Бобслей

Бобслей

О бобслее

Управлять бобом — это почти то же самое, что ехать по заледеневшей дороге, где между колесами и поверхностью почти нет трения, а при любом неожиданном движении или, например, нажатии на тормоз можно потерять контроль.

Представьте, что ваша машина открыта сверху и сзади, как боб, а ледяная трасса тянется больше километра. И это не прямая и ровная дорога — по большей части она идет под гору и состоит из множества сложных виражей. Одно неверное движение — и боб может перевернуться. Вот что значит сидеть в бобе.

Как и в случае с футболом, который в Америке называется «soccer», американцы — одни из немногих, кто называет этот спорт «bobsled». Большая часть стран говорит «bobsleigh». Но независимо от названия бобслей — это высокоскоростной вид спорта, основанный на точном соотношении мастерства и физики.

Для проведения соревнований по бобслею необходимы три вещи: экипаж, боб и трасса. Экипаж состоит из двух либо четырех спортсменов, которые управляют бобом, тормозят его и прибавляют саням вес.

Каждый боб имеет аэродинамическую конструкцию и гладкие полозья, чтобы ехать как можно быстрее. Трасса обычно сделана из бетона и покрыта слоем льда. Спускаясь по трассе, боб развивает скорость ок. 80 миль в час (130 км/ч).

Случается, что бобы переворачиваются.

Нетрудно догадаться, что спортсмен-бобслеист должен быть отважным и обладать хорошим чувством равновесия. Но, чтобы съехать на бобе вниз, требуется больше, чем просто координация движений и самообладание. Бобы весят больше сотни килограммов.

Пилот и разгоняющий-брейкман (а также экипаж или разгоняющие в бобах-четверках) должны привести боб в движение. Их задача — пробежать как можно быстрее и запрыгнуть в боб до начала первого виража.

Во время заезда спортсмены испытывают на себе сильнейшие перегрузки.

По этим причинам у большинства бобслеистов есть опыт в других требующих выносливости видах спорта, например, в регби или в легкой атлетике.

Во время тренировочных заездов спортсмены должны показать свое мастерство в беге на короткие дистанции, прыжках, торможении и поднятии веса. Тренировка не ограничивается одним лишь съездом в бобе вниз по замерзшей трассе. Это еще и бег, и прыжки, и силовые упражнения.

Разгоняющие занимаются тяжелой атлетикой особенно интенсивно, потому что на них ложится большая часть нагрузки по разгону боба.

Практически все, что связано с бобслеем, очень дорого. Расходы на конструирование и тестирование боба могут доходить до 100 000 €, а строительство новой трассы стоит миллионы. Перевозка экипажей — это еще одна статья расходов.

Без сцепления со льдом экипаж не сможет привести боб в движение. Поэтому все члены экипажа, чтобы улучшить сцепление, носят на старте ботинки с шипами. Шиповка напоминает щетку: шипы не более 1 мм длиной и не более 4 мм шириной, расстояние между ними составляет не более 3 мм.

Бобслеисты надевают облегающие аэродинамические костюмы, которые сокращают сопротивление воздуха при спуске. Все члены экипажа должны носить защитный шлем, как правило, с забралом или защитными очками.

Большинство пилотов носят перчатки, но некоторые их не одевают, чтобы достичь лучшего контакта с кольцами управления.

Бобслейная гонка начинается в зоне старта. Это прямой отрезок, достаточно широкий для того, чтобы бобслеисты могли толкать боб.

Задача спортсменов — бежать как можно быстрее, поскольку эти толчки и сила тяжести являются для боба единственным источником скорости в течение всей гонки.

Во время старта нагрузку создает любой добавленный экипажем для достижения максимального веса балласт. Даже если присутствует немного трения, более тяжелый боб трудней толкать.

Старт длится около шести секунд. Хороший старт имеет решающее значение: отрыв в 0,1 секунды на этом этапе может привести к отрыву в 0,3 секунды в конце гонки.

Стартовав, бобслеисты запрыгивают в боб и сгибаются, чтобы достичь лучшей аэродинамики. Как правило, первым в боб запрыгивает пилот, а последним — задний разгоняющий (брейкман).

Пилот и члены экипажа (в бобе-четверке) убирают складные ручки.

На этом этапе гонка в основном зависит от пилота и от силы притяжения. При помощи точных движений пилот ведет боб вниз по трассе. При необходимости члены экипажа смещают на поворотах свой вес. Задача пилота — найти линию, т.е. идеальную дорогу вниз по трассе.

Победа в соревнованиях по бобслею начинается задолго до зоны старта — она начинается с конструкции быстрого и мощного боба. Хороший боб использует для ускорения физические силы и уменьшает действие сил, замедляющих движение.

Ускорение вследствие силы тяжести — одно и то же для всех участвующих в заезде бобов. Это постоянная физическая величина, равная 9,8 м²/с.

Тяга, трение и инерция, с другой стороны, меняются в зависимости от конструкции боба и могут повлиять на фактическую величину его ускорения.

Каким бы сильным, быстрым и опытным ни был экипаж, он не сможет компенсировать следующие неучтенные в конструкции боба факторы:

  • Сопротивление воздуха: обтекающий воздух создает тягу, которая замедляет движение боба. При помощи воздушных каналов и компьютерной симуляции можно построить боб с максимальной аэродинамикой, снизив сопротивление воздуха и добившись, чтобы боб ехал быстрее.
  • Трение: Между гладким металлом и льдом возникает значительное трение, но для того, чтобы замедлить скорость боба, хватило бы и небольшого трения. По этой причине на быстрые бобы надеваются хорошо отшлифованные коньки, которые должны быть как можно тоньше и в то же время соответствовать требованиям FIBT. Коньки каждого последующего боба царапают и прорезают лед, так что экипажам, которые выступают позже, приходится преодолевать большее трение.
  • Инерция: Инерция предмета — это его масса, помноженная на скорость. Чем тяжелее предмет и чем быстрее он движется, тем больше у него инерции. А чем больше инерция — тем сложнее его остановить. То есть бобам с большей инерцией легче преодолеть действие тяги и трения. Соответственно, у экипажа с хорошим стартом и бобом с массой, приближенной к максимальной, есть преимущество на всех этапах гонки.

Чтобы выиграть соревнования, экипаж с быстрым бобом должен обеспечить хороший старт, который задаст и скорость, и инерцию. В распоряжении экипажа — примерно 50 м, чтобы привести боб в движение и достичь скорости около 40 км/ч.

Привести боб в движение сложнее, чем продолжить движение, т.к. статическое трение (трение между неподвижным предметом и поверхностью, на которой он находится) — больше, чем трение скольжения. Во время управления бобом пилот использует каждую благоприятную возможность, поэтому часто он начинает толкать боб только после того, как тот приходит в движение, чтобы сэкономить силы.

Для проведения соревнований по бобслею необходимы три вещи: экипаж, боб и трасса. Экипаж состоит из двух либо четырех спортсменов, которые управляют бобом, тормозят его и прибавляют саням вес.

Каждый боб имеет аэродинамическую конструкцию и гладкие полозья, чтобы ехать как можно быстрее. Трасса обычно сделана из бетона и покрыта слоем льда. Спускаясь по трассе, боб развивает скорость ок. 80 миль в час (130 км/ч).

Случается, что бобы переворачиваются.

После старта в ход идут сила тяжести и инерция, которые ускоряют боб при его движении вниз. Задача пилота — выбрать оптимальную траекторию.

Если проехать по виражу слишком высоко, то общее расстояние, которое должен пройти боб, увеличится, и на прохождение трассы потребуется больше времени.

Если проехать слишком низко, то не удастся использовать центробежную силу, благодаря которой боб остается в движении при прохождении виражей.

В конечном итоге, все эти физические силы и действия спортсменов ведут к очень небольшому отставанию в результатах. Часто победители оказываются лишь на несколько сотых секунды быстрее экипажа, занявшего второе место.

Бобслей | энциклопедия кругосвет

Также по теме

  • ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ (ЗИМНИЕ)
  • ШВЕЙЦАРИЯ

БОБСЛЕЙ, (от англ.

bobsleigh, bobsledding – сани для катания с гор) – скоростной спуск с гор на цельнометаллических управляемых санях по специально оборудованному ледяному желобу, зимний командный вид спорта, один из самых скоростных и опасных видов, входит в программу Зимних Олимпиад. Начал развиваться как вид спорта еще в 19 в. В 1884 жители швейцарских Альп соревновались в скоростном спуске с горы от городка Санкт-Мориц до городка Селерина, где на финише победитель получал приз – бутылку шампанского.

Первые стальные сани («боб»), похожие на современные, приблизительно в 1900 построил Карл Бенцинг, немецкий оптовый торговец текстильными изделиями.

Первая трасса для бобслея была проложена в 1902 в городке Санкт-Мориц, и там же в 1923 была сформирована Международная федерация по бобслею и тобоггану (вид саней без полозьев, существовавших у североамериканских индейцев). Первый чемпионат мира по бобслею проходил в 1927 также в Санкт-Морице.

Бобслей вошел в программу уже самых первых зимних Олимпийских игр – в 1924. В настоящее время соревнования по бобслею проводятся как среди мужчин, так и среди женщин.

Если в первые годы существования этого вида спорта сани для бобслея делали, в основном, из дерева, то сегодня корпус боба изготавливают из стеклопластика, алюминия и даже из специального особо прочного материала кевлара, из которого производят бронежилеты.

Кузов устанавливается на стальное шасси, основными узлами которого являются поворотный передний и неподвижный задний мосты, опирающиеся на металлические полозья, похожие на коньковые.

Подвижный передний мост позволяет пилоту управлять санями, летящими по желобу со скоростью значительно превышающей 130–150 км/час.

Между передним и задним мостами расположен тормоз из особо прочной стали в виде гребенки, позволяющий останавливать боб в случае необходимости. Передняя часть боба называется носовым конусом, максимальный вес саней составляет около 630 кг.

Конструкции современных бобов разрабатываются в соответствии с достижениями науки и техники, их новые образцы испытываются в аэродинамических трубах, они чрезвычайно дороги.

Интенсивные исследования по созданию все более скоростных бобов настолько интересуют конкурирующие страны, что их представители нередко занимаются промышленным шпионажем, воруя друг у друга секреты наиболее перспективных конструкций и узлов.

Боб

Существует сани двух видов – двухместные и четырехместные. Длина двухместного боба – 2,7 м, ширина 0,67 м, его масса не может превышать 165 кг, совокупный вес членов экипажа – не более 200 кг. Показатели четырехместного боба, соответственно, составляют 3,8 м при той же ширине, масса саней 230 кг, вес экипажа – 400 кг.

Главным членом экипажа является пилот-рулевой, он обладает полномочиями капитана команды и сам подбирает ее состав: толкачей и тормозящего.

В бобе рулевой располагается впереди и управляет передним мостом с помощью двух колец, соединенных гибкими тягами с передними полозьями; сидящий в хвосте корпуса тормозящий отвечает за остановку боба и вовремя приводит в действие тормозной стержень.

В середине четырехместного боба располагаются двое толкачей, которые сначала выполняют важную для всего спуска работу: разгоняют боб на старте. Но в процессе самого спуска они служат лишь «разумной» нагрузкой и смещаются в нужную сторону на очередном вираже, согнувшись как можно ниже и спрятав головы, чтобы уменьшить лобовое сопротивление.

Толкача и тормозящего выбирают обычно из физически сильных, мощных спортсменов. Как правило, до бобслея многие из них занимаются тяжелой атлетикой, достигнув в ней высокого уровня. В конце 20 в. бобслеем начали заниматься не только мужчины, но и женщины.

Скорость

Наибольшая скорость тяжелого четырехместного боба на трассе может превышать 150–160 км/ч. Максимальная скорость более легкого боба-двойки несколько меньше. Длина желоба составляет 1500–2000 м, его уклон – от 8 до 15 градусов. Трасса обычно имеет до 15–20 профилированных виражей различной степени трудности.

Стенки желоба покрыты слоем естественного или искусственно намороженного льда. Скоростной спуск по ледяному желобу нередко бывает очень опасным, травмы спортсменов в этом виде нередки. В 1950 на трассе бобслея в Шамони (Франция) в один день погибли три спортсмена.

После этого в целях безопасности профиль трассы изменили так, чтобы обеспечить рулевым полный контроль над санями.

Трассы бобслея бывают разные.

Больше всего трасс минимальной длины – 1500 м, но есть желоба большей протяженности и с большим числом сложных виражей, где от рулевого требуется высокое мастерство, чтобы точно вписываться в повороты, не касаясь стен желоба, что обычно резко снижает скорость боба и ухудшают конечный результат. На особо крутых виражах стенки желоба обычно возвышаются метров до 6. Лучшие современные трассы обычно выполняются из бетона, вдоль всей длины стенок желобов вделаны холодильные трубы, в результате чего температура льда поддерживается постоянной, и он никогда не тает. Организаторы зимних Олимпийских игр 1994-го в Лиллехаммере (Норвегия) проложили трассу бобслея в строгом соответствии с рельефом местности, создав повороты около естественных препятствий так заботливо, что им не пришлось спилить ни одного дерева.

Правила

Перед стартом в верхней точке желоба боб разгоняется командой, которая вскакивает на борт и занимает места после набора санями скорости. Отсчет времени начинается при пересечении передними полозьями линии старта.

Правила позволяют бобслеистам во время спуска меняться местами в бобе, хотя это бывает крайне редко. Все члены команды обязаны иметь шлемы, их форма выполнена из специальной ткани, снижающей силу сопротивления воздуха при движении, а также наколенники и очки.

В том случае, если во время соревнований член команды получает травму, он может быть заменен другим. Если повреждения в ходе соревнований получают сани, они по решению судей могут быть заменены другим бобом того же типа.

На подошвах обуви членов команды, которую перед стартом проверяют судьи, имеются до ста микрошипов, позволяющих спортсменам разгонять сани, не оскальзываясь при этом на ледяной поверхности старта.

Во время соревнований команда может быть дисквалифицирована, если ее члены не имеют защитных шлемов.

Кроме того, дисквалификации подлежат команды, уличенные в подогреве полозьев боба для лучшего скольжения или использующие дополнительный балласт для повышения скорости спуска.

Правила также запрещают участникам команд иметь на шлеме, одежде или санях рекламу фирм, не согласованную с организаторами соревнований.

Соревнования

В состязаниях по бобслею каждая команда совершает по 4 спуска, победительницей становится та, чье суммарное время (по всем 4 спускам) минимально.

С 1957 по 1968 на всех крупных международных соревнованиях побеждала итальянская команда, возглавляемая рулевым Эудженио Монти; итальянцы, имеющие трассы высокого класса, выиграли 11 чемпионатов мира, а на Олимпиаде 1968-го заняли первые места по спускам на бобе-четверке и бобе-двойке. В 1976 в Инсбруке (Австрия) мировым лидером по бобслею стала команда ГДР благодаря тому, что у ее боба были лучшие аэродинамические характеристики – более совершенная обтекаемая форма с предельно гладкой поверхностью обшивки, а также самые рослые и мощные толкачи; капитаном ее был Майнард Немер. Он привел свою команду к победам и на четверке, и на двойке. В 1984 такого же двойного успеха добился пилот из ГДР Вольфганг Хоппе. В период с 1976 по 1984 команда ГДР завоевала 10 из 18 медалей, причем 6 из них – золотые.

Популярность бобслея постоянно растет. На зимних Олимпийских играх 1988-го в состязаниях по бобслею участвовали команды даже таких государств как Виргинские острова, Мексика, Австралия, Новая Зеландия, Португалия, Тайвань и Монако, между прочим, в команде последнего рулевым на бобе-двойке выступал сам принц Альберт.

Тогда же команда Ямайки, возглавляемая Дадли Стоуксом, покорила сердца болельщиков своим лихим стилем и непредсказуемой манерой управления санями. Во время одного из спусков их четверки боб, завалившись на бок, взлетел в воздух и врезался в стенку желоба.

Никто из членов команды не пострадал, но впоследствии ее рискованные олимпийские выступления стали основой видового фильма Ледовые гонки (Cool Runnings).

Организация

Бобслеисты мира объединены в Международную федерацию бобслею и тобоггану, в настоящее время в нее входят 60 стран. Среди них имеются страны с жарким климатом, такие как Антильские острова, Израиль, Бермудские острова, Индия, Мексика, Ливан, Тринидад и Тобаго и др.

Бобслей. Труненков не рискнул бы сесть в боб, которым управляет женщина

Олимпийский чемпион по бобслею Дмитрий Труненков раскритиковал идею проведения соревнований в смешанных четверках, которые впервые пройдут в нынешнем сезоне.

— Прямо с женщинами, вы все правильно поняли? Это будет выглядеть очень смешно, — сказал Труненков. — Скорости ведь совершенно несопоставимы! Если только женщина будет пилотом, а мужчины разгоняющими или наоборот, то это еще как-то можно представить…

— Вы бы рискнули сесть в боб, если бы пилотом была девушка?

— Честно? Нет. Я катался с женщинами в бобах, и управляют они, буду откровенен, не очень. А если еще разгонять начнут мужчины, то за счет резкого старта и массы скорость на порядок увеличится. Вести станет еще тяжелее.

— То есть самый реальный вариант: мужчина пилот и женщины разгоняющие?

— Самый безопасный — точно. Но там другой вопрос: как девушки будут запрыгивать? Все-таки боковым будет тяжеловато. Может, со временем они приобретут навык, но пока вся эта затея видится мне каким-то комическим сюжетом.

Напомним, что решение о введении соревнования микстов было принято руководством Международной федерации бобслея и скелетона (ФИБТ).

По теме

Дмитрий Труненков Бобслей

  • Бобслеистка из Ямайки провалила допинг-тест перед Олимпиадой, но соревновалась в Пхенчхане

    03 марта 2018

  • Александр Зубков: «Если в ситуации с Сергеевой найдутся виновные, то они будут наказаны»

    01 марта 2018

  • Сергей Пархоменко: «Надеемся уделить внимание больше спорту, нежели политическим вещам»

    01 марта 2018

  • Александр Зубков: «Медаль Трегубова, по моему мнению, золотая»

    01 марта 2018

  • Выступление бобслеистов на Олимпиаде оценили на тройку

    01 марта 2018

  • CAS вынесет вердикт по делу бобслеистки Сергеевой в течение месяца

    28 февраля 2018

  • Немцы взяли 14-е золото Олимпиады в Корее

    25 февраля 2018

  • Станислав Поздняков: «Сергеева проявила халатность»

    24 февраля 2018

  • Спортивный арбитражный суд дисквалифицировал бобслеистку Сергееву

    24 февраля 2018

  • Немецкие и корейские бобслеисты идут в лидерах после двух попыток, четверка из России – за пределами топ-15

    24 февраля 2018

  • Дело Сергеевой передано в CAS

    24 февраля 2018

  • Россиянка отказалась от вскрытия допинг-пробы «Б» на Олимпиаде

    24 февраля 2018

  • Мама бобслеистки Сергеевой: «Да, у Нади есть проблемы с сердцем, но допинг она не принимала!»

    23 февраля 2018

  • Мать бобслеистки Сергеевой: «Моя дочь – великий труженник»

    23 февраля 2018

  • Мать бобслеистки Сергеевой: «Такой у нее настрой был перед Олимпиадой, просто «горела»

    23 февраля 2018

  • Анатолий Конашевич: «Как у легкоатлетки, у Сергеевой никогда не было проблем с допингом»

    23 февраля 2018

Ранее в рубрике Бобслей: В новом бобслейном сезоне появятся соревнования микстов

(выступление на педагогическом совете)

Баранник Дмитрий Николаевич
Тренер-преподаватель
МБОУДОД ДЮСШ

2011 г.

Неловкие движения на бобах

Бобслей — один из олимпийских видов спорта, который представляет собой скоростной спуск, на особенных, управляемых санях-болидах, называемых «бобами», по специально оборудованным для этого дела ледовым трассам.

Само название бобслей происходит от английского глагола bob — странно, неловко двигаться и sleigh — сани, кататься на санях.

История

Как и многие зимние виды спорта, бобслей происходит из Швейцарии, где состоятельные постояльцы горных курортов постоянно придумывали всякие забавные штуки для собственного развлечения.

Сани, конечно, были известны людям давно, а вот конструкция такого приспособления, как боб, произошла только в конце XIX века. Правда, версии появления данного аппарата разные.

По одной из них, английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней с доской и при помощи такого сооружения путешествовал из швейцарского курортного городка Сент-Морица в расположенную ниже деревню Чилерину, видимо, по причине лени, не желая добираться, как все нормальные люди, на лыжах или еще как-нибудь.

Там же, в Санкт-Морице, в конце XIX в. был организован и первый в мире бобслейный спортивный клуб, где были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта, причем экипаж саней тогда состоял из пяти человек — трех мужчин и двух женщин. В дальнейшем количество членов экипажа бобслейных саней менялось — два, четыре, пять, а иногда и восемь человек.

По другой версии, ленивый англичанин тут ни причем — все дело в самих швейцарцах, которые придумали к тобоггану, то есть к таким индейским деревянным санкам без полозьев, приделать поворотный механизм..

Как бы то ни было, вскоре бобслей стал очень модным на не менее модных европейских курортах. Первый бобслейный клуб был основан в 1897 году все в том же Сент-Морице. Первые в мире особые сани — «боб» были сконструированы в 1904 году.

По этому увлекательному и опасному виду спорта даже стали проводиться соревнования и национальные чемпионаты. Пионерами в этом стали Австрия и Германия, где бобслеисты со всей страны могли посоревноваться друг с другом уже в 1908 и 1010 гг. соответственно. К 1914 соревнования проходили на самых разных ледяных трассах и спортсмены не уставали экспериментировать.

Тем не менее, бобслей оставался любительским и полупрофессиональным до 1922 года. А в 1923 для бобслеистов всего мира произошло знаменательное событие — их любимый вид спорта признали профессиональным.

В ознаменование этого была даже основана Международная федерация бобслея и тобогганинга. А вскоре началась и подготовка к включению бобслея (а именно, разновидности с четырьмя спортсменами) в программу зимних Олимпийских игр 1924 года в Шамони. Парный спуск официально был представлен на Олимпийских играх в Лэйк Плэсиде в 1932.

Долгое время бобслей оставался видом спорта для избранных — то есть для молодых и богатых любителей приключений и острых ощущений. Сливки общества, отдыхающие на различных горнолыжных курортах, даже толком не тренировались — они просто покупали либо брали в аренду сани (что, конечно, тяжеловато было сделать среднестатистическому гражданину со среднестатистической зарплатой), пару раз спускались с трассы в качестве второго пилота, а затем, поняв принцип управления, брали его на себя.

Лишь в 50-х годах этот вид спорта начал приобретать современные черты. Бобслеисты поняли важность разбега перед стартом, а потому начали привлекать в команды представителей других видов спорта, которые могли бы обеспечить мощный толчок. Вскоре многие гандболисты, легкоатлеты и гимнасты заинтересовались бобслеем.

А в 1952 было введено правило ограничивающее вес участников, и тем самым для толстячков, за счет одной своей массы придающих большее ускорение бобу, этот спорт был закрыт. Зато открыт для атлетов, которые и привнесли в бобслей должный профессионализм.

С тех пор бобслей продолжал развиваться, шагая в ногу с научно-техническим прогрессом, совершенствуя трассы и оборудование, о чем будет сказано ниже.

Международная федерация бобслея и тобоггана — ФИБТ была основана в 1923 году. Объединяет более 50 национальных федераций. Слово тобоган, упоминаемое в названии Федерации — это дань традиции, описывает распространенные среди индейцев Канады бесполозные деревянные сани, которые в несколько измененном виде стали использоваться как спортивный инвентарь.

В начале XX века проводились официальные соревнования по спуску с гор на тобогане. Затем это слово по традиции сохранилось в названии Международной федерации ФИБТ, ведающей и поныне развитием бобслея в мире, хотя в настоящее время этот вид спорта заменил скелетон.

Чемпионаты мира по бобслею проводятся с 1924 года. В программу зимних Олимпийских игр бобслей был включен начиная с 1924 года.

Тогда соревнования проводили на четырехместных санях, в 1928 году — на пятиместных, а начиная с 1932 года соревнования проводятся на двух- и четырехместных санях.

До 2002 года соревнования проводились только среди мужчин. Но на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (Зимние Олимпийские игры 2002) женщины приняли участие в заездах двухместных бобов.

В каждом номере олимпийской программы страну представляет не более трёх экипажей. Места определяются по сумме времени двух заездов.

На чемпионатах мира и олимпийских играх проводят 4 заезда, и места определяются по их сумме. Порядок старта в первом заезде определяется текущим рейтингом ФИБТ.

В третьем заезде стартуют от лучшего экипажа к худшему, а четвёртом — от худшего (по трём заездам) к лучшему, причём в последнем заезде участвуют только 20 лучших экипажей. Таким образом, главные претенденты на победу стартуют последними.

До середины 80-х крупнейшими соревнованиями для бобслеистов были Чемпионаты Европы, мира, и, конечно, Олимпийские игры. Однако с этого времени начал проводится Кубок мира, многочисленные этапы которого прибавили остроты соперничеству бобслеистов.

Ну, и чтобы завершить наш не очень краткий исторический экскурс на радостной ноте, сообщим, что в начале 90-х в бобслее было исправлено значительное упущение — впервые в соревнованиях стали участвовать женщины-бобслеистки.

Экипировка

Не сложно догадаться, что для бобслея, прежде всего, необходим боб, то есть специально сконструированное приспособление, давшее название виду спорта. Первый в мире боб появился в 1904 году, причем был сделан из дерева. С тех пор прошло более ста лет, и облик боба коренным образом изменился.

Современные сани для бобслея изготавливаются из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы (для обеспечения аэродинамичности снаряда), к которому крепятся две пары полозьев-коньков. Передняя пара коньков подвижна и соединяется с рулем, а задняя, оснащенная тормозом — неподвижна. Хотя на протяжении истории бобслея количество спортсменов в одном бобе варьировалось от 2 до 5 (некоторые команды даже состояли из трех мужчин и двух женщин — «чумовой расклад», как говорилось в одном американском молодежном кино).

Сегодня бобы бывают двух- и четырехместные. Каждые такие саночки должны отвечать очень строгим стандартам. Так, двухместный боб не должен быть длиннее 2,7 м и не превышать 165 кг, а четырехместный не может выходить за рамки 3,8 м и 230 кг. Задняя пара — неподвижная с тормозом. Используют двухместные («двойка») и четырехместные («четверка») бобслеи. Длина двойки не более 2,7 м, масса — не выше 165 кг, а вес экипажа не более 200 кг. Длина четверки не более 3,8 м, масса — не выше 230 кг, а вес экипажа не более 400 кг.

Существует и невообразимое количество других правил, в том числе и о химическом составе полозьев (например, они не должны включать радий), их температуре, использовании смазочных материалов (что запрещается), специальные параметры и процедура взвешивания и многое-многое другое, на перечисление чего ушла бы уйма времени.

Сегодня федерация IBSF жестко регламентирует возможности по техническому обеспечению команд. В правила на сезон 2011-2012, например сказано о том, что полозья боба должны быть изготовлены из специально лицензированных материалов на специально лицензированных предприятиях, каждая пара полозьев должна иметь нанесенный серийный номер, который проверяется перед каждым официальным стартом.

Помимо этого федерация ограничивает число применяемых одним гонщиком за сезон полозьев. Все это делается с целью обеспечения равных базовых возможностей всех участников официальных соревнований

Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Длина трассы — 1500—2000 м с 15 виражами минимального радиуса 8 м, а перепад высот от 130 до 150 м.

Протяженность трасс для бобслея, перепад высот между стартом и финишем, количество поворотов и виражей не являются постоянными. Например, в Лейк-Плэсиде в 1932 году длина трассы составляла 2366 м, перепад высот по вертикали — 228 метров, на трассе было 26 поворотов и виражей.

В Лиллехаммере, в 1994 году бобслеисты соревновались на 1365-метровой трассе со 107-метровым перепадом высот и 16 поворотами и виражами.

Техническое совершенствование саней для бобслея осуществляется с учетом новейших достижений научно-технического прогресса. Однако по вполне понятным причинам оно лимитируется весовыми и габаритными ограничениями, установленными международными правилами для двухместных и для четырехместных саней.

По-прежнему итоговые результаты в соревнованиях по бобслею определяются скоростью, набранной экипажем на стартовом участке разгона — до посадки в сани, на дистанции результат зависит прежде всего от мастерства пилота — рулевого, от его умения по оптимальной траектории пройти трассу, с наименьшими потерями скорости преодолевая повороты и виражи.

Естественно, с одним только бобом каши не сваришь. Вторым главным элементом данного вида спорта является трасса для спуска. Она представляет собой ни что иное, как ледяной желоб, закрепленный на железобетонном основании, состоящий из варьирующихся по крутости поворотов и виражей.

На сегодняшний день выработаны и строгие стандарты соответствия бобслейной трассы. Ее длина составляет 1500-2000 метров, в которые входят и 15 виражей с минимальным 8-метровым радиусом.

Кстати, во время спуска боб может развивать скорость около 135 км/ч всего за 60 секунд, при этом спортсменам приходится совсем не сладко — во время этого они испытывают четырехкратную силу тяжести.

В бобслейную команду входят пилот, то есть человек, непосредственно управляющий бобом, и тормозильщик, то есть сидящий сзади и ответственный за торможение спортсмен.

В команду из четырех человек, помимо указанных персонажей, входят два так называемых толкателя, которые, собственно, занимаются толканием боба, а во время гонки сохраняют равновесие снаряда (перекладывают массу туда-сюда, то есть, как сказали бы яхтсмены, откренивают).

Кроме основных элементов, бобслеистам нужны специальные костюмы, которые одновременно должны предохранять атлетов от холода, но не вызывать перегревание, проводить достаточно воздуха и при этом быть легкими.

Сегодня для таких костюмов используется специально разработанный материал, предназначенный для активного времяпрепровождения в экстремальных температурных и атмосферных условиях. бобслей спорт олимпийский

И, конечно, нельзя забывать о шлемах, особенно если учесть, что не слишком удачливым спортсменам иногда приходится часть спуска проделывать буквально на головах. Сейчас их также изготавливают из специального материала, который благодаря уникальной технологии максимально поглощает удар и весит не очень много

Обувь у бобслеистов тоже не простая — на подошвах расположены шипы для лучшего отталкивания ото льда, правда, они не должны быть толще 1 мм, длиннее 4 мм и расположены друг от друга не ближе 3 мм (да уж, в бобслее действительно все не просто).

Правила

На Олимпиаде каждая команда должна совершить 4 заезда. Чтобы все было честно, очередность стартов в каждом заезде определяется простой жеребьевкой. После окончания гонок результаты суммируются и победителями становятся обладатели наименьшего общего времени заездов.

Кстати, от каждой страны может выступать не более двух экипажей. В плане правил все довольно просто.

Мировые лидеры

На заре возникновения бобслея, лидирующие позиции в нем занимали англичане, а затем и американцы. Однако когда бобслей стал по настоящему профессиональным спортом, ситуация несколько изменилась. Доминирование закрепилось за теми странами, в которых условия для

тренировок и развития бобслея были наилучшими, ведь логично, что представители, скажем, Камеруна или Кении достигнут прекрасных результатов в этом виде спорта.

Именно поэтому ведущие места в мировом рейтинге прочно заняли спортсмены из европейских «альпийских» стран, то есть швейцарцы, итальянцы, французы, а также немцы и австрийцы.

Кроме того, представители Северной Америки, то есть жители США и канадцы сохраняют и упрочивают свои достижения. Правда, особенно преуспели в своем деле швейцарские спортсмены — за всю историю бобслея они выиграли наибольшее количество медалей.

На сегодняшний день выходят на сцену и новые игроки, так, в тройку лидеров ворвалась Россия, мужская четверка которой в этом сезоне занимает второе место, а двойка — третье.

Кроме того, российский бобслеист Александр Зубков занимает третье место в индивидуальном зачете (впереди россиянина американец Тодд Хэйс и немец Андре Ланге). Это в зачете двоек, а по четверкам вторые и третьи места те же, а на первом восседает австрийский бобслеист Мартин Аннен.

Ну а первые места занимают США, Германия и Швейцария, сменяя друг друга на этом почетном посту. В двойках немецкая сборная лидирует с 365 очками, вторые янки (350), ну а русского дуэта 279 очков.

А среди четверок лидер Германия (360 очков), затем идет Россия (330 — хочется добавить, каждому…), а третье место занимают четыре парня из Швейцарии (325 очков).

У женщин ситуация примерно такая же, хотя богатых бобслейных традиций не существует, ведь дамы начали выступления лишь с 90-х годов, а в Олимпийскую программу женские двойки были включены и вовсе в 2002 году.

На первом месте в индивидуальном зачете немка Сандра Кириасис (400), второй идет Шона Робок из Штатов (330), а третья пока что еще одна бесстрашная американка Джейн Прам (285). Что касается сборных, то у Германии 400, у США 350, а у Канады 305 очков. Все эти цифры приведены по итогам 4 из 7 этапов Кубка Мира.

История возникновения и родина бобслея

Как и большинство зимних видов спорта, санные скоростные спуски зародились в Швейцарии. Горный, холодный климат способствовал экспериментам на снегу и ледяных дорожках. Конструкции на полозьях были известны миру давно, но такие приспособления, как бобы, позволяющие развить высокую скорость за счет аэродинамики, были сконструированы только в конце XIX века.
Игра впервые получила официальное название и признание в 1897 году, когда в городе Сент-Морица был организован первый бобслейный клуб. За короткий промежуток времени направление получило широкое распространение на европейских курортах – постояльцы шале и гостевых домиков хотели разнообразить свой отдых и снабжали различные конструкции на полозьях рулевым механизмом, пока в 1904 не были запущены в продажу болиды-бобы.

Первыми странами, которые переняли швейцарскую забаву, стали Германия и Австрия. Первые профессиональные спортсмены этих государств вступили в международные соревнования со Швейцарией уже в 1908 году. С тех пор начали подтягиваться и другие страны, но пока еще на полупрофессиональном и любительском уровне.

Только в 1923 году бобслей признали профессиональным видом спорта. Сразу же была создана спортивная Федерация по этому направлению и началась подготовка по включению его в программу Олимпийских игр, что и случилось впервые через 10 лет в Лэйк Плэсиде.

Правила и разновидности бобслея

Несмотря на то что в соревнованиях принимают участие как женщины, так и мужчины, катание остается унифицированным для обоих полов. Но на выступлениях команды принимают участие по раздельности, так как у представителей разная весовая категория.
Основная задача команды – произвести скоростной спуск с ледяной горы, при этом достичь наибольшей скорости и уложиться в минимальное время.
Различают:

  • заезды на двухместных бобах;
  • на четырехместных санях.

В зависимости от типа чемпионата проходит 2 или 4 спуска. На зимних Олимпийских играх – четыре. Когда соперники пройдут трассы, значения времени каждого круга суммируются. Побеждают спортсмены с наименьшими временными затратами на прохождение.
По возрастному критерию разграничивают:

  • юниоров – до 26 лет;
  • взрослых – старше указанного значения.

При этом до 18 лет подростки также могут соревноваться, но только при наличии нотариально заверенного разрешения родителей. На спортивные детские секции эта формальность не распространяется.
Допустимые значения по массе экипированного боба:

  • Двухместные сани должны быть не менее 170 кг без экипажа и не более 390 кг (340 – для представительниц слабого пола) в полной амуниции.
  • Четырехместные имеют соответствующие границы: минимальная – 210 кг, максимальная – 630 кг.

В это значение входит вес:

  • болида;
  • спортсменов;
  • экипировки.

Для мест проведения чемпионатов также есть требования.

Ледная трасса для бобслея

За образец была взята дорога в Сант-Морице, месте основания спорта. Швейцарские горы популярны естественными рельефными склонами с идеальными условиями для равномерного замерзания льда. Происхождение этого гоночного круга – естественное. За это бобслеисты всего мира любят этот лед. Но он далек от идеальных условий, которые создают в настоящий момент.

Строение и конфигурация гоночного участка

Конструкция имеет сложную форму со множественными изгибами и длительными участками для разгона и финиша. От правильности строения зависят не только результаты участников, но и их здоровье, потому что по этим искусственным трассам пролетают болиды на скорости до 100 км/ч. Если стенки будут недостаточно высокими или повороты чрезмерно резкими, то велика вероятность вылета с дистанции, что приведет к травме всей команды.
Вся конструкция состоит из твердотельной железобетонной основы и намораживающей лед системы.

Из бетона и металла выполняют:

  • Желоба. Их два, они проложены вдоль всего пути санника, их основная роль – выдерживать виражи и не допустить движения за пределами дороги.
  • Днище. Это нижний элемент, берущий на себя весь вес бобслеистов и их снарядов.
  • Борты. Металлические ограждения.
  • Сваи. Это столбы, на которых возводится остальная конструкция.

По протяженности трассу можно разделить на:

  • стартовую эстакаду – разгонную линию;
  • конфигурации различного уровня сложности – виражи и резкие повороты под углом;
  • Финишную площадку.

Техническое оснащение

По всей длине на бортиках расположены датчики движения, они высокоскоростные и измеряют нахождение саней в доли секунд. Это позволяет проводить параллельные заезды, а также самим соперникам получать информацию о местонахождении противоборствующей команды. В ряд участков бывают вмонтированы камеры, позволяющие проследить за техникой выполнения участником различных движений.
В желоба установлена холодильная система, которая поддерживает состояние льда в стабильном температурном режиме. Она соединена с трубками, по которым проходит хладагент. Такие капсулы проложены вдоль всей трассы.
Усовершенствования покрытия прослеживаются практически на каждых Играх, но они касаются по большей части разработки и удешевления намораживания льда.

Дополнительные, но не обязательные нововведения:

  • Светодиодная прослойка, расположенная между бетонным основанием и ледовым слоем. Это не только освещает пространство внутри желоба, но и дает дополнительную траекторию движения бобслеистам.
  • Дополнительная вторая труба, внутри которой расположена трасса. Она создана для обдува извне и поддержания снаружи оптимальной температуры. Но двойные желоба делают невозможным одновременный заезд двух соревнующихся команд, поэтому технология не нашла большой отклик.

Конструкция для параллельного спуска имеет две проходящие рядом трубы, они должны иметь:

  • Одинаковую длину разгоночной полосы.
  • Равное количество изгибов и трудность их прохождение. Единственное отличие – возможность зеркальной направленности, то есть если одна команда поворачивает вправо, вторая – влево.
  • Соответствующую финишную площадку.
  • Информативную систему из датчиков отслеживания движения.

Сани для бобслея – управление

В команде несколько человек, приведем пример на четырехместном бобе:

  • рулевой;
  • разгоняющие;
  • тормозящий.

Первый несет максимальную ответственность за прохождение сложных участков и вхождение в виражи с максимальной скоростью. Обычно это место занимает капитан. Весь снаряд можно разделить на две части:

  • подвижная передняя, где находятся кольца для управления;
  • статичная задняя, где располагаются остальные члены экипажа во время гонки.

Пилот держит в руках тросы, которые прикреплены к переднему мосту. Во время поворотов он тянет за них, чтобы направить весь снаряд.
Разгоняющие в это время уже выполнили свою основную функцию – дали мощный толчок и запрыгнули на полозья без вреда скорости. Во время движения их цель – придать естественную массу для ускорения, а также сгруппироваться так, чтобы не нарушить аэродинамику.
Тормозящий подключается в тот момент, когда боб вылетает на финишную прямую. Участник команды нажимает на тормоз, который похож на металлическую гребенку и располагается посередине саней.
Каждый участник очень важен для команды, без слаженной работы невозможно достичь результатов.

Экипировка для бобслея

Для спортсменов важны две составляющие: шлем и одежда.
Костюмы должны быть выполнены из специальной прочной ткани, которая обладает рядом свойств:

  • Пропускает воздух. Если в ходе движения материал будет создавать парниковый эффект, то атлет быстро вспотеет, ему будет не комфортно, влажные ладони могут привести к погрешностям в управлении.
  • Сохраняет тепло. В желобах поддерживается постоянная холодная температура, поэтому спортсмену важно находиться в теплой одежде.
  • Не продувается ветром. На трассе со скоростью до 100 км/ч пронизывающие потоки воздуха.
  • Не сковывает движение. Это касается покроя – управление рулем и бег для разгоняющих не должны вызывать трудности из-за тесных или неприспособленных к размахам рук курток.

Интернет-магазин «Стайер» предлагает экипировку для зимних видов спорта. Российская компания производит качественные женские и мужские пуховики и комбинезоны по цене, более низкой, чем у европейских аналогов.
Преимущества изделий фирмы Stayer:

  • Износостойкость. Прочные ткани и современные технологии пошива гарантируют долговечность одежды. Вы можете 5 лет ходить в одной куртке – она не потеряет внешний вид, а утеплитель не станет тоньше.
  • Инновационные разработки. Синтетические волокна и наполнители держат тепло лучше, чем меховые или шерстяные модели.
  • Дополнительные вставки. Резинки на рукавах и штанинах, пластмассовые, защищающие от ветра пластинки поверх молний – помогут утеплиться даже в сильный мороз.
  • Современный дизайн – стильные принты или однотонные изделия на Ваш выбор.

В этой статье мы рассказали, что такое бобслей, показали фото спорта, а также описали устройство саней и трассы для проведения соревнований. Тренируясь зимой, не забывайте тепло одеваться с фирменными комплектами от компании Stayer.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *