Чувственное познание

Чувственное познание

Чувственное познание и его специфика

⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 58

Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Указанная деятельность включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга.

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения – психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных центров, управляющих рецепторами. Ощущения специализированы. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т.п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

Из фактов, свид-х об ограниченности органов чувств человека, родилось сомнение в его способности познать окружающий мир. Этот вывод, ведущий к агностицизму, подвергался критике и учеными, и философами. Действительно, если мы знаем, что наши органы чувств ограничены в своих возможностях, то мы знаем и о существовании границы между той чувственной информацией, которую наши органы чувств могут нам обеспечить, и той, которую они обеспечить не могут.

Но главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для его органов чувств, благодаря способности к практическому взаимодействию с окружающим миром.

Управляя этим звеном по своему усмотрению и вызывая на основе знания законов ненаблюдаемых явлений наблюдаемые эффекты, исследователь тем самым доказывает истинность знания этих законов.

Поэтому, имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для познания мира. Отсутствие же у человека какого-то дополнительного органа чувств, способного реагировать на какие-то факторы окружающей среды, вполне компенсируется его интеллектуальными и практически-деятельными возможностями. При этом, однако, не следует забывать, что ощущения всегда были и всегда будут единственным источником знаний человека об окружающем мире.

Но чувственное познание включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последующей форме чувственного познания – в восприятии.

Восприятие – это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма.

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются представления. Если ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий характер.

Представление является большим шагом вперед по сравнению с восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях. В общих представлениях моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом представлении о конкретном, единичном объекте.

Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания, ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

Рациональный уровень познания. Понятие, суждение, умозаключение

В сознании выделяют следующие уровни:

Чувственное созерцание (ощущение, восприятие, представление);

Абстрактное мышление (понятие, суждение, умозаключение).

Способность мыслить — естественное свойство человека.

Понятие — мысль, отражающая существенные свойства и отношения вещей. Данный процесс представляет собой качественный скачок от единичного к общему, от явления к сущему. Понятия служат исходной формой логического мышления, выступают конечным результатом познания. Раскрытие понятий происходит в форме суждений и умозаключений. Чем выше уровень развития человеческой цивилизации, тем более гибкими и сложными являются понятия языка. Нозологические единицы болезней также выражаются в определенных понятиях.

Суждение — мысль, связывающая несколько понятий, отражающая отношение между различными вещами и свойствами. Связь понятий — связь самих процессов и явлений в человеческой голове. Классификация: единичные, особенные, всеобщие. Внутренние элементы: субъект (Сократ — то, о чем в суждении говорится), связка (есть), предикат (человек — то, что утверждается или отрицается о субъекте суждения). Субъект и предикат — диалектические противоположности суждения. Когда субъект и предикат выражены одним словом — тавтология (глубокомысленное, но содержащее мало информации суждение). Суждение — первая форма, для которой существует деление на истинные и ложные (в зависимости от условий). Есть суждения, которые нельзя считать ни истинными, ни ложными: (суждение, заключенное в эти скобки, ложное).

Умозаключение — умственное действие, связывающее ряд посылок и действий различного содержания. Суждения, которые кладутся в основу умозаключения, называются посылками. Все люди смертны + Сократ-человек = Сократ смертен. Классификация: дедуктивное (от общих посылок к частному выводу, основная форма), индуктивное (от частных посылок к общему выводу, врачебный диагноз), традуктивное (по аналогии, Земля имеет эм-ное поле + Земля — планета + Плутон — планета = Плутон имеет эм-ное поле). В процессе возникновения умозаключений всегда рождается новое знание.

А1 Познание в отличие от общения

А1 Познание в отличие от общения:

1) всегда является проявлением человеческой активности;

2) может осуществляться как индивидуально, так и сообща;

3) способствует развитию личности;

4) основывается на чувственном восприятии и логическом мышлении.

А2 Познание в отличие от труда:

1) предполагает наличие цели;

2) требует от субъекта специальной подготовки;

3) направлено на незнакомый предмет;

4) носит полезный характер.

A3 Познавательная деятельность в отличие от трудовой:

1) осуществляется индивидуально;

2) ориентирована на процесс, а не на результат;

3) направлена на приобретение новых знаний;

4) предполагает соответствие целей и средств.

А4 Верны ли следующие суждения?

А. Познание людьми мира происходит непроизвольно в ходе их повседневной деятельности.

Б. Познание людьми, мира происходит только в ходе специально организованного процесса.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А5 Чувственное познание включает:

1) создание зрительного образа предмета;

2) теоретическое обоснование выводов;

3) выдвижение гипотез;

4) раскрытие сущности предмета или явления.

А6 К формам чувственного познания относится:

1) суждение;

2) наблюдение;

3) ощущение;

4) умозаключение.

А7 Формами чувственного познания являются:

A. Форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений.

Б. Отражение предметов и их свойств в виде целостного образа.

B. Отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в памяти.

Г. Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира.

1) АБВ;

2) АВГ;

3) БВГ;

4) все перечисленное.

А8 Ощущение — это:

1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в памяти после окончания их непосредственного воздействия на органы чувств;

2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

3) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств, в виде целостного образа;

4) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений.

А9 Восприятие — это:

1) форма рационального знания;

2) психическое свойство, присущее только человеку;

3) форма чувственного познания;

4) способ объяснения мира.

А10 Восприятие — это:

1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в памяти после окончания их непосредственного воздействия на органы чувств;

2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

3) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств, в виде целостного образа;

4) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений.

A11 Представление — это:

1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в памяти после окончания их непосредственного воздействия на органы чувств;

2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

3) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств, в виде целостного образа;

4) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений.

А12 Чувственное познание в отличие от рационального:

1) дает наглядный образ предмета;

2) формирует суждение о нем;

3) отражается в понятиях;

4) схватывает сущность предмета.

А13 Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:

1) обобщенное суждение о предмете;

2) конкретный образ предмета;

3) мысленная модель предмета;

4) понятие о предмете.

А14 Рациональное познание в отличие от чувственного:

1) формирует целостный образ предмета;

2) дает объективное знание о предмете;

3) использует логические умозаключения;

4) подтверждается научными методами.

А15 К формам рационального познания относится:

1) ощущение;

2) суждение;

3) интуиция;

4) восприятие.

А16 Укажите правильное сочетание.

Формами рационального познания являются:

A. Понятие.

Б. Суждение.

B. Умозаключение.

Г. Восприятие.

1) АБВ;

2) АВГ;

3) БВГ;

4) все перечисленное.

А17 Укажите правильное сочетание.

Формами рационального познания являются:

A. Отражение предметов или явлений в виде образа.

Б. Форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений.

B. Форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается.

Г. Процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся.

1) АБВ;

2) АВГ;

3) БВГ;

4) все перечисленное.

А18 Понятие — это:

1) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений;

2) форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается;

3) процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления;

4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

А19 Суждение — это:

1) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений;

2) форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается;

3) процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления;

4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

А20 Умозаключение — это:

1) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений;

2) форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается;

3) процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления;

4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

А21 И чувственное, и рациональное познание:

1) формирует знания о предмете;

2) дает наглядный образ предмета;

3) начинается с ощущения;

4) использует логические умозаключения.

А22 Интуитивное познание — это:

1) нечто, связанное с разумом;

2) божественное озарение;

3) непосредственное постижение истины;

4) нечто, реально не существующее в процессе познания.

А23 Истина — это знание:

1) отражающее объективные свойства предмета;

2) отвечающее интересам большинства;

3) добытое только научным путем;

4) доступное каждому.

А24 Истина — это знание:

1) высказанное наиболее авторитетными в обществе людьми;

2) добытое в результате наблюдений за реальными процессами;

3) соответствующее самому предмету, а не субъективным мнениям о нем;

4) отражающее разные стороны изучаемого предмета.

А25 Истинное знание в отличие от ложного:

1) создается в результате познавательной деятельности;

2) требует усилий для понимания;

3) соответствует самому предмету познания;

4) выявляется только в ходе эксперимента.

А26 Истинное знание в отличие от ложного:

1) достоверно отражает действительность;

2) целенаправленно добывается в ходе познавательной деятельности;

3) выявляется только путем эксперимента;

4) излагается в форме теории.

А27 Ложным является знание:

1) противоречащее житейским представлениям;

2) несоответствующее предмету изучения;

3) изложенное малопонятным языком;

4) не проверенное входе эксперимента.

А28 Верны ли следующие суждения?

А. Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А29 Знание, независимое от пристрастий и произвола людей, выражается понятием:

1) объективная истина;

2) справедливость;

3) критерий истины;

4) умозаключение.

А30 Укажите правильное сочетание.

A. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся моменты как абсолютной, так и относительной истины.

Б. Абсолютной истиной называется устоявшееся знание о предмете, явлении, исчерпывающее содержание какого-либо элемента его структуры, функции или фазы развития.

B. Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, т.е. это то, что очевидно, что нельзя себе представить иначе.

Г. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными.

1) АБВ;

2) АБГ;

3) БВГ;

4) все перечисленное.

А31 Верны ли следующие суждения?

А. Всякая истина является абсолютной.

Б. Относительная истина есть элемент познания абсолютной.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А32 Верны ли следующие суждения?

А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной.

Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А33 Верны ли следующие суждения ?

А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя себе представить иначе.

Б. Относительная истина представляет собой знание, достаточное для успешного ведения человеком своих дел.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А34 Верны ли следующие суждения?

А. В каждой относительной истине есть элемент абсолютной.

Б. Всякая истина является абсолютной.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А35 Верны ли следующие суждения?

А. Поскольку все наши знания только относительно истинны, познание мира невозможно.

Б. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся элементы относительной истины.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А36 Укажите правильное сочетание.

A. Относительная истина представляет собой знание, которое нельзя себе представить иначе, но с которым согласны все.

Б. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся моменты как абсолютной, так и относительной истины.

B. Абсолютной истиной называется устоявшееся знание о предмете, явлении, исчерпывающее содержание какого-либо элемента его структуры, функции или фазы развития.

Г. Относительной истиной называется знание неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях, на определенном этапе развития как объекта, так и субъекта познания.

1) АБВ;

2) АБГ;

3) БВГ;

4) все перечисленное.

А37 Основным и решающим критерием истины является:

1) непротиворечивость;

2) признание большинством;

3) очевидность;

4) практика.

А38 Истинным является знание:

1) которое очевидно и его нельзя представить иначе;

2) достаточное для ведения человеком своих дел;

3) соответствующее содержанию объекта познания и проверенное на практике;

4) основанное на доверии к уму и познаниям великих ученых.

А39 Критерием истины является:

1) поддержка данного утверждения авторитетными учеными;

2) публикация утверждения в научном журнале;

3) проверка практикой;

4) соответствие утверждения предшествующим выводам.

А40 Укажите правильное сочетание.

Практика как критерий истины включает

A. Материальное производство.

Б. Накопленный исторический опыт.

B. Научный эксперимент.

Г. Теоретическое обоснование выводов.

1) АБВ;

2) АБГ;

3) АВГ;

4) БВГ.

А41 Для эмпириков критерием истины является:

1) теоретическая обоснованность;

2) логическое доказательство;

3) материальное производство;

4) результат опыта.

А42 Для рационалистов критерием истины является:

1) теоретическое доказательство;

2) практика;

3) материальное производство;

4) результат опыта.

А43 Отрицают возможность получить истинное знание:

1) рационалисты;

2) идеалисты;

3) эмпирики;

4) агностики.

А44 Какие из философов считали, что решающая роль в познании принадлежит чувственному опыту?

1) агностики;

2) эмпирики;

3) рационалисты;

4) материалисты.

А45 Какие из философов считали, что решающая роль в познании принадлежит мышлению?

1) агностики;

2) эмпирики;

3) рационалисты;

4) материалисты.

А46 Укажите правильное сочетание.

Отличительные черты научного познания:

A. Стремление к объективности.

Б. Создание теории.

B. Образность.

Г. Эмоциональная выразительность.

1) АБ;

2) БГ;

3) АВГ;

4) БВГ.

А47 Доказательность как признак научного знания — это:

1) подтверждение знания опытом;

2) подтверждение авторитетами;

3) совпадение с интуицией ученого;

4) признание большинством.

А48 К особенностям научного знания относится:

1) очевидность для каждого;

2) доказательность;

3) нацеленность на практический результат;

4) соответствие цели и средств.

А49 Научное познание характеризуется:

1) отражением действительности в художественных образах;

2) выявлением закономерностей развития мира;

3) направленностью на преобразование мира;

4) выработкой нравственных норм.

А50 Научное познание в отличие от других видов познавательной деятельности опирается на:

1) данные наблюдений;

2) накопленный опыт;

3) эксперимент и теоретическое обоснование выводов;

4) метод рассуждений.

А51 Укажите правильное сочетание.

Научное знание всегда соответствует принципам:

A. Объективности.

Б. Системности.

B. Универсальности.

Г. Наблюдаемости.

1) АБВ;

2) АБГ;

3) БВГ;

4) все перечисленное.

А52 Непосредственная цель научного познания — это:

1) добывание объективных знаний о мире;

2) создание высокоразвитой цивилизации;

3) воспитание людей в духе гуманизма;

4) управление политическими процессами.

А53 Верны ли следующие суждения?

А. Непосредственная цель науки — изучение окружающей действительности.

Б. Непосредственная цель науки — теоретическое отражение действительности.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А54 Верны ли следующие суждения?

А. Научное познание призвано регулировать нравственные и правовые отношения в обществе.

Б. Научное познание призвано отражать действительность в художественных образах.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А55 Слово, обозначающее деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не существовавшее, —

1) моделирование;

2) творчество;

3) познание;

4) изучение.

А56 Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:

1) использует эксперимент;

2) подходит к работе творчески;

3) развивает свои интеллектуальные возможности;

4) добывает знание, новое для всего человечества.

А57 Укажите правильное сочетание.

Формами эмпирического познания являются:

A. Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира.

Б. Отражение предметов и их свойств в виде целостного образа.

B. Отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в памяти.

Г. Форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается.

1) АБВ;

2) АБГ;

3) БВГ;

4) все перечисленное.

А58 Укажите правильное сочетание.

Теоретическое знание соответствует признакам:

А Имеет дело с гипотезами, идеями концепциями.

Б. Связь с действительностью носит опосредованный характер.

В. Постигает внутренние, скрытые связи и отношения.

Г. Не отличается от эмпирических знаний.

1) АБВ;

2) АБГ;

3) БВГ;

4) все перечисленное.

А59 Верны ли следующие суждения?

А. При создании теории используются формы чувственного познания.

Б. При создании теории используются формы рационального познания.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А60 Суждение: «Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» — это:

1) интуитивная догадка;

2) экспериментально подтвержденный факт;

3) художественный образ;

4) научная гипотеза.

А61 Только в состав научного знания входят:

1) установленные факты;

2) экспериментально обоснованные выводы;

3) логические умозаключения;

4) результаты наблюдений.

А62 Способом познания является:

1) наблюдение;

2) житейский опыт;

3) любознательность;

4) народная мудрость.

А63 Верны ли следующие суждения?

А. Метод наблюдения опирается на формы чувственного познания.

Б. Метод наблюдения опирается на формы рационального познания.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А64 Верны ли следующие суждения?

А. Особенностью социального познания является влияние позиций исследователя на оценку фактов.

Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А65 Верны ли следующие суждения?

А. Человек — предмет изучения всех наук.

Б. Человек — предмет изучения только гуманитарных наук.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А66 Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных данных о действительности, а также результат этой деятельности — это:

1) наука;

2) образование;

3) философия;

4) общественное сознание.

А67 Верны ли следующие суждения?

А. Вне науки получить объективное знание невозможно.

Б. Наука является одним из способов познания действительности.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А68 Соблюдение таких принципов, как обоснованность, достоверность, системность обязательно в деятельности:

1) писателя;

2) художника;

3) ученого;

4) артиста.

А69 Общее для науки и художественного творчества является:

1) стремление к достоверности;

2) стремление к осмыслению действительности;

3) обоснование предположений;

4) формирование чувства прекрасного.

А70 Научные знания отличаются от религиозных тем, что они:

1) могут быть .предметом изучения в школе;

2) предполагают проверку истинности каких-либо сведений;

3) опираются на авторитетные мнения;

4) передаются из поколения в поколение.

А71 И религиозному, и научному знанию свойственно то, что они;

1) носят объективный характер;

2) предполагают доказательства;

3) могут передаваться из поколения в поколение;

4) необходимы человеку для рациональной деятельности.

А72 Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям:

1) закон «падающего бутерброда»;

2) закон стоимости;

3) закон фотоэффекта;

4) закон спроса.

А73 Знания являются результатом:

1) психологических особенностей личности;

2) познавательной деятельности;

3) биологических потребностей;

4) инстинкта.

А74 Процесс познания, где человек делает себя самого предметом изучения, называется;

  1. самовоспитание;

2) самопознание;

3) самореализация;

4) самообладание.

А75 Верны ли следующие суждения?

А. Самопознание невозможно, поскольку объект такого познания постоянно меняется.

Б. Самопознание возможно, несмотря на изменчивость самого объекта познания.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А76 Верны ли следующие суждения?

А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «я».

Б. Познавая себя, мы познаем мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

Ответы

А1 – 4

А11 – 1

А21 – 1

А31 – 2

А41 – 4

А51 – 1

А61 – 2

А71 – 3

А2 – 3

А12 – 1

А22 – 3

А32 – 2

А42 – 1

А52 – 1

А62 – 1

А72 – 1

А3 – 3

А13 – 2

А23 – 1

А33 – 4

А43 – 4

А53 – 2

А63 – 1

А73 – 2

А4 – 1

А14 – 3

А24 – 3

А34 – 1

А44 — 2

А54 – 4

А64 – 3

А74 – 2

А5 – 1

А15 – 2

А25 – 3

А35 – 2

А45 – 3

А55 – 2

А65 – 4

А75 – 2

А6 – 3

А16 – 1

А26 – 1

А36 – 3

А46 – 1

А56 – 4

А66 – 1

А76 – 3

А7 – 3

А17 – 3

А27 – 2

А37 – 4

А47 – 1

А57 – 1

А67 – 2

А8 – 2

А18 – 1

А28 – 4

А38 – 3

А48 – 2

А58 – 1

А68 – 3

А9 – 3

А19 – 2

А29 – 1

А39 – 3

А49 – 2

А59 – 2

А69 – 2

А10 – 3

А20 – 3

А30 – 2

А40 -1

А50 – 3

А60 – 4

А70 – 2

Чувственное и рациональное познание

Человеку необходимы знания о себе и окружающем мире. Именно знания позволяют нам адаптироваться в мире, объяснять и предвидеть приближение некоторых событий. Сегодня мы имеем возможность изучать различный опыт разных народов. Вместе с тем различают чувственное и рациональное познание. Давайте попробуем разобраться в этом более подробно.

Рациональное познание

Чувственный и рациональный уровни познания имеют свои формы. Сначала разберем формы рационального познания:

  1. Мышление преобразует чувственный опыт и предоставляет возможность получить определенные знания о таких отношениях, которые недоступны одному лишь чувственному познанию.
  2. Сравнение позволяет выделить общие существенные черты, в результате чего формируется правильное понятие.
  3. Понятие является формой мышления, которая отражает предметы или явления в их существенных признаках. Известно, что понятие строится на основе представления, которое является чувственной формой. Признаки предметов, полученные из представления подвергаются тщательному анализу и разбираются с выделением на существенные. Для того, чтобы что-то понять, необходимо пропустить это через свои ценности, идеалы, опыт, нормы и т.д.
  4. Суждение является формой мысли, в которой можно что-то утвердить или отрицать через связь определенных понятий. При помощи суждения мы можем раскрыть одну из сторон предмета, которая выражается в отсутствии или наличии отдельного признака. Для того, чтобы о чем-нибудь судить, необходимо выразить собственное мнение по поводу сказанной мысли.
  5. Умозаключением называют форму мышления, при помощи которой можно получить новое суждение на основании других.

Чувственное познание

Этот вид также имеет свои формы:

  1. Ощущения являются прямым воздействием на органы чувств. Они отражают ситуации и предметы при воздействии на зрение, обоняние, осязание, слух, вкус и прочие органы чувств.
  2. Восприятие воздействует на органы чувств целостным образом предмета. Оно связано с активным обнаружением, а также различением и анализом свойств, предметов при помощи наших рук, глаз, ушей и т.д. Именно восприятие связывает и соотносит предметы в пространстве и времени. Таким образом, обеспечивается ориентировка познающего субъекта в окружающей обстановке.
  3. Представление является чувственным образом предметов и ситуаций, которые сохраняются в сознании без их непосредственного воздействия. Представление позволяет формировать образы предметов на основе воспоминаний или продуктивного воображения.

Важно отметить, что особенности рационального и чувственного познания должны гармонично сочетаться друг с другом. Нельзя руководствоваться только одной стороной.

Для лучшего понимания давайте рассмотрим примеры рационального и чувственного познания. Рациональное познание происходит когда:

  • вы читаете научную статью;
  • проводите эксперимент;
  • выдвигаете теорию;
  • доказываете теорему;
  • проводите социологический опрос и т.д.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, когда вы:

  • пробуете вкусную пищу;
  • наблюдаете прекрасный пейзаж;
  • занимаетесь любовью;
  • слушаете музыку;
  • наслаждаетесь ароматом чудесных духов и т.д.

Настоящий процесс познания должен происходить при взаимосвязи чувственных и рациональных форм. Их можно выделять и рассматривать по-отдельности, но они являются сторонами единого процесса, поэтому должны работать сообща. В некоторых случаях может преобладать рациональный компонент (наука), в других — чувственный (искусство). При этом взаимосвязь чувственного и рационального познания очень важна. Если они будут функционировать в гармонии друг с другом, личность сможет принимать правильные решения и оставаться при этом счастливой.

Чувственное и рациональное познание и их формы

Субъект обладает способностью познавать через органы чувств и способностью к абстрактному, понятийному мышлению (органы чувств у человека «внешние» (зрение, слух, осязание и т.п.) и «внутренние». Через последние (ощущение боли, например) человек получает информацию о своем физическом состоянии, о болезни того или иного органа. Существует три формы чувственного познания:

1) ощущение (отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств человека);

2) восприятие (это отражение предметов в целостности их свойств — по «виду», «вкусу» и т.д., непосредственно воздействующих на органы чувств человека);

3) представление – это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Здесь нет уже конкретного предмета, который отражается. Но остается столь же конкретный образ о нём, как и в восприятии, с той лишь разницей, что этот образ несколько «усреднен», на него действуют аналогичные образы прошлого, и он теряет уже некоторые свои уникальные случайные черты. Для представления характерны память, ее «оживление». Могут быть получены представления реальные, на которые человек способен реагировать или же представления нереальные. Представления по своим признакам есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной способности человека – «рациональной».

Само чувственное познание представляет сложное явление и в истории философской мысли существовали различные подходы к его реализации ( табл. )

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Философская концепция Основное содержание концепции
Локка Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.
Канта Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами.
Гуссерля Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.

Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения, умозаключения. Понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятие «человек», «самолёт» и т.д.). Суждение — есть отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо о чём-либо. На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

Все три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, её как форму способности человека называют умом, а как нечто процессуальное — мышлением. При анализе ума и мышления часто выделяют их уровни, ступени развития. Философская традиция различает рассудок и разум, где разум — высшая ступень логического понимания, преодолевающая недостатки рассудочного мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум. Мышление связано с языком. Язык – это система знаков, имеющих значение. В качестве знаков могут выступать звук; рисунки, чертежи, жесты и т.п. «Значение» — это содержание, закреплённое знаком; связь значения со знаком в разных языках различна (например, слова, означающие дом или корабль). Знак является не объектом познания, хотя и мо­жет быть таковым, а средством познания. Мышление неразрывно связано с языком лишь при общении людей друг с другом при социально значимом вы­ражении мысли. Но имеет место также невербальное (т.е. без знаков) мышле­ние. Ребенок ещё не научился говорить, но он уже мыслит наглядно-чувственными образами.

В разные исторические эпохи философы по разному трактовали природу рационального познания ( Табл. )

Таблица 12. Что такое рациональное познание?

Истори­ческая эпоха филосо­фии Природа рационального познания
Антич­ность Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в пра­вилах логики (Аристотель).
Средние века Рациональное познание оперирует универса­лиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в са­мих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают еди­ничные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли — обобще­ния, концепции (концептуалисты).
Новое время Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возмож­ность логики (Кант). Мысли — это продукт обработки чувств (сен­суализм Локка). Мышление — это наивыс­шая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображе­ние практики (Маркс).

В истории философии по вопросу о соотношении чувственного и рационального познания существовали два основных направления: сенсуализм и ра­ционализм: Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует её в ущерб рассудку и разуму. Положение сенсуализма: нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах. Представителями сенсуализ­ма были Аристотель, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Фейербах и др. Противо­положную линию проводили рационалисты: Парменид, Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др. Они признавали разум ос­новой познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации.

Однако многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязанности и взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными цепями взаимоопределения. В силу этого содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, вооб­ражения. Чувственное и рациональное «пронизывают» друг друга.

Чувственное познание доставляет человеку тот минимум информации, который необходим для его рационалистической деятельности. Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного постижения действительности и обеспечивать фактически безграничное, поступательное развитие знания. Если рациональное невозможно без чувственного, то полнота чувственного достижима лишь в его дополненности рациональным. В реальном познании взаимосвязаны и выступают как единое целое чувственное и рациональное. Это единство нисколько не нарушает то, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других – рациональное начало.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *