Что такое эгоизм

Что такое эгоизм

Эгоизм и эгоцентризм

Многие люди путают эгоизм и эгоцентризм. Между тем, эти два понятия совершенно не идентичны между собой. Эгоизм – это осознанное стремление удовлетворять лишь свои потребности. Такой человек становится собственником и желает подчинить окружающие события своим повседневным прихотям. Эгоист действительно думает только о себе. Его мало заботит судьба окружающих людей. Такой человек внутренне убежден в том, что окружающие должны всячески удовлетворять его потребности. Разумеется, это не всегда удается. Он не способен заботиться об интересах даже кровных родственников. Люди в большинстве случаев не любят тех, кто не готов отдавать, а намерен лишь брать.

Эгоцентризм можно отнести к нормальным человеческим потребностям. У каждой личности имеется свой внутренний мир. Иметь свое пространство необходимо всем, но особенно сильно в этом нуждаются люди творческие. Им нужно иметь какое-то пространство для рождения новой мысли, создавать возможность для эффективной работы, созидания. Эгоцентричный человек не забывает о других. Он просто большое количество времени посвящает самореализации, воплощению в жизнь желаемого. Эгоцентричный человек в большей степени сосредоточен на том, чтобы воплощать в жизнь желаемые мечты и цели. По каким-то причинам он готов ежедневно посвящать много времени собственным занятиям.

Неуверенность в себе

На самом деле за эгоизмом и гордостью скрывается колоссальное чувство неуверенности в себе. Человек часто не замечает за собой, как у него начинаются проблемы с взаимодействием с другими людьми. Окружающие представляются ему плохими и недостойными внимания. В психологии определение эгоизма обязательно затрагивает понятия достоинства и степени уверенности в себе. Когда человеку не хватает твердости, он становится излишне упрямым. И мужчины, и женщины страдают таким высокомерием в равной степени. Ярким признаком эгоистичного сознания является потребность доминировать. Психология эгоизма подразумевает, что человек живет только своим внутренним миром.

Излишнее обособление, концентрация личности на собственных сиюминутных прихотях есть проявления эгоизма как такового. Фиксация на своих личных переживаниях часто не позволяет людям почувствовать себя подлинно счастливыми. Такая личность не умеет наслаждаться мгновением, так как постоянно находится в гонке за какой-то очередной целью. Они все время желают достичь чего-то большего и не умеют радоваться тому, что уже имеют в настоящий момент времени. На самом деле это печальное зрелище, поскольку счастье ускользает от такого человека. Он попросту не готов его принять, потому что не умеет мыслить конструктивно и понимать происходящие с ними изменения. Черты эгоизма в человеке включают в себя высокомерие, надменность, излишнюю рациональность. На самом же деле он просто сильно не уверен в себе и своих возможностях.

Обвинение других

Эгоизм в отношениях всегда подразумевает осознанное или бессознательное обвинение других в своих проблемах. Причиной подобного поведения служит стойкое нежелание принимать на себя ответственность за происходящее. Эгоист хочет только наслаждаться всеми благами человечества, но не трудиться для исполнения желаемого. Такой человек просто не желает самому себе признаваться в том, что сам неправ. Часто личность и является провокатором какой-то неприятной ситуации, но ни за что не признается в том даже самой себе. Подобное действие требует колоссальных волевых усилий. Эгоисту проще выставить окружающим обвинения в несправедливости, чем самому пытаться решать возникающие трудности. В большинстве случаев такой человек невероятно далек от того, чтобы принимать на себя ответственность. Он живет в собственном мире, его не волнуют ценности и желания окружающих. эгоистичное сознание не приемлет сострадания. Вот почему они легко могут оклеветать честного человека, не задумавшись над тем, что приносят кому-то вред.

Детский эгоизм

Детский эгоизм относится к числу самых понятных. Детей принято по возможности баловать, исполнять их сокровенные желания. Однако необходимо контролировать этот процесс, пока он не перешел в детский эгоизм. В противном случае родители потом не смогут воспитать ребенка должным образом. Детский эгоизм проявляет себя в неограниченных желаниях. Ребенок начинает требовать купить ему множество самых разных вещей, при этом не всегда до конца понимает, зачем ему это нужно. Если ребенок не знает отказа, то ему становится крайне трудно контролировать собственные желания. В отличие от взрослого, маленького человека ничто не ограничивает в своих фантазиях. Со временем такой ребенок может превратиться в одну сплошную проблему для своих родителей. Чадо может сделать жизнь отца и матери просто невыносимой. Вот почему баловать детей необходимо в меру. В противном случае можно вырастить человека, который в дальнейшем будет заботиться только о себе.

Таким образом, дать определение понятию эгоизма не составляет особенного труда. Каждый по-своему представляет собой эгоистичного человека. В любом случае это будет личность, зацикленная на собственных проблемах, не привыкшая помогать другим. У такого человека невелик шанс обрести настоящих друзей. Ведь всякая привязанность требует колоссальной самоотдачи, а эгоист привык заботиться лишь о себе.

Эгоизм — что это такое

Эгоизм – это и черта характера, и жизненная ориентация (позиция), которой свойственно ставить свои интересы выше интересов других людей.

Эгоист — это человек, который принимая какое-то решение или совершая какие-то действия, руководствуется исключительно собственной выгодой.

В эпоху Просвещения эгоизм был исключительно позитивным понятием. Такая позиция себялюбия превозносилась, как разумная и благородная, поскольку личность стремилась к достижению собственных целей и саморазвитию.

В наше время слово используется чаще с негативным окрасом. Что, скорее всего, происходит из-за незнания полного значения этого понятия, или отсутствия понимания, как работает наша психика. А возможно, «Эгоист!» выкрикивают люди, которые не получили внимание от какого-то человека, которого так хотели и ждали.

Интроверт — это не эгоист

Эгоистом часто считают человека, который просто не воспринимает окружающий мир. Точнее, он хорошо всё воспринимает, но ему он не так интересен, как его внутренний мир (он сам). Такой «псевдоэгоист» ставит свои цели, строит свой собственный мир, который будет его удовлетворять.

Как я уже писал ранее, люди делятся на экстравертов и интровертов (есть еще и амбиверты). Так вот, экстраверты ищут общества других людей, они им нужны для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Если в общении отказывают — значит, это явное проявление эгоизма (никак иначе).

Интровертам же контакты с другими людьми нужно очень дозировано и долгое общение их утомляет (знаю не понаслышке, ибо сам такой). Избегая общения, придумывая постоянно причины для отказов, такой человек запросто может прослыть эгоистом, он же ведь ставит свои интересы выше интересов других (экстравертов, которым без общения жизнь не мила).

Причем в большинстве случаев интроверты склонны к эмпатии (что это такое?). Если кто-то расскажет им о своей проблеме или своем эмоциональном состоянии, то они способны переключиться со своего мира на мир другого человека и попытаться его понять. И даже помочь, если это будет в его силах.

Эгоист — это не злодей

Есть также ложное представление об эгоистах, что такие личности (что это такое?) не позволяют другим себя любить, поскольку эти другие якобы недостойны этого чувства к нему. Это совсем не так.

Эгоист просто не подаёт ложных надежд и иногда может не замечать тех, кто ему неинтересен. А если ему кто-то понравится, то он приложит все усилия, чтобы добиться этого объекта воздыхания. Получается, что такие люди просто в большей степени честны перед другими и не демонстрируют того, чего не чувствуют.

Если человек не будет думать и заботится о себе, то кто это сделает за него? Поэтому «эгоизм» часто пытаются использовать с эпитетом «здравый». Тем самым показывая людям, что это нормально – не следовать чужому мировоззрению и не проводить свою жизнь, угождая другим, как это делают альтруисты.

Эгоистичный человека, как и многие обычные люди хочет, например, обедать в хороших ресторанах, ездить на новом красивом автомобиле, покупать дизайнерскую одежду, отдыхать за границей.

Разница лишь в том, что интересы других людей и проблемы социума его окружающего, в круг интересов эгоиста не входят. Однако, такой человек идёт на работу, зарабатывает деньги и движется к мечте. Так почему же другим относиться к этому с негативом? Только потому, что он на них не оглядывается? Но ведь тогда это тоже будет эгоистичное поведение.

Эгоцентризм – почему это хуже эгоизма

Эгоцентризм – это мировоззрение, когда человек воспринимает себя и свой внутренний мир как единственное, что существует вообще.

Такая позиция считается нормальной и свойственна детям вплоть до 8-10 лет. Дело в том, что ребёнок сразу после рождения и до начала взросления находится под постоянным присмотром родителей (материнской опекой).

В это время он окружен вниманием, что формирует его взгляд на мир таким образом, что он кажется себе его главным центром. Ведь весь мир для ребенка на данном этапе развития – это мама, папа, квартира и кусочек улицы. Тут накапливают его ощущения, эмоции и чувства, которые он держит в себе.

После же того, как ребёнок идёт в школу, он учится взаимодействовать с такими же равноценными детьми, как и он сам. Ведь в классе у всех равные права и обязанности. Поначалу бывает сложно, но потом человек адаптируется и начинает слышать и считаться с другими.

Но, иногда этого не происходит по ряду причин. Например, если в детстве родители не предоставили ребёнку достаточного внимания, любви и опеки. Поэтому обделённое чадо пытается себя этим обеспечить сам, поставив в центр мира. Или же, наоборот, ребёнок был под постоянной гиперопекой. Поэтому совсем не может ориентироваться на других людей, ибо у него нет такого опыта.

Поэтому среди взрослых встречаются такие эгоцентричные личности.

Если эгоист даёт себе отчёт, что есть другие люди с их собственным мировоззрением, но он просто ими не сильно интересуется (если надо — он услышит других), то эгоцентрик не понимает, что есть иное мнение. Всё делится на «его точку зрения» и «неправильную».

Ещё одно ярко выраженное отличие заключается в том, что эгоцентричные люди просто хотят, чтобы их все любили, и у них были какие-то блага. Но сами для этого ничего не делают. Они неспособны чётко поставить цель, сформировать мечту и идти к ней, как это делают эгоистичные люди.

Поэтому перед тем, как назвать человека эгоистом или эгоцентриком, задумайтесь, насколько сильно он не воспринимает окружающих людей и не считается с их мнением. Способен ли он достигать поставленных задач.

Возможно, перед вами не безобидный эгоист, который просто хочет сделать свою жизнь лучше, а заядлый эгоцентрик (с признаками социопатии), который паразитирует на обществе, не снимая с головы корону…

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей на своем сайте
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • МоеМнение — бонусы за прохождение опросов
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

PSYFACTOR-self.ru

Ранее мы уже рассмотрели некоторые механизмы сопротивления и можем отнести слияние (или конфлюэнцию), проекцию и ретрофлексию к своеобразным дефектам границ человека, проявляющимся в момент процесса его контактирования с внешней средой с целью удовлетворения своей потребности, проявляющихся в нарушении функции Self (или творческого приспособления), а именно временном отсутствии её функции Ego (Эго), то есть способности человека управлять своим поведением, совершая свой истинный выбор. Но, как оказалось, удовлетворения своей потребности можно лишиться буквально в самый последний момент, практически на пике энергии контакта, благодаря гипертрофированной функции Эго, то есть чрезмерного осознанного контроля своего поведения.

Как это может произойти? Ну, например, Вы влюблены, уже выстроены достаточно близкие отношения с возлюбленным, долго мечтали об интимной близости, считали минуты, и вот он рядом и долгожданный момент финального контакта, когда границы между Вами двумя должны раствориться, уже кажется почти достижим, но … Откуда ни возьмись взялся этот внутренний голос: «Ну, не спеши, – шепчет он, – а вдруг всё пойдет не так и ты окажешься не на должной высоте; а вдруг пропустишь время и не сможешь остановиться в нужный момент; ну, давай потихоньку; а ты сейчас делаешь именно то, что хочешь; а как там она (или он)? Милая беседа, неправда ли? Что тут скажешь? Ведь всегда приятно поговорить с хорошим человеком! И это характерно именно для эготизма, потому что он связан с такими поведенческими и личностными чертами человека, как чрезмерная сосредоточенность на себе, эгоцентризм, нарциссизм, проявляющийся в недостаточной эмпатии, склонности переживать состояния грандиозности или ничтожества, а также в чувствительности к оценкам других людей. Даже если бы всё прошло, как говорится, «без сучка и задоринки», то удовольствие могло бы посетить лишь блестящего актера, хорошо сыгравшего свою роль, а не человека мечтавшего о близости и, наконец, пережившего её. Существует точка зрения, что эготизм – это маска, которую надевает на себя человек, чтобы преувеличить свои способности и (или) свое могущество. Иногда этот механизм включается от страха за свое «несовершенство», страха потерпеть поражение, отвержение. И этот страх чреват как самоуничижением вплоть до комплекса неполноценности. В некоторых случаях эготизм может быть обусловлен высокими жизненными успехами и достижениями, а также соответствующим им высоким социальным положением. Тогда страх оказаться в контакте «не на высоте» может прикрываться насмешливым или даже циничным поведением, демонстрацией комплекса превосходства. Например, Оноре де Бальзак в своем «Загородном балу» писал о такой женщине: «Под соблазнительной внешностью она скрывает беспечное сердце, непомерную гордость от сознания своего высокого происхождения и красоты, и присущую многим девушкам уверенность, что никто ещё не поднялся до тех высот, с которых можно оценить совершенство души». А ещё вдруг если контакт окажется таким незабываемым, то как потом пережить расставание или не дай Бог утрату …

Этот вид сопротивления проявляется в изоляции от внешней среды или одновременной изоляции от неё и от импульсов Ид. Этот механизм блокирует стадию финального контакта цикла актуализации и удовлетворения потребности, ну и, соответственно, ассимиляцию полученного опыта. Простыми словами эготизм – это неспособность человека потерять контроль и отдаться переживанию полного слияния с объектом потребности. При эготизме человек в контакте остается вне себя, становясь наблюдателем и комментатором своих отношений с другими людьми и внешними объектами. Как если бы Вы выбрали похвалить свой волшебный слух вместо того, чтобы, наконец-то, поднять трубку телефона, издающего душераздирающие трели и, наконец-то, узнать кто и что хочет от Вас в этот момент.

Каким образом психотерапевту удается заподозрить проявления эготизма в контакте с клиентом? Какие особенности его поведения являются признаками эготизма?

  • клиент боится всего нового, неожиданного, спонтанного из-за страха утратить свой чрезмерный контроль;
  • клиент боится прикосновений и уменьшения дистанции с другими людьми;
  • клиенту скучно в привычном, но обжитом пространстве как будто «все и раньше было известно» и уже его не ждет ничего нового, но в новом и необжитом – он очень боится конкуренции, а потому бывает неловок или как будто «заморожен»;
  • клиент склонен долго описывать собственные переживания, подменяя ими живое проживание и связанное с ним изменение поля контакта;
  • клиент демонстрирует склонность вести собственный сеанс во избежание столкновения с чем-то новым, калькируя уже проторенные и известные ему пути;
  • клиент демонстрирует свою преувеличенную независимость от других, но совершенно не переносит никаких критических реакций в свой адрес, его самооценка является при этом нестабильной.

Наиболее хрестоматийно описан эготизм А.С.Пушкиным в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Помните?

«Правду молвить, молодица уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела, и умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

С ним одним она была добродушна, весела,

С ним приветливо шутила и, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее».

И царица хохотать, и плечами пожимать.

И подмигивать глазами, и прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь».

А дальше великий писатель показывает уже не только эготизм, характерный для разрушения личности злой мачехи, но и исход этой довольно грустной сказки:

«Дома в ту пору без дела злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим, и беседовала с ним,

Говоря: «Я ль всех милее, всех румяней и белее?

И услышала в ответ: «Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна все ж милее, всех румяней и белее».

Злая мачеха, вскочив, об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала и царевну повстречала.

Тут тоска ее взяла, и царица умерла».

Здесь остается только удивляться гениальности и знанию психологии эготизма, а также его прозорливости.

…Ведь бывает же такое… Эготизм побыл у нас

В сказке Пушкина… Царевна так любила…

Но не Вас… И не меня… И ни другого…

А единственно – себя… И все зеркало терзала…

Чтоб оно ей отвечало на вопрос: «Кто всех милее?

Всех румяней и белее?» Что тут скажешь ей в ответ…

Терапевт ты или нет: «Вы, царевна, спору нет…»

Как клиента в терапии правдой маткой не добить?

Здесь процесс не на бумаге, с ним опасно так шутить…

Что знакомы Вам царицы? А встречаются «цари»!!!

Если все же жить захочут? Задолбают терапевта, крови выпьют… упыри… (шутка!)

С уважением, Лилия Семёнова.

Проявления эгоизма

УЩЕРБНОСТИ ДУШИ. ЭГОИЗМ.

«Эгоизм – это грех излишнего обособления интересов и, в то же время,

одна из тяжелейших форм нарушения гармонии в любви:

повышенное самолюбие в сочетании с пренебрежением к другим».

Владимир Вестник

Слово «эгоист» переводится как «я есть». Эгоизм имеет множество проявлений, прямых и косвенных, — и в поведении, и в жизненных обстоятельствах, и в речи, и в жесте, и во внешности, и в профессии. Может быть врождённым и приобретённым. Определить эгоистические проявления в себе не так уж и трудно, как кажется, ведь в отдельные моменты мы теряем над собой контроль и показываем свое истинное лицо. Или действуем так, как привыкли, сами не замечая того. Вот к таким «мелочам» и надо быть предельно внимательным. Ведь мелочи проявляют внутреннее состояние человека и его натуру.

В.Вестник: «Стремление к получению как можно большего количества радостей и удовольствий естественно для любого организма, потому что сформировано эволюционно. Стремясь удовлетворить свои желания, организм совершает весь комплекс действий, необходимых для поддержания жизнеспособности. Поскольку организмы в основном живут в условиях социума, в этом комплексе необходимых действий есть и такие, которые способствуют выживанию сообщества. Например, забота о ближних и слабых. Это – альтруистические по своему характеру действия, и мотивируются они соответствующими эволюционно сформированными чувствами единения и любви. Получается, что способность получать удовольствие от совершения альтруистических действий заложена природой. И не просто так, для украшения бытия и вдохновения романтиков, а для выживания вида. Следовательно, нравственность – норма, а эгоизм – патология. И сказать, что эгоист – моральный урод, не будет преувеличением. Именно на почве эгоизма возникают преступные замыслы. По большому счету все преступники – эгоисты».

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГОИЗМА В ЧЕЛОВЕКЕ

Данный список проявлений далеко не полный. Наблюдая за собой и миром, вы наверняка обнаружите еще массу других. И не всегда эгоизм так явно виден, как описано ниже. Но, если есть хоть одно из проявлений, предстоит еще много настоящей работы над собой по преодолению этой духовной ущербности.

  1. Склонен постоянно оценивать себя и других — критиковать, осуждать, сплетничать, оговаривать, иметь предубеждения (часто внутри – «заезженная пластинка» критики кого-то или чего-то).
  2. Упрям, склонен к твердолобости, автоматическому «нет» как непринятию всего и вся. При этом – отсутствие желания что-либо сделать, изменить самому.
  3. Очень болезненно переносит выражение несогласия со стороны близких, и сопротивление своего партнера может воспринимать как отрицание себя.
  4. Ищет причину происходящего всегда в других, вовне себя, не желает разбираться, видеть причину в себе («я ни при чем»).
  5. Мыслит полярными категориями, для него не существует середины — то грандиозный в своих достижениях (он лучше всех, стоит на самой вершине мира!), то ничтожный (но тоже великий в своем ничтожестве, потому что хуже него никого на свете нет). Поэтому победы возносят его до небес, а поражения приводят в состояние депрессии.
  6. Убежден, что в этом мире есть кто-то лучше, а кто-то хуже, при этом себя чаще причисляет к «лучшим».
  7. Четко разделяет людей на «своих» и «чужих» (по типу «мужчины – с Марса, а женщины – с Венеры, и нам друг друга не понять»).
  8. Не принимает инакомыслящих, инаковыглядящих, новеньких (например, коллективный эгоизм).
  9. Сознательно выделяет «своих» (по родству, по национальности, по месту жительства, по профессии, по образованию и т.п.) и приоритетно выделяет им блага в ущерб и с недоброжелательностью к «чужим».
  10. Сосредоточен на собственном «Я». Имеет завышенную самооценку, верит в свою исключительность, редкость. Считает себя неотразимым. Склонен к самолюбованию и любит только себя, любимого. И отсюда – зависть к тем, кто, по его мнению, «хуже», но почему-то получает «незаслуженные» блага.
  11. Склонен привлекать к себе внимание любыми способами, выделять себя.
  12. Любит лесть, похвалу, комплименты, выделение себя среди других.
  13. Зависит от признания других, ориентируется на чужое мнение.
  14. Нуждается в постоянном проявлении любви к себе или подчинении; ищет тех, кто готов слиться с ним, подчиниться, подтвердить его значимость.
  15. Мечтает об «идеальном мужчине», «идеальной семье», «идеальном ребенке» («кому же, как не мне, должно достаться лучшее»).
  16. Имеет завышенные «планки» в жизни, амбиции, склонен к карьеризму, гонке за престижем, внешними атрибутами.
  17. Стремится к борьбе за лучшее место, жесткой конкуренции, любит участвовать в различных соревнованиях, конкурсах и, главное, побеждать.
  18. Превыше всего ценит свою личную свободу, но часто – в ущерб другим.
  19. В другой крайности (в отличие от высоких амбиций и завышенных планок), склонен к позиции «жертвы», жалости к себе, до самоуничижения.
  20. Склонен к диктату, тирании, подавлению других (до такой диктатуры, когда на удовлетворение потребностей одного человека работает целый народ).
  21. Придает чрезмерное значение своей работе. Таким образом, убеждает себя и других в своей значимости. Склонен сливаться со своим социальным статусом, постоянно говорит о своих достижениях, рассказывает о своих возможностях, о том какой он незаменимый работник, о влиятельных людях, с которыми знаком.
  22. Склонен не выполнять свои обязанности (дочери/сына, матери/отца, жены/мужа, начальника/подчиненного, мужчины/женщины, человека, Души), перекладывая это на других.
  23. Притягивает к себе эгоистичные реакции окружающих (т.е. рядом – эгоисты).
  24. Обвиняет их в равнодушии и эгоизме по отношению к себе.
  25. Часто дружит с эгоистичными людьми, с аферистами, бандитами, взяточниками, коррупционерами и т.п. А, значит, морально поддерживает, соучаствует в их преступлениях (через энергоинформационную связь).
  26. Навязывает свое мнение, указывает, управляет людьми, подчиняя их своим представлениям о том, как надо жить, работать, любить.
  27. Вторгается в интересы, свободу других, навязывает своих правила, убеждения, ценности.
  28. Имеет низкую мотивацию заниматься общественно-полезной деятельностью (если это только не приносит «бонусов» лично для него).
  29. Не умеет работать в команде, предпочитает отдельно, сам по себе. Либо стремится занять главенствующую позицию.
  30. Предъявляет высокие требования к своему партнеру (супругу), собственному ребенку, подчиненным. Стремится изменить, переделать других, при этом, не изменяя себя.
  31. Склонен наказывать, устанавливать жесткие правила, требовать безоговорочного подчинения с целью исполнения его требований.
  32. Убежден, что его интересы должны быть всегда на первом месте, все должно служить его интересам («вы обязаны мне», «для меня»).
  33. Стремится достигать свои цели за счет других, в ущерб им.
  34. Способен увлечь за собой более слабых, но используя их в своих интересах.
  35. Болезненно сфокусирован на собственных переживаниях и не способен на эмоциональную привязанность.
  36. Равнодушен, невнимателен к интересам, потребностям, мыслям, эмоционально-чувственным состояниям других.
  37. Равнодушен к близким, к родственникам, часто осуждает их и не желает с ними общаться, отделяется.
  38. Может наплевательски относиться к желаниям большинства, ведь главное для него – душевный и телесный комфорт своего собственного «я».
  39. В доме – в первую очередь, учитывает свои интересы, свои вкусы и потребности, «перетягивает одеяло на себя».
  40. Нравится, когда его слушают и интересуются его жизнью. Но сам не умеет слушать: перебивает, уходит в себя, переводит тему на себя, ведет долгий монолог либо отсутствующий взгляд и равнодушие.
  41. Склонен жить, зацикливаясь если не себе, то на ребенке, муже/жене, родителях.
  42. Стремится к «халяве», ко «всему и сразу», «здесь и сейчас», вся система ценностей сосредоточена вокруг сиюминутного личного благополучия.
  43. Иждивенчески относится к жизни, ожидает от нее «подарков», вместо того, чтобы рассчитывать на плоды собственных духовных усилий. Поэтому склонен к магическим способам получения желаемых благ.
  44. Не любит слушать о своих ошибках, просчетах, недостатках – избегает подобных разговоров или разрывает отношения.
  45. Относится снисходительно, оправдывает себя и свои поступки, приносящие неудобство и вред окружающим (до полного их не замечания).
  46. Не желает и не умеет учиться на чужих ошибках, опыте.
  47. Трудно общаться с людьми, имеющими свое мнение, самостоятельно мыслящими (поэтому в его окружении чаще ведомые, слепо верящие в авторитеты люди).
  48. Недооценивает окружающих, не умеет видеть в них достоинства.
  49. Не умеет радоваться достижениям других, и наоборот, внутренне удовлетворен при потерях или неудачах других.
  50. Склонен противопоставлять себя кому-либо.
  51. Изолируется, отчуждается, уходит в себя, стремится к постоянному уединению, одиночеству, и, в итоге, может стать асоциальным.
  52. Трудно устанавливает по-настоящему близкие отношения — либо держится на расстоянии, либо склонен к слиянию.
  53. Ощущает враждебность окружающего мира, ожидает нападения. Внутренне уязвим, обидчив (до избегания, до полного разрыва отношений).
  54. Не доверяет окружающим, и, как следствие, — склонен создавать защиты (уход, нападение, тупость, сонливость, полнота, неприступность и т.п.).
  55. Может производить впечатление человека инфантильного, не способного заботиться о себе, зависимого от других. На самом деле, это неосознанная манипуляция с целью завоевать внимание окружающих и перепоручить заботу о себе кому-нибудь еще.
  56. Может быть не уверен в себе, инертен, безволен, бездействует из страха, что не получится, не поймут. В этом случае — склонен к приспособленчеству, замалчиванию, заискиванию, подавлению своих желаний, устремлений.
  57. Склонен к энергетическому вампиризму (сливает на других свои обиды, претензии, свои проблемы со здоровьем, судьбой, жалость к себе или постоянно ворчит, раздражен, конфликтен, недоволен всем и вся).
  58. Не умеет принимать помощь от других, избегает, отказывается от помощи.
  59. Демонстрирует всем, как они зависят от него, подчеркивает «свой вклад» в судьбу, карьеру, здоровье этого человека.
  60. Может снисходительно передавать вещи, предметы кому-либо («что мне уже негоже, тебе, глядишь, сгодится»).
  61. Не желает соблюдать какие-либо правила, законы («а мне все можно»).
  62. Ведет себя часто самонадеянно (иногда до безрассудства).
  63. Насаждает порядки, приводящие к розни людей, социумов. Содействует конфликтам, войнам (от семейных до мировых).
  64. Склонен плохо обращаться с животными, природой – использовать в своих эгоистичных интересах, ради престижа, мнимой красоты, мнимого здоровья, убивать их без особой необходимости.
  65. Присваивает чужое в своих интересах, неправедно накапливает богатства.

Так как духовная ущербность приводит к деградации души, то в жизни человека наблюдаются признаки этого процесса

— Склонность вести паразитический образ жизни (стремление жить за счет кого-то – мужа, подруги, родителей, спонсоров, жертвователей и т.п.).

— Отсутствие сбалансированности во многих аспектах жизни (еда, режим дня, развлечения, одежда, дом, эмоции, инстинкты, отношения с людьми).

— Снижение уровня успешности к концу жизни, раннее появление «старческих болезней» (маразм, ухудшение слуха, памяти, зрения, слабая и болезненная подвижность суставов и т.д).

— Низкая мотивация к самосовершенствованию («я и так хорош!»).

— Леность мышления («об этом я подумаю завтра»).

— Склонность к иллюзиям, зависимостям любого рода (алкоголь, наркотики, социальные сети, трудоголизм, накопительство, шопоголизм и т.д.).

— Депрессия, апатия.

— Концентрация основных жизненных целей, желаний в материальной сфере.

— Снижение (до полного отсутствия) нравственных критериев оценки своих поступков (что делать можно – это нравственно, а что нельзя – это безнравственно, т.е. вредит всему обществу, всей жизни в целом).

Характерные особенности в детстве

— Единственный ребенок в семье,

— самый любимый ребенок (часто в ущерб другим детям), которого в детстве излишне баловали, который рос в атмосфере вседозволенности и чрезмерной опеки,

— красивый ребенок, получающий уже в раннем детстве комплименты и похвалу от взрослых,

— особо одаренный ребенок, часто вырастающий в талантливого, но несколько эгоцентричного взрослого,

— долго ожидаемый и единственный ребенок (например, в силу болезни),

— ребенок, рожденный «для себя» (например, у одинокой или нелюбимой мужем женщины),

— ребенок, рожденный (или сохраненный) в ущерб другому ребенку,

— самый младший ребенок в семье, которому уделяется слишком много внимания (особенно, если большой разрыв в возрасте с другими детьми),

— самый болезненный ребенок, часто инвалид с низкими интеллектуальными способностями (синдром Дауна, ДЦП, умственная отсталость и т.п.),

— равнодушие со стороны окружающих родственников в детстве (неэмоциональные, не теплые, вечно занятые работой или выяснением отношений, погруженные в себя, асоциальные, зависимые),

— ребенок, которого чрезмерно опекали и лишали самостоятельности в возрасте от года до трех лет,

— ребенок, родившийся как «помеха», ограничение свободы кого-либо из родителей, цепь, как манипулятивная привязка к семейным отношениям,

— рождение в отсталых средах обитания (деревни, племена, умирающие местности, слаборазвитые государства),

— рождение в обособленном городе, стране или в отчужденном от всех роду,

Характерные особенности во внешности

— тщательно следит за своей внешностью, собственным престижным образом в глазах окружающих, поэтому внешность чаще привлекательная,

— любит одеваться «с иголочки», со вкусом, выделяться среди окружающих,

— обладает (или же старается) хорошими манерами поведения, чтобы иметь положительное мнение окружающих,

— зациклен на своем теле (псевдолюбовь к себе) или, наоборот, равнодушен к своему здоровью.

Характерные особенности в лексике

«Я», «мое», «мне», «для меня», «у меня», «я хочу», «цель оправдывает средства», «все средства хороши», «кто обо мне позаботится, кроме меня самого», «я лучше, светлее, развитее, старше, мудрее, опытнее, духовнее и т.д.» (или обратная сторона – «я никто», «я глупее, младше, не опытен… и т.д.), «все думают только о себе», «мне все можно» и т.д.

Характерные профессии

Властные структуры, военные, милиция, правители, террористы, колонизаторы, криминал, шоу-бизнес, косметология, любая магия, редкие профессии, благотворительные организации, бизнес, игровой бизнес, конкурсы красоты (и любых «самых-самых»), работа «в одиночку», работа с минимумом взаимодействия с людьми и т.д.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *