Blended learning

Blended learning

Сегодня мы начинаем серию статей,посвящённых смешанному обучению. Наталья Андреева, автор программы «Смешанное обучение как технология индивидуализации в общем образовании» Факультета повышения квалификации МГППУ, делится своими мыслями о процессах и тенденциях в этой сфере.

Наталья Андрееваавтор и разработчик курса по смешанному обучению, МГППУ

Что такое смешанное обучение? И какая доля образовательного процесса должна происходить в цифровом виде, чтобы обучение было «смешанным»? Эти вопросы регулярно возникают при упоминании новой для школ образовательной системы. Однако, надо признать, что смешанное обучение — это «суп из топора». Почему? И где топор?

Вот классическое определение смешанного обучения от Clayton Christensen Institute:

Смешанное обучение (blended learning) — это образовательная технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

От редакции: Возможно, современное образование — это всегда в той или иной степени смешанное обучение. Школа «растворяется» в окружающем мире, а цифровые технологии становятся важным источником знаний и опыта.

Структура смешанного обучения может варьироваться. Существуют десятки моделей с различной степенью «онлайновости» и степенью участия учителя, которую можно определить как долю внешнего контроля учителем ученика. Интересно, что, по мнению авторов определения смешанного обучения, которые занимаются изучением опыта сотен школ, работающих в этой модели, реально хороший результат показывают школы, чья деятельность похожа на то, о чём рассказывает наш ФГОС. Похожа и по сути, и даже по форме. Исследователи Clayton Christensen Institute выделили параметры высококачественного смешанного обучения, обеспечивающие повышение качества образования. Именно эти параметры являются инструментами реализации ФГОС:

  • персонализация;
  • обучение, основанное на мастерстве (mastery based learning — теория Блума о том, что до перехода к новому материалу дети должны продемонстрировать идеальное владение изучаемым материалом);
  • среда высоких достижений (когда у каждого ребенка есть высокая цель, к которой он стремится, и он умеет вписывать учебную активность в маршрут к этой цели);
  • личная ответственность обучающихся за собственные учебные результаты (когда дети понимают, что это их выбор и их решение учиться так, как они учатся, и результаты — это их зона ответственности).

Получается, что в качестве топора у нас IT. Но без вышеперечисленных пунктов хороший суп у нас не получится. IT выступает в роли системообразующего фактора, потому что даёт возможность воплотить идеи, которые раньше требовали нереальных усилий со стороны учителя.

IT может быть очень разным, но оно:

  • помогает сделать так, чтобы ребёнок получал мгновенную обратную связь. Это и мотивирует, и учит. Когда ребенок сдал работу учителю на проверку и через сутки получил проверенную тетрадь, ему уже неинтересна задача. А мгновенная обратная связь позволяет корректировать обучение, пока есть интерес;
  • помогает поддерживать мотивацию с помощью приёмов геймификации. Можно привести целый список таких приёмов;
  • за счёт вариативности оно уменьшает возможность списывать и находить готовые ответы. Приходится скрипеть мозгами, и тут личная ответственность разворачивается в полный рост;
  • даёт возможность ребенку учиться самостоятельно и в это же время даёт контроль над процессом учителю, родителям и ребёнку. Вопрос в том, чтобы взрослые не стали надсмотрщиками и помогали развитию самоконтроля;
  • в идеале оно ещё и даёт задания соответствующего уровня сложности (адаптивность). Пока эта функция есть не везде, но это возможно.

От редакции: Исследования Гарвардского университета показали, что в смешанном обучении для студентов важнее, как преподаватель преподносит материал, чем как работают онлайн-элементы курса. Так что человеческий фактор не стоит списывать со счёта.

wikipedia.org

К сожалению, не всякое IT в образовании одинаково прекрасно. Однако можно построить то, что нужно для обеспечения индивидуализации процесса и развития самостоятельности.

Основная идея смешанного обучения не в том, что часть учёбы происходит онлайн, а в том, что у учащегося появляется возможность (и обязанность) САМОМУ контролировать свои темп, время и место обучения. Суть в том, что у ребенка появляется возможность САМОМУ решать, КАК, КОГДА, ГДЕ и с КАКОЙ СКОРОСТЬЮ учиться. Всё это встроено в определение смешанного обучения. И даже если полностью реализовать процесс обучения через IT-технологии, но убрать этот компонент (возможность ребёнка выбирать путь, время, место и темп), мы получим прекрасное использование технологий, но на выходе система образования сформирует человека, неспособного к принятию решений, осознанному выбору и творчеству.

Поэтому вопрос не в глубине проникновения технологий, а в том, развивает ли система образования способность ребенка к саморегуляции. Делает ли она из него человека, способного принимать решения и отвечать за них. И с этими задачами справляется смешанное обучение, отвечающее высоким стандартам.

Что такое Blended Learning?

Blended Learning, или cмешанное обучение – это образовательная концепция, в рамках которой студент/школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии.

Модель не предполагает радикального отказа от B&M образования, поскольку очное образование дает важные речевые и социокультурные навыки. Таким образом, смешанное образование становится подходом, который учебные заведения могут применять «здесь и сейчас», в реалиях обычной школы или института, актуализируя образовательный процесс. Тут надо уточнить: Brick and Mortar («кирпич и раствор»), B&M – англоязычная идиома, обозначающая нечто устоявшееся и традиционное. В контексте образования Brick and Mortar Education означает традиционную модель очного обучения.

Blended Learning, как в блендере, смешивает традиционное Brick and Mortar Education и eLearning, то есть электронное обучение.

Школьник/студент посещает «живые» занятия в классах, но при этом широко используются и так называемые Computer-Mediated Activities, то есть медиатором образовательной активности выступают компьютер, онлайн-режим, мобильные девайсы и специальные обучающие программы/платформы/ресурсы.

Образовательная парадигма Blended Learning применима к разным аудиториям: это может быть обучение школьников и студентов, а могут быть тренинги и корпоративное обучение сотрудников.

Зачастую употребляются такие синонимы Blended Learning, как Blending Learning, Hybrid Learning (гибридное образование), Technology-Mediated Instruction (наставление через технологии), Web-Enhanced Instruction (веб-расширенное обучение) и Mixed-ModeI Instruction (обучение в смешанном режиме).

Краткая история Blended Learning

Фактически концепция Blended Learning существовала уже в XX веке, в 60-х годах, но терминология была впервые предложена в 1999 году в пресс-релизе американского Interactive Learning Center, который решил сменить название на EPIC Learning. В медиаматериалах говорилось: «… Мы начинаем предоставлять программное обеспечение для обучения через Интернет, используя собственную методологию Blended Learning».

Трактовки термина значительно разнились, пока в 2006 году не вышла книга авторов Бонк и Грэм, которые уточнили, что смешанное обучение подразумевает микс образования «лицом к лицу» и через компьютер. В наши дни под Blended Learning подразумевается объединение возможностей Интернета и цифровых медиа с образованием в классах.

Известно, что этот подход применялся в авиационной индустрии для контроля знаний и затраченного времени. И если в 80-х Boeing практиковала Blended Learning с помощью компакт-дисков, то в наше время подход реализуется онлайн, через синхронные и асинхронные вебкасты, трансляции и записанное видео.

Как реализуется Blended Learning?

Blended Learning стоит на трех китах: дистанционное обучение (Distance Learning), обучение в классе (Face-To-Face Learning) и обучение через Интернет (Online Learning).

Ученики периодически посещают занятия в классе, получают домашние задания для работы в особой программе или на онлайн платформе, в медиатеке и тест-модулях. Дистанционная работа над темой может проводиться индивидуально и с группами учеников. При этом учитель частично контролирует и при необходимости консультирует их.

Основная задача преподавателя – грамотно составить курс и распределить учебный материал. Необходимо решить, что нужно проходить в классе, что можно освоить, изучить и решить дома, какие задания подходят для индивидуальных занятий, а какие – для групповой работы над проектом. Предполагается, что базовый курс преподается на очных занятиях, а расширенный и углубленный осваивают в процессе дистанционного и онлайн обучения. Важно, чтобы занятия Face-To-Face проходили в форматах защиты проектов, презентации или дискуссии между учениками/студентами или с преподавателем. Дистанционный блок должен содержать проекты для работы в группе, творческие, лабораторные и практические задания, справочные материалы и ссылки на дополнительные материалы в Сети, промежуточные и проверочные тесты, а также задания повышенной сложности для одаренных учеников. Проверка знаний должна проводиться не только онлайн и на специальной обучающей платформе, но и в классе.

Преимущества и недостатки подхода

Достоинства Blended Learning. Сторонники подчеркивают два главных образовательных преимущества этого подхода: возможность сбора данных и кастомизацию знаний и оценок.

Третье преимущество Blended Learning состоит в том, что один преподаватель может обучать много людей одновременно. Смешанное обучение позволяет преподавателям перераспределить ресурсы и повысить успеваемость. Это предположение было успешно проверено в школьной сети Rocketship Education в американском городе Сан Хосе (известно также, что Blended Learning практикуют Nexus Academy и Clayton Christensen Institute).

Среди преимуществ Blended Learning особо подчеркивается следующее: встраивание технологии асинхронной интернет-коммуникации в «живые» образовательные курсы способствует получению одновременно независимого и совместного учебного опыта. Замечено, что использование информационных и коммуникационных технологий улучшает отношение к получению знаний, а также качество коммуникации между учениками/студентами и преподавателями. Кроме того, исследование Александра МакКензи, проведенное в 1998 году, показало, что учащимся легче оценивать свое понимание материала с помощью компьютерных модулей оценки.

Если говорить о конкретных предметах, то считается, что Blended Learning особенно эффективно в обучении иностранным языкам, поскольку оно предполагает и потребность в живом общении, и необходимость в онлайн чтении, просмотре роликов, визуальном «заучивании» слов, привнесении игрового момента и интерактивности, способствующих запоминанию.

Blended Learning учит организовывать и планировать работу самостоятельно, независимо получать и анализировать знания, искать и отбирать информацию, принимать решения, формировать навык презентации проектов, заниматься самообразованием.

Недостатки Blended Learning – другая сторона достоинств этого подхода.
Это неравномерная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов. Зачастую препятствием для внедрения этого подхода становится низкий уровень владения технологиями, поэтому для преподавателей и учеников необходим технологический ликбез, а также обучение работе со школьной Blending Learning-платформой. Еще один «тормозящий» фактор – смешанное обучение требует техподдержки и определенных затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей.

Создание Blended Learning-программы: 5 шагов

Определите цель

Смешанное обучение – это технологии, затраты, определенная «настройка» учеников и преподавателей. Это масштабное внедрение в образовательный процесс, и оно должно быть не данью моде, а решением конкретной задачи. Такой задачей может быть: повышение общей успеваемости, уровня образования или технологической грамотности; автоматизация оценки; формирование особого мировоззрения, предполагающего самостоятельность и умение учиться.

Найдите ресурсы на софт, материалы, школьный Wi-Fi и разработку программы обучения

Варианты: дотации, гранты и реструктуризация трат в образовательном учреждении. Например, вместо покупки дорогих книг можно приобрести менее дорогой, но не менее качественный Digital-контент. Работая в классах и «физических» лабораториях, студенты могут использовать виртулабы по физике или химии, перенося знания в реальную среду. Это помогает создать связи между знаниями и действиями в реальности. Главное – чтобы реализации смешанного обучения не мешали такие тривиальные вещи, как отсутствие Wi-Fi в классе. Blended Learning также предполагает работу в режиме конференц-связи и проведение вебинаров / просмотр готовых вебинаров. Затраты можно существенно сократить, грамотно используя бесплатный контент.

Читайте также: «Виртуальные лаборатории для дистанционного обучения, вузов и школ» и «Виртулабы 2: биология, анатомия, хирургия».

Выберите модель Blended Learning

Существует 6 моделей Blended Learning с разными акцентами, потребностями и объемами затрат. Выберите оптимальную.

  1. Face-to-Face Driver («Драйвер – очное образование»). Учитель лично дает основной объем образовательного плана, по мере необходимости вкрапляя онлайн обучение как вспомогательное. Эта модель зачастую включает в себя классную и лабораторную работу на компьютерах.
  2. Rotation Model («Ротационная модель»). Происходит ротация расписания традиционного очного образования в классе и самостоятельного онлайн обучения в личном режиме (например, через Интернет по плану ссылок, составленному преподавателем; в школьной blended-программе; на специальном сайте).
  3. Flex Model («Гибкая модель»). По большей части используется онлайн платформа, учитель поддерживает учеников по мере надобности, время от времени работает с небольшими группами или с одним учеником.
  4. Online Lab («Онлайн лаборатория»). Онлайн платформа используется для передачи всего курса на занятиях в классе. Происходит такое обучение под присмотром преподавателя. Такая программа может сочетаться с классической в рамках обычного школьного расписания.
  5. Self-Blend Model («Модель «Смешай сам»»). Студент решает, какие из Brick and Mortar-курсов ему необходимо дополнить удаленными онлайн занятиями.
  6. Online Driver Model («Драйвер – онлайн обучение»). В основном эта модель предполагает обучение онлайн – через платформу и удаленный контакт с преподавателем. Однако опционально или по требованию могут быть добавлены проверочные очные занятия и встречи с преподавателем либо ментором.

Составьте программу

Необходимо проанализировать и тщательно подготовить программу.

  • Распределить материал курса/учебного года для очной, дистанционной/онлайн частей.
  • Понять, что можно усовершенствовать с помощью современных технологий и программ. Например, для преподавания астрономии уже давно есть роскошные интерактивные 3D-симуляторы.
  • Установить временные рамки для каждой темы и определить ритм работы. Необходимо понять, в какой последовательности и как часто дистанционное самостоятельное обучение сменяется очными занятиями с «живыми» дискуссиями.
  • Разработать или перевести в цифровой формат массу материалов: «упаковать» занятия, составить «лабораторки», сформировать проверочные тесты, «залить» материалы для раздачи, составить медиатеку, записать ролики, подготовить презентации и т. д.
  • Выбрать онлайн ресурсы и вспомогательные программы, которые будут задействованы в обучении (например, виртуальные музеи).

Читайте также: «Виртуальные музеи: Google Cultural Institute».

  • Создать программу для обучения (софт), если позволяет бюджет. Если не позволяет – адаптировать под свой учебный план онлайн сервисы для командной работы и управления проектами. Архангельский государственный технический университет и Московский физико-технический институт (МФТИ) так и делают.

Читайте также: «3 русскоязычных сервиса для управления проектами и командной работы».

Обучите онлайн преподаванию. Установите правила

Нет правил – нет организованного процесса. Правила могут выглядеть, например, так: «преподаватель принимает на себя обязательство отвечать на письма учеников/студентов в течение 24/48 часов». Преподавателям также необходимо осознать, что смешанное образование не устраняет из процесса их авторитет и не превращает их в «операторов» образования. Они остаются ключевыми мотивирующими фигурами. В рамках Blended Learning учителям необходимо быть на «ты» с eLearning программой/платформой, активно пользоваться Интернетом, владеть интерактивными технологиями и вести блоги.

Смешанное обучение (англ. «Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.

Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени. Пример такого чередования приведен на рисунке :

Этапы в системе смешанного обучения фирмы RWD Technologies

Принципы смешанного обучения

  • Последовательность. Для получения эффекта важна последовательность в преподавании: сначала студент должен сам пощупать материал, после получить теоретические знания от преподателя и только потом применить их на практике. Во многом этот принцип пересекается с моделью «перевернутого класса».
  • Наглядность. Благодаря современным инструментам электронного обучения можно создать базу знаний, которая всегда будет у студента под рукой. В отличие от классической модели обучения, при смешанном обучении студент имеет доступ к методическим материалам — видеоукрокам, книгам или тренажерам.
  • Практическое применение. Для усвоения теории обязательны практические занятия.
  • Непрерывность. Смешанное обучение отчасти базируется на принципах микрообучения. За счет доступности материала студент всегда может зайти на учебный портал и получить «новую порцию» материала.
  • Поддержка. В системе удаленного обучения студент всегда может задать вопрос преподавателю и оперативно получить ответ, не дожидаясь следующего очного занятия.

Появление и развитие смешанного обучения

Существует несколько причин для перехода от классической формы обучения к смешанной. В высших учебных заведениях это объясняется прежде всего широко распространившейся в конце XX века тенденцией к оптимизации бизнес-процессов.

В университетском учебном процессе под оптимизацию первыми попали самые неэффективные и одновременно самые нелюбимые преподавателями виды работ:

  • очные консультации: студенты часто приходят с вопросами, которые не пытались решить самостоятельно. Методы отслеживания самостоятельной работы студента в современных системах смешанного обучения позволяют преподавателям принимать вопросы только у тех, кто добросовестно работал самостоятельно;
  • проверка контрольных заданий (в смешанном обучении проверка может быть автоматически выполнена системами тестирования).

Достижения информационных технологий сами по себе способствовали развитию смешанного обучения, прежде всего благодаря возможности делиться информацией через интернет. Вопросы к экзаменам, образцы выполнения проектных заданий, учебные материалы можно просто выложить в университетский интранет или разослать студентам по e-mail.

Также лепту в развитие смешанного обучения вносят исследования в области обработки информации мозгом, которые стали весьма популярны в последние годы благодаря развитию роботостроения. Так, после научных публикаций профессора Сюзанны Дикельман в 2008-2010 гг., косвенно свидетельствующих о важной роли сна в процессе запоминания информации, библиотеки американских университетов оперативно пересмотрели свое отношение к дремлющим над книгами студентам и стали создавать специальные помещения для кратковременного сна.

В 2014 были получены прямые доказательства этой гипотезы. Профессор Нью-Йоркского университета Вэньбяо Гань наблюдал изменения в мозге крысы, происходящие во сне: как выяснилось, именно во время сна образуются новые соединения нейронов, которые отвечают за запоминание информации, полученной перед сном.

По заказу федерального департамента по образованию США специалисты Стэнфордского университета провели анализ более тысячи эмпирических исследований, в которых сравнивалось традиционное, онлайн и смешанное обучение . Результаты анализа позволили авторам утверждать, что в период с 1996 по 2008 год онлайн-обучение не имело значительного преимущества перед традиционными формами обучения. Однако смешанное обучение оказалось значительно эффективнее, чем обучение, полностью происходящее в режиме онлайн. Это исследование существенно укрепило позиции смешанного обучения и придало еще большую динамику его развитию.

Перечисленные выше факторы привели к появлению в сфере электронного обучения отдельного сектора со своим кругом задач и специалистами по созданию и использованию систем смешанного обучения:

Специализация деятельности в системе BL ITyStudio

Главная задача СДО для смешанного обучения

Очевидно, что эффективность смешанного обучения в первую очередь зависит от правильной постановки целей электронного обучения и от возможностей достичь этих целей с помощью конкретной СДО. Четко установить цели можно опираясь на теорию обучения. Однако число таких теорий настолько велико, что это может значительно усложнить процесс.

Разумеется, по мере накопления знаний о работе мозга число альтернативных теорий будет сокращаться. А пока наиболее популярной у преподавателей и разработчиков СДО является бихевиористская (поведенческая) теория обучения, в которой от обучаемого ожидается четко определенная реакция на ту или иную ситуацию, а в том случае, если она отклоняется от «нормы”, учащемуся ставятся дополнительные условия (подкрепление), которые должны привести к ожидаемому результату. Несмотря на почти столетнюю историю успешного развития данной технологии, у нее появилось много критиков (достаточно вспомнить, сколько копий сломали в дискуссиях о ЕГЭ), которые указывали на сложность создания тестов, проверяющих не столько наличие в памяти обучаемого фактов, определений и правил, сколько умение выстраивать на их основе план решения предложенной задачи.

В рамках смешанного обучения это противоречие разрешается просто: в фазу электронного обучения выносят тестовую проверку знаний, оставив преподавателю более интересную для него работу по измерению уровня творческого потенциала учащегося. Чтобы полностью реализовать в фазе электронного обучения главную формулу поведенческой теории С-Р-П (Ситуация→Реакция→Подкрепление), к каждому тесту фазы, состоящему из «Ситуаций», нужно добавить «Подкрепление”, а также правила ее предоставления в случае неудовлетворительных результатов тестирования (т.е. «Реакции»).

Важно начинать именно с разработки тестов, а затем переходить к созданию самих учебных материалов. При таком подходе уже в самом начале разработки фазы электронного обучения будет четко определено, что должен знать обучаемый после ее прохождения. Это позволит наиболее эффективным образом выстроить сам учебный материал.

Таким образом, создание модулей Ситуация→Реакция→Подкрепление является главной задачей СДО в рамках смешанного обучения.

Как главная задача СДО решается в iSpring

Для создания электронного учебного курса с помощью iSpring вовсе не требуется команда, изображенная на рисунке; достаточно усилий одного преподавателя. Если у него уже есть готовые презентации, аудио и видео, их можно одним кликом загрузить в инструмент для создания курсов iSpring Suite. Из отдельных материалов легко можно собрать готовый электронный курс и разместить его в СДО.

Для создания тестов существует инструмент iSpring QuizMaker, который позволяет создавать аудио- и видеовопросы, добавлять ссылки, изображения и формулы как в вопросы, так и в варианты ответа. Таким образом, с iSpring QuizMaker можно создавать полноценные модули Ситуация→Реакция→Подкрепление.

23 встроенных типа вопросов обеспечивают большое разнообразие представления тестов.Для отдельного вопроса или всего теста можно настроить мультимедийные и текстовые сообщения, несущие справочную или «подкрепительную» информацию.

Процессом тестирования можно управлять с помощью настраиваемых сценариев, задающих:

  • ветвление по вопросу;
  • ветвление по группе вопросов;
  • ветвление по слайдам;
  • ветвление по ответу.

Готовый тест можно опубликовать в формате Flash для прохождения на компьютере, причем без установки флэш-проигрывателя, или в формат HTML5 для размещения на сайте или просмотра на мобильных устройствах.

Основой инструктивных и подкрепительных материалов для теста может служить презентация, созданная в PowerPoint. При конвертировании этих материалов в формат Flash, iSpring обеспечивает отличную поддержку всех эффектов PowerPoint: анимаций, эффектов перехода, SmartArt-фигур и даже триггер-анимаций и гиперссылок. Полная поддержка триггер-анимаций является уникальной особенностью продуктов iSpring. Кроме того, СДО iSpring Online сохраняет подробную статистику по прохождению каждым студентом учебных модулей.

Смотрите подборку видео о смешанном обучении.

Использование методик смешанного и перевернутого обучения в одной из московских школ:

Профессор Наталия Любомирская анализирует опыт внедрения смешанного обучения в России и за рубежом:

Список источников:

Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.

14-дневная пробная версия


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *