Человек с сильным духом

Человек с сильным духом

Вопрос:

Встречаю в жизни понятия, которые мне не понятны. Как понять: человек сильный духом и что такое малодушие?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Выражение «сильный духом», действительно, весьма расплывчато и смутно. В зависимости от духовно-нравственных ценностей каждый вкладывает в него свое значение. В результате наблюдается крайняя смысловая пестрота. Это легко увидеть на примерах. В художественной литературе 19-го века это выражение применялось к людям бодрым, далеким от уныния. В советской литературе и публицистике оно идеологизировалось. «Сильными духом» назвали людей идейностойких.

Ф.Ницше всех людей распределил на три типа: «сильных духом», «сильных мускулами и темпераментом» и «не выдающихся ни тем, ни другим — посредственных». Первые составляют «элиту». Говоря о них, он проявляет болезненную озлобленность против христианства за его сочувствие и сострадание к слабым:

«Что хорошо? — Всё, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть.

Что дурно? — Всё, что происходит из слабости.

Что есть счастье? — Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия. Не удовлетворённость, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей…

Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно ещё помочь в этом.

Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым» (Фридрих Ницше. «Антихрист»).

Любят это выражение и современные оккультисты. Они уверяют, что магнит «сильных духом» перемагничивает более слабые ауры.

Словосочетание «сильные духом» не встречается ни в Священном Писании, ни у святых отцов. Библейский язык образный, поэтический, но при этом очень точный. Понятия и выражения самым определенным образом характеризуют духовные реалии. Господь говорит сынам Израилевым: «будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою не отступит от тебя и не оставит тебя» (Вт.31:6). Бог повелевает приемнику Моисея Иисусу Навину: «будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав.1:9). Мужество означает внутреннюю крепость (в противоположность безволию, растерянности) и умение действовать уверенно в трудных обстоятельствах. У библейских праведников, а позже у христиан мужество всегда имело и имеет в своей основе глубокую и сильную веру: «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;» (Евр.11:32-34). Св. апостол призывает: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:3). Понятием мужество пользовались святые отцы-аскеты: «Посему, возлюбленные, совлекшись всякого предубеждения, нерадения и обленения, как чада Божии, постараемся соделаться мужественными и готовыми идти во след Его…». (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. Беседа 4).

В новозаветных текстах к понятию мужество близкими по смыслу являются «смелость» («И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое», Деян.4:29), «отвага» (2Кор.10:1; 11:17), «дерзновение»: «Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян.23:11).

Малодушие есть отсутствие мужества и решительности. Понятие это встречается в библейских текстах: «И стал малодушествовать народ на пути» (Числ.21:4); «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фесс.5:14). Малодушен тот, кто теряет твёрдость духа и унывает во время гонений, скорбей, болезней, испытаний. В библейском понимании малодушие, прежде всего, есть проявление неверия или маловерия. «Трусливой и робкой делает душу отсутствие просвещения» (св. Иоанн Златоуст. О мужестве и храбрости. – Полн. собр. творений, М., 2004, т.12, кн.2, с.774). Словом просвещение святитель Иоанн называет озаряющую силу Божественной истины. Совершенные в вере христиане не боялись ни жестокости гонителей, ни коварства и злобы демонов. «Шел однажды авва Макарий из скита в Теренуф, и на пути зашел в капище отдохнуть. В капище находились древние языческие мумии. Старец взял одну из них и положил себе под голову, как подушку. Демоны, видя такую смелость его, позавидовали и, желая устрашить его, кликали будто женщину, называя ее по имени: «Такая-то, иди с нами в баню!» А другой демон из-под Макария, как будто мертвец, отвечал им: «На мне лежит странник, я не могу идти». Но старец не устрашился, а смело ударил труп и сказал: «Восстань, если можешь, ступай во тьму!» Демоны громко закричали: «Победил ты нас!» И со стыдом убежали» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных старцев. М., 1845, с145).

Считается, что сильные люди — пример для подражания. Насколько реален этот идеал? Существуют ли они вообще, эти сильные духом, и что в них особенного?

В сознании обычного человека сильные духом люди представляются героями. Про таких пишут романы и снимают большое кино. Их биографии выпускаются в серии «ЖЗЛ». В фантазиях юных девушек у них есть нож за голенищем сапога и меч из валирийской стали. В мечтах более умудрённых годами женщин у них пластиковая карта с неограниченным кредитом и связи на самом-самом верху.

Наверное, нет другого образа, столь же плотно окружённого разнообразными мифами. Это рыцари, мученики, гении, до которых простые смертные как бы не дотягивают. Это образец мужества и чести, люди, воспитанные волками и выкормленные воронами.

То есть это точно не мы.

Но ведь они — реальные люди! Вася из соседнего подъезда, потерявший ногу в детстве и сейчас входящий запасным в параолимпийскую сборную. Красавица Нина, лейтенант детской комнаты милиции. Ася, старушка 95-ти лет, прошедшая три войны и сохранившая ум и добрые глаза. Да много кто ещё.

Сильные духом — это не миф, а настоящие люди с их настоящими судьбами. У них есть отличительные особенности, но точно не меч под диваном и не волчица в качестве кормилицы. Тогда что же?

Ощущение ценности своей жизни и каждого её момента. Мы склонны делить моменты своей жизни на счастливые и несчастливые. Нам свойственно думать в терминах «тёмная полоса», «неудачный год», «плохая неделя». Но сильные духом люди не воспринимают мир таким образом. Например, великий человек Нельсон Манделла, провёдший в тюрьме 27 лет, вспоминал этот период как единственное время в жизни, когда ему удалось, наконец, сосредоточиться. Лучшего прошлого не будет, а лучшее будущее зависит от настоящего.

Жизнь ценна каждым её моментом, и в каждый момент мы можем продолжать учиться, принимать новый опыт и использовать его сейчас или в будущем. Сильные духом люди не считают, что есть хорошие и плохие периоды: есть единая и такая разная жизнь, всякое мгновение которой дорого. Они считают (и совершенно справедливо), что есть только сегодняшний день — и он всегда по-своему прекрасен.

И каждый из нас может стать сильнее, перестав пестовать своё недовольство обстоятельствами. Ведь пока жизнь нам не нравится, она проходит.

Настойчивость и упорство. Сильные чувствуют, что любую задачу можно решить и из любой ситуации есть множество выходов. Обычно человек испытывает раздражение, досаду, даже отчаяние, когда что-то не получается, опускает руки и смиряется. Но для сильных людей поражение — лишь знак того, что он встал на неверный путь и стоит выбрать другой.

Даже в быту: вы будете перекрашивать стены, если поймёте, что цвет подобран неверно? Сможете ли вновь проделать большой объём работы, чтобы получить желаемое? Сильный духом человек не просто сможет — он не задумается, что есть какой-то другой вариант. Не получилось так, получится иначе.

Смелость и риск. Раньше это называлось «мужеством», но для современного мира такой термин не очень подходит. Наши герои — смельчаки, готовые рискнуть всем что есть ради того, что кажется правильным. Они не боятся изменений, не избегают развития ради комфорта. Сильных духом людей постоянством и стабильностью не привлечёшь: они знают, что могут добиваться большего. Это риск, но если реальность их не устраивает, то реальность должна измениться.

Для этого не обязательно идти ва-банк, бросать всё и ехать на Тибет за духовным просветлением. Достаточно задуматься, довольны ли вы своей жизнью. И если нет, то менять её хотя бы в мелочах.

Ответственность, выходящая за рамки личной судьбы. Это не совсем альтруизм или филантропия. Для сильного духом человека характерна не столько любовь к людям, сколько чувство ответственности перед ними. По-настоящему сильный ещё и неравнодушен к вещам, которые большинство из нас пропускает мимо глаз и ушей, не желая тратить на них своё время.

Недавно после терактов в Волгограде безымянный молодой человек отвёз раненных в больницу, испачкав кровью салон своего дорогого автомобиля. Это как раз такой поступок. В теории жизни людей важнее, но на практике он был единственным, кто действительно не раздумывая предложил свой транспорт для помощи. Проявляя неравнодушие там, где это выходит за рамки нашего собственного комфорта, мы становимся сильнее. Создавать ли движение за защиту инвалидов или проводить старушку до дома — резонанс поступков не важен. Главное, что не всё равно.

Твёрдая нравственная система. Для того чтобы делать любой выбор, нам нужна нравственная система. Именно её установки помогают определять, что такое хорошо и что такое плохо. У сильных духом людей этот набор установок чёткий, твёрдый и непротиворечивый. То, что плохо сегодня, для них будет плохо и завтра, а идеалы всегда останутся образцами.

В этом скрыта и слабость: негибкая нравственная система, которая не подвергается пересмотру, мешает приспосабливаться к изменениям. Однако сильный духом скорее поменяет весь мир, чем свои убеждения.

И это не так уж сложно – знать, на что ты опираешься, и следовать этому в любых ситуациях. Это компас, ключевые убеждения, которые будут вести нас всю жизнь. Для кого-то таким компасом может стать семья, для другого — доброта, для третьего — справедливость. Главное, чтобы эта опора существовала и была незыблема.

И в этом весь секрет. Давайте становиться лучше!

(Опубликовано в журнале «Izhavia» в 2013 г. )

Этот мир сложен вариациями взаимодействий живущих в нем людей. Каждый стремится к своей степени физического/материального комфорта, каждый хочет быть успешным, востребованным и уважаемым человеком в обществе. Но у каждого, в силу определенных факторов, складывается своя судьба, и далеко не каждый имеет потенциал воплотить желаемое в действительное.
Все люди рождаются разными: у каждого свой запас жизненных сил /энергии, разный потенциал воли к действию, разная степень осознавания своей духовной составляющей, разные материальные стартовые возможности (условия и место рождения, взаимоотношения и финансовое благополучие родителей, также все характеристики первичной среды, как почвы для закладки взаимоотношений с обществом, итд).
Существуют три основные категории людей со слабостью духа.
а) В жизни бывает так, что воля обстоятельств давит на психику человека, иногда ломает, или подавляет ее в сторону проявления полного безволия;
б) иногда личность проявляет сильное внутреннее сопротивление, или неприязнь к этому миру, и как следствие, проявляет свою отчужденность от внешней среды, становится очень аскетичной, и даже аутичной, а воля такого человека реализуется в очень узком, специфическом направлении;
в) или же в третьем (и самом худшем) варианте проявления поведения — приводит к контрасту, по отношению ко второму случаю: к состоянию повышенной озлобленности и агрессивности. Во всех трех случаях можно диагностировать такое качество личности, как слабость его духа.
Относительно первой категории слабых людей, можно отметить, что обычные безвольные (или с подавленной волей) люди вполне могут быть добры, сострадательны к чужому несчастью, но эта сострадательность носит оттенок поверхностной сентиментальности, за которой часто скрывается лишь страх за свое «я» и жалость к себе. Как правило, представители этой категории не умеют, или зачастую, просто не могут, сказать «нет». В жизни они всегда ведомы, предпочитают пассивность, им комфортнее плыть по течению реки, вместо того, чтобы самому создавать свое течение и при надобности изменять его. Они не могут самостоятельно принять важное решение, они опираются на совет своего близкого окружения, они также зависимы и от мнения коллектива. Так, например, женщина с такими чертами характера плавно переходит из рук отца (родителей) в руки мужа и проявляет полное подчинение его воле, или слабый мужчина, который долго находится под строгой опекой матери, утрачивает самостоятельность в принятии решений и впоследствии ищет себе такую же, как его мать, женщину-спутницу жизни, как замену родительское опеки, и в создавшейся паре становится ее ребенком.
Относительно описанных двух последних категорий, слабые духом могут иметь две линии поведения:
Одни замыкаются, частично осознавая свой набор комплексов и чаще всего, уходят в виртуальную жизнь своего виртуального мира. Там, в мире созданных иллюзий, они чувствуют себя уютно и комфортно, в то время как жизнь в реальности, которая предполагает общение и взаимодействие социуме, видится им враждебной и агрессивной. Часто этот тип людей имеет тонкую впечатлительную психику, это ранимые люди, зачастую они очень одиноки, так как берегут себя от излишних коммуникаций, сводят их к минимуму и не подпускают к своему внутреннему миру никого (или почти никого). Но такая слабость иногда может быть и созидательна: человек с такой психикой может быть очень талантлив, и даже гениален в какой-то определенной области, и если эта гениальность сопряжена с творческой, или умственной деятельностью, то вся энергия и все внутренние переживания всецело выливаются в эту работу, благодаря чему создаются шедевры. Слабость духа проявляется в том, что человек-представитель этой категории настолько боится стрессов, поступающих от внешнего мира, что воспринимает этот мир, как негативную внешнюю среду, а потому предпочитает остаться в стороне, в одиночестве, но, тем не менее, от этого очень сильно страдает, может чувствовать себя буквально несчастным, почти что изгоем для общества; и все же, в качестве своего выбора, предпочтет душевные муки, нежели сделать шаг вперед в неизвестность…
Примечание: эту категорию не стоит путать с одинокими воинами, странниками, или монахами, которые уходят на путь Ищущего сознательно, ибо уже находятся вне человеческой игры, и утратили интерес к тем ценностям, которые предполагает мир социума).
Другие проявляют в мир свою деструкцию, хитрость, аггрессивность и негативизм. И это есть третья категория слабых духом, которая очень широка своим диапазоном, но именно эти люди могут быть опасны в силе своей деструкции и изощрениях, так как слабые духом отнюдь не всегда безвольны: в самом худшем проявлении слабость духа – это еще и слабая/низкая духовность, или вообще, отсутствие таковой, а воля таких людей имеет вектор внутреннего саморазрушения и дегенерации, или склонность к разрушению внешнему: так например, варвары надругаются над историческими памятниками, или кампания лиц, находящихся под легким алкогольным опьянением, ищет повода померяться «силой» с первым встречным.
Третья категория слабых духом имеет такую общую характеристику, как коварство, а движущей силой им часто служат ненависть (иногда очень плохо скрываемая) и зависть. Этим людям нужно и важно общественное признание, имея в своем сознании кучу комплексов, которые тчательно скрывают, они хотят утверждения своей личной силы (пусть даже в малых коллективах), они раболепствуют перед тем, кто сильнее их, или выше по иерархической служебной лестнице и всячески унижают тех, кто слабее, или ниже. Такие люди не блещут высоким интеллектом (но могут быть хорошо эрудированны в каком-то вопросе), где интеллект сопряжен с духовностью, и именно они могут проявить себя отличными манипуляторами в закулисных играх, а в некоторых случаях, даже занимать начальственные довольно высокие посты.
Проявлений человеческой слабости много, однако, общая характерная черта людей со слабым духом: они всегда трусливы. Они трусливы настолько, что не признаются в этом даже самому себе, потому что не хватает личной силы признать в себе трусость, а оттого, их ум питает сознание мыслями о собственной уникальности, незаурядности, и даже избранности.
Когда человек слаб духом и еще и с низкой духовностью, то он ничего не находит умнее, как превозносить свое «Я» путем силы, унижения, оскорбления, подавления другого «я». Парадокс заключается в том, что слабый духом всегда имеет непомерное сильное индивидуальное Эго. Оно и правит человеком. К сожалению, этот мир пренасыщен людьми, со слабым духом и духовностью, стремящимися утверждать свою волю путем подавления более слабых, путем применения метода силового воздействия на более социально незащищенном человеке. У людей, попадающих под эту категорию, очень сильны защитные эгоистические механизмы, выраженные в поведенческих реакциях переноса. Так мужчина поднимает руку на женщину, заведомо зная, что не получит должного отпора; так ребенок (или подросток) с явной слабостью духа (и соответственно, с низким потенциалом духовности) будет мучить беззащитное животное (пока никто не видит из взрослых); так проходящий мимо оскорбляет, или пинает ногой незащищенного нищего, так начальник «отрывается» на своих подчиненных без должного на то повода, утверждая хоть маленькую, но свою власть над подопечным, втайне, или даже открыто упиваясь своей этой властью. То есть, такие люди постоянно ищут моментов и путей реализации для самоутверждения. Это удел слабых. Авторитет, как правило, зарабатывается методом воздействия силой. Если такой человек занимает какой-либо более-менее высокий начальственный пост, то коллектив его не уважает, но боится.
И в этом третьем варианте духовной слабости мы можем говорить о духовной нищете и убогости людей, попадавших в эту категорию. Часто в социуме такие люди желают выглядеть супергероями, им важен имидж сильного, однако их сила лишь внешняя, засчет либо своей агрессии, либо возможностей для устрашения более слабого ближнего, а на самом деле такие люди сами очень слабы, а от того не прощают своих слабостей другим. Слабый человек не прощает людям, наблюдавшим проявления его слабость, он понимает, что в какой-то момент, или в каком-то эпизоде выглядел жалко или в чем-то был опозорен, а потому, он всяческими путями старается быстрее вычеркнуть свидетеля слабости из своей жизни.
Если это начальник/руководитель отдела, или фирмы, то в таком случае, схема действия обычно однотипна: он с утроенной энергий начинает прессовать/давить тех подчиненных, которые лицезрели неблагоприятный момент, делая их пребывание в коллективе невозможным, и последние, не выдерживая нездоровой обстановки в коллективе, рано, или поздно, вынуждены покинуть свое рабочее место.
В том случае, если в паре ярко выраженную слабость духа проявил мужчина (женщины лояльны к своим слабостям, а многим даже очень нравится быть слабыми), то большой процент вероятности, что такая пара рано, или поздно, но распадется, ибо мужчина, пребывающий в ореоле собственной гордыни, но с ущемленным достоинством, также не прощает своей слабости женщине, и начинает делать все возможное, чтобы пара распалась, предварительно обвинив ее во всех когда-либо случившихся неудачах в их совместной жизни.
Слабый человек никогда не признает своей вины. Он слишком слаб, чтобы нести этот груз. Такие люди предпочитают оправдать себя, придумать тысячи различных и несуществующих причин, по которым они были «вынуждены» поступить так-то и так-то. Слабому духом человеку очень трудно попросить прощения. Даже, если какой-то мизерной «частью себя» они понимают, что не правы, то все равно, будут упорно стоять на своем, сделав виноватыми всю округу, но только не себя самого.
Слабые духом всегда утверждаются и делают это преимущественно за счет подавления другого человека. Слабым нравится возвышаться над кем-то, стремление хоть к мало-мальской, но власти – их движущая сила. Самодостаточному человеку такие утверждения не нужны. «Пустые и малодушные люди нередко обнаруживают перед своими подчиненными и перед тем, кто не смеет выказать им сопротивления, припадки гнева и страсти и воображают, что выказали этим свое мужество», — писал Адам Смит.
У слабых духом извращенное чувство юмора: они не могут посмеяться над самим собой, и очень бояться, что кто-то посмеется над ними. Сам же юмор у слабых носит оттенок черного цвета, с добавлением изрядной доли пошлости, или наглого цинизма.
Слабые духом жадны, ведь только Великодушный человек может быть открыт и щедр к миру. Сильные духом знают жертвенность, слабые — боятся и отрицают ее.
Слабые находятся во власти страхов и фобий, стереотипов и привычек, шаблонов и комплексов… Они не анализируют свою личность, чтобы изжить или переработать все вышеперечисленное (им это не нужно), они скорее занимаются тем, чтобы подогнать под свои слабости свою философию «жизни», а под свою философию подстроить свое ближнее окружение. Слабые не терпят отказа (их ущемляет отказ в чем-либо другого человека), слабые злопамятны и при удобном случае всегда найдут момент отомстить тому, кого невзлюбили.
И сильный человек имеет свои слабости, и может быть порою слабым, и может плакать, или пожаловаться о чем-либо, однако он не боиться обнаружить свою слабость, он не прячется от нее, он принимает ее, как часть себя, но он не слаб Духом своим, его слабости – временны, а вот слабый человек – слаб всегда.
Сильный человек любит мир, Землю, любит и ценит жизнь, уважая все сущее, слабый же любит лишь говорить о любви, ему нравится думать о своем светлом образе, но в действительности он лишь самовлюблен, и вся его жизнь проходит под покровом страха за свою персону.
Некоторые люди ошибочно считают скромных слабыми. Это не так: скромные духовны, это сильные духом личности, они не выставляют свое эгоистическое «я» впереди всего и вся. Скромность – это внутреннее благородство личности. Скромность украшает лицо Человека.
Каким бы вы ни были: слабым, или сильным, важно одно: в процессе своего жизненного пути человек может совершенствовать себя, идти к своей силе, а может и деградировать; так или иначе, быть сильным, или слабым – есть свободный выбор самого человека, и на тот, и на другой вариант пути уходит жизнь…

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Найдено 3 синонима. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.

Синонимы строкой Скрыть словосочетания
Антонимы «сильный духом»
,

С тем же началом: сильный ветер, сильный характер, сильный человек, сильный мороз

С таким же окончанием: пасть духом, ни сном ни духом, упасть духом, одним духом

Слова по отдельности: сильный, духом

Другие слова на букву с

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Поделитесь, если помогло

Наверх На главную

  • Средняя частота фразы «сильный духом» на миллион употреблений: 6 раз. Количество букв/символов: 13.
  • Поиск занял 0.009 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Случайные слова и фразы: почетный караул, понатыканный, закалившийся


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *