Что делать если ребенок капризничает?
Что же делать родителям, когда ребенок часто капризничает или ноет?
Когда ребенок ноет – он дает о себе знать, надоедливо жалуется на что-либо, издает тягучие жалобные звуки.
А когда ребенок капризничает – он упрямится, привередничает, плачет.
Уверена, что каждый родитель знает, о чём идёт речь и всем хорошо знакомо, как это звучит и выглядит, когда ребёнок ноет и капризничает.
Содержание
Когда ребёнок капризничает, что он чувствует?
Давайте посмотрим, что с ребёнком происходит в тот момент, когда он начинает «ныть» и «капризничать» (как это мы, взрослые, называем). На самом деле в этот момент его что-то очень сильно беспокоит или он о чём-то переживает.
Что ребёнок в этот момент может чувствовать?
Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может хотеть вашего внимание, кушать, спать, пить, а может быть, он просто устал.
Смотрите, как много может быть различных причин у ребенка для того, чтобы делать то, что мы называем «ныть» и «капризничать».
Как мы обычно реагируем, когда ребёнок капризничает?
Часто, когда ребёнок начинает капризничать, можно услышать, как взрослые приказывают ему: «Не ной!», «Хватит ныть!», «Убери это нытьё!», «Замолчи»! «Закрой свой рот!» «Не могу больше слышать твоё нытьё» и т.д.
Как вы думаете, помогают ли эти фразы успокоиться ребёнку? Или, наоборот, ещё больше расстраивают его?
Фраза «Не ной» не нацелена на то, чтобы услышать и понять ребенка, дать ему ощущение того, что мы его понимаем. Она нацелена только лишь на то, чтобы он прекратил делать то, что сейчас делает, потому что нам это не нравится и неудобно. Как будто бы ребёнок – это солдатик, который по команде должен мгновенно подчиняться нашим словам и моментально поменять своё эмоциональное состояние.
Справедливости ради давайте признаемся: даже нам, взрослым, сложно управлять своими чувствами и эмоциями. Мы не можем по команде прекратить испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребёнке!
Фразы «Не ной», «Хватит», «Прекрати ныть» и тому подобные оказывают на ребёнка совершенно обратный эффект. Ребёнок становится ещё более капризным, начинает громче плакать, требовать, грубить, вырываться и т.д.
Почему важно правильно реагировать на капризы ребёнка?
Если на этапе, когда ребенок начинает капризничать, вам удастся удержать себя от привычных запрещающих фраз, привлечь на помощь свою фантазию, отвлечь и успокоить ребёнка, то такое поведение ребенка никогда не перерастёт в истерику.
Если с самого начала правильно реагировать на поведение ребёнка, уделить ему немного времени и вникнуть в то, чего он хочет, постараться понять, чего ему сейчас не хватает, что не получается выразить словами, скорее всего, он быстро успокоится.
И наоборот, если требовать от малыша «прекратить сию же минуту», игнорировать его потребность, чувства и состояние, говорить строгим командным голосом, стыдить, то у ребенка этот каприз и нытьё с очень большой вероятностью может перерасти в настоящую, неуправляемую истерику.
Получается, что именно в тот момент, когда ребенок только ещё начинает капризничать, очень важно заметить это, потому что тогда ситуация по-прежнему находится в ваших руках и вы всё ещё можете её изменить.
Как лучше реагировать, когда ребёнок капризничает?
Как же правильно реагировать? Естественно, вам не очень нравится такое поведение ребёнка. Но, вместо того, чтобы использовать традиционное «Не ной», постарайтесь сделать в следующий раз что-то из этого списка:
1. Произнесите вслух возможную причину того, что с ребёнком происходит (как вы это сами понимаете).
Например:
«Я вижу, ты очень устал. Конечно, сегодня был такой тяжелый день, поэтому тебе тяжело и хочется немного поплакать, я тебя понимаю».
«Тебе обидно, я понимаю. Тебе очень хотелось, чтобы я тебе это купила. Конечно, хочется, но, к сожалению, мы так спешим. Давай-ка я посмотрю что у меня есть интересного в сумочке».
«Ты очень обиделся на меня. Тебе обидно, что я так сказала и ещё сказала это громко, поэтому ты сейчас недоволен».
«Тебе не нравятся вот эти колготки, и поэтому ты плачешь. Ты хочешь что-то другое, тебе неудобно, я понимаю, давай подумаем, что …»
«Понимаю тебя, не очень хорошее настроение. Наверное, тебе просто хочется, чтобы я тебя обняла, иди ко мне».
Таким образом, вы уже в самой первой вашей фразе стараетесь озвучить состояние ребенка, вслух проговариваете ему, что сейчас с ним происходит, из-за чего он может переживать. Тогда и ребёнок чувствует, что вы стараетесь его понять и вам становится проще «включиться» в состояние ребёнка.
Настраиваясь на волну своего ребёнка, вы, действительно, стараетесь понять – а что сейчас с ним вообще происходит? Что с ним? Из этого понимания вам могут прийти какие-то интересные идеи и решения для этой конкретной ситуации.
Когда вы говорите ребёнку о том, что с ним сейчас происходит, что он чувствует и переживает, в этот момент вы как бы передаёте ему послание: «Мама тебя слышит, мама тебя понимает, мама тебя старается понять, мама тебя поддерживает».
Ребёнок чувствует ваше отношение к себе и сам начинает лучше себя понимать, осознавать, что с ним сейчас происходит. Это очень важно.
А еще, это даёт вам небольшую паузу и время подумать, что сейчас происходит с ребёнком и что в этой конкретной ситуации лучше всего сделать.
2. Предложите ребёнку какую-то альтернативу тому, что он просит.
Чаще всего, родители забывают об этом простом и очень полезном подходе в воспитании: не просто запретить что-то, а показать ребёнку другие способы и варианты сделать или получить то, что он хочет. Тогда его внимание переключается и ему уже становится не так обидно, когда ему что-то запрещают.
3. Предложите ребёнку на выбор то, что сейчас доступно и можно, вместо того, чтобы запрещать или игнорировать его чувства и желания.
4. Отвлеките внимание ребёнка на какое-то событие вокруг, начните рассказывать ему какую-нибудь сказку, историю или случай из своего детства. Мы забываем, что вниманием маленьких детей очень легко управлять в хорошем смысле этого слова.
Вот малыш расстроен, но вдруг мы обращаем его внимание на тучки на небе, которые похожи на жирафа и он уже позабыл о своём расстройстве. А если вдруг зазвучит интересная история про мишку, который не любил одевать шапку на прогулку, то это будет так интересно, что малыш даже не заметит, что он уже сам в шапке и давно вышел на улицу гулять.
Истории и сказки просто завораживающе действуют на детей. С помощью истории очень легко заинтересовать и отвлечь ребёнка в совершенно в разных ситуациях. Так просто. А мы, взрослые, об этом совершенно забываем.
5. Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать.
Это ещё одна очень полезная рекомендация для вас. Наши замечания часто указывают ребёнку на то, что ему делать НЕ следует. Например: «Не ной».
Вместо этого, лучше подскажите ребёнку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Старайтесь, насколько это возможно, избегать делать замечания ребёнку, начиная с частицы «не». Об этом я подробно рассказывала в статье «Как правильно делать замечания ребёнку так, чтобы он вас слышал»
По крайней мере 80% ваших замечаний лучше начинать с конкретного призыва к действию, описания ребенку того действия, которое вы хотите, чтобы он сделал.
Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать, а не акцентируйте его внимание на том, что делать сейчас не нужно. Например, на что заменить фразу «Не ной»? Что ребёнку следует делать вместо того, чтобы «ныть»?
- «Пожалуйста, помоги мне»
- «Пожалуйста, давай разберем вещи»
- «Пожалуйста, обними меня и давай я тебя обниму»
- «Посмотри туда! Ты когда-нибудь видел такое?»
«Помоги», «давай разберём», «обними», «посмотри» – всё это глаголы, прямо направляющие ребёнка в нужное русло, вместо совершенного бесполезного автоматизма «Не ной».
Что нужно делать, когда ребёнок капризничает и ноет?
В следующий раз, когда ваш ребёнок начнёт капризничать и ныть, вспомните про эту статью:
- Удержите себя от привычных командных фраз;
- Начните со слов «Я тебя понимаю»;
- Опишите, что сейчас происходит с ребёнком и почему он расстроен;
- Обнимите его;
- Предложите ему какое-то решение, варианты на выбор;
- Подскажите, что нужно делать;
- Или мягко отвлеките его внимание какой-то историей.
Всего Вам самого доброго!
P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.
Если вы хотите наладить отношения с вашим ребёнком и воспитывать его без криков и наказаний, приглашаю вас на мой бесплатный онлайн-класс, который состоится уже совсем скоро. Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.
Марфа Гончарова, журнал «Мой Кроха и Я»; консультант: Юлия Андронникова, врач-педиатр высшей категории, заведующая педиатрическим отделением Центра традиционного акушерства и семейной медицины.
Выраженное эмоциональное состояние ребенка – это сообщение о дискомфорте. Оставлять эти сообщения без внимания – значит, игнорировать потребности малыша, которые могут быть физическими и психологическими.
Безутешный плач, крики, упрямство и раздражение на ровном месте – то, что так расстраивает родителей и возмущает посторонних людей, ставших невольными свидетелями неприятной сцены, принято называть капризами. На самом деле, если у взрослого человека капризом можно назвать совершенно необоснованную прихоть, то детские капризы, как правило, имеют под собой серьезное основание.
Юлия Андронникова: «Детям до года капризы в их бытовом понимании не свойственны. Если ребенок внезапно начинает вести себя необычным для него образом – это всегда сигнал для мамы, сообщение о дискомфорте. Ни один врач не сможет точно сказать: если ребенок плачет минут десять – это нормально, а если дольше, то это является признаком заболевания. Здесь должна работать мамина интуиция. Ведь уже за первые 2–3 месяца жизни, находясь в тесном контакте с малышом, мама изучает его настолько хорошо, что прекрасно знает, что типично для ее ребенка, а что выходит за рамки обычного поведения.
Если ребенок плачет, мама успокаивает его привычными методами, которые ему подходят. Дети любят, когда их берут на руки, сохраняя контакт «кожа к коже», укачивают, разговаривают негромким, спокойным голосом, прикладывают к груди. Кто-то перестает беспокоиться в теплой ванне, а кого-то лучше ненадолго раздеть. Набор приемов может быть различным, но если малыш продолжает плакать несмотря на обычные ритуалы снятия напряжения, маме стоит понаблюдать за ним внимательнее».
Инфекционные заболевания
Необычно продолжительный для ребенка плач или, наоборот, вялость, отказ от еды у детей любого возраста часто являются первым признаком развития инфекционного заболевания. Так это или нет, становится очевидно буквально через несколько часов: может начать подниматься температура, появятся кашель или насморк. Для малышей, которые еще не могут ни сказать, ни показать, что у них болит, громкий плач может являться признаком начавшегося отита. Если болят уши, может не быть ни повышенной температуры, ни других признаков простуды, подозрение вызовет именно резко изменившееся поведение: ребенок неадекватно капризничает, трясет головой, иногда резко вскрикивает, начинает плакать при перемене положения головы, отказывается есть, поскольку это провоцирует боль. В такой ситуации следует обязательно вызвать врача.
Метеочувствительность
Особенность реагирования вегетативной нервной системы на изменение окружающих условий называется метеочувствительностью. Cправиться с метеочувствительностью поможет тренировка нервной системы и сосудов малыша. Благодаря закаливанию адаптивные возможности организма будут расти, и реакция на смену погоды станет менее бурной или вообще исчезнет.
Для малышей лучшим закаливанием являются прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Воздействовать на организм может не только перемена давления, дождь, гроза, но и просто пасмурная погода или долгое отсутствие солнца на небе. У новорожденных детей резкая смена погоды часто вызывает беспокойство. Через несколько месяцев у большинства такая метеозависимость проходит, но у детей с ослабленной вегетативной нервной системой она может продолжать проявляться и даже усиливаться на фоне стрессовых состояний.
Хронические заболевания
Но что делать, если малыш не просто внезапно поменял свое поведение, а постоянно находится в угнетенном состоянии – он вялый, все время хнычет и практически не улыбается? Юлия Андронникова: «Общее самочувствие ребенка – важный показатель его здоровья. Здоровый малыш может начать капризничать к вечеру, когда устал, но вот просыпаться он должен в хорошем настроении – это сигнал маме о том, что с ним все в порядке.
Если же ребенок каждый день капризничает и все время находится в плохом настроении, и вы при этом исключили наличие каких-либо инфекций, стоит обратить на это внимание вашего педиатра. Постоянные капризы, бледность, вялость, отсутствие улыбки с самого рождения, низкая прибавка в весе и росте – комплекс симптомов, характерных для гормональных нарушений. Чем раньше поставлен диагноз, тем лучше, поскольку при своевременном начале лечения заболевание можно скомпенсировать и сохранить жизнь, здоровье и интеллект ребенка. При подозрении на подобные заболевания педиатр направит ребенка к эндокринологу.
Примерно те же симптомы могут быть при анемии или проблемах с почками. Обычные анализы крови и мочи помогут прояснить ситуацию, подтвердив или рассеяв подобные опасения».
Переутомление
Если ребенок к вечеру капризничает, мамы обычно объясняют это так: «Плохо спал днем» или «Сходили на занятия, он там слишком перевозбудился, общаясь с другими детьми». Возможно, здесь будет достаточно привести в порядок режим дня, дать малышу больше возможностей для отдыха, сна и прогулок. Если же ребенок сам по себе возбудимый, не может усидеть на месте, контролировать свои эмоции и при этом сильно устает, педагогические проблемы накладываются на физические, поскольку родители буквально не успевают за малышом. Грамотный невролог поможет нормализовать режим и укрепить нервную систему, например, при помощи приемов массажа и закаливания. А психолог проконсультирует родителей по поводу особенностей правильного общения с ребенком.
Каприз как послание родителям
Каприз – это всегда сообщение ребенка о дискомфорте, которое он не умеет выразить в приемлемой форме. Если ребенок капризничает постоянно, а физические причины (недомогания, усталость) вы исключили, стоит задуматься, в каком душевном состоянии он пребывает. Психологи отмечают, что зачастую неадекватное поведение ребенка является реакцией на внутрисемейную дисгармонию. Бабушка недовольна тем, как молодая мама воспитывает малыша, постоянно возмущается и дает непрошенные советы. Или родители начинают ссориться каждый раз, как только малыша нужно укладывать спать. Явные или невысказанные претензии и конфликты, напряженная обстановка в семье в наибольшей степени сказываются именно на ребенке. В этом случае его «капризы» – это материализация окружающего его недовольства и раздражения. И исправить ситуацию можно, лишь наладив отношения в семье.
Определенные педагогические нарушения в семье тоже легко могут стать источником капризов. Если родители разрешают ребенку абсолютно все, и он просто-напросто не понимает слова «нет», любая попытка запрета приводит его чуть ли не к истерике. Как правило, родители пугаются подобной реакции и готовы на все, лишь бы избежать ее повторения, а значит, продолжают потакать малышу. А это неминуемо углубляет разлад в семье и делает ее членов еще более раздражительными. Обратная ситуация также может вовлечь всю семью в порочный круг: с ребенком ведут себя излишне строго и пресекают буквально все попытки к самостоятельным действиям и принятию решений. Малыш протестует, родители становятся с ним еще строже. Тот же эффект возникает, если разные члены семьи придерживаются диаметрально противоположных стилей воспитания – например, мама очень строга с малышом, а папа разрешает абсолютно все. Все эти ситуации лучше всего разбирать с семейным психологом.
Борьба за самостоятельность
Часто за капризы родители принимают стремление ребенка к самостоятельности. С 8–9 месяцев малыш уже начинает «проверять на прочность» окружающих взрослых. Ему дают игрушку, он кидает ее на пол и тут же требует назад. Так может повторяться много раз подряд. Ребенок выясняет границы дозволенного, причем, при общениис мамой, папой или бабушкой границы могут быть различными. При этом отличить плач реальной потребности от «проверочного» можно довольно легко: «проверяя», малыш иногда перестает реветь, оглядывается и прислушивается, чтобы оценить произведенный эффект. Такие остановки – признак требования внимания к себе. Это не значит, что в этом случае его нужно игнорировать, лучше мягко разговаривать с ребенком, приводить разумные доводы, объяснять свои действия, в том числе необходимые отказы или запреты. Такой словесный контакт, если он установлен в самого рождения, позволяет проще отличить, чем именно вызвано необычное поведение, и справиться с ситуацией.
В возрасте 2–3 лет наступает пора, когда ребенок буквально на все отвечает: «Я сам!». Причем, если попытки сделать что-то самостоятельно и не очень успешны (разлил, рабил, сломал, упал), лучшей стратегией будет не ругать малыша, а отметить его достижения и предложить вместе довести дело до конца. Часто одного факта признания самостоятельных попыток ребенка что-то сделать уже достаточно, чтобы жить в ладу и свести «капризы» к минимуму.
Упрямые факты
- Даже если малыш в принципе любит поплакать, определенные его состояния должны насторожить родителей. Это так называемые неотложные состояния.
- Громкий выраженный крик ребенка в течение двух и более часов, при котором не помогают никакие обычные методы успокаивания, – сигнал к тому, чтобы вызвать врача. При таких проблемах, как кишечная инвагинация (заворот кишок) или аппендицит, у маленького ребенка может не быть никаких других очевидных внешних признаков, кроме интенсивного непрерывного плача. Диагностировать проблему может только доктор. Нельзя сказать, чтобы эти случаи часты. Если мама кормит своего малыша грудью и хорошо знакома с принципами введения прикорма, то заворот кишок, причиной которого является резкий переход на незнакомую пищу в большом объеме и в слишком раннем возрасте, ее ребенку не грозит. Аппендицит у малышей тоже встречается нечасто, но поскольку точно причины этого неотложного состояния до сих пор неясны, нельзя сбрасывать его со счетов.
Полезные советы:
- Любые внутренние переживания ребенка (поступление в детский сад или школу, нелады в семье) могут привести к стрессу. Не нужно пытаться оградить малыша от сложных ситуаций, но учите его преодолевать трудности. Малыш намного легче перенесет стресс, если он будет знать, что дома его всегда поймут и поддержат, что для мамы и папы он лучше всех на свете.
Ваши любовь и внимание – вот лучшие «лекарства» от стресса. Беседуйте с малышом, давайте ему возможность выговориться, выясняйте причины переживаний. Играйте с ним, рисуйте, привлекайте его к занятиям спортом, но старайтесь уберечь от непосильных нагрузок.
Статья была опубликована в журнале «Мой кроха и я» (2014 г.) и размещена на сайте krokha.ru.
Многие родители могут сказать о своем ребенке, что он настоящий капризуля. У кого-то капризы проявляются в легком нытье вроде «Не хочу есть кашу, дай картошку», а у кого-то это целые истерики, размахивание руками и дрыгание ногами из-за переложенной в другое место игрушки.
Наш эксперт, детский и семейный психолог, психотерапевт Лариса Россол, говорит, что капризничать ребенок может далеко не только из-за своего «вредного» характера, как считают многие родители. Причин такому поведению масса, и только устранив их, можно побороть эти самые капризики и капризища, не испортив отношения с малышом и не травмировав его психику.
Откуда берутся капризы?
Капризничать ребенок, как уже говорилось, может по многим причинам. И первая из них, которую стоит исключить в первую очередь, — физическая боль или усталость. «Дети не всегда могут правильно выразить чувство дискомфорта и понять, что с ними происходит. Потому чувствуя себя нехорошо (что-то болит или силы на исходе), он выплескивает ощущения негативными проявлениями вроде беспричинного плача, топания ногами, требованиями того, что нельзя, и т. д.), — отметила эксперт. — Точно так же ребенок не в состоянии иначе выплеснуть сильные эмоциональные переживания (обида, злость, досада), выражая их капризами».
Откуда у детей берется «не хочу» и как от него избавиться
Следующая причина такого проявления в поведении — привлечение негативного внимания. Так, ребенок уже убедился в том, что на «плохие» поступки всегда обращают больше внимания, чем на хорошие, потому и ведет себя соответствующим образом. Чаще ради этого «подставляют» себя дети, родители которых проводят с ними очень мало времени, например, сводя все к «накормить, уложить спать и отвести в сад/школу».
Также капризы могут быть протестом против директивы и чрезмерной опеки родителей. «Так случается, когда родители навязывают свое мнение и опыт, забывают, что ребенку необходимо получать свой собственный, а не жить жизнью родителей. Получается, что своим авторитетом мама и папа ущемляют пусть еще маленькое, но уже достоинство ребенка, и малыш пытается от этого избавиться путем протеста. Со временем упрямство становится вредной привычкой, в дальнейшем превращаясь в черту характера», — предупредила Лариса Россол.
Инструмент манипуляции
Еще одна распространенная причина капризов — манипуляция. «С помощью подобных проявлений малыш пытается достичь желаемого: мол, буду сводить с ума родителей, пока не получу желаемое», — отметила психолог.
Однозначно ответить, почему ребенок манипулирует, нельзя. Объяснений может быть несколько:
Первое — это неоднозначные стратегии воспитательного процесса, то есть сегодня так, а завтра иначе. Например, в один день после улицы мама заставила вещи сложить на место, а на следующий разрешила оставить там, где их снял; или малыш разбил чашку: и в один раз реакция одна (злость), в другой — абсолютно спокойная; либо же один раз нельзя играть папиной зажигалкой, а в другой раз, когда нужно, чтобы ребенок помолчал пять минут, — можно. В таком случае малыш капризничает, требуя варианта поворота событий, который нравится ему.
Также часто манипуляция связана с шаткостью родительского утверждения, то есть малыш может упросить или выпросить что угодно, а истерикой — тем более. Не обещайте того, что на самом деле не собираетесь делать, даже если пытаетесь ребенка припугнуть наказанием, которое не намерены применять (например, у вас куплены билеты в кино, ребенок не хочет есть, вы начинаете угрожать, что если он быстро не поест, то никакого кино, а в итоге он не съел все, но в кино вы такие идете; либо запретили пользоваться компьютером на неделю, а разрешили этим же вечером, потому что к вам пришли гости, и ребенка нужно чем-то занять).
Зачем в отношениях выстраивать границы — мнение психолога
Мама разрешает, папа — нет. И такая тактика — родительские разногласия — также может стать причиной манипуляций и капризов. Негативным поведением малыш может требовать от одного из родителей, не разрешающего или не дающего ему желаемого, склонения в свою сторону.
Чрезмерная опека. Ребенок привык, что за него и для него все делают родители. И когда ему отказывают, начинаются капризы, опять же с целью достижения цели.
Усмиряем капризулю
Самый эффективный метод борьбы с капризами — активное слушание. То есть необходимо дать ребенку возможность высказаться и объясниться. Это помогает ему самостоятельно и щадяще для психики выйти из истерики или из негативных переживаний.
Для того чтобы научиться активно слушать, необходимо устранить:
-
приказы и команды вроде «перестань реветь», «хватит ныть» и т. д.;
-
предупреждения и угрозы, например, «еще раз так сделаешь — получишь!», «не будешь слушаться — накажу!»;
-
морали, например, «каждый день говорю одно и то же — без толку»;
-
критику, выговоры, обвинения по типу: «вечно из-за тебя мы опаздываем», «постоянно позоришь меня своими выходками»;
-
обзывания, высмеивания (например, «нытик», «плакса-вакса», «неумеха», «руки не оттуда растут»);
-
догадки, саркастические интерпретации «ты, наверное, обиделся на друга, теперь киснешь». Люди (даже маленькие дети) не любят, когда их вычисляют в таких деликатных вопросах;
-
сочувствие на словах «ничего страшного, пройдет», «это пустяки» — такие фразы обижают малыша и обесценивают его переживания (что для вас пустяк, для ребенка может быть настоящей трагедией);
-
слово «но» в структуре предложения активного слушания.
«Главное, стоит всегда помнить, что такой метод не работает, когда мама или папа эмоционально напряжены и раздражены», — подчеркнула Лариса Россол.
Чтобы начать такой «сеанс», используйте следующие фразы:
Только не употребляйте слова «несправедливость» и «ненависть» — окрас этих слов не позволит построить диалог.
Также, объясняя ребенку причину своего недовольства его поведением, избегайте фраз-кентавров, когда начинаешь с «я», а заканчиваешь на «ты». Например, «Мне ужасно неприятно, когда ты меня толкаешь, ожидая, что я на тебя посмотрю». Лучше скажите: «Мне неприятно, когда меня толкают, ожидая моего внимания». Последний вариант больше настроит малыша на контакт, поскольку в нем нет обвинений конкретно в его сторону.
Как помочь ребенку стать уверенным и успешным. Рекомендации психолога
Наказывать или нет?
«Существует ошибочное мнение, что наказание существует для того, чтобы вызывать отрицательную ассоциацию (боль, страх, обиду), когда случай или определенная манера поведения запомнится, и ребенок впредь не будет себя так вести. А если будет — усилить наказание», — отметила Лариса Россол.
Но стоит помнить, что поведение — это не набор рефлексов, и воспитание — не дрессировка. Потому тактика наказания вряд ли поможет в случае капризов. Пример тому — исправительная колония, где исправление основано на страхе, и как только он исчезает, в большинстве случаев заключенный возвращается к прежней модели поведения.
На самом деле наказание может быть сигналом о нарушении правил. Его основная цель — заставить задуматься о сделанном. В таком случае родитель получается наставником и защитником правила, а не фигура, диктующая свою волю.
Наиболее оптимальны и наименее травматичны для психики такие виды наказания, как лишение телевизора или сладостей, сидение на одном месте (на руках у родителя — обездвиживание, или на определенном месте, например, на стуле или диване).
При этом никогда не наказывать сепарацией, закрывая ребенка в другой комнате, ставя в угол или просто не разговаривая с ним — такой способ приведет к потере вами авторитета у ребенка и утратой доверия к вам.
И не забывайте о главных правилах наказания:
-
прежде чем наказать, убедитесь в том, что ребенок знает, что он нарушил;
-
не наказывайте при посторонних;
-
реагируйте на капризы сразу, не откладывайте наказание на потом;
-
нельзя пропускать наказание (если за конкретное действие ребенка наказывали, то реагируйте на него и в следующий раз);
-
никогда не оскорбляйте, не обижайте и не критикуйте ребенка, тем более не ставьте никого в пример;
-
никаких рукоприкладств — наказывать достаточно в дружелюбном тоне, а ремень или шлепок уже приравнивается к насилию, которое разрушает психику ребенка, что оставит след на всю жизнь.
Хвалите за хорошее поведение
Если есть наказание, то обязательно должна быть и похвала. И она тоже должна быть правильной.
«Существует оценочная похвала, а есть описательная похвала (именно она нам и нужна). Чтобы справиться с капризами, мы должны хвалить стремления, а не результат», — подчеркивает эксперт.
В частности, нужно называть качества, которые хотите привить ребенку: внимательность, терпение, самостоятельность, честность, щедрость, самоконтроль, настойчивость, усидчивость, уважение, гибкость, мужественность, смелость, находчивость.
Тест: Почему ребенок капризничает?
Ваш малыш спит днем?
а) всегда и не менее 1,5 часа — 0 баллов;
б) несколько раз в неделю от 1 до 3 часов — 4 балла;
в) далеко не каждый день, но подолгу — 10 баллов;
г) совсем не спит днем — 7 баллов.
Сколько времени уделяется развивающим играм?
а) строго по желанию ребенка: может быть 5 минут, а может и 45 — 0 баллов;
б) согласно методикам раннего развития — 10 баллов;
в) по нашему желанию или возможности — 6 баллов;
г) он ходит в детский сад, поэтому мы не знаем — 8 баллов.
Как вы воспринимаете своего малыша?
а) как полноценного члена общества, хотя и маленького — 0 баллов;
б) как драгоценный дар — 5 баллов;
в) как объект нашей постоянной заботы — 8 баллов;
г) как своего рода инвестицию в наше будущее — 10 баллов.
Что представляет собой в вашем понимании каприз?
а) сигнал о том, что жизненно важные потребности ребенка не удовлетворяются — 0 баллов;
б) плохое настроение — 2 балла;
в) избалованность — 4 балла;
г) влияние других людей — 6 баллов.
Кто в вашей семье более других уделяет внимание воспитанию малыша?
а) папа — 0 баллов;
б) мама — 1 балл;
в) бабушки и дедушки — 6 баллов;
г) няня — 8 баллов.
Какие наказания вы считаете приемлемыми?
а) только те, которые ребенок способен понять, и только тогда, когда он понимает, что плохого сделал — 0 баллов;
б) отругать — 4 балла;
в) поставить в угол — 2 балла;
г) лишить прогулки, игрушки, конфеты — 7 баллов.
Вы имеете привычку насильно кормить ребенка?
а) нет, он давно ест самостоятельно, мы можем лишь помочь — 0 баллов;
б) очень редко, но приходится заставлять есть — 2 балла;
в) если не заставишь, останется голодным — 5 баллов;
г) мы не заставляем, и потому он питается только вкусняшками — 10 баллов.
Сколько времени вы уделяете прогулкам?
а) ежедневно не менее 2–3 часов — 2 балла;
б) хотя бы 2–3 раза в неделю, но пока ребенок не устанет и ему не надоест — 0 баллов;
в) все зависит от нашего графика занятости — 7 баллов;
г) в детском саду с ними гуляют, наверное, этого достаточно — 10 баллов
Ответьте на вопросы теста, выбрав один из вариантов ответа, который максимально подходит, и запишите полученные баллы. После суммируйте их и найдите ответ в ключе.
От 0 до 18. Вероятнее, ваши отношения с ребенком выстроены настолько гармонично, что капризничает он по причинам физиологическим: недоспал или переспал, болит живот или голова, потянул ручку или ножку… Также следует рассмотреть такие причины, как скучно, недостаточно познавательных занятий. Попробуйте уделять совместным занятиям чуть больше времени.
От 19 до 29. У вашего ребенка может быть расстроена одна из важнейших функций — еда или сон. Срочно меняйте привычки: старайтесь организовать малышу дневной сон хотя бы на 30–40 минут, поскольку его организм нуждается в отдыхе. Также перестаньте закармливать ребенка и не позволяйте ему питаться только любимыми продуктами.
От 30 до 52. Вашему малышу может не хватать внимания, причем в какой-то одной сфере. К примеру, он может быть перегружен развивающими занятиями, при этом вы его редко обнимаете и хвалите. Или у вас слишком много времени занимают прогулки и активные игры, а малыш хочет спокойно посидеть с книжкой или порисовать. Кроме того, возможно, вы просто слишком мало общаетесь с малышом, полностью передоверив его воспитание няне, бабушке или детскому саду?
53 и более. Может быть, истинная причина в том, что у малыша слишком возбудимая нервная система и недостаточно устойчивая психика, потому стоит обратиться к специалисту. Также, вероятно, постоянные капризы возникают из-за неправильного режима дня, ваших попыток предъявлять к нему требования как к взрослому человеку, а малыш же на самом деле нуждается в большем внимании, большей опеке и не может соответствовать взрослым требованиям.