Эффект пигмалиона в психологии

Эффект пигмалиона в психологии

Те, кто еще помнит уроки русского языка и своды правил, могут подумать, что эффект Розенталя как-то связан с грамматикой или пунктуацией. Однако на самом деле это явление совсем не о правилах языка и названо в честь психолога Роберта Розенталя (Robert Rosenthal), проведшего эксперимент и доказавшего данный феномен. Сам же психолог называл его эффектом Пигмалиона. Разберем, что это за явление и как его использовать на практике.

Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?

Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества. Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогноз осуществился потому, что так сошлись звезды, сложились карты, .

Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества. Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой. При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.

Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание.

Эффект Розенталя на практике

Эффект Пигмалиона работает далеко не только в случае с гадалками и экстрасенсами. Множество примеров можно найти и в быту. Допустим, вы хотите попросить у руководства повышения зарплаты, но в глубине души на 99,99% уверены, что этого не будет. Неделю или две вы собирались с мыслями, чтобы пойти и поговорить с начальником. И пока вы прокрастинировали, работали не слишком эффективно – ведь были уверены, что вам не повысят зарплату: это портит настроение и демотивирует. Вот, наконец вы озвучили свое желание. Но что же? Зарплату вам не повысили! Сыграл ли свою роль тот обреченный тон, которым вы произнесли просьбу, или же неэффективная работа в последнее время? Для вас это неважно, потому что вы будете думать лишь об одном: вы заранее знали, что прибавки вам не светит, и действительно не получили ее.

Аналогичные примеры можно привести во многих сферах, начиная с работы и заканчивая личной жизнью. Здесь важно помнить о том, что эффект Пигмалиона работает как на отрицательные события, так и на положительные. В том числе на этом эффекте построено действие аффирмаций. Ваша внутренняя убежденность в том, что вы достигнете желаемого и добьетесь своей цели, определяет ваше поведение, оценку ситуации и принимаемые решения. Поэтому обратите внимание на правила составления аффирмаций – это шанс изменить жизнь в ту сторону, которую вы хотите.

Также не прислушивайтесь ни к каким отрицательным предсказаниям и прогнозам – верьте только в хорошее. Это касается не только непрошенных предсказаний от уличных гадалок, но и «дружеских» советов в духе: «Не встречайся с ним/ней, люди такого знака зодиака постоянно изменяют», «Не работай в этой сфере – там все обманщики». Отличайте дельные рекомендации, основанные на знаниях и личном опыте, от подобных «пророчеств».

Подарки нашим читателям

В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;))

Получить подарок

Эффект Пигмалиона, Розенталя или предвзятости экспериментатора — разные названия одного психологического феномена, относящегося к самосбывающимся пророчествам. Суть эффекта заключается в том, что ожидания человека определяют его действия.

Экскурс в историю

Психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент: в начале учебного года они выделили учеников из разных классов начальной школы, которые по результатам теста оказались более талантливыми и обладали более высоким IQ, чем их одноклассники. На самом деле никаких выдающихся способностей у них обнаружено не было и ученики были выбраны случайно, однако учителям сообщили обратное. Повторное тестирование в конце года показало, что результаты «одарённых» учеников в среднем улучшились, а показатель IQ увеличился.

По мнению психологов, завышенные ожидания учителей повлияли на прогресс учеников.

Преподаватели, ожидая высоких результатов, подходили к процессу обучения выбранной группы иначе, допуская больше свободы творчества и стараясь вдохновить учеников. Розенталь и Якобсон отнесли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Ещё один пример из истории, предшествующий эксперименту Розенталя, — конь Умный Ганц, принадлежавший преподавателю и коневоду Уильяму фон Остину. Животное отвечало на заданные вопросы ударом копыта с точностью до 90%. Конь складывал, умножал и называл время и дату. Естественно, это вызвало интерес не только у зевак, но и у психологов.

Психолог и биолог Оскар Пфунгст приехал познакомиться с Ганцем лично. Оказалось, что животное не только не понимает человеческую речь, но и не способно осуществлять математические расчёты. Так как получились эти 90% точности ответов? Дело в том, что и хозяин, и зрители подавали невербальные сигналы, когда Ганц выдавал правильный ответ. Пфунгст обнаружил, что как только Ганц доходил до правильного ответа, спрашивающий опускал голову. А если коню надевались шоры, то он ошибался.

Принцип работы эффекта Пигмалиона

Дело в том, что наш мозг с трудом отличает восприятие и ожидание. Социолог Роберт Мёртон описал самосбывающиеся пророчества, к которым относится эффект Пигмалиона, как самогипноз. Имея изначально убеждение о себе или других, мы влияем на действительность и делаем так, что оно становится правдой. Этот психологический феномен позволяет целенаправленно или случайно влиять на реальность.

Ещё один эксперимент Believing Another Likes or Dislikes You. Behaviors Making the Beliefs Come True , проведённый Ребеккой Кёртис и Кимом Миллером, это подтверждает. В двух группах студенты были объединены в пары. Участникам одной группы вложили в голову заведомо ложное утверждение, что они симпатичны своему партнёру, а участникам другой — обратное. После этого парам предложили пообщаться. И результат оправдал себя.

Студенты, полагающие, что симпатичны партнёру, были более уступчивы в разговоре, шли на контакт, и манера общения была более приятной, чем в тех парах, которые считали иначе.

Кроме того, студенты, которые думали, что нравятся партнёру, действительно заручились большей симпатией, нежели участники из противоположных пар.

Наверняка вы не раз подвергались эффекту Пигмалиона, сами того не замечая. Например, думая, что не справимся с определённой задачей, мы опускаем руки, а наше поведение и действия приводят к реальному провалу. В обратной же ситуации, если от вас ждут решения задачи, внушая, что всё получится и вы справитесь, действия и результат будут иными.

Эффект Пигмалиона на практике

На самом деле эффект Пигмалиона — секретное оружие в сфере управления. Ожидания людей имеют влияние на наши действия, мысли, восприятие возможностей и достижения. Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США, высказал мнение Pygmalion in Management об эффекте Пигмалиона в менеджменте. В своей работе он развил мысль о влиянии ожиданий на действия и результаты, уделив особое внимание ожиданиям руководителей от подчинённых.

Если у руководителя высокие ожидания в отношении своих подчинённых, то продуктивность будет высока. Если же ожидания будут низкие, то и продуктивность снизится.

Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США

Ливингстон считал, что руководители должны понимать, как работает эффект Пигмалиона, ведь от ожиданий менеджеров напрямую зависят результаты сотрудников. Хороший руководитель, по мнению Ливингстона, должен проявлять высокие ожидания, в то время как неэффективный менеджер на это не способен. Он провёл связь между самооценкой руководителя и ожиданиями, которые он проявляет к подчинённым. Уверенный в себе менеджер склонен ждать от сотрудников высоких результатов, тогда как плохой управленец менее уверен в себе и тем более не может надеяться получить от работников что-то сверхъестественное.

Чтобы преобразоваться в результат, ожидания в первую очередь должны быть достижимы и реалистичны.

Если подчинённые не соответствуют ожиданиям начальства, которые близки к их собственным, производительность и стремление к успеху снижаются.

Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США

Постановка заоблачных целей, которые сотрудник не может выполнить физически, не просто не поможет улучшить продуктивность, а вовсе снизит эффективность труда.

ЕСЛИ СУПРУГ ПЫТАЕТСЯ ВАС «УЛУЧШИТЬ»… ИЛИ ВЫ ЕГО
Комплекс Пигмалиона
В данной статье я расскажу о супругах-воспитателях, о тех, кто постоянно или часто недоволен своей второй половиной. И улучшает, улучшает, улучшает… Пока та (тот) не уйдет или не впадет в депрессию. Или пока не утратит всякий вкус к семейной жизни.Статья адресована не только самим «воспитателям», но и «жертвам» страсти «пигмалионов» к постоянному совершенствованию. Также данный материал будет полезен всем читателям, семейное счастье которых омрачает стремление одного или обоих супругов перевоспитать друг друга.
Когда речь идет о комплексе Пигмалиона?
Если Мы помним — по легенде, Пигмалион — не хухры-мухры, а царь Кипра, потому и запросы у него были царские. И под них ни одна земная женщина не подходила.
Будучи прекрасным скульптором, он сделал устраивающую его во всех отношениях статую из слоновой кости и даже полюбил ее. Дарил подарки, нарядно одевал. Но любовь Пигмалиона, понятное дело, оставалась безответной.
И вот, однажды, в праздник, посвященный богине любви Афродите, он обратился к богине с просьбой дать ему жену хотя бы похожую на его прекрасную статую. Богиня сжалилась и оживила Галатею (так по некоторым сведениям звали безупречную красавицу). Они поженились. И Галатея даже родила Пигмалиону троих детей.
Такова греческая легенда.В современной жизни речь о комплексе Пигмалиона идет тогда, когда один из супругов неустанно пытается усовершенствовать свою вторую половину. И делает это вовсе не в созидательной и неторопливой форме, а буквально — выражаясь бытовым языком — «придирается ко всему, мучает и доводит до белого каления».
Причем вторая половина вовсе не дает на то добровольного согласия, а, мягко говоря, чувствует дискомфорт. Тогда мы со всей уверенностью можем зафиксировать данный комплекс.Если речь идет о том, что каждый из супругов в разные периоды времени предъявляет другому какие-либо претензии, то это не целенаправленное мучительство со стороны кого-то одного из пары, а потому в таких ситуациях мы о комплексе Пигмалиона не говорим.
Хотя прочтение данной статьи, безусловно, пойдет на пользу семейному счастью, которое только начало омрачаться выяснениями отношений, пусть не в таком крайнем варианте, который описан в статье.
Само название «комплекс Пигмалиона» является моей авторской разработкой. Лично в моей практике вышеописанная семейная проблема встречается довольно часто.
Потому, полагаю, справедливо, дать столь часто встречающемуся явлению четкое название.
Для кого свойственно возникновение комплекса? Каковы причины?
Как правило, комплекс Пигмалиона свойственен чрезмерно избалованным детям. Очень часто их родители занимали высокие посты, были востребованы обществом.Например, в моей практике, излишним рвением к перевоспитанию второй половинки страдал сын полковника и дочь одного из министерских чинов.
Причем, ни у того, ни другого не было психологически комфортной обстановки в детстве. Напротив, им уделяли мало внимания, истинной заботы и родительской любви. Зато в изобилии обеспечивали материально и внушали гордость за «род, династию». И тот, и другой были с детства убеждены, что их род крепче, лучше, надежнее, чем большинство других — обычных, человеческих.
Такие же представления о каком-то особенном роде со стороны мамы или папы я встречала и у других людей, которые в семейной жизни превращались в безжалостных «пигмалионов». Интересно, что женщины, как правило, боготворят род папы, а мужчины — род мамы.
Один мой клиент на полном серьезе доказывал, что от папы он не взял вообще ничего. Что там были только «предатели» и слабые люди. И это при том, что папа моего клиента являлся боевым летчиком, имел очень даже славную биографию, а мама всю жизнь жила на его обеспечении.
Предательство папы заключалось в том, что после того, как дети повзрослели, он ушел к другой женщине, более спокойной, не одержимой стремлением его «пропигмалионить», то есть коренным образом переделать.Как видим, комплекс пигмалиона может даже передаваться от родителя к ребенку. Если ребенок очень любит одного из родителей, то автоматически перенимает его манеру поведения.
Впрочем, мне известны случаи, когда комплекс может возникнуть «от противного». Например, ребенка очень унижают в детстве. Чтобы компенсировать это унижение, он возводит на пьедестал наименее мучившего его родителя.
И «стирает» из памяти все, что доказывает простое человеческое происхождение папы или мамы.Всегда таким комплексом страдают люди, которых в детстве морально унижали и которым говорили, что они «не дотягивают» до определенной планки.
В редких случаях речь идет о людях с повышенными амбициями и уязвимым самолюбием, которых не унижали родные, зато они сами видели или чувствовали, как унижают их маму или папу.
Как проявляется комплекс?
Такой «Пигмалион» в женском или мужском варианте всегда выбирает половинку, противоположную по характеру любимому родителю. Все это — для того, чтобы было, что переделывать.
Например, мама моего клиента, родом из деревни, отличалась повышенной хозяйственностью. Потому он старался выбирать жен интеллигентных, не безруких, но мало интересующихся, как сварить сто видов варенья и высушить столько же сортов грибов. Каждой жене (а к тому времени у него был уже третий брак) он с удовольствием читал бесконечные нотации о том, что его мама делает все лучше, и упорно внушал, что женщина, которая не любит сушить грибы — чуть ли не неполноценна.
Если бы жена даже и научилась сушить эти самые грибы — появились бы другие претензии. И так нескончаемо…»Пигмалион» в женском варианте, другая моя клиентка, пошла по похожему пути. Выбрала мужчину очень талантливого, свободолюбивого, ранимого. И внушала, что достойный мужчина должен быть сдержан, консервативен, звезд с неба не хватать, то есть надежен и предсказуем. Как ее папа. И даже привычка со стороны мужа обнимать неожиданно, порывисто казалась ей «немужской».
Вот ее папа всегда предупреждал, что сейчас обнимет…Наверное, следует добавить, что поскольку «пигмалионы» — это психически еще не очень взрослые и реально мыслящие люди, то они не в состоянии глубоко привязываться и любить вторую половинку.
Они любят его (ее) по-своему. Но любовь эта незрелая.
Потому «пигмалионы» могут быть жестоки и прохладны, словно подростки. Они как бы играют в жизнь, а не живут. Им кажется, что надо только осуществить какие-то их скромные (по их представлениям) требования — и все наладится.
А то, что они пытаются переделать человека кардинально и требуют от него стать противоположным, чем он (она) есть на самом деле — об этом наши замечательные перевоспитатели не думают…
Их вторая половинка, как правило, в детстве была подвержена строгому родительскому перевоспитанию, потому зачастую от «пигмалиона» не уходит, терпит. В подсознании второй половинки прочно внедрилось, что он (она) в чем-то повинны, раз все детство их за что-то ругали.
В данном конкретном случае муж моей клиентки был воспитан в детском доме и всю жизнь считал, что помешал строить личную жизнь своей маме, которая пыталась какое-то время воспитывать его одна.
Но кому они были нужны — ведь она была «с прицепом» (то есть с ним).
Жена «пигмалиона» в мужском варианте была родом из многодетной семьи. Ее мама хотела мальчика, но случайно сначала родила двух девочек.
А женщина, о которой мы говорим, оказалась не просто девочкой, а еще и второй подряд девочкой. То есть совершенно не к месту родилась — как считала ее мама.
Неудивительно, что воспитатели находят вторую половинку именно с мышлением жертвы, тех, кто считает, что в чем-то виноват.
Потому что нормальный самодостаточный человек не сможет терпеть такое динамичное и непрекращающееся вмешательство в собственную личность.
Что делать воспитателю?
Если воспитатель читает эту статью и еще пока не ругает меня, автора, последними словами, а пытается заглянуть в себя — это очень хороший результат. Значит, он начал задумываться. И значит, можно еще что-то изменить.»Пигмалиону» в женском или мужском варианте следует понять, что он не Господь Бог, чтобы переделывать людей по желаемому образу и подобию.
Тем более, сам он далеко не совершенство. Банально, но усовершенствовать можно только себя. И тот, кто вносит в семью раздоры и недовольство — неважно, какой причиной это объясняется — всегда неправ.
А теперь задайте себе главный вопрос: Вы любите свою вторую половинку? Если ответ «да», то надо принять ее (его) таким(ой), как он(а) есть.Она не Ваша мама улучшенной модели (хозяйственная, но плюс к тому еще душевная и любящая).Он не Ваш папа в усовершенствованном Вами виде (консервативный, но масштабно мыслящий и нескучный).
Признайтесь себе, что Ваш папа (Ваша мама) не смогли Вам дать достаточно любви. Но Ваш супруг (а) в этом не виноваты. У них есть другие, тоже очень хорошие качества. И самое главное из всего — любовь. Именно поэтому Вы живете с ним (с ней), а не со своим папой (своей мамой).
А еще, наверное, потому, что Вы уже взрослый человек.Ваши родители, безусловно, по-своему любили Вас. И хотели — по их мнению — как лучше. Никто не идеален. Хозяйственность не может заменить любви. И сдержанность тоже. Но Вы можете любить своих родителей такими, как они есть. И принять их со всеми их обстоятельствами.
Тогда Вы по-новому переоцените и свою вторую половину. Пришло время повзрослеть.Если же Вы не любите свою вторую половину, а в ее (его) лице доказываете себе, что мама (папа) все равно лучше, хозяйственнее, выше, умнее — то найдите себе другую вторую половину, которая сразу обладает необходимыми Вам качествами.
Не хотите? Не интересно так?
То-то и оно.Также Вы можете освободить свою «Униженность», «Желание перевоспитать» при помощи небольшой медитации, текст которой я дам в следующем разделе.
Что делать воспитуемому?
Во-первых, четко осознать, с кем Вы имеете дело. И понять, что придирки не закончатся, а будут только увеличиваться. Также четко понять, что Ваша собственная жертвенность и чувство вины «подпитывает» Вашего воспитателя.
Наверняка, Вас поучают не только дома, но и на работе, среди знакомых, в очереди. Хотя бывает так, что жертвенность проявляется исключительно возле семейного очага.Жертвенность можно освободить.
Прямо так и сказать:»Дорогая жертвенность, я тебя освобождаю. Я прощаю, что ты осложнила мне жизнь, создав такие-то ситуации (перечислить все основное, за что болит душа). И прошу прощения, что раньше не догадалась, что ты живая энергия, и тебя можно освободить.
Я думала, что ты пришла меня мучить, а ты просто пришла научить меня (сказать какой урок Вы извлекли)». Здесь дайте себе время, может быть, несколько дней. Возможно, в голову придет целая цепочка событий и уроков…
Завершить надо так: «Я благодарю тебя и освобождаю».
Желательно представить место локализации этой жертвенности в физическом теле (как правило, она ощущается в середине грудной клетки). Тогда надо сделать жест руками, словно Вы распахиваете двустворчатые двери, и одновременно отпустить Жертвенность… Одна моя клиентка даже увидела картинку. как какое-то черное облако вырвалось из груди и превратилось в стаю свободных чаек, которые в свою очередь улетели на свободу, к морю…
Как я уже сказала, точно также может освободить то, что мешает ему, и сам «пигмалион».Желательно также проработать отношения с родителями.
Освободить претензии к маме, папе, или к ним обоим. Точно также проработать отношения с супругом (-ой).Идет ли речь о маме, униженности, желании перевоспитать, обиде — все это одинаково живые энергии, которые ждут своего освобождения и совершенно не хотят сидеть и расти в тюрьме, в которую мы превратили нашу душу (и оттого нам плохо и грустно).
Вы можете не верить, что это возможно. Возьмите и проверьте!
Какие совместные действия можно предпринять?
Совместные действия можно предпринять только в том случае, если каждый хотя бы начал осознавать, что проблема есть. Если есть взаимное желание остаться вместе и взаимные чувства.
Если каждый предварительно проработал свои собственные «проблемные зоны» по предлагаемой мной схеме. Тогда можно выработать совместную программу поощрений и наказаний.
То есть за каждую попытку перевоспитания назначать ощутимый штраф. Также как и за то, что один портит другому настроение.Можно в игровой форме поменять ролями и показать таким образом в шутливой форме, каково находиться в шкуре постоянно перевоспитываемого.
Смело требуйте от «пигмалиона» всего, что противоположно его умениям и натуре. И с вытаращенным глазами говорите: «Ну это же так просто.
Вот моя мама…»Нарисуйте комиксы из жизни перевоспитателя и его жертвы. Вместе придумайте забавные надписи. Можно стихотворные. Все, что забавно, уже не так страшно.
Разработайте ключевые слова, стоп-сигналы, которые будут ясно говорить «пигмалиону», что Ваше терпение на исходе.
Вариантов множество. Было бы желание. В конце концов, Ваш пигмалион — не царь Кипра, а Вы не из слоновой кости.
Вы просто два человека, которые пытаются жить вместе.
Желательно долго. Желательно счастливо.
Желаю удачи!
Психолог Ксения Ржевская, zhiznvmeste.ru

Опубликовала Варенька О. , 26.11.2016 в 01:13

В современном мире коммуникация, наверное, один из самых важных soft skills. Умение вести беседу, убеждать в ценности собственного проекта, вдохновлять окружающих людей – это часто недооцененный навык коммуникации среди современных энтузиастов, которые готовы покорять карьерные вершины.

И при том, что азы и основы человеческой коммуникации начали изучать еще в середине прошлого столетия, мало кто догадывается об их открытии. Например, малоизвестный феномен важности невербального общения часто может не только сыграть злую шутку, но даже навредить достижению желаемого результата.

Сегодня мы поговорим о мощном психологическом приеме, который часто называют средством манипуляции, самогипнозом и даже мистикой. Речь пойдет об эффекте Пигмалиона, который доказывает механизмы воздействия наших убеждений и желаний на эффективность и результативность не только нас самих, но и других людей.

Роберт Розенталь и его вклад в экспериментальную психологию

В 2002 году Американская ассоциация психологов отдала почетному профессору Роберту Розенталю 84 место в списке 100 самых цитируемых психологов 20 столетия.

Известный в будущем психолог-экспериментатор Роберт Розенталь переехал с родителями из Германии в Соединенные Штаты, когда ему было шесть лет. Его академическая карьера сложилась в сфере популярной в 1950-1970-х годах поведенческой психологии (бихевиоризма), где он совмещал насколько научных направлений. В 1956 году Розенталь закончил Калифорнийский Университет Риверсайда и некоторое время специализировался на клинической психологии, но уже через несколько лет его научные интересы сфокусировались на социальной психологии, изучение которой он продолжил в Гарварде.

Роберт Розенталь – автор почти пяти сотен научных статьей и нескольких монографий, свой интерес фокусировал на нескольких аспектах поведения человека в таких сферах как:

  • прикладная социальная психология;
  • природа и влияние невербальной коммуникации на общение;
  • роль коммуникации и языка в передаче информации;
  • самореализующиеся пророчества в повседневной жизни;
  • безличные процессы;
  • психология образования;
  • психология личности;
  • личностное восприятие невербальной и вербальной информации;
  • научная методология исследования и оценки научного измерения.

Главные открытия, которые принесли известность Розенталю, были сделаны в области невербальной коммуникации, им были исследованы такие аспекты человеческого поведения как:

  • посредничество безличного воздействия в коммуникации;
  • примеры и источники поведенческого изучения общения;
  • анализ данных и анализ экспериментальных моделей;
  • сравнительный анализ и метаанализ моделей поведения.

Неоцененная заслуга Розенталя в области изучения коммуникаций и человеческого общения состоит в том, что он не только акцентировал важность невербального влияния и взаимосвязи между людьми, но и доказывал это на практике. Его самый большой вклад в развитие экспериментальной психологии – это обоснование «эффекта Розенталя».

Обоснование «эффекта Розенталя»

1968 году Роберт Розенталь и его коллега Ленора Якобсон провели наблюдение в одной из школ Сан-Франциско. Это исследование должно было помочь проверить, как невербальные и неосознанные стимулы влияют на межличностную коммуникацию учителя и учеников.

Сначала Розенталь и Якобсон провели проверочный тест на IQ, который в то время был главным каноном предполагаемой эффективности среди учеников, он помог закрепить успеваемость учеников в классе. Далее новым учителям сказали о предполагаемом потенциале 10 учеников из класса, фамилии которых Розенталь выбрал случайным образом.

Как показало последующее наблюдение, учителя на подсознательном уровне, прямо или косвенно, были готовы больше способствовать обучению «потенциально способных учеников», уделяли им больше внимания, давали больше обратной связи и помогали проанализировать ошибки. С самого начала их ожидания были к этим ученикам не только выше, но и менее категоричны. Высокие ожидания учителей способствовали их покладистости и готовности помогать ученикам в процессе обучения.

В конце учебного года Розенталь и Якобсон опять провели тестирование учеников, которое подтвердило, что случайно выбранные «потенциально успешные ученики» действительно показали лучшие результаты в обучении, чем их сверстники. Получается, что те, к кому с самого начала относились лучше, действительно показали лучшие способности к обучению. По мнению Розенталя и Якобсон, завышенные ожидания учителей повлияли на результативность учеников.

Эффект предвзятости экспериментатора – это уже пророчество, ведь ожидания от человека и его действий уже поднимают планку его результативности.

Поэтому главный принцип, на котором основывается «эффект Пигмалиона», состоит в том, что наш мозг не различает восприятие и ожидание. Известный социолог Роберт Кинг Мертон (1910-2003) в свое время назвал этот эффект «самогипнозом», и, как показали недавние нейробиологические исследования, активность мозга действительно проявляется идентично касательно восприятия реальных событий и внутренних ожиданий.

Механизм воздействия согласно «эффекту Розенталя»

Хотя сам Розенталь назвал это открытие «эффектом Пигмалиона», в научной и образовательной среде оно прижилось больше под другими названиями –»эффект Розенталя» или «самореализующиеся пророчества».

Свое название этот психологический феномен получил из греческой мифологии. По рассказам Овидия, скульптор Пигмалион влюбился в скульптуру прекрасной Галатеи, и так отчаянно хотел, чтобы она ожила, что в результате так и случилось. Ученые интерпретируют этот психологический прием, как «скульптор другой личности», ведь «Эффект Розенталя» – это пример того, что наши ожидания обладают сильным воздействием на других людей. Неоднократно было доказано – если люди ощущают эмпатию и дружеский настрой собеседника, они чувствуют себя более уверенными, привлекательными и компетентными.

Суть этого психологического приема состоит в том, что мы можем управлять силой собственных ожиданий, удерживать высокий уровень мотивации и пожинать плоды от своего воздействия на реальность, то есть быть скульпторами реальности. Такое воздействие одного человека на другого по предположениям Розеталя возможно с помощью невербальной коммуникации – мимики, жестов и эмоций.

Таким образом, «эффект Пигмалиона» – это своеобразная цепочка взаимозависимой коммуникации, где действие одного человека, например, учителя, способствуют положительной отдаче среди учеников:

  1. Высокие ожидания учителя ведут к более хорошей производительности учеников.
  2. Убеждения учителя влияют на действия учеников и их убеждения о своих способностях.
  3. Убеждения учеников о своих способностях подтверждают способность учителя к прогнозированию реальности.

Как показал опыт с учителем и «потенциально умными» учениками, важно не наличие объективной информации о чем-либо, а собственное убеждение человека в истинности своего понимания ситуации. Человек, который убежден в верности какой-либо информации на бессознательном уровне, будет искать ей фактическое подтверждение.

Этот случай убеждения в истинности собственного понимания ситуации был доказан и в другом эксперименте Розенталя, когда он разделил студентов в лаборатории на две группы: одним сказал, что у них крысы хорошо обучаемы, а другим – что плохо. Хотя крысы были одни и те же, результат в конце эксперимента был разным. В отличие от школьного эксперимента, где проявлялось воздействие между учителем и учеником, в лабораторных условиях акцент был сделан только на роли экспериментатора и его упорстве доказать истинность своих убеждений.

Таким образом, имея изначально положительные убеждения о себе или окружающем нас, мы также влияем на исход ситуации. Подтверждение таким «реализующимся пророчествам» в повседневной жизни психологи также называют эффектом положительного впечатления от просмотра нового фильма, если там играет ваш любимый актер, или если вы идете на вечеринку, где будут присутствовать хорошие знакомые – вы наверняка получите предполагаемые положительные эмоции. Вот пророчество и сбылось.

Также Розенталь исследовал данное проявление эффективности и важности невербальной коммуникации в межличностном общении на малых группах, таких как:

  • учитель и ученик;
  • врач и пациент;
  • судья и присяжные;
  • руководитель и подчиненные.

Но, хотя «эффект Розенталя» множество раз подтверждался в реальной жизни, критиков этого феномена, пожалуй, не меньше, чем приверженцев. Причины почему «эффект Пигмалиона» может сработать или не сработать до конца не были исследованы. Можно предположить, что если экспериментатор является хорошим коммуникатором, и у него хорошо развитая социальная интуиция, тогда он более расположен к поискам путей как найти общий язык с подопечным. Но если экспериментатор менее склонен к пониманию и слишком категоричен, тогда «эффект Розенталя» может не проявиться.

«Эффект Голема» или когда все наоборот

Совершенно противоположным «эффекту Розенталя» является самореализующееся пророчество под названием «эффект Голема» (название этот феномен получил из еврейского фольклора о мифическом персонаже Големе из Праги).

Базовые принципы и теоретическое обоснования «эффекта Голема» (1977) такие же, как и в «эффекте Пигмалиона», но результат совершенно противоположный. То есть, если в случае с завышенными ожиданиями руководителей от своих подчиненных они помогают улучшить результат в действительности (эффект Пигмалиона), то заниженные ожидания, негативное отношение и демотивация со стороны руководителя увеличивают низкую эффективность и шансы на то, что ожидаемый плохой результат реализуется (эффект Голема).

Подвергнуть любого человека эффекту Голема можно в случае, если:

  • игнорировать личную инициативу и идеи подчиненных;
  • давать слишком много советов и не учитывать способности личности;
  • демонстрировать чрезмерную власть, категоричность и непреклонность;
  • акцентировать внимание на неудачах и не замечать достижений.

Наиболее ярко подтверждение поведению согласно «эффекту Голема» проявляется в конфликтах: если мы настроены агрессивно и неуважительно к собеседнику, тогда очень высок шанс получить ответ в таком же духе.

Понимание механизмов действия «эффекта Пигмалиона» и «эффекта Голема» – это важный навык не только для личного развития и самомотивации, но еще и пример эффективного лидерства. Таким образом, от мудрого руководителя зависит как его манера поведения может влиять на атмосферу в рабочем коллективе и какие результаты в итоге будут получены.

Кстати, об управлении коллективом. Если у вас есть желание быть настоящим лидером, который вдохновляет сотрудников и помогает развиваться каждому в коллективе, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Лучше техники тайм-менеджмента», которая поможет планировать не только свое время, но и составлять эффективные планы для компании. А онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации» поможет усвоить 72 техники для успешного взаимодействия с людьми.

Желаем вам хорошего настроения и до встречи на наших уроках!

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Коммуникации


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *