Девочек бить нельзя

Девочек бить нельзя

Вечный вопрос. Как только дети начинают взаимодействовать, между ними неизбежны столкновения, конфликты, противоречия. Дети могут не поделить лопатку, одновременно хотят качаться на качелях. Естественно, нередко отбирают друг у друга игрушки, могут толкнуть или ударить друг друга.

В этом взаимодействии в раннем возрасте ребенок еще не разделяет сверстников на мальчиков и девочек. Для ребенка нет разницы, играет он(а) с ребенком своего пола или другого.

Родители обычно достаточно спокойно относятся к конфликтам между мальчиками. Чаще они учат сыновей договариваться друг с другом, по-необходимости учат дать отпор обидчику. В любом случае, родители пытаются научить ребенка так или иначе разрешить конфликт, не уходить от него. Девочек чаще учат договариваться, нежели давать отпор и чаще используют такие слова как «нельзя драться, ты же девочка», «некрасиво, когда девочка толкается, дерется».

Когда же начинается взаимодействие мальчиков и девочек, родители начинают акцентировать внимание не столько на конструктивных способах взаимодействия, на эффективных вариантах выхода из конфликта, а на том, что имеет место взаимодействие мальчика и девочки. Следовательно, каждый ребенок должен вести себя в соответствии с тем, как в обществе приписано вести себя мальчикам и девочкам. А именно, считается, что девочкам нужно уступать и их нельзя обижать. Нередко родители начинают беспокоиться том, что мальчики обижают девочек и учат мальчиков уходить от конфликта с девочками, уступать (стратегия избегания конфликта).

Очень часто в игре дети взаимодействуют, проявляют двигательную активность, иногда толкаются, задевают друг друга. Но если ребенок не стремится целенаправленно причинить боль другому, то нельзя говорить об агрессивном поведении. Это обычное взаимодействие. Родители же нередко в таком поведении могут увидеть проявление агрессии и, соответственно, обращают на это внимание детей.

Сережа (3 года) и Лена (3 года) играют в догонялки. Лена догнала Сережу и толкнула его. Теперь Сережа побежал за Леной и тоже толкнул в спину, когда догнал. «Нельзя девочек толкать. Девочек нужно защищать, а не толкать», – сурово закричала бабушка Лены, подбегая к Сереже. Сережа молчал. Он ничего не понял.

Рядовая ситуация: игра, в которой правила для мальчиков и девочек разные. Девочка может толкнуть мальчика в игре, а мальчику это не позволено. При этом, в данном случае, ни мальчик, ни девочка не проявляли друг к другу агрессии, не хотели обидеть друг друга или причинить боль. Они играли в догонялки, дотрагивались друг до друга. В их негласном договоре было нормально несильно толкнуть другого, это была форма контакта и знак того, что один догнал другого и роли меняются. Дети не плакали, не обижались. Они играли и были похожи скорее на активных котят и щенков, которые играя, прикусывают друг друга, толкают лапами и бьют хвостами.

Однако бабушка акцентировала внимание на том, что то, что позволено девочке (заметим, что она не сказала, что и Лена не должна толкаться), не позволено мальчику. Как ребятам играть в эту игру дальше, соблюдая правила бабушки? Сложный вопрос.

Пожалуй, самой большой сложностью является вопрос о том, как объяснить мальчику, почему мальчикам нельзя обижать девочек, а девочкам – можно. Об этом наша следующая история.

Воспитательница в детском саду жалуется, что шестилетний Владик дерется с девочкой. «Поговорите с сыном! Он – будущий мужчина и не должен обижать девочек!» Расстроенная мама стала расспрашивать Владика, что произошло. И что же она узнала? Оказывается, одна девочка,

Таня, постоянно задирает Владика: то ударит по голове, то поставит подножку. Владик долго терпел, а сегодня толкнул ее в ответ. Таня сразу побежала со слезами жаловаться воспитательнице. Владика поставили в угол.

Мама была в растерянности. Что делать? О чем говорить с сыном? С одной стороны, он прав, с другой – не прав. Мама помнила Таню. Высокая (на полголовы выше Владика), шумная и бойкая девочка, она была сильнее любого мальчика в группе. Но ведь она девочка… Мама глубоко задумалась. В нашем обществе не принято бить женщин, такое поведение осуждается. Однако стойкий гендерный стереотип «девочек бить нельзя» порой очень эффективно используется девочками, которые задирают мальчиков, обзывают, сами их бьют, но в случае минимальной агрессии в свой адрес жалуются взрослым и при этом кричат: «Я девочка, девочек бить нельзя». Сказать Владику, что нельзя драться с девочками, так как они слабее и их нужно защищать? Эта фраза не выдерживает элементарной логической проверки. Таня сильнее Владика, а от безнаказанности еще и задиристее. Девочки часто нападают, понимая, что ругать будут мальчиков.

Прошло уже около получаса, а мама и Владик все еще молча сидели на диване. Мама молчала, думала, что и как сказать сыну, а Владик молчал, потому что не знал, как объяснить маме, почему он толкнул девочку. Наконец мама начала: «Сынок, в нашем обществе есть правила. Вежливый мужчина не будет обижать женщину, даже если она сильнее или если она нападает. Бывает, что девочки задираются. Я думаю, ты можешь сказать Тане, что, если бы она была мальчиком, ты бы подрался с ней, но так как она девочка, ты не будешь этого делать. Девочки и мальчики иногда дерутся. Я понимаю, что тебе было обидно и неприятно, когда тебя наказали». Владик прижался к маме и засопел. Мама погладила его по голове и поцеловала.

Эта история типична. В раннем и младшем дошкольном возрасте девочки и мальчики взаимодействуют на равных. Однако постепенно, слыша реплики взрослых, мальчики и девочки начинают понимать: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Леночка из первого приведенного нами примера усвоила слова бабушки достаточно быстро. Уже через год она бойко толкала мальчиков, при этом защищая себя волшебными словами: «Девочек обижать нельзя».

Что происходит с девочками? Уже в среднем дошкольном возрасте они понимают, что у них есть приоритет. Естественно, этим преимуществом очень хочется пользоваться. Тем более, что девочка может драться с мальчиком почти безнаказанно. А мальчик? Защитив себя мальчик становится жертвой. Он становится невоспитанным мальчиком, который обижает девочек. Такого мальчика нередко осуждают взрослые, над ним могут смеяться другие дети, будь то мальчики или девочки.

Алеша второклассник. Он не задира, но не прочь побороться с другими мальчишками на переменах. Его одноклассница Вика покрупнее, но нельзя сказать, что сильнее. Вика постоянно подходит к Алеше на переменах и сильно бьет его ногами по ногам. Алеша убегает от Вики, но Вика догоняет его и спрятаться можно разве что в мужском туалете. Но не будешь же целыми переменами сидеть в туалете?

Когда родители Алеши заметили синяки на ногах у сына, они обсудили с ним ситуацию и предложили объяснить Вике, что в следующий раз он будет вынужден оттолкнуть ее. Что Алеша и сделал. Он оттолкнул Вику, которая не ожидала отпора. Вика стала кричать, что Алеша ужасный человек, бьет девочек. Несколько дней Алешу дразнили всем классом.

Что сделал Алеша? Он долго терпел, потом предупредил и оттолкнул Вику. Он не бил её, он просто защитил себя от агрессора. Расплата была суровой. Клеймо «обидчик девочек», осуждение одноклассников, стыд…

Плохо, наверно, пришлось бы Алеше, если бы не вмешалась учительница. Мудрая педагог вовремя заметила, что происходит неладное и часть классного часа посвятила этой проблеме. О чем рассказывала учительница? Она рассказывала о мальчиках и девочках, об отношениях. Рассказывала о нашем обществе и о том, что есть разные правила. Например, правило о том, что «нельзя бить женщин» значит, что мужчины обычно сильнее и некорректно бить тех, кто слабее. Точно так же есть правило, что «нельзя обижать маленьких, старых». Но это правило не дает разрешения в обратную сторону. Это не значит, что девочка, малыш или пожилой человек может безнаказанно избивать другого просто так. В этом случае нормальная реакция – это защитить себя от агрессора. Что может сделать мальчик? Увернуться от удара, оттолкнуть обидчицу. Педагог обратила внимание на слово «оттолкнул» и даже записала его на доске таким образом «ОТтолкнул». Не толкнул, а ОТтолкнул, отстранил от себя, избавил себя от напасти.

В конце беседы учитель прочитала ребятам главу «Армия повстанцев генерала Джинджер» из книги Лаймен Баум «Страна Оз». Школьники слушали с удовольствием, они любили слушать книги, смеялись над девушками, которые смогли стать повстанцами и завоевателями, вооружившись спицами. Но не ради смеха учительница читала ребятам. Конечно же, после этого они серьезно поговорили о героинях книги и их методах ведения войны.

Приведем отрывок из книги, который позволит заинтересованному читателю понять, о чем беседовала учительница с детьми.

– Мы ничего не боимся! – отозвалась предводительница войска, и ее решительный вид обеспокоил Стража уже не на шутку.

Он позвонил в колокольчик, чтобы вызвать Солдата с Зелеными Бакенбардами, но в ту же минуту пожалел об этом, ибо немедленно был окружен толпой девиц, которые повыдергивали из волос вязальные спицы и начали ими размахивать в опасной близости от толстых щек и растерянно мигающих глазок злополучного Стража.

Бедняга громко запросил пощады и не стал оказывать ни малейшего сопротивления, даже когда Джинджер сорвала с его шеи связку с ключами.

Вся Армия во главе с Генералом бросилась к воротам и тут столкнулась с Королевским Войском Страны Оз – иначе говоря, с Солдатом с Зелеными Бакенбардами.

– Стой! – громко выкрикнул он, направляя свое длинное ружье на предводительницу.

Некоторые из девиц с визгом бросились наутек, но Генерал Джинджер не двинулась с места, а только проговорила укоризненно:

– Неужели ты сможешь застрелить бедную беззащитную девушку?

– Ни в коем случае, – ответил Солдат.

Это пример помог ребятам увидеть абсурдность ситуации. Школьники задумались о том, что, действительно, девочка, которая «воюет» таким образом, использует нечестные методы.

Можно ли бить девочек? Нельзя, но не потому, что они девочки, а потому, что драться в принципе не очень хорошо. Нормально решать проблемы, используя слова. Можно бороться, соревноваться в силе по общей

договоренности. Причем такие соревнования, например по армрестлингу, возможны и между мальчиками и девочками. Многие девочки занимаются спортом и не менее сильны, чем мальчики.

В этой ситуации педагог повела себя мудро. Во-первых, она заметила проблему. Во-вторых, не оставила ее без внимания и не посчитала несерьезной. В-третьих, решила ее. А ведь бывает, что взрослые не так серьезно относятся к тому, что девочки задирают мальчиков.

Самая распространенная реакция взрослых в случае, если девочка задирает мальчика, сказать что-то типа: «Ты ей понравился. Это она так заигрывает, хочет обратить на себя внимание». В этом случае взрослый переводит отношения детей в другое русло, русло межполовых отношений. Но мальчику, который страдает от нападок девочки, вряд ли это поможет. Таким образом взрослые, предпочитая не вмешиваться в отношения детей, уходят от проблемы, прикрываясь щитом «ты ей нравишься», оставляя ребенка один на один со сложной ситуацией.

Что же происходит дальше? В тех школах, где в начальных классах агрессия девочек негласно поощрялась (или на нее просто не обращали внимания ни родители, ни педагоги) и называлась «симпатией», напряжение мальчиков накапливается. В концу младшей школы мальчики неожиданно находят социально приемлемый вариант дать отпор девочкам, выбросить свою накопившуюся за годы агрессию: они начинают дергать девочек за косички, бить портфелем по голове и т.д. И снова взрослые находят простое объяснение проблеме. Они говорят девочке: «Мальчики всегда дергают за косички тех девочек, которые им нравятся». Девочке остается только терпеть такие «ухаживания», а теперь уже мальчики продолжают безнаказанно проявлять агрессию по отношению к девочкам.

Вряд ли стоит оставлять без внимания проблему детских драк вообще и драк между мальчиками и девочками в частности. Уход от проблемы не является ее решением. Наблюдайте за взаимодействием детей, учите детей взаимодействовать, решать сложные ситуации.

(с) Юлия Гусева, психолог

Отличный совет! Не применяя физическую силу, предупредить о последствиях для девочки её дальнейших действий. На время словесных объяснений удерживать силой, не позволяя бить, кусаться, царапаться. Правда, это возможно лишь в том случае, если девочка одна, а не действует сообща с себе подобными. В любом случае, предупреждение и сдерживание агрессии – необходимый этап. Сработало – конфликт исчерпан. Не сработало – переходим к Шагу номер пять.

Шаг номер пять. Предупредительный выстрел боевым патроном. Если девочка забыла, что она девочка, и решила играть по мужским правилам – пожалуйста. Но пусть тогда не обижается. Как правило, всерьёз данный отпор сразу расставляет всё на свои места.

«Когда кто-то (девочка, мальчик — без разницы) начинает тебя бить, то сначала предупредить, что ты дашь сдачи, если еще раз тебя ударят. Ударили еще раз — выполнить обещанное. Позицию «девочек нельзя бить ни в коем случае» не поддерживаю, т.к. не считаю принадлежность к женскому полу индульгенцией на распускание рук.
На соседней площадке у нас есть девочка, которая «ну она же деееевочка!», которая распускает руки по любому поводу. Однако тех, от кого получила сдачи, больше не трогает, зато других лупит и дальше, одного мальчика-джентльмена летом на скорой увозили с разбитым ею глазом, с повязкой потом недели две ходил, сейчас их вообще не видела уже долгое время:(» Луша (http://conf.7ya.ru/)

«В саду были две крайне агрессивные девочки-садистки. Кусались, прищемляли руки дверьми, лезли с ножницами, били предметами, ломали вещи, много всего.
Учила своего, что он мальчик, он сильный, надо удерживать девочку и не давать ей себя повредить. Объясняла, что он всегда будет крайним в конфликте с девочкой. В саду все-таки оттолкнул девочку, без прикрас рассказал дома, она еще и отлетела от него через скамейку. Я приготовилась к разборкам…. Но оставшиеся полгода к сыну больше никто не приставал. Продолжались атаки дверьми, швыряние на прогулке камнями, но по отношению к другим». Дина (Джума) (http://conf.7ya.ru/)

«Когда девочка распускает руки, я разрешаю своему мальчику дать сдачу. Но сначала следует девочке СКАЗАТЬ, потом перехватить руку, и если девочка не понимает, то можно ответить. Удержать-придержать-отвести — это все прекрасно, но не всегда удается.У меня мальчик не агрессивный, не любитель драться, поэтому такой подход вполне подходит. Именно ударил девочку он два раза. Оба раза долго терпел. И девочкам пошло на пользу куда больше, чем все объяснения». Джулия Р (http://conf.7ya.ru/)

В общем, как в Уставе караульной службы: выстрел сначала предупредительный, а затем… Затем или второй предупредительный, или на поражение. В нашем случае, конечно же, второй предупредительный – правда, уже боевым патроном.

«А почему собственно девочек нельзя бить? Нельзя бить слабого, да. Маленького. Лежачего. Если девочка в конкретной ситуации не подпадает ни под одно из определений, к ней следует относиться как к сопернику. То бишь походит девочка пару дней с подбитым глазом — глядишь, и затевать драки в следующий раз не захочет». Ягуар (http://conf.7ya.ru/)

«Девочек надо воспитывать женщинами, а мальчиков -мужчинами. Если женщина действует «вне своей компетенции»- грубой физической силой, значит она ставит себя на один уровень с мужчинами. Иметь равные права-хорошо, но в таком случае и ответственность за поступки должна быть одинакова. Подняла руку на мужчину — получай «торпеду». Общество равных возможностей. Увы., мадам- эмансипэ». ван ю ша http://newsland.com/

«Я считаю что в таком возрасте дети а не мальчики и девочки и они равны, разрешите ему дать сдачи. … у меня сына постоянно лупила подружка и все забирала, а сейчас он дает ей сдачи и не отдает игрушки и когда она его бьет я его не жалею а говорю иди сам дай сдачи или забери у нее и считаю это правильным». Анютка http://www.baby.ru

Если и это девочку не останавливает, и она продолжает наращивать агрессию, то в этом случае она не только теряет право на отношение к себе как к слабому полу, но и становится реальным источником опасности. Наступает Шаг номер шесть.

Шаг номер шесть. Крайний. Либо ты, либо тебя. Ситуация, создающая со стороны девочки реальную угрозу для здоровья и жизни мальчика. Перед ним уже не ангелочек, а грозный противник. Вспоминаем Отто Вейнингера и его труд «Пол и характер»: есть случаи, когда девичье обличие скрывает агрессивное и сильное мужское начало.

«В военном уставе это регламентируется;))) Оружие против беременных женщин и детей применять нельзя, но если они первые начали… Я мама девочки, но думается, если ребенок любого пола мою (или моего, будущего) ударит, я посоветую давать сдачи». Caracol (http://conf.7ya.ru/)

И это действительно так. Плохо укладывается в голове картина, когда боец спецназа отказывается уничтожить обвешанную взрывчаткой и готовую произвести взрыв шахидку лишь на основании того, что «онажеженщина». Есть грань, после прохождения которой пол противника уже не имеет значения. Впрочем, как показывает практика, до этой стадии девочки доходят исключительно редко: срабатывает уже другой инстинкт – самосохранения.

Уважаемые товарищи взрослые.

Дети есть дети. И самая большая ошибка взрослых – пустить ситуацию на самотёк. Открытое обсуждение проблем между родителями мальчиков и девочек чаще всего переводит проблемы в задачи, которые успешно решаются. Особо эффективным оказывается предупреждение о том, что мальчику дано разрешение на самозащиту.

«Неплохо бы родителям девочки вовремя понять что некоторое поведение может довести до нехороших последствий и лучше поведение скорректировать вовремя. Т.к. мальчика то потом накажут, но будет ли легче от этого пострадавшей девочке-задире — большой вопрос». Иришка-Мартышка (http://conf.7ya.ru/)

«Плюс можно более серьезно поговорить (маме мальчика с мамой девочки), что Вы сыну даете карт-бланш и теперь ему позволено ЗАЩИЩАТЬСЯ удобным ему способом. И если мама девочки не захочет донести до своей нежной фиалки, что подобные знаки внимания могут иметь неприятные для нее последствия, то эти последствия таки возникнут и мама девочки предупреждена. Можно и классному руководителю донести эту мысль». Ларсен.Ру (http://conf.7ya.ru/)

Итак, проблема действительно существует. Хорошая новость состоит в том, что подобные ситуации касаются далеко не каждой семьи, где растёт мальчик. Поэтому вряд ли есть смысл заранее разучивать приведённый выше алгоритм с малышом, который понятия не имеет, что девочки могут вести себя не лучшим образом. Автор убеждён, что подобные задачи надо решать по мере их поступления – в соответствие с приведённым выше алгоритмом. Нет смысла двухлетнему мальчику заранее (на всякий случай) объяснять, что девочек бить нельзя. Это всё равно что учить его управлять самолётом (авось, пригодится). Главное вложить ему в голову, что ПЕРВОМУ бить нельзя никого.

И, конечно, проблему всегда легче предотвратить, чем решить. Здесь особое внимание должно уделяться именно девочкам. Подход общий: бить нельзя никого. Подход частный: то, что ты девочка, не даёт тебе право остаться без сдачи, а у мальчиков рука бывает крепкая. Кстати, есть смысл новыми глазами оценить информационное пространство растущей девочки – не наполнено ли оно образцами безнаказанной агрессии женщин против мужчин. Надо ли говорить о том, что такими примерами просто кишат детские мультики, фильмы и игрушки. Впрочем, крутые героини нещадно избивают мужчин не только в мультиках. Во взрослой медиа среде сформировался настоящий культ неуважения и агрессии по отношению к мужчинам. Но это уже другая история.

На всякий случай.

Будучи профессионалом в области женско-мужских отношений, автор вполне обоснованно ожидает ряд специфических сентенций и вопросов в свой адрес. Поскольку они легко прогнозируются, придётся ответить сразу.

3. И как же автор воспитывал своих сыновей? Разрешал им бить девочек?
Как уже было сказано, проблемы надо решать по мере их поступления. У старшего сына в средних классах был эпизод, когда его начала задирать здоровенная дылда куда больше годами. Поскольку весовые категории были несопоставимы, пришлось через знакомых первокурсников, выпускников этой школы, выйти на местных авторитетов из старших классов. После беседы с ними дылда присмирела и обходила Юру за версту. Что касается младшего сына Димы, то у него таких проблем не возникло ни разу. Как сейчас принято говорить – от слова «совсем».

Вместо заключения.

Вы дочитали эту статью до конца. Теперь вам известно то, о чём, возможно, вы не задумывались раньше. Поэтому на вопрос «Можно ли мальчикам бить девочек, если те проявляют физическую агрессию?» — ответьте, пожалуйста, исходя из полученной информации.

Зашел тут у нас в одном из сообществ горячий спор на тему «Можно ли мальчику бить девочку?». Возникла идея, что хорошо бы услышать мнение детских психологов по этому поводу.

Суммируя многочисленные комменты, можно выделить три основных позиции, по которым распределились мамы:

1 вариант (мой): мальчиков с малолетства надо приучать к тому, что девочек бить нельзя (я не беру спорт.единоборства в расчет).
Почему? Потому, что в будущем девочки, даже самые задиристые, превращаются в девушек — более хрупких и уязвимых физически. А если мальчик привык дубасить девочку в малолетнем возрасте, очень высок риск, что сдерживающих барьеров к моменту, когда он войдет в полную силу, не появится. А значит на выходе мы получим мужчину, который с готовностью поднимет руку на женщину.

2 вариант: девочек можно бить, если они проявляют выраженную физическую агрессию, то есть сами бьют мальчика.
Почему? Потому, что класса до 7-го многие девочки крупнее и сильнее мальчиков, а также потому что дети обоих полов равны и имеют равноценное право на самозащиту в случае физического нападения.

3 вариант: девочек можно бить также в случае порчи вещей мальчика, оскорблений в его адрес и в результате других обижающих его действий.
Почему? Мальчик тоже человек. И если девочка достала, ведет себя «не как девочка», то правило «не бить девочек» отменяется, и ей можно с чистой совестью врезать. А иначе что же с ней еще делать? И вообще это для того, чтобы, когда он вырастет, об него не вытирали ноги всякие нехорошие девочки.

Как вы думаете, сограждане, какой вариант собрал минимальную группу поддержки? — Первый! Моя точка зрения, возможно, чересчур пессимистична, но, мне кажется, все это хреново выглядит в будущем. Постараюсь объяснить, почему.
На мой взгляд, детей с малолетства надо учить коммуникации — умению договариваться; противостоять обидным для себя выпадам, но не физическим, а моральным, психологическим путем; прививать им сдержанность в проявлениях эмоций в конфликтах; наконец, учить их РАЗГОВАРИВАТЬ с неприятным тебе соседом по социуму. В конце концов, в наше время все решается словами — в личном общении, на бумаге, по инету. Человека можно грамотно успокоить, «притормозить» и даже «опустить» всего лишь при помощи слов. Именно этому надо учить детей с раннего возраста, с первых моментов их общения с другими детьми. Но это требует значительных усилий от родителей и от самого ребенка. Кулачные разборки для него — гораздо более простой метод: не надо думать, напрягаться, пытаться понять противника и прикладывать усилия, чтобы сдержать гнев. Можно просто дать по морде и удовлетворенно остаться победителем. К чему это может привести по мере роста ребенка — и его физической силы, кстати? Ну, например, к тому, что мальчик долбанет девочку до состояния сотрясения мозга или качественно сломанного носа — и родители будут решать проблему в судебном порядке. Я уж не говорю о проблемах со здоровьем у девочки. Но есть, на мой взгляд, риск и более отдаленных неприятностей. Ребенок, который привык решать проблемы при помощи кулаков, может оказаться бессильным там, где кулаки не помогут (оскорбления со стороны взрослого или просто более сильного человека, психологическое давление со стороны уже не одного ребенка, а большой компании, которую фиг побьешь… и т.п.). У такого ребенка нет навыков борьбы с психологическими ударами судьбы, он не может справиться со своими эмоциями, которые раньше выплескивал в драке, он не обучен «видеть» ситуацию с разных сторон и управлять ею. Результат — детские неврозы, детский суицид.

И, наконец, мое мнение по вопросу «Что делать, когда девочка бьет мальчика?» Мальчик должен по возможности аккуратно блокировать агрессию девочки — придержать руки, поставить блок (если умеет), уходить от ударов, т.е. пассивно защищаться. При оскорблениях стараться не обращать внимания, а уж если и отвечать, то никак не кулаками. Аргументы, что девочки у нас в школах прямо медведи какие-то, которые мальчиков бедных и щуплых дубасят направо и налево — извините, мне кажется, не прокатывают. Девочки в саду и в школе могут быть крупнее мальчиков — но далеко не все, это единицы в группе или в классе. При этом даже у этих крупных девочек менее развиты реакция, сила и точность удара, меньше опыта в драках. В процессе обсуждения в другом коммьюнити это подтвердил человек, занимающийся физическим развитием детей в младших классах.
Как научить? Объяснять, что сила — это не аргумент в споре. Что руку поднимает недалекий, не очень умный человек, который не в состоянии доказать свою правоту словами. На обучение этим вещам уходит реально много времени, терпения и сил, и пара заявлений, что, мол, «нехорошо драться» или «нельзя трогать девочек», тут не помогут. Естественно, что и мамы девочек, сообщая им, что «принцесс не бьют», должны объяснять, что принцессы еще и не матерятся, не портят чужие вещи и уж точно не манкируют своей девочковой «защищенностью» (увы, мнимой), провоцируя мальчишек на конфликт. И наконец, я слышала мнение, что детям в этом возрасте очень сложно понимать всякие такие тонкие материи. Но, уважаемые мамы мальчиков, когда вы, с одной стороны, заученно говорите, что вообще-то нехорошо лупить девочек, а с другой стороны, начинаете объяснять, что ну вот этой девочке я бы точно врезала, и вон та заслуживает трепки, да и этой невредно двинуть за ее проделки, и вообще надо разделять девиц на «тех, что ведут себя как девочки» и как «не-девочки» — вы же ставите перед мальчиком более сложный выбор. Ну не будет он разбираться — насколько она уже «не-девочка», стукнет просто и банально и будет уверен, что прав.

В общем, пока наши обсуждения этого вопроса у меня, честно говоря, вызывают некоторый страх перед будущим моей дочери. Она как раз не драчливая, не скандальная, дружелюбная и миролюбивая девочка, которую я всю ее жизнь учу договариваться. Мне страшно, что высок риск того, что в будущем она столкнется с массовым преобладанием парней, которые с легкостью поднимут руку на девушку, просто потому что в какой-то момент она их «достала» — а личные взаимоотношения вещь все-таки непредсказуемая. А пока она ходит на айкидо — и я приложу все силы, чтобы убедить ее заниматься этим спортом и дальше. Других вариантов я не вижу.

Что скажете, граждане?

Пришли забирать сына с тренировки по хортингу (единоборство такое — если кто не в курсе). Слышим, из зала доносятся неистовые вопли Захара Михалыча. Ну, думаю, все, никаких развлекушек при таком поведении. Выходит сын из зала последний, с курткой от кимоно в руке и слезами на глазах. На вопрос «что случилось» отвечает:

— Я первый пришёл, а мне говорят, что девочкам надо уступать, а я не хочу.

Вот ведь как. Тут не в баловстве дело, пацан позицию пытался отстоять (уж не знаю, что они там не поделили). И вопрос серьёзный, чреватый проблемами в будущем. Говорим ему:

— Захар, девочкам не нужно уступать. Можешь уступить, если хочешь, но это не обязательно.

И тут же мама двух девочек, переодевавшихся рядом, с явным недовольством:

— Правильно! Учите-учите. Девочек нужно обижать.

Вот что ответить человеку, который не видит разницы между «не нужно уступать» и «обижать»? В нашей культуре так исторически сложилось, что девочки слабее, им надо уступать и вообще мальчики им чего-то там должны. Считайте как хотите, но Баба Яга против. Потому что девочки слишком злоупотребляют этой установкой, существующей у мальчиков. Потому что это сексизм в чистом виде. Если я стою в очереди второй час, а тут подходит некая среднестатистическая дама и требует ей уступить просто потому, что она женского пола — то хрен там плавал. Если она беременная, или с маленьким ребёнком, или на костылях, или это просто бабуля, еле стоящая на ногах — дело в корне меняется. За мать с ребёнком, которую не пропускают в автобус без очереди я сам замечания делал (причём за абсолютно посторонних мам с детьми). Но когда фраза «я же девочка» начинает использоваться как джокер в колоде жизни — это нехорошо.

Да, женщины в среднем по больнице слабее мужчин. И тут в отношениях полов уже не сам пол играет роль, а взаимодействие сильный-слабый. Но и опять-таки есть разница между «уступить по умолчанию» и «проявить великодушие». Есть разница между «не поделиться» и «отобрать». У нас же, как правило, в головы мальчиков вбивается установка «девочка» — «должен». А потом девочки вырастают и не могут найти настоящих мужиков. А все почему? А потому, что девочкам надо уступать. Или не надо?

Даже ужасные родители — мучители, нарциссы и иже с ними — подчас совершенно искренне считают, что все их действия от любви, что уж говорить о нормальных мамах и папах. Несовершенных, со своими «тараканами», конечно, но не жестоких, не зацикленных на себе, а обычных — ведь их намерения тоже благие.

Только мы все знаем, какая дорога такими намерениями выстлана.

Эта фраза намекает, что с девочками что-то не так

Допустим, пришли вы в гости к другу на вечеринку, и друг говорит:

Слушай, тут будет мой приятель Павлик. Так вот, его обижать нельзя.

Что вы подумаете о Павлике? Наверное, что Павлик — либо агрессивный неврастеник, который может сорваться в любой момент (то есть Павлик опасен), либо он, скажем, умственно отсталый или инвалид (то есть не в состоянии отвечать за свои действия и/или совершенно беспомощен).

Даже если всё это не осознаётся полноценно, мозг информацию всё равно впитывает и анализирует в фоновом режиме (мы называем это подсознанием), а детский растущий мозг — особенно. И такими фразами вы, по сути, говорите мальчикам, что девочки — они не такие же, как ты. Они другие. Они либо опасны, либо, более вероятно, «дефективны». Будь с ними осторожен.

Она развязывает руки жестоким девочкам

Эту проблему особенно хорошо видно в отношениях уже взрослых мальчиков и девочек. Готова спорить, вы слышали (или сами рассказали) хотя бы одну версию этой истории.

Она говорит мне гадости, давит на все болевые точки, которые так хорошо знает, намеренно провоцирует, но я молчу и сжимаю кулаки. Не могу ударить женщину. А она это видит и пользуется.

Я вообще-то считаю, что бить людей безотносительно пола — это, скорее, плохая идея. Последний рубеж, который имеет смысл переходить, когда цивилизованные методы, несмотря на все усилия, не работают (а сбежать невозможно) и приходится прибегать к варварским. Особого толку от этого, скорее всего, не будет, но я с лёгкостью представляю ситуацию, где это можно оправдать.

Тут речь о гендерном перекосе. У него есть объективные причины, ведь большинство женщин не смогут адекватно дать сдачи, и да, это так, и это надо учитывать. Но если бы не заложенная в детстве установка «девочек обижать нельзя», позже превратившаяся в «женщин нельзя бить», то многие склонные к манипуляции и эмоциональным провокациям женщины (как и жестокие девочки, которые по части физических сил находятся почти на равных с мальчиками) вели бы себя куда сдержаннее. Даже не из-за морального прозрения, а чтобы не подставляться, потому что знают:

За то, что я сейчас творю, можно и по роже получить.

Кто-то скажет: «А как же домашнее насилие? Разве эта заложенная в детстве установка не способствует в будущем снижению процента жестоких мужей, бьющих своих жён?». Отвечаю: нет.

Адекватные мужья не бьют своих жён не потому, что им в детстве так сказали, а потому что они адекватные и умеют решать конфликты иначе. Неадекватных же, как мы видим, это совершенно не останавливает.

Она лишает девочек статуса равного

Помните Павлика из примера? Которого не тронь, потому что либо опасный, либо дефективный. С «опасными» разобрались выше, а что, если перед мальчиком не опасная девочка? Не скандалит, не задирает. И с виду вроде нормальная, руки-ноги есть, улыбается, говорит что-то. Почему других мальчиков обижать можно, а её и таких, как она, — нельзя?

Потому что слабая? Потому что она в чём-то мне уступает?

Девочки ещё сделать ничего не успели, а мальчика заранее предупреждают о том, как себя с ними (не со всеми людьми, а именно с ними) не вести. Создаётся ощущение, что девочка не вполне человек или человек какого-то особого, непонятного сорта. Что она беспомощна, или что за свои действия и решения она не отвечает. Что, как бы она ни поступила, ей надо всё-всё прощать и быть с ней осторожным.

Мальчики и девочки отличаются, но мы никому не помогаем, приучая мальчиков к мысли, что девочки — это такие странные существа, которых «не тронь, а то развалится». Во-первых, не развалится, а во-вторых, не лучше ли, чтобы развить в сыне доброту, рассказать ему, как утешать девочку, если случайно обидел? А то эти танцы на цыпочках вокруг «хрупких» принцесс больше воспитывают самих девочек. Например, делают из них манипуляторш из предыдущего пункта.

Она сажает мальчиков в «коробку мужественности»

Я тут пользуюсь свободным переводом фразы man box, которую Тони Портер использовал в своём выступлении на TED.

Он рассказывает о кривой культуре мужественности и том, каким критериям в ней должен соответствовать мужчина, чтобы считаться таковым. А критериев легион. Один из них — стойкость. Абсолютная, почти сверхчеловеческая.

Когда мы говорим «девочек обижать нельзя», обратка в виде «а мальчиков — можно» напрашивается сама собой. Отсюда же идёт другая бредовая фраза — «мальчики не плачут». Эти фразы, как и сонм похожих, идут из одного источника и служат одной цели — воспитать «настоящих мужчин», которые всё терпят, никогда не расстраиваются, не показывают эмоций и не имеют уязвимостей.

Кто-то ещё после этого удивляется, почему мужчины умирают раньше.

— Что ты делаешь, когда тебе плохо и тебя рвёт на части?

— Ничего. Терплю.

Так жить нельзя. Никому. Знаете все эти истории, когда жил-был мальчик (а это почти всегда мальчик), такой спокойный и вежливый, а потом он берёт винтовку и убивает 20 человек? Исключая клинических психопатов, которые родились такими, и случаи насилия в семье, мне кажется, вот она, причина. Не единственная, но одна из фундаментальных.

Нормальный ребёнок без жутких психологических травм жил себе и испытывал стресс. Может, его дразнили, может, прочитал что-то обидное или унизительное в интернете, но ему не с кем было поговорить, он боялся выразить свои чувства, показать слабость. А чувства копились, бродили в нём, постепенно, день за днём трансформируя психику — и вот результат.

Хорошие новости — есть множество альтернатив

Например, такая.

Не надо бить девочек, если они не бьют тебя.

Согласитесь, совсем другое дело. Ведь всё началось с того, что девочки физически слабее и нападать на них нечестно, так? Вот и покажите эту разницу, этот баланс.

Или вот.

Постарайся не обижать других, если они не обижают тебя.

Не смейся над другими за то, что они на тебя не похожи.

Лучше решать споры словами, а не кулаками.

Дети любопытны, их сознание очень гибкое, и всё, что вы в него вложите, останется там на всю жизнь. Не упрощайте. Стремление всё упрощать — это от душевной лени. Справедливость и такт — очень тонкие штуки, так что объясняйте, разжёвывайте, вдавайтесь в детали. Пусть не сразу, а через много лет, но вы обязательно увидите плоды своих стараний.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *