Датчик охлаждающей жидкости

Датчик охлаждающей жидкости

Устройство и принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости

«Прародителем» современного датчика температуры охлаждающей жидкости было термореле, которое устанавливалось на некоторые двигатели (например, в системе распределенного впрыска K-Jetronic). Контакт термореле открыт – идет прогрев двигателя, контакт закрыт – мотор работает в своей нормальной температуре.

В настоящее время основа датчика температуры охлаждающей жидкости – это термистор (резистор, который измеряет сопротивление в зависимости от температуры). Контроль за температурой ОЖ осуществляется непрерывно. Материалом для изготовления термистора служит обычно оксид никеля или кобальта. Особенность этих соединений в том, что при увеличении температуры у них увеличивается количество свободных электронов и, соответственно, уменьшается сопротивление.

Чаще всего термистор, который находится внутри ДТОЖ, имеет отрицательный температурный коэффициент. Максимальное сопротивление датчик имеет при холодном двигателе. На датчик температуры охлаждающей жидкости подается напряжение (5В), и по мере изменения сопротивления оно уменьшается. Блок управления двигателем фиксирует изменения напряжения и в соответствии с ним определяет температуру охлаждающей жидкости.

Схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости

На некоторых двигателях (например, на моторах Renault) установлен датчик температуры охлаждающей жидкости с положительным температурным коэффициентом. Он устроен так же, однако при увеличении температуры сопротивление на нем не уменьшается, а увеличивается.

Проверяем датчик температуры охлаждающей жидкости

Автор статьи
14 июня 2014

ДЖОТ (датчик температуры охлаждающей жидкости) рассчитан для контроля температуры внутри двигателя и осуществления работы радиаторного вентилятора. Не смотря на кажущуюся простоту, он является важнейшим элементов в управляющей системе охлаждения.

К сожалению, датчик температуры способен быстро выйти из строя и в связи с этим привести к нестабильной работе силовой агрегат. Поэтому, каждый автолюбитель должен быть в курсе, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости самостоятельно.

Быстрая проверка ДЖОТ

В большинстве автомобилей расположены датчики температуры охлаждающей жидкости, в основе которых находится термостат. При росте температуры в измеряемом устройстве его сопротивление уменьшается. Появляется так называемый, отрицательный температурный коэффициент. А вот ДЖОТ с положительным температурным эффектом используются в автомобилях Renault. Методы тестирования данных датчиков не отличаются. Разница состоит только в зависимости сопротивления напряжения у датчика температуры охлаждающей жидкости от температуры измеряемого устройства.

  1. Методика не требующая демонтажа датчика. Для этого необходимо прогреть двигатель и заглушить его, но зажигание оставить включенным. Вольтметром замеряется напряжение на выходах датчика температуры охлаждающей жидкости. Напряжение в 2 В. для холодного состояния, 0,5 для горячего считается нормальным. Если напряжение в первом случае упало (1,5 В.), а во втором повысилось (1,25 В.), то не зря был проверен этот элемент, смело следует производить замену электронного датчика. Эта неисправность приводит к трудностям зажигания холодного двигателя и к переобогащению смеси при его горячей работе.
  2. Более тщательная проверка, подразумевающая демонтаж ДЖОТ. Перед началом проверки необходимо слить всю охлаждающую жидкость и демонтировать датчик. Далее ДЖОТ погружается в воду, которую надо постепенно нагреть до температуры близкой к кипению (около 80 С.). Если датчик исправен, то с повышением температуры его показания будут уменьшаться. Каждые 10 С. воды будут уменьшать показания датчика в среднем 800-1200 Ом. в начале (до 30 С.), затем колебания снизаться в район от 100 до 400 Ом. 0 С. – 4800-6600 Ом. в начале и при температуре в 80 С. датчик покажет 270-380 Ом.

У датчика с положительным коэффициентом показания наоборот будут увеличиваться вместе с температурой воды и составят: 0 С. – 254-266 Ом., 40 С. – 315-329 Ом.

Если проверка датчика подтвердила его работоспособность, а температурный указатель приборной панели показывает одинаковые значения, следовательно, нужно провести дополнительную диагностику.

Диагностика проводиться только с демонтированным датчиком температуры охлаждающей жидкости. На плюсовой провод ДЖОТ подключается к выводу контрольной лампы, а второй вывод присоединяется на массу аккумулятора. После, необходимо включить зажигание и посмотреть загорелась ли контрольная лампа и как ведет себя указатель датчика температуры. Если он не двигается, то в его цепи имеется неисправность. Придется демонтировать щиток приборов и ремонтировать указатель температуры.

Если же при зажигании, указатель начинает движение и включается лампа, то можно смело менять датчик. Ну а при не горящей лампе и не двигающемся указателе придется готовиться к диагностике всей проводки.

Данные методы диагностики не являются самыми точными, но они отлично подходят для быстрой проверки работы датчика и всей системы, отвечающей за температуру охлаждающей жидкости. Запомните, в автомобиле нет лишних деталей. Любая мелкая неполадка влечет за собой уйму проблем. Лечить проблему лучше на стадии проверки системы, а не во время ее реанимации.

«Лайки» в соц. сетях:

Характеристика датчика температуры ОЖ

Итак, что представляет собой основной или дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), какое его устройство, какие функции выполняет установленный в системе охлаждения элемент? Для начала предлагаем узнать, где находится датчик температуры двигателя и какие функции он выполняет.

Назначение и местонахождение

Датчик ТОЖ представляет собой устройство, использующееся для поддержки оптимальной работы основных узлов транспортного средства. Этот регулятор позволяет обеспечить быстрый прогрев двигателя, а также не допустить его перегрева. Датчик ТОЖ имеет небольшие размеры, тем не менее, его важность отрицать нельзя. Если датчик охлаждающей жидкости по каким-то причинам неисправен, это может привести к более серьезным последствиям. Особенно, если неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости обнаружена несвоевременно.

Место установки регулятора в Ладе

Сам регулятор представляет собой достаточно небольшое по размерам устройство, выполненное в пластмассовом корпусе и оснащенное стальной резьбой. Если вам интересно, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, то сейчас мы дадим на него ответ. С помощью резьбы устройство может устанавливаться и подключаться к выпускной магистрали головки БЦ, просто вкручиваясь в нее.

В зависимости от конструктивных особенностей авто, он также может стоять рядом с корпусом термостата или прямо на корпусе. Автомобильный температурный датчик должен стоять таким образом, чтобы он напрямую контактировал с расходным веществом. Соответственно, если уровень антифриза в системе будет слишком низким, то показания датчика могут быть некорректными.

Некоторые автолюбители путают понятия, для них ДТОЖ — это то же самое, что датчик уровня охлаждающей жидкости или датчик температуры и давления воздуха. Это в корне неправильно, поскольку датчик уровня охлаждающей жидкости используется для определения объема расходного материала. Его роль не так значима, как у ДТОЖ. Тем более, что датчик уровня охлаждающей жидкости стоит в расширительном бачке хладагента. В зависимости от конструктивных особенностей авто, может использоваться два ДТОЖ — один из них определяет температуру на выходе из мотора, а другой — из радиатора.

Устройство и принцип работы

Как работает датчик температуры охлаждающей жидкости? С расположением и предназначением разобрались, теперь рассмотрим конструкцию и принцип работы. Основным конструктивным компонентом является термистор-резистор, который меняет сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости в соответствии с температурным режимом. Этот компонент устанавливается в стальной корпус с резьбой, к которому подключена хвостовая пластмассовая часть, где находятся контакты, использующиеся для подключения проводки. Схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости довольно простая. Один контакт регулятора — это плюс, он подключается к ЭБУ, а второй — это минус, он соединяется с массой (автор видео — канал Valerii1986).

Чтобы устройство нормально работало, ему необходимо питание 5 вольт, которое подается от ЭБУ с помощью резистора, обладающего постоянным сопротивлением. Так как сам термистор имеет отрицательный коэффициент, уровень его сопротивления при увеличении температуры будет снижаться. Соответственно, будет падать и уровень напряжения, которое питает регулятор. В соответствии с падением этого параметра ЭБУ рассчитывает температурный режим мотора, а показания выводятся на приборную панель. Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости, о чем водитель может узнать по контроллеру с сигнальной стрелкой на приборке, может свидетельствовать о его неисправности.

Признаки неисправности контроллера

Теперь рассмотрим признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости. В целом этот контроллер достаточно надежен, поскольку его конструкция простая. Тем не менее, и в работе этого устройства могут произойти поломки. Как правило, они обусловлены нарушение градуировки, которая, в свою очередь, влияет на некорректную работу ЭБУ, так как часть опций этот узел выполняет, учитывая температурный режим мотора. Если не работает указатель температуры, то первостепенным признаком его выхода из строя считается отсутствие включения вентилятора.

Тем не менее, этот симптом не является основополагающим, более точно о выходе из строя регулятора могу сказать такие симптомы:

  • повышенный расход горючего;
  • увеличенные обороты двигателя при движении на холостом ходу;
  • если не работает датчик, это также может привести к появлению детонации в работе двигателя;
  • есть вероятность, что на горячую мотор будет запускаться с трудом;
  • перегрев двигателя (автор видео — Денис Циркунов).

С последним признаком необходимо быть наиболее внимательным, поскольку этот симптом может привести к повреждению головки блока. В старых авто определить неисправность позволяет контроллер на приборной панели — если вы увидели, что стрелка устройства перешла за стандартную отметку — авто нужно остановить и выявить причину проблемы. В более современных машинах на экране бортового компьютера при перегреве мотора либо выходе из строя ДТОЖ может появиться соответствующее сообщение. Как показывает практика, замена датчика температуры охлаждающей жидкости обычно производится в случае окисления или повреждения его контактов, также причина может заключаться и в обрыве проводки.

Способы самостоятельной диагностики

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Перед тем, как снять и заменить датчик, нужно удостовериться в том, что проблема неисправности заключается именно в нем. Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости может быть произведена в домашних условиях, для этого есть несколько способов.

Для начала опишем первый способ — как проверить термодатчик путем помещения его в воду:

  1. Для начала нужно положить термометр в емкость с холодной водой. Как вариант, можно использовать чайник. Желательно использовать электронный девайс, так как нужно будет измерить температурный показатель при повышенных температурах.
  2. Затем к контроллеру нужно подключить тестер — мультиметр, который нужно настроить в режим замера сопротивления.
  3. Затем сам ДТОЖ устанавливается в чайник.
  4. Произвести замер показаний регулятора и записать их на бумажку.
  5. Далее, емкость ставится на печку и нагревается, при этом вы должны снимать значения сопротивления ДТОЖ при достижении основных точек нагрева — 15, 15, 20, 25 градусом и т.д.
  6. После этого необходимо сравнить полученные значения с теми, которые приведены в таблице.

Фотогалерея «Диагностика своими руками»

1. Замер сопротивления регулятора2. Таблица зависимости параметров ДТОЖ

В том случае, если показания отличаются от наиболее оптимальных, это говорит о поломке регулятора, соответственно, его надо будет менять. Есть еще один вариант диагностики. Как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости без термометра?

Принцип этого метода заключается в том, что при нагреве температурный показатель воды будет составлять максимум 100 градусов, не больше. Поэтому эту точку можно взять за основное значение и произвести замер сопротивления. Когда вода закипит, уровень сопротивления регулятора должен составлять около 177 Ом. Если взять во внимание погрешности, то данный показатель может составлять примерно 190-210 Ом.

Действия автовладельца в случае поломки датчика

Если регулятор работает некорректно, то у вас есть несколько вариантов:

  • удостовериться в том, что проблема заключается не в обрыве проводки, если это так, то поврежденную цепь нужно восстановить;
  • проверить контакты на предмет окисления — для этого провод питания нужно отсоединить, а контакты зачистить;
  • если эти действия не помогли, то единственным выходом будет замена.

Инструкция по снятию, замене и подключению ДТОЖ

Демонтаж контроллера ТОЖ

Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости своими руками? Перед тем, как заменить контроллер, нужно точно знать, где он расположен в вашем авто, для уточнения можно воспользоваться сервисной книжкой.

Процесс замены выглядит так:

  1. Откройте капот автомобиля и открутите крышку заливного отверстия бачка с антифризом.
  2. Затем под сливное отверстие хладагента нужно подставить емкость, а крышку отверстия нужно выкрутить.
  3. Отсоедините провод, который питает контроллер.
  4. Сам контроллер, в зависимости от конструктивных особенностей авто, может быть зафиксирован при помощи защелки, хомута, или закручен резьбой. Произведите демонтаж устройства.
  5. Далее, производится установка датчика температуры охлаждающей жидкости. Замененный девайс перед монтажом можно обработать герметиком, в частности, речь идет о соприкасающихся поверхностях.
  6. Залейте обратно антифриз.

Цена вопроса

Стоимость устройства определяется моделью авто, в котором оно будет использоваться, а также производителем. Регуляторы JP GROUP стоят около 200 рублей, от производителя BERU — в районе 350 рублей, от производителя Hella — примерно 700 рублей. Цены указаны средние, без учета модели авто.

>Видео «Секреты диагностики»

Наглядная инструкция и секреты диагностики приведены на видео ниже (автор — Дмитрий Мазницын).

Как должна работать лампочка охлаждающей жидкости

Как и большинство индикаторов на панели приборов, лампочка охлаждающей жидкости при верной работе агрегатов и отсутствии проблем с охлаждением ДВС, выключена при заведенном моторе.

Она должна загораться в момент старта двигателя, тем самым компьютерная система автомобиля сверяет наличие связи между температурными датчиками и лампочкой на панели приборов. Если лампочка после старта мотора спустя 2-5 секунд погасла, значит, система прошла диагностику, и никаких разрывов или проблем в цепи между индикатором и датчиками не обнаружено. В том случае, когда лампочка охлаждающей жидкости не загорается при старте двигателя, следует искать неисправность непосредственно в индикаторе. Не исключено, что лампочка (светодиод) перегорела.

Если после старта двигателя лампочка охлаждающей жидкости на панели приборов автомобиля продолжает гореть, значит, имеются проблемы с датчиком или цепью, и информация к индикатору не поступает. Также подобная индикация может сигнализировать о проблеме с одним или несколькими элементами системы охлаждения мотора.

Обратите внимание: Современные автомобили имеют продвинутую систему индикации на панели приборов, и лампочки могут работать в нескольких режимах. Производители автомобилей часто пользуются подобной возможностью для индикатора охлаждающей жидкости, и он загорается красным в момент перегрева или синим при излишнем охлаждении.

Почему горит лампочка охлаждающей жидкости


Как было сказано выше, индикация о проблеме в охлаждающей системе автомобиля загорается при повышенной или пониженной температуре двигателя, то есть при любом отклонении от номинального температурного режима. Чаще всего лампочка сигнализирует о недостатке в баке охлаждающей жидкости и необходимости ее в срочном порядке долить. Смешивать антифриз можно не всегда, и следует ответственно подходить к выбору охлаждающей жидкости для автомобиля.

Важно: Если индикатор охлаждающей жидкости загорелся на горячем двигателе, ни в коем случае не доливайте сразу антифриз. Мотору необходимо дать время остыть, иначе перепад температуры между горячими элементами двигателя и охлаждающей жидкостью приведет к появлению трещин в головке блока цилиндров.

При этом лампочка охлаждающей жидкости может гореть на панели приборов не только в том случае, когда имеются проблемы с антифризом. Возможно, что неисправен один из элементов охлаждающей системы, и выявить проблему наиболее точно можно с помощью электронного диагностического оборудования в сервисе.

Что делать если загорелась лампочка охлаждающей жидкости в дороге

Проблема с охлаждением двигателя чаще всего появляется именно во время движения автомобиля, когда мотор работает на различных нагрузках в течение продолжительного периода времени. Охлаждение может перестать справляться с нагревом, и в таком случае у водителя загорится соответствующая лампочка. Если индикатор охлаждающей жидкости загорелся при движении автомобиля, необходимо сделать следующее:

  • Включить систему отопления автомобиля до тех пор, пока не будет найдено место, чтобы остановиться. При включении отопления часть тепла отводится от мотора, тем самым водитель организует дополнительное охлаждение;

  • Далее необходимо остановиться, но не выключать двигатель. Откройте капот и убедитесь, что вентилятор работает в штатном режиме. Если он не крутится – проблема найдена, и необходимо определить причину, по которой он вышел из строя;
  • Убедившись, что вентилятор исправен, выключите двигатель и дотроньтесь до радиатора. Если он холодный, значит, мог выйти из строя термостат. Когда радиатор слегка теплый, проблему следует искать в нем или помпе;
  • Проверьте натяжение ремней;
  • При необходимости долейте охлаждающую жидкость (но не в горячий двигатель!).
  • Если по первичным признакам обнаружить проблему, из-за которой загорелась лампочка охлаждающей жидкости, не получилось, необходимо завести двигатель и без резких ускорений добраться до ближайшего сервисного центра или площадки, где имеется диагностическое оборудование.


    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *