Безопасные самолеты

Безопасные самолеты

В течение полугода разбиваются два только что выпущенных самолета новой модели. Что это: просто фатальное совпадение — или заложенный в этих машинах смертельно опасный дефект бортовой электроники?

После крушения 10 марта 2019 года лайнера эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines мировой гражданской авиации необходимо срочно принять решение: можно ли и дальше эксплуатировать по всему миру самолеты Boeing 737 MAX 8 — или полеты этой новой версии популярного во всем мире среднемагистрального «Боинга» необходимо срочно приостановить до выяснения всех обстоятельств катастрофы? Ведь в октябре 2018 года такой же самолет авиакомпании Lion Air при схожих обстоятельствах рухнул в море в Индонезии.

В Африке, Азии и на Карибах приостановлены полеты

Спустя сутки после трагической гибели 157 пассажиров и членов экипажа близ Аддис-Абебы авиакомпания Ethiopian Airlines приняла решение временно прекратить все полеты оставшихся у нее 4 лайнеров модели Boeing 737 MAX 8.

На месте крушения самолета Ethiopian Airlines

Этот шаг руководство компании, являющейся крупнейшим в Африке воздушным перевозчиком и членом авиационного альянса Star Alliance вместе с немецкой Lufthansa и американской United Airlines, объяснило так: «Хотя мы и не знаем точной причины аварии, мы приняли решение в качестве дополнительной меры безопасности оставить эти самолеты на земле».

Одновременно о приостановке полетов 11 зарегистрированных в стране лайнеров Boeing 737 MAX 8 объявила Индонезия. От эксплуатации 2 самолетов этой модели временно отказалась также Cayman Airways на Каймановых островах.

Однако самым серьезным для всей отрасли, для авиастроителя Boeing и, конечно же, для дальнейшей судьбы самой модели стало решение властей Китая временно запретить эксплуатацию сразу 96 самолетов Boeing 737 MAX 8, приобретенных различными китайскими авиакомпаниями, среди которых — государственная Air China, China Southern Airlines, China Eastern Airlines, Shandong Airlines, Hainan Airlines, Shenzhen Airlines.

Китай временно запрещает эксплуатацию 96 самолетов

Реакция Эфиопии и Индонезии более чем понятна: авиакомпании этих двух стран непосредственно пострадали, так что в данном случае любая форма предосторожности не кажется излишней.

Первый испытательный полет модели Boeing 737 Max состоялся в январе 2016 года

Что же касается Китая, то тут может возникнуть вопрос, продиктован ли запрет на эксплуатацию исключительно заботой о безопасности пассажиров и не связан ли он в какой-то мере с торговой войной с США. Ведь запрет на использование перспективного американского самолета дает Пекину дополнительные рычаги давления в ходе продолжающихся очень трудных торговых переговоров с Вашингтоном.

Как бы то ни было, через сутки после трагедии права летать лишились не менее 110 лайнеров Boeing 737 MAX 8. Это — почти треть мирового парка самолетов этой модели, первые экземпляры которой начали поступать заказчикам менее двух лет назад — в мае 2017 года. Всего на данный момент построено около 350 единиц. В целом же портфель заказов на этот инновационный и особо экологичный лайнер, призванный составить на мировом рынке конкуренцию успешной европейской модели Airbus A320neo, превышает 5100 экземпляров.

Российская S7 и норвежская Norwegian реагируют одинаково

В России заказчикам Boeing 737 MAX 8 являются, по данным агентства «Интерфакс», авиакомпании S7, «Победа», «Уральские авиалинии» и «ЮТэйр». Однако пока в своем парке их имеет только S7. Ее руководство заявило 11 марта, что «специалисты авиакомпании внимательно следят за расследованием и находятся в постоянном диалоге с производителем. Пока никаких рекомендаций от Boeing о необходимости приостановки полетов на Boeing-737 MAX в авиакомпании не поступало».

«Боинг» лоукостера Norwegian в аэропорту Стокгольма

Таким образом, в России — принципиально иной подход к проблеме, чем в Китае: государство не запрещает эксплуатацию данной модели, а владеющая самолетами авиакомпания намерена следовать указаниям производителя, который проверяет сейчас свою продукцию на серийный производственный дефект.

Аналогичную позицию заняли как регуляторы, так и авиаперевозчики в Европе. Крупнейший на данный момент европейский получатель Boeing 737 MAX 8, норвежский лоукостер Norwegian, в самолетном парке которого 18 единиц данной модели, заявил, что продолжает в нормальном режиме эксплуатировать эти лайнеры, находясь при этом в постоянном диалоге с производителем.

В Германии первый полет намечен на 13 апреля

Практически то же самое сообщил и германо-британский туристический концерн TUI, который с начала 2018 года использует 15 лайнеров Boeing 737 MAX в Великобритании, Бельгии и Нидерландах. Представитель принадлежащей концерну авиакомпании TUIfly отметил, что до сих пор никаких проблем с безопасностью этой модели не возникало. «Мы наблюдаем за развитием ситуации и находимся в контакте с Boeing», — подчеркнул он.

Концерн TUI пока не намерен отменять намеченное на 13 апреля начало эксплуатации модели Boeing 737 MAX 8 в Германии: в этот день она должна совершить свой первый рейс из Ганновера в Лас-Пальмас на Канарских островах. Прибытие заказанного лайнера с завода в американском городе Рентоне близ Сиэтла в ФРГ намечено на 13 марта. Пока же в Германии данная модель коммерчески не используется, подтвердил представитель министерства транспорта ФРГ.

TUI заказал до 2023 года 75 экземпляров данной модели и имеет опцию еще на 48 машин. В Европе другим крупным заказчиком Boeing 737 MAX 8 является ирландская авиакомпания Ryanair, лидер на европейском рынке лоукостеров: она намерена приобрести 135 экземпляров. Крупнейшими в мире заказчиками этой новинки корпорации Boeing (более 250 единиц) являются американская Southwest Airlines и дубайская Flydubai.

Так что к расследованию причин авиакатастрофы в Эфиопии будет приковано сейчас пристальное внимание во всем мире. Если окажется, что виновен производитель, и ему для исправления неполадок придется временно приостановить выпуск, а авиакомпаниям во всем мире — эксплуатацию данной модели, то мировая гражданская авиация может оказаться в зоне серьезной турбулентности из-за нехватки твердо запланированных мощностей.


  • Будущее пассажирских самолетов

    Расширяя границы

    Новый широкофюзеляжный Airbus A330neo оснащен улучшенными двигателями, сокращающими расход топлива на 14% и выбросы в атмосферу на 10%. Инновационная система светодиодного освещения позволяет окрасить салон самолета в любой цвет: в палитру входит 16 миллионов оттенков. Судно рассчитано на 252 или 310 пассажиров в зависимости от компоновки. A330neo должен начать перевозки уже в 2017 году.


  • Кристальная чистота

    Как заявили создатели Fresh Lavatory, эта уборная способна навести чистоту самостоятельно: после того, как пассажир покидает ее, ультрафиолетовые лампы дезинфицируют кабину, а вода автоматически омывает раковину. Воздушный туалет оснащен сенсорами, что позволяет не прикасаться к крану и другим кнопкам. Никаких микробов!


  • Обед на высоте

    По правилам безопасности воздушных авиаперевозок в эконом-классе можно пользоваться только пластиковыми столовыми приборами. Дизайнеров это не останавливает: все равно все должно быть красиво.


  • Как в кино

    Теперь в самолет не обязательно брать с собой ноутбук или планшет: в скором времени разработчики обещают внедрение новых систем развлечения на борту. Диагональ сенсорного экрана в спинке впереди стоящего кресла будет достигать 26 дюймов, а фильмы или сериалы можно будет смотреть на этом встроенном телевизоре с собственной USB-флешки.


  • На связи

    Установка Gogo позволяет наслаждаться в полете высокоскоростным интернетом до 100 мегабит в секунду. Безлимитный Wi-Fi, стриминговое телевидение и музыка в недалеком будущем появятся во многих самолетах.

  • Мясо или рыба?

    Вернемся к обеду. Все бортовое питание готовят еще на Земле, потом его охлаждают и разогревают уже в самолете. Неудивительно, что после этого пища не всегда приходится по вкусу пассажирам. Чтобы клиенты авиакомпаний были довольны едой, каждый год появляются новые технологии — например, метод приготовления в герметичном пакете sous-vide и первые индукционные плиты для самолетов.

  • Сон в капсуле

    Первые лежаки для сна на борту были разработаны в 2014 году для первого класса аэробуса А380 авиакомпании Quatar Airways. Сейчас дизайн изменился: это не просто кровать, а настоящая капсула, которая закрывается со всех сторон.

  • Больше пространства

    Расстояние между сидениями — вечная проблема для дизайнеров и разработчиков. С одной стороны, нужно вместить как можно больше кресел, с другой — обеспечить комфорт всем пассажирам. В таком салоне вы будете сидеть удобно — и для вас самих, и для пассажира впереди.

    Ксения Сафронова

Смотреть видео 02:27

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 марта 2019 года пассажирский самолет Boeing 737 MAX 8 (регистрационный номер ET-AVJ) эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс ET 302 из Аддис-Абебы в Найроби, потерпел крушение спустя шесть минут после вылета. На борту находились 157 человек, в том числе восемь членов экипажа.

Согласно данным из открытых источников, за время эксплуатации с 1967 года в катастрофах было потеряно 198 самолетов Boeing 737 (здесь и далее — без учета ЧП 10 марта 2019 года), в результате чего погибли более 4 тыс. 700 человек. Кроме того, самолеты этого типа 112 раз захватывали преступники, в результате чего погибли 325 человек. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила хронологию катастроф Boeing 737 различных модификаций с 2008 года.

24 августа 2008 года пассажирский самолет Boeing 737-200 (регистрационный номер EX-009) киргизской авиакомпании Itek Air, выполнявший чартерный рейс 6895 из Бишкека в Тегеран, потерпел крушение в районе бишкекского международного аэропорта Манас. После взлета экипаж запросил возврат из-за разгерметизации кабины, при заходе на посадку воздушное судно опустилось ниже минимальной допустимой высоты, столкнулось с землей и разрушилось и сгорело. На борту находились 83 пассажира и семь членов экипажа, в катастрофе погибли 64 человека. Расследовавшая происшествие комиссия Межгосударственного авиационного комитета возложила вину на экипаж, который потерял контроль за высотой полета и допустил ряд других ошибок.

30 августа 2008 года пассажирский самолет Boeing 737-200 (регистрационный номер YV102T) венесуэльской авиакомпании Conviasa, выполнявший технический рейс по маршруту Майкетия (Венесуэла) — Латакунга (Эквадор), врезался в склон вулкана Ильиниса в эквадорской провинции Котопахи. Погибли все трое находившихся на борту членов экипажа. Крушение произошло из-за ошибок пилотов, которые неправильно оценили положение лайнера в пространстве.

14 сентября 2008 года пассажирский самолет Boeing 737-505 (регистрационный номер VP-BKO) российской авиакомпании «Аэрофлот-Норд», выполнявший совместный с материнской компанией «Аэрофлот» рейс SU821 по маршруту Москва — Пермь, при заходе на посадку перевернулся через левое крыло, резко снизился, столкнулся с землей и полностью разрушился в 11 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта назначения, в районе железнодорожного перегона Пермь II — Бахаревка. Погибли 88 человек: шесть членов экипажа и 82 пассажира (в их числе — советник президента РФ генерал-полковник Геннадий Трошев). Причиной крушения стала потеря пространственной ориентации командиром воздушного судна, пилотировавшим самолет в условиях облачности, системной причиной ЧП комиссия МАК назвала недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации Boeing 737 в авиакомпании. С 1 декабря 2009 года перевозчик «Аэрофлот-Норд» сменил название на «Нордавиа — региональные авиалинии».

25 февраля 2009 года пассажирский самолет Boeing 737-800 (регистрационный номер TC-JGE, собственное имя Tekirdag) турецкой авиакомпании Turkish Airlines, выполнявший регулярный рейс TK1951 по маршруту Стамбул — Амстердам, потерпел крушение при заходе на посадку в амстердамском аэропорту Схипхол. Лайнер опустился ниже глиссады, столкнулся с землей и развалился на три части в 1,5 км от торца взлетно-посадочной полосы. На борту находились 135 человек, из них погибли девять, 86 человек получили ранения. К катастрофе привели сбой в работе радиовысотомера и ошибки экипажа.

29 апреля 2009 года пассажирский самолет Boeing 737-275 (регистрационный номер TL-ADM) центральноафриканской авиакомпании Bako Air, выполнявший технический перелет по маршруту Банги (ЦАР) — Браззавиль (Республика Конго) — Хараре (Зимбабве), потерпел крушение в районе дер. Массамба (провинция Бандунду, Демократическая Республика Конго). Погибли все находившиеся на борту семь человек — двое членов экипажа и пятеро инженеров. В Хараре самолет должен был пройти плановый ремонт.

25 января 2010 года пассажирский самолет Boeing 737-800 (регистрационный номер ET-ANB) эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший регулярный рейс ET 409 по маршруту Бейрут (Ливан) — Аддис-Абеба (Эфиопия), упал в Средиземное море через несколько минут после взлета. Погибли все находившиеся на борту 90 человек: восемь членов экипажа и 82 пассажира (в том числе одна гражданка России — проживавшая в Ливане Анна Абс). Расследовавшая происшествия комиссия ливанских властей назвала причинами катастрофы стала дезориентацию пилотов, вызванную недостатком отдыха перед полетом. Компания Ethiopian Airlines не согласилась с таким выводом, приведя показания очевидцев, утверждавших, что на борту самолета перед его падением произошел взрыв.

22 мая 2010 года пассажирский самолет Boeing 737-800 (регистрационный номер VT-AXV) авиакомпании Air India Express, следовавший регулярным рейсом 812 из Дубая (ОАЭ) в Мангалор (Индия), при посадке в аэропорту назначения выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и сгорел. Из находившихся на борту 166 человек погибли 158. Причиной катастрофы стали ошибочные действия командира воздушного судна, который допустил заход на посадку по нестандартной траектории, из-за чего касание взлетно-посадочной полосы произошло на 600 м дальше расчетной точки.

20 августа 2011 года пассажирский самолет Boeing 737-200 (регистрационный номер C-GNWN) канадской авиакомпании First Air, выполнявший внутренний чартерный рейс FAB6560 по маршруту Йеллоунайф — Резольют, при заходе на посадку в условиях тумана столкнулся с землей и разрушился в 8 км от аэродрома назначения. Из находившихся на борту 15 человек погибли 12. Причиной катастрофы стали ошибки экипажа.

20 апреля 2012 года пассажирский самолет Boeing 737-200 (регистрационный номер AP-BKC) пакистанской авиакомпании Bhoja Air, следовавший регулярным внутренним рейсом B4-213 из Карачи в Исламабад, при заходе на посадку в сложных метеоусловиях из-за ошибок экипажа (пилоты не смогли выдержать нужные параметры скорости полета и снижения) столкнулся со зданиями в 5 км от аэропорта назначения, разрушился и сгорел. Погибли все находившиеся на борту 127 человек — шесть членов экипажа и 121 пассажир.

17 ноября 2013 года пассажирский самолет Boeing 737-500 (регистрационный номер VQ-BBN) авиакомпании «Татарстан», выполнявший регулярный рейс U9363 по маршруту Москва (Домодедово) — Казань, при посадке в аэропорту назначения потерял высоту, упал, разрушился и сгорел. Погибли все находившиеся на борту 50 человек — 44 пассажира и 6 членов экипажа. В числе погибших был сын президента Татарстана Рустама Минниханова Ирек Минниханов и глава Управления Федеральной службы безопасности (УФСБ) республики Александр Антонов. Согласно выводам экспертов, к катастрофе привел допуск к полетам неподготовленного экипажа: при заходе на второй круг летчики допустили ряд ошибок, в результате которых самолет перешел в пикирование и столкнулся с землей. Было установлено, что командир воздушного судна не проходил переучивание со штурмана на пилота и получил пилотское свидетельство необоснованно.

19 марта 2016 года пассажирский самолет Boeing 737-800 эмиратской авиакомпании Flydubai (регистрационный номер A6-FDN), следовавший рейсом FZ-981 из Дубая в Ростов-на-Дону, столкнулся с землей вблизи взлетно-посадочной полосы аэропорта назначения и разрушился. Погибли все находившиеся на борту 62 человека — 55 пассажиров (в т. ч. 44 гражданина РФ) и семь членов экипажа. Посадка проходила в условиях плохой видимости и сильных порывов ветра.

17 апреля 2018 года у пассажирского самолета Boeing 737-3H4 (регистрационный номер N772SW) американской авиакомпании Southwest Airlines, следовавшего регулярным рейсом WN1380 из Нью-Йорка в Даллас, в полете разрушился один из двигателей. Обломком был разбит один из иллюминаторов, в который в результате возникшей декомпрессии салона затянуло одну из пассажирок. Другие пассажиры смогли удержать ее и вернуть в кресло. После экстренной посадки самолета в Филадельфии пострадавшая женщина была госпитализирована, но от полученных ранений скончалась в больнице. Всего на борту воздушного судна находились 149 человек — пятеро членов экипажа и 144 пассажира. Семь человек получили легкие травмы.

18 мая 2018 года пассажирский самолет Boeing 737-201 мексиканской авиакомпании Global Air (регистрационный номер XA-UHZ), арендованный кубинским авиаперевозчиком Cubana de Aviacion для выполнения рейса по маршруту Гавана — Ольгин (Куба), потерпел крушение при взлете из международного аэропорта Гаваны имени Хосе Марти. На борту находились 113 человек — 107 пассажиров и шесть членов экипажа. На месте погибли 110 человек, три человека были госпитализированы, из них двое скончались от полученных ранений 21 и 25 мая 2018 года. Общее число жертв составило 112 человек. В катастрофе выжила одна пассажирка — 19-летняя Майлен Диас Алмагер.

28 сентября 2018 года пассажирский самолет Boeing 737-800 (регистрационный номер P2-PXE) авиакомпании Air Niugini (Папуа — Новая Гвинея) выполнял регулярный рейс с острова Понпеи (Микронезия) в Порт-Морсби (Папуа — Новая Гвинея). При совершении промежуточной посадки в аэропорту Чуук (Микронезия) авиалайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в океан. На борту находились 47 человек — 35 членов экипажа и 12 членов экипажа. 46 человек удалось успешно эвакуировать, тело одного из пассажиров спасатели обнаружили 1 октября 2018 года.

29 октября 2018 года пассажирский самолет Boeing 737 MAX 8 индонезийской авиакомпании Lion Air (регистрационный номер PK-LQP), выполнявший внутренний рейс JT610 из Джакарты в Панкалпинанг, упал в Яванское море через 13 минут после вылета. На борту находились 189 человек — восемь членов экипажа и 181 пассажир, все они погибли. По предварительным данным, к катастрофе могла привести неправильная настройка датчика угла атаки, который, возможно, передавал на бортовой компьютер ошибочную информацию о положении носа самолета относительно линии горизонта. При получении неверных сигналов могло произойти включение автоматической вспомогательной системы MCAS, которая пыталась выровнять нос лайнера, чтобы избежать его вхождения в штопор. Пилоты же перед падением самолета около 20 раз пытались осуществить обратный маневр, противодействуя командам автоматики.

В наше время настолько увеличилось количество самолетов, что каждые 2-3 секунды они приземляются или взлетают. Безусловно, это самый быстрый и удобный транспорт. Вот только одни пассажиры безумно этому радуются, другие боятся. А стоит ли поддаваться страху? Ответ даст статистика: как часто в мире происходят авиакатастрофы и сколько людей погибает.

Ежедневно в небо поднимаются тысячи самолетов и столько же успешно садятся. За год воздушные суда перевозят около 5 млрд человек, это больше половины населения Земли. Согласно данным Википедии, в авиакатастрофе из них погибают не более 600 человек. Впечатляющее, мизерное соотношение.
Если взять статистику за последние 10 лет, то согласно ей, в мире произошло 105 авиакатастроф со смертельным исходом, в которых погибло 3 135 человек. Причем в статистику включены и коммерческие лайнеры и частные небольшие самолеты и вертолеты, а количество жертв указано с учетом погибших на земле. То есть, если падающий самолет протаранил автобус с 15 пассажирами, то они тоже учтены в статистике. Поэтому реальные цифры авиакатастроф пассажирских самолетов значительно меньше.
За все время существования гражданской авиации (почти 100 лет) погибло менее 150 тысяч человек, а это меньше, чем гибнет за месяц в ДТП по всему миру. Так что цифры утверждают: самолет не только быстрый и удобный вид транспорта, но еще и безопасный.

Если цифры вас не убедили и страх немного остался, то учитывайте то, что самыми безопасными считаются места в хвосте воздушного судна, а еще рекомендуется выбирать места в пределах пяти рядов до запасных выходов. Читайте также о надежных способах увеличить шанс выжить при крушении самолета, какие места в самолете самые лучшие, как выбрать хорошее место в самолете.

Для многих путешественников выбор авиабилета – очень щепетильная работа, в которой главную роль играет не столько ценовая политика, сколько критерий безопасности. Согласитесь, куда спокойней лететь на авиалайнере с безупречной репутацией. И, несмотря на статистические данные, утверждающие, что самолет – это самый безопасный вид транспорта, некоторые из воздушных суден вполне могут перейти в разряд опасных (например, те, что пробыли в эксплуатации более 30 лет). Чтобы с уверенностью знать, авиабилет на какой лайнер действительно стоит Вашего внимания и потраченных денег, предлагаем ознакомиться со списком, составленным на основе совместных данных BusinessWeek и лондонского страхового консультанта Ascend. Итак, рейтинг самых надежных пассажирских крылатых машин:

Boeing 777
Triple Seven (три семёрки) или просто T7 эксплуатируется авиаперевозчикми уже более 20 лет и за этот период налетал около 20 миллионов часов. За все время было потеряно шесть таких самолётов, из них в 2013 году – авария в аэропорту Сан-Франциско (погибло 3 пассажира), в 2014 — малазийский Boeing исчез с радаров в Индийском океане (причины неизвестны). Несмотря на это Т7 признан самым безопасным авиалайнером во всем мире. Чаще всего авиабилеты на лайнер такого типа Вам придется выбирать у таких авиакомпаний, как Emirates, United Airlines, Delta, Air France и Singapore Airlines.

Airbus A340
С 1993 года лайнеры такого типа налетали более 13,5 миллиона часов, за которые данный самолет не потерпел ни одной авиационной катастрофы. В 2011 году производство таких воздушных суден официально прекращено. Сегодня основными авиаперевозчиками, которые предлагают своим клиентам авиабилеты на рейсы, выполняющиеся машинами Airbus A340, являются Lufthansa, Iberia, South African Airways, Swiss International Air Lines и Air France.

Airbus A330
Третье место в нашем рейтинге отдано Airbus A330, который выпускается с 1992 года. За это время все 552 самолета провели в воздухе более 14 миллионов часов. Если говорить об инцидентах, то за 24 года лишь один авиалайнер такого типа потерпел катастрофу над Атлантическим океаном по неизвестным причинам. Основные авиакомпании, которые продают авиабилеты на полеты на борту Airbus A330 — Cathay Pacific, Northwest Airlines, Qatar Airways, Emirates и Аэрофлот.

Boeing 747
Вероятней всего на борт Jumbo Jet (самолет слон) Вы попадете при бронировании авиабилетов на рейсы компаний British Airways, Korean Air, China Airlines, Cathay Pacific или Saudi Arabian Airlines. За около 40 лет эксплуатации больше 3,6 миллиарда пассажиров приобретали авиабилеты и совершали перелеты на борту этой крылатой машины. За этот период произошло 18 авиакатастроф со смертельным исходом (часть из которых по причине некачественного ремонта).

Boeing 737 Next Generation
Производимый с 1997 года этот лайнер считается сегодня самым массовым пассажирским самолетом. За все время, проведенное в воздухе, зафиксировано всего три катастрофы, что привели к гибели людей. Среди авиакомпаний, которые предлагают своим клиентам авиабилеты на борт такого типа, можно выделить основных эксплуатантов — Southwest Airlines, Ryanair, United Airlines и American Airlines.

Boeing 767
На шестом месте оказался один из самых известных авиалайнеров, выполняющих дальнемагистральные рейсы. И боятся приобретать авиабилеты на такой тип воздушного судна совсем не стоит – за больше 30-ти лет «работы» с Boeing 767 произошло 6 авиакатастроф с человеческими жертвами.

Airbus A320
Если Вы часто приобретали авиабилеты на рейс лоукостов, то Вы точно летали на Airbus A320. Данный борт особенно популярен среди бюджетных авиаперевозчиков. За все годы эксплуатации (с 1988 года), с лайнерами этого типа случилось 13 авиакатастроф, которые повлекли за собой человеческие жертвы.

Boeing 757
За всю историю своих полетов (с 1982 года) Boeing 757 попадал в авиакатастрофы с человеческими жертвами восемь раз, из-за чего этот борт и оказывается на восьмом месте списка самых безопасных самолетов мира.

Boeing 737 Classic
На борту такого типа летали, наверное, все, кто хоть раз приобретал авиабилеты и пользовался воздушным транспортом. Boeing 737 Classic – самый массовый лайнер за всю историю пассажирских авиаперевозок. Начиная с 1967 года, летное происшествие случилось со 182 такими суднами (в общем, погибло почти 3900 человек).

Обращаем внимание на то, что в данном рейтинге самых надежных пассажирских воздушных суден не были учтены авиакатастрофы, связанные с терроризмом.

Самолет ИЛ-76. Фото: Википедия

Во вторник, 12 марта Европейский союз приостановил полеты самолетов некоторых моделей Boeing до выяснения причин авиакатастрофы в Эфиопии, которая произошла 10 марта. Об этом сообщило Европейское агентство авиационной безопасности (EASA). Речь идет о моделях самолета Boeing 737-8 MAX и 737-9 MAX.

Реклама

Всего полеты на этой модели Boeing запретили 44 страны, включая Казахстан, Австралию, Сингапур, Индонезию, Норвегию, Вьетнам, Малайзию, Оман, Ливан, Кувейт, Турцию, Бермудские острова, Фиджи и Новую Зеландию. Индия сперва лишь ужесточила требования для пилотов, но позже тоже присоединилась к запрету. А вот Соединенные Штаты, Россия и Канада пока еще официально не отказались от эксплуатации этой модели самолетов.

Какие еще пассажирские самолеты становились жертвами аварий – читайте в специальном материале сайта «Сегодня».

Boeing 737 – 211 погибших самолетов

Фото: Википедия

Boeing 737 имеет самую дурную славу. Согласно данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 10 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьезных аварий были потеряны 211 бортов. (Самолет, потерпевший катастрофу 10 марта в небе над Эфиопией, как раз и стал 211-м по счету.)

Всего за время эксплуатации этой модели погибло 5 386 человек, в том числе, 326 человек – в результатах угонов. Boeing 737 пытались угнать, ни много ни мало, 115 раз.

Реклама

Такая страшная статистика аварий и угонов объясняется тем, что самолет, который выпускается вот уже 52 года, является одним из самых эксплуатируемых. Boeing 737 — это общее название семейства из более чем десяти моделей воздушных судов. Так что угонщики и террористы облюбовали его просто потому, что он летает чаще прочих: согласно информации на официальном сайте, в любой произвольно взятый отрезок времени в воздухе находится в среднем 1 200 самолетов этой модификации, и каждые 5 секунд в мире взлетает и садится один 737-й.

Крупнейшая по числу жертв катастрофа Boeing 737 произошла 29 октября 2018 года у Джакарты. Самолет местной авиакомпании Lion Air упал в море вскоре после взлета, все 189 человек на борту погибли.

Boeing 727 – 119 погибших самолетов

Фото: Википедия

Столь впечатляющая цифра потерь самолетов этой модели также объясняется его массовостью: надежный и экономный, в семидесятых годах Boeing 727 стал номером один в грузовых и чартерных перевозках. Был снят с производства в 1984 году, и к началу нулевых все более-менее крупные международные авиакомпании избавились от него.

Согласно данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 26 февраля 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьезных аварий были потеряны 119 самолетов Boeing 727.

Реклама

Последняя на данный момент катастрофа Boeing-727 произошла в Колумбии, в районе города Пуэрто-Карреньо, в декабре 2016 года – эту модель до сих пор продолжают использовать воздушные перевозчики в Латинской Америке. На борту грузового самолета было пять человек, по меньшей мере трое из них погибли.

А наиболее крупной по числу жертв катастрофой Boeing 727 стало крушение самолета авиакомпании Mexicana Airlines в Мексике 31 марта 1986 года. В нарушение инструкций одна из шин была накачана воздухом, а не азотом, и после перегрева взорвалась при взлете. На борту находилось 167 человек, все они погибли.

В общей сложности катастрофы «Боингов» этой модели стоили жизни 4 211 людям. Boeing 727 пытались угнать 182 раза, при этом погибли 90 человек.

Ил-76 – 73 погибших самолета

Фото: Википедия

Этот тяжелый военный транспортный самолет с турбореактивным двигателем в небе с 1974 года, и производится российским авиапромом и по сей момент. Именно такие модели СССР использовал во время войны в Афганистане в 1979-1989 годах для переброски военной техники и солдат.

В тренде

Одним абзацем. Пятый день войны за Нагорный Карабах

По неофициальным данным на 1 ноября 2018 года, в результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 73 самолета типа Ил-76, 24 из них — в результате боевых действий.

Реклама

Именно эта модель принимала участие в спасательной операции после Спитакского землетрясения в декабре 1988 года. Ил-76 с бортовым номером СССР-86732 из полка военно-транспортной авиации, расквартированного в Паневежисе (на тот момент — Литовская ССР) вылетел из Азербайджана с грузом гуманитарной помощи. Самолет врезался в гору при заходе на посадку 11 декабря: причиной аварии стала сильная усталость экипажа и неправильная настройка высотомера.

С самолетом Ил-76 связана также крупнейшая авиакатастрофа в военно-воздушных силах украинской армии, когда самолет с десантниками был сбит над аэропортом Луганска. Трагедия произошла в 00:51 14 июня 2014 года при заходе самолета на посадку. Борт упал около села Красного, в 2 км от взлетно-посадочной полосы Луганского аэропорта – в результате погибли 49 человек. На тот момент это были крупнейшие потери, которые понесли Вооруженные силы Украины за всю историю Независимости нашей страны.

Ту-154 – 72 погибших самолета

Фото: Википедия

Снятый с производства в 2013 году, Ту-154 – самый массовый советский самолет восьмидесятых, эксплуатируется по сей день. Это один из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров с крейсерской скоростью более 900 км/ч, и по данным на 2017 год, в небо до сих пор поднимается 44 таких самолета.

Как один из самых массовых в Советском союзе, Ту-154 становился фигурантом многих прогремевших на весь мир событий. Например, именно такую «тушку» с бортовым номером 85413 угнала в марте 1988 года семья музыкантов Овечкиных, которые рассчитывали сбежать на нем из СССР в Японию – в результате 9 человек было убито и 19 получили ранения.

Сейчас будет печальная страница новейшей истории Украины: в 2001 году российский Ту-154, летевший рейсом из Тель-Авива в Новосибирск, был непреднамеренно сбит зенитной ракетой, выпущенной в ходе военных учений на Крымском полуострове. Тогда погибло 66 пассажиров и 12 членов экипажа. В результате международного скандала подал в отставку тогдашний министр обороны Украины Александр Кузьмук.

А самая крупная катастрофа в истории Ту-154 (да и всей советской авиации) произошла 10 июля 1985 года под Учкудуком, когда перегруженный самолет свалился в плоский штопор по вине экипажа. На его борту находилось 200 человек, все они погибли.

Любопытно, что сгоревший в 1978 году во время катастрофы в Новосибирске самолет (точнее, оставшаяся от него хвостовая часть) «снималась» в первом советском фильме-катастрофе «Экипаж».

McDonnell Douglas – 29 погибших самолетов

Фото: Википедия

Снятый с производства в 1999 году ближнемагистральный реактивный пассажирский самолет производства концерна McDonnell Douglas, по данным на 1 ноября 2018 года, побывал в катастрофах и серьезных авариях 29 раз. Данных о человеческих жертвах нет.

Кстати говоря, в октябре 2018 года американские военные истребители McDonnell Douglas принимали участие в многонациональных учениях «Чистое небо».

Но на самолетах McDonnell Douglas рейтинг авиационных катастроф, конечно же, не заканчивается. На счету у Airbus 310 – 11 погибших самолетов, причем из 30 эпизодов, описанных на сайте Aviation Safety Network, 9 (то есть почти треть) – это истории захвата самолетов террористами, в которых погибло 5 человек. Всего в происшествиях с самолетами Airbus 310 погибло 830 человек. В феврале 2019 года стало известно, что компания Airbus полностью остановит производство самолетов в 2021 году.

Замыкает список Boeing 777 – на его счету «всего лишь» 7 погибших самолетов, авиакатастрофа с его участием забрали жизни 540 человек. Кстати говоря, именно Boeing 777 модели 200ER был сбит под Донецком 17 июля 2014 года. В той страшной катастрофе погибло 289 человек.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *