Декартов квадрат принятия решений
Нынешний век является веком высоких технологий, суперсовременных разработок и бешеного ритма жизни. Ежедневно жизнь сталкивает нас лицом к лицу с необходимостью решения огромного количества задач, для чего нам приходится постоянно размышлять над тем, какой выбор стоит сделать в каждой отдельно взятой ситуации. И размышляя над тем, каким пойти путём, все мы используем какие-то свои навыки, методы и техники принятия решений, которые основываются, главным образом, на нашем жизненном опыте, мнениях, позициях, взглядах, точках зрения. Но всегда ли наши способы принятия решений хороши и эффективны? Можно с уверенностью сказать, что далеко не всегда.
Техника принятия решений, о которой мы поговорим в этой статье, конечно, не является волшебной, однако настолько адаптивна и проста в использовании, что считается, пожалуй, одной из самых лучших, имеющихся на сегодняшний день. Называется она «Квадратом Декарта».
Чтобы не возникало лишних вопросов, следует сказать, что автором данной техники является Рене Декарт – французский философ, физиолог, физик, механик, математик, а также основоположник алгебраической символики и аналитической геометрии и автор философского метода радикального сомнения.
Содержание
- Квадрат Декарта
- Как пользоваться Квадратом Декарта?
- Что случится, если это произойдёт?
- Что случится, если это НЕ произойдёт?
- Чего НЕ случится, если это произойдёт?
- Чего НЕ случится, если это НЕ произойдёт?
- Данная техника не подходит для ситуаций поиска лучшего выбора, вроде: «какую машину покупать?», «на ком жениться?» или «какую работу лучше выбрать?».
- Названа в честь Рене Декарта с его координатами. Что это такое проходили в школе: две оси, перпендикулярные друг другу и т.д. Да, иногда эта техника называется «Картезианский квадрат» — просто потому, что латинизированное имя Декарта Картезий (Cartesius).
- Что я получу, если не сделаю?
- Что я получу, если сделаю?
- Что я потеряю, если не сделаю?
- Что я потеряю, если сделаю?
- Естественно, здесь важно честно определить все основные критерии «за» и «против».
- Многие догадываются, что «получу, если сделаю» похоже на «потеряю, если не сделаю», а «получу, если не сделаю» на «потеряю, если сделаю». Вроде бы. Но наша голова работает довольно хитро: приобретения внутренне сильно отличаются от потерь. Понятно, что могут быть некоторые пересечения, но обычно ответы довольно разные. Тем более «вес».
- Где проходим
- По теме
- Что такое Квадрат Декарта и в чем его преимущества
- Как использовать Квадрат Декарта на практике?
- Нюансы и советы по использованию
Квадрат Декарта
Квадрат Декарта является предельно простой техникой принятия решений, которая требует для своего использования очень небольшого количества времени. При помощи Квадрата Декарта легко установить наиболее значимые критерии выбора, а также оценить последствия любого варианта принимаемого решения.
Если взглянуть на жизнь обычного человека, то можно увидеть, что когда он оказывается в ситуации, где необходимо принимать решения, он, как правило, концентрируется на одной или двух его особенностях, тем самым загоняя себя в своеобразный тупик, в котором не замечаются другие значимые критерии выбора. Кроме того, стандартное мышление человека способствует тому, что он задаёт себе всего лишь один вопрос: «Что будет, если это произойдёт?», ведь обычный сценарий поведения подразумевает выполнение какого-либо действия и оценку последующей за ним обратной связи. Но на практике уже было сотни раз доказано, что в первую очередь необходимо сначала основательно подумать и только после этого выполнять действие. И Квадрат Декарта как раз и рассчитан на то, чтобы сначала подумать, но не просто перебрать в голове несколько вариантов, а расписать всё на бумаге, следуя определённой технологии.
В качестве примера можно привести следующую ситуацию: вы хотите сменить род деятельности (устроиться на новую работу, заняться своим бизнесом, уйти во фриланс и т.д.), но никак не можете избавиться от сомнений на этот счёт. Вы, конечно, видите все плюсы и преимущества нового вида деятельности, но не знаете, что это такое – заниматься тем, чем вы ещё не занимались, и, соответственно, колеблетесь в принятии решения. Так вот: используя Квадрат Декарта, вы можете посмотреть на сложившуюся ситуацию с четырёх разных сторон (продолжим рассмотрение этого примера чуть позже).
Как пользоваться Квадратом Декарта?
Для использования Квадрата Декарта вам понадобится листок бумаги, ручка или карандаш. Как только эти инструменты будут готовы, вы можете приступать к работе с Квадратом, которая подразумевает ответы на четыре основных вопроса. Эти четыре вопроса можно образно представить как четыре пункта наблюдения за проблемой, с которых можно рассмотреть проблему с разных сторон и получить о ней наиболее объективное представление. И ещё: очень важно дать на каждый из четырёх вопросов как можно большее количество ответов, т.к. это позволит рассмотреть максимальное количество особенностей проблемы.
Итак, Квадрат Декарта выглядит следующим образом:
Задаём себе последовательно четыре вопроса и отвечаем на них следующим образом:Для наглядного рассмотрения принципа работы Квадрата Декарта давайте возьмём тот же пример с изменением рода деятельности, который мы рассматривали выше.
Что случится, если это произойдёт?
Данный вопрос подразумевает поиск плюсов от получения желаемого. Под словом «это» следует иметь в виду реализацию принимаемого решения. Первый вопрос является наиболее очевидным и по этой причине очень важно находить как можно больше ответов, т.е. не останавливаться на том, что первым приходит на ум. Ответы на этот вопрос будут служить вам мотивацией к принятию решения.
Что случится, если я поменяю род деятельности?
- Если я поменяю род деятельности, я сделаю первый шаг к своей мечте – заниматься тем, чем мне действительно нравится.
- Если я поменяю род деятельности, я смогу перестать работать «на дядю» и сам контролировать и свою работу, и свой доход.
- Если я поменяю род деятельности, это скажет о моей смелости, и я стану больше уважать самого себя.
- Если я поменяю род деятельности, я смогу доказать тем, кто меня окружает, что серьёзно намерен изменить свою жизнь.
- Если я поменяю род деятельности, это станет моей мотивацией к получению новых знаний, овладению новыми навыками.
- Если я поменяю род деятельности, смогу скорее начать заниматься чем-то новым.
- Если я поменяю род деятельности, я перестану сомневаться насчёт правильности своего выбора.
Что случится, если это НЕ произойдёт?
Данный вопрос подразумевает поиск плюсов от неполучения желаемого. Другими словами, ответы на второй вопрос покажут вам, что случится, если вы откажетесь от реализации принимаемого решения, и всё останется так же, как и было раньше. Отвечая, записывайте все преимущества настоящего положения дел, которые вы не хотели бы потерять.
Что случится, если я не поменяю род деятельности?
- Если я не поменяю род деятельности, мне не нужно будет отказываться от привычного образа жизни.
- Если я не поменяю род деятельности, я не буду переживать по поводу того, что придётся осваивать новые знания и учиться новым вещам, ведь это может не получиться.
- Если я не поменяю род деятельности, я смогу спокойно отдыхать в свои выходные дни.
- Если я не поменяю род деятельности, мне не нужно будет ни перед кем объясняться или оправдываться.
- Если я не поменяю род деятельности, я смогу подумать об этом в будущем. Возможно, действительно стоит повременить.
- Если я не поменяю род деятельности, я смогу предаваться грёзам о том, как занимаюсь тем, что мне действительно нравится.
- Если я не поменяю род деятельности, я докажу окружающим меня людям, что меня устраивает текущее положение дел.
Чего НЕ случится, если это произойдёт?
Данный вопрос подразумевает поиск минусов от получения желаемого. Проще говоря, ответы на третий вопрос будут представлять собой ту цену, которую вы должны будете заплатить за реализацию принимаемого решения.
Чего не случится, если я поменяю род деятельности?
- Если я поменяю род деятельности, я уже не смогу жить той жизнью, к которой так привык за много лет.
- Если я поменяю род деятельности, я уже не смогу откладывать действия по поиску новых возможностей.
- Если я поменяю род деятельности, я уже не смогу отдыхать в привычные для меня выходные дни.
- Если я поменяю род деятельности, у меня уже не будет достаточного количества времени на бесцельное, но приятное времяпрепровождение.
- Если я поменяю род деятельности, у меня уже не будет возможности общаться с прежними коллегами и ходить на весёлые корпоративы.
- Если я поменяю род деятельности, ко мне уже не будет прежнего отношения окружающих меня людей.
Чего НЕ случится, если это НЕ произойдёт?
Данный вопрос подразумевает поиск минусов от неполучения желаемого. Отвечая на четвёртый вопрос, вы отсекаете оставшиеся «не», мешающие реализации принимаемого решения. На этом этапе рекомендуется отвечать как можно быстрее, опираясь на интуицию.
Чего не случится, если я не поменяю род деятельности?
- Если я не поменяю род деятельности, у меня не появится возможности реализовать свою мечту – зарабатывать, занимаясь тем, что мне действительно нравится.
- Если я не поменяю род деятельности, я не смогу перестать работать «на дядю», а значит, не смогу самостоятельно контролировать свою работу и свой доход.
- Если я не поменяю род деятельности, я не стану больше уважать себя, т.к. покажу страх перед переменами в жизни.
- Если я не поменяю род деятельности, никто (в том числе и я сам) не поверит в серьёзность моих намерений изменить жизнь.
- Если я не поменяю род деятельности, у меня так и не появится мотивации к получению новых знаний и овладению новыми навыками.
- Если я не поменяю род деятельности, я не смогу избавиться от своих сомнений и так и останусь в переживаниях по поводу того, что не принял решения.
На самом деле, применять Квадрат Декарта можно не только к сфере профессиональной деятельности, но и к любой другой области жизни. Но важно раз и навсегда уяснить, что все свои ответы нужно именно записывать, а не отвечать мысленно. Во-первых, вы можете просто запутаться в своих ответах, а во-вторых, подсознание человека работает таким образом, что игнорирует частицу «НЕ», по причине чего велика вероятность допущения ошибок. Поэтому, обязательно используйте листок и ручку, можно даже распечатать Квадрат в большом формате, и отвечать на каждый из вопросов в соответствующем секторе. А сам процесс записи ответов будет как бы конвертировать мысленные доводы и фантазии в логическую буквенную форму, что и окажет вам существенную помощь в принятии решения.
Квадрат Декарта — одна из многочисленных техник, глобально применяемых для управления временем. Больше таких техник мы разбираем на курсе «Лучшие техники тайм-менеджмента». Присоединяйтесь!
Ключевые слова:1Когнитивистика
Иногда нужно принять решение типа «делать — не делать». Например: покупать машину или не покупать, жениться или нет, менять работу или не менять и так далее.
Данная техника не подходит для ситуаций поиска лучшего выбора, вроде: «какую машину покупать?», «на ком жениться?» или «какую работу лучше выбрать?».
И часто получается «зависание»: сложно оценить выгоды и потери от каждого действия. В НЛП для облегчения выбора есть небольшая техника «Декартовы координаты».
Названа в честь Рене Декарта с его координатами. Что это такое проходили в школе: две оси, перпендикулярные друг другу и т.д. Да, иногда эта техника называется «Картезианский квадрат» — просто потому, что латинизированное имя Декарта Картезий (Cartesius).
Итак, вы хотите сделать выбор, например «покупать или не покупать автомобиль». Представьте себе квадрат разделённый на четыре части. По одной оси будет «получу — потеряю», по другой «сделаю — не сделаю». Как на картинке.
А дальше вам просто нужно будет записать в каждой соответствующей области приобретения и потери.
— Что я получу, если сделаю?
— Что я потеряю, если сделаю?
— Что я получу, если не сделаю?
— Что я потеряю, если не сделаю?
Например, для покупки автомобиля это может выглядеть так:
Что я получу, если не сделаю?
Сэкономлю деньги
Кучу дополнительного времени
Смогу не возить родителей на дачу
Можно спокойно выпить с друзьями
Что я получу, если сделаю?
Удовольствие
Повышение статуса
Удобство
Привлекательность у девушек
Расслабление
Ощущение роста
Что я потеряю, если не сделаю?
Свободу передвижения
Подтянутый вид
Уверенность в собственных силах
Что я потеряю, если сделаю?
Деньги
Время на уход за машиной
Время на стояние в пробках
Независимость от вещи
Обычно после этого шага уже достаточно понятно, стоит делать или нет. Но если ещё есть трудности можно «взвесить» результаты. На одну руку мысленно кладёте «что вы получу, если сделаю» и «что потеряю, если не сделаю», на другую — «что получу, если не сделаю» и «что потеряю, если сделаю» (складываете области по диагонали). Что перевешивает — ваш выбор.
Естественно, здесь важно честно определить все основные критерии «за» и «против».
Ещё вариант — можно добавить к каждому пункту уровень важности (вес), например от 0 до 10. Приобретения идут в плюс, потери в минус.
+5 Сэкономлю деньги
+4 Кучу дополнительного времени
+8 Смогу не возить родителей на дачу
+9 Можно спокойно выпить с друзьями
+7 Удовольствие
+4 Повышение статуса
+8 Удобство
+9 Привлекательность у девушек
+4 Расслабление
+10 Ощущение роста
-10 Свободу передвижения
-6 Подтянутый вид
-9 Уверенность в собственных силах
-9 Деньги
-4 Время на уход за машиной
-6 Время на стояние в пробках
-6 Независимость от вещи
Многие догадываются, что «получу, если сделаю» похоже на «потеряю, если не сделаю», а «получу, если не сделаю» на «потеряю, если сделаю». Вроде бы. Но наша голова работает довольно хитро: приобретения внутренне сильно отличаются от потерь. Понятно, что могут быть некоторые пересечения, но обычно ответы довольно разные. Тем более «вес».
Где проходим
Тренинг:: Успешное Мышление
По теме
Техника:: Декартовы координаты
НЛП-практик:: Целепостановка
Как принять решение: техника «Декартовы координаты» (видео)
Жизнь человека состоит из череды принятых им решений и их последствий. Когда мы сталкиваемся с трудностями, то задействуем свой опыт, а иногда перекладываем ответственность выбора на окружающих, и нередко делаем это с оглядкой на ожидания социума. Однако на самом деле наш лучший помощник в принятии решений – собственный разум. В особо стрессовых ситуациях не помешала бы формула, с помощью которой мы могли бы легко взвесить все плюсы и минусы рассматриваемого вопроса. И этой формулой может стать Квадрат Декарта – действенная техника, позволяющая получить наиболее эффективный результат и не ошибиться в выборе.
Что такое Квадрат Декарта и в чем его преимущества
В основе техники, разработанной известным французским математиком, инженером и философом Рене Декартом, лежат четыре вопроса:
- Что я получу, если это произойдет?
- Что я получу, если этого не произойдет?
- Что я потеряю, если это произойдет?
- Что я потеряю, если этого не произойдет?
Честные и вдумчивые ответы позволят вам рассмотреть вопрос со всех сторон и прийти к нужному решению.
Чем этот способ отличается от классических двух столбиков с аргументами за и против? Традиционный метод, без сомнения, работает, но часто мы не можем ограничиться только плюсами и минусами, потому что нам требуется больше вариантов и проблема должна быть рассмотрена с разных углов. Кроме того, обычно мы задаем себе только один вопрос: «Что случится, если это произойдет?». Из-за такого упрощения, сами того не понимая, мы загоняем себя в ловушку и не пропускаем целый пласт других критериев.
Увидеть ситуацию с разных точек зрения позволяет Квадрат решений Декарта. Благодаря ему вы не будете однобоко фокусироваться на положительной и отрицательной сторонах вопроса, а проанализируете все необходимые аспекты. Среди других важных преимуществ техники – она проста, универсальна и применима при решении вопросов любой важности: как глобальных, так и бытовых; как в работе, так и в личной жизни.
Квадрат Декарта для принятия решений – инструмент, который позволяет семь раз отмерить, прежде чем отрезать
Как использовать Квадрат Декарта на практике?
Для начала вооружитесь карандашом или ручкой и подготовьте лист бумаги. Разделите пространство на четыре части, в каждой из них напишите по одному из вышеуказанных вопросов, а затем дайте честные развернутые ответы на них. И вы увидите, какой вариант оптимальнее других.
Разберем, как использовать методику, на конкретном примере. Допустим, вы размышляете, стоит ли переехать жить в другую страну. Конечно, можно просто задать себе тот самый заветный вопрос: «Что случится, если я перееду?». Это позволит сразу оценить все преимущества, но таким образом вам не удастся прийти к пониманию полноценного, всеобъемлющего ответа, потому что ситуация не будет рассмотрена со всех сторон.
При помощи данной техники принятия решений вы сможете взглянуть на проблемную ситуацию сразу с четырех разных точек зрения, не прибегая при этом к помощи других людей, способных повлиять на ваше мнение и на осознанность решения.
Вопрос 1. Что я получу, если это произойдет?
Ответив на этот вопрос, вы выявите список преимуществ – в данном случае плюсов смены места жительства. Ваша мотивация напрямую зависит от того, что вы напишете в этом столбце, поэтому постарайтесь придумать как можно больше положительных моментов и ни в коем случае не останавливаться на первом, что пришло вам на ум.
- Если я это сделаю, то воплощу свою мечты – буду работать в иностранной корпорации и больше зарабатывать; куплю дом у моря; смогу ездить в европейские страны каждые выходные и пр.
- Если я это сделаю, это вдохнет
свежего воздуха в мою жизнь, нивелирует рутину.
- Если я это сделаю, мне больше не придется общаться с надоедливыми нетактичными родственниками и приглашать их в гости.
- Если я это сделаю, то буду больше уважать себя и моя самооценка повысится, ведь для такого поступка нужна смелость.
- Если я это сделаю, то у меня появится мотивация наконец-то выучить иностранный язык и завести новые интересные знакомства.
- Если я это сделаю, то смогу доказать окружающим меня людям, что я способен добиться успеха и в корне изменить свою жизнь.
Вопрос 2. Что я получу, если этого не произойдет?
Этот вопрос связан с поиском плюсов в случае отказа от перемен. Представьте ситуацию, в которой все остается в текущем состоянии. Подумайте о тех положительных моментах, которыми вы обладаете здесь и сейчас и которые вы не хотите потерять.
- Если я этого не сделаю, мне не придется объясняться перед начальником, коллегами, друзьями и родственниками по поводу моего отъезда.
- Если я этого не сделаю сейчас, я всегда
могу переехать через год-другой, подкопив перед этим денег и обеспечив себе более комфортные условия. Возможно сейчас не лучшее время для такой авантюры.
- Если я этого не сделаю, мне не придется много заниматься на языковых курсах и стараться адаптироваться к чужой культуре, потому что в этом не будет нужды.
- Если я этого не сделаю, то смогу спокойно уделять время отдыху и семье, в то время как хлопоты, связанные с переездом, нарушат традиционный уклад моей жизни и неизбежно приведут к стрессу.
- Если я этого не сделаю, то моя мечта об идеальном месте жительства останется со мной и я смогу черпать из нее энергию и вдохновение.
- Если я не перееду, то у меня и дальше будет большой оплачиваемый отпуск, в то время как за границей он значительно короче.
Вопрос 3. Что я потеряю, если это произойдет?
Этот пункт обозначит минусы положительного решения. Подумайте, чего вам будет не хватать – возможно, сейчас вы упускаете из вида очевидные преимущества, которыми обладаете.
- Если я сделаю это, придется на корню менять устоявшиеся привычки и образ жизни: самому считать налоги; экономить на воде и электричестве; осваивать раздельный сбор мусора и пр.
- Если я сделаю это, придется усиленно
работать, и мне будет не хватать времени на привычные развлечения.
- Если я это сделаю, то не смогу встречаться с друзьями в выходные и отметить с ними Новый год с оливье под бой курантов.
- Если я перееду, некому будет заботиться о моих родителях: помогать им с дачей, тяжелыми сумками и ремонтом.
- Если я сделаю это, придется потратиться на чипирование, прививки, перевозку домашнего животного, а также выплачивать дорогую страховку за его содержание.
- Если я это сделаю, окружающие люди могут счесть меня непатриотичным.
Вопрос 4. Что я потеряю, если этого не произойдет?
Этот вопрос поможет вам выделить определенные недостатки решения в пользу изменений. В то же время записанными здесь пунктами вы отсекаете различные «не», связанные с отказом от выполнения действия. Отвечать необходимо быстро и интуитивно.
- Если я не сменю страну проживания, я не воплощу в реальность свою мечту, и это будет меня тяготить.
-
Если я не перееду, до конца жизни буду задаваться вопросом: «А что было бы, если бы…?»
- Если я этого не сделаю, то буду считать себя трусом и неудачником.
- Если я не перееду, то не приобрету необходимую мотивацию для изучения иностранного языка и знакомств с новыми людьми с другим менталитетом.
- Если я не сменю страну, то не смогу доказать окружающим, что способен изменить свой образ жизни.
- Если я не перееду, то рискую надолго погрязнуть в рутине.
Нюансы и советы по использованию
Если вы решили прибегнуть к методике «Квадрат Декарта», обратите внимание на несколько важных пунктов:
- Обязательно используйте бумагу и ручку! Проговаривание вопросов в уме не будет таким эффективным – скорее всего, вы забудете часть ответов, не получите наглядную, всеобъемлющую картинку и, как следствие, не получите и нужных результатов. Кроме того, наше подсознание частенько игнорирует частицу «не», что также приводит к ошибкам.
- Постарайтесь быть максимально честным самим с собой. Берите в расчет то, что действительно важно для вас, без оглядки на мнение окружающих и социума.
- Не ленитесь как можно более подробно отвечать на поставленные вопросы. Чем лучше вы распишете все, тем очевиднее для вас будет правильный вариант. Старайтесь указать не менее 6–8 пунктов для каждой ячейки.
- Методика Декарта хороша тем, что ее можно применять в любой неоднозначной ситуации. Чем чаще вы используете Квадрат, тем проще вам будет находить решение. Если освоить эту технику и сделать ее своей привычкой, вы научитесь продумывать собственные действия на несколько шагов вперед.
Есть простой способ убедиться в том, что вашему мозгу сложно воспринимать частицу «не». Попробуйте нарисовать заповедь «Не убий». Вероятнее всего, у вас получится перечеркнутая криминальная сцена. Таким образом, большую часть рисунка будет занимать процесс убийства – то есть именно то, от чего мы и пытаемся уйти. Наше сознание действует по схожему принципу: оно визуализирует действие, о котором вы думаете, даже если вы используете отрицательную частицу. В итоге у вас в голове оседает мысль о самом поступке, а не о том, что он запрещен.
Опробуйте и еще один способ принятия решений – Метод желтого утенка.
Все мы порой сталкиваемся со сложными задачами, кажущимися невыполнимыми. Важно научиться не убегать от них, а встречать с поднятой головой – для этого нужно просто найти ключ, который откроет дверь к решению, а подобрать этот ключ поможет Квадрат Декарта. Не требующая много времени и усилий, данная методика прекрасно адаптируема под любые ситуации и позволяет осветить проблему со всех сторон. Но самое, вероятно, главное ее достоинство – в том, что она привносит упорядоченность в хаос безумного темпа жизни, ведь, как говорил сам Рене Декарт, «порядок освобождает мысль».
Подарки нашим читателям
В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;))
Получить подарок
Определение человеком жизненных целей является одним из главных условий достижения успеха. Чтобы построить успешную карьеру в компании или запустить собственный успешный бизнес, важно уметь выстраивать свою траекторию развития и идти к реализации своей цели.
В нашей республике проводится комплекс мероприятий для повышения профессионального образования. Министерство образования и науки РТ является координатором государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014–2020 годы». Согласно этой программе профессиональные образовательные организации должны не только давать выпускнику профессиональные навыки и компетенции, но и предоставлять возможность осознанно строить карьеру и получать дополнительное профессиональное обучение на всех этапах трудовой жизни.
Курс Университета Талантов «Карьерная навигация» также направлен на то, чтобы каждый одаренный ребенок и талантливый молодой человек развивал компетенции личной эффективности и в дальнейшем смог реализовать себя в профессиональной сфере. Курс состоит из трех модулей:
- Целеполагание и мотивация
- Планирование и оценка результатов
- Рефлексия и возможности для развития
Также в рамках курса студенты сыграют в Большую деловую игру «Татарстан 2030: мои возможности и предложения для Татарстана», в ходе которой молодые люди соберут свою траекторию успеха из существующих возможностей в республике.
С 27 по 28 октября на базе школы № 55 (г. Набережные Челны) состоялся первый образовательный модуль «Целеполагание и мотивация», участниками которого стали 18 студентов Университета Талантов из Набережных Челнов, Елабуги, Нефтекамска и Агрыза.
«Мы все понимаем, что с утра нужно делать зарядку. Но кто из вас действительно ее выполняет?», – с таких слов наставник и тренер надпредметных компетенций Университета Талантов Диана Валиуллина начала первый образовательный день. Согласно статистике, только 5% людей умеют правильно ставить цели и добиваться их, поэтому между пониманием и реальным выполнением цели может находиться целая пропасть.
Большая часть образовательного модуля посвящена практической проработке новых инструментов на примере реальных кейсов: если в течение трех дней опробовать полученные знания на практике, то информация будет усвоена эффективно. Кроме того, студенты были поделены на 2 команды, таким образом, они развивали одну из надпредметных компетенций – командность и эффективность сотрудничества.
Образовательная программа базируется на балльно-рейтинговой системе: все, как в настоящем университете. За соблюдение дисциплинарных правил, быстрое и качественное выполнение практических заданий команды получают фишки, которые путем совместного обсуждения внутри группы раздают наиболее отличившимся студентам. Все эти достижения фиксируются в личном кабинете студента Университета Талантов.
Первый образовательный день начался с тренингов по командообразованию: студенты тщательно продумывали образ команды и распределяли свои роли: кто-то отвечал за тайминг, кто-то – за общую атмосферу и настроение команды. Была и бонусная роль: возможность выбрать любую командную роль, которая отсутствовала в списке возможных. Лидеры организовывали рабочий процесс. После каждого тренинга наставники Университета Талантов Анна Прокопьева и Альберт Главин проводили обратную связь со студентами, что помогало им усвоить новую информацию и не «перегружаться» теорией.
Постановка и достижение целей происходит при помощи специальных инструментов: SMART, EDO-анализ, ментальная карта, квадрат Декарта и диаграмма Ганта.
Во время модуля студенты научились использовать все эти инструменты, например, квадрат Декарта. Ответив на четыре вопроса, можно выявить последствия реализации своей цели и принять правильное решение:
– что будет, если это произойдет (плюсы от достижения цели)
– что будет, если этого не произойдет (плюсы от текущего положения)
– чего не будет, если это произойдет (минусы от достижения целей)
– чего не будет, если этого не произойдет (минусы от недостижения этой цели)
Для достижения своих целей нужно определить и сроки ее выполнения. В этом может помочь диаграмма Ганта, помогающая отслеживать сроки. Как строится диаграмма Ганта?
1. По вертикали прописываем задачи
2. По горизонтали отмечаем время (часы, дни, месяцы)
3. Закрашиваем полоской столько времени, сколько мы планируем потратить для реализации задачи
4. Отслеживаем реальное продвижение
В результате на диаграмме видно, сколько времени планируется выделить на выполнение каждой задачи.
Участниками были подробно рассмотрены достоинства и недостатки каждого способа, позже они имели возможность протестировать их на примере кейсов. Больше всего сторонников было выявлено у EDO-анализа: студенты посчитали этот способ наиболее оптимальным и удобным. Эту методику часто применяют при деловых переговорах, чтобы четко понимать поставленную цель, за пределы которой нельзя выходить. Три буквы в аббревиатуре обозначают 3 позиции по отношению к цели: крайняя, реальная и идеальная.
E – essential (необходимый)
D – desirable (желательный)
O – optimum (наиболее благоприятный)
За пределы крайней позиции выходить нельзя, иначе цель не будет достигнута полностью. Например, можно поставить цель — сдать ЕГЭ по истории: крайняя – 80 баллов, реальная – 85 баллов, а идеальная – 90 баллов.
Второй день был посвящен мотивации, которая двигает нами при достижении целей, и способам ее нахождения. Для каждого человека мотивация индивидуальна: это может быть музыка, кумир для подражания или ограниченность во времени. Вектор направленности, последовательность действий, активность и устойчивость избранных целей – это важные составляющие мотивации. К концу второго образовательного дня студенты сделали вывод: они сами могут быть для себя мотиваторами. Для этого нужно вспомнить, когда ты был горд за себя, и попытаться ощутить в настоящем все те радостные эмоции, которые сопутствовали успеху. Важно делать самому себе комплименты. Пребывание в гармонии с самим собой позволяет работать продуктивнее.
Также студенты сами генерировали идеи по разработке способов самомотивации. Ребята составили список, из которого каждый выбирал те способы, которые ему по душе. По итогам двухдневной работы две команды составили следующие способы мотивации, среди которых были: умение видеть цель, материальная награда, отдых, поддержка родителей, опыт, признание в обществе.
По окончании модуля студенты выполнят домашнее задание – составят свою ментальную карту. В личном кабинете на портале они смогут делиться своими достижениями при выполнении заданий. Наставники Университета Талантов будут консультировать студентов в вопросах постановки целей и планирования будущего.
Дарья Матвеева, студент Университета Талантов, ученица 10 класса гимназии № 4 (г. Елабуга), поделилась своими способами мотивации:
– Меня мотивирует общественная деятельность, связанная с созданием проектов. Когда я ставлю цель, то многие факторы помогают мне ее достичь. Например, при помощи квадрата Декарта можно понять, нужна ли тебе вообще эта цель, диаграмма Ганта поможет разложить ее по полочкам: что, где и когда я должна сделать. Мне понравилось сочетание теоретических, практических блоков и тренингов, направленных на командообразование.
Моей ближайшей целью является поступление в вуз. К сожалению, я не смогла в эти выходные ответить себе на вопросы о построении профессиональной ориентации, но думаю, что смогу это сделать в ближайшем будущем.
Солтан Камалеев, студент Университета Талантов, ученик 9 класса школы № 33 (г. Набережные Челны) рассказал о своих целях и обучении в Университете Талантов:
В основном, мои цели связаны с творчеством – сферой, которая мне интересна и побуждает меня к саморазвитию. Если речь идет об общественно значимых целях, то мною движет желание помочь людям. Построение правильных планов – наиболее важная часть целеполагания. В этом помогает инструмент под названием «квадрат Декарта». Моя цель – вернуться студентом на Молодежную школу талантов в 2019 году. В настоящее время у людей ценятся soft skills, и в Университете Талантов уделяется много внимания развитию этих навыков личной эффективности. Развитие лидерских качеств и компетенции «управление проектом под результат» находится у меня в приоритете, так как я сейчас курирую многие проекты. После посещения мероприятий Университета Талантов я поверил, что молодежью действительно интересуются: процесс обучения идет не по шаблону, а учитываются индивидуальные характеристики.
Студентам предстоит пройти еще два модуля: «Планирование и оценка результатов» и «Рефлексия и возможности для развития». Итогом курса станет большая деловая игра «Татарстан – 2030: мои возможности и предложения для Татарстана».
Следующий модуль «Целеполагание и мотивация» пройдет с 10 по 11 ноября в Казани. Для того, чтобы принять участие в следующем образовательном модуле необходимо зарегистрироваться
Даты других ближайших модулей можно посмотреть по этой
Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов
Люди погружены в желеобразную субстанцию. Их жизнь поддерживается многочисленными трубками и проводами, которые влияют на мозг, создавая иллюзию полноценной жизни. Это фрагмент фильма «Матрица», изображающий 2197 год. Человечество попало под власть машин. Тепло и электрическая активность человеческих тел используются искусственным интеллектом как источник энергии.
Планета окутана мраком, города разрушены. Люди, порабощенные машинами, не знают об этом. Они живут в мире иллюзий, им кажется, что жизнь течет как обычно. Нео — один из них. Благодаря красной капсуле он узнает правду и начинает борьбу с суперкомпьютером.
Портрет Декарта кисти Франса Халса (1648)
Могла ли такая ситуация возникнуть на самом деле? Об этом еще в XVII веке задумался математик и философ Рене Декарт.
Картезианское сомненье
Возможно запереть человека в рамках сна, содержание которого определяется кем-то, создать условия, в которых индивид не будет осознавать, что воспринимаемая им реальность совсем не реальна. Чтобы поверить в это, нужно обладать скептицизмом. Именно это качество было присуще Декарту.
Диспут Декарта (справа) и королевы Кристины, картина Пьера-Луи Дюмениля
Скептиком называют человека, сомневающегося во всем. Рене Декарт — король скептиков. Ученый разработал форму скептицизма, названную картезианским сомненьем. Он предположил, что все его убеждения ложны, поэтому их надо проверить.
Как Декарт перепроверил свои убеждения
Он решил действовать кардинально, проведя аналогию с корзиной фруктов. Чтобы отделить гниль от хороших плодов, следует все содержимое высыпать, а затем положить в нее лишь уцелевшие экземпляры. Проверку ученый начал с эмпирических убеждений, то есть тех, которые подтверждаются органами чувств.
Декарт пришел к выводу, что слух, зрение, обоняние, осязание не могут гарантировать верность убеждений. Философ привел множество примеров, доказывающих этот факт. Когда человек болен, еда кажется горькой. Руки после игры в снежки ощущают воду комнатной температуры как горячую.
Декарт продолжил рассуждения. В таком случае способен ли спящий осознать ирреальность сновидений? Да, как только индивид просыпается, он понимает, что это был всего лишь сон. Такое сомнение, которое можно развеять, сверившись с собой, он назвал локальным.
Глобальное сомнение
Затем ученый предположил, что вся окружающая реальность ложная. Все вокруг не такое, каким воспринимается (как в «Матрице»). Сомнение, при котором человек не может выйти за его границы и перепроверить, было названо глобальным. Декарт выдвинул гипотезу о существовании злобного гения, который мог создать иллюзорный мир и запереть в нем людей. Философ понимал невероятность наличия такого существа, но он не мог обнаружить и доказательств его отсутствия.
Отчаявшийся ученый все-таки нашел выход. Он понял, что может сомневаться во всем кроме того, что сомневается, то есть мыслит. А если есть мысль, то существует и реальный мыслитель. Так родилась знаменитая декартовская фраза: «Я мыслю, следовательно, существую».
Текст полностью: