Дискриминация женщин

Дискриминация женщин

24 февраля 2020 06:58 Юлия Дудкина Фото: Алексей Поднебесный

В последние годы в России активизировались различные мужские движения. Самое радикальное из них, «Мужское государство», известно своими антифеминистскими инициативами. Они обвиняют женщин в том, что те выбирают для отношений более красивых и обеспеченных мужчин — и из-за этого остальным не достается секса.

У 21-летнего студента Святослава Шилкина никогда не было девушки. «Я пытался познакомиться с кем-нибудь и в тиндере, и в соцсетях. Читал советы, как правильно общаться на свиданиях. Все дают одинаковые рекомендации: быть уверенным в себе, много шутить, — говорит он. — А я скромный и застенчивый, я так не умею». Однажды Шилкин два месяца ходил на свидания с девушкой, и ему даже начало казаться, что у них могут сложиться отношения. Но внезапно она перестала отвечать на его сообщения. «Слила меня без объяснения причин», — рассказывает он.
Разочаровавшись в девушках, Шилкин начал читать паблики «Мужского движения» — объединения, которое заявляет, что борется против «вопиющей дискриминации мужчин». Активисты «Мужского движения» считают, что феминизм — это «вредоносная и опасная идеология», которая очерняет и «ущемляет мужчин». Они выступают за «утверждение традиционных ролей мужчины и женщины» и считают, что женщины, например, не должны иметь права самостоятельно принимать решение об аборте.

Шилкину оказались близки идеи «Мужского движения»: после всех неудач ему и самому стало казаться, что проблема — в женщинах. Однажды в одном из постов он увидел незнакомое слово «инцел» (от английского Involuntary celibacy, «невольное воздержание»). Оказалось, что этим словом называют тех, кто не может найти себе партнера для романтических и сексуальных отношений и из-за этого вынужден жить без секса. Шилкин сразу решил — это про него. Он нашел в интернете страницы русскоязычного движения инцелов и начал изучать его идеологию.
«Все девушки должны давать секс всем мужчинам, не из частных, личных предпочтений, а из осознания значимости этого для прогресса, чтобы сделать мир счастливее», — так звучит одна из идей движения инцелов. То, что мужчинам вроде них не хватает секса, инцелы считают «проблемой №1 в мире». «Все болезни возникают <…> из-за того, что у мужчин нет секса. <…> Секс пять раз в неделю по 30 минут лечит рак, например, во всех формах, лечит аутизм», — утверждают некоторые активисты. Также они считают, что «войны абсолютно все — из-за женщин, из-за недоступности секса с женщинами. Гитлеру не давали бабы в молодости — вот результат».
Одним из своих кумиров инцелы называют профессора Сергея Савельева — заведующего лабораторией развития нервной системы НИИ морфологии человека РАН. Савельев утверждает, что женщины — «игрушки в руках своего гормонального фона». «Мозг их нацелен на решение репродуктивной задачи, — считает он. — Они хитрые, иногда даже кажутся умными, поступки их очень обоснованны, но они биологичны по сути». Например, по мнению Савельева, 10-15 лет назад женщины не любили пользоваться компьютерами, но теперь поняли, что компьютер может «соединять с мужиком, который может быть потенциально использован для репродуктивных удовольствий», и стали активно осваивать новую технику.
Представители сообщества инцелов считают, что мужчины делятся на несколько категорий. Первая — «Чед», или «альфач», «альфа-самец». Так инцелы называют мужчин, которые пользуются успехом у женщин. Считается, что «чед» должен быть физически крепким, богатым и соответствовать конвенциональным представлениям о маскулинности. Инцелы считают, что «альфачей» в мире не так уж много — 10-20%. Но именно к ним тянутся 80% женщин. На многих сайтах есть даже списки черт, которыми должен обладать «чед»: высокий рост, квадратный подбородок, небольшое верхнее веко, ровно посаженные глаза, широкие брови.
Другая категория мужчин — «беты», или «бета-самцы». Они не так сильны, красивы и уверены в себе, как «альфачи». Из-за этого им приходится делить между собой любовь оставшихся 20% женщин. Те, кому и этой любви не достается, и есть инцелы — люди, страдающие от «принудительного воздержания».
При этом, по мнению инцелов, на самом деле они достойны любви куда больше, чем «чеды»: «Мы принципиально не согласны с теми лицемерами, которые обвиняют самих инцелов в том, что женщины не дают нам секс. Нашей вины в этом нет. Призывы идти в спортзал, самосовершенствоваться, «начать с себя» — это перекладывание проблемы с больной головы на здоровую. Инцелы вполне совершенны, внешность у многих вполне привлекательная, инцелы, как правило, обладают более высоким интеллектом, чем среднестатистический человек, имеют различные таланты».

Сторонники движения инцелов уверены: одна из главных проблем — то, что женщины сами решают, с кем заниматься сексом, а с кем — нет, у них есть «монополия на секс». При этом инцелы считают, что женщинам присущи «алчность, подлость, лживость»; выбирая партнеров, они руководствуются «обезьяньими инстинктами» и предпочитают «агрессивных и тупых альфабабуинов». «Алчность, подлость, лживость, предательство приводят к тому, что женщины закономерно выбирают самых худших в морально-нравственном отношении парней, а наиболее интеллектуальные, талантливые, скромные, добрые парни остаются отвергнутыми и либо довольствуются случайными непродолжительными связями, либо вовсе не имеют доступа к сексу», — говорится на странице инцелов во «Вконтакте».
«Они неправильно проводят половой отбор, — объясняет Святослав Шилкин. — Им нужно наглого пробивного альфача, который бы их задоминировал. Поэтому умные и нравственные мужчины оказываются отрезаны от размножения. Я считаю, что нужно проводить пропаганду, чтобы женщины не отказывали мужчинам в сексе. Объяснять, что без секса мужчинам нехорошо. Конечно, нельзя, чтобы женщины спали с кем-то против воли. Просто волю надо скорректировать социальными стандартами».
В своих взглядах он не одинок: в пабликах инцелов нередко предлагается отменить уголовную ответственность для мужчин за секс с несовершеннолетними девочками: «Шкурные интересы женщин препятствуют им давать секс бесплатно. А инцелы слишком духовные, нравственные люди, чтобы платить за секс. <…> Если принять наше предложение и отменить «возраст согласия», то у инцелов вполне может появиться секс с девушками 14-16 лет, которые еще готовы давать секс бесплатно».
Второе предложение — за счет бюджета «создать систему государственной сексуальной помощи» мужчинам, а также «полицию секса», проверяющую, сколько раз женщина «предоставляла секс за отчетный период»: «Если менее 1 раза в месяц — на все доходы женщины обращается взыскание в размере 60%».
«Секс имеет общественное значение. Поэтому государство и общество должны принять меры к обеспечению сексом тех, кого женщины несправедливо лишили секса», — объясняют инцелы.
По словам Святослава Шилкина, с тех пор, как он начал открыто называть себя инцелом, девушки стали общаться с ним куда охотнее, чем раньше. Некоторые из них подписаны на паблики инцелов и пишут ему, чтобы обсудить его интервью или просто поговорить. «Правда, часто приходят и неприятные сообщения: будто бы мы неудачники и задроты, и природа правильно сделала, лишив нас возможности размножаться, — говорит Шилкин. — Критикуют наши взгляды. Можно подумать, мы с этими взглядами родились, а не жизнь нас такими сделала».

Не участвовать в оленьем хороводе

Когда в 2009 году Павел Щербина поступал в педагогический институт в Нижнем Тагиле, он ожидал, что студенческая жизнь будет похожа на сюжет комедии «Американский пирог» — вечеринки, алкоголь и секс. По его собственным словам, годы студенчества представлялись ему «праздником плоти». Но ожидания не оправдались. Он пытался разговаривать с девушками, звать их на свидания. Но они, как выражается Щербина, «морозились» — отвечали односложно, отказывались. Если какая-нибудь однокурсница все-таки соглашалась встретиться с ним, после свидания она переставала отвечать на сообщения и замечать его

Сейчас Щербине 28 лет, он фрилансер, ведет YouTube-канал о затворничестве и считает себя инцелом. В январе 2020 года он опубликовал видео «10-й год вынужденного воздержания». В нем он рассуждает о том, что «общество не слишком нуждается в омежках («омега-самцах»)»: «Если ты красивый, если ты богатый, ты всем нужен. Если ты не богатый, не красивый, не являешься амбалом, мордоворотом, общество в тебе особо не нуждается».

У Щербины свой взгляд на проблемы инцелов. Он считает, что во многом они связаны с развитием соцсетей. «Девушкам постоянно кто-то пишет, — говорит он. — У них много вариантов. Поэтому ценность мужского внимания девальвируется. У женщин есть возможность выбирать. Но есть молодые люди, которые знают себе цену, или, наоборот, не уверены в себе, или слишком ленивы.

В отличие от Шилкина, Щербина не видит решения этой проблемы. Он считает, что инцелы, которые пытаются придумать свою политическую программу, в основном занимаются популизмом. «Например, среди инцелов на западе есть популярное заблуждение, будто бы можно обеспечить всех желающих сексом, — говорит он. — Но мне кажется, что сексуальная потребность бездонна и неутоляема».

«Все, чего я когда-либо хотел, — это любить женщин»

Движению инцелов уже больше двадцати лет, и в начале оно выглядело совсем по-другому. В 1997 году жительница Канады по имени Алана решила создать веб-сайт для людей, которые страдают от одиночества. Алана была застенчивым подростком, и первые романтические отношения в ее жизни случились намного позже, чем у ровесников. Годами она слушала, как люди высмеивают «одиноких девственниц» и чувствовала себя «неправильной».
Свой сайт она назвала Alana’s Involuntary Celibacy Project — «Проект невольного воздержания Аланы». Она старалась создать безопасное пространство для одиноких людей и следила, чтобы пользователи относились друг к другу дружелюбно. На сайте каждый мог рассказать свою историю, получить поддержку или спросить совета. Пользователи начали сокращенно называть себя инцелами — это слово придумала сама Алана.
К 2000 году проект перестал быть для нее актуальным. Алана была счастлива в отношениях и больше не чувствовала себя одинокой. Она все меньше времени проводила на сайте и в конце концов просто перестала на него заходить, решив, что этот этап жизни ей пора оставить позади.
Но проект продолжил существовать и после ее ухода. Постепенно он вышел за пределы одного сайта.
До 2014 года инцелы оставались узким интернет-сообществом — мало кто знал о них за пределами маносферы (информационное пространство, состоящее из мужских интернет-сообществ и объединений). Все изменилось, когда американский студент Эллиот Роджер устроил теракт в студенческом городке Айла-Виста в Калифорнии. 23 мая 2014 года Роджер набросился с ножом на своих соседей по квартире, а потом сел в автомобиль и открыл стрельбу по прохожим, убив трех человек и ранив 14. Напоследок студент выстрелил себе в голову.
Позже выяснилось, что Роджер был активным участником мужских сообществ и оставлял посты на форумах для инцелов. Перед смертью он написал манифест на 137 страниц и опубликовал видеоролик на YouTube, в котором утверждал: «Все, чего я когда-либо хотел, — это любить женщин. <…> Но самки человеческого рода оказались не способны разглядеть мою ценность».
Для многих инцелов Эллиот Роджер стал кумиром и вдохновителем. Его последователи начали делать мемы с лицом Роджера, наложенным на христианские иконы. Некоторые стал писать о том, что нужно повторить его «подвиг».
Кроме трагедии в Айла-Висте, за последние годы произошло еще несколько массовых убийств, которые совершили люди, называющие себя инцелами. В 2017 году выпускник школы в Нью-Мексико Уильям Атчисон устроил стрельбу в школе, убив двух человек. В 2018 году житель Торонто Алек Минасян задавил насмерть 10 человек и ранил 16, намеренно въехав в толпу людей на арендованном микроавтобусе. За несколько минут до нападения он опубликовал пост в соцсетях, заявив, что считает себя инцелом и вдохновляется примером Эллиота Роджера.

В России понятие «инцел» стали использовать только недавно. Самое крупное на сегодняшний день сообщество инцелов появилось около двух лет назад и насчитывает чуть больше тысячи человек. «Мужские движения в России пока еще не очень развиты, в основном это маргинальные сообщества, — говорит адвокат и соавтор законопроекта о семейно-бытовом насилии Мари Давтян. — Но в последние годы они набирают оборот в разных странах. Когда движение, начавшееся с малограмотных постов в интернете, перерастает в массовое явление, оно может перестать быть таким безобидным».
По словам Давтян, она уже несколько лет сталкивается в своей практике с активистами одного из таких движений — «Мужского государства». Как правило, в таких случаях речь идет о похищении детей отцами. «У них есть четкая инструкция, как забрать ребенка у матери и не давать ей с ним видеться, — говорит Давтян. — Активисты даже оказывают таким отцам силовое сопровождение: окружают женщину и оттесняют ее, пока отец хватает ребенка и садится в машину». Что касается инцелов, то с конкретными правонарушениями с их стороны она не сталкивалась, но сама идея о том, что женщина не должна иметь права на половую свободу, фактически возводит «сексуальное насилие в норму», отмечает Давтян.

«Термины у инцелов всратые»

Внутри российской маносферы много разногласий. Например, участники других мужских движений часто критикуют инцелов за то, что они слишком много внимания уделяют сексу.
«Они говорят о сексе, как о чем-то, без чего невозможно жить, — говорит активист «Мужского движения» Павел Хохловский. — Мы считаем такую пропаганду довольно мизандрической (мужененавистнической — «Холод»)». По словам Хохловского, повестка «Мужского движения» намного шире и включает в себя не только секс: «Мы выступаем за активную вовлеченность отцов в родительство и за улучшение уровня жизни мужчин».
Некоторые активисты других мужских движений называют инцелов «баборабами». Как объясняет Хохловский, «бабораб» — это мужчина, который «повернут на женщинах» и ставит их интересы выше собственных. Например, дерется за них с другими мужчинами (по словам Хохловского, в таких случаях мужчин еще называют «боевыми аленями»).
«Впрочем, — добавляет он, — у них годная аналитика и описание ситуации. В обществе действительно существует гипергамия — когда женщины ищут партнеров по статусу выше их самих. Но термины у инцелов всратые. Например, вагинокапитализм — это вообще дичь».

Термин «вагинокапитализм» («общественные отношения, основанные на подчинении всей политики и экономики власти женщин-вагинокапиталисток») — изобретение российских инцелов, в английском языке его нет. Это слово придумал Алексей Поднебесный — активист, которого инцелы называют своим «вождем».
Алексею Поднебесному 41 год, он живет в Нижнем Новгороде и работает офис-менеджером в фирме по недвижимости. По его словам, его зарплата составляет 10 тысяч рублей в месяц. Он также собирает пожертвования от единомышленников и иногда подрабатывает переводчиком. При этом, «чтобы получить гарантированный секс», мужчина «должен иметь высокий статус, машину, квартиру, — и все это предоставить женщине», объясняет Поднебесный.
В конце 2017 года он создал во «ВКонтакте» паблики «Incel» и «Антифеминистский левый фронт», а в своем видеоблоге стал рассказывать «о бабах и недоступности секса для мужчин».

Нижегородский Шерлок Холмс

До того, как Поднебесный стал самым известным российским инцелом, он был заметным нижегородским активистом. До 2005 года он работал в местной прокуратуре, но его уволили. Формально — «за совершение поступка, порочащего честь прокурорского работника». Как утверждает сам Поднебесный, начальство невзлюбило его за то, что он выступал против пыток заключенных и фальсификаций отчетностей.
После увольнения он занялся борьбой против завышенных тарифов на капремонт, потом — против уплотнительной застройки в городе. Поднебесный собрал группу единомышленников, начал организовывать митинги и собрания. В 2011 году власти Нижнего Новгорода остановили уплотнительную застройку, — как говорит активист, это случилось во многом благодаря его движению. С 2007 по 2011 год он проводил акции против жестокого обращения с бездомными животными, в 2018 году выступал против ликвидации городского зоопарка. «Там содержались старые животные, которые раньше выступали в цирке, — объясняет он. — Другие зоопарки не взяли бы их к себе — животных бы просто убили или выпустили в дикую природу, а там бы они точно не выжили».
В 2010 году Поднебесный сделал предложение девушке, с которой познакомился на одном из мероприятий православного молодежного движения. Они поженились. В 2011 году, когда Поднебесный с Евгенией отдыхали на озере Светлояр, на них напали двое пьяных людей. «Они кричали жене, что я урод, чтобы она оставила меня и шла к ним, — вспоминает активист. — Стали угрожать мне, а потом и вовсе напали. Кругом было темно, народу — никого, я один против них. У меня с собой был ножик для грибов, и я стал им защищаться».
В итоге он ранил одного из нападавших в живот. Поднебесного обвинили в покушении на убийство, но затем переквалифицировали обвинение на ст. 111 («умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») и ст. 318 («применение насилия в отношении представителя власти»), поскольку он распылил газовый баллончик в лицо полицейскому, который приехал опросить его в связи с инцидентом на озере. Поднебесного приговорили к условному сроку на четыре года. Сам он уверен, что это была провокация, — «пьяных хулиганов» наняли застройщики, которым он помешал своими митингами. «У меня с детства тяга к справедливости, я хотел бороться с преступностью, — говорит Поднебесный. — Хотел быть как Шерлок Холмс».

В 2016 году, спустя шесть лет брака, от Поднебесного ушла жена. «Я приезжаю, а она замок поменяла, ключ не подходит, — вспоминает он. — Я звоню, а она говорит: «Я у мамы, уезжай, ты здесь больше не живешь». Был июль, я ночевал на теплотрассе». Активист уверен, что причиной развода стала его оппозиционная активность. «Я участвовал в протестной деятельности, и ей это надоело, — говорит он. — Она говорила «ты меня не предупреждал, что ты революционер», говорила «ты меня не любишь, не заботишься»».

Вождь инцелов

Вскоре после расставания, разочаровавшись в отношениях с женщинами, Поднебесный стал изучать страницы «Мужского движения», — но ему не понравилось, что «там сидят толстые мужики и перетирают, как бы не платить алименты». Тогда он попытался обсудить свои проблемы в пабликах левых движений. «Мне сказали, что я шовинист, сексист и гомофоб», — говорит Поднебесный. В итоге он решил создать собственное движение — «Антифеминистский левый фронт». В своем паблике он начал писать о том, что «право на секс попирается женщинами, потому что у них монополия; если женщина не захочет, она может не давать, и на ее стороне закон». Кто-то из читателей заметил, что все эти проблемы уже давно обсуждаются западными инцелами. Поднебесный удивился и стал изучать англоязычные форумы и сайты. Объединив собственную теорию «вагинокапитализма» с западной терминологией, он начал собирать сторонников и формировать инцел-движение в России.

«Я думаю, лучшее решение проблемы — чтобы родители в 12-15 лет женили своих детей с запретом развода на всю жизнь, — заявляет Поднебесный. — Парень и девушка живут всю жизнь вместе, обеспечены сексом и создают семью. Тогда у всех будет секс».
Поднебесный уверен, что, «по научным данным», если дать женщинам право выбора, они все будут выбирать для отношений «одного и того же мужика — красивого и статусного альфача»; если же женщина видит, что мужчина «очкарик и ненакачанный», она скажет: «Фу, я не буду с таким». «Надо менять систему ценностей, — говорит Поднебесный. — Объяснять, что внешность не важна, важны человеческие качества. Многие инцелы — умные, отзывчивые, верные люди. Если с детства воспитывать женщин, чтобы они ценили мужчин не за богатство и красоту, а за человеческие качества, проблема инцелов решится».

«Ваша дочь — ведьма»

Несмотря на то, что Поднебесный считает себя инцелом, в его жизни были отношения с разными женщинами. «В 17 лет у меня была девушка, я ухаживал за ней, делал сюрпризы, старался угождать во всем, — говорит он. — Но она бросила меня ради карьеры». Этот поступок Поднебесный счел «предательством» и даже написал о нем в местную газету, обвинив всех женщин в «лицемерии, подлости и жестокости». «Думаю, тогда я и начал разочаровываться в женщинах», — говорит он.
«Потом 10 лет девушки меня вообще игнорировали. Я учился, работал, и у меня не было никаких отношений, — продолжает Поднебесный. — Поэтому я и занялся инцел-активизмом. Даже если теперь у меня бывают с кем-то отношения, этот опыт остается со мной».
В 2016 году, после развода с женой, Поднебесный стал встречаться с девушкой, которую он называет «Людкой». Отношения длились примерно полтора года. «Но она была очень ревнивая, — говорит активист. — Следила, кому я ставил лайки во «ВКонтакте», каждый раз устраивала разбор полетов».
8 января 2020 года Алексей Поднебесный выложил на своем канале в YouTube видеозапись «День рождения Левичевой». В видеоролике девушка по имени Евгения обнимает его и говорит, глядя в камеру: «Дорогие вагинокапиталистки, мы вас совершенно не боимся». «Рад за тебя, что ты нашел себе тяночку», — пишут пользователи в комментариях. Сам активист эти отношения никак не комментирует.
По словам Поднебесного, мать с детства учила его, что «мальчик должен во всем уступать, зарабатывать деньги, защищать жену». Говорила, что у человека должна быть одна любовь на всю жизнь. Но когда Поднебесный начал ухаживать за девушками, ей это не понравилось. «У нас с мамой были сложные отношения, — объясняет активист. — Она могла прийти в школу и устроить скандал прямо в классе, если видела у меня фингал. Когда в 17 лет у меня появилась девушка, мама взломала дверь в мою комнату. Нашла номер девушки, звонила ее маме, говорила: «Ваша дочь — ведьма, мешает Леше учиться, уберите ее»». Отец же ушел из семьи, когда он еще был ребенком, говорит Поднебесный.
Потом, когда активист женился, молодожены какое-то время жили втроем с его матерью. Как признает Поднебесный, его жену она «унижала, запрещала открывать воду, говорила: «Иди мойся к своим родителям»».

«Это же не значит, что я не считаю их людьми»

Деятельностью Поднебесного правоохранительные органы интересуются и теперь. В ноябре 2019 года полиция Нижнего Новгорода завела против активиста административное дело по ст. 20.3.1 КоАП («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). В деле, как рассказывает Поднебесный, фигурировали «доносы от людей, которые отслеживали его публикации и делали скриншоты». В одной из таких публикаций, например, был опрос, можно ли считать женщин людьми. Поднебесный признает, что действительно спрашивал об этом подписчиков. «Но это же не значит, что я не считаю их людьми, — возмущается он. — Не призываю пойти и убить их».
Активист допускает, что в некоторых его постах есть «сомнительные моменты». Например, в тех, где он называет женщин «шлюхами». «Это было после Универсиады, — объясняет он. — Русские девушки искали иностранцев и с ними занимались сексом. Вот их я и называю шлюхами». Также в деле цитировались посты, в которых Поднебесный призывал смягчить уголовную статью за изнасилование, а в случае «нетяжких изнасилований, где нет вреда здоровью», назначать административное наказание. «Да, я считал, что наказание слишком жесткое, — говорит он. — Но это не значит, что я за изнасилование».

«Ну конечно, я понимаю, что секс по талонам — это несерьезно, — продолжает Поднебесный. — Понимаете, мое дело — привлечь внимание к проблеме. Сделать так, чтобы инцелов заметили. Иногда для этого приходится озвучивать радикальные идеи, чтобы хайпануть». Активизм, по его словам, дается тяжело: люди приходят в паблики, пишут сообщения, но открыто признавать себя инцелами боятся — засмеют.
В декабре 2019 года Нижегородский районный суд постановил арестовать Поднебесного на семь суток, но после обжалования дело отправили на пересмотр. По словам Поднебесного, следующее заседание назначено на 26 февраля. «В деле много нарушений, — говорит его адвокат Алексей Голованов. — Нет доказательств, что записи делал мой подзащитный, его компьютер не изымался». Сам Поднебесный уверен: дело против него никак не связано с инцел-активизмом. Просто у него есть «мощные оппоненты», которые с 2011 года занимаются его «травлей».
«Переехал от мамы, так началась другая беда — обвиняют в разжигании ненависти, — вздыхает Поднебесный. — Я страдаю как никто в России».

Сезон летних отпусков прошел, и я всеми фибрами ощущаю новые волны вокруг «страшных слов” – гендер, домашнее насилие, гендерная дискриминация, пропаганда гомосексуальности и проч.

Верховная Рада начала свою работу (мы не забыли – и все также требуем от нее ратификации Стамбульской конвенции), в украинских СМИ открыт новый сезон (надеюсь, с меньшим количеством стереотипов), а небезразличные фейсбуковцы готовы комментировать и придумывать новые мемы.

Участницы Марша 8 марта

Но все же хочется верить в обновленную конструктивную дискуссию вокруг гендерного вопроса. Для этого не лишним будет провести небольшой ликбез.

ЧТО ТАКОЕ ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ?

Гендерная дискриминация – это дискриминация по признаку пола. Определяется очень просто: отдается предпочтение человеку одного пола в различных сферах жизни: при поступлении в вуз, в трудоустройстве, повышение в карьере, в оплате труда, проявлении сексуальных домогательств, насилие в семье и проч.

  • Так проявляется дискриминация женщин на рынке труда: на одну и ту же должность среди двух кандидатов, имеющих одинаковое образование и профессиональные качества работодатель чаще всего предпочитают мужчин в таких сферах, как юриспруденция, политическая деятельность, рабочие специальности, военная сфера. В то же время чаще ищут женщин, чем мужчин, в сфере обслуживания, красоты, воспитании детей, медицины.

Девушек не всегда работодатель готов брать на работу, ведь еще «не рожала”. А мужчину – если что – можно в декрет не отпускать.

Очень ярко дискриминация женщин проявляется в патриархальном обществе: где на них возложены обязанности обеспечивать уют в доме, готовить и поддерживать чистоту, воспитывать детей, при чем крайне редко учитывается, что женщина, как и мужчина, может работать.

Существует четкое распределение обязанностей. На эту тему украинское общество даже любит пошутить, мол, «не мужское дело – мыть посуду”, «женщина, твой день 8 марта” и прочее.

ПРИДУМАЛИ ФЕМИНИСТКИ?

Дискриминация женщин в обществе – это не придумка «неудовлетворенных феминисток” или «чужеродные веяния гей-Европы”. Борьба женщин за свои права достаточно сложная и долгая: право получать образование, голосовать, выдвигаться на политические должности и быть избранными, право иметь свое мнение. По сути, даже право не выходить замуж и не рожать детей, потому что так от них ожидает общество.

Противостояние – что должна женщина, какие у нее права и «так заложено биологией”, – продолжается и в наши дни. Стеклянный потолок (когда нет возможности продвигаться по карьерной лестнице) для женщины – «норма” в Украине, в то же время, как для мужчины работает «стеклянный лифт” (продвижение в работе без особых усилий). Гендерное равенство? Нет, не слышали…

Все также оправдывается домашнее насилие, которое нередко сопровождается стереотипами, что в этом виновата жена, что не смогла вовремя промолчать, создать уют, быть более терпеливой. Также от нее ожидают сохранение семьи «ради ребенка”, культивируется в обществе стереотип «кому ты нужна”, «какой-нибудь лишь бы был – лишь бы хлеба раздобыл”.

И еще несколько красноречивых фактов:

  • Домашний труд не оплачивается.
  • Заботами о детях заняты в большинстве случаев женщины.
  • От мужчины ожидают, что он станет директором фирмы, от женщины – женой и матерью.
  • В магазине игрушек есть четкое разделение игрушки для девочек – куклы, наборы «Учусь стирать”, «Моя первая кухня”, и для мальчиков – развивающие конструкторы, техника и проч.
  • Стартовая зарплата женщин обычно бывает меньше, чем стартовая зарплата мужчин.
  • Во всем мире женщины получают в среднем на треть меньше, чем мужчины, занимая одну и туже должность.
  • В Украине существует около 450 запрещенных профессий для женщин.
  • Несмотря на запрет занимать определенные должности, женщины все так же на них работают, как и мужчины. Но при этом в трудовом контракте указываются «разрешенные” профессии – из-за чего такая сотрудница теряет сначала в оплате труда, социальной защите, потом при начислении пенсии.
  • Использование сексистской рекламы, где девушка представлена как товар, «объясняется” заказчиком и рекламщиками, как конъюнктура рынка, «это красиво”, «я художник – я так вижу”.
  • В СМИ обсуждают мужчину-политика по его суждениям и деятельностью/бездеятельностью, женщину – сколько ей лет, какое у нее платье и чья она ставленница.
  • От домашнего насилия в большинстве случаев страдают женщины.
  • К наиболее распространенным уголовным преступлениям, в которых женщины становятся жертвами, относятся изнасилование (88%), торговля людьми (77%).

ДИСКРИМИНАЦИЯ МУЖЧИН КАК ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА

От половой дискриминации часто страдают и мужчины. Чаще всего это проявляется в вопросах воспитания детей, получения отпуска по уходу за ребенком, возможности быть «домохозяйкой”, поскольку от мужа/парня ожидают, что он будет зарабатывать для семьи, чтобы ее не просто содержать, но и обеспечивать.

«Настоящие мужчины никогда не плачут” загоняют представителей «не-слабого” пола в стресс и ранее развитие на этой почве заболеваний. Как следствие – они умирают раньше от сердечно-сосудистых заболеваний, в частности – инфаркта. Так, по некоторым исследованиям, инфаркты миокарда в возрастной группе 35-55 лет у мужчин случаются в четыре раза чаще, чем у женщин. 70% повторных инфарктов также регистрируются именно у мужчин.

И даже если цифры немного не точны – суть остается. В то же время мужчине обратиться к врачу в нашем обществе нередко воспринимаются как слабость (еще могут и сравнить, не дай Бог, с женщиной – «ну что ты, как баба”)…

КАК ЗАЩИЩАЕТСЯ ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В УКРАИНЕ: ПРАВА, ЗАКОНЫ

Иными словами, от гендерной дискриминации страдают все. Несмотря на то, что данное явление присуще в любой стране, но каждая страна борется с ним по-своему. Разумная гендерная политика, принятая гендерная стратегия помогла бы во многом в Украине на черное говорить черное, на белое – белое.

А пока в Украине о сильной правовой защите говорить не приходиться. И хоть в последнее время много шума вокруг гендера, все же практики – кот наплакал.

Базовым документом, где закреплено гендерное равенство на законодательном уровне, можно назвать Закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин”.

Также в законе «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине” прописаны основы, запрещающие половую дискриминацию.

В различных законах и кодексах так или иначе гарантируются «дополнительные” права женщин (как те, кто чаще всего стают жертвами гендерной дискриминации).

Ряд важных законов пока еще только на рассмотрении в Верховной Раде. Одним из таких – законодательство о противодействии домашнего насилия, в частности – ратификация Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями (Стамбульская конвенция).

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЕСЛИ ВЫ СТАЛИ ЖЕРТВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ?

Эксперты Кампании по противодействию дискриминации предлагают действовать по следующему алгоритму:

  1. Сообщать о дискриминации. Ваши истории друзьям, близким, читателям социальных сетей помогут все больше актуализировать проблему и учиться правильно реагировать на нее.
  2. Не замалчивать факты гендерной дискриминации. Иногда люди могут дискриминировать бессознательно – сексистский комментарий называть «комплиментом”, а анекдот не воспринимать как такой, который оскорбляет достоинство человека. Поэтому простой разговор и разъяснения могут помочь исправить ситуацию и предотвратить нарушение.
  3. Обязательно жаловаться на дискриминацию. Чем больше будет таких жалоб, судебных дел, тем менее фривольно будут относиться к гендерной дискриминации. Пока судебных дел по дискриминации не так много, а тем более по половой дискриминации. Обратитесь к юристу, который поможет грамотно составить жалобу или заявление в суд.
  4. Также напишите Уполномоченному в Верховной Раде Украины по правам человека.

Жалобы подаются в письменной форме:

Письмом по адресу: ул. Институтская, 21/8, г. Киев, 01008, Валерия Лутковская

По электронной почте: hotline@ombudsman.gov.ua

Есть нюанс: если вы уже обратились в суд, то Уполномоченный вашу жалобу рассматривать не имеет права.

Дискриминация – это запрещённое неравное отношение, целью или результатом которого является постановка лица в менее благоприятную ситуацию по отношению к другому лицу, которое находится в обстоятельствах, сравнимых с этим лицом, и в основе которого лежит проявление запрещённого неравного отношения, в том числе ущемление прав лица и указание дискриминировать лицо.

Запрет на дискриминацию полностью охватывает отношения между государством и индивидом и применяется также в отдельных сферах частного права, например, в трудовых отношениях.

Дискриминацией не считается неравное отношение, если различное отношение соответствует объективному требованию, если цель этого требования правомерна, и средства, выбранные для её достижения, соразмерны. Дискриминация не усматривается в мероприятиях социальной защиты, например, особые права в связи с беременностью и материнством. Также различные положительные мероприятия, направленные на стимулирование соблюдения прав какой-либо малозащищённой группы (положительная дискриминация), не считаются дискриминацией.

Виды дискриминации

Прямая дискриминация проявляется в случаях, когда ситуация по отношению к лицу отличается и является менее благоприятной, чем по отношению к другому лицу, и в основе этого отношения лежит какой-либо запрещенный признак дискриминации.

В Латвии очень широко распространены случаи проявления прямой дискриминации, когда на работу не принимаются женщины и пожилые люди. Прямая дискриминация допустима только в том случае, если к тому есть обоснованная и объективная предпосылка. Например, на работу в китайский ресторан на роль обслуживающего персонала можно выбирать людей с восточной внешностью и отвергать кандидатов, не соответствующих выдвинутому требованию. Тем не менее по отношению к работникам кухни, которых не видят посетители, выдвигать подобное требование недопустимо.

Косвенная дискриминация может быть установлена в случаях, когда, казалось бы, нейтральное правило, критерий или практика ставит группу лиц (которую объединяет какой-либо общий признак дискриминации) в особенно неблагоприятное положение в сравнении с другой группой. В таком случае проявляется ситуация, при которой лицу не запрещается осуществлять свои права по причине принадлежности к определенной группе, однако возможности или приобретения этой конкретной группы не являются равноценными. Например, требуя у официанток носить на работу короткие юбки, исключаются мусульманские и более зрелые женщины. Нельзя принимать за косвенную дискриминацию случай, когда такое правило, критерий или практика объективно обоснована правовой целью и средства, выбранные для её достижения умеренны.

Домогательство лица (англ. яз. — harassment) является видом дискриминации, когда человек подвергается подчинению такому, по его мнению, нежелательному действию, цель или результат которого задевает достоинство данного человека или в создании запугивающей, враждебной, унизительной или притесняющей среды. Например, рабочий коллектив притесняет коллегу гомосексуалиста или же мужчина регулярно выражает комплименты своей коллеге относительно её женственной привлекательности, таким образом заставляя её чувствовать себя неудобно.

Указание или побуждение к дискриминации так же является видом дискриминации, который проявляется в случаях, когда высказывается указание другой персоне дискриминировать кое-либо лицо, основываясь на запрещенном критерии. Например, владелец ночного клуба приказывает охране не впускать в клуб людей цыганской национальности.

Южная Корея – страна, где защита прав женщин остается проблемой. В рейтинге гендерного разрыва, который публикует Всемирный экономический форум, она занимает 115-е место – ниже среднемирового уровня, значительно ниже, чем, например, Кыргызстан (86-е место), Казахстан (60-е место) или Россия (75-е место). В рейтинге «стеклянного потолка», который составляет журнал Economist (он оценивает, в какой мере для женщин доступны рынок труда и руководящие должности), Корея – последняя среди стран ОЭСР.

Жительницы Кореи нередко подвергаются дискриминации при приеме на работу. Известны случаи, когда компании прибегали к явным подтасовкам, делая выбор в пользу кандидатов-мужчин – даже если квалификация женщин, претендовавших на те же должности, была выше.

Только в 2000-е годы там отменили систему, при которой мужчина официально считался главой семьи – и в этом качестве упоминался в официальных реестрах. Система, действовавшая десятки лет, предполагала, что женщину сначала приписывали к реестру отца, затем – мужа (статус, который получали мужчины, учитывался в бюрократических процедурах). Даже новорожденный ребенок, если это оказывался мальчик, мог получить статус главы семьи – и больше прав, чем его мать.

Отдельной проблемой стала защита частной жизни. Страна переживает то, что называют «эпидемией» скрытых камер – скрытые устройства видеозаписи в туалетах, раздевалках и гостиницах. Как правило, злоумышленники используют их для съемки женщин, а записи выкладывают на порносайты. Тысячи таких случаев ежегодно попадают в полицейскую статистику, в прошлом году это стало поводом для массовой акции протеста женщин в Сеуле.

Массовая акция протеста женщин в Сеуле. Фото с сайта Lowyinstitute.com

Власти пытаются исправить ситуацию. Но в последние годы на этом фоне стали звучать протесты местных мужчин. Они жалуются на нападки феминисток и заявляют, что сами подвергаются дискриминации. И что именно их теперь надо защищать.

«Мы превратились в мальчиков для битья», – говорит один из «защитников прав мужчин», студент по имени Ким. «Феминизм порождает дискриминацию мужчин. А мы боремся за справедливость», – заявляет другой.

Движение пока немногочисленно. Но, судя по опросам, его риторику поддерживает значительная часть мужского населения, прежде всего среди молодежи. Почему так происходит? Дело не только в протестах против феминизма, в котором многие видят – пусть и без оснований – угрозу для своего положения. Но в больше степени – в экономической ситуации, при которой мужчины и женщины становятся конкурентами на рынке труда.

На что они жалуются?

Такие движения есть в разных странах – США, Великобритании, Индии и других. Как правило, они жалуются на феминизм и несправедливое, по их мнению, отношение к мужчинам. Иногда судятся из-за предполагаемой дискриминации (один из поводов – обязательная воинская повинность для мужчин). Некоторые даже ищут способы на этом заработать – в США некоторые из активистов специально пытаются попасть на закрытые мероприятия для женщин, а затем идут в суды, требуя компенсаций.

В Южной Корее можно услышать схожие жалобы. Активисты протестуют против воинской повинности (ее срок для мужчин составляет около двух лет, женщины также могут служить, но для них это не обязательно) и движения против домогательств MeToo, в котором видят угрозу для мужчин. Одна из групп – «Борьба за справедливость для мужчин» – была создана после приговора по такому делу (местный предприниматель получил полгода тюрьмы по заявлению женщины, рассказавшей, что он схватил ее за ягодицы).

При этом активисты заявляют, что в современной Корее дискриминации женщин нет. «Да, раньше такое было, но не думаю, что сейчас права женщин нарушаются», – говорит студент по имени Пак. «Патриархия и дискриминация – это проблема предыдущего поколения, а нас заставляют за нее расплачиваться», – вторит его сверстник, заявивший, что «старается держаться подальше от женщин в барах», чтобы его не обвинили в домогательствах.

Активистки движения #MeToo. Фото с сайта Koreaherald.com

Желающих бороться за права мужчин не так уж много – в недавнем митинге одной из групп в Сеуле приняли участие всего несколько десятков человек. Но их взгляды достаточно широко распространены. При опросе, который был проведен в начале 2019 года, больше половины молодых мужчин заявили, что не считают дискриминацию женщин в Южной Корее «серьезной проблемой». При этом многие были уверены, что борьба за права женщин – это посягательство на их собственный статус.

Что на них влияет?

В определенной мере это движение – реакция на радикальный феминизм. В Южной Корее есть несколько онлайн-сообществ, в которых оскорбления мужчин – обычное дело (участницы заявляют, что лишь переняли манеру общения с мужских форумов, на которых принято унижать женщин, одно из стандартных оскорблений на их собственных сайтах – издевательские комментарии о мужских гениталиях). Их участницы занимались не только этим – они, например, добились прекращения онлайн-продаж соляной кислоты, использовавшейся при нападениях на женщин, и проводили сбор средств в поддержку матерей-одиночек. Но мужчины в Южной Корее нередко ассоциируют феминизм – и вообще борьбу за права женщин, а также связанные с ней гипотетические угрозы – именно с радикальными проявлениями.

Однако больше на ситуацию повлияли экономические причины. И это началось еще несколько десятилетий назад.

Экономика Южной Кореи пережила бурный рост во второй половине прошлого века. Процветание поддерживало традиционные семейные и гендерные роли (модель, в которой мужчина зарабатывал деньги, а жене доставалась роль домохозяйки). Но за этим последовал азиатский кризис 1990-х годов. Ряд крупных компаний обанкротились, сотни тысяч человек лишились работы. Как писали журналисты в то время, нередко мужчины, лишившись заработка, не решались сказать об этом семьям, делали вид, что ходят на работу, а вместо этого проводили время, гуляя в парке.

Позднее ситуация стабилизировалась. Сейчас Южная Корея – одна из крупнейших экономик мира. Ее ВВП растет на несколько процентов в год. Но среди молодых людей достаточно серьезная проблема – безработица (ее уровень за последние годы вырос до 10%, а если учесть и тех, кто лишь частично занят, он составляет почти 22%). Это касается и тех, кто имеет высшее образование.

Конкуренция на рынке труда усилилась. И это обострило гендерные отношения. «Многие молодые люди недовольны своей жизнью, особенно если они сравнивают ее с тем, как жили их родители, – говорит Ли Ми Чон, сотрудница Корейского института по улучшению положения женщин. – И свое недовольство они проецируют на женщин». Мужчины старшего поколения, отмечает ее коллега Ма Кен Хи, выросли в послевоенное время, когда женщины, например, работали на фабриках, – и хотя они могли относиться к ним свысока, но уважали их труд. «Но для молодых людей сейчас, – говорит она, – женщины – это конкуренты, которых надо обойти».

Чем они недовольны?

Некоторые активисты признают, что их претензии связаны с экономикой (как выразился один из них, «если бы было просто найти работу, не нужно было бы воевать друг с другом»). Экономическая подоплека есть и у возмущения воинской повинностью (из-за военной службы они упускают возможности на рынке труда), и у недовольства гендерными квотами, которые правительство предложило распространить на частный сектор. «Меня беспокоит, что это помешает мне устроиться на работу, – говорит студент, поддерживающий движение за права мужчин. – Я мог бы рассчитывать на то, что получу ее за счет своей квалификации. Но если меня не примут из-за квоты, это будет несправедливо».

Но статистика указывает скорее на обратные тенденции. В стране сохраняется высокий уровень неравенства в зарплатах (разницы в оплате труда, которую мужчины и женщины получают за одинаковую работу). По оценкам ОЭСР, в среднем он составляет более 30% – в пользу мужчин, а не женщин. Молодые женщины в Южной Корее занимают высокие места в рейтингах образования ОЭСР, но низкие – в рейтингах трудоустройства. Лишь 10% руководящих должностей в компаниях занимают женщины, их доля в советах директоров составляет всего 2%. Страной в недавнем прошлом управляла женщина-президент, но в парламенте женщины составляют менее 20% (один из самых низких уровней в ОЭСР). Когда некоторые депутаты предложили выделить для них 50-процентную квоту, это вызвало протесты мужчин и обвинения в «обратном сексизме».

При устройстве на работу, как отмечает Пак Кви Чон, профессор права в университете Ихва в Сеуле, дискриминация может проявляться в разных формах. Нередко работодатели не скрывают нежелания нанимать женщин, настойчиво расспрашивают их о семейных планах (даже отчитывают за стремление работать, а не воспитывать детей) и обсуждают их внешность. Несколько случаев, когда менеджеры завышали оценки претендентов-мужчин (на этом, в частности, поймали представителей крупных банков), дошли до суда. В одном из них, как следовало из материалов дела, руководитель компании «придерживался мнения, что женщины менее компетентны», и поэтому поручил менеджерам подтасовать результаты приемных тестов – чтобы должности получили мужчины, набравшие меньше баллов (после скандала сотрудники, виновные в манипуляциях, были уволены, женщинам, пострадавшим от дискриминации, компания предложила работу).

Но даже в таких случаях виновные могут избежать серьезного наказания. В деле с одним из банков, топ-менеджеры которого подтасовали тестовые данные сотен претендентов (в пользу мужчин), суд ограничился штрафом в несколько тысяч долларов. Виновным он назначил условные сроки, решив, что их персональная ответственность ограничена, поскольку они действовали «в соответствии с социальными обычаями».

Дорогие читатели! Бизнес, в том числе медийный, переживает сейчас тяжелые времена. Без вашей поддержки «Фергане» сегодня не обойтись. Поддержите «Фергану»! Мы верим, что вместе с вами мы сможем достойно продолжать нашу работу: заказывать и публиковать репортажи из региона, отбирать самые значимые и интересные новости и открыто говорить о том, что происходит в Центральной Азии на самом деле. Поддержать «Фергану»

В России все еще не удается развенчать миф о том, что бизнес у женщины — просто дорогая игрушка, доставшаяся ей от мужчины. Из-за преобладания консервативных взглядов в стране компании боятся использовать смелые образы в продвижении, а в законодательстве нет механизма, который помог бы женщинам доказать факт дискриминации по полу в суде.

Работа по стереотипу

Все женщины Африки владеют меньшими средствами, чем 22 самых богатых мужчин мира, пишут эксперты международного объединения по борьбе с бедностью Oxfam. Сексизм остается важной проблемой во всем мире. Он все еще проявляется на всех уровнях — от бытового до государственного. Недавно в соцсетях разлетелся кадр с концерта по случаю дня сил специальных операций. На нем запечатлен полный зал мужчин в сине-черных костюмах — российских политиков и военных. На первом ряду в розовом наряде сидела единственная женщина — председатель Совета федерации Валентина Матвиенко. «Посчитайте число сильных женщин»,— иронизировали пользователи соцсетей накануне 8 марта.

Служба исследований HeadHunter перед днем солидарности женщин в борьбе за равные права оценила, что происходит с гендерными стереотипами на современном российском рынке труда. Результаты не радуют: подавляющему большинству опрошенных работодателей (96%) приходилось искать себе сотрудника определенного пола. 64% опрошенных объяснили это особенностями должностных обязанностей, тем самым подтвердив существование стереотипа: женщины способны выполнять далеко не любую работу. Даже если работодатель согласится провести собеседование с кандидаткой, ее с почти семидесятипроцентной вероятностью спросят о семейном положении и перспективах появления у нее детей. Мужчине такой неэтичный вопрос будут задавать в два раза реже — в 33% случаев. Служба исследований HeadHunter также пришла к выводу, что у женщин изначально стоит более низкая планка в ожиданиях от оплаты труда. Например, в сфере консультирования кандидатки претендуют на зарплату в 35 тыс. рублей, а кандидаты — в 65 тыс. рублей. Разница составляет почти 50%. Похожие цифры с разбегом от 30 до 40% встречаются в сфере продаж, добычи сырья, госслужбы, банкинга, финансов, рабочего и домашнего персонала.

По обычаю

В российском законодательстве прописан запрет на ограничение чьих-либо трудовых прав и получение преимуществ в зависимости от пола. Соруководитель практики частных клиентов адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Юлия Андреева говорит, что, несмотря на это, реальных рабочих инструментов для борьбы с дискриминацией в России нет. «Нигде официально не фиксируется, что в приеме на работу кандидату отказали из-за женского пола. Всегда находятся грамотные специалисты, которые объяснят, что отказ вызван исключительно деловыми качествами претендента. У пострадавшей стороны отпадает основание для обращения в суд»,— поясняет юрист. Лучше всего антидискриминационное законодательство развивается в Америке. «Там функционирует Комиссия по равным рабочих правам, кроме того, есть отдельный закон, запрещающий дискриминацию, в том числе по полу. Работодатели обязаны иметь план продвижения женщин-специалистов внутри компании, запрещена разница в размере заработной платы между специалистами одного уровня, но разного пола»,— объясняет госпожа Андреева.

Консервативные взгляды в России проявляются не только при приеме на работу, но и в рекламе. Генеральный директор Brandson Branding Agency (Total Identity Group) Елена Юферева говорит, что за главную ценность все еще принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей. «Именно поэтому многие бренды вынуждены играть на стороне большинства, которое поддерживает эти доктрины, иначе они потеряют львиную долю своих лояльных почитателей или, что еще хуже, получат негативный хайп»,— отмечает она.

В качестве примера эксперт вспоминает скандал с Reebok. Больше года назад они запустили рекламную кампанию #НиВКакиеРамки — российскую адаптацию международной кампании #BeMoreHuman. Бренд призывал бороться со стереотипами о женщинах. В российской версии снялись чемпионка Европы по спортивной борьбе Анжелика Пиляева, боец ММА Юстына Грачык, а также создательница феминистского телеграм-канала «Женская власть» и издания Breaking Mad Залина Маршенкулова. Среди баннеров «Я не договорила» или «Принимаю себя раз в день после еды» выделялись постеры последней активистки. На них было написано «Прикрыла соски, чтобы вы не порезались», «Когда говорят «носить на руках», представляю, как меня носят в гробу» и «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». Кампания вызвала большой резонанс в соцсетях, и в Reebok решили удалить снимки.

«Посмотрите на их коммуникации сейчас — более скучного подхода найти сложно. Именно поэтому пока в области гендерного равенства что-то внятное делают только мировые бренды. И, конечно же, не в России. Например, бренд тампонов O.B. выпустил в Швеции «Книгу про менструацию для пап». У нас такое невозможно, поскольку тема отцов, воспитывающих девочек-подростков, несет в себе подсознательно двусмысленные коннотации. В России отец таким вообще не должен интересоваться, а иначе к нему возникнет много вопросов»,— констатирует Елена Юферева. По ее словам, российские бренды не доверяют своим потребителям, занимая позицию «как бы чего не вышло». «На Западе наоборот — хейтят любой коммерческий контент, где можно углядеть намек на сексизм. Например, реклама тренажеров Peloton стала скандальной из-за фразы «Я никогда не думала, что это настолько изменит мою жизнь». Сюжет ролика был такой: муж дарит жене велотренажер, она очень рада, пользуется им каждый день, а в конце года говорит, что это поменяло ее жизнь к лучшему. Забавно, что из-за этого бренд обвинили в сексистских стереотипах — мол, муж принуждает жену худеть»,— объясняет логику потребителей эксперт.

Обязательство гендерных амбиций

Несмотря на консервативность, присущую российскому обществу, в нем можно увидеть некоторые подвижки. Например, доцент кафедры сравнительных политических исследований Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ РАНХиГС) Наталья Жидкова говорит, что гендерные правила сейчас перестраиваются, вырабатываются новый язык коммуникации и нормы допустимого между людьми в публичном пространстве: «Согласно западной модели, если сегодня босс не протягивает руку женщине для приветствия, она может сделать это сама. Как ритуал деловое рукопожатие в российском контексте закреплено в первую очередь за мужским сообществом. Но ситуация меняется. Предлагая такую форму приветствия, женщина сама дает знак, что с ней нужно обращаться как с равной»,— указывает госпожа Жидкова.

Наталья Жидкова вспоминает, что исследования начала двухтысячных доказывали: российский бизнес — это мужская экономика. Считалось, что женщины в основном получали бизнес как дорогую игрушку от мужчины, чтобы не скучать. Рыночные механизмы позволили переломить этот стереотип, но не искоренили его полностью. Доцент СЗИУ РАНХиГС связывает это с гендерно структурированными общественными ролями, которые транслируются с детства: «Мальчику стыдно не иметь амбициозных целей, связанных с самореализацией в публичном пространстве. Девочек настраивают на эмоциональную работу, связанную с эмпатией, уходом, то есть качествами, ожидаемыми от будущей женщины». В итоге социологи наблюдают эффект «гендерного пайплайна», где с каждым этапом продвижения по карьерной лестнице женщин на ней становится все меньше. «Куда исчезает большинство девочек-отличниц? Студенток с красными дипломами? Их больше, чем мальчиков. Куда они все исчезают? Эти должности не для них? Им не хватает способностей?» — рассуждает о причинах явления госпожа Жидкова.

Несмотря на существенные подвижки в восприятии женщин как равных бизнес-партнеров, в этом вопросе остается много противоречий. Даже если ей протягивают руку без удивленного выражения лица, никуда не девается осуждение за то, что женщина меньше занимается домом из-за карьеры и не перестают задаваться вопросы о будущих детях на собеседованиях. В российской действительности наблюдается разрыв между требованиями экономического развития и культурой. Наталья Жидкова говорит, что последняя продолжает транслировать неизменные гендерные стереотипы советской индустриализации эпохи фильма «Москва слезам не верит». «Хотя ситуация меняется, и 30%, позволяющие женщине быть успешной только на работе, тому свидетельствуют. От поколения миллениалов, готовящихся сейчас выйти на рынок труда, мы можем ожидать значительных изменений в этом вопросе. Они посредством современных гаджетов в большей степени погружены в глобальный культурный контекст, и мы вправе ожидать от них новой гендерной повестки дня»,— заключает эксперт.

Марина Царева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *