует поработать над своим собственным уровнем грамотности;

Написание текстов без ошибок и правильная речь дают массу преимуществ в любом возрасте. Вы всегда сможете произвести приятное впечатление на собеседника, коллегу или руководителя, без труда оформите любой документ и сможете помочь своему ребенку с уроками. Остается только узнать, как именно стать грамотным по русскому языку <>и сколько времени для этого потребуется. В идеале необходимо уделять должное внимание правильному письму со школьной скамьи или даже с дошкольного возраста. Но если этот момент упущен, то на помощь придут регулярные самостоятельные занятия, которые не требуют огромных финансовых вложений, но зато требуют дисциплинированности и систематичности.

Не существует волшебного метода, следуя которому вы через две недели забудете об ошибках в словах и неправильно расставленных знаках препинания. Только самообразование и длительная кропотливая работа над собой даст желаемый результат, который останется с вами на всю жизнь.

9 работающих способов, как научиться грамотно писать

Существует несколько действительно эффективных способов приучить себя к грамотному письму. Чтобы писать без ошибок вы можете:

  1. Регулярно читать. Именно с чтения начинается правильная, красивая устная и письменная речь. Зрительная память играет большую роль в правописании, и вы постепенно сможете запомнить, как правильно пишется то или иное слово. Чтобы чтение пошло на пользу следует избирательно подходить к выбору литературы. Лучше всего для работы над повышением грамотности подходят отечественные классические произведения. Не думайте, что классика – это обязательно скучно и затянуто, каждый может выбрать себе жанр по душе и получать удовольствие от чтения. Читать необходимо каждый день не менее часа, вдумчиво и в спокойной обстановке. В скором времени вы заметите, что ваша речь стала богаче, образнее, а в словах поубавилось ошибок.
  2. Изучать основы. Помимо художественной литературы уделяйте внимание работе со справочниками и учебниками русского языка. Это один из наиболее действенных способов, как научится писать без ошибок и правильно строить предложения. Запоминайте правила и обязательно закрепляйте теорию выполнением практических заданий.
  3. Приобрести и регулярно пользоваться словарем. Каждый раз, когда вы не знаете, как точно написать то или иное слово, заглядывайте в орфографический словарь. Формирование этой полезной привычки достаточно быстро позволит избавиться от ошибок, поэтому держите словарь на рабочем столе или другом видном месте, чтобы он всегда был под рукой;
  4. Писать под диктовку. Попросите родственников или друзей несколько раз в неделю диктовать вам тексты из сборника диктантов, таким образом, вы сможете быстрее обнаружить у себя пробелы в знаниях и направить самостоятельные занятия в нужное русло.
  5. Работать над ошибками. Не стесняйтесь выписывать в отдельный блокнот слова, которые даются вам труднее всего и перечитывайте их каждый день. Это прекрасная тренировка зрительной памяти, которая позволит вам со временем правильно писать даже самые заковыристые слова и словосочетания.
  6. Улучшать память. Для этого можно учить наизусть любимые стихи или отрывки из прозы. Этот метод также позволит улучшить устную речь, а повторение выученного материала вслух тренирует навыки дикции. Если заучивание наизусть вам не подходит, то просто переписывайте тексты, уделяя особое внимание сложным словам и предложениям;
  7. Найти друзей по интересам. Писать с ошибками никто не хочет, это раздражает любого человека и многие бы хотели улучшить качество своего письма. Занятия в паре или группе больше дисциплинируют, к тому же вы сможете помогать друг другу и проверять усвоение новых знаний.
  8. Обратиться к профессионалу. Репетитор по русскому языку может понадобиться не только школьнику перед сдачей экзаменов. Несколько полноценных занятий со специалистом позволит восполнить основные пробелы и разработать дальнейший план по самообразованию.
  9. Применять знания на практике. Пишите себе записки и напоминания, выписывайте понравившиеся цитаты из книг, вместо электронной почты пишите друзьям или родственникам обычные бумажные письма, подписывайте и дарите открытки. Такие мелочи будут всегда держать вас в тонусе, и заставлять сосредотачиваться на правилах орфографии и пунктуации;

Если вы будете систематически пользоваться этими простыми способами, как самостоятельно научиться писать без ошибок, то в скором времени заметите положительные сдвиги. Однако поддерживать грамотность на должном уровне необходимо всю жизнь, поэтому все вышеперечисленные рекомендации актуальны для любого человека, который активно занимается саморазвитием.

Как научиться писать без ошибок с детства

Некоторые дети гораздо легче осваивают правописание, чем другие их сверстники. Чтобы понять, как научились грамотно писать такие дети, необходимо в первую очередь обратить внимание не на их школьную успеваемость, а на занятия с родителями в домашней обстановке. Ребенка можно постепенно приучать к чтению с трех лет и для этого не обязательно заставлять кроху интенсивно запоминать буквы и слоги. Сначала следует пробудить интерес к увлекательному миру литературы, каждый день читать сказки и детские рассказы.

Чтение и письмо нужно развивать параллельно, в игровой, доступной для ребенка форме. С детьми школьного возраста обязательно нужно проводить работу над ошибками, дополнительно объяснять непонятные или сложные моменты. Родители, которые всю ответственность за грамотность ребенка перекладывают на учителей, вряд ли останутся довольны результатом его образования. Поэтому следует знать, как ребенку научится писать без ошибок и активно помогать ему, преодолевая трудности в обучении вместе.

Детям обычно тяжело дается запоминание множества правил грамматики и пунктуации, поэтому совместно с правописанием рекомендуется развивать память и внимательность. Для этого существует ресурс BrainApps, игры которого подойдут как для взрослых, так и для детей.

Как научиться писать грамотно

Рынок копирайтинга захлёбывается от дешёвых райтеров, поставляющих на биржи триллионы знаков безграмотных текстов. Профессиональные авторы, шлифующие свои тексты до запятой, напоминают кусочки янтаря, выброшенные на берег морем конкуренции вместе с водорослями и каменной крошкой. Можно клепать тексты сотнями и продавать их за гроши, ориентируясь на людей с тройкой по русскому, но хорошие заказчики всё же видят разницу между янтарём и галькой.

Если человек бережно относится к бизнесу, он не экономит на качестве. Уважающие себя предприниматели стремятся наполнить сайты — визитную карточку своего дела — качественным контентом, да и поисковые роботы уже отличают хорошие статьи от набора слов.

Спрос на грамотные тексты растет. Заказчики, чтобы сэкономить на корректуре, все чаще выбирают копирайтеров, которые сдают тексты без орфографических и пунктуационных ошибок. На биржах ввели квалификационные тесты на знание грамматики.

Начался процесс вытеснения с рынка полчищ демпингующих графоманов, обесценивших труд райтеров и редакторов. Он продлится не один год, поэтому у каждого автора есть шанс остаться в профессии и повысить стоимость своих услуг благодаря знанию правил русского языка.

Если вы серьёзно возьмётесь за грамматику, то через два-три месяца вспомните и выучите основы, знать которые должен любой пишущий человек. Вы научитесь быстро ориентироваться в справочниках и словарях, увидите десятки заковыристых случаев постановки запятых и узнаете сотни новых слов.

Однажды вы обнаружите, что ошибки будто выпрыгивают из текста. Все ошибаются, даже корректоры. Чаще, конечно, из-за невнимательности. Глаз замыливается. Иногда вся редакция не замечает опечатку на самом видном месте. Именно поэтому заголовки, подзаголовки, лиды, подписи к фотографиям надо вычитывать внимательно и вслух.

Ошибаются все. Ну и где заголовок?

Простые правила редактора

Себя править очень сложно. Если в чужих текстах профессионалу видны все или почти все ошибки, то в своих проскальзывает целая армия «диверсантов».

Что делать?

Дайте тексту отлежаться

Вы наверняка не раз слышали о том, что текст должен отлежаться. В корректуре и редактуре это правило тоже работает. Нельзя вычитывать статью сразу после написания. Пусть полежит хотя бы несколько часов. Перед вторым кругом текст снова надо «выдержать». Многие корректорские фирмы предлагают двойную вычитку, я же возвращаюсь к каждому файлу по три, а иногда и по пять раз.

Сказываются годы работы в бумажной газете. В нашей редакции работала корректор советской закалки. Она вычитывала тексты трижды (и это правильно), затем дважды вносили правки типографские корректоры, не говоря уже о том, что накануне номер «вылизывала» вся редакция, и всё равно в восьмиполосном издании проскакивали запятые или одна-две ошибки. Человеческий фактор, однако. 🙂

Посмотрите в другом формате

Если вы работаете с сайтами, то наверняка заметили такую фишку: читали-читали текст, опубликовали на сайте — бац, сразу заметили ошибку! Глаза привыкли к разметке, шрифтам. Вы плывёте по тексту, словно по течению реки в солнечный безветренный день.

Смените реку и лодку — мозг активизируется. Поменяйте внешний вид текста, посмотрите на него через типограф, html-редактор, а лучше распечатайте. Лист бумаги — идеальное полотно для внесения правок.

Что нужно, чтобы научиться писать грамотно?

Мотивация и интуиция

Без мотивации нынче никуда. Составьте два списка. В первом напишите причины, по которым вам необходимо писать грамотно. Во втором — что вы получите, когда сможете самостоятельно вносить корректорские правки в свои (а, может, и чужие) тексты. Если причины убедительны, мозг откликнется на них и начнет лучше усваивать знания.

Интуиция — надежный соратник редактора. С ней можно договариваться. Представьте её в образе помощницы и дайте задание: если закралась ошибка, пусть интуиция вам об этом как-то сообщит — дискомфортом в теле, беспокойством… Главное, чтобы вы научились расшифровывать ее послания. При должной тренировке и доверии к себе со временем ошибки словно подсвечиваются в тексте, да и вы интуитивно начинаете чувствовать, в каком месте их искать.

Полчаса в день на правила

Выделите на изучение правил 20-30 минут в день, тогда уже через пару месяцев вы заметите разницу, а через год достигнете уровня младшего корректора.

Всего полгода — и вы далеко впереди толпы райтеров!

Справочники и словари

Стремитесь больше узнать о языке и грамотности. Приобретите справочник по орфографии и пунктуации. Можно пользоваться и онлайновыми сервисами, но я рекомендую все же иметь под рукой бумажный вариант, потому что, пока вы будете искать нужное правило, прочитаете еще несколько. Да и книгу удобно носить с собой, делать в ней пометки. Обязательно пригодится.

Купите словари: толковый, орфографический, словарь фразеологизмов, синонимов и другие. Читать орфографический словарь полезно вдвойне. Написать слово грамотно помогает «Ворд», а вот сказать…

Ударение в русских словах — ахиллесова пята многих. К сожалению, дикторы перестали быть эталоном произношения и допускают грубые речевые ошибки. В орфографическом словаре можно посмотреть ударение.

Но, если вы все же намерены целенаправленно знакомиться с правильным звучанием слов, купите орфоэпический словарь. В нём можно еще подглядеть правильную форму слова во множественном числе и в родительном падеже множественного числа. Как написать: нет баклажан или баклажанов, нет макарон или макаронов, нет туфлей или туфель?

Увлекательно устраивать такие викторины для домочадцев или гостей. 🙂

Полезна книга И. Б. Голуб «Стилистика русского языка» и поистине бесценна библия редактора «Справочник издателя и автора» А. Э. Мильчина.

Работая с текстом, не ленитесь заглядывать в справочники и авторитетные энциклопедии, чтобы проверить, как пишутся имена собственные: названия рек, городов, стран, фамилии…

На «Ворд» надейся, а сам не плошай

«Ворд» коварен и не всегда прав. Полагаться на него опасно. Он подчеркивает верное написание слов с приставкой «пол-» (пол-Азербайджана, пол-Крыма), а ошибочные варианты с частицей «бы» (как бы, чтобы) пропускает. «Ворд» не различает омонимы (развивающийся — развевающийся; отварить — отворить), повелительную форму глагола и форму глагола во 2 л. мн. ч. (пишите — пишете), слова-паронимы (надеть — одеть, адресант — адресат), не дружит с лексикой и стилистикой.

Не такой уж он и грамотный

Однако прежде чем приступать к вычитке, прогоните текст через вордовский сервис «Правописание», чтобы устранить грубые ошибки. Автоматические помощники хорошо справляются с коварными опечатками и грамматическими глупостями. Но они никогда не заменят живого редактора и корректора, потому что только человек чувствует слово. Исправить все ошибки и неточности можно лишь «вручную», обращаясь на первых порах к справочникам и словарям.

Библиотека редактора

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Любое издание.
  2. Русский орфографический словарь / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. Изд. 4-е, испр. и доп. М., 2012.
  3. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Любое издание.
  4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2009.
  5. Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2005.
  6. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. Любое издание.

Полезные онлайн-ресурсы

Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию:
http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm

Голуб И. Б. Стилистика русского языка:
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/topicsw.htm

Библиотека Орфограммки:
http://orfogrammka.ru/библиотека

Полный академический справочник под редакцией Лопатина:
http://orthographia.ru/

Культура письменной речи (справочный раздел, тесты, задания, интересные факты):
http://gramma.ru/

Сайт и сервис переносов слов:
http://batov.ru/hyph/start.asp

Словарь ассоциаций и синонимов:
http://www.reright.ru/

Светлана Кравцова, редактор, копирайтер, автор блога «Грамотно по-русски»

Пояснение. Эту статью я написала в 2016 году для сайта Mamawriter.ru, поскольку сотрудничала с проектом как куратор обучающего тренинга для начинающих копирайтеров.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой с другими, нажав на кнопку. Спасибо!

Проверить орфографию онлайн, мгновенно

Группа, где только полезные материалы. Подпишитесь, если хотите поступить на бюджет:

  • Сервисы

    • Морфологический разбор слова онлайн
    • Проверка пунктуации онлайн – знаки препинания
    • Онлайн ЕГЭ по русскому языку бесплатно
  • Рубрики

    • ЕГЭ – химия для чайников
    • Подготовка к ЕГЭ по английскому языку
    • Подготовка к ЕГЭ по истории
    • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
    • Подготовка к ЕГЭ по физике
    • Подготовка к ЕГЭ. Разные предметы
    • Подготовка к обществознанию
    • Подготовка к экзаменам ОГЭ по русскому языку
    • Сервисы
  • Материалы ЕГЭ

    • Морфологический разбор слова онлайн
    • Проверка пунктуации онлайн – знаки препинания
    • Электронные формулы атомов химических элементов (109)
    • Аудиозаписи для подготовки к сжатому изложению ОГЭ
    • Написание письма на английском языке – как писать
    • Написание сочинения по английскому языку, готовые эссе
    • Шпаргалки по русскому языку ЕГЭ и ОГЭ
    • Решение части C ЕГЭ по биологии
  • Самое популярное

    • Проверить орфографию онлайн, мгновенно
    • Проверка пунктуации онлайн — знаки препинания
    • Формулы по физике для ЕГЭ и 7-11 класса
    • Аргументы к сочинению ЕГЭ (C1, русский язык)
    • Правильное ударение в словах
    • Английский алфавит с русской транскрипцией
    • Шпаргалки по русскому языку ЕГЭ и ОГЭ
    • Шкала перевода баллов ЕГЭ 2019
    • Грамматическая основа предложения с примерами
    • Написание письма на английском языке — как писать
    • Как решать задачи по химии, готовые решения
    • Где найти ответы ЕГЭ 2019 и ОГЭ
    • Правописание НЕ и НИ
    • Словарь терминов по обществознанию
    • Даты по истории России: хронология

Как быстро научиться писать без ошибок: четыре простых лайфхака  

Человек, который пишет грамотно, не может спокойно смотреть на сообщения, написанные с ошибками в каждом слове – это факт. Удивительно, но при нынешних возможностях далеко не каждый человек может писать без ошибок. И если специалист с высшим образованием в совершенстве владеет своей специальностью, но пишет безграмотно – его авторитет падает в глазах простого секретаря, который досконально знает все правила русского языка.

Прежде всего – стремление учиться писать без ошибок

Как говорится, главное – желание. Образованный человек не останавливается на достигнутом – он постоянно стремится улучшить свои знания, узнать что-то новое или усовершенствовать старое. А для того, чтобы повысить свою грамотность, следует придерживаться простых правил, которые помогут научиться писать без ошибок.

Чтение книг

Чтение тренирует зрительную память. Важно отдавать предпочтение старым книгам – они настраивают на размеренное времяпрепровождение в уютной обстановке за внимательным изучением содержания. Кроме того, классические произведения написаны тем русским языком, который принято называть истинным. Такие тексты являются своеобразным олицетворением всех норм и правил написания. Современная проза, к сожалению, не может похвастать красноречием и изысканностью, а это значит, что ее можно использовать только для нескучной поездки в общественном транспорте. Кроме того, нередки случаи, когда в современных текстах встречаются грамматические ошибки, что очень омрачает впечатление о нынешних писателях и корректорах.

В процессе чтения классических произведений в памяти откладывается не только правильность написания тех или иных слов и словосочетаний, но и речевые обороты, которые могут пригодиться в дальнейшем. Важно также подобрать книги, соответствующие интересам читателя. Не надо заставлять себя перечитывать всю классику, но несколько произведений все-таки лучше прочесть. Есть немало людей, которые могут гордится своими читательскими достижениями – они прочитали практически все произведения русских и зарубежных классиков, но так и не смогли осилить «Войну и мир» Толстого. Здесь нет ничего криминального. Главное – получать удовольствие от чтения и наслаждаться этим процессом в спокойной обстановке.

Репетитор

В некоторых, особо запущенных, случаях ничего не остается, как снова сесть за учебники и наконец-то выучить все правила русского языка. А что делать, если статус и занимаемая должность требуют элементарной грамотности? Учиться, учиться и еще раз учиться.

Можно воспользоваться услугами хорошего репетитора, который сможет в сжатые сроки доступным языком объяснить самые простые и распространенные правила. Хорошо, если дома подрастает ребенок – вместе с ним можно изучать русский язык, а параллельно совершенствовать свои навыки за чтением классиков.

Для чего нужна грамотность?

Умение грамотно излагать свои мысли не только при разговоре, но и на письме – важный навык, который позволяет избежать глупых недоразумений и неприятностей. Всем известная фраза «Казнить нельзя помиловать» красноречиво свидетельствует о том, как всего лишь одна запятая способна повлиять на жизнь человека.

В современном мире неграмотного директора и начальником назвать нельзя, особенно, когда его подчиненный замечает неправильно расставленные запятые или грубые ошибки в том или ином слове. А что скажут партнеры, получив не очень грамотно составленное письмо или коммерческое предложение?

Вот и судите о преимуществах человека, который умеет грамотно излагать свои мысли на бумаге:

  • хорошее впечатление – этот пункт особенно важен для деловых людей, которые общаются со своими потенциальными партнерами не только устно, но и с помощью электронных писем;
  • элементарная грамотность – это мощное оружие, с помощью которого можно открыть совершенно новые горизонты;
  • родители, у которых растет школьник, не будут краснеть перед своим ребенком, который приносит домашнее задание на проверку;
  • человек, который умеет писать грамотно и знает все правила русского языка, может без труда составить деловое письмо, пояснительную записку или резюме, что позволит создать благоприятное впечатление об авторе текста;
  • даже самая совершенная компьютерная программа не всегда может распознать ошибку в тексте, особенно, если она пунктуационная, поэтому знание основных правил русского языка – неотъемлемый навык перспективного специалиста, который мечтает о карьерном росте.

Есть еще один положительный момент – грамотное написание текстов и умение правильно излагать свои мысли может стать основой для дополнительного дохода. При современных возможностях многие мамочки в декретном отпуске или студенты свободно подрабатывают в сфере копирайтинга. Чтобы достичь в этой области значительных высот, знание русского языка – важнейшая составляющая, которая позволяет зарабатывать неплохие деньги.

Лайфхаки

Владение основами грамматики – ключ к успеху. Помимо всего вышесказанного, стоит добавить еще несколько советов, которые могут помочь за небольшой промежуток времени пройтись по школьному курсу русского языка:

  1. Блокнот, в который можно записывать слова-исключения и новые термины, которые регулярно появляются в русском языке, может помочь быстрее освоить технику грамотного написания.
  2. Специальные компьютерные программы – превосходная практика, которая позволит закрепить полученные знания и гордиться новыми достижениями.
  3. Диктанты, тесты, сочинения на вольную тему – это отличная проверка грамотности, которая доступна каждому;
  4. Чтение про себя и вслух – самая приятная тренировка. Читающий человек не может быть безграмотным априори.

Есть масса специальных учебных программ, которые позволяют бегло пробежаться по основным правилам русского языка. Но даже самого совершенного курса будет недостаточно для глубокого изучения и понимания всей грамматики. Неслучайно русский язык занимает почетное третье место по уровню сложности – слишком много правил, и слишком много исключений из них. Но, как говорится, стремление и труд…

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Высший юридический колледж

Академия кадрового резерва

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса (МЭБИК)

Сегодня редкий человек может похвастаться грамотным изложением своих мыслей на письме и безошибочным написанием. Если вы хотите чего-то добиться в жизни, постоянно учитесь, совершенствуйте себя, даже когда находитесь на вершине успеха. В одном фильме главный герой сказал: «Прежде чем на что-то решаться, подумай, стоит ли овчинка выделки». В данном случае без колебаний – «овчинка стоит выделки». Так как образованный человек – полезный человек, а перед полезным человеком открываются все дороги.

Далее вы узнаете, как с удовольствием и без скуки можно научиться писать грамотно. Только действующие советы, неоднократно проверенные опытом. И никаких томных изречений, переполненных научными терминами. Только факты!

1

Наберитесь терпения и морально настройтесь

Если не будет желания совершенствовать свой русский язык, не будет и результата. Чем грамотнее человек, тем выше он занимает место в жизни, становится более независимым, руководящим. Держите эти мысли в голове каждый раз, как только захотите бросить занятия.

2

Много читайте

Так вы тренируете зрительную память. Читайте только классику, в старых книжных переплетах, которые все помнят еще со школы. Так как в современных изданиях, при бешеном ритме сегодняшней жизни и вечной спешке, многочисленные ошибки неизбежны. При чтении книг вы не только запоминаете написание слов, но еще и бессознательно откладываете в памяти основные литературные приемы.
Важно подобрать книги для чтения по своим интересам. От этого будет напрямую зависеть успех и время, которое вы потратите на обучение. Это может быть фантастика (Жюль Верн, «Аэлита» А.К.Толстого, «Солярис» С.Лема и др.). Кто-то любит приключения, кто-то – стихи. Главное, читать с удовольствием и в тишине, ни на что не отвлекаясь.

3

Читайте вслух

Такой прием оттачивает слуховую память. Прочитывайте так, как пишется в книге, проговаривая слова по слогам. Например, предложение «По полю бежала собака» при обычном разговоре вы произносите: «Па полю бижала сабака». Читая книгу, озвучивайте так – «По по-лю бе-жа-ла со-ба-ка». Когда читаете книгу, вы делаете паузу в том месте, где стоит запятая. Поэтому со знаками препинания в будущем будет проще.

4

Переписывайте каждый день по 10 страниц из книги

Этот метод помог ученику сдать экзамен по русскому языку. Мальчик не прошел аттестацию после восьмого класса. Он знал правила, но писал всегда с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему все лето каждый день переписывать по десять страниц из «Войны и мира» Л.Н.Толстого. Осенью ученик успешно сдал экзамен, сделав только две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было.

5

Учите наизусть тексты

Полезно заучивать правила написания в русском языке. А можно учить интересные, сильные стихи. Это хорошо будет стимулировать вашу память. Никто не знает возможностей человеческого организма. Заучивание текстов поначалу пугает. Но после первых выученных произведений вы будете запоминать без труда, прочитав несколько раз.
Вот живой пример: на факультет русской филологии пришел парень, внешне никак не ассоциирующийся с культурой речи. Слегка небритый, на руках армейские наколки, похож скорее на ловеласа. Вся группа с иронией переглянулась. Каково же было удивление, когда на одном из занятий он встал и долго читал стихи Анны Ахматовой. Начал с «Реквиема». От того, как он читал, у преподавателя навернулись слезы. Когда молодой человек закончил, преподаватель спросил, как же он запомнил такой объем информации. Парень ответил, что учил в армии, когда нечего было делать.

6

Регулярно занимайтесь

Проверяйте себя, систематически пишите диктанты, текстовые и словарные. Прочитав рассказ, напишите изложение. Помните: грамотно писать – это не Божий дар, а результат упорных тренировок. Главное -тренироваться с интересом.

7

Занимайтесь в паре

Результаты будут лучше, если вы привлечете к своим занятиям еще кого-нибудь. Вы будете рассуждать, поправлять друг друга. Ведите диалог.

8

Приобретите орфографический словарь

Приобретите орфографический словарь, чтобы быть уверенным наверняка, что пишете без ошибок. При любых затруднениях он будет всегда под рукой.

9

Создайте словарь ваших трудных слов

Создайте словарь ваших трудных слов, написание которых никак не можете запомнить. И периодически заглядывайте в него, постепенно запоминая их.

10

Используйте школьный прием

Читайте правило, делайте упражнения, исправляйте ошибки. Проанализируйте, где вы делаете больше всего ошибок, и работайте только с нужными вам правилами написания в русском языке. Это можно сделать, к примеру, на нашем курсе по русскому языку.

11

Пройдите наш курс «Русский язык»

Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Все люди обладают разными способностями. У одного человека хорошо развита зрительная память, у другого – слуховая, у третьего моторная. Чаще преобладает смешанная: либо зрительно-слуховая, либо зрительно-моторная, и т.д. Поэтому выбирайте те советы, которые наиболее действенны для вас. Это основное правило и секрет вашего будущего успеха в изучении русского языка.

Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки

«На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами». Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» — это еще как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

Судите сами:

  • «брусчатая» — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • «небезызвестная» — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом «известная». А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • «потчевал» — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

Где грамотные?

«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Причина — заболевание

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

«Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-ло-пед»;
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».

Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками «Найди 10 отличий»;
  2. игра в «Что пропало?»: разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Учимся

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает… И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: «А как бы ты их написал?»
  3. Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое «письмо с дырками». То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол…ко. Проверочное слово «молочный». Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Запоминалки

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.

Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание «Зося ждет» включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Что еще помогает подружиться с родным языком?

  • Поработайте со словом, в котором постоянно делаете ошибку: несколько раз напишите его, выговорите по слогам, раскрасьте букву, в которой ошибаетесь.
  • Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы превосходно развивают наши интеллектуальные способности.
  • Простая и забавная игра: один человек зачитывает из словаря определение, а другие должны идентифицировать слово.
  • Запишите свою речь на диктофон (а еще лучше — создайте видеоклип). Велика вероятность, что, послушав себя со стороны, обнаружите, что совершаете множество речевых ошибок: неправильно строите предложения или используете слова-паразиты.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *