Добиться успеха в жизни

Добиться успеха в жизни

— Все ясно! Надо найти человека, живущего по этим правилам, и выйти за него замуж! Фото: Фотобанк Лори

Исследований и книг, как добиться успеха, как стать успешным человеком, много. Увы, в них нет ответа на главный вопрос. А все потому, что секрета успеха нет. В этом убежден Ричард Сент-Джон, автор книги «Большая восьмерка» и организатор самого масштабного исследования успешных людей. Писатель и бизнесмен поговорил с 500 миллионерами и чемпионами из разных сфер и вывел 8 правил, которые сделали их лучшими в своем деле. Богатство приложилось потом.

1. Любите свое дело, а не деньги

Точнее, это даже не любовь, а страсть к своему занятию. Не работа по найму с 9 до 18 по будням — в ожидании, когда закончится смена. Наоборот, желание работать дольше, продуктивнее и лучше. Хоть в выходные, хоть ночью.

«Единственный путь к подлинному удовлетворению лежит через работу, которую вы считаете выдающейся. А единственный путь к тому, чтобы работа стала выдающейся, лежит через вашу любовь к своему делу», — цитирует писатель Стива Джобса, основателя компании Apple.

Автор книги взял интервью и у нынешнего президента США Дональда Трампа. «Мне просто нравится то, что я делаю, а если вы любите свое дело, вы будете отдаваться ему целиком. И тогда люди говорят: «О-о, да ты парень с амбициями», — рассказал он. Интересно, как Трамп относится к своей нынешней работе?

Задача в том, чтобы на 80% получать от своей работы удовольствие. Остальные 20% — рутина, без которой невозможно. Если соотношение иное, вы занимаетесь не своим делом, считает писатель.

2. Работайте и еще раз работайте

Труд — плата за вход на территорию успеха, и все успешные люди независимо от сферы деятельности упорно работают, пишет автор исследования.

«Мы работали над своей поисковой системой по 24 часа в сутки. Одного вдохновения для успеха недостаточно. Он на 90% состоит из работы до седьмого пота», — считает сооснователь Google Ларри Пейдж.

Все успешные люди работают дольше других. Но трудоголиками их назвать нельзя. Они скорее трудолюбы. Потому что получают радость от работы.

Известный инвестор 86-летний Уоррен Баффет, один из самых богатых людей планеты, мог бы давно отойти от дел, но любовь к своей работе не дает ему это сделать. Он говорит: «Когда каждое утро я направляюсь в свой офис, мне кажется, будто я иду в Сикстинскую капеллу писать фрески». А вы чувствуете что-то подобное по дороге на работу?

3. Концентрируйтесь на главном

Большинство людей распыляются. Хотят попробовать себя во всем. В итоге знают обо всем, но понемногу. Успешные люди, наоборот, концентрируются на чем-то одном. Но становятся в этом деле лучшими. Всемирно известный велосипедист Лэнс Армстронг плохо играет в мяч, но кому есть до этого дело, пока он крутит педали быстрее всех?

Концентрация касается и выбора главной цели, и реакции на отвлекающие факторы, возникающие в пути. Писатель Стивен Кинг говорит: «Если вы хотите быть писателем, то у вас в кабинете не должно быть телефона и уж точно не должно быть ни телевизора, ни дурацких отвлекающих видеоигр. Если есть окно, завесьте его шторой или спустите жалюзи».

Если вы не писатель, а офисный работник, то это не всегда возможно. Но ограничить все, что отвлекает от главной задачи, под силу многим.

4. Преодолевайте себя

Главный соперник на пути к успеху — вы сами. Научитесь бороться с собой. Во-первых, нужно ставить амбициозные цели. Во-вторых, устанавливать жесткие сроки.

«Режиссер Джеймс Кэмерон часто говорит: «Чем труднее задача, тем мне интереснее». Решение неимоверно трудных проблем, связанных с созданием киноэпопеи «Титаник», вознесло его на вершину мировой кинематографической славы, принеся ему кучу «Оскаров», — пишет Ричард Сент-Джон.

Подталкивают достигать большего и другие факторы. Например, конкуренция.

5. Слушайте и записывайте идеи

Бизнес — очень креативная штука. И творчества у предпринимателей даже больше, чем у художников. Потребитель не любит банальности. Всем подавай что-нибудь свежее и неординарное. В голову идеи просто так не приходят. Успешные люди научились слушать и воспринимать идеи других. А потом использовать их в своих интересах.

«Я постоянно учусь у успешных людей, поэтому теперь ношу с собой записную книжку и пару ручек на случай, если в одной из них закончится паста. А еще при мне все время находится маленький цифровой диктофон. И скажу вам честно: если мне когда-нибудь придет в голову выдающаяся идея, уж я не дам ей упорхнуть», — пишет Ричард Сент-Джон, который сам много лет работал в рекламном бизнесе и имеет несколько профессиональных наград.

ТОЖЕ ВАЖНО

6. Самосовершенствуйтесь

С каждым днем становитесь лучше — вот аксиома, которую знают все успешные люди. Суперзвезда гольфа Тайгер Вудс сказал: «Спросите себя 31 декабря: стал ли я играть лучше, чем 1 января этого же года? Если ответ положительный, значит, год был успешным. И если вы будете работать в таком же режиме всегда, то за каждый год подниметесь на одну ступеньку вверх».

Чтобы стать лучше в своем деле, нужно постоянно практиковаться, оттачивать навыки. Поэтому, если вы сейчас пишете бизнес-план для собственной жизни, на обложке должно быть слово «Самосовершенствование», — подчеркивает автор книги.

7. Будьте полезными

Посмотрите на списки американских миллиардеров, и вы поймете, что большинство из них заработали состояния, предоставляя людям необходимые им услуги. Билл Гейтс предлагает нужное нам программное обеспечение, Сэм Уолтон дает скидки в сети своих магазинов Wal-Mart. Некоторые становятся миллионерами, предлагая людям хорошие бюджетные товары, как основатель международной сети гипермаркетов IKEA Ингвар Кампрад, который продает мебель миллионам потребителей.

Чтобы заработать много денег, недостаточно просто делать то, что любите, уверен Ричард Сент-Джон. Нужно предлагать людям то, что им нравится. В конце концов, они платят вам за ваши услуги. И чем больше им эти услуги нравятся, тем больше они готовы платить.

8. Проявляйте упорство, не оглядываясь назад

Все успешные люди совершали ошибки. Без них никак. Но кто-то долго переживает. А кто-то отряхивает грязь с пиджака и снова принимается за дело.

«Неудача иногда причиняет боль. Выбор за вами: вы можете научиться чему-то или тихо ползти на кладбище. Это ваш университет, если вы решаете усвоить урок и двигаться вперед. Это ваше кладбище, если вы опустите руки и отступите. Даже если вы не любите учебу, она значительно лучше, чем смерть. Поэтому многие успешные люди воспринимают неудачи как свои университеты», — подытоживает автор книги «Большая восьмерка».

Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»):

«Уважаемые москвичи!

Поздравляю вас с наступающим Новым годом!

Новый год – особый праздник, с которым мы связываем надежды на перемены к лучшему. Уверен, что эти перемены обязательно свершатся, ведь в уходящем году мы заложили для этого прочные основы.

Положительные результаты и успехи в жизни города были достигнуты благодаря созидательному труду жителей Москвы. Каждый москвич внес свою лепту в динамичное развитие нашей любимой столицы. В свою очередь, депутаты Мосгордумы проделали весомую работу по совершенствованию законодательной базы для обеспечения социальной стабильности и повышения качества жизни москвичей.

В этом году мы отмечали знаковые даты – 75 лет начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой и формирования народного ополчения. Низкий поклон нашим ветеранам, нашим ополченцам за то, что отстояли столицу. Мы всегда будем помнить и чтить ваш героический подвиг!

Дорогие москвичи! От имени депутатов Московской городской Думы поздравляю вас с Новым 2017 годом! Желаю счастья, здоровья, благополучия, успехов и процветания на благо нашей любимой столицы!»

Председатель комиссии МГД по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«В канун нового года мы всегда с надеждой вглядываемся в будущее в ожидании новых радостных событий. Дорогие друзья, пусть же сбудутся ваши самые заветные желания и мечты! Пусть царят в ваших домах добро, мир и любовь!»

Председатель комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«Дорогие друзья! Поздравляю вас с наступающим Новым годом!

Этот праздник не просто начало нового календаря, для каждого из нас — это новые надежды, новые цели, новые победы. В предновогодние дни как-то по-особенному верится в то, что наш мир должен стать лучше, добрее, что счастье и успех непременно должны прийти в каждый дом и в каждую семью. Уверен, что в наших силах подарить своим близким и родным самое дорогое — это тепло, взаимопонимание и любовь! И чем больше доброты и любви мы будем сеять, тем большего успеха добьется вся наша страна! Ведь только вместе мы сможем уверенно идти вперед, противостоять любым испытаниям, строить сильное, успешное государство!

Сейчас, когда мы подводим итоги уходящего года, хотел бы искренне пожелать, чтобы 2017 год исполнил все ваши заветные мечты, чтобы вы и ваши родные всегда были здоровы, а удача сопровождала вас во всех делах и начинаниях! Пусть же в этот Новый Год перед вами откроются новые возможности и покорятся новые вершины, а каждый ваш шаг и каждое движение ведет вас только к лучшему. Мира и благополучия вам и вашим семьям! С Новым 2017 годом!»

Председатель комиссии МГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Московской городской Думы, Президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«У нас принято встречать Новый год дома, в кругу родных и близких! Пусть Новый год будет благосклонен и щедр к тем, кто вам дорог!

Я закопал шампанское
под снегопад в саду,
выйду с тобой с опаскою:
вдруг его не найду.

Нас обвенчает наскоро
снежная коронация
с первого по тринадцатое,
с первого по тринадцатое.

А. Вознесенский».

Председатель комиссии МГД по физической культуре, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

Дорогие друзья, с наступающим 2017-м годом!

Заместитель председателя комиссии МГД по безопасности Андрей Шибаев, фракция «РОДИНА»:

«Новогодняя Москва прекрасна! Дорогие друзья!
Поздравляю всех с наступающим Новым Годом!
Пусть новый год принесет всем радость от исполнения желаний, будет наполнен яркими и положительными эмоциями! Крепкого вам здоровья, мира и благополучия!»

Заместитель председателя комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Лариса Картавцева, депутатское объединение «Моя Москва»:

«Волшебный праздник Новый год! Он дорог нам еще и воспоминаниями детства, которые остаются с нами навсегда и приносят самые теплые чувства. Новогодняя елка, запах мандаринов, салат оливье, подарки, тепло домашнего очага и новые надежды и ожидания. Друзья, делитесь своими впечатлениями!».

Заместитель председателя комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике Валерий Теличенко, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«Дорогие друзья!
От всей души поздравляю вас с наступающими праздниками Нового года и Рождества Христова!
Пусть наступающий год будет для вас светлым и радостным, пусть он принесет множество приятных и ярких впечатлений!
Желаю успехов, и пусть удача сопутствует вам всегда и везде.
Добра, счастья и благополучия!»

Заместитель председателя комиссии МГД по градостроительству, государственной собственности и землепользованию Олег Сорока, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«Дорогие друзья, виртуальные и реальные!
От всей души поздравляю вас с наступающим Новым Годом!
Этот праздник всегда дарит нам ожидание чуда и волшебства, смена календарных дат дает дополнительную энергию для смелых планов, задач и целей на будущее. Я искренне желаю, чтобы в новом году исполнялись все мечты, чтобы каждый человек смог реализовать свои способности, таланты и надежды».

Член комиссии МГД по образованию Ирина Ильичева, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«Хочу поблагодарить и поздравить всех, кто в новогоднюю ночь будет продолжать работать… Полицейские, врачи, пожарные, МЧС, продавцы, охранники, радиоведущие… Представляете, сколько людей не встретят Новый год в кругу семьи! Мы ценим ваш труд и от всего сердца желаем легкой смены и праздничного настроения!!»

В истории найдётся немало примеров того, как неприятные, деспотичные и нетерпимые к другим люди с блеском достигали карьерных высот. Первый, кто сразу же приходит на ум, — это Стив Джобс, под руководством которого Apple была спасена от банкротства и приобрела статус одной из самых преуспевающих компаний в мире.

Это произошло даже несмотря на то, что Джобс, мягко говоря, не отличался особым терпением и чувством такта при общении с коллегами, регулярно позволяя себе отпускать уничижительные комментарии об их работе, сыпать упрёками и проклятиями.

Вы могли бы предположить, что отталкивающие люди успешнее приветливых потому, что они на порядок умнее и креативнее, однако новое исследование доказывает, что это совсем не так.

Оказывается, неприятные личности лучше умеют отстаивать собственные идеи, даже когда они кажутся малопонятными большинству или и вовсе не совпадают с общепринятой точкой зрения.

В исследовании, которое было описано в официальном блоге Британского психологического общества, учёные Сэмюэл Хантер (Samuel Hunter) и Лили Кушенберри (Lily Cushenberry) специально сосредоточили всё своё внимание на людях, которых сложно было назвать приятными. Сюда попадали те, кому были присущи вздорность, эгоцентричность, упорство и враждебность по отношению к окружающим.

Сначала около 200 студентов-старшекурсников прошли тесты, направленные на изучение типа личности. Также студентов попросили предоставить сведения об их среднем балле и результатах академического оценочного теста, который они сдавали при поступлении в университет. Таким образом исследователи смогли измерить их познавательную способность и оценить достижения в учёбе.

Потом каждому студенту выдали индивидуальное задание: за 10 минут нужно было предложить решение обозначенной маркетинговой проблемы. На следующем этапе исследователи поделили студентов на группы по три человека в каждой и попросили за 20 минут уже сообща разработать маркетинговый план.

Как и предполагалось, никаких проблем с «неприятностью» во время выполнения индивидуального задания не возникло. Однако, когда были организованы группы, произошло следующее: идеи студентов с тяжёлым характером намного чаще использовались в конечном продукте.

На втором этапе эксперимента исследователи захотели выяснить, испытывают ли неприятные люди дискомфорт, если помещать их в определённые жизненные ситуации. На этот раз испытуемыми стали почти три сотни студентов, которым было поручено придумать подарок для университета. Девушек и парней по одному рассадили за компьютеры, они должны были взаимодействовать с ещё двумя людьми в онлайн-чате. Участники эксперимента не знали, что их собеседники в чате тоже работали на исследователей: им было поручено давать одобрительную или неодобрительную оценку идеям испытуемых.

После того как с подарком для университета было покончено, поступило новое задание: придумать несколько вариантов того, как будут выглядеть комнаты в общежитии будущего. И снова двумя другими собеседниками в чате были подставные люди, работающие на учёных. Только на этот раз, помимо обратной связи, им было поручено делиться со студентами и собственными идеями.

Результаты первого эксперимента подтвердились… Когда студенты самостоятельно придумывали идеи, неприятный характер не давал о себе знать. Но вот когда их собеседники начинали делиться собственными мыслями и примеривать на себя роль критиков, испытуемые гнули свою линию.

Эксперименты показали, что отталкивающих и деспотичных людей критика не смущает, а убеждает в собственной правоте. Механизм работает и наоборот: положительные во всех отношениях люди более восприимчивы к позитивным откликам.

Учёные признают: у проведённых исследований есть ряд ограничений. Во-первых, участниками экспериментов были только молодые люди, учащиеся в университетах, а потому результаты не могут быть применены к населению в целом. Во-вторых, пока не ясно, полезен ли плохой характер в долгосрочной перспективе, или потом у окружающих вырабатывается иммунитет к деспотам и их идеям.

Получается, совсем не обязательно, что неприятные люди более умные или более творческие, здесь важно другое: они не отказываются от своих идей даже под давлением негативных откликов. У них есть чему поучиться. Не нужно быть злым гением, для того чтобы добиться успеха, достаточно просто не замыкаться в себе после каждого плохого отзыва, который вы слышите в свой адрес. Стоит быть немного настойчивее и верить в себя и собственные силы.

Правда такова: жёсткие люди лучше адаптируются в конкурентной среде, а деликатные — с их постоянными уступками и вежливыми улыбками — остаются далеко позади. Мы отнюдь не призываем вас становиться тиранами, а просто советуем быть немного настойчивее.

- социальное обеспечение — определение ролей каждого участника комплексного научного исследования, построение взаимоотношений в процессе осуществления комплексного научного исследования;

— организационно-педагогическое обеспечение дает возможность создать непрерывный процесс научно-исследовательской деятельности педагога, обеспечивает возможность внедрения в образовательный процесс.

Список литературы

1. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования. М.: Высш. шк., 1987. 199 с.

2. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования / Н.В. Бордовская. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. 512 с.

Об авторе

Маркова С. М.- доктор педагогических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета, kettt@list.ru

УДК 371.806.2

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

М.А. Непша

В данной статье определено содержание понятия «потребность в достижении успеха». Представлен результат систематизации теоретических представлений потребности в достижении в связи с мотивацией обучения старшеклассников в школе.

Ключевые слова: потребность, достижение, успех, мотивация.

Все изменения, происходящие в нашем обществе, ставят старшеклассника в ситуацию постоянного выбора жизненных целей и средств их достижения. В основе этого выбора лежат потребности и ценности личности, которые формируются с детства и развиваются всю последующую жизнь.

Российские педагоги обращают внимание на значимость успешности в учебной деятельности. К.Д.Ушинский приходит к выводу, что успех поддерживает интерес ученика к учению. Необходимо дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Чтобы определить специфику понятия «потребность в достижении успеха», необходимо обозначить отношение выделенной потребности в ряду других, а именно: потребности в познании, потребности в собственной ценности, потребности в признании, потребности в доминировании.

Потребность в достижении, в отличие от потребности в познании, проявляется в стремлении утвердить себя не в отношении к другим, а в отношении к делу, в повышении уровня своей успешности в исполнении самых различных видов деятельностей. Потребность в признании есть стремление добиться высокой оценки со стороны других. Д. Р. Догонадзе указывает на сходство потребности в достижении и потребности в признании. «Потребность достижения и потребность признания похожи друг на друга тем, что для обеих характерно чувство превосходства» .

В отличие от потребности в доминировании, потребность в достижении успеха не подразумевает господство. Д. Мак-Клелланд отмечает, что потребность в достижениях есть соревнование с самим собою в достижении более высокого уровня, а не с другими, и что образы достижения следует также отличать от образов агрессивности, даже если они связаны со стремлением к цели .

Чтобы определить наличие потребности в достижении успеха, Макклелланд использовал тест, называемый тематическим апперцептивным тестом (TAT): испытуемые смотрят на картинки и придумывают истории о том, что они там видят. Те, у кого высокая ПД, придумывают истории, в центре которых — воображаемые достижения (или стремление к достижениям) персонажей, показанных на картинках, а не какие-либо другие аспекты их жизни и личностей, например использование власти или забота о других людях.

В отличие от этой потребности в достижениях некоторые люди, по мнению Мак-Клелланда, обладают потребностью избегать неудачи. В то время как те, у кого сильна потребность в достижениях, стремятся выбирать задания умеренной трудности, люди, которые испытывают потребность избежать неудачи, выбирают либо исключительно легкие задания, где успех буквально гарантирован, либо исключительно трудные задания, где неудача ожидаема и, следовательно, не будет делом личной ответственности. Характерно, что для первых неудача является стимулом приложить дополнительные усилия, а вторые чистому успеху предпочитают безопасность. В центре его метода — четыре принципа, первый из которых состоит в том, чтобы принимать умеренный риск. Это означает, что следует избегать как верного успеха, так и верной неудачи. Для осуществления этого принципа необходимо соблюдать два следующих условия:

•самостоятельный выбор себе задания (или свой собственный уровень трудности в пределах заданий); •последствия неудачи не должны быть разрушительны для человека.

Второй принцип состоит в том, что надо брать на себя ответственность за свои результаты. Это означает, что люди не должны приписывать причину неудачи или успеха каким-то силам, находящимся вне их самих, а видеть в себе причину своих результатов. Для осуществления этого принципа важно соблюдать следующие два условия:

•при выполнении задания полагаться на самого себя; •последствия неудачи не должны быть разрушительны.

Как и предыдущий, этот принцип требует, чтобы не последовало наказания за неудачу, и чтобы реализовалось желание узнать и принять свою роль в процессе достижения успеха.

Третий принцип заключается в том, чтобы внимательно изучать окружающую обстановку, а четвертый — использовать обратную связь. Оба этих принципа предполагают получение и использование информации. Один из них нацеливает человека на то, чтобы узнать все возможное о своем задании и ресурсах для его выполнения, в том числе и человеческих. А другой говорит им, что нужно обращать особое внимание на результаты их действий, когда требуется решить, что делать дальше. Оба принципа требуют:

•окружения, богатого информацией, в котором человек может свободно двигаться; •информации, предоставляемой без угроз: •возможности выбирать и менять направление действий; •чтобы последствия неудачи не были разрушительными.

Данные принципы мы предполагаем реализовать в ходе целенаправленной работы по формированию потребности в достижении успехов старшеклассниками в учебной деятельности. Когда всем учащимся дают одинаковые задания одного и того же уровня сложности — как часто бывает в школе, — то отдельные учащиеся не могут научиться выбирать подходящий для них уровень трудности задания. Если неудача вызывает чувство боли или смущения, то у детей всегда будет мотивация выбирать себе самые легкие задания. В условиях образовательной среды важно создавать учебные ситуации выбора заданий и учебных действий и сводить к минимуму последствия неудачного выбора для самих учеников, где они могут научиться самостоятельно делать мотивированный выбор по степени сложности задания.

Любая потребность характеризуется наличием потребностной ситуации и потребностного состояния (Ю.М. Орлов, М.Ю. Бурыкина). Ю.М. Орлов считает, что потребностные ситуации, актуализирующие потребность в достижениях, характеризуются такой конфигурацией ключевых для данной потребности объектов, которые интерпретируются субъектом в условиях данной культуры как возможность достичь более высокого, чем ранее, уровня исполнения, решить задачу творчески, нешаблонно, включиться в достижение некоторой существенной и далекой цели. Характеристики ситуации, в этом случае, носят обобщенный характер, закрепляются во второй сигнальной системе человека и выступают как источник актуализации обобщенной потребности в достижениях, выражающих общую направленность личности на успех .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребностное состояние характеризуется особой чувствительностью к восприятию обстоятельств, способствующих достижению успеха, актуализацией обобщенной потребности в достижениях и соответственно, оживлением воспоминания переживаний, связанных с успехом, имевших место в прошлом, предвосхищение удовлетворения результатами достижения цели, что соответственно актуализирует мотив достижения успеха и установку к исполнению действия для достижения цели.

С позиции гуманистического подхода (Ш.А. Амонашвили, К.Н. Вентцель, А. Маслоу, К. Роджерс) формирование потребности в достижении успеха рассматривается в рамках технологий педагогики успеха. Педагогикой успеха является направление теоретического и практического поиска в создании условий для полноценного развития человека. «Педагогика успеха — это восхождение по лестнице достижений; при этом цель восхождения обуславливается гуманистическими принципами» .

Мы придерживаемся определения потребности в достижении успеха, данного Курдюковой Н.А., и под которым понимается «стремление ученика к улучшению результатов своей деятельности» . Здесь ключевыми выступают слова «достижение», «успех».

Обобщая определения понятия «успех», можно полагать, что успех — это переживание чувства радости от достигнутого. . Достижение — это опредмеченная характеристика успеха, принятая и признанная значимыми для индивида субъектами. На современном этапе развития общества ориентация на успех выступает в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. В основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.

Как считает Левина И.И., учебная деятельность старших школьников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности школьников среднего звена. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения и вводятся новые учебные дисциплины. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их активности и самостоятельности. Для того чтобы достаточно глубоко усваивать программу, необходимо развитие теоретического мышления.

В старшем школьном возрасте, как и в дошкольном возрасте, как справедливо акцентирует внимание М.Ю. Бурыкина, система межличностных отношений «Я и общество» обеспечивает удовлетворение потребности в индивидуализации. По утверждению Т.А. Араканцевой, М.Р. Гинзбурга, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, М.Ю. Кондратьева, А.М. Прихожан, Д.И. Фель-дштейна и других, общность социальной позиции в эти возрастные периоды открывает возможность «осознания себя субъектом общественных отношений», «наращивания» способности «проявления себя в социальном пространстве», усвоения «норм человеческих взаимоотношений». Процесс «постоянного насыщения» и роста «емкости» личности обеспечивает освоение социального опыта.

Отношение старших школьников к учению изменяется в содержательном плане. Ученики взрослеют, обогащается их опыт; они понимают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учению, которое приобретает непосредственный жизненный смысл.

Систематизируя теоретические положения мы отмечаем, что формирование потребности в достижении успеха осуществляется различными способами, например, путем создания проективных рассказов с ярко выраженной темой достижения. Ученикам предлагается составить рассказ с использованием максимального числа категорий, которые используются в диагностике мотива достижения (ожидание успеха, одобрения, позитивное эмоциональное состояние в процессе деятельности). Во время такого способа обучения ученики начинают правильно определять мотив достижения среди других мотивов, на основании выученных категорий используют особый язык (категориальный аппарат), с помощью которого анализируют словесную и интеллектуальную продукцию и поведение (как свою, так и других людей).

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Таким образом, для формирования потребности в достижении успеха, необходимо выполнить ряд условий: стремление к достижению успеха будет проявляться, если деятельность обладает новизной, имеет определенную степень трудности, которая оценивается самим учеником, и осуществление деятельности развивает самостоятельность.

Список литературы

2 Кикнадзе, Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание/ Под. ред. и при участии В.Г. Афанасьева. М., «Мысль», 1968. 148 с.

4 Догонадзе, М.Р. Потребность врастания в общественные ценности в переходном возрасте/ В кн.: Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей/ Под ред. Ш.Н. Чхар-тишвили. Тбилиси, 1974, с.163-170

5 Мак-Клелланд, Д. Мотивация человека./Д.Мак-Клелланд. Изд-во: Питер, СПб, 2007, 667 с.

Об авторе

Непша М.А. — аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, mariene@yandex.ru.

УДК 373.3

РАВНОПРАВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА — ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

О.В. Пастюк

Рассмотрены основы формирования равноправных взаимоотношений между взрослыми и детьми в период модернизации Российского образования. Предложены пути построения позитивных коммуникаций между всеми участниками образовательного процесса в условиях современного образовательного учреждения, основанные на равноправном партнерстве, через введение в жизнь детского сада и начальной школы основ педагогики СОтрудничества и социоигровых подходов.

Ключевые слова: партнерские взаимоотношения, СО-трудничество, педагогика сотрудничества, ровесник, социокультурная педагогика, партнер.

На современном этапе развития мирового сообщества совершенствование работы начальной ступени школы заключается в модернизации образователь-ного процесса, раскрепощении условий жизни детей и создании для них эмоционального благополучия через построение нового типа взаимоотношений — партнерских, которые позволят им смело выражать свое собственное мнение, даже, если оно отлично от точки зрения педагога, аргументировано отстаивать его, научат ценить и понимать дружбу, а главное ими будут приняты такие слова, как СО-дружество (совместная дружба), СО-трудничество (труд вместе), СОстрадание (страдание вместе), СО-переживание (переживание вместе) и т.п.

Необходимо отметить, что взаимоотношения играют основополагающую роль во всех аспектах повседневной жизни современного человека. Изучение влияния взаимоотношений на психическое развитие ребенка позволило раскрыть его важные механизмы и представить как определяющий фактор психического развития (Р.С.Буре, А.В.Запорожец, М.И.Лисина и др).

По нашему мнению, проблему построения равноправных (партнерских) взаимоотношений необходимо рассматривать с позиции педагогики СО-трудничества, основоположники которой И.Г.Песталоцци, М.Монтессори, Л.Н.Толстой и др. показали пример практической реализации идеи образо-вания посредством равноправного СО-трудничества взрослого и ребенка.

Однако в 1986 году в отечественной науке появилось уже новое поколение педагогов-новаторов (Ш.Амонашвили, В.М.Букатов, Е.Е.Шулешко и др.), стремившихся не формировать ребенка и непосредственно «воздействовать» на него, а СО-трудничать с ним на равных.

Ш.Амонашвили, А.М.Лобок, С.Г.Якобсон и др. считают, что традици-онная педагогика, ставя конкретные цели и, определяя средства в от-ношении ребенка (т.е. изначально предполагая манипулировать им), совер-шенно не согласуется с СО-трудничеством, которое никогда не содержит манипуляции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Естественно, что у каждого в работе возникают определенные трудности: дети что-то не понимают, что-то не усваивают. И тогда педагогу важно найти коллег-единомышленников для обмена опытом с ними, ведь решая подобные проблемы, каждый подбирает к ним свои методические приемы, которые могут использовать и другие. И если в результате у них возникает такой же образовательный эффект, то можно говорить о методических находках.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *