Что такое 25 кадр

Что такое 25 кадр

Как работает 25-й кадр?

Суть эффекта 25-го кадра заключается в том, что человеческое зрение различает лишь 24 кадра в секунду. Исходя из этого, любой дополнительный кадр, который показывается меньше чем за 1/24 секунды, не фиксируясь сознанием, попадает сразу же в подсознание.

Но в действительности, любая информация, что поступает в мозг, всегда обрабатывается подсознанием, и уже после этого попадает в сознание, которое её обработает и выделит из неё самое важное. Благодаря этому процессу, огромные объёмы данных просто отсеиваются, причём, они могут существенно превышать 1/25 секунды, как, к примеру, телевизионная реклама, к которой все мы привыкли. И это говорит о том, что 25-й кадр не является таким эффективным, как о нём принято думать.

К тому же, сам 25-й кадр нельзя назвать скрытым, ведь глаз зрителя фиксирует все кадры, однако по причине того, что зрение инертно, 25-й кадр сливается со всеми остальными и человек его как бы не видит.

Если же говорить о психологическом эффекте, которым якобы обладает 25-й кадр, то Американская психологическая ассоциация опровергла его ещё 1958 году.

Как появился 25 кадр?

В 1957 году упомянутый нами выше бизнесмен Джеймс Вайкери сделал заявление, согласно которому, он провёл эксперимент в одном из кинотеатров Нью-Джерси (США). В процессе показа киноленты «Пикник», в моменты смены кадров, при помощи специального оборудования производилась демонстрация кадров скрытой рекламы («Ешьте попкорн», «Кока-Кола»). Показ фильма продолжался всё лето того года. И по заявлению Вайкери, продажа «Кока-Колы» в кинотеатре возросла на 17%, а продажа попкорна – на 50%. После этого господин Вайкери запатентовал новую методику, а ещё позже основал свою компанию, специализирующуюся на сублиминальной рекламе в кинофильмах.

Идея о создании этой технологии появилась у бизнесмена после его знакомства с новым на то время изобретением под названием «тахитоскоп» — прибором, который давал короткие световые вспышки до 1/60000 секунды, не фиксируемые человеческим зрением. Кстати говоря, при помощи именно этих вспышек компания «Кодак» смогла сфотографировать летящую пулю. В итоге, наш «изобретатель» решил применить эти вспышки по-новому.

Поступившие вскоре в СМИ сообщения вызвали интерес учёных, правительственных чиновников и рекламных агентов, которые сделали запрос на проведение ещё одного эксперимента. Джеймс Вайкери устроил ряд «показов», но ни один из них не воздействовал на испытуемых должным образом – никто из людей не изъявлял желания выполнять то, что им внушалось. В 1958 году Фонд Рекламных Исследований потребовал от бизнесмена представить все данные о проведённом им в 1957 году эксперименте, но Вайкери отказал.

Ещё немного времени спустя, нью-йоркский студент Стюарт Роджерс посетил Форт Ли в Нью-Джерси с целью написания реферата по эксперименту Вайкери. Там он увидел, что тот кинотеатр, где Вайкери проводил своё исследование, не мог бы принять за 1,5 месяца 50 тысяч человек, как говорилось. Помимо этого, директор заведения уверил студента в том, что он вообще до этого не слышал ни о каких экспериментах в его кинотеатре. Повторить эксперимент с 25-м кадром также желали многие учёные, но существенных результатов это не принесло.

В конце концов, в 1962 году Джеймс Вайкери сделал официальное заявление, что проведённый пять лет назад эксперимент, как и вся статистка продаж, был сфабрикован.

Обвинения в применении 25 кадра

Первое интересное обвинение касается Японии: после того как произошёл инцидент с эпилептическими припадками у детей из японских семей, в применении 25-го кадра обвинили известный анимационный сериал «Покемон».

Второе обвинение связано с парламентскими выборами 2006 года в Украине. Тогда Евгений Кушнарёв – глава избирательной компании «Партии регионов» сделал заявление о том, что 25-й кадр использовался в агитационной ленте «Загроза. Страшна правда», которая была показана на одном из телеканалов Украины.

И третье обвинение касается политического кризиса 2014 года на Украине. В этот раз служба безопасности Украины обвинила в использовании 25-го кадра российские телеканалы. Пресс-секретарь СБУ Марина Остапенко указывала на то, что в программах российских телеканалов были выявлены запрещённые методики информационного и психологического воздействия, а именно: 25-й кадр. В качестве примера назывались 25-е кадры такого содержания: «Нацгвардия убийцы», «Бандеровцы убивают людей» и «Поджёг правый сектор». Если говорить более конкретно, то 25-й кадр использовался телеканалом «Россия-24».

Так это или нет – судить отнюдь не нам. Но одно мы знаем точно – 25-й кадр – это не только тема для длительных бесед и увлекательных дискуссий, но и прекрасный элемент сюжета различных кинофильмов. Если у вас есть желание, вы можете увидеть 25-й кадр воочию или же познакомиться с одной из идей его использования.

В первом случае мы предлагаем вам посмотреть фильм «Бойцовский клуб» с Эдвардом Нортоном и Бредом Питтом в главных ролях – здесь 25-й кадр используется несколько раз: когда один из главных героев вставляет его в кинофильм, работая в кинотеатре, а также в начале и в конце картины «Бойцовский клуб».

Во втором случае мы рекомендуем посмотреть 21-ю серию телесериала «Коломбо» — в этом фильме 25-й кадр используется сначала убийцей для воздействия на жертву, а затем лейтенантом Коломбо для воздействия на убийцу.

Если есть желание, вы можете найти и другие фильмы с 25-м кадром. Но если вы хотите научиться воздействовать на подсознание человека сами, то мы рекомендуем вам овладеть более эффективными методиками, например, техниками и приёмами НЛП.

Удачи!

Принцип действия

Вверху — кадры на плёнке, внизу — то, что видит человек

Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, якобы минуя сознание, воздействует сразу на подсознание. На самом же деле через подсознание проходит вся информация, поступающая в мозг, а затем для обработки той информации, которая будет воспринята как наиболее важная, подключается сознание. Таким образом отсеивается огромное количество информации, которая по продолжительности восприятия может значительно превышать 1/25 секунды (например, обычная телевизионная реклама), а следовательно, «скрытая» реклама уже в любом случае менее продуктивна, чем обычная.

В действительности 25-й кадр скрытым не является: каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить «лишний» кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю — в этом легко самостоятельно убедиться, используя домашний компьютер и программу видеомонтажа (при этом частоту кадров можно поставить значительно выше стандартных 25 кадров/сек, но всё равно уже далеко не «25-й» кадр будет бросаться в глаза).

Что касается психологического эффекта, то его наличие ещё в 1958 году было официально опровергнуто Американской психологической ассоциацией.

История

Опыты Джеймса Викери

В 1957 году Джеймс Викери заявил, что провёл в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа фильма «Пикник» в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие как «Кока-кола», «Ешьте попкорн». Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра, по заявлению Викери, повысилась на 17 %, а попкорна — на 50 %. Затем Джеймс Викери запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах.

Идею этой обманной технологии ему подсказал недавно изобретённый тахистоскоп, прибор, дающий короткие вспышки света до 1/60000 секунды. Столь короткие импульсы человеческое сознание не фиксирует, то есть они ниже порога восприятия. С их помощью фирма «Кодак» получила уникальные фотографии пули в полёте. Викери придумал этим импульсам иное применение.

Сообщения в СМИ привлекли внимание учёных, рекламных агентов и правительственных работников к методике Викери, которые потребовали провести ещё один эксперимент. Викери устроил несколько демонстраций, которые, однако, не привели к желаемому результату. Испытуемые не ощущали особого желания исполнять внушаемые им команды.

В 1958 году Advertising Research Foundation потребовал от Викери предоставить данные и описание эксперимента, проведённого в 1957 году, но получил отказ.

Стюарт Роджерс, студент из Нью-Йорка, приехал в Форт Ли писать реферат по исследованию Викери. Он обнаружил, что кинотеатр, в котором, по утверждению Викери, проводился эксперимент, не мог принять 50 тысяч зрителей за 6 недель, кроме того, директор этого кинотеатра заявил, что вообще впервые слышит о каких-либо экспериментах, проводившихся в его заведении.

Многие учёные пытались повторить эксперимент Викери. Так, в 1958 году рекламное агентство Canadian Broadcasting Corporation во время популярной телепередачи «Close-Up» транслировало вставки с текстом «Звони прямо сейчас!», но количество звонков от этого не увеличилось. Когда же телезрителям сообщили об этом и попросили угадать содержание послания, то ни в одном письме не содержалось правильного ответа. Но почти половина испытуемых утверждала, что во время просмотра им хотелось есть и пить.

А в 1962 году сам Викери признал, что эксперимент 1957 года вместе со всей статистикой продаж был попросту сфабрикован.

Поздние исследования

Международный научно-популярный журнал New Scientist писал, что в некоторых случаях подсознательная реклама работает. Для этого сообщение должно быть замаскировано в потоке скачущих букв и цифр и должно появляться на время, на порядок превышающее 1/25 с (ориентировочно 0,3—0,4 с). Испытуемые не просто наблюдали бессмысленный видеоряд, а должны были подсчитывать число букв в мелькавших словах.

Группа учёных университета Неймегена в Нидерландах под руководством Йохана Карреманса провела эксперимент, подтверждающий эффективность сублиминального воздействия при определённых условиях. Результаты были опубликованы в журнале Journal of Experimental Social Psychology.

Компания BBC также провела эксперимент в целях проверки данного феномена. Эксперты подтвердили, что различия между контрольной группой и группой, получавшей «сублиминальную рекламу», не были статистически значимыми.

Закон

В российском законодательстве использование 25-го кадра, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено. Пункт 9 ст. 5 («Скрытая рекламa») Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (вступил в силу с 1 июля 2006) гласит:

Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путём использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Специалисты Всероссийского НИИ ТВ и радио (ВНИИТР) разработали прибор, выявляющий, среди прочего, «постороннюю и несанкционированную информацию» в телевизионном сигнале. С помощью этого устройства, в частности, было обнаружено нарушение требований Федерального закона «О рекламе» екатеринбургской телекомпанией АТН.

Законом Украины «О телевидении и радиовещании» запрещается «использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, действующих на подсознание человека и/или оказывающих вредное воздействие на состояние их здоровья».

Обвинения в использовании 25-го кадра

  • Во время парламентских выборов на Украине в 2006 году руководитель избирательной кампании Партии регионов Евгений Кушнарёв заявил об использовании блоком «Наша Украина» так называемого «25-го кадра» в агитационном фильме «Загроза. Страшна правда», продемонстрированном 10 марта на Первом национальном канале. По его словам, на протяжении всей ленты пять раз по три кадра появляется изображение черепа. Блок «Наша Украина», в свою очередь, опроверг через свою пресс-службу обвинения, назвав череп спецэффектом, упрекнув Партию регионов в раздувании псевдосенсаций для отвлечения внимания от компрометирующих фактов, приведённых в фильме. При замедленном просмотре видно, что изображение черепа проявлялось в виде вспышки при смене сюжетов и занимало более одного кадра в каждом случае, то есть не являлось 25-м кадром как таковым.
  • После инцидента с эпилептическими приступами у японских детей в использовании 25-го кадра был обвинён популярный аниме-сериал «Покемон».

В кино

  • В сюжете фильма «Бойцовский клуб» упоминается использование 25 кадра Тайлером Дёрденом: работая в кинотеатре, он вставлял в фильмы кадр с изображением полового члена, что вызывало подсознательное смущение у публики, не заметившей пошлости на уровне сознания; также кадр с изображением мужского полового органа вставлен в конец фильма. В начале фильма присутствуют вставки изображений самого Тайлера Дёрдена до его встречи с главным героем.
  • В одном из эпизодов телесериала «Коломбо» убийца использует 25 кадр для того, чтобы заставить жертву оказаться в том месте, где преступник её и поджидал. Позднее лейтенант Коломбо, ознакомившись с этой технологией, воспользовался ей для воздействия на подозреваемого: лейтенант знал только район тайника с орудием преступления (изменителем калибра), но не знал конкретного места, а потому вставил в фильм 25 кадр с изображением местности предполагаемого тайника. Убийца при просмотре этого фильма по непонятной для себя причине занервничал, вышел из кинозала и проверил тайник, около которого его уже ждали полицейские.
  • В сериале «Вавилон-5» организация телепатов Пси-корпус использует технологию 25 кадра для увеличения доверия к ней со стороны зрителей рекламы. В 15 серии 2 эпизода, «А теперь — слово» («And now for a word»), выполненной в виде новостной передачи, присутствуют рекламные вставки. В рекламе Пси-корпуса видны мелькающие на экране слова «The Psi Corps is your friend. Trust the Corps» (Пси-корпус — твой друг. Доверяй Корпусу). При монтаже серии длительность этих кадров была сознательно увеличена в 2.5 раза, чтобы соответствовать американским правовым актам в области телевидения, поэтому текст можно прочитать, даже не ожидая его появления. Однако во Франции в соответствии с законодательством эти кадры были вообще вырезаны из трансляции.

> См. также

  • Продакт-плейсмент

Примечания

  1. 1 2 3 4 Репьев А. П. Миф о 25-м кадре. Российская глава
  2. 1 2 Boese, Alex (2002). The Museum of Hoaxes: A Collection of Pranks, Stunts, Deceptions, and Other Wonderful Stories Contrived for the Public from the Middle Ages to the New Millennium, E. P. Dutton, ISBN 0-525-94678-0. pages. 137-38.
  3. 1 2 Anthony R. Pratkanis. The Cargo-Cult Science of Subliminal Persuasion. The Committee for Skeptical Inquiry. Vol. 16.3, Spring 1992
  4. 1 2 Евгений Вотяков. Некоторые результаты исследования вопроса об эффекте «25-го кадра». // Вестник КрасГАСА, вып. 7, 2004
  5. Subliminal advertising may work after all (англ.)
  6. 25-й кадр все-таки воздействует на подсознание
  7. Does subliminal advertising actually work? — BBC News (англ.). BBC News. Проверено 12 февраля 2016.
  8. «25-й кадр»: правда и вымыслы
  9. 25-й КАДР ГОРДОНА
  10. Российские рекламщики пользуются 25-м кадром, «citycat.ru», 25 июня 2002
  11. Светлана Немцова, Сергей Никаноров, Леонид Чирков. Скрытое изображение не скрыто (рус.) // «625» : журнал. — 2000. — № 8. Архивировано {a.
  12. Закон України «Про телебачення і радіомовлення», ст. 6 п. 3
  13. Ющенко обвинили в использовании «25 кадра» с человеческим черепом, \’\’polit.ru\’\’, 16 марта 2006
  14. Вышел монстр из кармана…
  15. eeggs.com. Babylon 5 Easter Egg — PsiCorps Advert Subliminals. www.eeggs.com. Проверено 27 января 2016.
  16. Guide Page: «And Now For a Word». www.midwinter.com. Проверено 27 января 2016.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *