Эксперимент социальный

Эксперимент социальный

Киев, 24 марта 2020, 13:43 — REGNUM Из-за коронавируса на Украине случился «интересный социальный эксперимент», отмечает в своем комментарии 24 марта украинский политолог Николай Спиридонов.

Эксперт подчеркивает, что впервые в истории украинской независимости депутаты и другие обеспеченные люди массово столкнулись с необходимостью лечиться именно на Украине.

«Это похоже на бумеранг — растоптанная их же стараниями (или как минимум бездействием) украинская медицина заботливо принимает в свои цепкие руки. Теперь VIP-персоны ощутят на себе её реальный уровень и последствия т. н. «медицинской реформы»… Возможно, этот факт даже остановит уничтожение украинской медицины! Неожиданно все мы оказались в одной лодке, а выживут не все», — подчеркивает политолог.

Об этом же пишет в социальных сетях киевский бизнесмен Алексей Давиденко, работающий в медицинской отрасли.

«Звонят нынешние депутаты. Звонят бывшие министры. Звонят политики всех мастей и регалий. Все запасаются защитой, все просят рассказать про тесты, все наперёд ищут контакты в больницах», — отмечает он.

Давиденко отмечает, что наступило время, когда все те, кто строил и одновременно обворовывал Украину последние 25 лет, вдруг осознали, что все идёт не по плану.

«В Вену на консультацию к врачу не улетишь. В реанимацию в Мюнхене чартер не пустят. А в частных украинских больницах инфекционных отделений для ВИП-коронавирусных нет… Сбылась мечта миллионов украинцев. Спасать от вируса их будут в обшарпанных палатах, вонючих туалетах, без протоколов лечения, без достаточного количества оборудования, без ресторанного питания и сменного постельного белья. И главное — спасать им жизнь будут люди, у которых месячная зарплата, как один их поход на обед в ресторан», — заявил бизнесмен.

ИА REGNUM напоминает, что ранее украинские СМИ сообщили, что 8 из 9 пациентов с коронавирусом в Киеве вместе отдыхали в Куршевеле на 8 марта.

Фото: Ермохин Сергей

Содержание

С начала марта пассажиропоток на петербургском транспорте упал в 10 раз. Например, если 12 марта было перевезено 5,3 млн пассажиров, то 2 апреля — только 581,7 тыс. Город постепенно приспосабливается к новым реалиям, пытаясь учитывать опыт европейских стран, однако удаётся не всё.

Сокращение подвижного состава на большей части трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутов, обслуживаемых ГУП «Пассажиравтотранс», а также отмена почти 80% коммерческих маршрутов на фоне падения пассажиропотока выглядят мерой логичной. Однако под сокращение попало немало уникальных маршрутов. Крупнейшие частные перевозчики остались в среднем без 75% своих маршрутов, а некоторые компании поменьше — и вовсе без работы.

Трасса попала в сети. Что мешает расширению Токсовского шоссе Ремонт дорог

Трасса попала в сети. Что мешает расширению Токсовского шоссе

2183

«Отменять транспорт, конечно, нужно по мере падения пассажиропотока, и так, чтобы не возникало скопления людей. Тут всё достаточно очевидно. Да, перевозчики терпят убытки и сокращают работу, да, маршрутки наиболее опасны в плане близкого контакта, но нельзя, чтобы из-за их отмены возникало столпотворение», — уверен транспортный инженер и эксперт комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Дмитрий Баранов.

По мнению эксперта сообщества проектировщиков транспорта «РУрбан» Ивана Вергазова, нужно было не отменять маршруты, а укорачивать их, разбивая на два-три. Например, часть можно было пустить только до ближайшего метро.

Ещё до «нерабочей недели», заметив снижение пассажиропотока, в петербургской подземке сократили частоту движения поездов. Но по факту плотность людей в вагонах не уменьшилась, что видится странной мерой в борьбе с распространением коронавируса. По-настоящему свободно в метро в первый раз стало на выходных 28–29 марта — пассажиропоток упал почти на 90%, с привычных 2,4–2,6 млн человек в сутки до 492 тыс. в субботу и 327 тыс. в воскресенье.

«Наш метрополитен — сложный механизм, его нельзя просто остановить, а потом снова запустить. Остановка и возобновление его работы обойдётся дороже, чем продолжение работы даже без пассажиров. Поэтому какой-то минимальный объём движения должен сохраняться, — отмечает Дмитрий Баранов. — К тому же метро — самый безопасный транспорт, поскольку его легче держать в чистоте и дезинфицировать, воздух проходит через фильтры, и при низком пассажиропотоке люди имеют возможность соблюдать дистанцию. Если людей будет совсем мало, можно просто уменьшить количество вагонов. Пусть будет ездить двухвагонный поезд раз в полчаса, но он должен ездить».

По последним данным, трафик метрополитена в Петербурге упал с 2,4 млн до 318 тыс. С 1 апреля было решено сократить время его работы до 22:00.

Без метро хуже

Реклама

Некоторые страны в борьбе с пандемией постановили закрыть метро, но ничего хорошего из этого не вышло. Например, на Украине закрытие столичного метрополитена обернулось транспортным коллапсом: на остановках общественного транспорта собирались толпы людей. Киев пошёл дальше и полностью отказался от общественного транспорта, пользоваться которым разрешили только работникам экстренных служб, аптек и продуктовых магазинов.

Во избежание соблазна. Какие убытки понесут петербургские перевозчики из-за отмены коммерческих маршрутов Транспорт

Во избежание соблазна. Какие убытки понесут петербургские перевозчики из-за отмены коммерческих маршрутов

2478

Закрыть метро, правда частично, решили и в Лондоне. Сперва в столице Британии стали недоступны порядка 40 станций, на которых не осуществлялись пересадки, а позже закрытой оказалась и целая ветка. Всё это привело к давкам и столпотворениям.

Однако в большинстве европейских стран и США общественный транспорт продолжает работу, но с дополнительными мерами безопасности. В частности, исключают контакт водителей и пассажиров, закрывая переднюю дверь.

У нас пока таких мер не заметно, на рейсах продолжают трудиться кондукторы, многие без средств защиты. «Централизованных решений по кондукторам нет, они продолжат работать. Но каждый перевозчик вправе самостоятельно решать, как ему поступать с сотрудниками на том или ином маршруте», — прокомментировали в комитете по транспорту.

Пока власти намерены только усилить дезинфекцию на транспорте. Председатель комтранса Александр Головин сообщил в соцсетях, что распорядился обрабатывать контактные поверхности, которых чаще всего касаются пассажиры (двери, поручни эскалаторов, поручни и ручки в салоне), каждый час. Сейчас влажную уборку и дезинфекцию в пассажирских зонах метро проводят 4–5 раз в сутки, в наземном транспорте — между рейсами.

Езда и закалка

Спасением для многих городов в условиях пандемии стали велосипеды. Например, в Нью-Йорке в середине марта городской сервис краткосрочной аренды велосипедов City Bike сообщал, что спрос вырос на 67%. С 1 по 11 марта пользователи City Bike совершили почти 518 тыс. поездок по сравнению с 310 тыс. годом ранее. В Праге велопрокат за счёт спонсоров сделали бесплатным на несколько недель, что тоже дало свои плоды.

Реклама

«Велосипед позволяет эффективно передвигаться, соблюдая дистанцию и не загружая улицы, попутно укреплять здоровье и закалять организм, — отмечает Дмитрий Баранов. — В Петербурге тоже заметно увеличилось количество велосипедистов, в том числе за счёт роста спроса на доставку еды и товаров. Но город сам по себе сейчас ничего не предпринимает для того, чтобы люди садились на велосипед, и никак не заботится о безопасности движения велосипедистов. И это очень плохо. В администрации до сих пор так и не понимают, что велосипед — это выгодный для города транспорт, а не просто развлечение для любителей».

Транспортный аналитик Дмитрий Смирнов отмечает, что индивидуальные средства мобильности, такие как велосипед, каршеринг или такси, доступны всё же не всем гражданам в силу разных причин. Такси может быть многим не по карману, да и неизвестно, кто был в машине до тебя, а велосипед в большинстве случаев не подходит для дальних перемещений. «В этом плане только общественный транспорт остаётся общедоступной альтернативой для широкого круга лиц для перемещений на значительные расстояния», — подчеркивает Смирнов.

План Б

По информации источника «ДП» в транспортном блоке Смольного, ещё с середины марта прорабатываются два сценария дальнейшей работы общественного транспорта, оба ограничительные. Но подробности этих сценариев, а также условия, при которых они могут быть применены, он не уточняет.

Иван Вергазов подчёркивает, что жизнь остановить невозможно, поэтому и транспорт закрывать нет смысла, нужно просто оптимизировать его работу. «Но не как обычно у нас — бессистемно и без анализа. По большому счёту это должен быть стандартный, проработанный заранее комплексный план действий, а не оперативные дёрганые реакции с непредсказуемыми эффектами», — отмечает эксперт.

«Пока штаб по борьбе с коронавирусом не выступал с решениями по полному закрытию какого-либо транспорта, поэтому все виды транспорта продолжают работать», — прокомментировали в комтрансе.

Следить же за тем, какие маршруты отменяются, в том числе с автобусных и железнодорожных вокзалов, или, наоборот, возобновляются, можно с помощью специального бота @spbtransport_bot в Telegram.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Иногда они возвращаются. Это я о съемке ТСН, которая проходила год назад и о которой я вообще забыл, как будто ее никогда не было.

И вдруг в один прекрасный день мне начали звонить и писать люди, увидевшие сюжет обо мне в новостях. Оказалось, это та съемка, когда я впервые за много лет поехал в Бердичев в сопровождении съемочной группы. Они ее пустили в эфир через, кажется, год после самих съемок.

Эта поездка, как и все предыдущие мои поездки в Бердичев, не принесла мне никакой радости. Я не люблю бывать в этом городе, он не стал для меня счастливым городом детства. Но мы поехали, потому что снимали передачу о гене бедности. И я не знал, что со мной в передаче будут Гапчинская и Храмов — художница и ресторатор, владелец известных пиццерий «Челентано».

Улицы те же, люди те же

Ну что ж, приехали. Грязь, как и была, жидкая и непролазная. Город такой же убитый, как тогда, когда я уезжал, только в ногу с теперешним временем — еще беспросветнее и заброшеннее.

Автовокзал, где я торговал газетами, на месте. Для газет теперь целый павильон. Я взял через руку пачку газет и показал, как мы тогда торговали. Одну газету у меня купила Ксюша (жена Дмитрия — прим. ред.).

Тот угол, из которого появлялись рекетиры и гопники, теперь пуст: из него никто не появился. Были, правда, полицейские, но я уже не тот, что был тогда, да и полицейские — это не те менты, что расхаживали по вокзалу, своей законной вотчине. Видели бы вы эти рыла.

Поехали по улицам. Улицы те же, люди те же. Как никуда и не уезжал. Как и не было 20 лет. Но 20 лет были. На месте барака, где мы жили, — девятиэтажки, уже не сильно новые.

Общий нужник, который был у нас вместо туалета, и кран с водопроводной водой во дворе — ничего этого нет. Зато есть огромная лужа. Она была всегда и будет всегда. Я помню ее с детства. Лужа на месте.

Зимой, когда она замерзала, я учился на ней кататься на коньках. Падал-вставал, падал-вставал. Ноги не держали, коньки выскакивали из-под меня. Падал-вставал. Я долго ходил на эту лужу. Пока не научился не только стоять, но и ездить.

Когда я увидел, что умею теперь не хуже других, я повесил коньки через плечо и явился на местный каток, где вечно торчали свои и чужие пацаны — и моего возраста, и старшие. Встал на коньки и с независимым видом стал рассекать, будто бы с самого детства ходил на хоккей. На самом деле я учился на луже и у меня не получалось. Но все они этого не знали. И не узнали никогда.

Социальный эксперимент

Вторая часть съемок была веселее. В Киеве я показывал наш офис, тогда еще на Воздвиженке, в доме, заселенном звездами эстрады и ТВ. Помнится, наши гики случайно разбили стекло в подъезде, и Вера Брежнева была этим сильно недовольна.

Показывал пачки «Здесь клюет» — тогда еще только что отпечатанной. И рассказывал, почему я бежал из Бердичева. Это все вы найдете в передаче, если захотите посмотреть.

Потом мы поехали ставить социальный эксперимент. Нас с Храмовым одели в халаты и поставили вместе с обычными людьми перед аудиторией. Аудитории нужно было, ориентируясь только по лицам, отметить каждого как богатого или бедного.

С другими это прокатывало — бедных иногда принимали за богатых. С двумя миллионерами трюк не прошел. Больше всего стикеров, маркирующих богатство, повесили на нас двоих. Эксперимент, по сути, провалился, хотя и взяли в определители совсем зеленых студентов, не знающих жизни и людей.

Позже физиогномист рассказал, почему так. У человека богатого мышцы лица находятся в определенном тонусе, а взгляд говорит о том, что задуманное удается. Мимика выдает успех и жизнь без определенного рода негатива. Подсознательно это прочитывается как благополучие. И — оп! На наших халатах зеленые стикеры.

У человека без денег, без работы, с проблемами в жизни мышцы рта, век, вообще лица находятся все время в определенном положении из-за постоянного стресса и тяжелых мыслей, сопровождающих безденежье. И это улавливается как неблагополучие.

Более того, этот постоянный стресс, в котором люди находятся годами, изменяет до 10% хромосом человека. В этом и ответ на давний вопрос — есть ген бедности или нет. Есть, не переживайте, и поздно пить «Боржоми». Надо было раньше, в юности.

Самым страшным в этой передаче был не Бердичев. А научный вывод: образ жизни отражается на образе мышления. Как бы нам ни хотелось обмануть себя и окружающих, что нет, не отражается. И что стоит только захотеть − и прямо с понедельника, ну максимум первого числа следующего месяца, ну самое крайнее — с Нового года любой, кто только захочет, возьмет и начнет становиться успешным и благополучным.

Нет, не начнет. И даже не сможет никого обмануть, потому что образ мышления отражается на мимике. Чтобы прочитать ее, не надо даже быть умным и вообще задействовать рациональное сознание: считывается автоматически, подсознательно.

Чтобы понять, насколько вы встряли, и только из-за того, что в молодости любили поспать, поваляться перед теликом, не пойти на работу, отравившись печеньем, не нашли в себе желания заставить себя стать хоть кем-то, достигать чего-то, строить хотя бы собственную жизнь — осознайте, что все это содержит QR-код, который есть ваше лицо. И любой студент распознает это, даже не включая мозг. Вот самый страшный вывод передачи, как по мне.

Что делать? Куда бросаться? Как спастись? Неужели все и всегда за километр будут видеть, что вы лузер? Что про*рали жизнь, хотя могли этого не делать? Ответ озвучивает, сама того не зная, Евгения Гапчинская в передаче. Попробуйте найдите его самостоятельно.

А я озвучу только свой рецепт, как вырваться из своего внутреннего Бердичева, в котором вы остаетесь, даже если много лет назад уехали в окружающей реальности из внешнего Бердичева.

Улыбайтесь! Радуйтесь жизни. Всегда. Радуйтесь тому, что у вас есть, вне зависимости от того, что есть у соседа. Вне зависимости от того, что вы представляли жизнь вообще не так.

Примите для начала то, что есть − без этого невозможно вырулить к тому, что вы себе напридумывали. Я вырулил, я воплощаю в жизнь все, о чем мечтал в 25. Даже болея ковидом, я решаю, хочу полететь на остров Пасхи или на Кубу.

Но секрет в том, что еще в 20 лет я не мечтал об этом всем и был счастлив, обладая 15-летними «жигулями», съемной двушкой, фирмой с сомнительным оборотом и более чем сомнительными прибылями, 14-часовым рабочим днем, сном по несколько часов и горячей пищей от случая к случаю. И еще девушкой, правда, самой лучшей в мире, но в гости к которой нужно было добираться несколько километров через уркаганские и цыганские районы.

Я любил это все и радовался этому всему. Это и стало фундаментом, на котором я смог построить все последующее. У многих не получается ничего построить, потому что этого фундамента нет. Вместо него — засасывающая воронка сожалений о том, что все не так, как представлялось.

Смотрите передачу. Она хорошо вставляет мозг и бодрит. Вам, возможно, это все уже не поможет. Возможно, вы увязли в этой жизни, этих неудачах и этих мыслях и у вас только один путь — медленно погружаться в трясину, которую десятилетиями создавали вы сами собственными руками.

Но, возможно, сказанное в передаче поможет вашим детям, и к человеческой жизни прорвутся хотя бы они. Ведь глядя на то, как живете вы, они не хотят жить так. Дайте им шанс. А возможно, и себе.

Источник: Facebook-страница Дмитрия Томчука.

Человек и особенности его личности уже не одно столетие являются объектом интереса и изучения великих умов человечества. И с самого начала развития психологической науки и до наших дней люди сумели развить и существенно улучшить свои навыки в этом непростом, но захватывающем деле. Поэтому сейчас для получения достоверных данных в изучении особенностей психики человека и его личности люди пользуются большим количеством самых разных способов и методов исследования в психологии. И одним из методов, получивших наибольшую популярность и зарекомендовавших себя с самой практической стороны, является психологический эксперимент.

Отдельные примеры самых известных, интересных и даже антигуманных и шокирующих социально-психологических экспериментов, которые проводились над людьми, мы решили рассмотреть независимо от общего материала, в силу их важности и значимости. Но в начале этой части нашего курса мы ещё раз вспомним о том, что такое психологический эксперимент и каковы его особенности, а также вкратце затронем виды и характеристики эксперимента.

Что такое эксперимент?

Эксперимент в психологии – это определённый опыт, который проводится в специальных условиях, с целью получения психологических данных путём вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого. Исследователем в процессе эксперимента может выступать и ученый-специалист, и простой обыватель.

Основными характеристиками и особенностями эксперимента являются:

  • Возможность изменения какой-либо переменной и создания новых условий для выявления новых закономерностей;
  • Возможность выбрать точку отсчёта;
  • Возможность неоднократного проведения;
  • Возможность включать в состав эксперимента другие методы психологических исследований: тест, опрос, наблюдение и другие.

Сам же эксперимент может быть нескольких видов: лабораторный, естественный, пилотажный, явный, скрытый и т.д.

Если вы не изучали первые уроки нашего курса, то наверняка вам будет интересно узнать, что более подробно ознакомиться с экспериментом и другими методами исследований в психологии вы можете в нашем уроке «Методы психологии». Сейчас же мы переходим к рассмотрению самых известных психологических экспериментов.

Самые известные психологические эксперименты

  1. Хоторнский эксперимент
  2. Эксперимент Милгрэма
  3. Стэнфордский тюремный эксперимент
  4. Эксперимент Рингельмана
  5. Эксперимент «Я и другие»
  6. «Чудовищный» эксперимент
  7. Проект «Аверсия»
  8. Эксперименты Лэндиса
  9. Крошка Альберт
  10. Приобретённая (выученная) беспомощность
  11. Мальчик, воспитанный как девочка

1

Хоторнский эксперимент

Под названием Хоторнский эксперимент понимается ряд социально-психологических экспериментов, которые проводились с 1924 по 1932 годы в американском городе Хоторн на фабрике «Western Electrics» группой исследователей, во главе которых был психолог Элтон Мэйо. Предпосылкой для проведения эксперимента послужило снижение производительности труда среди рабочих фабрики. Исследования, которые проводились по этому вопросу, не смогли объяснить причины этого снижения. Т.к. руководство фабрики было заинтересовано в том, чтобы поднять производительность, учёным была дана полная свобода действий. Их целью было выявить зависимость между физическими условиями работы и эффективностью работников.

После долгих исследований учёные пришли к выводу, что на производительность труда влияют социальные условия и, главным образом, возникновение интереса работников к процессу работы, как следствие их осведомлённости о своём участии в эксперименте. Один лишь факт того, что работники выделяются в отдельную группу и к ним проявляется особое внимание со стороны учёных и руководителей уже влияет на эффективность работников. Кстати говоря, в процессе Хоторнского эксперимента был выявлен эффект Хоторна, а сам эксперимент повысил авторитет психологических исследований как научных методов.

Зная о результатах Хоторнского эксперимента, а также об эффекте, мы можем применить эти знания на практике, а именно: оказать положительное воздействие на свою деятельность и деятельность других людей. Родители могут улучшить развитие своих детей, педагоги могут повысить успеваемость учащихся, работодатели – эффективность своих работников и производительность труда. Для этого можно попробовать объявить о том, что будет проходить некий эксперимент, а люди, которым вы это объявляете – его важная составляющая. С этой же целью можно применить внедрение каких-либо инноваций. Но об этом вы можете более подробно узнать отсюда.

А узнать подробности Хоторнского эксперимента вы можете .

2

Эксперимент Милгрэма

Эксперимент Милгрэма был впервые описан американским социальным психологом в 1963 году. Его целью было выяснить, сколько страданий могут причинить одни люди другим, причём невинным людям, при условии, если это является их рабочими обязанностями. Участникам эксперимента сказали, что исследуется влияние боли на память. А участниками были сам экспериментатор, реальный испытуемый («учитель») и актёр, который играл роль другого испытуемого («ученика»). «Ученик» должен был заучивать слова из списка, а «учитель» – проверять его память и, в случае ошибки, наказывать электрическим разрядом, каждый раз увеличивая его силу.

Изначально эксперимент Милгрэма проводился для того, чтобы выяснить, как жители Германии могли принимать участие в уничтожении огромного количества людей во время нацистского террора. В итоге, эксперимент наглядно продемонстрировал неспособность людей (в данном случае «учителей») противостоять начальнику (исследователю), приказывавшему продолжать выполнение «работы», несмотря на то, что «ученику» причиняются страдания. В результате эксперимента было выявлено, что в сознании человека глубоко укоренена необходимость подчинения авторитетам, даже при условии внутреннего конфликта и моральных страданий. Сам же Милгрэм отмечал, что под давлением авторитета адекватные взрослые люди способны зайти очень далеко.

Если мы на какое-то время задумаемся, то увидим, что, на самом деле, результаты эксперимента Милгрэма говорят нам, помимо всего прочего, о неспособности человека самостоятельно решать что ему делать и как себя вести, когда «над ним» стоит кто-то выше по рангу, статусу и т.п. Проявление этих особенностей человеческой психики, к сожалению, очень часто приводит к плачевным результатам. Чтобы наше общество можно было назвать по настоящему цивилизованным, люди должны научиться всегда руководствоваться человеческим отношением друг к другу, а также этическими нормами и моральными принципами, которые диктует им их совесть, а не авторитет и власть других людей.

Ознакомиться с деталями эксперимента Милгрэма вы можете .

3

Стэнфордский тюремный эксперимент

Стэнфордский тюремный эксперимент проводился американским психологом Филиппом Зимбардо в 1971 году в Стэнфорде. В нём исследовалась реакция человека на условия тюремного заключения, ограничение свободы и влияние на его поведение навязанной социальной роли. Финансирование осуществлялось ВМФ США для того, чтобы объяснить причины конфликтов в морской пехоте и исправительных учреждениях ВМФ. Для эксперимента были отобраны мужчины, часть которых стала «заключёнными», а другая часть – «охранниками».

«Охранники» и «заключённые» очень быстро вжились в роли, а ситуации в импровизированной тюрьме подчас возникали очень опасные. В трети «охранников» проявлялись садистские наклонности, а «заключённые» получили сильнейшие моральные травмы. Эксперимент, рассчитанный на две недели, остановили уже через шесть дней, т.к. он начал выходить из-под контроля. Стэнфордский тюремный эксперимент нередко сравнивают с описанным нами выше экспериментом Милгрэма.

В реальной жизни можно увидеть, как какая-либо оправдывающая идеология, поддерживаемая государством и социумом, может сделать людей чрезмерно восприимчивыми и покорными, а власть авторитетов оказывает сильнейшее воздействие на личность и психику человека. Понаблюдайте за собой, и вы увидите наглядное подтверждение тому, как определённые условия и ситуации влияют на ваше внутренне состояние и формируют поведение сильнее внутренних особенностей вашей личности. Очень важно уметь всегда оставаться собой и помнить о своих ценностях, чтобы не поддаваться влиянию внешних факторов. И сделать это можно лишь с помощью постоянного самоконтроля и осознанности, которые, в свою очередь, нуждаются в регулярной и систематической тренировке.

Подробности Стэнфордского тюремного эксперимента можно найти, перейдя по .

4

Эксперимент Рингельмана

Эксперимент Рингельмана (он же эффект Рингельмана) был впервые описан в 1913 году, а проведён в 1927 году французским профессором сельскохозяйственной инженерии Максимилианом Рингельманом. Данный эксперимент был проведён из любопытства, но выявил закономерность сокращения производительности людей в зависимости от увеличения количества людей в той группе, в которой они работают. Для эксперимента осуществлялась случайная подборка разного количества людей для выполнения определённой работы. В первом случае это было поднятие тяжестей, а во втором – перетягивание каната.

Один человек мог поднять максимально, например, тяжесть весом в 50 кг. Следовательно, два человека должны были суметь поднять 100 кг, т.к. результат должен прямо пропорционально возрасти. Но эффект был иным: два человека смогли поднять лишь 93% от того веса, 100% которого могли поднять поодиночке. Когда группу людей увеличили до восьми человек, они подняли только 49% веса. В случае с перетягиванием каната эффект был тот же самый: увеличение количества людей снижало процент эффективности.

Можно сделать вывод, что когда мы рассчитываем только на собственные силы, то и к достижению результата прилагаем максимальные усилия, а когда работаем в группе, то нередко надеемся на кого-то другого. Проблем заключается в пассивности действий, причём эта пассивность больше социальная, нежели физическая. Одиночная работа вызывает в нас рефлекс добиться максимума от себя самих, а в групповой работе результат не так значим. Поэтому, если вам нужно сделать что-то очень важное, то лучше всего надеяться только на себя и не рассчитывать на помощь других людей, ведь тогда вы выложитесь «по полной» и добьётесь своего, да и другим людям не так важно то, что важно вам.

Больше информации об эксперименте/эффекте Рингельмана можно найти .

5

Эксперимент «Я и другие»

«Я и другие» это советский научно-популярный фильм 1971 года, в котором представлены съёмки нескольких психологических экспериментов, ход которых комментирует диктор. Эксперименты в фильме отображают влияние мнения окружающих на человека и его способность додумывать то, что он не сумел запомнить. Все эксперименты подготовила и провела психолог Валерия Мухина.

Эксперименты, показанные в фильме:

  • «Нападение»: испытуемые должны описать детали импровизированного нападения и вспомнить приметы нападавших.
  • «Учёный или убийца»: испытуемым демонстрируют портрет одного и того же человека, предварительно представив его учёным или убийцей. Участники должны составить психологический портрет этого человека.
  • «Обе белые»: на стол перед участниками-детьми ставят чёрную и белую пирамидки. Трое из детей говорят, что обе пирамидки белые, проверяя четвёртого на внушаемость. Результаты эксперимента очень интересные. Позднее этот эксперимент был проведён с участием взрослых людей.
  • «Сладкая солёная каша»: три четверти каши в тарелке сладкие, а одна – солёная. Троим детям дают кашу, и они говорят, что она сладкая. Четвёртому дают солёный «участок». Задача: проверить, какой назовёт кашу ребёнок, попробовавший солёный «участок», когда трое остальных говорят, что она сладкая, тем самым, проверив важность общественного мнения.
  • «Портреты»: участникам показывают 5 портретов и просят выяснить, есть ли среди них два фото одного и того же человека. При этом, все участники, кроме одного, который пришёл позже, должны сказать, что два разных фото – это фото одного и того же человека. Сутью эксперимента также является узнать, как влияет мнение большинства на мнение одного.
  • «Тир»: перед школьником находятся две мишени. Если он выстрелит в левую, то выпадет рубль, который он сможет забрать себе, если в правую, то рубль пойдёт на нужды класса. В левой мишени изначально сделано больше отметок о попаданиях. Нужно выяснить, в какую мишень будет стрелять школьник, если видит, что многие его товарищи стреляли в левую мишень.

Подавляющее большинство результатов экспериментов, проводимых в фильме, показало, что для людей (как для детей, так и для взрослых) очень важно то, что говорят другие и их мнение. Так и в жизни: очень часто мы отказываемся от своих убеждений и мнений, когда видим что мнение остальных не совпадает с нашим собственным. Т.е., можно сказать, что мы теряем себя среди остальных. По этой причине многие люди не добиваются своих целей, предают свои мечты, идут на поводу у общественности. Нужно уметь в любых условиях сохранять свою индивидуальность и всегда думать только своей головой. Ведь, в первую очередь, хорошую службу это сослужит именно вам.

Прочитать о фильме «Я и другие» более подробно, а также посмотреть сам фильм можно на этой странице.

Кстати, в 2010 году был сделан ремейк данного фильма, в котором были представлены те же эксперименты. При желании вы можете найти оба этих фильма в Интернете.

6

«Чудовищный» эксперимент

Чудовищный, по своей сути, эксперимент был проведён в 1939 году в США психологом Уэнделлом Джонсоном и его аспиранткой Мэри Тюдор для того, чтобы выяснить, насколько дети подвержены внушению. Для эксперимента были выбраны 22 ребёнка-сироты из города Дэвенпорт. Их разделили на две группы. Детям из первой группы говорили о том, как замечательно и правильно они говорят, и всячески хвалили. Вторую половину детей убеждали, что их речь полна недостатков, и называли их жалкими заиками.

Результаты этого чудовищного эксперимента также были чудовищными: у большинства детей из второй группы, которые не имели никаких дефектов речи, начали развиваться и укоренились все симптомы заикания, сохранявшиеся на протяжении всей их дальнейшей жизни. Сам же эксперимент очень долго скрывали от общественности, чтобы не повредить репутации доктора Джонсона. Потом, всё же, люди узнали об этом эксперименте. Позже, кстати говоря, подобные эксперименты проводили нацисты над заключёнными концлагерей.

Глядя на жизнь современного общества, порой поражаешься тому, как воспитывают своих детей родители в наши дни. Нередко можно увидеть, как они ругают своих детей, оскорбляют их, обзывают, называют очень неприятными словами. Не удивительно, что из маленьких детей вырастают люди со сломанной психикой и отклонениями в развитии. Нужно понимать, что всё то, что мы говорим нашим детям, и, тем более, если мы говорим это часто, со временем найдёт своё отражение в их внутреннем мире и становлении их личности. Нужно тщательно следить за всем, что мы говорим свои детям, как мы с ними общаемся, какую самооценку формируем и какие ценности прививаем. Только здоровое воспитание и настоящая родительская любовь могут сделать наших сыновей и дочерей адекватными людьми, готовыми к взрослой жизни и способными стать частью нормального и здорового общества.

Более подробная информация о «чудовищном» эксперименте есть .

7

Проект «Аверсия»

Этот страшный проект проводился с 1970 по 1989 года в армии ЮАР под «предводительством» полковника Обри Левина. Это была секретная программа, направленная на то, чтобы очистить ряды южно-африканской армии от лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. «Участниками» эксперимента, согласно официальным данным, стали около 1000 человек, хотя точное число жертв неизвестно. Для достижения «благой» цели учёные использовали множество средств: от наркотиков и электрошоковой терапии до кастрации химическими препаратами и операций по перемене пола.

Проект «Аверсия» потерпел неудачу: изменить сексуальную ориентацию военнослужащих оказалось невозможно. А сам «подход» не был основан ни на каких научных данных о гомосексуальности и транссексуальности. Многие жертвы этого проекта так и не смогли реабилитироваться. Некоторые покончили с жизнью самоубийством.

Конечно, этот проект касался только лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Но если говорить о тех, кто отличается от остальных вообще, то мы часто можем видеть, что общество не желает принимать людей «не похожих» на остальных. Даже малейшее проявление индивидуальности может стать причиной насмешек, неприязни, непонимания и даже агрессии со стороны большинства «нормальных». Каждый человек это индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями и психическими свойствами. Внутренний мир каждого человека это целая вселенная. Мы не имеем права говорить людям, как им нужно жить, говорить, одеваться и т.д. Мы не должны пытаться их изменить, если их «неправильность», конечно, не наносит вреда жизни и здоровью окружающих. Мы должны принимать всех такими, какие они есть, невзирая на их половую, религиозную, политическую и даже сексуальную принадлежность. У каждого есть право быть самим собой.

Больше подробностей о проекте «Аверсия» можно найти по .

8

Эксперименты Лэндиса

Эксперименты Лэндиса также имеют название «Спонтанные выражения лиц и подчинённость». Цикл этих экспериментов был проведён психологом Карини Лэндисом в Миннесоте в 1924 году. Целью эксперимента было выявление общих закономерностей работы групп лицевых мышц, которые отвечают за выражение эмоций, а также поиск мимики, характерной для этих эмоций. Участниками экспериментов были студенты Лэндиса.

Для более отчётливого отображения мимики на лицах испытуемых были нарисованы специальные линии. После этого им предъявлялось что-либо способное вызвать сильные эмоциональные переживания. Для отвращения студенты нюхали аммиак, для возбуждения они смотрели порнографические картинки, для удовольствия – слушали музыку и т.д. Но самый широкий резонанс вызвал последний эксперимент, в котором испытуемые должны были отрезать голову крысе. И поначалу многие участники наотрез отказывались делать это, но в итоге всё равно делали. Результаты эксперимента не отразили никакой закономерности в выражении лиц людей, зато показали, насколько готовы люди подчиняться воле авторитетов и способны под этим давлением делать то, чего в обычных условиях делать бы никогда не стали.

Так ведь и в жизни: когда всё отлично и складывается так, как нужно, когда всё идёт своим чередом, тогда мы чувствуем себя уверенными в себе людьми, имеем своё мнение и сохраняем индивидуальность. Но стоит только кому-то оказать на нас давление, как большинство из нас сразу же перестают быть собой. Эксперименты Лэндиса в очередной раз доказали, что человек легко «прогибается» под других, перестаёт быть самостоятельным, ответственным, разумным и т.д. На самом же деле, никакой авторитет не может заставлять нас принуждать делать того, чего мы не хотим. Тем более, если это влечёт за собой причинение вреда других живым существам. Если каждый человек будет отдавать себе в этом отчёт, то, вполне вероятно, это сможет сделать наш мир куда более гуманнее и цивилизованнее, а жизнь в нём – комфортнее и лучше.

Более детально ознакомиться с экспериментами Лэндиса можно вот .

9

Крошка Альберт

Эксперимент под названием «крошка Альберт» или «Маленький Альберт» был проведён в Нью-Йорке в 1920 году психологом Джоном Уотсоном, который, кстати, является основателем бихевиоризма – особого направления в психологии. Эксперимент проводился для того чтобы выяснить, как формируется страх на предметы, которые до этого никакого страха не вызывали.

Для опыта взяли девятимесячного мальчика по имени Альберт. В течение некоторого времени ему показывали белую крысу, кролика, вату и другие белые предметы. Мальчик играл с крысой и привык к ней. После этого, когда мальчик вновь начинал играть с крысой, доктор ударял молотком по металлу, вызывая у мальчика очень неприятные ощущения. По истечению определённого периода времени Альберт начал избегать контактов с крысой, а ещё позже при виде крысы, а также ваты, кролика и т.п. начинал плакать. В результате эксперимента было выдвинуто предположение, что страхи формируются у человека ещё в самом раннем возрасте и потом остаются на всю жизнь. Что же касается Альберта, то его беспричинный страх белой крысы так и остался с ним на всю жизнь.

Результаты эксперимента «Крошка Альберт», во-первых, снова напоминают нам о том, как важно уделять внимание любым мелочам в процессе воспитания ребёнка. Что-то, кажущееся нам на первый взгляд совсем незначительным и упущенное из вида, может каким-то странным образом отразиться в психике ребёнка и перерасти в некую фобию или страх. Воспитывая детей, родители должны быть предельно внимательны и наблюдать за всем, что их окружает и как они на это реагируют. Во-вторых, благодаря тому, что мы теперь знаем, мы можем определить, понять и проработать какие-то свои страхи, причину которых не можем найти. Вполне возможно, что то, чего мы необоснованно боимся, пришло к нам из нашего же детства. А как приятно может быть избавиться от каких-то страхов, мучавших или просто надоедающих в обычной жизни?!

Узнать об эксперименте «Крошка Альберт» больше вы можете вот отсюда.

10

Приобретённая (выученная) беспомощность

Приобретённой беспомощностью называют психическое состояние, при котором индивид не делает абсолютно ничего для того, чтобы как-то улучшить своё положение, даже имея такую возможность. Это состояние появляется, в основном, после нескольких безуспешных попыток повлиять на негативные воздействия среды. В итоге, человек отказывается от любых действий по перемене или избеганию пагубной среды; теряется ощущение свободы и вера в собственные силы; появляется депрессия и апатия.

Впервые этот феномен был открыт в 1966 году двумя психологами: Мартином Селигманом и Стивом Майером. Ими был проведён опыт на собаках. Собак разделили на три группы. Собаки из первой группы немного посидели в клетках и были отпущены. Собак из второй группы подвергали небольшим ударам тока, но давали возможность отключать электричество, нажав лапами на рычаг. Третью группу подвергали тем же ударам тока, но без возможности его отключения. Через некоторое время собак из третьей группы поместили в специальный вольер, откуда можно было легко выбраться, просто перепрыгнув стенку. В этом вольере собак так же подвергли ударам тока, но они продолжали оставаться на месте. Это сказало учёным о том, что у собак выработалась «приобретённая беспомощность» они стали уверенны в том, что беспомощны перед воздействием внешнего мира. После учёными был сделан вывод, что человеческая психика ведёт себя подобным образом после нескольких неудач. Но стоило ли подвергать мучениям собак для того чтобы узнать то, что, в принципе, мы все и так давно знаем?

Наверное, многие из нас могут вспомнить примеры подтверждения того, что доказали учёные в вышеупомянутом эксперименте. У каждого человека в жизни может быть полоса неудач, когда кажется, что всё и все настроены против тебя. Это такие моменты, когда опускаются руки, хочется всё бросить, перестать желать чего-то лучшего для себя и своих близких. Здесь нужно быть сильным, проявлять стойкость характера и силу духа. Именно эти моменты закаляют нас и делают сильнее. Некоторые люди говорят, что так жизнь проверяет на прочность. И если это испытание пройти стойко и с гордо поднятой головой, то удача станет благосклонна. Но даже если вы не верите в такие вещи, просто помните о том, что не бывает всегда хорошо или всегда плохо, т.к. одно всегда сменяет другое. Никогда не опускайте головы и не предавайте свои мечты они, как говорится, вам этого не простят. В трудные моменты жизни помните, что выход есть из любой ситуации и всегда можно «перепрыгнуть стенку вольера», а самый тёмный час перед рассветом.

Больше информации о том, что такое приобретённая беспомощность и о связанных с этим понятием экспериментах вы можете прочитать .

11

Мальчик, воспитанный как девочка

Этот эксперимент является одним из самых бесчеловечных в истории. Он, если так можно выразиться, проводился с 1965 по 2004 год в Балтиморе (США). В 1965 году там родился мальчик по имени Брюс Реймер, которому во время процедуры обрезания врачи повредили пенис. Родители, не зная, что делать, обратились к психологу Джону Мани и он «порекомендовал» им просто сменить пол мальчика и воспитать его девочкой. Родители последовали «совету», дали разрешение на операцию по смене пола и начали воспитывать Брюса как Бренду. На самом же деле доктор Мани давно хотел провести эксперимент с целью доказать, что половая принадлежность обусловлена воспитанием, а не природой. Мальчик Брюс стал его подопытным.

Несмотря на то, что Мани отмечал в своих отчётах, что ребёнок растёт полноценной девочкой, родители и школьные учители утверждали, что, наоборот, ребёнок проявляет все свойства характера мальчика. И родители ребёнка, и сам ребёнок испытывали сильнейший стресс долгие годы. Через несколько лет Брюс-Бренда всё же решил стать мужчиной: сменил имя и стал Дэвидом, изменил имидж и сделал несколько операций по «возвращению» к мужской физиологии. Он даже женился и усыновил детей своей жены. Но в 2004 году после разрыва с супругой Дэвид покончил жизнь самоубийством. Ему было 38 лет.

Что можно сказать об этом «эксперименте» применительно к нашей повседневной жизни? Наверное, только то, что человек рождается с определённым набором качеств и предрасположенностей, обусловленных генетической информацией. К счастью, не многие люди пытаются сделать из своих сыновей дочерей или наоборот. Но, всё же, воспитывая своего ребёнка, некоторые родители, словно не хотят замечать особенности характера своего дитя и его формирующейся личности. Они хотят «вылепить» ребёнка, словно из пластилина – сделать его таким, каким сами хотят его видеть, не беря во внимания его индивидуальность. И это прискорбно, т.к. именно из-за этого множество людей во взрослом возрасте чувствуют свою нереализованность, бренность и бессмысленность бытия, не получают от жизни удовольствия. Малое находит подтверждение в большом, и любое оказываемое нами на детей влияние отразится на их будущей жизни. Поэтому, стоит быть более внимательными к своим детям и понимать, что у каждого человека, пусть даже у самого маленького, есть свой путь и нужно всеми силами стараться помочь ему найти его.

А некоторые подробности жизни самого Дэвида Реймера находятся вот по .

Эксперименты, рассмотренные нами в этой статье, как несложно догадаться, представляют собой лишь малую часть из всего числа когда-либо проведённых. Но даже они показывают нам, с одной стороны, как многогранна и мало изучена ещё личность человека и его психика. И, с другой стороны, какой огромный интерес человек вызывает сам у себя, и сколько усилий прилагается для того, что он мог познать свою природу. Несмотря на то, что такая благородная цель нередко достигалась отнюдь не благородными способами, остаётся только надеяться, что человек уже как-то преуспел в своём стремлении, а эксперименты, несущие вред живому существу, перестанут проводиться. С уверенностью можно сказать, что изучать психику и личность человека можно и нужно ещё много веков, но делать это следует только исходя из соображений гуманизма и человечности.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *