Деревянная миниатюра

Деревянная миниатюра

Японские художники в 17-ом веке стали изготавливать продуманные тщательнейшим образом миниатюрные скульптуры. Чтобы создать такую миниатюрную скульптуру, кроме всего прочего потребуется лупа складная, если конечно у вас не отличное зрение и мастерство не на очень высоком уровне. Известны эти миниатюрные скульптуры как нэцкэ. Название состоит из двух иероглифов, из которых первый значит «корень”, а второй «прикреплять”. Эти красивые поделки выполняли очень прозаичную функцию. Поскольку японская одежда – кимоно и косодэ не имеет карманов, но где-то нужно было держать разнообразные личные предметы, такие как: деньги, лекарства, печати и т.д.

Размещение подобных вещей в специальных емкостях (инро или сагемоно) стало изящным решением. Емкости подвешивались на шнурке, который перекинут через пояс кимоно (оби). Они могли иметь форму маленьких плетеных корзинок или кисетов, но самыми излюбленными были красивые ящички (инро), закрывающиеся при помощи бусины, одзимэ, скользившей по шнурку. Лучшим способом закрепления ёмкости на поясе стала похожая на пуговицу резная зацепка, которая называется нэцкэ.

Зачастую этот объект изготавливался на высшем художественном уровне, он имеет длинную историю, которая отразила важные стороны японского фольклора и жизни. Наиболее распространенным производство нэцкэ было с 1615 по 1868 год, в период Эдо. Но и в наше время это искусство живет, и по всему миру, а не только d Японии проживают резчики, некоторые произведения которых оцениваются весьма достойно (от 10000 до 100000 долларов, и выше).

Какие бывают виды нэцкэ:

Катабори – это самый известный тип этих изделий, компактная фигурка, габаритами от 2 до 8см. В них всегда есть для шнурка.

Анабори – это подвид катабори, его сюжеты делаются внутри вырезанной полости. Самыми обычными являются сцены внутри двустворчатой раковины.

Саси – это удлиненная форма катабори, которая напоминает палочку, примерно 15см длиной. А крюк на конце служил для зацепки. Они использовались до появления настоящих нэцкэ.

Мандзю – нэцкэ в качестве толстого диска, который, как правило, покрывают рельефной резьбой, бывает, делается из двух половинок.

Маска – после катабори является самой большой категорией, нередко была уменьшительной копией маски нох, сходна по своим свойствам с мандзю, кагамибута и катабори.

Кагамибута – сходна с мандзю, только с металлически диском, который служит крышкой, закрывающей миску. Миска обычно делается из слоновой кости, а металл обильно украшается с применением широкой гаммы техник.

Рюса – напоминает мандзю, только резьба прорезная, похожая на кружева.

Нэцкэ с секретом – каждая нэцкэ, которая что-нибудь делает, имеет скрытый сюрприз или движущиеся части.

Алексей Кобзев

Инженер, увлекается резьбой по дереву и публикует фото работ в своём блоге.

Когда устаёшь смотреть в экран компьютера и смартфона, самое время заняться нецифровым хобби. Как правило, работа с деревом требует достаточного свободного места и специального инструмента. Однако для миниатюрной геометрической резьбы вам понадобятся только нож и заготовка, а процесс и результат работы приносят кучу удовольствия.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Alexey Kobzev (@zencarving) 1 Сен 2018 в 8:14 PDT

Резьбой я начал заниматься ещё в детстве, сперва самостоятельно, затем посещая соседний дом творчества и место с космическим названием «Станция юных техников». Потом дома появился компьютер, и в итоге я стал инженером, что в целом очень даже неплохо. Однако занятия резьбой не хотелось оставлять. Поэтому я сконцентрировался на наиболее аскетичном в плане используемых инструментов стиле — геометрической резьбе, сделав при этом ставку на рисунок, композицию и технику и создавая сложные орнаменты.

Это один из традиционных и наиболее старых видов резьбы по дереву и камню. Метод заключается в вырезании на ровной поверхности геометрических фигур с помощью одного ножа. Как правило, резчики по дереву начинают именно с геометрической резьбы, но настоящее искусство заключается в создании сложных рисунков с должным уровнем мастерства.

Необходимые инструменты

  • Косой нож (часто говорят просто «косяк»). Например, подойдёт № 9 от Pfeil, однако хорошо зарекомендовали себя также самодельные варианты, сделанные из ножовки по металлу.
  • Средства для заточки. Я использую обычную деревянную линейку с нанесённой на неё пастой ГОИ (зелёного цвета). Как правило, её вполне хватает при регулярной доводке ножа. Если же косяк необходимо переточить, то можно применить абразивный камень.
  • Принадлежности для рисования. Я пользуюсь обычным механическим карандашом, пластиковой гибкой линейкой, циркулем и ластиком.

Все эти инструменты легко хранить в обычном пенале, они не занимают много места. Я даже беру их с собой в путешествия. Так как длина лезвия совсем небольшая, всё необходимое уместится в ручную кладь.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Alexey Kobzev (@zencarving) 10 Сен 2018 в 6:46 PDT

Материалы

Как только вы обзавелись инструментами, встаёт вопрос, где взять саму деревянную болванку. Если вы счастливый обладатель маленькой столярной мастерской, можете выточить заготовку на свой вкус, в ином случае воспользуйтесь услугами столярных коворкингов (которые становятся всё популярнее). Если же самостоятельно делать заготовку не хочется, её можно приобрести как онлайн, так и офлайн в магазинах товаров для хобби и творчества. Предложений достаточно много: это шкатулки, доски, подставки, украшения. Если вы хотите реализовывать свои изделия иностранцам, обратите внимание на матрёшек.

Вот несколько советов по выбору заготовки:

  • Не покупайте фанеру. Просто не надо. Вы из неё ничего не вырежете.
  • Если вы только начинаете, выбирайте небольшие изделия. Лучше всего подойдёт простая ровная дощечка — так вы ещё и минимизируете опасность пореза.
  • Лучший материал — липа. Можете также попробовать берёзу. Если у вас нет достаточного опыта с более элитными твёрдыми породами (например, с буком и дубом), то лучше сперва потренируйтесь некоторое время на липе. Учтите, что чем твёрже дерево, тем чаще придётся затачивать нож.

Мне нравится естественный цвет и текстура дерева, поэтому я обычно не крашу свои работы, а покрываю мастикой. Восковая мастика также обеспечивает определённый уровень защиты от влаги. Можно использовать мастику для пола или для обуви — она бывает бесцветной. Наношу я её обычной зубной щёткой.

Следует иметь в виду, что мастика довольно быстро затвердевает, поэтому, если она легла неровно, просто нагрейте изделие, например над кухонной плитой, и ещё раз пройдитесь щёткой.

Для любителей цветных вариаций существует целая индустрия лакокрасочной продукции, однако учтите, что многие морилки имеют не самый приятный запах.

Техника

Для начала необходимо освоить основы геометрической резьбы: как сформировать простые желобки, а далее — треугольные элементы. Обычно резчик сначала накалывает треугольник Y-образным надрезом, а далее извлекает три щепочки. Этот метод вполне оправдан, если узор довольно крупный, однако, если мы говорим о миниатюрной резьбе, подобное накалывание не имеет никакого смысла — проще сразу вырезать элемент.

Нож удобнее всего держать так же, как вы держите шариковую ручку, — точность движений будет наивысшей. Особый кайф — резать торцевые поверхности дерева. Они очень мягкие, и нож идёт как по маслу. Но будьте внимательны: у вас нет права на ошибку, из-за возможности скола корректирующие надрезы крайне нежелательны.

Параллельно с практикой резьбы особое внимание необходимо уделить рисунку. Собственно, тут и начинается настоящее искусство. Попробуйте начертить, например, квадрат и разделите его на треугольники, выстраивая узор. После десятка черновиков вы начнёте понимать, что вам нравится, а что не очень.

Пользуйтесь циркулем — с ним намного проще делать узоры. После сотни черновиков у вас уже начнёт формироваться собственный стиль. Мой стиль — это миниатюра и минимализм. Вырезаемый элемент может быть меньше миллиметра, а узор должен представлять собой гармоничное сочетание.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Alexey Kobzev (@zencarving) 13 Ноя 2018 в 3:53 PST

Несколько советов:

  • Попробуйте комбинировать элементы в форме звёздочки с длинными вытянутыми штрихами.
  • Используйте кривые линии. Их сложнее вырезать, но изогнутые элементы придают рисунку динамику.
  • Оставляйте пробелы и делайте акценты (например, глубиной).
  • Играйте размером элементов.
  • Если ваш уровень навыка позволяет, попробуйте так называемую трёхмерную геометрическую резьбу, когда в одном вырезанном элементе вы вырезаете другой.

Небольшая шкатулка может содержать в себе более 1 000 вырезанных элементов. Для такого занятия нужно много терпения и усидчивости. Ошибка (например, скол) может испортить всю работу, поэтому требуется особая концентрация и аккуратность. Всё это делает резьбу одним из самых медитативных хобби.

На этой странице хочу представить вашему вниманию ещё один вид резьбы по дереву — ДЕРЕВЯННАЯ МИНИАТЮРА. Этот вид резьбы по дереву представляет из себя маленькие фигурки животных и людей, а также различных мифических персонажей и многое другое, чего мастер посчитает интересным изобразить в дереве. Хорошо известный вид резьбы — НЕЦКЕ также относится к миниатюре.
Деревянная миниатюра отличается тщательно проработанными деталями и характерностью скульптурки, мастер практически не ограничен в фантазии, к тому же, для изготовления миниатюры резчик использует ценные породы дерева, что выгодно отличает такую работу. Очень красиво и дорого выглядят шахматы, вырезанные в стиле миниатюры, это по настоящему крутой эксклюзив, на шахматной доске не увидишь двух одинаковых фигурок, и у каждой шахматной фигуры проглядывается свой характер.
Деревянные резные шахматы — это вообще благодатная тема для творчества, на шахматной доске можно изобразить любую битву, когда-то проходившую в истории. Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение, воплощенное в дереве, немало есть героических страниц в нашей истории, и игра в шахматы уже приобретет для вас другой смысл, нежели безликие фигуры.
А, кстати, ещё никто не заказвал изобразить в шахматах битву инопланетян с человечеством, было бы очень интересно поработать над этой темой, или у вас есть свои идеи?

Фигурная резьба по дереву по праву признана наиболее трудной в данном виде искусства. Различные фигуры животных из дерева станут украшением для любого участка. Поэтому создать фигуры из дерева своими руками задача не из простых, но вполне выполнима. Ведь можно украсить свой дачный участок персонажами из любимых детских сказок и мультфильмов. Для создания таких декоративных элементов, потребуются разные инструменты для резьбы, хорошее воображение и обязательно, усидчивость.

Инструменты и фурнитура.

Дерево – материал, легко поддающийся обработке, но все-таки, для того, чтобы сделать статуэтки из дерева, лучше использовать специальные инструменты, работать которыми будет проще.

Инструмент для резьбы по дереву.

  1. Резак. Нож, имеющий укороченное и скошенное лезвие. Является основным инструментом, так как, используется для обработки, как крупных, так и мелких деталей, и для резьбы в труднодоступных местах.
  2. Нож-косяк. Нож, имеющий также короткое лезвие. Применяется он для создания орнамента.
  3. Стамески. Необходимы они для формировки углублений на будущем изделии. По своей форме они могут быть: плоскими, полукруглыми, загнутыми.
  4. Стамески-клепики. Имеют копьеобразное лезвие, и используются для создания мелких деталей.

Особенно удобны они для работы в труднодоступных местах.

Это основные инструменты, которые необходимы на первоначальном этапе. Но помимо этого, необходимы будут еще некоторые устройства:

  • дрель (при необходимости, для создания сквозных отверстий),
  • шлифовальная машинка,
  • пила (для создания заготовок),
  • наждачная бумага и рашпили (для обработки изделия на завершающем этапе).

Чтобы конечный результат получился как можно качественнее, и выглядел презентабельно, необходимо для работы необходимо правильно подобрать материал.

Заготовки для фигурок по дереву.

Для начала необходимо определиться, какого размера будут будущие фигурки из дерева. Если планируется фигурку сделать небольшого размера, то подойдут сучки и некрупные бревна. А если же в планах скульптура более масштабная, то свой выбор лучше остановить на крупных массивных бревнах. Стоит обратить внимание, чтобы заготовки не имели повреждений и сколов.

Мастера с опытом, советуют для начинающих, использовать бруски прямоугольной формы, поскольку на них легче всего переносится изображение.

Касаемо выбора самого дерева, то наиболее часто используются следующие:

  • Липа. Легко поддается резке, а ее структура не имеет выраженного рисунка. Поэтому переносить будущее изображение на нее будет проще. Такой материал редко подвергается трещинам.
  • Ольха. Имеет такие же положительные характеристики. Работа с таким материалом не составляет особых трудностей.
  • Осина. Хорошо подходит для крупных скульптур, поскольку может подвергаться сколам. Не покрытая лаком осина, спустя время, приобретет серебристый оттенок. В работе также не вызывает затруднений, имея мягкую структуру.
  • Береза. Более твердый материал, и резать его уже сложнее. Чаще используют для создания мелких деталей. Имеет необычный рельеф.
  • Орех. Отлично подходит для случаев, когда речь идет о тонкой резьбе. Он легко поддается обработке, не подвержен сколам. Часто используют для создания декоративных элементов.
  • Дуб. Чаще используют для скульптур больших размеров, поскольку материал подвержен сколам, и резать его значительно труднее.

Перед использованием любую выбранную древесину, необходимо хорошо высушить. Чтобы, в дальнейшем, уже на готовом изделии, она не давала трещин. Сушат обычно в теплом месте, обернув заготовку полиэтиленом.

Как создаются резные скульптуры?

После приобретения необходимого набор, и определившись, какую именно фигуру мы вырезаем из дерева, можно приступать к непосредственной работе.

Резные фигурки из дерева.

Основные ее этапы:

  1. Создание эскиза будущей скульптуры. При помощи карандаша, на листе бумаги рисуем эскиз того персонажа, который будем впоследствии вырезать, например животного (см. фото). Лучше, если сделать несколько вариантов: вид спереди, сзади и сбоку.
  2. Далее, наброски переносим на заготовку. Чтобы контуры были хорошо видны, обводить их лучше несколько раз.
  3. Выбираем подходящий инструмент, в зависимости от того, какие фигурки животных будут изготавливаться. Очень удобно, если предварительно слепить эскиз из пластилина будущей из дерева фигурки.
  4. Обрезаем лишние части заготовки, которые больше не пригодятся для работы. Делать это удобней ножовкой или топориком, придавая будущему животному, обобщенный геометрический вид. Срезы необходимо делать по контуру, пока деревянный брусок не примет нужную форму.
  5. Затем уже, начинаем вырезать мелкие детали. Для этого тоже лучше воспользоваться предварительным нанесением контура на брусок, чтобы избежать ошибок. Используют при этом, нож-косяк и стамески.
  6. При помощи ножа для резьбы оформляем контуры каждой части будущей статуэтки. Чтобы удобнее было работать, вырезать начинают с углов бруска, производя разделение детали на восемь граней.
  7. Срезая постепенно все более тонкий слой дерева, заготовке придается необходимая форма, с учетом рельефа будущей фигурки.
  8. Очень тщательно прорабатываются все углубления, используя копьеобразное лезвие, а все края формируются при помощи угловой стамески.
  9. Когда в статуэтке запланированы сквозные отверстия, сделать их необходимо при помощи тонкого сверла, а затем обработать края резцами.
  10. На места с гладкими поверхностями наносится повторяющийся рельеф.

Шлифовка фигурки из дерева.

Когда же деревянная статуэтка уже готова, наступает очередь завершающего этапа. При помощи наждачной бумаги, отшлифовываются все элементы фигуры, которые по задумке выглядят абсолютно гладкими. А такие поверхности, которые имитируют мех или чешую рыбы, также необходимо обрабатывать абразивом, чтобы не было заусенцев. Но это очень деликатная работа, и выполнять ее нужно предельно осторожно, чтобы не испортить всю текстуру.

После такой обработки, изделие тщательно протирается от пыли. А затем обрабатывается специальным раствором, который сможет защитить древесину от гниения и вредных микроорганизмов.

После высыхания, изделие покрывается лаком, что защитит его от влаги. И оно, наконец, приобретает законченный и привлекательный внешний вид.

Все вышеизложенные советы, помогут ответить на главные вопросы, как вырезать из дерева красивые изделия, и как сделать это наиболее качественно. Но в любом случае, изготовление различных фигур требует опыта, только теории здесь будет недостаточно. И начинать, конечно, нужно с самого простого. Перед работой изучить различные материалы и фото готовых изделий. И когда будут освоены основные приемы резьбы, создать фигурку медведя или слона для украшения сада, не составит уже особого труда.


Молитвенные «орехи» — миниатюры на религиозные темы XVI века.

Молитвенные «орехи» — яркий образец мастерства голландских умельцев XVI века. Эти резные миниатюры использовались во время молитв и вешались на четки. Владение таким произведением искусства означало не только чрезвычайную набожность человека, но и его высокий социальный статус, т. к. каждый «орех» стоил целое состояние.

Миниатюра, вырезанная из дерева голландскими мастерами.

До сегодняшнего дня дошло только 135 известных резных миниатюр на религиозные темы. Каждая из них изготовлена из самшита, древесина которого идеально подходит для мелких работ резчиков.

Молитвенный «орех» диаметров не более 5 см.

Ученые считают, что молитвенные «орехи» (prayer nuts) были изготовлены в короткий период между 1500 и 1530 гг. в Нидерландах или Фландрии. Аристократы и богачи стремились заполучить для себя подобные резные миниатюры, т. к. они стоили невероятно дорого, тем самым указывая на высокий социальный статус владельцев. Наступившая Реформация повлекла за собой большие перемены в догмах католического христианства. Помимо прочего приветствовалась скромность, поэтому такие аксессуары, как молитвенные «орехи», вышли из моды.


Невероятные изделия на религиозную тематику, датированные XVI веком.


Молитвенный «орех» — показатель высокого статуса владельца.

При помощи микрокомпьютерной томографии и 3D-моделирования исследователи выяснили, что резные миниатюры гораздо запутаннее, нежели может показаться на первый взгляд. Изнутри фигурки настолько плотно прилегают друг к другу, что стыки между ними можно обнаружить только путем использования микроскопа или рентгена. Остается лишь восхищаться умениями мастеров прошлого.

Молитвенный «орех» — резная миниатюра XVI века.


Резные миниатюры. выставленные в музее.

Настоящие умельцы могут превратить кусок дерева во все, что угодно. Так, итальянский скульптор и художник Питер Демец (Peter Demetz) как настоящий папа Карло смог вдохнуть жизнь в полено. Мастер вырезает из дерева потрясающие фигуры людей, которые выглядят как настоящие.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *