Чему не учат в школе?

Чему не учат в школе?

Павел Зыгмантович

Я не люблю школу. Что характерно — не за сам процесс обучения, хотя построен он по системе, устаревшей ещё до войны. С тем, как в школе учат, я ещё могу смириться.

Я не люблю школу за то, что там не учат жизни в обществе.

Мы, люди, как вид сформировались в сообществе, и социальная жизнь — естественная и неотъемлемая часть нашего существования. Но почему-то этому нас не учат.

Вот например — многим из нас в школе рассказали, как и почему люди становятся жертвами, которых травит весь класс? Многих учили из этого поведения выбираться? Многим ли объясняли, как не становиться агрессорами, гнобящими человека? На все вопросы один ответ — нет.

Человеку предельно важно быть социально подкованным. С ходу определять, главного в коллективе, просчитывать свои перспективы в группе, оценивать возможности. Понимание закономерностей общественного поведения — это, вообще-то, одно из важнейших условий счастливой жизни человека.

Вот пример — приходит новичок в офис, а его встречают не радушно. И смотрят искоса, и здороваются холодно, и шушукаются за спиной. Как быть новичку? Что делать? Неизвестно… Не учили, потому что.

А как себя вести, когда в коллективе поползли неприятные слухи о тебе? Или, скажем, зреет заговор? Или копает под тебя кто-то?

Хорошо, если бы нас учили, что с этим делать.

Хорошо, если бы руководители (особенно политики и чиновники) знали особенности восприятия подчинённых, специфику их отношения к руководству. У нас бы, возможно, была бы совсем другая страна. Вот одна из таких особенностей — чем больше дистанция между подчинённым и руководителем, тем хуже подчинённый думает о начальстве. Проще говоря, если не перекрывать дороги для кортежей высоких начальников, отношение к ним сразу бы улучшилось. Даже если бы сохранилось всё остальное их поведение. Жаль, очень жаль, что высокие начальники не знают таких простых вещей.

Я ж говорю — такому надо учить в школах.

александра савина

На первое сентября все реагируют по-разному: кто-то вспоминает школу с теплом, а кто-то каждый раз радуется, что всё, наконец, в прошлом. Но абсолютно все хоть раз задавались вопросом, нужны ли знания, которые нам дают в школе: так ли уж важно помнить, в какой последовательности сменяли друг друга правители в эпоху дворцовых переворотов и как именно происходит фотосинтез? Зато многие хотели бы, чтобы в школе их научили по-настоящему полезным вещам (вместо алгебры многие из нас хотели бы освоить ведение бюджета, например) — мы решили поразмышлять о том, что стоило бы добавить в школьную программу.

Половое воспитание

Мы уже не раз рассказывали о том, почему сексуальное образование в школах нужно и почему его не надо бояться, и готовы повторять это бесконечно. Если бы в школе нам рассказывали о принципе согласия, границах, половой неприкосновенности, образе тела, беременности, контрацепции и инфекциях, передающихся половым путём, многих проблем (как минимум эпидемии ВИЧ-инфекции в стране и огромного количества абортов как средства «контрацепции») можно было бы избежать.

Финансовая грамотность

Да, в школе есть уроки экономики — но порой кажется, что помогли они только тем, кто позже поступил на экономический факультет. И если разницу между макро- и микроэкономикой мы ещё понимаем, то что делать с собственными финансами для большинства из нас — загадка (можете ли вы понять новость о санации банка «Открытие» без шпаргалки?). Если бы в школе говорили, как вести семейный бюджет, заботиться о собственных накоплениях и какой банк выбрать, чтобы получать выгоду, а отложенное не сгорало, возможно, мы повзрослели бы раньше.

Борьба с бюрократией

Иногда кажется, что борьба с бюрократией — урок, на изучение которого придётся потратить всю жизнь, но было бы здорово, если бы из школы мы выходили уже отчасти готовыми к сражению. Как снимать показания счётчика (и что делать, если уже несколько месяцев подряд забываешь это сделать)? Как зарегистрироваться на «Госуслугах»? Как правильно заполнить анкету на загранпаспорт? Как разобраться в квитанции за квартплату, что значат загадочные аббревиатуры ХВС ДПУ и ГВС ДПУ и как отключить бесполезную радиоточку? Какие документы нужны, чтобы попасть в роддом и получить пенсию? Всему приходится учиться самостоятельно.

Риторика и искусство вести дебаты

Если вы хоть раз участвовали в ожесточённой дискуссии в фейсбуке (читай, сраче), вы понимаете, о чём мы. Выйдя за пределы школы, мы внезапно обнаруживаем, что почти никто вокруг не умеет вести споры — и вместо продуктивного разговора люди предпочитают самоутверждаться или разряжаться эмоционально, совершенно не слушая собеседника. Всем нам не помешало бы научиться участвовать в дебатах — а заодно выступать на публике, чтобы презентации перед коллегами не превращались в ночной кошмар.

Спорт как удовольствие

Если вы относитесь к той счастливой группе людей, у которой никогда не было проблем со спортом, а каждый урок физкультуры приносил только радость, вам повезло — но, к сожалению, не все могут этим похвастаться. Практика выставлять оценки за то, удалось ли вам прыгнуть на определённое количество сантиметров, пробежать километр за определённое время или взобраться на канат, начисто отбила у многих у нас любовь к тренировкам. К сожалению, никто в школе не говорит, что спорт — это в первую очередь весело и приятно, и совсем не обязательно вписываться в нормативы, чтобы получать от него удовольствие.

Социальные навыки и умение уважать других

Предполагается, что школа должна научить нас взаимодействовать с другими людьми (мы же всё время в коллективе!), но на практике мы получаем совсем другие навыки — как справляться с буллингом (и не стать его жертвой) и как поменьше выделяться, чтобы школьные годы прошли более спокойно. Хотелось бы, чтобы вместо этого в школе учили уважать индивидуальность и мнение других, даже если мы с ним категорически не согласны — уроки «Основ светской этики» в этом, к сожалению, не очень помогают.

Навыки, которые помогут выжить

Конечно, этот пункт никак не относится к академическим знаниям — но он точно нужен для дальнейшей жизни, даже если вы не планируете уезжать из города. Никогда не знаешь, когда вдруг понадобится развести костёр или оказать первую помощь — и хорошо, если на уроках ОБЖ вам объяснили хотя бы чем артериальное кровотечение отличается от венозного. Из школьных уроков мы помним разве что то, что мох растёт с северной стороны дерева — но что делать с этим знанием, решительно непонятно. Так и живём.

Самооборона

Очень хотим, чтобы навыки самообороны не пригодились никому и никогда, но, к сожалению, часто жизнь складывается иначе. Пара уроков самообороны или крав-мага вместо обычной физкультуры не помешали бы никому — хотя бы для того, чтобы просто чувствовать себя увереннее.

Базовые знания о психологии

Если знания о своём организме и здоровье мы с горем пополам усвоили (хотя иногда и пытаемся лечить простуду чудо-средствами), то с психологическим здоровьем всё сложнее. Психологические расстройства до сих пор стигматизированы, так что многие боятся рассказывать о том, что столкнулись с депрессией, БАР и другими проблемами. Было бы здорово, если бы следующее поколение относилось к этому вопросу иначе и понимало, что обращаться к психотерапевту не стыдно и не страшно — всем нам время от времени нужна помощь.

Тайм-менеджмент

Справляться с потоком дел в школе было проще — даже если вы привыкли засиживаться с уроками допоздна, вы могли быть уверены в том, что хотя бы днём в жизни есть определённость: чёткое расписание и некоторое количество уроков в строго отведённое под них время. С возрастом стало сложнее: расписание кончилось и рабочий день на блоки приходится делить самостоятельно. Хорошо бы нас научили этому раньше.

Разбираться в политической обстановке

Конечно, у нас были уроки обществознания, и мы представляем, что в стране есть три ветви власти — но и сейчас это звучит так же скучно, как и в школе. Гораздо лучше, если бы нас научили ориентироваться в политической обстановке и критически оценивать власть и кандидатов на неё — возможно, и голосовать мы тогда бы стали ответственнее.

Программирование

В 2017 году стало окончательно понятно, что без знаний кодинга сегодня примерно так же, как и без знаний английского: теоретически можно, но лучше знать хотя бы что-то, даже если вы не программист и не переводчик. Во времена, когда основная часть нашей редакции оканчивала школу, на уроках информатики можно было выучить разве что основы QBasic (прямо скажем, не самое полезное знание) и как пользоваться Word — всё, что новее, приходится учить самостоятельно.

Учиться

Пресловутое «учиться учиться», наверное, самый полезный навык, который мы должны вынести из школы, но почему-то не выносим. В эпоху гугла кажется, что мы и так легко найдём что угодно — но мы совершенно теряемся, когда нужных сведений в интернете не оказывается, а к тому, что находится, не относимся критически. Первого сентября желаем вам освоить эти навыки самостоятельно — даже после школы или вопреки ей.

Фото: beeline.ru

В первую неделю дистанционной работы почти все сталкиваются с затруднениями. Не паникуйте, если ваш первый «удаленный» блин вышел комом и в итоге вы накопили кучу просроченных задач. Есть четыре простых урока, которые помогут научиться продуктивно работать из дома.

Фото: beeline.ru

Урок 1. Рабочее место.

§1. Не работайте там же, где спите. В уютной кровати вам будет сложно сосредоточиться на делах.

§2. Постарайтесь с самого утра переместиться работать в другую комнату. Сам факт того, что вы проснулись, встали с кровати и сели в свой творческий уголок, очень важен психологически.

Фото: beeline.ru

Урок 2. Тайминг и связь с коллегами

§1. Готовьтесь к утру вечером. Посмотрите список задач, прикиньте время, требуемое на их выполнение. Расставьте дела по приоритетам и составьте пошаговый рабочий план на день. Обязательно предусмотрите перерывы!

§2. Будьте на связи и не ограничивайте себя в общении. Срочная задача может прилететь в любой момент — поэтому вам может помочь быстрый 4G интернет от Билайн, который позволит всегда быть онлайн. А управлять услугами и решить многие вопросы не выходя из дома легко в приложении «Мой Билайн».

§3. Договоритесь с коллегами о единых пространствах для переписки и обмена файлами. Выбирайте только сервисы, имеющие мобильный клиент, чтобы не быть «приколоченным» к компьютеру!

Фото: beeline.ru

Урок 3. Семья, котики и соцсети

§1. Все мы очень любим своих близких: супругов, детей, котов и собак. Со всеми, кто понимает человеческую речь, нужно договориться: пусть вы и дома, но вы работаете. Не перегибайте, а просто объясните, что вы обязательно уделите время домашним делам, но в перерыв или после работы. С четвероногими будет сложнее: придется проявлять волю и не поддаваться их уловкам.

§2. Ничто так не уменьшает концентрацию как соцсети и «тот самый уровень в игре, который не мог пройти месяц назад». На время работы забудьте про развлечения и скроллинг постов. В крайнем случае займитесь этим в перерыв. Только мы вас предупреждали!

Фото: beeline.ru

Урок 4. Рабочий раж и выгорание

§1. Вы удивитесь, но «сгореть» можно даже на удаленке, если увлеченно работать по 12-13 часов, не отходя от ноутбука или не выпуская из рук смартфон. Со стабильным и скоростным мобильным интернетом оторваться от телефона действительно сложно. Развивая сеть LTE в Республике Татарстан, Билайн смог за два года в 2 раза увеличить число 4G базовых станций, а скорость мобильного интернета выросла почти на 40%.*

§2. Для поддержания ресурсного состояния уходите на обед. И не на кухню за еще одной чашкой кофе или в магазин за газировкой и шоколадкой, а на полноценный обед!

§3. Переключайте свое внимание на что-то креативное. Потратьте перерыв на прокачку своих способностей. Здесь хороший мобильный интернет вновь приходит на помощь: учитесь иностранным языкам, сделайте разминку или смотрите обучающие ролики.

Последний звонок

Секундочку, звонок для учителя! Напоследок материал для факультативного изучения.

Почти четыре года назад Билайн начал внедрять внутренний проект BeeFREE: когда каждый сотрудник может несколько дней в неделю работать вне офиса. Проект принес компании исключительно позитивный опыт, которым недавно поделились навебинаре.

* по данным внутренней аналитики ПАО «ВымпелКом»

Партнерский материал

Петр, инженер:

– Я недавно смотрел передачу по НТВ об утечке русских мозгов за границу. Скажу честно. Я был горд тем, что наши люди оказываются умнее иностранных ученых, русские везде пользуются спросом. Я горжусь нашими умниками и умницами, но вот политика государства в отношении ученых сделала всё возможное, чтобы им перекрыть кислород. С введением реформы, когда наша система образования, заметьте — одна из лучших в мире — полетит к черту, когда вузы и институты недосчитаются своих студентов, когда у умных, но бедных детей не хватит денег на дальнейшее обучение, — вот тогда точно в России не будет ученых. А что: нет ученых — нет проблем с их оснащением, не надо тратить деньги на исследования. Кстати, в этой передаче прозвучала важная мысль: государство, не вкладывающее средства в науку и не поддерживающее ее, не имеет будущего. Вот у России как раз и не будет будущего с такими реформами.

Лидия Владимировна, продавец:

– По–моему, будет хорошо, каждый ребенок будет изучать те предметы, знания по которым ему пригодятся в жизни. Зачем мне надо было забивать голову ядерной физикой в одиннадцатом классе, если теперь она мне не нужна? Лучше бы преподавали нам уроки выживания. То же — по многим специализированным предметам. Ребенок слаб в математике, но зато прекрасно знает иностранные языки, зачем надо было требовать с него того, к чему у него не приспособлены мозги? Конечно, даже обезьяну можно научить курить, только вот надо ли это самой обезьяне?

Игорь, студент:

– Здесь палка о двух концах: с одной стороны, в результате реформы уйдут лишние предметы, а с другой — обучение, насколько я слышал, станет платным. Хорошо это или нет, увидим, хотя я бы ничего не менял: наше образование учит логике и аналитическому мышлению во всех предметах, которые все между собой тесно связаны.

Владимир Владимирович Ларин, директор заповедника:

– Это очень серьезный вопрос. На недавней конференции «Локальные истории”, организованной Фондом Михаила Прохорова, я делал доклад о концепции эколого–просветительской работы на территории НПР. А два или три дня назад слушал мэра в программе Филюриной и его сентенции о том, что норильское образование и так лучше всех в крае и новых образовательных программ, оказывается, «нам не нужно”.

Вся эта мышиная возня о том, как востребованы в обществе научные базы и экологическое просвещение в частности, станет реальностью только тогда, когда та же экология проникнет во все сферы жизни. Только если мозги переменятся, мы станем жить лучше. В США за последние годы все политические лидеры, весь правящий класс, определяющий политику и приоритеты в стране, «взращены” на экологических программах. С измальства. Только так можно верно взвесить мировые ценности.

У нашего заповедника тоже есть два подшефных детских сада — будем приумножать «мозги”…, растить с 5–6 лет маленьких ученых. Ведь по большому счету, работаем мы сегодня на середину XXI века, для должного образования тех, кто будет править миром и Россией. Задача наших школ и педагогов — вырастить правильно оценивающих реальность детей. А вот зависит это от двух факторов: от выделения средств и от меры приложенных усилий.

Алиса, студентка:

– Не учат думать, вдумываться и копать дальше. Логике. Быть единственным и неповторимым. Многое зависит от преподавателей, которые, как правило, видят индивидуальность и зачем–то аккуратно и последовательно стараются потушить такой огонек. А иногда и высмеять… Это не помогает развиваться человеку, а, наоборот, плодит комплексы. Хотя бывают исключения из этого правила…

Виталий Николаевич, норильский школьник 80–х:

– Кто хочет, тот сам в школе научится, схватит главное. Разовьет дополнительное, закопается в библиотеке и энциклопедиях. Учитель в данном случае выступает как оптимизатор процесса, как провайдер, направляющая сила. Жаль только, детей, по–настоящему желающих учиться, мало. И учителей, умеющих научить, тоже процентов 30.

Раньше мотивации для учебы у ребят больше было. Сегодня дети разделились на тех, кто четко простраивает свою карьеру со школьной скамьи, и на всех остальных — серую массу. «Масса”, у которой есть деньги, тоже поступает дальше в институты, но лучше жить в нашей стране от этого никому не становится. Лучшие мозги всё равно утекают, серость оседает. О чем говорить, если преподаватели университетов на материке три тысячи получают…

Ирина Недилько, журналист:

– Самому главному — системе знаний. Детей пичкают разрозненными знаниями по разным предметам. А работать над связями между этими предметами и знаниями уже не заставляют. В результате в лучшем случае вырастают эрудиты — абсолютно никчемные, поверхностные люди, набитые фактами и цифрами, которые они не способны применить на практике, поскольку не владеют инструментом применения — связыванием в систему. В худшем — полуидиоты, у которых в голове просто каша. Человек был способен мыслить и рождать новые идеи, когда изначально школьные знания давали целостное представление об окружающем мире — знания были системой, они рисовали модель мира и общества. От одного предмета строились связи к другому — от литературы к истории, от биологии к химии, а потом к физике и пр. Поэтому раньше советская школа выращивала интеллектуалов — людей, способных мыслить, поэтому так много было ученых с мировым именем. Сейчас старая интеллектуальная элита уехала за границу, а российская школа стала инкубатором глуповатой молодежи. Исключения не в счет…

Павел Рябинкин, инженер:

– А чему там учили раньше? Свои «школьные годы чудесные” я вспоминаю с трудом и без особых теплых чувств. «Вы должны знать историю своей Родины”. Где та Родина и где та история? А экономическая география? Бесполезная вещь оказалась. Сколько времени было потрачено на то, что никогда мне не пригодилось. Я считаю введение профильного обучения правильным шагом, вопрос только в том, как будет выглядеть механизм его реализации. И вот тут, исходя из опыта других реформ, предчувствия у меня самые дурные.

Анна Заславская, научный сотрудник:

– В образовании многое зависит не от самого набора учебных дисциплин, а от преподавательского состава. В системе высшего образования ситуация ухудшается с каждым годом. Ряды советской научной элиты стремительно редеют, а новое поколение либо предпочитает искать счастья и славы за рубежом, либо быстро теряет энтузиазм и охоту как к научным занятиям, так и к преподавательской деятельности. Со средним образованием проблемы аналогичные: хорошие учителя разбегаются из нищих государственных школ по частным колледжам и гимназиям. Со стороны правительства поддержки не видно. Как не видно и предпосылок созидательным процессам в системе образования.

Егор Мигалин, служащий:

– Не вижу никакой трагедии в изменении школьной системы. Учебная программа и так перегружена. Каждый преподаватель считает свой предмет самым важным, моего сына несколько раз эти «педагоги” чуть не довели до нервного срыва. Лучше уж мы с ним будем решать, какие предметы ему действительно понадобятся в будущем и какие ему действительно интересны. А сейчас у него почти отбита охота к учебе. Это не образование, а «образованщина”.

Лидия Петровна, бюджетный работник:

– Думаю, что качество общего образования в результате реформы снизится. Но я всё–таки надеюсь, что повысится качество специального, профильного образования. Хотя есть большой риск, что это превратится в банальное выкачивание денег из населения. Примеров тому предостаточно.

Николай Теремчук, военнослужащий:

– Да ладно, кто хочет — и так будет учиться, хоть за партой, хоть дома. А если ума нет, то пусть перед таким хоть академики выступают, как был недорослем, так и останется. Главное тут — желание. А возможностей в наше время хоть отбавляй. В том же интернете всё можно найти, если только не списывать тупо, а действительно пытаться разобраться в вопросе.

Ответы посетителей сайта http://www.gazetazp.ru:

Алексей, Красноярск, режиссер:

– Зарабатывать деньги.

– В сегодняшних «школах” даже и знаниям–то особым не научат. Эрудиция — да, а интеллектуально — вряд ли.

Хость:

– Может, не стоит обобщать? На сегодняшний день наши школы предоставляют достаточно хороший уровень знаний. Вопрос в другом — у молодежи низкая мотивация получения знаний. И первое замечание справедливо — система образования как в России, так и во всем мире направлена на «изготовление” работников, которые работают, в первую очередь, на кого–то, а не на себя. Это, я считаю, большой пробел.

Обсуждение на форуме продолжается!

Экзамен для школьных учителей был добровольным и анонимным. Эксперты Рособрнадзора хотели оценить уровень учителей в целом. Но даже «общая температура по больнице» оказалась низкой.

«Около 20% педагогов испытывают проблемы в предметной подготовке, И около 80% учителей не владеют навыками объективного оценивания детских работ», — заявил начальник Управления Рособрнадзора Евгений Семченко.

Самые худшие результаты по математике. Половина школьных учителей завалили экзамен. Вопросы того самого теста мы попросили оценить Дмитрия Гущина — лауреата премии «Учитель года». Возможно, сами задачи составлены некорректно? Оказалось, что некоторые рассчитаны на детей, поступающих в математические вузы. Другие задачи, наоборот, показались Дмитрию Дмитриевичу слишком, даже до обидного легкими.

«Установите соответствие между величинами и их возможными значениями. Высота здания, рост девочки. А зачем это учителя спрашивать? Мы что, считаем, что учитель не знает, какая величина здания и какой рост девочки?» — недоумевает Дмитрий Гущин.

Но на экзамене именно эта задача на логику поставила в тупик учителей. По результатам теста, девочка оказалась все-таки выше здания.

«С этой задачей справилось только 45% участников нашего исследования. У нас есть в ЕГЭ аналогичная задача. С ней, как правило, справляются 90%», — отмечает Евгений Семченко.

Получается, что от детей учителя требуют больше, чем могут сами. Авторитет подкреплен статусом. Из поколения в поколение передается правило, что звонок звенит для учителя. А школьные требования обязательны для учеников. И двойные стандарты касается не только знаний.

Видеозапись из школьной столовой прислали в редакцию родители учеников одной московской школы. Другой снимок сделан во дворе другой школы в Башкирии. Дети переобуваются в сменную обувь прямо на крыльце. Сложно представить в аналогичной ситуации завуча этой же школы. В современном обществе, где у каждого в кармане камера, нарушения и злоупотребления не скроешь. Например, домашнее задание тем же первоклассникам, которое запрещено федеральными стандартами образования. Но на этот запрет как раз школа готова закрыть глаза. В Интернете множество роликов с первоклашками за уроками, которые выкладывают сами же родители. Учителя обычно дают задание с формулировкой «по желанию». Но родители все равно понимают: надо выполнить, иначе ребенок отстанет от класса.

Зачем Людмила Валерьевна нарушает закон, на первый взгляд, непонятно. Но если представить, что родители перестанут делать часть работы с детьми, за результат в конце года целиком ответит учитель. А так всегда можно сказать: «Недоработали дома».

Вот, например, видеозапись, снятая учениками уже 8-го класса в школе Самары. В том, что класс не освоил предмет, учитель обвиняет родителей.

Эксперты системы образования утверждают, что задание на дом по объему должно быть не больше трети того, что успели сделать на уроке. Но именно непомерной домашней работой педагоги любят компенсировать неэффективно проведенное время в классе. Тест Рособрнадзора показал, что половина школьных учителей в России не умеют доносить информацию и не знают, как заинтересовать детей. Педагоги не готовы ни к провокациям со стороны учеников, ни к конфликтным ситуациям.

«Вы откройте новостные ленты, что творится вообще. До чего дошли учителя. Вот эти крики, знаете, про маленькую зарплату, невыносимые условия труда. Ну, ребят, ну, не идите в эту профессию. Да, у нас большие проблемы с детьми. Да, все это прекрасно знают. Но что у нас творится со школой?» — недоумевает мама пострадавшего школьника Ульяна Меньшикова.

Сына Ульяны Меньшиковой дети травили в школе несколько месяцев, а на этой неделе компания детей жестоко избила его прямо на школьном дворе под камерами наблюдения. Несмотря на это, администрация школы пыталась скрыть нападение.

«Сейчас школа, как она себя позиционирует, оказывает образовательные услуги. Так что же это, простите меня, за услуга такая? Что я отправляю своего ребенка и я не знаю, вернется ли он из этой школы живым? Первый вопрос мне все задают, будете ли вы переводиться в другую школу? А, позвольте, почему бы в другую школу не перевестись директору, завучу, классному руководителю и всем тем, кто травил моего Илью?» — говорит мама пострадавшего школьника.

Ульяна Меньшикова считает, что если ее сын уйдет, а обидчики останутся, это будет плохим уроком для всей школы. Ведь в этих стенах нужно учить не только математике, но и справедливости.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *