Эфемерно, что это?

Эфемерно, что это?

Примеры употребления слова эфемерный в литературе.

Эти крошечные эфемерные существа преподали Верне первый урок терпимости и уважения к тем, с кем ты делишь свой мир.

Более часа она бродила по залам и галереям, поднималась вверх и спускалась вниз по лестницам, не встречая никого, случайно наталкиваясь на эфемерные видения, порожденные ее хозяином: комната, превращенная в подводный грот, зал, в котором дул ураганный ветер, коридор, загороженный льдом, темная дыра в воздухе, которая вела в никуда, но через которую лилась мягкая экзотическая музыка.

Он плыл во тьме, как заблудившийся в неведомых водах водолаз, плыл, натыкаясь то на фантастического лангуста — гальванометр, то на невиданные кораллы — часы с музыкальным боем, то на диковинных крабов, которые были приборами, для иллюзионистских фокусов, но нигде в этих водах тьмы, в этом доме-складе его подарков, он не находил Мануэлы Санчес, не слышал даже ее дыхания, подобного дыханию орхидеи, и по мере того как исчезали тени эфемерной ночи, он постигал свет безжалостной правды, свет, развеявший иллюзии.

В мифологии же чаще всего приходится давать названия эфемерным концептам, связанным с конкретными обстоятельствами, неологизмы в этом случае неизбежны.

Голос Веги пропущен через ревербератор, снабженный чудовищным эхо-эффектом, голос размазывается в пространстве, становится эфемерным.

В Робине не было ничего эфемерного — даже напротив — и сам этот факт доказывал, что он был настоящим мальчиком, а не плодом ее воображения.

Титул столь же лестный, сколь эфемерный, ибо князь Скандербег оказался обыкновенным жуликом.

Послушайте, неужели вы не понимаете, что нельзя быть жалким рабом белого снадобья, нельзя губить себя ради мимолетного, эфемерного удовольствия.

В то же время номадические империи эфемерны, потому что с утратой стимула начинает исчезать и сила.

Этот трюк дважды великолепно удался Греную с туберозным маслом, чей эфемерный аромат он сковал крошечными количествами цибетина, ванили, лабданума и кипариса и именно тем выявил его прелесть.

Один из них, голубоватый вытянутый эллипс, сиял под днищем корабля, словно костер в бездонной пропасти, но его блеск казался слишком слабым и эфемерным в царившей вокруг темноте.

Одновременно с участием в уличных движениях Бодлер пытался служить демократическим идеям и на почве журналистики, в качестве редактора одного эфемерного революционного издания, выходившего в 1848 году в Париже.

Всего хуже, конечно, это для меня самого, потому что на литературе я основывал всю мою будущность и, во имя этих эфемерных надежд, душил в себе всякое чувство, всякое сердечное движение.

Надо заметить, что до полного отрицания роли индивидуальности в содержании искусства эстетика Шопенгауэра не доходит хотя бы в принципе, не говоря уже о проведенных на конкретных анализах различных художественных произведений: ведь среди платоновских идей должна находиться и идея индивидуальности, и только индивидуальности в состоянии положить начало восстанию человечества против мощи сначала слепых, а потому безличных, а затем индивидуализированных обнаружений Воли, хотя, с другой стороны, всякая индивидуальность мимолетна, она не более как одно из эфемерных проявлений мирового безначального начала.

В любом случае, это были запоздалые сожаления, потому что генерал лучше других знал, что самый достойный генерал республики служит сейчас армии менее эфемерной, чем его — Боливара — войска.

Источник: библиотека Максима Мошкова

«Ванная комната», 1997.

Приоткрытая дверь, кафельный пол, наполненная водой ванная. В октябре 1987 года эту фотографию публиковали все газеты. Тогда на снимке ванной комнаты женевского отеля Beau Rivage присутствовала ещё одна деталь – тело умершего при невыясненных обстоятельствах скандального немецкого политика Уве Баршеля. Другая фотография воспроизводит «рамку» в аэропорту Портленда, через которую беспрепятственно прошли в самолет террористы 11 сентября 2001 года. И в этом миллионы раз прокрученном по каналам CNN кадре отсутствует главное: сами террористы.

Освобожденный фон

Лишь на первый взгляд немецкий скульптор и фотограф Томас Деманд (Thomas Demand) идет по испробованному до него видеохудожниками пути. Можно стереть с пленки Мэрилин Монро или героев вестерна, как это делали Пол Пфайфер или Мартин Арнольд. А можно реконструировать интерьеры у себя в ателье: с помощью картона, клея и бумаги. Так и поступает Деманд. Скрупулёзно вылепленный макет, иногда в натуральную величину, воспроизводит, однако, не реальный прототип, а представление о нем, сформированное в массовом сознании визуальными СМИ. Газетный снимок становится скульптурой. Затем макет фотографируется и тут же разрушается. Трехмерное изображение возвращается в двухмерное пространство фотографии. Процесс завершен.

Иллюзорная реальность

«Кухня», 2004.

Из папье-маше Томас Деманд построил ванную комнату женевского отеля, «рамку» аэропорта Портленда, кухню дома, где скрывался от американцев Саддам Хусейн, гостиничный номер, где работал над романами основатель сайентологии Рон Хаббард. Фотографии так и называются: «Рамка», «Кухня», «Комната». До схематичности редуцированы и сами изображения. Холодные и стерильные пространства лишены малейшего намека на то, что здесь произошло великое, ужасное или историческое. На телефонном аппарате, который так и не зазвонил в аэропорту в момент, когда террористов фиксировала видеокамера, нет даже кнопок с цифрами. Эти фотографии как наша память: мы знаем, что где-то когда-то произошло нечто важное, но как в точности это было и насколько соответствует хранимый нами образ реальности, сказать уже не можем.

Новый классик

26 фотографий Томаса Деманда собраны на выставке в Нью-Йорке, первой столь репрезентативной в карьере 40-летнего художника. Ретроспектива проходит в музее современного искусства МоМА, который, как известно, редко ошибается в своих прогнозах относительно новых тенденций и новых имен. Особенно, в фотографии. Музей закрепил мировую известность Герхарда Рихтера и Андреаса Гурски. Теперь на очереди — Томас Деманд.

Фотографирующий скульптор

Родом из Баварии, он учился в знаменитой Академии искусств в Дюссельдорфе, но не у Бехеров, учителей Гурски и других звезд немецкой фотографии, а по классу «скульптура». Он и предпочитает называть себя скульптором, подчеркивая тем самым, что фотографом стал скорее случайно. Надо же было как-то архивировать результаты сизифова труда. Один из таких «результатов», созданная для Венецианской Биеннале 2003 года фотография, принесла ему мировую известность.

«Лес», 2003.

Сочная зелень деревьев обманчива, как и пронизывающие лес солнечные лучи. На протяжении нескольких месяцев 30 помощников Деманда развешивали 770 тысяч бумажных «листьев» на «деревьях» из папье-маше. Когда лес в ателье художника был готов, включили софит…

Фотография может быть педантично реалистичной или вызывающе искусственной. Томас Деманд удерживает эти два полюса в равновесии, напоминая об эфемерности и иллюзорности окружающего нас мира.

Элеонора Володина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *