Черный список авиакомпаний
Дебоши туристов на борту самолета не редкость. Заливать аэрофобию алкоголем и чудить на борту традиция, к сожалению, международная. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в период с 2010 по 2013 год произошло 20 000 инцидентов, когда пассажиры нарушали правила поведения на борту и в аэропортах. Это самые разнообразные проступки: от физического насилия до невыполнения законных указаний экипажа. Наиболее частая причина дебошей на борту алкогольное опьянение. Представители российских авиакомпаний также подтверждают, что число подобных неприятностей немалое по статистике Аэрофлота, ЧП с участием буйных пассажиров происходят достаточно часто, в среднем на их рейсах набирается до 400 случаев в год.
Как правило, авиакомпании подобных пассажиров запоминают и заносят в черные списки официальные или внутреннего пользования. Подобным образом прославившемуся пассажиру может угрожать отказ в покупке билета и даже недопуск на рейс при его наличии.
Что может стать причиной внесения в черный список? Обобщенно им может стать любой, произошедший по вине пассажира инцидент в аэропорту или на борту, который авиакомпания сочтет угрозой безопасности полета, жизни и здоровью других лиц. Кстати, неуместным поведением сотрудники авиакомпании могут счесть не только явный дебош, угрозы или, например, попытку покурить в туалете отказ пристегнуть ремни или попытка проникнуть в кабину пилотов тоже могут обернуться санкциями.
Отметим, что дебоширам награда светит и сразу по факту, причем в некоторых странах весьма весомая. В США дебоширы могут поплатиться суммой от $10 000 до $25 000. А за попытку вмешательства в работу экипажа пассажира могут посадить в тюрьму на срок до 20 лет. В Японии буйство на борту обойдется в штраф, эквивалентный $4800. А зарвавшийся пассажир в Австралии может получить удар электрошокером там проводникам разрешено их применять официально. В России дебоши на борту квалифицируются как хулиганство, за которое также полагается штраф. Напомним, самым известный дебошир саратовский бизнесмен Сергей Кабалов, устроивший скандал с дракой на рейсе в Хургаду авиакомпании Когалымавиа в 2013 году, был приговорен к заключению на три с половиной года и 400 000 руб. штрафа, так как не только оскорблял бортпроводника, но и угрожал угнать самолет.
Как правило попадание в черный список карается невозможностью летать самолетами данной авиакомпании (или всего альянса, в который данная авиакомпания входит). Хотя истории известны случаи и бессрочного запрета. Такой, со стороны Air Canada заработал пассажир Гийом Бутин, который был внесен в черный лист навсегда за то, что, опоздав на рейс, вел себя агрессивно и некорректно в разговоре с сотрудниками в аэропорту.
Что касается российских перевозчиков, то законодательного права официально вести черные списки они официально не имеют. Такие предложения от них уже поступали в частности, от Трансаэро. Однако неофициальные досье на дебоширов перевозчики ведут и проштрафившимся туристам может быть отказано в рейсе. Так, по данным Аэрофлота в подобном досье около 2.5 тыс человек, буянивших на борту и 4.6 тыс в аэропорту. По словам представителей компании, список выполняет в первую очередь предупредительную функцию в экипаж рейса, куда купил билет потенциальный дебошир, отправляются более сильные бортпроводники. Увы, в рамках действующего законодательства отказать таким пассажирам в последующей перевозке авиакомпания не имеет права. Однако,если поведение пассажира создает угрозу безопасности полета, ему бывает отказано в перевозке и такой пассажир снимается с рейса.
Впрочем, в будущем ситуация может измениться. Законопроект о черных списках авиапассажиров был внесен в Госдуму и одобрен в первом чтении летом 2014 года. Этот документ предусматривает право перевозчиков отказывать в продаже билета тем пассажирам, которые в последние пять лет нарушали правила поведения на борту. В настоящее время законопроект находится на доработке, после чего его должна принять Госдума во втором чтении тогда соответствующие поправки будут внесены в Воздушный кодекс РФ.
На международных рейсах также свои подвижки. Члены IATA приняли резолюцию, призывающую правительства стран и представителей авиаотрасли разработать единые меры по эффективному предотвращению и контролю за правонарушениями на борту. Вполне вероятно, что в будущем потенциальные дебоширы будут попадать в один всемирный черный список, перекрывающий им дорогу в небо в целом.
Фото: /kasto
«Аэрофлот» внес первых трех пассажиров в черный список авиадебоширов. Еще четверо находятся на рассмотрении. Об этом заявил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев.
«Мы, к сожалению, открыли черный список. У нас сейчас в черном списке находятся три пассажира: это два пассажира, которые устроили дебош на рейсе Москва –Алматы, и по ним принято решение об административном наказании. Они уже не будут летать нами год. И третий пассажир – это пассажир, по которому возбуждено уголовное дело по 213 статье «Хулиганство», он не просто устроил дебош, он еще и оскорблял наш экипаж, по нему принято судом решение о возбуждении уголовного дела, и он также внесен в черный список, это пассажир рейса Москва – Уфа», – сказал он, передает РИА Новости.
Савельев отметил, что эти пассажиры не смогут летать год только авиакомпанией «Аэрофлот», на остальные компании группы это не распространяется.
Ранее сообщалось, что авиадебоширов, совершивших правонарушения в московских аэропортах, чаще всего наказывают условными сроками. Об этом рассказали в транспортной прокуратуре столицы. За первые шесть месяцев 2018 года туда поступило 22 сообщения о хулиганстве на борту.
Серьезных правонарушений было четыре – именно столько заведено уголовных дел. Три человека уже приговорены как раз к условным срокам. Помимо этого, дебоширам приходится еще и возмещать ущерб авиакомпаниям.
В 2018 году российские авиакомпании получили право заносить авиадебоширов в черный список за хулиганство на борту самолета. Это предусмотрено поправками в Гражданский кодекс, КоАП и Воздушный кодекс, которые вступили в силу 4 июня.
Согласно новым поправкам в Воздушный кодекс, авиакомпания может отказать в перевозке тем пассажирам, которые ранее были внесены «в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена».
«Не пью, не курю, не хулиганю и примус в полете не починяю…» Так мог бы ответить булгаковский Кот Бегемот, спроси мы его о том, как не попасть в подобный черный список.
Хамам, дебоширам и хулиганам в полетах отказано!
Флагман российской гражданской авиации компания «Аэрофлот» еще в 2014 году обратилась к депутатам Государственной Думы за помощью. Авиаперевозчик привел примеры опасных ситуаций, возникающих в полете по вине пассажиров. И за год таких инцидентов – хамства, дебошей и хулиганства пьяных или просто неадекватных людей – на рейсах набирается около 500! Компания умоляла законодателей сделать что-нибудь для отсечения потенциально опасных граждан от перелетов самолетами «Аэрофлота».
У всех на слуху тогда был случай с пьяным угонщиком рейса Москва – Хургада. 54-летний предприниматель из Саратова курил в салоне, избил бортпроводника, кричал, что он спецназ, ГРУ и депутат и что посадит самолет на воду. И даже пытался прорваться в кабину пилотов. Согласитесь: как похоже на январское происшествие этого года с пассажиром рейса Сургут – Москва, возжелавшего спьяну лететь в Афганистан. Им обоим теперь долго не подниматься в небо – не только самолетами «Аэрофлота», но и бортами всех других авиакомпаний.
Вот чтобы таких неадекватных товарищей в самолетах встречалось поменьше (а еще лучше, не было бы совсем), депутаты ГД целых четыре года вырабатывали, писали, согласовывали и снова переписывали федеральный закон. И теперь авиаперевозчику разрешается иметь тот самый черный список и целый год не пускать на свои рейсы провинившихся пассажиров. Пусть не навсегда и с оговорками, но с июня 2018 года тот же «Аэрофлот» уже имеет право не продавать билеты нарушителям. Хотя бы на 365 дней избавиться от людей, которым перед полетом непременно нужно напиться, а потом по-свински вести себя в отношении других пассажиров и членов экипажа.
ТОП-5 непозволительных нарушений правил полета
Назовем, пожалуй, главные нарушения, которые могут привести пассажира из уютного кресла авиалайнера на жесткую скамью полицейского пункта в аэропорту с последующим попаданием в черный список авиакомпании.
- Нарушение режима взлета и посадки. Даже такая мелочь, как непристегнутый ремень безопасности может стать первым шагом к «отлучению» от неба, поскольку, человек своим неповиновением создает угрозу безопасности себе, другим пассажирам и экипажу.
- Курение, употребление наркотиков и секс в туалете авиалайнера – все это из той же серии «проблем с властями», которые легко приводят к получению «черной метки».
- Громкая речь, ругань, нелитературная брань в отношении соседей по креслам, стюардесс, капитана, авиакомпании, воздушного порта и страны приписки самолета. Как, впрочем, и по всем другим поводам – вплоть до погодных условий и судейства футбольного матча. Капитан может принять решение высадить такого пассажира. Нет, не в небо, конечно. В ближайшем аэропорту. Запросить вынужденную посадку и лишить дебошира радости самого быстрого сообщения между городами. С ущербом, понятное дело, для его кошелька. Присудили же полмиллиона рублей штрафа пассажиру рейса Москва – Пхукет (Таиланд), из-за пьяного дебоша которого самолет совершил незапланированную посадку в Ташкенте. При этом лишние керосин и время тратит и сам авиаперевозчик, но безопасность пассажиров стоит гораздо дороже.
- Драка на борту. Это уже из разряда экстраординарных случаев. Побои, да еще и с ущербом для здоровья – это уголовная статья. Когда такое происходит на борту самолета, командир уже вынужден сажать лайнер – во избежание массовых беспорядков. Кто знает, как поведут себя люди в таких ситуациях? Хорошо, если драчуна скрутят и замотают ему руки и ноги скотчем сами пассажиры, как это произошло недавно на новосибирском рейсе. А если ответят на вызов шариковой ручкой в глаз, к примеру? Или, наоборот, предоставят разбушевавшемуся пьянице проход к кабине управления полетом, что поставит под угрозу и их жизни, и экипажа? В этом случае капитану необходимо действовать решительно: либо сажать самолет, если есть такая возможность, либо вспоминать приемы самообороны, уповая на помощь сознательных граждан.
- Отсюда и самое серьезное нарушение, отягчающее полетную судьбу пьяного или неадекватного пассажира: прорыв в запретную зону, в святая святых экипажа – кабину пилотов. До этого доходит редко. Но вот мужчина из Сургута как-то сумел это сделать, хотя и не мог потом объяснить, зачем ему понадобилось срочно лететь в Афганистан.
О настоящих угонщиках и террористах, понятное дело, мы не говорим. Их, как правило, закрывают надолго – гораздо дольше годового моратория на полеты.
Так что, отвечая коротко на вопрос о том, как не попасть в черный список неблагонадежных пассажиров, можно лишь присоединиться к словам Кота Бегемота и посоветовать вести себя в полете прилично и выполнять все требования бортпроводниц и капитана воздушного судна. Вот, собственно, и все.
Приятных всем полетов и мягких посадок!