Эмоционально волевая сфера личности

Эмоционально волевая сфера личности

Эмоционально-волевая сфера личности

Эмоционально-волевая сфера личности включает в себя два взаимосвязанных понятия, одним являются человеческие эмоции и чувства, а другим — воля. Эти формы психического отражения свойственны всем живым существам. И выражаются во внутренних переживаниях, и в виде телесных проявлений (мимики лица, жестов, позы, нарушения частоты дыхания и сердцебиения).

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Для эмоционального насыщения человеку нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:

1. Эмоциональный тон. Это непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.

2. Настроение. Это переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые.

3. Страсть. Это устойчивое, длительное состояние. Оно связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличный мотиватор, но страсть же и порождает зависимости.

4. Аффекты. Это чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями.

5. Воодушевление. Это состояние большой устремлённости к определенной деятельности.

6. Амбивалентность. Это противоречивость переживаемых эмоций.

7. Апатия. Это последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни.

8. Депрессия. Это подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете.

9. Стресс. Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.

10. Фрустрация. Это состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели.

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.

Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка.

Эмоции и чувства играют огромную роль в жизни человека, выполняя очень важные функции:

1) выступают как система сигналов благополучия или неблагополучия. Голод, жажда, боль заставляют живые организмы заранее позаботиться о восполнении питательных веществ, пока они еще не исчерпаны полностью. Это сигнальная (информативная) функция;

2) организуют и направляют поведение, переключают физиологическую активность живого существа на «аварийный» режим, так называемую алертность – состояние боевой готовности. Но постоянно находиться в состоянии алертности организм не может, так как это связано с большими энергетическими затратами. Это регулятивная функция;

3) являются для человека первым языком, которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Даже высшие животные по выражению лица человека, интонации голоса способны понимать его состояние. Это коммуникативная функция.

Во́ля — психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей.

Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, с мотивами и потребностями. Могучим двигателем воли являются чувства. Глубока связь воли и с мышлением. Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия.

В волевом действии можно выделить две основные стадии:

1) подготовительную («мысленное действие»), заканчивающуюся принятием решения; 2) завершающую («фактическое действие»), заключающуюся в исполнении принятого решения.

В простых волевых действиях, совершая которые человек без колебаний идет к намеченной цели, ему вполне ясно, чего и каким путем он будет добиваться, и решение непосредственно переходит в исполнение.

В сложном волевом действии этапов значительно больше:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения;

7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Характеристика воли свидетельствует о том, что она развивается не по биологическим, а по общественным законам. Можно выделить следующие основные условия и направления воспитания воли:

1. Формирование мировоззрения, обогащение мотивационной и нравственной сфер человека, развитие этических чувств и воспитание чувства долга.

2. Развитие волевой регуляции поведения начинается с того момента жизни человека, когда он овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством саморегуляции.

3. Человек, стремящийся воспитать в себе сильную волю, должен к каждому своему решению и намерению относиться как к серьезному и ответственному делу.

4. Формирование контроля над своим поведением, привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия. Большая требовательность к себе – один из характерных признаков человека сильной воли.

5. Важным направлением в развитии воли является выработка волевых качеств личности: дисциплинированности, целеустремленности, самообладания, самостоятельности, решительности, настойчивости, инициативности, смелости, мужества, отваги и др.

6. Постоянная тренировка себя в преодолении внутренних и внешних препятствий, постоянное упражнение волевого усилия. Умение преодолевать препятствия развивается в результате практики. Воля формируется в действии.

Интернет играет очень важную роль в нашей жизни. Практически ежедневно нам приходится сталкиваться с ним. Интернет служит для многих сфер нашей жизни, и одной из них является общение. Существует много разных способов общения в интернете: электронная почта, соц сети, всевозможные чаты и форумы, видео чаты, такие, например, как популярный сервис http://megui.ru/chatruletka-videochat.html.

Рассмотрим самые популярные: наиболее стандартным способом является E-mail, он представляет собой аналог обычных писем, только не приходится ждать долгие дни до получения. Письмо приходит в течении 3-5 минут, д ля этого нужно всего лишь завести почтовый ящик. Кроме того, почтовый ящик пригодится и для других приложений. Ещё один способ общения — это форумы, где люди общаются, делятся своими мыслями, советуются по определенной теме. Тематика может быть самой разнообразной, форумы бывают открытыми и закрытыми. Самым популярным способом общения являются социальные сети, большинство молодёжи, да и не только, не могут жить ни дня, чтобы не посетить свои странички. Здесь можно не только переписываться с друзьями, но также здесь очень много других возможностей.

Также в социальных сетях можно слушать музыку, играть в игры, кроме того, в них можно узнавать последние новости. Регистрация в них очень простая, стоит только следовать инструкциям. Ещё одним способом общения является Skype. Это приложение позволяет не только писать собеседнику, благодаря этому приложению можно совершать видео звонки, таким образом, можно не только услышать своего собеседника, но и видеть в реальном времени, но есть много других способов, такие как: сетевые игры, клубы, виртуальный мир (здесь люди строят виртуальную жизнь).

Также очень популярны сайты знакомств, тут люди заводят новых друзей, общаются, а иногда и строят близкие отношения. На данный момент общение в интернете становится самым главным, с одной стороны, это очень удобно и быстро, но увы, мы перестаем общаться лично, письма написанные вручную практически забыты. Но что поделаешь, мы живем в веке технического прогресса.

  • История Украины
    • Рефераты по истории Украины
    • Методические указания по истории Украины
    • Статьи по истории Украины
  • Культурология
    • Статьи по культурологии
    • Рефераты по культурологии
    • Методические указания по культурологии
    • Лекции по культурологии
  • Высшая математика
    • Элементы теории конечных автоматов
    • Статьи по вышке
    • Множества
    • Комбинаторика
    • Методические указания по математическим темам
    • Операційне числення та його застосування
    • Прикладная математика
    • Лекции по высшей математике
    • Конспект лекций
  • Информатика
    • Лекции по линейному программированию
    • Самостоятельные и контрольные работы по информатике
    • Завдання на олімпіаду по інформатиці
    • Лекции по информатике
    • Статьи по информатике
    • Методические указания по информатике
    • Лабораторные работы по информатике
    • Курсовые работы по информатике
    • Разное по IT
    • Курс занятий на Оператора компьютерного набора
    • Практические работы по информатике
      • Сборник практических работ по информатике
      • Практические работы по базам данных (СУБД)
      • Практические работы по Photoshop
      • Практичні роботи з дисципліни Інформаційні технології
      • Практические занятия Прикладная теория цифровых автоматов
      • Практические работы по CorelDraw
    • Инструкционные карты занятий
    • Курс занятий по Photoshop
    • Вопросы экзаменов, контрольных, зачетов
    • Лабораторные работы Вычислительные системы
    • Лабораторные работы Прикладная теория цифровых автоматов
    • Отчеты по лабораторным работам
    • Лекции ПТЦА
    • Лекции VBA под Excel
    • Лабораторные работы по СУБД
  • Охотоведение
    • Курсовые работы по охотоведению
    • Статьи по охотоведению
    • Методические указания по охотоведению
    • Разное по охотоведению
    • Вопросы на зачеты, экзамены, контрольные
    • Книги по охотоведению
      • Лесные птицы, звери и охотоведени. Татаринов К. А. 1975
  • Статистика
    • Статистические данные
    • Статистические доклады
  • География
    • Методические указания по географии
    • Статьи
  • Военная наука
    • Статьи
  • Английский язык
    • Статьи по иностранным языкам
    • Занятия по английскому
    • Контрольные работы по английскому
    • Методические указания по английскому языку
    • Учебная литература
  • Генетика
    • Книги по генетике
      • Лісова генетика. Навчальний посібник. Г.Г. Баранецький, Р.М. Гречаник. 2003 р.
  • Разное
  • Технологиеские темы
    • Лабораторные работы технологические
    • Лекции сырье для ликеро-водочного производства
    • Технологические исследования и расчеты
    • Парфюмерия и косметика
    • Книги
      • Переработка табака. Николаев Е.В., Береговая В.М. 2005
    • Статьи по технологическим темам
    • Практические занятия и работы
    • Вопросы экзаменов, зачетов, контрольных
    • Технологические задачи
    • Лекции по технологическим темам
    • Технологический процессы
    • Шпаргалки
    • Методические указания по технологическим темам
    • Технохимический контроль молочных продуктов
    • Сельскохозяйственная микробиология
    • Технологія і обладнання переробки та зберігання сільськогосподарської продукції
  • Украинский язык
    • Українська мова — практичні завдання
    • Статьи з Украинскої мови
    • Правила украинского языка
    • Сучасний словник — мінімум іншомовних слів
  • Филология
    • Лекции по филологии
    • Романо – германское языкознание
    • Статьи по филологии
    • Методические указания по филологическим темам
  • Философия
    • Шпоры по философии
    • Статьи по философии
    • Методические указания по философии
  • Химия
    • Аналитическая химия
    • Биологическая химия
    • Конспект лекций по «Биохимии растений»
    • Неорганическая химия
    • Окислительно-восстановительное титрование
    • Равновесие в растворах малорастворимых соединений
    • Гравиметрический анализ
    • Сборник статей по химии
    • Справочные материлы по химии
    • Конспект лекции по биохимии плодов и овощей
    • Методические указания по темам химии
  • Экология
    • Дипломные работы
    • Экзамены, зачеты, контольные
    • Статьи по экологии
    • Справочная информация по экологичесим темам
    • Методические материалы по экологии
    • Центри біологічного різноманіття
    • Біорізноманіття природних комплексів та ландшафтів
  • Социология
    • Статьи по социологии
    • Рефераты по социологии
  • Физическое воспитание
    • Статьи по физическому воспитанию
  • Растениевосдство
    • Шпаргалки по растениеводческим темам
    • Контрольные работы по растениеводству
    • Методические указания по растениеводческим темам
    • Тесты по растениеводческим темам
    • Лекции по бахчевым культурам
    • Лекции по картофелю
    • Лекций по программированию урожаев
    • Лекции по овощным культурам
    • Лекции по цветоводству
    • Лекции по зерновым культурам
    • Статьи по растениеводческим темам
    • Агрохимический анализ удобрений и почв
    • Лабораторно-практические занятия Бахчевые культуры на юге Украины
    • Классификация удобрений
    • Выращивание озимого ячменя
    • Лесное хозяйство шпаргалки
    • Луковые овощные культуры
    • Севообороты
    • Цветоводство шпаргалки
    • Технологии выращивания
    • Лекции — Физиологическое обоснование приемов выращивания урожаев
    • Физиология растений
    • Защита растений
  • Педагогика
    • Статьи по педагогике
    • Научные исследования — Лекции
    • Підготовка авторських оригіналів підручників (навчальних посібників) до видання
  • История
    • Статьи по истории
  • Психология
    • Статьи по психологии
    • Психологические тесты
    • Книги по психологии
      • Книга Основы психологии и педагогики Узунова Н. С., Туляков Ю. Т.
    • Методические указания по темам психологии
  • Религиоведение
    • Рефераты по религиоведению
    • Лекции по религиоведению
  • Плодоводство
    • Лекции по плодоводству
    • Рабочие программы по плодоводству
    • Лабораторно – практические плодоводство
    • Сорта яблонь
    • Статьи по плодоводству
  • Экономические темы
    • Методические указания по экономическим темам
    • Статьи по экономическим темам
    • Финансовая реструктуризация
    • Лекции по экономическим темам сборник
    • Самостоятельные и контрольные работы по экономике
    • Рефераты по экономическим темам
  • Бухгалтерские темы
    • Методические указания по бухгалтерским темам
    • Лекции по бухучету
    • Курсовые и дипломные по бухучету
    • Статьи
  • Маркетинг
    • Методические указания по темам маркетинга
    • Маркетинговые исследования
    • Лекции по маркетингу
    • Разное
  • Иностранные языки
    • Методические материалы по иностранным языкам
  • Ветеринарная медицина
    • Методические материалы ветеринарной медицине
  • Технические темы
    • Методические материалы техническим темам
  • Землеустройство
    • Методические материалы по землеустройству
    • ГИС
    • Самостоятельные и контрольные работы по землеустройству
  • Медицинские темы
    • Статьи по медицинским темам
  • Творчество
    • Карвинг
    • Разное
  • Лесное и парковое хозяйство
    • Лекции по лесному хозяйству
    • Лекции по парковому хозяйству
    • Практические работы по парковому хозяйству
    • Исследования
  • Агрономия
    • Лабораторные
    • Статьи по агрономии
  • Преподавателям
  • Юридические темы
    • Примеры докуметов

Волевая сфера личности

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Воля — процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности.

Воля выполняет функции

  • Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей.
  • Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.
  • Регулирующая функция выражается в произвольной, регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.
  • Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения.

Структура волевого действия:

1) мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы);

2) исполнительское звено (способы действий и поведения как внешние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные самим;

3) оценочно-результативное звено (результаты действий).

Волевые качества личности.

Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивостью и широтой.

Сила воли — степень возбуждения волевого усилия.

Устойчивость воли — постоянство проявления в однотипных ситуациях.

Широта воли — количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), В которых проявляется воля.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах.

В.А.Иванников выделяет три блока волевых качеств личности:

1) моралъно-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

2) эмоцuонально-волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие;

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).

Ответственность — внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

Обязательность (исполнительность) — качество воли, проявляющемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

Инициативность — способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

Самостоятельность — способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели, способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку.

Целеустремленность — сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

Выдержка (самообладание) — умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия.

Мужество — высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. Мужество — сложное качество. Оно предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Решительность — отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Примером противоположного качества нерешительности является ситуация «Буриданова осла», который, не решаясь съесть одну из равных охапок сена, так и умер с голоду.

Настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Нельзя путать с упрямством и негативизмом.

Негативизм — немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков.

Упрямство — упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руководство не доводами разума, а личными желаниями вопреки их несостоятельности.

Развитие воли на разных возрастных этапах.

Младший школьник. Учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствие с собственными мотивами. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Ученики проявляют волевые качества, в основном лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить к себе расположение взрослых

Подростковый возраст. Свойственно этому возрасту половое созревание существенно изменяет подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство.

Старший школьный возраст. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. У девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает трудности в занятиях физическими упражнениями.

Волевая активность старшеклассника практически всегда имеет характер целеустремленности.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

— Биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

— Социальными условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Особенности личности ребенка с аномалиями развития, в том числе ДЦП, связанные, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Среди видов аномального развития детей с церебральным параличом часто встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. Психическое развитие при инфантилизме характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций.

В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием данного момента. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо: для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности. Все эти особенности, по данным В. Ковалева (1973), составляют в совокупности феномен «школьной незрелости», что оказывается на первом этапе школьного обучения.

Поражение незрелого головного мозга при детском церебральном параличе приводит к тому, что корковые мозговые структуры (особенно поздно формируются лобные отделы) созревают неравномерно и в замедленном темпе, что и служит причиной изменений личности по типу психического инфантилизма. Однако специфическим условием развития этого типа отклонений личности является неправильное воспитание, ограничение деятельности, связанное с двигательной и речевой недостаточностью.

Незрелость больных детей, преимущественно их эмоционально-волевой сферы, сохраняется нередко и в старшем школьном возрасте и препятствует их школьной, трудовой и социальной адаптации.

Особенностью психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом является то, что он носит осложненный характер.

Выделены три варианта осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом.

• Первый невропатическая вариант осложненного инфантилизма представляет собой сочетание психического инфантилизма с проявлениями невропатии (В. Ковалев). При невропатической варианте психического инфантилизма дети с ДЦП отличаются сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемости с пугливостью, неуверенностью в своих силах. Преобладают реакции пассивного протеста (отказ от еды, от устного общения с определенными лицами (избирательный мутизм), нарушение отдельных соматовегетативных функций; совершение суицидальной попытки).

• Второй вариант осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом представляет собой сочетание психического инфантилизма с симптомами раздражительной слабости. Проявления эмоционально-волевой незрелости у этих детей сочетается с повышенной эмоциональной возбудимостью, с нарушением внимания, нередко и памяти, низкой работоспособностью. Поведение отличается раздражительностью, несдержанностью, конфликтностью с окружающими. Эти дети требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий.

• Третий вариант осложненного психического инфантилизма относится к так называемому органического инфантилизма, описанного отечественными психиатрами Г. Сухарев, С. Мнухин и др. В основе органического инфантилизма — сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуальной деятельности, проявляющиеся в виде инертности, туго- подвижности мышления. Эти дети часто бывают благодушные, в них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа своих действий и поступков. Проявление органического инфантилизма чаще наблюдалось при атоничная-астатической форме церебрального паралича, когда имеет место поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной деятельности, мотивации.

Степень нарушения двигательных функций не определяет степень нарушения эмоционально-волевой и других сфер личности у детей с ДЦП.

Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Для этих детей характерна быстрая смена настроения.

Более многочисленная группа детей, наоборот, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Такие дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро меняющихся внешних условий. В момент страха у них наблюдается ускоренные пульс и дыхание, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью.

Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями. При воспитании таких детей важно соблюдать режим дня. Они должны находиться в спокойной обстановке, перед сном избегать шумных игр, влияния различных резких раздражителей. Желательно ограничить просмотр телепередач.

Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Они быстро становятся вялыми или раздражительными и плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро теряют к нему интерес, отказываются от его выполнения. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

Развитие организованности и целеустремленности всех видов деятельности в такого ребенка проходит с большим трудом и предполагает активное участие волевых процессов.

Волевая активность детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеет свои особенности. Исследования Н. Сараево позволили подразделить факторы, определяющие особенности волевой сферы детей с ДЦП, на объективные, к которым относятся условия заболевания, длительное пребывание в лечебном заведении, искусственное ограничение активности, особое отношение к больному ребенку окружающих, и субъективные, такие, как отношение подростка к своему заболеванию и самооценка.

По уровню волевого развития среди испытуемых выявлено три основных группы.

• Для первой группы характерно общее снижение эмоционально волевого тонуса, астенизация поведения, волевой инфантилизм. Это проявляется в неумении, а порой и нежелании ребенка регулировать свое поведение, в общей вялости, которая доходит до апатии в одних, и в крайней несдержанности в других, в отсутствии достаточного упорства в достижении как коррекционно-восстановительного эффекта, так и хороших результатов в учебной работе.

• Вторую группу составляют подростки, уровень волевого развития которых достаточно высок. Обладая адекватной самооценкой, правильно определяя свои возможности, подростки данной группы способны на основе длительных волевых усилий мобилизовать компенсаторные силы организма и личности. Они активно ведут борьбу с заболеванием и его последствиями, настойчивы в достижении терапевтического эффекта, сдержанные и терпеливы, проявляют настойчивость в учебе, развивают свою самостоятельность, занимаются самовоспитанием.

• Уровень волевого развития подростков, входящих в третью группу, можно определить как средний. В зависимости от состояния здоровья, самочувствия, многих других обстоятельств подростки эпизодически проявляют достаточную волевую активность.

В указанные выше группы входят подростки, которые имеют различные по степени тяжести поражения опорно-двигательного аппарата.

У большинства детей с ДЦП отмечается патохарактерологические формирования личности. Черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени из-за воспитания по типу гиперопеки или при неоправданно жесткой позиции в воспитании ребенка с ДЦП.

Акцентуации характера подростков с ДЦП были рассмотрены И Левченко. Среди обследованных удалось обнаружить только часть тех типов акцентуации, которые выявляются при обследовании здоровых подростков: астеноневротический (20%), сенситивный (19%), неустойчивый (22%), психоастенический (21%). Обращала на себя внимание относительно большая частота больных с ДЦП с данными типами акцентуации, которые у здоровых подростков наблюдались крайне редко.

С большой частотой в группе обследованных было выявлено неустойчивый тип акцентуации характера, который столь же часто встречается и в норме. В процессе исследования И. Левченко не выявила детей гипертимного, лабильного и циклоидного типов акцентуации характера. Она предположила, что конституционно обусловленные черты этих типов у детей данной категории нивелируются под влиянием малоподвижного образа жизни, переживания дефекта и других факторов .

Исследуя особенности формирования Я-образа у школьников с церебральным параличом А. Романенко обнаружила, что своеобразие формирования Я-образа у школьников с церебральным параличом обусловлена особенностями взаимодействия трех основных факторов:

• Во-первых, биологическим фактором, поскольку при детском церебральном параличе нарушается интеграция сенсорной информации, поступающей извне и изнутри и интерпретируется мозгом. Это становится препятствием при формировании различного вида представлений, составляющих Я-образ личности.

• Во-вторых, функциональным фактором, определяется степенью дефицитарности двигательной сферы, ограниченностью возможностей больного ребенка к активному познанию окружающего мира и его взаимодействия с ней.

• В-третьих, социальным фактором, который объединяет в себе как психотравмирующий характер общения с социумом, так и особенности реагирования на свой физический дефект, его субъективную значимость для ребенка.

В ходе исследования А. Романенко пришла к выводу, что у школьников с церебральным параличом отмечается более низкая степень развития когнитивного компонента Я-образа по сравнению со здоровыми сверстниками. Это проявляется в замедленной динамике формирования понятий, составляющих Я-образ личности, в неадекватности их понимания, слабой обобщенности и дифференцированности. Причинами когнитивной упрощенности Я-образа является как недостаточность условий для полноценного развития вследствие двигательного дефекта, так и защитно-компенсаторного вытеснения травмирующего для личности осознание собственных качеств.

Нередко для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна слабая познавательная активность, частично обусловлена ​​недостаточностью коммуникационных функций. Особенно остро стоит эта проблема в подростковом возрасте, поскольку физические и речевые дефекты препятствуют подростку с ограниченными возможностями полноценно общаться со сверстниками.

По мнению Т. Скрипник, в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями является два типа препятствий. Первый тип — это определенные физические, физиологические или психические расстройства ребенка, второй — вторичные явления, такие как собственная неполноценность, отчужденность.

Поэтому, у ребенка с ДЦП наблюдается своеобразный дисгармоничный психическое развитие, специфика которого определяется как биологическими факторами, так и факторами социальными. Развитие ребенка в условиях болезни, а также неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на формировании всех сторон личности ребенка, страдающего детским церебральным параличом.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *