Боевики 90 годов

Боевики 90 годов

Криминал, эротика и стебные комедии — к выходу «Быка» «КиноРепортер» рассказывает, как 20 лет в постсоветском кино изображают противоречивое десятилетие. В списке лучшие — русские фильмы про бандитский криминал 1990-х.

Девяностые о девяностых

Кадр из фильма «Бык» (2019)

Для российского кино девяностые начались в 1989 году, когда был издан закон о кооперативах. Он разрешил организовывать частные конторы — в том числе киностудии, которые могли снимать любое кино в отсутствие цензуры. Лишившийся контроля кинематограф постепенно начал превращаться в кровосток предпринимательского угара. Многочисленные студии-однодневки отмывали деньги новоявленных бизнесменов, а их продукция как правило не доходила до проката. Параллельно работали и старые большие студии, которые в складчину с частными конторами, а затем с европейскими партнерами принялись снимать кино про дельцов и проституток. Но независимо от качества этих фильмов, каждый из них пытался полемизировать с эпохой.

Главный герой десятилетия — «честный парень» против бандитов — ковался в боевиках. Упрощенность этого образа компенсировала неразбериху ценностей: на смену лобовому соцреализму пришла пористая логика рынка, которой теперь можно было противопоставить разве что кулаки. Но бесстрашный рыцарь в джинсовой куртке стал высмеиваться почти сразу, как только засучил рукава. Чем сложнее был месседж, тем противоречивее в нем был герой, пытающийся совладать с совсем (как казалось) озверевшим веком.

«День любви»

Реж. Александр Полынников, 1990

Этот криминальный боевик известен как один из первых образцов кооперативного кино. Фильм, снятый на деньги от беспроцентного кредита по гарантии завода «КамАЗ», вышел в прокат и собрал аж 27 млн рублей. В съемках участвовали водители-испытатели завода, сценарий написал житель Набережных Челнов Юрий Манусов. Режиссер Александр Полынников сильно подсушил сюжет, сосредоточив его на афере политизированной мафии.

Однажды в город приезжают подпольный ташкентский миллионер и немецкий инженер, отец местной королевы красоты Кристины. Партийный чиновник собирается продать миллионеру пятнадцать грузовиков по дешевке, а чтобы отвлечь милицию просит подростковую банду устроить череду изнасилований — по пятьсот рублей за жертву. Хулиганы объявляют «день любви» с принудительным участием: девушек насилуют в примерочных, больницах, даже в детских садах — три мальчика на горшках смотрят, как с воспитательницы срывают одежду. Среди прочих страдает и красотка Кристина. Главарь же банды платит своим бойцам всего по сотне, наглядно демонстрируя зрителю, что такое прибавочная стоимость.

В провинциальном городе начала девяностых смешалось все — фантазии и реальность, чиновники и бандиты. Криминальный мир стал опасной повседневностью, и теперь юным девочкам опасно даже просто мечтать о бесшовных трусах. Хотя отец Кристины в паре с ее отчимом насаживают злодеев на заводские крюки, словно Сталлоне в «Кобре» (1986), побеждает все равно мафия — несокрушимые народные герои в этом мрачном боевике еще невозможны.

«…По прозвищу «Зверь»

Реж. Александр Муратов, 1990

Крупный проект «Мосфильма», подаривший зрителям культового богатыря. Савва Говорков работал мальчиком на побегушках, решил пойти против босса и загремел в тюрьму на 9 лет. Но ни на воле, ни на зоне он не превращается в бандита — еще ребенком Говорков заявил дворовому хулигану: «Я не буду таким как вы никогда». Как известно, герой боевиков держит свое слово так же крепко, как скрипит челюстями.

Фильм снимался в одной из исправительных колоний республики Коми, а актеры даже встречались с местными авторитетами, чтобы получить разрешение на съемки. В окружении реальных осужденных из массовки фантастический Дмитрий Певцов одной левой вырубает злодеев и перепрыгивает любые заборы. Сбегая с зоны, он переносит раненого товарища через реку и валится с ним на берегу — точно так же, как самого Певцова понесет впоследствии Алексей Серебряков в финале «Бандитского Петербурга 2». Животным бесстрашием Говорков впечатляет всех: философствующий вор в законе (Армен Джигарханян) заявляет, что в Звере есть что-то от человека; начальник лагеря противопоставляет его «говнюкам, сидящим за сладкий кусок». В 1993 году Певцов практически повторит этого персонажа в боевике «Мафия бессмертна».

«За последней чертой»

Реж. Николай Стамбула, 1990

Фильм по сценарию Эдуарда Володарского («Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин», «Свой среди чужих, чужой среди своих»), для которого оператор Геннадий Карюк выстроил маскулинный стиль: приемы нуара плюс VHS-эротика.

Выйдя из тюрьмы, боксер Виктор сталкивается с главными прелестями пенитенциарной системы. Его приглашают тренером в Западную Германию, но бывший начальник докладывает немцам, что теперь Виктор не чемпион, а уголовник. Попутно героя вербует главарь местной банды — деться тут, конечно же, некуда.

«За последней чертой» — еще один фильм про крутого парня, которого играет уже другая звезда 1990-х Евгений Сидихин. Как и полагается, это максимально маскулинное кино: страдают и дерутся здесь мужчины, а женщины то и дело показывают грудь и хотят, чтобы их защищали. Конфликт выстраивается между хорошим парнем и бандитом, но поскольку последнего играет мега-популярный на тот момент Игорь Тальков, негодяй получается противоречивым, с личной философией и красивым голосом — один из своих хитов Тальков поет прямо в кадре, сидя посреди собственных портретов. Боксер, конечно же, побеждает лихое время, остается оплотом справедливости, хотя и пачкается в крови. Он стреляет в грудь злодею — точно так же через год погибнет и сам Тальков. О его гибели режиссер «Черты» Стамбула снимет криминальную кооперативку «Операция «Люцифер» (1994), а Сидихин повторит своего героя в сериале «Русский транзит» (1994).

«Женская тюряга»

Реж. Жанна Серикбаева, 1991

Подсудимую Мадину селят в общую женскую камеру дожидаться суда. На ее глазах местная мамка избивает сокамерницу, но, как выясняется, за дело. На воле отмутуженная заставила своего сожителя изнасиловать беременную девушку, а затем выдавила из жертвы шестимесячный плод. До поры до времени арестантки живут словно дружный пионерский отряд: наказывают виноватых, глупо друг друга разыгрывают и прячут сигареты под подушками. Скоро Мадину переводят на другую зону, где бараком руководят гораздо более брутальные заключенные — лесбиянки Гоша и Монах.

Как и «…По прозвищу «Зверь», картина Жанны Серикбаевой снималась в настоящем СИЗО с реальными заключенными, но не только культовый статус, а и вообще мало-мальскую популярность так и не обрела. Историю о женской солидарности, написанную и снятую женщинами, обозвали «порнухой», порочащей достоинство Казахстана. И это в 1992-м, когда цензура исчезла, а блатные темы и эротика маячили если не из-за каждого угла, то в каждом телевизоре.

«Мигранты»

Реж. Валерий Приемыхов, 1991

Земляки Полина и Павел случайно встречаются в московском баре. Она ищет богатого мужа, он работает асфальтоукладчиком. У обоих нет постоянного жилья, а повсюду снуют то бандиты, то патрули милиционеров. Защищая девушку от насильников, Павел разбивает голову одному из них, и теперь вынужден скрываться от целой банды.

Нарочитый жаргон, плакаты со Шварценеггером и Сталлоне, бойкие полуголые девушки и одна пробитая башка. «Мигранты» — настоящий подарок фанатам перестроечных подростковых драм — на роль Полины даже взяли Оксану Арбузову, звезду «Аварии, дочери мента» (1989). Как и в позднесоветских фильмах про подростков, главные герои «Мигрантов» — тинейджеры на распутье. Все хорошее кино показывает через Павла, трудягу, который не ищет красивой жизни. При этом сочувствия явно достоин не он один. Даже с большей симпатией в фильме показаны женщины, до смерти уставшие от нищеты. «Ты видел эти руки, это копыта, а не руки!» — кричит мать Павла, вкалывавшая в деревне всю жизнь. Трагедия в том, что честной дороги из нищеты еще нет, а соблазнов уже очень много.

«Риск без контракта»

Реж. Игорь Муругов, 1992

«Риск без контракта» — образцовое кооперативное кино, снятое на недолговечной студии «Паритет» за деньги Российского хлебного банка и Фонда развития предпринимательства. «В нашей стране все бывает, только не для всех» — сообщает ушлый мужик каскадеру Сереге Громову, который вот-вот согласится перегнать иномарку из Тольятти. Он еще не знает, что заказчик — любовник его жены и что скоро предстоит везти другую тачку из самого Владивостока. За Громовым помчится местная мафия, тачка окажется набитой крэком, но добро победит, и герою достанется принцесса.

В «…По прозвищу «Зверь» у персонажа Певцова был инструктор рукопашки Шлыков, с которым тот два раза показательно дрался. Негодяя Шлыкова играл каскадер Василий Шлыков (он же ставил трюки для фильма). В «Риске без контракта» Шлыков наконец-то сам сыграл хорошего парня, в одиночку противостоящего монохромному злу, среди которого нет ни одного философствующего Джигарханяна. Ушлая мафия слепо идет по головам под «Путану» Газманова, пока герой слушает Высоцкого — «Чуть помедленнее, кони». Громов не бежит за временем ради сомнительного контракта, и едва столкнувшись с бандитами, возвращается к честной работе каскадера. Шлыков не просто сам сыграл нового афганца-супергероя, но и написал сценарий к фильму. Его Громов — пример для подражания и автопортрет-мечта, который крутым парням хорошо бы повесить в качалке.

«Дюба-дюба»

Реж. Александр Хван, 1992

«Только и слышишь: наркотики, рэкет, убийства. А хочется посмотреть что-нибудь такое… про любовь, например» — жалуется адвокат студенту ВГИКа в исполнении Олега Меньшикова, который вернулся в родную провинцию, чтобы вытащить из тюрьмы бывшую девушку. Денег на взятку нет, но будущий сценарист верит, что невозможных сюжетов не бывает — особенно когда каждый стал государством в себе. В маске старухи и черном плаще он грабит квартиру «нового русского» и несколько дней пугает его топориком для разделки мяса. Пафос достоевщины рушится без промедлений: друг ВГИКовца приносит пожрать, заменяя беременную Лизавету. В конечном счете поступок студента не оправдывает надежд: девушка выходит из тюрьмы и сбегает от незваного спасителя.

«Дюба-дюба» — двухчасовая поэма про перестроечного Раскольникова, который подпирает голову в тошнотворных кабаках, всюду носит с собой ствол и постепенно решается на большое преступление. Именно этот сомневающийся герой в нужный момент взрывает подаренную гранату — в отличие от кремня Шлыкова, который лишь припугивал бандитов выдернутой чекой. В 1993 году «Дюба-Дюба» участвовала в основном конкурсе Канн, не получила наград и исчезла из памяти столь же легко, как в сцене пытки бизнесмена Меньшиков выехал из кадра на скейтборде.

«Макаров»

Реж. Владимир Хотиненко, 1993

«Новые русские не дадут заглохнуть роднику русской поэзии» — вещали уважаемые гости на презентации нового сборника поэта Макарова. Но затем меценат дал Макарову десять тысяч, и родник заглох сам собой: поэт потратил деньги на пистолет своего однофамильца. Теперь Макаров мечтает владеть оружием словно пером. Напиваясь с другом-афганцем, он спрашивает про убийства, а для отвода глаз проверяет, можно ли поселить в теплице козу: «Предположим я коза, а ты полиэтилен». А еще жалуется, что ничего не понимает в постмодернизме. Тем временем вокруг Макарова порхает невесомая жена (Елена Майорова), сильно напоминающая Венди Торренс из кубриковского «Сияния» (1980).

Главный герой этой гротескной драмы — второй ерничающий интеллигент 90-х после Меньшикова из «Дюбы-дюбы». Макаров (бесподобная игра Сергея Маковецкого) презирает всех сразу и любит только свою фамилию. Он жаждет идти в ногу со временем, перевоплотившись в лицо из криминальной хроники, а лучше — буквально в пистолет, у которого нет врагов, а всегда только жертвы.

«Сделай мне больно»

Реж. Александр Исаев, 1993

Игорь — неудачливый театральный актер, его жена Вера — популярная актриса, получившая главную роль в фильме своего давнего любовника. Когда она снимается на берегу осеннего моря, Игорь встречает старого друга на вишневой «девятке». Улыбающийся во весь рот бандит сообщает, что период накопления первоначального капитала почти завершен, но свободные ниши еще остались. Теперь Игорь спокойно наводит пистолет на реальных людей, пока его жена пытается не моргать в сцене с выстрелом.

В «Сделай мне больно» театр улиц побеждает кино: пока Вера играет в фильме режиссера-тирана с названием «Тебе никто не поможет», ее муж как раз обустраивает свою жизнь. Мотив реальности, слитой с экраном, вообще характерен для девяностых: заколдованные американскими кино и отечественным телевидением люди все время пытаются отличить быт от кошмара. Чем заканчиваются эти попытки — догадаться несложно.

«Колесо любви»

Реж. Эрнест Ясан, 1994

В 1994 году, когда Никита Михалков получал «Оскара» за «Утомленных солнцем», а Семен Аранович — «Серебряного медведя» за «Год собаки», где-то рядом без всяких копродукций снимались сексплотейшны. Один из них — «Колесо любви» с дебютантом Михаилом Пореченковым в роли валютной проститутки.

Кирилл «делает детей» одиноким женщинам и парам с бесплодными мужьями. Работает он для души, отдавая заработанные доллары за разбитую машину друзей. Вместе с ними и всеми потрохами Кирилла перекупает женщина, организовавшая многопрофильную фирму в бывшей графской усадьбе.

«Колесо любви» много шутит про секс, но ограничивается демонстрацией женского тела. Шутки зажаты в сексизме и национализме — хотя было бы странно осуждать за это эксплуатационное кино. При этом даже здесь не обходится без вердиктов эпохе: при всей ветрености характера главный герой с самого начала отрицает деньги, а начиная работать на богатую тетю, постепенно отчуждается от любимого труда. В финале, правда — хеппи-энд со свадьбой по любви.

«Брат»

Реж. Алексей Балабанов, 1997

Картина, которая у всех ассоциируется с девяностыми, смеется над героями времени так зло, что почти плачет. Отслуживший Данила Багров (Сергей Бодров-мл.) — не герой-спаситель. В чаду наркоманок с вылупленными глазами, расчеловеченных бандитов, беззубых бомжей он выделяется разве что своей случайностью. Данила — безработный дембель, нелюбимый сын матери, не брат «черножопой гниде» и собственному родному брату. В первых кадрах Багров буквально влезает в чужое кино и тупо смотрит на происходящее. «Кто пустил сюда этого урода?» — истошно орет режиссер, но Данила не в силах понять вопроса, как и творимого им насилия — правда ли он сломал режиссеру руку?

Багров понимает, что делать, лишь получая однозначные ответы: он слушает один «Наутилус», просто потому что ему внятно сказали, что за песня играла на площадке. Если же кто-то усложняет эту простую цепочку, Данила замирает столбом или достает пистолет. Благодаря этой голой естественности антигерой Балабанова стал народным героем, обретшим культовый статус.

«Мама не горюй!»

Реж. Максим Пежемский, 1998

Еще один культовый бандитский фильм студии «СТВ», вышедший аккурат после «Брата». На провинциальной свадьбе жених-морячок (Андрей Панин) ломанул стулом солидного человека по кличке Турист. Морячка побежали ловить когорты ментов и бандитов, но в обозначенной квартире оказались лишь трое его друзей. На кухне восседает Зубек (наконец-то улыбающийся Сидихин), оказывающийся сослуживцем майора милиции (Николай Чиндяйкин). Мужики накуриваются киргизской травы, вспоминают афганские горы, спаивают закодированного местного прокурора и совсем отъезжают от всеобщего карнавала. Где-то вокруг — малолетние подружки с ракетницей, криминальные дяди с племянником (Приемыхов и Охлобыстин), разочарованный в жизни киллер Ринат (Сергей Векслер) и Александр Баширов в своем стандартном образе придурка.

Миры беззаконья и полузаконья связывает Артур (Гоша Куценко), профессиональный манипулятор, сочиняющий теленовости просто взглянув на плакат с голой бабой: «исполнительница стриптиза злостно зарезана в своей квартире, подозревается такая же исполнительница стриптиза, но лесбиянка». Артур задействует все свои связи, чтобы поймать Морячка, но в его паутину беглец точно не угодит. Морячок — это вольный дух, воплощенная правда в белом костюме: он действительно моряк, а не бандит по кличке Турист, и бьет по дурным головам, невзирая на их положение. История о том, как матрос избил солидного мужчину, у каждого персонажа своя. В этом бандитском «Расемоне» все заявляют права на правду.

«Мама не горюй!» стала легендой, конечно, не из-за сюжета. Это не просто комедия с набором хорошим шуток, а один непрерывный комический текст — как у Гоголя или Зощенко. Зубек ругается на «козлиный базар», нежно наглаживая котенка. Баширов произносит бессмертные «где эта Люда?!» и «киснут крабы». Куценко насыпает дорожку кокаина на визитку, затем просит прокурора подержать, пока занюхивает. Смешные слова и действия перемежаются каждую минуту, и ни одна деталь не пропадает напрасно, а каждая фраза подхватывается следующей репликой. В финале дух этого балагана уплывает в голубую вдаль и все — мама не горюй!

Девяностые после девяностых

С наступлением нового века 1990-е не заканчиваются. В 2000-м выходит сиквел «Брата», вскоре почти подряд появляются два культовых криминальных опуса — сериал «Бригада» (2002) и бусловский «Бумер» (2003). Честный парень против гангстеров вернется в «Антикиллере» (2002) и продолжит жить в многочисленных телепроектах для мужской аудитории. Бурлеску на криминальную тему передадут приветы Роман Качанов в «Даун Хаусе» (2001), Григорий Константинопольский в «Русском бесе» (2018). В общем, не пусто.

«Триумф»

Реж. Олег Погодин, 2000

Если для «стариков» в 1990-е перевернулся мир, то для детей он «чуть-чуть накренился и встал на место». Так рассуждает Рыжий, провинциальный дилер синтетического стимулятора, изобретенного его старшим братом. Пацан отрабатывает долги перед оптовиком, но не считает себя заложником бандитов. Он полон подростковых иллюзий о том, что он сам бандит, «король невидимок», и контролирует фантазии потребителей. Но вскоре Рыжий влюбляется в домашнюю девочку Юлю, которая встречается с парнем из ненавистной банды абреков. Он планирует цинично уничтожить соперника, но подставляется сам.

«Триумф», фильм о подростковых бандах конца 1990-х, — сам тот еще беспризорник. Его история начинается в Голливуде: именно там в 1993 году автор «Петрова и Васечкина» Владимир Алеников начал писать сценарий криминальной мелодрамы «Война Принцессы». Текст был завершен в соавторстве с Денисом Родиминым и вскоре запущен в производство, но поругавшись с продюсером, Алеников заморозил съемки. Из отснятого материала другой режиссер Олег Погодин смонтировал «Триумф», указав в титрах Аленикова и Родимина вопреки желанию обоих. Картина про малолетнего наркоторговца не вышла в прокат, но смонтированный из его кадров клип на песню «Лети за мной» стал хитом десятилетия. В 2013 году Алеников все же доснял «Войну принцессы» и даже успел посудиться с «ВКонтакте» из-за свободного размещения «Триумфа». Напичканная слоу-мо и сведенная к слюнявому хэппи-энду «Война принцессы» сильно уступает рейвовому «Триумфу», в центре которого малолетний российский Джокер.

«Москва»

Реж. Александр Зельдович, 2000

Постмодернистская драма о криминале и московских бандитах, ворочающих черным налом, и их богемном окружении. Сценарий был написан Владимиром Сорокиным в 1998 году и насыщен фирменными зубастыми оценками эпохи. Они наслаиваются на очень вычурные сцены (курьер бандита вырезает в карте дыру на месте Москвы и трахает через нее пьяную Ингеборгу Дапкунайте), но за счет мастерской игры актеров кажутся естественными. Очарование фильма вырастает из контрастов: бандиты сначала надувают друг друга насосами, а затем страдают о судьбе родины и русском балете, юродивый персонаж Татьяны Друбич поет советские песни с джазовым аккомпанементом, а порывистая скрипка то и дело сменяется на техно. Картина совершенно клиническая, но при этом диагноз не ясен даже персонажу-психиатру — бандитское общество напоминает ему лишь сгусток недоваренных пельменей.

«Жмурки»

Реж. Алексей Балабанов, 2005

В отличие от «Брата» эта комедия Балабанова высмеивает клише эпохи «накопления первоначального капитала» без толики лиризма. Черный юмор пронизывает все уровни фильма: от диалогов до отсылок. Каждая смерть тут комична, а основная линия — случайное и нелепое столкновение шестерок мента (Виктор Сухоруков) и пахана (Никита Михалков), который дает лучшее на свете объяснение понятию «попасть впросак».

Каст «Жмурок» — сам по себе большой привет фильмам 1990-х (не хватает разве что Сидихина и Охлобыстина). Но при том что каждый персонаж сражает наповал, история течет без героя. Дюжев, Панин, Маковецкий, Сукачев — словно сливаются в единый организм, в этакого бешеного пса среди обоев в цветочек. Подмечать параллели с Тарантино уже, конечно, надоело, но не делать этого трудно: в кадре бандиты все время остаются по трое, образуя безупречные треугольники, от которых не оторвать глаз. Смех сменяется на холодную дрожь лишь в финале: когда украденный героин телепортирует Дюжева с Паниным в удобные кресла напротив Кремля.

«Кочегар»

Реж. Алексей Балабанов, 2010

Еще одно обращение Алексея Балабанова к теме криминала и бандитских 1990-х, но в этот (последний) раз насквозь трагичное. Этнический якут Иван Скрябин (Михаил Скрябин) — тот самый бывший афганец из боевиков 1990-х. Но он стар, контужен и не замечает бандитов, даже сжигая трупы, которые бывший сослуживец постоянно таскает в его подвальную кочегарку. По-настоящему Скрябина интересуют только две вещи: счастье дочки и этнографический рассказ о русском ссыльном, испортившем якутской семье жизнь. Этот рассказ старик сутками перепечатывает по памяти.

Все эти слепые повторения приводят к одному — кочегар напарывается на то, против чего не пытался бороться. Его красавицу-дочь убивает работающий на сослуживца бугай, который спал и с ней, и с дочкой босса. Только теперь позволивший сжечь дочь в своей же кочегарке афганец, решает надеть парадный костюм с медалями и отправиться мстить — в свой последний и довольно бессмысленный бой.

«Евразиец»

Реж. Шарунас Бартас, 2010

В этой копродукции Франции, Литвы и России действие происходит не в 1990-х. Но приезжая в Москву за старым долгом, наркоторговец по имени Гена совершает скачок во времени. Зарешеченные ларьки, толстомордые нелюди в пиджаках и продажные менты. Помимо должников, в Москве у Гены и бывшая возлюбленная — трагичная проститутка «героиновый шик», блестяще сыгранная Клавдией Коршуновой. На шпильках она бегает с Геной по ледяным крышам и железнодорожным путям, скрываясь от его неутомимых врагов. При всех сходствах рэкетир в кожаной куртке — не столько дань боевикам девяностых, сколько типичный интимный герой режиссера. Бартаса не интересуют его отношения с совестью, он снимает кино об одиночестве «евразийца», кочующего по перекроенной карте материка. Скитальца режиссер сыграл сам.

«Восьмерка»

Реж. Алексей Учитель, 2014

Утром четыре друга омоновца гоняют бастующих заводских рабочих, ночью — местную неприкасаемую банду Буца со связями в мэрии. Вскоре один из них начинает тайно спать с девушкой Буца, и теперь друзья воюют с мафией насмерть.

Сценарий «Восьмерки» основан на одноименной повести Захара Прилепина, изданной в 2012-м. События происходят в условной российской провинции в канун миллениума: заводы встали, одни парни пошли в бандиты, другие в омоновцы. Но и те и другие носят одинаковые черные шапки и бьют самых незащищенных. Друзьям-омоновцам не ясно, зачем гонять рабочих коррумпированного завода, но вариантов больше нет. Даже Ельцин устал и наказывает входить «в новое тысячелетие с новыми лицами». Единственное, чего действительно хочется героям, — давить на газ и ничего не видеть. У одного из них для расслабона животный секс, у остальных — замызганная «восьмерка» и драки. Разогнавшись слишком быстро, хорошие вроде бы парни однажды увидят труп девушки. Рядом — сияющая надпись «С новым 2000 годом» и темный тоннель.

«Нашла коса на камень»

Реж. Аня Крайс, 2017

Фильм Ани Крайс, как и «Восьмерка», рассказывает о событиях, происходящих в 1999 году. Но это стилистически и поколенчески уже иное кино, и относится к совсем другой главе киномифа о российских 1990-х.

Рэкетир в черной куртке ернически интересуется у друга: «Ты что, телек не смотришь? Мафия опутала всех и вся». Но по телевизору лишь молодой Путин говорит про большие задачи и провокации, которые ожидаются от противника. Сидящие в милиции уголовники внимательно смотрят знаменитую речь, а тем временем дома у Мироновичей пьют за сына, погибшего во Второй чеченской. Его старший брат возвращается с войны живым, он хочет исполнить последнее желание погибшего — прокатиться на мотоцикле.

Душные мужики грозят блинами Ельцину в телевизор. Работницы простаивающей ситцевой фабрики ходят по квартирам и вербуют в Свидетели Иеговы, ведь Иваново превратилось в Вавилон. При этом связь между персонажами тонет в декоративности сценок, наивных отсылках к Островскому и Балабанову, а события происходят с ними без особых причин. Примерно тем же страдал другой молодой дебют про 1990-е — «Хрусталь» Дарьи Жук. Оба фильма показывают провинциальную хтонь сильно издалека — с временной, а главное, географической дистанции. Давно живущие за границей Жук (США) и Крайс (Германия) снимают фильмы о родине, которую будто подглядели в криминальных боевиках. С другой стороны — если граница между экраном и улицами стерта, то какая разница, на что больше похоже кино. Возможно — этот проспиртованный аляпистый видеодром и есть новое высказывание о том времени от поколения, которое тогда только родилось. В «Тесноте» Кантемира Балагова правда тоже открывается лишь сквозь видеокассету.

«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Реж. Александр Хант, 2017

Один из самых ярких российских дебютов последних лет — в том числе буквально. Кислотное роуд-муви о бывшем детдомовце Витьке Чесноке, мечтающем свалить от жены и тещи и встречающем родного отца — бандита Леху Штыря, теперь прикованного к инвалидному креслу. Ради квартиры Чеснок соглашается везти ненавистного родителя в дом престарелых, но по пути начинает испытывать к нему раздражающее тепло. Штырь тоже проникается чувствами к сыну, один раз даже силится вспомнить его маленьким. Но обиды, злобы и тупости здесь все еще слишком много.

Пока герои странствуют на красной Витькиной развалюхе, отовсюду лезут фантомы прошлого: сначала вторая жена и дочь Штыря, которым он тоже насолил и теперь не нужен, потом его бывшие подельники, словно пролежавшие в могилах с самых 1990-х. Алексей Серебряков, сыгравший за свою карьеру не одного рэкетира, сражает и здесь, а его экранный сын Евгений Ткачук (подстриженный как молодой Серебряков в «Фанате») играет еще более колоритного гопника, чем в гей-драме «Зимний путь» (2013).

Девяностые в «Витьке Чесноке…» — это фактура убийственных лиц, беспричинной агрессии и бесконечных махинаций: все то, что до сих пор питает маленькие российские города, на чем построил свой имидж рэпер Хаски, звучащий здесь в саундтреке. Бонусом фильм дарит одну из самых выразительных бытовых сцен в современном российском кино — теща Чеснока (Ольга Лапшина) лежит на кровати в цветастой комнате с включенным телевизором, три секунды злобно смотрит на Чеснока и молча поворачивает голову к голубому экрану. Так и живем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Жанр боевика не умер, но трансформировался. Если раньше, в 80-х и 90-х, основной акцент был на персоне центрального персонажа, на его умении драться в кадре или играть мускулами, то сейчас на смену пришли технологии и грамотная режиссура. Актер может не обладать серьезными навыками боевых искусств, но на экране он будет сражаться с десятками врагов. У него может не быть армейской подготовки, но он будет выглядеть максимально убедительным в роли спецназовца. Раньше в главной роли мы видели реального чемпиона мира по карате — сейчас это может быть человек, который прошел две недели занятий с инструктором. Это не хорошо и не плохо само по себе — просто времена меняются, как пел Боб Дилан.

Но сегодня мы вспомним то самое золотое поколение олдскульных боевиков 80-х и 90-х. Разумеется, далеко не каждый из представленных пятидесяти актеров был профессиональным бойцом или бодибилдером, но все же, в то суровое время нужно было выглядеть очень убедительным на экране, иначе публика просто не пошла бы смотреть на тебя. Часть актеров активны до сих пор, часть давно отошла от дел. Давайте вспомним былые легенды индустрии боевиков и посмотрим, как они выглядят сейчас, а заодно попытаемся выяснить, чем они занимаются в последнее время. Не все фото «сейчас» самые свежие — они могут быть и двух-, и пятилетней давности, но все же, попытаемся восстановить картинку «тогда» и «сейчас», насколько это возможно. Приглашаем вас покачаться на волнах сладкой ностальгии о временах тридцати-, а то и сорокалетней давности.

Итак, kinowar.com представляет 50 звезд олдскульных боевиков 80-х и 90-х годов — и то, как они выглядят сейчас.

Арнольд Шварценеггер

С первой десяткой все куда очевиднее — эти люди до сих пор в обойме. Нет нужды напоминать, как выглядит железный Арни — мы по-прежнему ходим на его фильмы в кинотеатры.

Джеки Чан

Джеки неубиваем, как в творческом плане, так и с точки зрения исполнения сложнейших трюков самостоятельно. Несмотря на солидный возраст, Чан до сих активен и умудряется участвовать в по-настоящему интересных проектах, как относительно недавний толковый боевик/триллер «Иностранец» с Пирсом Броснаном.

Сильвестр Сталлоне

Слай покинет экраны только тогда, когда его прах развеют над океаном. Франшизы «Рокки», «Рэмбо», «Неужержимые» будут жить вечно — с самим Сталлоне в центре повествования. И самое приятное, время от времени это по-прежнему очень толковые фильмы.

Чак Норрис

Икона и несокрушимый интернет-мем, которому все нипочем, и года, и изменения в индустрии. Его появления в кино носят в последние годы характер камео и замечательной самоиронии, как и подобает настоящей легенде с рациональным мышлением и должной долей юмора.

Дольф Лундгрен

У гиганта-шведа периодически открывается второе дыхание, будь-то новая реинкарнация саги о Рокки (и Иване Драго), будь-то новые свершения в виде «Аквамена». Форме Лундгрена можно только позавидовать (чем мы все и заняты).

Жан-Клод Ван Дамм

Несмотря на все проблемы с наркотиками, алкоголем, славой и принятием новой реальности, Жан-Клод по-прежнему актуален — как в ностальгических проектах вроде «Неудержимых», так и в олдскульном трэше вроде переиздания «Кикбоксера».

Брюс Уиллис

Брюс растерял свой авторитет звезды первой величины, но с экранов никуда уходить не собирается. Более того, время от времени стоящие проекты все же выстреливают.

Уэсли Снайпс

Звезда «Пассажира 57», «Разрушителя», «Блейда» и «Неудержимых» пережил все взлеты и падения, которые можно себе представить, включая тюремное заключение за проблемы с налогами, но похоже, так просто Уэсли Снайпса не сломить.

Боло Йенг

Один из главных злодеев боевиков даже не 80-х и 90-х, а еще 70-х (он снимался с Брюсом Ли, среди прочего), уже не снимается (все же, возраст слишком почтенный). Но его наследие настолько внушительно, что кажется, словно он никуда и не уходил.

Дон «Дракон» Уилсон

Дракон до сих пор активен, пусть и снимается он в достаточно низкосортных фильмах (чего стоит «Разборки в Маниле» от Александра Невского). С другой стороны, в 80-х и 90-х он также участвовал не то чтобы в нетленках. Тем не менее, все любители кикбоксинга и добротного трэша категории «Б» помнят и любят этого актера, который обладает реальным серьезным бэкграундом (что помогает ему по-прежнему выглядеть убедительно на экране).

Саммо Хун

Уникальный боец и постановщик боев, работавший в огромном количестве картин с Джеки Чаном (и начинавший еще с Брюсом Ли), который, несмотря на заметный избыточный вес, творил чудеса на экране, активен по сей день. Он не только актер, но и режиссер, и его творчество, равно как и фильмы Джеки Чана, мастерски балансирует на грани бойцовского боевика и комедии.

Юнь Пиу (Юань Бяо)

Еще один постоянный напарник Джеки Чана и Саммо Хуна в 80-х и 90-х («Закусочная на колесах», «Проект А», «Мои счастливые звезды») был активен примерно до 2015 года, оставаясь в завидной для своего возраста форме. В кино с 70-х, на его счету около 100 ролей.

Лоренцо Ламас

Лоренцо Ламас, несмотря на свое амплуа слащавого красавчика, обладает серьезной бойцовской подготовкой, а самое главное — держит себя в форме последние 40 лет. Да, пик его славы давно позади; да, никто не пойдет в кинотеатр на его имя — но несмотря на возраст и смену парадигмы, актер по-прежнему снимается (пусть и в той категории фильмов, которая носит гордое имя «категория Б» и сразу идет на видео, минуя кинотеатры). Активен по сей день — и похоже, останавливаться не собирается.

Майкл Дудикофф

Благодаря фильму «Американский ниндзя» навсегда остался в нашей памяти. Из последних заметных работ — сериал «Кобра» середины 90-х, после этого уходил из кино и, поскольку деньги нужны, снова возвращался в него. Несмотря на все сложности и очень солидный возраст, активен по сей день, пусть вы вряд ли увидите что-то из его новых фильмов (а если и увидите, то вряд ли серьезно порадуетесь).

Синтия Ротрок

Главная женщина боевиков 80-х — 90-х. Настоящий мастер боевых искусств, которая дала понять, что женщина может быть главной на экране даже в рамках, казалось бы, сугубо мужского жанра — еще до Шарлиз Терон. Ей плотно за 60, но ее карьере это не мешает, пусть такого успеха, как в 90-х у нее уже и не будет (хотя, как знать).

Марк Дакаскос

Уникальный случай, когда актер, чей пик славы остался далеко позади («Только сильные», «Американский самурай», «Плачущий убийца»), сумел не только продолжить заниматься любимым делом как актер и режиссер, но и вновь вернулся в большое кино (помимо участия в сериалах «Агенты «Щ.И.Т.»» и «Люцифер», это разумеется триумфальное выступление в третьем «Джоне Уике»). А поскольку в «Джоне Уике» никто по-настоящему не умирает, то похоже, мы увидим его и в четвертой части.

Майкл Паре

В 90-х Майкл Паре был иконой эротических боевиков (за что ему отдельное спасибо). А теперь он постепенно втянулся в кино более серьезной категории и периодически появляется в действительно достойных фильмах, пусть и не на перых ролях («Костяной томагавк», «Афера под прикрытием», «Город лжи»).

Ричард Нортон

Ричард Нортон не только участвовал в бойцовских боевиках 90-х, но и инструктировал многих голливудских звезд в сфере боевых искусств. Серьезной звездой его не назовешь, но периодически он попадает на вторые роли в заметные проекты, такие как сериал «Спартак» и «Безумный Макс».

Оливье Грюнер

Чемпион мира по кикбоксингу не собирается сдаваться. Да, его текущие работы за пределы категории «Б» не выходят, но и на пике известности он участвовал в достаточно посредственных фильмах, которые, тем не менее, находили своего зрителя.

Джет Ли

Джету Ли повезло куда больше: на каждые пять проектов класса «Б» у него находился один масштабный фильм («Смертельное оружие 4», «Неудержимые», а теперь и новый «Мулан»). Активен по сей день, несмотря на солидный возраст.

Антонио Бандерас

Бандерас — это больше, чем просто актер боевиков. И все же, в 90-х он немало потоптался на этой территории («Отчаянный», «Наемные убийцы», «Однажды в Мексике»). Сейчас он от этого жанра отошел (хотя в третьих «Неудержимых» блистательно появился), и периодически доказывает свою состоятельность как большого драматического актера в таких проектах как сериал «Гений» (роль Пабло Пикассо) и «Боль и слава».

Мел Гибсон

Мел Гибсон не только звездный актер, но и совершенно невероятный режиссер. Однако его длинный язык доставил ему немало проблем, в результате чего выйти на уровень былой славы достаточно проблематично. А потому сейчас ему приходится сниматься в боевиках, пожалуй, даже больше, чем раньше. Если ранее мы все были признательно ему за «Безумного Макса» и «Смертельное оружие» (а также «Выкуп», «Расплата», «Мэверик» и еще много чего), то теперь мы также с удовольствием отмечаем такие работы как «Закатать в асфальт».

Дэнни Трехо

Легенда. Снимаясь в таком количестве работ, невозможно обеспечить их качество в каждом отдельном случае. И все же, «Мачете», «Сыны анархии», «Дети шпионов» и краткое участие в «Во все тяжкие» оправдывают те тонны трэша, в котором неустанно участвует Трехо.

Том Беренджер

Том Беренджер постоянно балансирует на грани большого кино («Взвод», «Тренировочный день», «Тот, кто меня бережет», «Снайпер») и категории «Б» («Замена», все продолжения «Снайпера», «Щепка» и многое другое). Номинант Оскара и обладатель Золотого глобуса и Эмми снимается по сей день.

Саша Митчелл

Митчелл принял эстафету от Ван Дамма в «Кикбоксере», но после этого не создал ничего более достойного. Начинал он когда-то давно в сериале «Даллас», а теперь снимается во всем, что подвернется под руку, на вторых или главных ролях, в том, что выходит в кинотеатрах и в том, что сразу идет на видео.

Чоу Юньфат

В 80-х и 90-х он ворвался в индустрию боевика с прорывным режиссером Джоном Ву. Затем была заметная работа в еще одном прорыве от Энга Ли — «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Один из самых уважаемых гонконгских актеров снимается по сей день, получая роли как в голливудском («Пираты Карибского моря»), так и в азиатском большом кино.

Митхун Чакроборти

Тот случай, когда даже те, кто посмеивался над индийским кино, говорили «не, ну вот «Коммандос» с ним был все равно очень даже ничего». Былых высот актеру, может, уже и не достичь, но несмотря на восьмой десяток, он по-прежнему продолжает сниматься (и это при багаже картин в количестве более, чем 350 штук).

Стивен Сигал

Сигал также снимается до сих пор, но достойные фильмы остались где-то далеко в 90-х (как и былая форма актера).

Курт Рассел

Бесспорный статус легенды Рассел получил еще в 80-х, но сбавлять обороты он не собирается, снимаясь во всем заметном кино, которое может предложить Голливуд, от Тарантино до «Форсажа» и «Костяного томагавка».

Брэндон Ли

Трагичная судьба отца коснулась и сына — Брэндон погиб на съемках фильма «Ворон», придав ему еще большей мистичности. Навсегда оставшись в нашей памяти молодым позитивным парнем, он ушел, оставив нас в грустных мыслях о том, чего он мог бы достичь с учетом размера его таланта.

Микки Рурк

Микки Рурк мог бы стать звездой размера больше, чем Брэд Питт и Том Круз вместе взятые. Но он занимался не только кино, но и боксом (а параллельно также женщинами и алкоголем). С таким уровнем саморазрушения многие не выживают, но только не Рурк: он продолжает возвращаться снова и снова, то получая номинацию на Оскар, то оставляя очередного памятного персонажа всем поклонникам на радость (а также снимаясь в рекламных роликах беттинговых контор).

Шо Косуги

Сейчас о нем вспомнят немногие, но когда-то его появление на экране означало финального босса-бойца в том, что предстояло пройти главному герою в картине («Слепая ярость», «Черный орел»), а если он сам снимался в главной роли, то это был самый крутой ниндзя, которого только можно было себе представить. Сейчас он возвращается на экране примерно раз в 10 лет, но будем откровенны, не то чтобы этого кто-то серьезно ожидал. Чемпион Японии по карате. Его сын также снимается в боевиках. А еще он снялся в эпизоде во втором «Крестном отце».

Рутгер Хауэр

Большой актер, снявшийся в огромном количестве совершенно легендарных фильмов (как голландских работ Пола Верховена, так и голливудских шедевров вроде «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта). Боевики также были страстью Хауэра («Считанные секунды», «Слепая ярость», «Взять живым или мертвым»), и это был такой сладостный олдскул, что его до сих пор хочется пересматривать. Актер ушел от нас в 2019 году, и мы будем вечно признательны ему как за его работы в жанре боевика, так и за все драматические роли, которые он оставил после себя.

Дэнни Гловер

Гловер — куда более серьезная фигура, чем просто герой боевиков, но его участие в этом сегменте индустрии оставило слишком заметный след, чтобы его игнорировать. Чего стоят «Смертельное оружие» и второй «Хищник». Актер до сих пор активен, пусть боевики теперь для него и не слишком актуальны.

Гэри Бьюзи

Несмотря на то, что его не назовешь ни серьезным бойцом, ни бодибилдером, Бьюзи успел засветиться во многих ключевых картинах жанра — «В осаде», «Смертельное оружие», «На гребне волны» и многие другие. Актеру уже под 80, но он продолжает сниматься — в самых разных жанрах и в самого разного уровня картинах.

Донни Йен

Этот человек пребывает в феноменальной форме в на своем шестом десятке. А потому он один из немногих, кто продолжает нести крест того самого формата бойцовского боевика из 80-х-90-х, выводя его при этом на достаточно серьезный уровень. Актер стал настолько популярным, что вывел собственную франшизу «Ип Ман» на уровень проекта, который пользуется популярностью уже на уровне четырех выпущенных фильмов. Кроме того, он снялся в спин-оффе «Звездных войн» — «Изгой-один. Звёздные войны: Истории», как китайская звезда, способная привести аудиторию КНР в кинотеатры.

Мистер Ти

Появившись в «Рокки 3», суровый брутальный мужчина с ирокезом навсегда вошел в индустрию боевика, будь-то развлекательного, будь-то олдскульно серьезного, с тем чтобы продолжать заниматься несколько декад. Сейчас он наслаждается заслуженным успехом, в частности, получив статус члена Зала Славы ведущего рестлинг-промоушна планеты WWE.

Карл Уэзерс

Еще один участник франшизы «Рокки», при этом один из ключевых ее персонажей (Аполло Крид). Он участвовал в «Хищнике», в огромном количестве боевиков в формате фильмов и сериалов, и не собирается отходить от дел, чему свидетельство работа в сериале «Мандалорец», который расширил вселенную «Звездных войн» еще на несколько парсеков.

Брайан Томпсон

С таким выразительным лицом Брайану Томпсону только и оставалось, что играть злодеев в боевиках той золотой поры. Главный антагонист в «Кобре» с Сильвестром Сталлоне, который с тех пор успел поучаствовать в сериалах «Лунный свет», «Баффи — истребительница вампиров», «Крутой Уокер: правосудие по-техасски», «Блудливая Калифорния», в нескольких фильмах «Стар Трека», в «Три амиго», а самое главное, в той сцене из первого «Терминатора», в которой герой Шварца прибывает в прошлое.

Бенни Уркидес

Бенни Уркидеса мы помним в первую очередь по шедевральной сцене боя с Джеки Чаном в фильме «Закусочная на колесах». По признанию самого Уркидеса, они с Джеки настолько разошлись, что лупили друг друга в полную силу (а это не то чтобы простое дело: в 53 поединках по карате Уркидес не потерпел ни одного поражения, при этом 35 побед состоялись в формате нокаута). В кино Уркидес преимущественно выступал каскадером или постановщиком трюков, за что вся индустрия бойцовских боевиков может сказать ему спасибо. Несмотря на более, чем почтенный возраст Бенни по-прежнему как работает с каскадерами, так и периодически снимается сам.

Маттиас Хьюз

Демонический вид немецкого актера позволил ему поучаствовать в нескольких заметных боевиках 90-х («Ангел тьмы», «Кикбоксер 2»), что, несмотря на не слишком звездный статус, собрало немалую армию поклонников по всему миру. Жанр боевика менялся, а потому и популярность такого харизматичного негодяя постепенно сходила на нет. Несмотря на это, Маттиас сумел попасть (пусть и в формате небольшой роли) в фильм Кэтрин Бигелоу «Цель номер один». Правда, после этого он поучаствовал в трех фильмах Александра Невского — но двадцать баксов есть двадцать баксов.

Эдриан Пол

Одного только участия в сериале «Горец» хватило бы, чтобы считать карьеру удачной. Но Эдриан решил на этом не останавливаться (кто знает, может и зря). Актер до сих пор активен, но как и у многих героев боевиков в этой статье, его роли не то чтобы значимые и заметные. Вряд ли можно считать успехом съемки у Александра Невского (а он снял немало актеров из этой подборки — мы упоминали о таком опыте далеко не у всех тех, кто приведен в этом материале).

Киану Ривз

Вероятно, самый успешный актер в этой подборке. Он снимался в боевиках в 90-х («На гребне волны», «Скорость»), и продолжает сниматься сейчас. С учетом популярности франшизы «Джон Уик», вполне возможно, что настоящую популярность в связи в съемками в этом жанре он приобрел уже в 21 веке. Но это неважно. Важно то, что один из любимых актеров 90-х продолжает нас радовать по сей день, отчаянно тренируясь как в разрезе боевых искусств, так и в навыках стрельбы.

Тоширо Обата

Можно сколько угодно насмехаться над «Черепашками-ниндзя», но при бюджете в 10 миллионов они заработали около 200, став одним из самых прибыльных независимых проектов. Обату можно также вспомнить и по фильмам «Разборка в Маленьком Токио», «Черный дождь», «Восходящее солнце» и «Тень». Он всегда играл негативного персонажа и справлялся с задачей блистательно. Кино он покинул более 20 лет назад, но боевые искусства, судя по всему, не оставил.

Николас Кейдж

Кейдж — обладатель одного из самых тернистых путей в Голливуде. Племянник Копполы, он участвовал в драмах и триллерах, периодически скатываясь в категорию «Б» и возвращаясь обратно в большое кино. Последние 20 лет он снимается в том, что с уверенностью можно охарактеризовать словом «говно», периодически выдавая отдельные достойные работы. А 90-е мы помним также по таким боевикам как «Скала», «Без лица», «Воздушная тюрьма».

Мишель Кисси

Тут стоит отметить, что Мишель неузнаваем не только из-за возраста, но и из-за того, что для создания образа самого страшного кикбоксера всех времен Тонг По было использовано внушительное количество грима.

Вот так выглядит этот актер в разное время в разных ролях (а помимо «Кикбоксера» он участвовал в «Кровавом спорте» и «Самоволке» с тем же Ван Даммом). В большей степени он выступает каскадером и постановщиком трюков, чем занимается и по сей день.

Лу Даймонд Филлипс

Полицейские боевики и участие в «Молодых стрелках» — Лу снимается в 4-5 проектах за год, пусть большая часть из них проходит относительно незамеченной как в кинотеатрах, так и на ТВ.

Ник Нолти

Один из тех актеров, которые успели отметиться и в боевиках («48 часов» и «Другие 48 часов» как наиболее яркие представители), и в разнообразии других жанров («Отель Руанда», «Воин», «Принц приливов», «Масло Лоренцо» и многие другие). Номинант на Оскар и обладатель Золотого глобуса, несмотря на восьмой десяток, Ник по-прежнему активен.

Эрик Робертс

Эрик Робертс снялся более, чем в 500 (!) фильмах и сериалах. И хотя боевики не были основным его промыслом, «Лучшие из лучших» и прочие образцы жанра не прошли мимо ценителей. Актер снимается во всем чем угодно, от «Темного рыцаря» Нолана до фильмов Оксаны Байрак. А потому не исключено, что мы сможем его увидеть как в стоящем боевике, так и в достойной драме.

Уилл Смит

Про Уилла Смита много писать не будем — его карьера на взлете последние 30 лет, а потому вы сами знаете, где он снялся и как он совершенно не изменился внешне по сравнению с 90-ми.

Кэри-Хироюки Тагава

Закончим идеальным злодеем, который снимался в фильмах любого пошиба, включая «Мортал Комбат» и «Разборки в Маленьком Токио». Кэри-Хироюки Тагава по-прежнему активен, пускай стоящие драмы с его участием выходят реже, чем очередной трэш-боевик, где он играет злобного японца-негодяя. Раз в пять лет он участвует в чем-то достойном, а потому нам осталось лишь подождать, когда новая подобная работа увидит свет.

Обычно мы не замечаем работы сценаристов, и они остаются для нас как бы в тени. Но сегодня отмечает свой день рождения сценарист Стивен Е. де Соуза, мимо которого мы никак не можем пройти, ведь из-под его руки вышли на свет сценарии большинства голливудских боевиков – «Крепкий орешек», «Коммандос», «Бегущий человек» и много других фильмов.

Великолепные боевики 80-х и 90-х стали для нас целой эпохой, к сожалению, уже ушедшей. Ведь сейчас уже не снимают таких роскошных и душевных фильмов. Титр собрал самые яркие и динамичные фильмы от разных сценаристов, чтобы подкормить вашу ностальгию. Стоит пересмотреть их — и в душе поднимается бесовское веселье, просыпается героизм и сразу хочется самому бежать и спасать мир.

«Самоволка» 1990 г.

Жан-Клод Ван Дамм в очередной раз доказал, что умеет играть, а не просто драться перед камерой. Этот фильм по праву считается не только крутым боевиком, но и захватывающей драмой. И правильно, ведь все героические и не очень поступки, которые совершает главный герой, делаются ради помощи семье. Главный герой узнает, что брат угодил в передрягу, и дезертируя из армии, мчится на подмогу. Что бы кто ни говорил, но этот фильм точно не устареет никогда. кадр: Universal Pictures

«Воздушная тюрьма» 1997 г.

На одном самолете собрались Джон Малкович, Стив Бушеми, Николас Кейдж, Дэнни Трехо и еще 15 отморозков со всего света, причем Николасу Кейджу приспичило домой, а всем остальным – в Мексику. Фильм не мог получиться скучным. Ведь любому ясно, что если Николасу Кейджу что-то приспичит, то ничего хорошего из этого не выйдет. кадр: Touchstone Pictures

«Снайпер» 1992 г.

Опытному снайперу дают опасное задание: джунгли, индейцы, наркотики и, возможно, смерть. Для него все это, в общем-то, вполне невинный способ провести выходные, но чтобы он не расслаблялся, ему на шею вешают заносчивого чемпиона по стрельбе. На войне тот ни разу не бывал, но самомнение у него огромное. И вот весь фильм старый вояка учит молодого выскочку уму-разуму, пока тот не начинает наконец ценить крепкую мужскую дружбу. кадр: TriStar Pictures

«Кровавый четверг» 1998 г.

К главному герою приезжает в гости старый друг и оставляет ему на хранение волшебный чемоданчик. После этого все идет наперекосяк, какие-то люди постоянно приходят к нему в гости и начинают стрелять, и его настроение стремительно ухудшается. Какой мужчина не мечтает, чтобы сексапильная молодая брюнетка привязала его к стулу, разделась и совершила бы с ним насильственные действия неприличного характера? А вот главный герой совсем не рад. кадр: PolyGram Filmed Entertainment

«Трудная мишень» 1993 г.

У этого фильма есть все, что любят зрители: красивая девушка, импозантный злодей в пальто, громкие перестрелки, да и сам сюжет очень необычный. Кто бы мог подумать – в наши дни, в цивилизованном городе, приличные с виду люди в свободное от работы время развлекаются… охотой на людей! Жан Клод Ван Дамм недоволен. кадр: Universal Pictures

«Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо» 1991 г.

Какой же приличный байкер не видел этот фильм? Ведь главный герой совершает свои подвиги, практически не слезая с мотоцикла. Мораль фильма в том, что никто не смеет обижать байкерских друзей, а иначе можно и на неприятности нарваться. Одним словом, любимцы женщин Микки Рурк и Дон Джонсон спасают людей. кадр: Metro-Goldwyn-Mayer

«Правдивая ложь» 1994 г.

Этот фильм стоит посмотреть любой жене, начинающей поглядывать от мужа налево. А вдруг он у вас секретный агент и вы давно под колпаком? Мужьям, слишком сильно увлекающимся работой, тоже стоит посмотреть, что бывает, если супруга заскучала. А, вообще-то, это кино нужно смотреть вдвоем – оно отлично сближает и подсказывает много интересных способов провести вместе время. кадр: 20th Century Fox

«Схватка» 1995 г.

Роберт Де Ниро и Аль Пачино, может, и не обладают выдающейся мускулатурой, но играть в боевиках-то они точно умеют. Боевик они делают не за счет драк, хотя хватает и их, а за счет отличного противостояния двух профессионалов. Только сражаются они на разных сторонах закона. Стоит посмотреть этот фильм, чтобы научиться настоящему мужскому благородству. Это отличный пример того, что есть еще порох в пороховницах. кадр: Warner Brothers

«Долгий поцелуй на ночь» 1996 г.

Джина Дэвис ведет скромную жизнь учительницы, страдает амнезией, воспитывает дочку и любит своего муженька. Но у нее в прошлом есть какая-то тайна, которую она никак не может вспомнить. Пока однажды ночью она не умудряется весьма профессионально зарезать кухонным ножом грабителя, влезшего в дом. Ну что ж, теперь все ясно – в прошлой жизни она была шеф-поваром. Вы можете себе представить опасную Джину Дэвис? А зря. Душка Джина может не только очаровательно улыбаться. кадр: New Line Cinema

«Отчаянный» 1995 г.

Действие происходит в бандитской Мексике, где за каждым углом вас подстерегают грабители, наркодельцы и мафия. Мачо Антонио в буквальном смысле разносит своей гитарой бары, дома и все, что мешает ему вершить справедливую месть. Мораль фильма очевидна. Никогда не шутите с мексиканцами, особенно, если они – музыканты! кадр: Columbia TriStar

«Скалолаз» 1993 г.

Альпинист и красивая женщина лазают по горам, собирают чемоданы с деньгами и воюют с заблудившимися в горах террористами. Сильвестр Сталлоне задает негодяям такого жару, что несмотря на действие, происходящее во льдах, весь фильм ему приходится бегать в майке, чтобы не вспотеть и не простудиться. кадр: TriStar Pictures

«Разборки в маленьком Токио» 1991 г.

Все здесь живет и дышит славным духом старой эпохи. Чего только стоит согревающий душу малиновый пиджак Брэндона. И Лундгрен такой молодой… Сначала, как и заведено, они немного повздорят, но потом вспомнят, что они – напарники, и помирятся. Вдвоем эти колоритные парни спасут всех прекрасных дам, разрушат любые планы японской мафии и накажут любого злодея. кадр: Warner Brothers

«В осаде» 1992 г.

Добрый повар Кейси Райбек – очень миролюбивый парень. Его оскорбили, заперли в холодильнике, не позвали на праздник и убили его любимого начальника. Он бы все это стерпел, но главному злодею не стоило плевать в его стряпню. И теперь замерзший и голодный Кейси обязан преподнести невеже хороший урок. Практическая польза от этого фильма велика. Моряки отказываются есть борщ? Теперь вы знаете, как надо поступать. кадр: Warner Brothers

«Скала» 1996 г.

В этой истории злодеи — не совсем злодеи, а добрые парни — не совсем борцы за справедливость. Но у ученого-биохимика Стэнли Гудспида и бывшего шпиона Мэйсона нет времени, чтобы заниматься философией. Они заняты спасением своих близких от парней с ракетами. Сэр Шон Коннери здесь нереально крут, а Николас Кейдж – нереально мил. кадр: Hollywood Pictures

«Крепкий орешек» 1988 г.

Мужик приехал поздравить жену с Рождеством, а попал на войну. Ничего удивительного, что у него плохое настроение и хочется разнести все вокруг. Некоторые зрители иногда придираются к этому фильму, мол, есть киноляп в сцене, где герой влезает в вентиляцию в белой майке, а вылезает – в коричневой. Что ж, а вы попробуйте сами победить террористов, спасти заложников, проползти по вентиляции – и остаться в белой майке! кадр: 20th Century Fox

«Терминатор 2. Судный день» 1991 г.

В современных фильмах хороши спецэффекты и бюджеты, но не хватает культовых героев. В далеком 1991 году таким героем стал робот в человеческом обличье, спасающий мальчик, его мать и будущее, охваченное ядерной войной. Он всего лишь машина, выполняющая команды, но в конце фильма, когда он жертвует собой ради будущего – его жалко так же, как и близкого живого человека. кадр: TriStar Pictures

«Смертельное оружие» 1987 г.

Одного из них считают неуравновешенным психом, второй – обычный добропорядочный гражданин, а вместе они обезвреживают безжалостную банду преступников. Да, в наше время этот сюжет уже не нов, но не стоит забывать, что именно с этой картины взял начало жанр «полицейская история». А если б не обаяние Мэла Гибсона и Дэнни Гловера – жанр бы не прижился, и, кто знает, скольких замечательных фильмов мы могли бы не увидеть. кадр: Warner Brothers

«Разрушитель» 1993 г.

Джон – отличный полицейский. Он настолько целеустремленно ловит преступников, что в погонях иногда причиняет вреда больше, чем они сами. За последнюю погоню его посадили в специальную тюрьму-морозильник аж на 70 лет, но через 36 лет обществу снова нужна его помощь, обиженного героя выпускают – и ну держись! Прелесть фильма даже не в том, как круто дерется Сталлоне, а в том, как он приспосабливается к изменившемуся миру. И учится пользоваться ракушками. кадр: Warner Brothers

«Миссия: невыполнима» 1996 г.

Молодой Том Круз обладал редким наивным выражением лица, и поэтому нет ничего удивительного в том, что коллегам его героя в фильме давно хотелось его подставить. Закончилось все тем, что его обвинили в предательстве и пришлось ему весь фильм очищать свое имя и испытывать разные превратности судьбы. В этом фильме Круз доказал, что хорош не только в гонках или летном деле, а еще и в работе, требующей периодических проблесков ума. кадр: Paramount Pictures

«Слепая ярость» 1989 г.

На первый взгляд герой Рутгера Хауэра – обычный слепой бомж, который слоняется по свету в поисках подаяния. Но кто так думал – жестоко ошибся. Этот слепец сражается получше многих мастеров, а в посохе у него припрятан смертоносный меч. Он ищет своего старого друга, и не видит препятствий на своем пути ни в прямом, ни в переносном смысле. кадр: TriStar Pictures


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *