Фильм про музыканта

Фильм про музыканта

«Однажды» (Once, 2007)

Если в «Одержимости» необходимо пожертвовать всем ради одного успешного выс­тупления, то в «Однажды» разворачивается история, в которой талант способен пре­одолеть любые препятствия, а самым важным элементом успеха становится вера в себя. Ирландскому уличному музыканту, который в рабочее время чинит пылесосы, необходима поддержка чешской иммигрантки, чтобы поверить в себя и записать свой первый альбом. В одной из лучших сцен фильма хо­зяин студии, где герои Хан­сарда и Иргловой записыва­ют альбом, уже готов прове­сти несколько часов за чте­ни­ем журнала, но чуть не па­да­ет со стула от восторга, ког­да слышит первую песню своих клиентов. Интересно, что успех самого фильма в какой-то мере повторяет эту сюжетную ар­ку. Бюджет картины Джона Карни составил всего лишь 150 тысяч долларов, но в про­кате он собрал более 23 миллионов долларов, полюбился и критикам, и зрителям, а потом еще и выиграл «Оскар» за «Лучшую песню».

«Одержимость» (Whiplash, 2014)

За любым большим талантом всегда скрываются упорные репетиции, пот, слезы и стер­тые в кровь руки. Ре­жис­сер Дэмиен Шазель рассказывает историю молодого парня Эндрю Нимана, у ко­торого в жизни есть только одна цель – стать лучшим в мире барабанщиком. На пути к этой цели Ниман встречает руководителя джаз-ансамбля Флетчера и очень хочет ему понравиться. Флетчер берет парня в свой ансамбль, но использует в воспитательных целях такие спорные методы, как оскорбления, психологическое давление и даже швы­ряние стульев в учеников. В «Одержимости» гениальность противопостав­ля­ется обычной, размерен­ной жиз­ни: ты либо гений, который всегда недоволен своими результатами и каждую свободную минуту проводит на репетициях, либо сдавшийся слабак, предавший свои идеалы и мечты.

«Рэй» (Ray, 2004)

Жизнь одного из самых из­вестных блюзовых музыкан­тов Рэя Чарльза была иск­лючительно кинематографичной: тут и нищенское детство в южной Флориде, и трагичная смерть младшего брата, и последовавшая за этим сле­пота самого Чарльза, и феноменальный успех, который смешался с наркотиками и беспорядочными половыми связями. Неудивительно, что Джейми Фокс собрал все са­мые важные премии за свое исполнение роли Рэя Чарль­за. Сам Чарльз, кстати, не только появился в одной из сцен фильма, но даже планировал побывать на премьере, но умер за несколько месяцев до выхода картины в прокат.

«Восьмая миля» (8 Mile, 2002)

Фильм Кертиса Хэнсона не является детальной автобиог­рафией рэпера Эмине­ма, но он достаточно хорошо передает атмосферу, в которой рос Маршалл Брюс Мэ­терс III. Как и Эминем, глав­ный герой «Восьмой мили», белый парень Джим­ми «Кролик» Смит живет в Детройте и пытается участ­вовать в рэп-батлах. Но сег­регация в Аме­рике отсутст­вует только на бумаге, а в реальности рэп остается му­зыкальным жанром черного населения, и бе­лого выс­кочку, который ре­шил, что он лучше всех чи­тает рэп, там не жалуют. Заглав­ная композиция фильма Lose Yourself получила «Оскар» за «Лучшую песню».

«Внутри Лльюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis, 2013)

У одних музыкантов в жизни есть заполненные концертные залы, звукозаписывающие студии, автограф-сессии, большие гонорары и фанатская любовь. Другим, чуть менее талантливым, остается только спать на диванах у друзей, выступать в полупустых барах, где тебя никто не слушает, получать за свои выступления копейки, выс­лушивать не самые приятные комментарии от родных и близких и мерзнуть зимой в тонком пиджаке, потому что на хорошее пальто просто нет денег. Стоит ли удивляться, что братья Коэны для своего музыкального фильма выбрали именно фигуру музыканта-неудачника Лльюина Дэвиса, который всегда будет обречен на провал?

«Амадей» (Amadeus, 1984)

Милош Форман снял фильм не столько о музыке, скол­ь­ко о несправедливости жиз­ни, которая здесь показана через музыку Сальери и Мо­царта. Трудолюбивый и религиоз­ный Антонио Салье­ри начи­на­ет сходить с ума в попыт­ках понять, по­чему божест­венная гениальность доста­лась не ему, а гуляке и пья­нице Моцарту, который, ка­жется, даже не ценит своего дарования. «Амадей» – это картина о столкновении пос­редствен­ного и ежедневного с божест­венным и гениальным. И не­смотря на то, что люди хо­тят слушать гениальную му­зыку, они, как известно, не очень любят видеть гени­ев рядом с собой. Фильм Фор­мана очень точно показывает, как разрушительно неземная гениальность мо­жет повлиять на простого человека.

«Сладкий и Гадкий» (Sweet and Lowdown, 1999)

В этом списке есть сразу не­сколько биографий (или ис­то­рий максимально приближенных к реальным событиям), но Вуди Аллен решил, что ему мало настоящих музыкантов и их запутанных биог­рафий и придумал своего соб­ственного героя, второго лучшего джазового гитариста в мире Эммета Рэя. Как и в «Зе­лиге», Аллен на протя­же­нии всего фильма притворя­­ет­ся, что рассказы­ва­ет исто­рию настоящего му­зы­канта, приг­ла­шает погово­рить на ка­меру музыкальных кри­тиков и би­ог­рафов Эммета Рэя, ко­то­рый на самом деле является лишь плодом воображения режиссера.

«Голос улиц» (Straight Outta Compton, 2015)

Те, кто следит за новостями, знают, что в Америке вновь обострилась проблема полицейской предвзятости к черному населению и по всей стране проходят протесты Black Lives Matter. Чуть лучше разобраться в причинах этой проблемы можно с помощью фильма «Голос улиц», рассказывающего об истории создания и существования хип-хоп группы N.W.A, одним из главных хитов которой стала песня с красноречивым названием F**k da Police. В песнях на своем первом альбоме парни из Комптона обращали внимание не только на проблемы с преступностью в городе, но и на предвзятость полицейских, которые безосновательно арестовывали черных парней, считая всех их преступниками. Помимо музыкальной истории жанра хип-хоп, в фильме есть отсылки и к одному из важнейших событий в современной американской истории – лос-анджелескому бунту, спровоцированному оправдательным приговором четверым белым полицейским, которые ранее избили чернокожего Родни Кинга.

Содержание

Предисловие от Мэтта Шрайдера,режиссера фильма «Партитура: документальный фильм о музыке»

Когда мне было четыре года, мои родители показали мне первую серию телесериала «Бэтмен». Эмблема летучей мыши озарила экран, пока мой папа переключал каналы на нашем новом телевизоре в гостиной. Я был загипнотизирован. Мои родители быстро поняли, что к чему. Они записывали эпизоды на наш видеомагнитофон, чтобы я мог смотреть их снова и снова.

Эмблема вырисовывалась на всех моих каракулях. Я попросил костюм Бэтмена на свой день рождения (моя бабушка побаловала меня самодельным свитером в форме летучей мыши). Если кто спрашивал – моими любимыми цветами были черный, серый и желтый. Но больше всего я обожал главную тему. «На-на-на-на. На-на-на! Бэтмен!» – пел я, когда бежал по коридору, готовый бороться со злом, слыша в голове звуки оркестра, который обычно использовался в сериале для каждого удара и пинка Бэтмена. В 2008 я стоял в очереди со своими родителями, чтобы увидеть «Черного рыцаря», и моя любовь возобновилась. Когда прошли мурашки после просмотра фильма, я понял, что музыка Ханса Циммера живая; она сама была персонажем фильма. Из-за нее по нашим телам бегут мурашки. Каким образом музыка к кинофильму имеет такой сверхъестественный эффект?

Я захотел изучить этот вопрос, и в 2014 году с накоплением в несколько тысяч долларов я ушел с работы в телевизионных новостях, чтобы снять фильм об этих малоизвестных музыкальных гениях, их экспериментах и творчестве. За этим последовали месяцы интервью с современными Моцартами, которые катапультировали нас в форму искусства, никогда ранее не исследовавшуюся так глубоко, и в жанр музыки, который не ценили по достоинству, хотя он способен волновать толпы людей, живущих в разных культурах и говорящих на разных языках.

Я надеюсь, эти интервью затронут и вдохновят вас точно так же, как это было с нами.

Часть 1Дэвид Арнольдкомпозитор

ИЗВЕСТЕН ПО ФИЛЬМАМ:
НАГРАДЫ:

Премия «Грэмми» за лучшую композицию для кино или телевидения – День независимости

Номинация на BAFTA, награда имени Энтони Асквита за лучшую музыку к фильму – Казино «Рояль»

Номинация на «Грэмми» за лучшую песню, написанную для кино и телевидения – You know my name, Казино «Рояль»

Поскольку вы как композитор ограничены в сроках, что является ключевым в создании музыки, которой вы можете гордиться?

Я думаю, поиск совершенства является бесплодным, потому что все время ты только и делаешь, что пытаешься сделать невозможное. Я могу говорить только за себя. Когда садишься что-то писать, мысли по поводу того, каким великолепным будет твое творение, очень редко совпадают с тем, что ты получаешь в итоге.

Тебе необходимо быть самокритичным. Тебе приходится искать ошибки. И я думаю, большинство композиторов, как и писателей, вероятно, справедливо сомневаются относительно того, что они делают, если они честны сами с собой. Опять же, я не могу говорить за других, но, когда вы показываете проделанную работу людям, не похоже ли это на угождение вашим родителям?

Знаете, режиссер приобретает что-то отеческое. И вам не хочется расстраивать его, вы желаете убедиться, что он счастлив, что он получил то, что хотел, а фильм в какой-то мере получает то, что хочет сам фильм.

Фильм – это такое кроткое существо, оно как бы нависает над всеми. А режиссер – укротитель львов. Он тот парень, который просит это существо попытаться, он надеется, что, когда он щелкнет кнутом, это существо будет стоять на месте и не решит уйти и заняться чем-то другим. И, развивая эту метафору, я думаю, что мы все – часть этого цирка. И мне кажется, что, если вы начинаете верить в то, что вы сможете достичь чего-то наподобие нирваны, это конец.

После выхода фильма у вас появляется шанс пересмотреть то, что вы сделали, и понять, было это хорошо или нет. Я не знаю ни одного человека, который после премьер не думал бы о том, что мог бы сделать все немного по-другому или лучше. Частью работы, к счастью, является то, что, когда ты переходишь в новый проект, каждый раз стараешься быть все лучше и лучше, и у тебя это получается. Я думаю, если ты начнешь стараться достичь совершенства, то не факт, что когда-нибудь сможешь сказать, что у тебя это получилось.

Много ли вы знаете о том, что хотят услышать зрители?

Знаем ли мы? Нет. Мы делаем предположения, основываясь на нашей собственной любви к жанру. Я думаю, что когда ты вовлечен в производство киносериала, который выходит постоянно, в некоторой степени ты должен знать, чего желает аудитория. В известной мере я ставлю себя на позицию зрителя, того, кто был бы большим фанатом Бонда еще до того, как у меня появилась возможность писать музыку к этим фильмам. Я всегда знал, что мне хотелось услышать и в какой момент фильма. Так что, когда я смотрю фильм в первый раз, и мы выбираем, где в ход вступит музыка, и что нужно сделать, я всегда в какой-то мере действую так, как будто я нахожусь в зрительном зале. И тогда я чувствую, что нам что-то нужно в конкретном месте: где-то нам нужно добавить главную тему или что-то более активное, а где-то что-то спокойное и нежное. И я подхожу к этому со стороны зрителя, я смотрю фильм так, как смотрел бы его любой другой человек. Но я не думаю, что можно сказать, чего хочет зритель или чего он не хочет, пока не покажешь ему фильм и не почувствуешь, как он реагирует на то, что происходит на экране.

Тестовый кинопоказ нужен, нравится вам это или нет. Я думаю, что некоторые фильмы определенно выиграли от предварительного показа зрителям, потому что с помощью него можно получить представление о том, что происходит. Возможно, некоторые элементы немного невразумительны, возможно, нужно вырезать некоторый отрезки, а некоторые расширить, что-то стоит сделать быстрее. Вы понимаете, о чем идет речь. То же происходит, если вы делаете комедийное шоу. Если вам кажется, что вы написали отличную шутку, но никто над ней не смеется, возможно вам стоит ее переосмыслить.

Вы принимали участие в нескольких фильмах о Джеймсе Бонде. Каково это быть частью такой долгоиграющей франшизы?

Я писал музыку для пяти фильмов. Каково быть частью этого? Я до сих пор чувствую, что я часть этого.

Тебе приходится быть в контакте с продюсерами, особенно с Барбарой и Майклом – двумя самыми замечательными продюсерами, с которыми мне приходилось работать – я думаю, мы с ними друзья. И они заботятся о тебе с таким большим вниманием. Неважно, работаешь ли ты над фильмом или нет: ты всегда окружен вниманием. И это по-настоящему редкая вещь. Лично я считаю, что это большая честь и привилегия, когда тебя зовут поработать над фильмом, особенно если это происходит пять раз, а после ты все равно поддерживаешь отношения, неважно, происходит что-то или нет. Идет ли речь о выступлениях на публике или отмечании юбилеев, ты по-прежнему в деле, тебя до сих пор просят о всякой всячине.

Это то, что навсегда остается частью твоей жизни. Ты навсегда останешься парнем, который делал фильм о Бонде. И эта правда касается всех: актеров, продюсеров, режиссеров, это всегда будет выделяться в вашем резюме.

Но особенно это актуально для саундтрека, потому что Джон Барри изначально создал прекрасную музыку. В какой-то мере мы по-прежнему копаемся в той же самой песочнице. И никто не будет способен сделать музыку к фильму о Бонде так, чтобы ее не сравнивали с музыкой Джона Барри.

Но и любого актера так же будут сравнивать с Шоном Коннери.

Что дала вам франшиза о Джеймсе Бонде в вашем профессиональном росте как творца звука?

Мне кажется, когда тебе 8 лет, ты понятия не имеешь что такое франшиза. Я просто смотрел фильм, и он по-настоящему сорвал мне крышу. Мне было 8 лет, и я жил в Лутоне. Моя спальня выходила на завод и автостоянку.

Я смотрел «Живешь только дважды». Он начинается с Шона Коннери, который играет Джеймса Бонда. После ночи любви его застреливают, затем его тело сбрасывают в океан и гигантский космический корабль проглатывает маленький корабль и спускается в вулкан.

А потом песня You Only Live Twice и тема Джеймса Бонда, и шаттл в космосе, и в течение 10 минут у тебя есть все самое гениальное, что есть в Джеймсе Бонде, сокращенное до этих 10 минут.

И я подумал: «Ого, такие места существуют». Я об этом не знал. Я думал, что весь мир заключается в фабричной автостоянке и школе. Это все, что я видел. У меня не было журналов о путешествиях. У меня не было Интернета. Неоткуда было узнать о том, как выглядит мир. Так что каким-то образом Бонд познакомил нас с разными культурами и разными местами.

Вот и все. Было что-то большее в ощущении музыки, и это ощущение соединялось с фактом, что этот персонаж может делать все, что он хочет, когда он этого хочет и без всяких последствий. И если ты 8-летний мальчишка, ты хочешь жить именно такой жизнью, не так ли? Делать все, что ты хочешь, и не вляпываться в неприятности?

И чтобы потом тебя одобрительно хлопали по спине за это.

Ранее вы говорили о стратегическом использовании музыки в повествовании. Расскажите о решении удержать знаменитую заглавную тему бондианы в фильме «Казино «Рояль».

Главная идея удержания заглавной темы бондианы в «Казино «Рояль» состоит в том, что заглавная тема не просто так заглавная тема. Она говорит, что перед вами Джеймс Бонд. Если нам нужно поверить в то, что Дениэл Крейг – это Джеймс Бонд в «Казино «Рояль» еще до того, как он стал самим собой, будет странно, если эта музыка заиграет в течение фильма. Тогда вы не признаете того, что в повествовании есть какое-то развитие. Я думаю, что это был разумный подход. Может быть, он и не был направлен на удовлетворение зрителя. Когда вы смотрите фильм про Бонда, одна из вещей, которую вы ожидаете услышать, – это главная тема.

Но это был перезапуск, так что нам пришлось вернуться в точку отсчета, нам надо было поверить, что он убил Драйдена и получил свой первый статус «00». Это зарождающийся Джеймс Бонд, и он еще не стал тем Бондом, которого мы знаем, ожидаем или хотим, чтобы он был. И я думаю, что главная тема никаким образом не сделала фильм лучше, но Sony очень волновались за нее: они понимали, что, если музыка не прозвучит нигде, зрители не будут воспринимать этот фильм как часть франшизы.

Так что я просмотрел все от начала до конца, и мы подумали, что нужно посадить семена главной темы, ДНК этой темы по всему фильму в те моменты, которые этого заслуживают: когда фильм показывает нам, зрителям, что-то, что мы узнаем как нечто особенное, относящееся к Джеймсу Бонду.

Когда он в первый раз выигрывает «Астон Мартин» в карты. Когда он впервые надевает смокинг в ванной комнате. Когда он смотрит в зеркало и видит себя, а мы видим его. Когда он летит на свое первое место локации на гидроплане. Все эти вещи как бы сеяли семена того, чем является главная тема «Джеймса Бонда».

Также песня You Know My Name по-своему высеивает ДНК главной темы. Что-то вроде блуждающего баса. В какой-то момент вы подходите к концу фильма, и он впервые говорит слова: «Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд», и вы видите черный экран, в этот момент врывается главная тема. Вам кажется, что весь кинотеатр воодушевляется. Вы с облегчением чувствуете, что он на месте. Вы уже как будто видели все это, и эти вещи росли, росли, росли, росли и в конце вы знаете, что он просто несет эту винтовку, и что на нем есть костюм, и что он просто смотрит на этого парня и говорит те самые слова, а потом появляется темный экран, и все содрогается. Это было потрясающе. Это и было главной причиной удерживания главной темы. Это очень интересно, когда вы удерживаете эту тему, потому что в «Умри, но не сейчас» у нас было чертовски много главной темы. Это был 40-й юбилей, там было до невозможности много того, в чем прослеживалась связь с вещами, которые случились перед сценой в комнате Кью, которого играл Джон Клиз, вплоть до фильма, где была Роза Клебб с лезвиями в ботинках. «Из России с любовью» – чемоданчик с ножом внутри. Все, что там могло понравиться, отсылало к предыдущим фильмам. А Дениэл, очевидно, сильно отличался. Мы подумали, что просто сократим тему, так как мы начинали историю сначала.

Как вы опишите вашу любимую музыку к бондиане, если говорить об инструментах?

Для меня альтовая флейта, басовая флейта и арфа. Я бы хотел вернуться к «Шаровой молнии», правда, к подводным сценам в «Шаровой молнии». Я помню как смотрел его в первый раз в кинотеатре, и я чувствовал, как он выдыхает пузырьки из своего дыхательного клапана. И этот оранжевый гидрокостюм, и вся сцена с подводной дракой в «Шаровой молнии». Мне всегда нравился такой темный ритм. Он мне кажется очень человечным. Он кажется каким-то внутренним – чем-то вроде музыкального пульса, музыкального сердцебиения. Буквального сердцебиения. Это не просто ритм. Для меня это было похоже на эхо из работ Джона Барри. Я не так часто использовал этот прием, раз или два, но в Night at the Opera в «Кванте милосердия» это было очевидно.

Такая раскручивающаяся музыкальная фраза говорит мне «Бонд». И она говорит «Бонд», потому что Джон сделал ее «Бондом». Точно так же он заставил партии духовых и трубы в разных комбинациях кричать «Бонд». Так что это всегда воспринимается как живое, ритмичное, человечное, пульсирующее сердцебиение. Но оно очень музыкальное, оно дает почувствовать, что это мир Бонда, и мы знаем, что туда можно безопасно войти.

Что привнесло в мир киномузыки введение джаза?

Я думаю, что стиль Джона для бондианы был очень тесно связан с его любовью к джазу и Стэну Кентону, и звучанию биг-бенда. Сама главная тема и аранжировки, которые он к ней писал, звучали невероятно, несмотря на то, что у него в наличии был совсем небольшой состав.

У него было мало музыкантов, и все равно это звучало как биг-бенд. И это было так круто. Главным в биг-бенде было то, что он крутой и он качал. И вся бибоповая партия в теме Бонда показывает, что этот парень может все. И это голос, который Джон вручил персонажу. Без сомнения, это достигло своего пика в исполнении Шона. Вы просто соединяете эти две вещи вместе, и это уже не остановить. Так что я думаю, изначальная идея использования джаза – это изысканные 60-е, они добавили гладкие, стильные, качающие, дьявольские аранжировки в тему Бонда. И если двигаться к «Из России с любовью», он развил это в, возможно, более симфоническую версию того же самого, и я не уверен, что к тому моменту уже было что-то подобное. Так что такая комбинация сделала что-то по-настоящему уникальное. И его выбор инструментом был очень особенным.

Следует учитывать тот факт, что эту музыку бесконечно пародируют. Факт того, что ни в одном фильме про шпионов и секретные службы вы не сможете не услышать отсылку к бондиане. Я говорю и о последних годах, «Шпион» с Мелиссой Маккарти или «Кингсмен». Они все связаны, они все снимают шляпу перед музыкой Джона к бондиане. Это примерно то же самое, что сделал Морриконе со спагетти-вестернами, я так думаю. Это новый жанр музыки.

Расскажите мне о встрече с Джоном Барри. Дал ли он вам какие- нибудь советы относительно последующих записей к Бонду? Помогал ли он вам получить работу следующего за ним композитора?

Я встретил Джона в Air Studios в Лондоне, нас познакомил Джордж Мартин. Я думаю, он был польщен тем, что я трачу кучу времени своей жизни на работу над материалом, почти полностью вышедшим из-под его руки, и готовлю эту работу для нового зрителя, другой аудитории.

Да, мы сошлись прямо с самого начала. Но я полностью уверен, что он не подходил к Барбаре и не говорил: «Вам нужно работать с Дэвидом». Я уверен, что такого не было. Я знаю, что ходят такие слухи.

Он очень хвалил то, что я делал. Он был очень добр ко мне. И я, конечно, знаю, что он поддерживал постоянный контакт с Барбарой. Они близко дружили семьями. Может быть там что-то и было, но вы знаете, мы просто встретились, поговорили, он послушал мою музыку, и ему это понравилось.

Возможно, большее на что я мог тогда надеяться, это чтобы он не говорил не брать меня.

Раньше вы говорили, что Джон Уильямс, несмотря на то что он американец, производит на вас впечатление более британского композитора. Почему так?

Я думаю, что в Джоне Уильямсе есть своеобразная саркастическая британская черта. И мне кажется, что он, похоже, всегда был настоящим йоркширцом. А к этому прилагается некоторый багаж. Это похоже на старое клише: он говорит обо всем так, как он это видит. За все время, пока его знаю, он ни капельки не изменился.

Он вообще не терпел дураков. И если он чем-то думал, то говорил это прямо. Он делал такую музыку, которую хотел, и работал в таких фильмах, в которых хотел. И делал он это так, как сам хотел. И это не менялось.

Какова, по вашему мнению, разница между американскими и британскими композиторами и музыкантами?

Я думаю дело в точке зрения. Очень сложно это точно определить. Очень сложно на самом деле разобраться в чем разница и сказать, чем отличаются британские сессионные музыканты и сессионные музыканты в Америке. Все они технически блестящие. Но есть небольшая характерная разница в стиле исполнения между британским оркестром и американским. И это не значит, что один лучше другого. Но есть абсолютно точное ощущение, что разница есть. И я не совсем уверен, что это конкретно: культурная вещь, вопрос воспитания или тот факт, что у нас в Англии в принципе более музыкальная культура. Возможно, Америка – вообще культура кинематографа, если говорить о самых влиятельных культурных моментах, которые каждая страна внесла в общую копилку. Я не думаю, что сказать, что все эти вещи, вероятно, правдивы – большое открытие. Возможно, по этой же причине в американских фильмах часто парни из Англии являются плохими парнями. Почему так? Да много почему.

Откуда вы берет идеи? Многие композиторы говорят, что идеи у них появляются во время прогулки или принятия душа. У вас так же?

Честно говоря, я беру их отовсюду. Думаю, большинство композиторов скажут то же самое. Если у вас появилась какая-то мысль, это значит у вас просто появилась мысль. Иногда она приходит после недельного сидения за фортепиано, вымучивания ее и работой над ней. Иногда она приходит, когда вы просыпаетесь, а у вас что-то крутится в голове.

Иногда это случается в душе или во время прогулки, или за рулем. Я думаю большинство композиторов готовы получать вдохновение, когда они находятся в рабочем режиме. Когда я занимаюсь музыкой, я совершенно не могу делать практичные вещи. Идея заниматься обычными, нормальными вещами становится совершенно бесперспективной. Ты кладешь свои вещи в холодильник в конце дня. И делаешь разные странные вещи, потому что ты вообще не думаешь, что происходит с твоим физическим состоянием. Все только в голове. Ты существуешь только в этом. Но если на вас начинают давить те дела, которые вам нужно делать по практическим причинам, вдохновение начинает вторгаться в ваше подсознание. И даже если тебе кажется, что ты не думаешь об этом, ты все равно думаешь об этом.

Ходят слухи, что вы услышали музыку к «Дню независимости» во сне.

Я был в Лос-Анджелесе. Я снимал квартиру и работал в отеле. В номере отеля я хранил все свое оборудование и снимал квартиру вниз по улице от отеля, чтобы можно было по крайней мере на два часа вечером отстраняться от своей работы.

Мне приснилось, что я был в L. A. Guitar Center, там я покупал разные программы и синтезаторы, когда вышел молодой парень и сказал: «У меня есть этот новый классный синтезатор, и в нем стоит демо с музыкой, похожей на вторжение инопланетян».

А я ответил: «Господи, это отлично, потому что я пытаюсь придумать что-то для вторжения инопланетян».

Я сказал: «Нажимай кнопку». И заиграла эта музыка.

Я продолжил: «Это очень даже неплохо». И проснулся. Я встал и на маленькую кассету напел, что было во сне. У нас были кассетные аппараты, и я ее напел. Было примерно 6 утра. Я снова погрузился в сон, снова проснулся в половине 8, прослушал запись и подумал: «Блин, это неплохо».

Я убедился, что не слышал этого у кого-то другого, и подумал, окей, попробуем эту мелодию в фильме. И я попробовал и начал ее использовать. Беззастенчиво.

Считаете ли вы, что эта музыка – ваша заслуга? Или что она просто пришла к вам во сне?

Ну, я не знаю. На ней стоит мое имя. Но чувствую ли я себя ответственным за нее? Нет.

Но тогда я не уверен, был ли я по-настоящему ответственен за все, что я делал, потому встает вопрос о том, как ты пишешь музыку и что такое вообще музыка? Существует множество экзистенциальных вопросов о том, что есть музыка. Написанная, она всего лишь набор команд, так ведь? Это ведь не музыка? Потому что она просто написана строчками на бумаге. Это не музыка.

Если ее сыграли хорошо, то значит у вас есть отдельные исполнители, которые следуют инструкциям, прописанным на бумаге, и они что-то делают со своими инструментами так, что получается звук. Это музыка? Партия одного исполнителя – это музыка? Или комбинация всех партий – это музыка? Является ли музыка тем, что появляется, когда ее играют, или она просто висит в воздухе? Это ряд философских вопросов о музыке.

Это странно, потому что моя работа заключается в написании инструкций для людей, их нужно проиграть в определенном порядке, чтобы создать нужный шум, который каким-то образом вплетается в историю, которую рассказывает кто-то другой. И это помогает вам, зрителям, понять, что же происходит там, на экране. Странная работа, не так ли?

Было ли у вас так, что вы не были способны написать достойную музыку для фильма, за который вы взялись?

Да, такое со мной было. Нужно было написать музыку для фильма Роджера Мичелла с Харрисоном Фордом в главной роли. Фильм назывался «Доброе утро». И мне нужна была нежная музыка для истории зарождающейся любви, которая была в фильме. И я начал пробовать обычные для себя вещи. Ты всегда берешь то, что тебе знакомо, потому что где-то в глубине сердца ты надеешься, что первое, что ты должен сделать – это быть великолепным, и не нужно по-настоящему тяжело трудиться для этого.

Тогда я думал, что я просто сыграю что-нибудь, и это будет хорошо. А потом так не происходит, и ты думаешь: «Бог мой, мне придется хорошенько поработать». Потом ты пробуешь еще что-то, потом еще, а потом проходит неделя, а у тебя по-прежнему ничего нет. У тебя не получается ничего сделать. Так что я буквально начал действовать так, как будто ничего не получается. Я просто положил пальцы на клавиши. И только в этом небольшом промежутке клавиш, куда упали мои пальцы, я играл каждую ноту отдельно, и это начало походить на начало музыки. Потом в течение 10 минут вся мелодия практически написала себя сама. Я имею в виду, это совсем не сложная музыка, не поймите меня неправильно. Но иногда это нужно услышать в нужное время. Такое вдохновение приходит очень редко. Я имею в виду, что мы уделяем особое внимание таким случаям, когда говорим о своей работе, но честно, это происходит крайне редко. По большей части это похоже на откалывание фрагментов от куска мрамора, пока ты не обнаружишь правильную форму внутри него.

Но да, такого рода вещи не часто случаются. Но я всегда очень благодарен, когда такое происходит. Но иногда музыка – продукт твоих полуторанедельных размышлений только о ней. Даже если ты не сидишь за фортепиано или не держишь в руках гитару или что угодно. Ты ничего не делаешь на самом деле. Например, если я смотрю телевизор, на самом деле я его не смотрю. Как будто да, но на самом деле нет. Ты крутишь в голове одно и то же по кругу.

В тот момент, когда твои пальцы ложатся на клавиши, ты вытаскиваешь все, что ты надумал во всех возможных комбинациях и что-то отбрасываешь. Ты думаешь о концепции. Ты думаешь об инструментах. Ты думаешь о тоне. Ты думаешь о цвете.

Когда ты действительно садишься за тяжелое, требующее усилий написание саундтрека к фильму, за разработку музыкальной концепции фильма, ты всегда думаешь о том, какой будет эта музыка. Она будет тематической? Мы ведь должны писать музыкальные темы. А может надо обратить внимание на тоны? Нам ведь нужно сконструировать звук. Работа начинается с того момента, как меня просят написать музыку к фильму, и длится до того момента, когда мы заканчиваем сведение. Самая сложная задача – соотнести музыку с тем, что тебе дают. Но как только кто-то произносит: «Хочешь этим заняться?» в моей голове создается ячейка, которая начинает работать над тем, какой будет эта музыка. И написание музыки является конечной целью этого путешествия, этого невообразимого множества процессов обработки информации за довольно большой промежуток времени. Но если вы будете смотреть на меня со стороны, вам покажется, что я просто сижу и ничего не делаю.

Но то же самое произойдет, если вы снимете на пленку того, кто пишет книгу, так ведь? Или пишет стихи или пьесу. В конечном счете, речь здесь идет только о мышлении. А потом что-то из своих размышлений вы заносите на бумагу. Все это – мыслительные процессы, креативные мысли, выбор их направления, формирование мыслей, их остановка прежде, чем они станут чем-то размытым, и превращение их в конкретные вещи.

Фильмы о музыке — отдельный и особый жанр кинематографа. Отличительные черты таких фильмов — мощный саундтрек, яркая картинка и донельзя стандартный и избитый сюжет. Несмотря на то, что большинство фильмов рассказывают простые истории о том, как человек из низов поднимается на вершину музыкального мира, в этом потоке однотипных фильмов существуют поистине великолепные ленты.

SAMESOUND.RU собрал более 30 отличных фильмов и киномюзиклов о музыке и музыкантах. Эти фильмы стоит смотреть, чтобы вдохновиться музыкой, набраться оптимизма, поверить в свои силы и просто приятно провести вечер.

Синг Стрит (Sing Street, 2015)

IMDB: 8,0
Кинопоиск: 7,6

Синг Стрит — это история взросления, первой любви и веры в собственные силы. Действие этой приятной драмы разворачивается на фоне экономического кризиса 1980-х годов, настигшего Ирландию. Люди перебираются в Великобританию в поисках лучшей жизни, а семья главного героя — школьника по имени Коннор — испытывает на себе усложнившуюся экономическую ситуацию.

Вынужденный перейти учиться из престижной частной школы в обыкновенную государственную, Коннор знакомится с Рафиной — красивой девушкой, которая мечтает стать моделью. Пытаясь произвести впечатление на девушку, главный герой собирает рок-группу и начинает писать песни, черпая вдохновение не только в окружающих его событиях, но и в музыке Duran Duran, The Cure, Hall & Oates и других коллективов, о которых ему рассказывает старший брат.

История проста и в меру наивна, но за бережное отношение к музыке 1980-х этому фильму можно простить всё.

Наркотик (Dope, 2015)

IMDB: 7,3
Кинопоиск: 6,8

Криминально-музыкальная комедия, рассказывающая о приключения трех подростков, фанатеющих от хип-хопа 1990-х. Друзья одеваются в широкие джинсы, носят типичные стрижки из девяностых, и сами пытаются оставить свой след в музыке.

Несмотря на то, что большую роль в фильме играет музыка, за которую отвечал небезызвестный Фаррелл Уильямс, жанровая принадлежность по ходу действия меняется несколько раз, умело перепрыгивая от черной комедии к криминальной драме, от истории взросления к фильму-ограблению. За 100 минут экранного времени герои успеют окунуться в мир наркоторговли, воспользоваться биткоинами, изучить даркнет, написать и исполнить несколько отличных песен и поступить в Гарвард.

Рэй (Ray, 2004)

IMDB: 7,7
Кинопоиск: 8,0

История жизни Рэя Чарльза, в которой талант и успешная карьера музыканта соседствовали со слепотой, проблемами с наркотиками, потерей брата, 12 детьми и постоянной борьбой с расизмом. Фильм рассказывает о жизни Чарльзя с самого детства (музыкант родился в 1930 году — прим.ред.) и смотрится на одном дыхании, воспринимаясь как лента о событиях наших дней. Все-таки музыка Чарльза — это на века.

Для съемок в фильме Джейми Фокс, исполняющий роль Чарльза, посещал специальные занятия для слепых, чтобы правдоподобно изображать незрячего человека. Более того, все фортепианные партии в картине актер исполнил самостоятельно.

Перекресток (Crossroads, 1986)

IMDB: 7,1
Кинопоиск: 7,9

В западной музыкальной культуре существует популярная легенда о том, что музыканты продают душу дьяволу в обмен на славу. «Перекресток» Уолтера Хилла берет эту байку за основу сюжета и превращает ее в душевную историю о музыке, таланте и настоящей дружбе.

Молодой Юджин влюблен в блюз и мечтает стать таким же знаменитым, как его музыкальные кумиры. Юджин знакомится с Вилли, который, по его словам, однажды оказался на перекрестке, где продал душу дьяволу в обмен на славу. Вилли обещает отвести паренька на то магическое место, а сам мечтает вернуть свою душу и обрести покой.

Переступить черту (Walk The Line, 2005)

IMDB: 7,9
Кинопоиск: 7,7

Байопик, рассказывающий историю жизни популярного кантри-певца Джонни Кэша, чей томный голос сводил с ума не одно поколение молодежи. Кандидатуру Хоакина Феникса, исполнившего главную роль в фильме, Джонни Кэш утвердил лично, и хотя знаменитый музыкант не дожил до премьеры фильма, игра Феникса его бы точно не разочаровала.

Фильм показывает, как из неудачника-музыканта Кэш становится звездой, утопающей в одиночестве, связывается с наркотиками и попадает в центр нескольких крупных скандалов. И только помощь Джун Картер, также известной певицы, помогает Кэшу привести свою жизнь в порядок. Авторы фильма ясно дают понять, что у каждого человека должны быть близкие люди, которые помогут ему пережить любые жизненные трудности.

Перекресток (1998)

Кинопоиск: 7,1

Простая, но душевная и даже сентиментальная история любви случайно встретившихся людей. Когда-то Алик был знаменит на всю страну, а теперь играет в дешевых клубах и подземных переходах. Герою предлагают дать серию концертов в США, но есть одна проблема — музыкант не женат, а значит получение визы становится невозможным. В то же самое время герой случайно знакомится с Лялей — учительницей английского языка, которая не может получить престижную работу из-за отсутствия семьи.

«Перекресток» — это образец любовной сказки, после которой наполняешься оптимизмом, и лучший российский фильм о музыке. Живая история, яркие диалоги, песни Андрея Макаревича и легкость повествования — что еще нужно, чтобы приятно провести вечер?

Тяжёлая поездка (Hevi Reissu, 2018)

IMDB: 7,0
Кинопоиск: 6,9

Один из немногих фильмов, в котором главные герои не просто музыканты, а представители особо экстремальных стилей музыки — блэк- и дэт-метала. «Тяжёлая поездка» — финско-норвежская абсурдная комедия о группе, мечтающей пробиться на вершины славы.

Они играют «симфонический постапокалиптический антихристианский военный языческий финно-скандинавский метал», работают в психушке и на скотобойне, не сочинили ни одной собственной песни и не дали ни одного концерта, но это не мешает героям мечтать о музыкальной карьере. В один день музыканты неожиданно сочиняют хит, услышав удары отбойного молотка, в городе как нельзя кстати оказывается музыкальный продюсер, который приглашает группу героев выступить на крупном фестивале, а дальше… начинается такое, что лучше один раз посмотреть.

Август Раш (August Rush, 2007)

IMDB: 7,5
Кинопоиск: 7,9

Главная мысль фильма — мечты сбываются. У главного героя фильма две мечты: стать профессиональным музыкантом и отыскать своих родителей. Ради исполнения этих желаний пацан готов на невозможное.

Немного наивная и абсурдная, но жизнеутверждающая история о том, что в этом мире возможно все.

Убить трубача (Miles Ahead, 2015)

IMDB: 6,4
Кинопоиск: 6,2

История известного джазового музыканта Майлза Дэвиса, его попытках вернуть себе карьеру, зависимости от наркотиков и многих других проблемах. Жизнь Дэвиса несчастна из-за наркотиков, измен и постепенно теряющегося рассудка. В какой-то момент музыкант находит в себе силы остановиться и обрести счастье в музыке.

Фильм показывает непростой характер Дэвиса — одного из популяризаторов джаза. В нелинейном повествовании зрителям показывают различные, далеко не всегда приятные, эпизоды биографии Майлза, при этом сам музыкант изображён эдаким гангстером от мира музыки. Постепенно повествование обретает некую гротескность, отличить реальность от вымысла становится не так просто, но всё это создано с одной целью — показать противоречивость известного музыканта.

Фрэнк (Frank, 2014)

IMDB: 7,0
Кинопоиск: 7,0

Малоизвестная картина с Майклом Фассбендером в главной роли. В центре фильма — странная музыкальная группа, странный лидер Фрэнк, не снимающий головы из папье-маше, и обычный ирландский парень, которого пригласили играть в этой самой группе. Удивляясь происходящему, парень старается понять, кто такой Фрэнк, почему группа стремится к мировой славе и что вообще происходит в этом фильме.

Внутри Льюина Дэвиса (Inside Llewyn Davis, 2013)

IMDB: 7,5
Кинопоиск: 6,9

Эффектное кино братьев Коэн, известных своими криминальными комедиями. «Внутри Льюина Дэвиса» — это музыкальная драма о жизни талантливого гитариста, пробивающегося на музыкальную сцену Нью-Йорка 1960-х. На фоне его попыток — богатые и избалованные кварталы Манхэттена, отсутствие морали, раскрепощение нравов и сексуальная революция.

В основе фильма лежат мемуары «Мэр улицы Макдугал» американского музыканта Дэйва Ван Ронка. Смотреть ленту стоит ради отличного саундтрека (спасибо Джастину Тимберлейку), непринужденного повествования, мощной актерской игры и великолепной режиссуры. В общем, не пожалеете.

Убить Боно (Killing Bono, 2011)

IMDB: 6,4
Кинопоиск: 7,1

Фильм основан на автобиографии Нила МакКормика — музыкального обозревателя газеты The Daily Telegraph. В 1980-е МакКормик безуспешно пробивался на британскую рок-сцену со своими коллективами, самым заметным из которых стал Shook Up!. Несмотря на качественный музыкальный материал, творчество МакКормика не снискало популярности у слушателей, критиков и лейблов.

Британская комедия о двух братьях из Ирландии, которые в конце 1970-х годов, еще будучи школьниками, создали музыкальную группу, мечтая взобраться на вершину славы. И все бы ничего, но их одноклассники сделали тоже самое — создали группу, получившую название «U2».

По иронии судьбы, каждое действие братьев так или иначе попадает в тень «U2». Однажды Айвен и Нил поняли, что их неудачи напрямую связаны с огромными успехами «U2» и их лидера Боно, а значит решить проблему можно только одним способом — нужно убить Боно.

В джазе только девушки (Some Like It Hot, 1959)

IMDB: 8,3
Кинопоиск: 8,4

Джо и Джерри становятся свидетелями бандитской разборки и бегут во Флориду, переодевшись в женщин — Джозефину и Дафну. Герои присоединяются к джазовому оркестру и все идет хорошо, пока в Джозефину не влюбляется солистка оркестра, а Дафне знаки внимания оказывает миллионер пенсионного возраста. Да и мафиозный босс догадывается о трюке с переодеванием.

Фильм произвел фурор в Голливуде за счет своих вольных взглядов на нормы нравственности, бытовавшие в 1950-х, и оказал огромное влияние на весь кинематограф в целом. Одна из отличительных особенностей фильма — саундтрек, который не просто дополняет картинку, а полноценно участвует в сюжете фильма. Если вы ни разу не смотрели «В джазе только девушки» — самое время исправить это упущение. Настоящая киноклассика.

Рок-волна (The Boat That Rocked, 2009)

IMDB: 7,4
Кинопоиск: 7,8

Действие фильма основано на реальных событиях. В 1960-х годах рок- и поп-музыка игнорировалась государственными теле- и радиокомпаниями Великобритании, а исполнителей не пускали в эфир. Это привело к образованию пиратских радиостанций, вещавших из открытого моря. Корабли-радиостанции находились в нейтральных водах, что исключало нарушение любых законов и освобождало владельцев станций от отчислений звукозаписывающим компаниям.

В основе фильма — история реальной радиостанции «Radio Caroline», выходившей в эфир при помощи радиопередатчика на 10 кВт с судна «М. В. Caroline». Судно постоянно ходило в пяти километрах от британских прибрежных вод, чего хватало для мощного сигнала и выхода из-под любого законодательства. По сюжету 17-летний Карл приезжает на корабль-радиостанцию, которым руководит его крестный дядя. По решению премьер-министра, нелегальное радио должно быть закрыто любыми способами в течение года, вместе с другими нелегальными станциями.

Фильм имеет две сюжетные линии, развивающиеся параллельно: первая показывает взросление главного героя и его вступление во взрослую жизнь на фоне расцвета рок-н-ролла, а вторая повествует о борьбе государства с пиратскими радиостанциями.

Поп-звезда: не переставай, не останавливайся (Popstar: Never Stop, Never Stopping, 2016)

IMDB: 6,7
Кинопоиск: 6,5

Пародия на историю жизни любого знаменитого музыканта, наполненная высмеиванием стереотипов музыкальной жизни. Создатели фильма взяли за основу ленту 2011 года «Джастин Бибер: Никогда не говори никогда» и показали в сатирическом ключе многие аспекты профессиональной музыкальной карьеры. Высмеиванию подвергается и творческий процесс, и попытки заложить хоть какой-либо смысл в тексты песен, и даже частые причины распада коллективов.

Бурлеск (Burlesque, 2010)

IMDB: 6,4
Кинопоиск: 7,4

Сюжет этого киномюзикла проще некуда: провинциалка Эли (Кристина Агилера) приезжает покорять Лос-Анджелес. Стандартная история о пути к успеху и сопутствующих трудностей разбавляется стильным и ярким воплощением, отличным саундтреком и великолепнейшей Шер.

Рок на Востоке (Rock The Kasbah, 2015)

IMDB: 5,5
Кинопоиск: 5,6

Однажды Ричи Ланц, продюсер-неудачник без гроша в кармане, бесцельно отправляется в Афганистан. Все изменяется в его жизни, когда он встречает арабскую девушку с невероятным голосом. Ричи решает сделать ее звездой и забрать в Америку, чтобы получить уважение коллег и восхищение окружающих.

Всё из-за Пита Тонга (It’s All Gone Pete Tong, 2004)

IMDB: 7,3
Кинопоиск: 7,7

В центре сюжета — известный диджей Фрэнки Уайлд, купающийся в своей популярности. Его карьера находится на самом пике, концерты расписаны на год вперёд, однако сам Фрэнки стремительно теряет слух. После полной потери слуха от Уайлда моментально отворачиваются все, а жизнь, кажется, идёт под откос. Однако он находит в себе силы вернуться на сцену.

«Всё из-за Пита Тонга» снят в псевдодокументальной манере, при этом в картине участвуют многие знаменитые диджеи — Пит Тонг, Карл Кокс, Тиесто, Пол ван Дайк. Фильм стоит посмотреть всем музыкантам, чтобы понять одну простую вещь: нужно любить музыку в себе, а не себя в музыке — при таком подходе любые сложности не будут помехой.

Почти знаменит (Almost Famous, 2000)

IMDB: 7,9
Кинопоиск: 7,6

Своего рода кинобиография режиссера Кэмерона Кроу, в основе которой лежит собственный опыт режиссера, полученный им во время путешествия по городам с такими группами, как The Allman Brothers Band, Led Zeppelin и Eagles.

Главный герой картины случайным образом становится журналистом музыкального журнала «Rolling Stone», а редакция отправляет его в поездку вместе с рок-группой Stillwater. По окончанию путешествия молодой человек должен написать развернутую статью о жизни и творчестве музыкального коллектива. По ходу путешествия Уильям влюбляется, теряет девственность, знакомится со своими кумирами, чуть не погибает в автокатастрофе, не пробует наркотиков и попадает во множество других приключений.

То, что ты делаешь (That Thing You Do!, 1996)

IMDB: 6,9
Кинопоиск: 7,2

Однажды молодого продавца из магазина бытовой техники просят подменить барабанщика начинающей группы «The Wonders» на местном конкурсе талантов. Мероприятие становится настоящей путевкой к славе — The Wonders, не без помощи менеджера звукозаписывающей компании, становятся знаменитыми, а их песня поднимается на первые строчки всех хит-парадов. Проблема одна — в это же время популярность набирают The Beatles.

Фильм рассказывает историю множества групп, которые существовали в одно время с The Beatles. Из-за успеха Битлов, большая часть коллективов так и не добилась популярности, став группами одного хита или затерявшись в истории.

Джеймс Браун: Путь наверх (Get On Up, 2014)

IMDB: 6,9
Кинопоиск: 7,0

Биографический фильм о жизни и карьере легендарного Бобби Брауна — иконы соула и одного из изобретателей современного фанка. Картина проводит зрителя через многочисленные эпизоды карьеры музыканта — несчастное детство, бедную юность с приводами в полицию за кражи, начало карьеры, первые взлёты, крупные падения.

При этом фильм построен как эдакий поток сознания самого Брауна — повествование постоянно скачет от одного временного периода к другому, показывая музыканта и его внутренний мир в разных обстоятельствах. Всё ради одной цели — показать, как менялся Браун в течение жизни, как реагировал на окружающий мир и какие события в жизни сделали его тем, кем он стал. В общем, динамично, красиво, ярко и под отличную музыку — посмотреть точно стоит.

Это — Spinal Tap (This is Spinal Tap, 1984)

IMDB: 8,0
Кинопоиск: 6,9

Лента насыщена сатирой и пародиями на стиль жизни глэм-рок и хард-рок коллективов. Режиссер фильма, Рой Райнер, очень точно передал жизненный путь любой рок-группы 1970-1980-х: громкое появление, растущая популярность, полные стадионы и бесчисленные премии, один неудачный альбом, еще один неудачный альбом, угасание интереса публики.

Псевдодокументальный фильм о вымышленной группе Spinal Tap высмеивает музыкальные особенности и сценический образ множества коллективов — Led Zeppelin, Aerosmith, KISS, Black Sabbath, W.A.S.P., Deep Purple. Музыка к фильму была написана актерами и режиссером фильма, сами Spinal Tap стали в итоге реальным коллективом, а картину включили в библиотеку Конгресса США.

Голос улиц (Straight Outta Compton, 2015)

IMDB: 7,9
Кинопоиск: 7,8

Биографическая драма, повествующая о жизни знаменитого хип-хоп коллектива N.W.A. История, рассказанная в «Голосе улиц», фокусируется не столько на творческом пути группы, сколько на самих людях — Докторе Дре, Изи-И, Айс Кьюбе, DJ Yella и MC Ren.

Пятеро талантливых друзей стали настоящим голосом улиц, не боявшимся рассказывать о социальных и бытовых проблемах выходцев из черных кварталов. Лента показывает, как люди становятся успешными музыкантами, преодолевают испытание славой и деньгами, и при этом не теряют человечности и чувства собственного достоинства.

Рок на Века (Rock of Ages, 2012)

IMDB: 5,9
Кинопоиск: 6,7

Еще один киномюзикл в нашей подборке. Сюжет снова прост: провинциальная девушка едет в Лос-Анджелес, теряет там все и становится официанткой в клубе. Ее шанс на успех — последнее выступление мегазвезды Стейси Джексса.

Мюзикл высмеивает музыкальную атмосферу 1980-х годов со всем ее ярким неоновым свечением и эпатажем. Даже если вы не любите мюзиклы, смотреть фильм стоит ради поющего Тома Круза в образе глэм-рокера.

Жизнь в розовом цвете (La Vie en Rose, 2007)

IMDB: 7,6
Кинопоиск: 7,9

История жизни легендарной Эдит Пиаф, показанной во всех подробностях. Как и многие другие фильмы о музыкантах, жизнь певицы была полна трудностей: Пиаф росла в условиях, не располагавших к творческому пути, но помощь со стороны помогла француженке сделать первые шаги к большому успеху.

Главная особенность ленты в том, что она показывает Эдит Пиаф с совершенно другой стороны. Несмотря на общепризнанный талант и народную любовь, Пиаф обладала очень трудным характером, который не позволял ей построить личное и семейное счастье — в конце концов певица сделала выбор в пользу музыки. И именно в этом и кроется основная идея байопика: наши стремления к успеху и популярности практически всегда требуют жертв, а жизнь музыканта, несмотря на ее романтику, часто становится обременена одиночеством.

Одержимость (Whiplash, 2014)

IMDB: 8,5
Кинопоиск: 8,3

Горячо полюбившаяся критикам и зрителям, драма «Одержимость» рассказывает историю первокурсника музыкальной академии, попавшего в коллектив деспотичного дирижера. За время повествования главный герой пройдет через огонь, воду и медные тарелки своего тираничного наставника, а зрители смогут понять, что музыка — это вовсе не легкая прогулка, а занятие, требующее полной отдачи.

Братья Блюз (The Blues Brothers, 1980)

IMDB: 7,9
Кинопоиск: 7,7

Криминальный киномюзикл, в котором в главных ролях, помимо Джеймса Белуши и Дэна Эйкройда, снимаются звезды мира блюза, соула и джаза: Джеймс Браун, Рэй Чарльз, Арета Франклин, Джон Ли Хукер, Пайнтоп Перкинс, Кэб Кэллоуэй и многие другие.

Братья Джейк и Элвуд Блюз когда-то играли в группе «Братья Блюз». Жизнь сложилась для братьев не самым лучшим образом — Джейк попал в тюрьму, группа распалась, а сиротский дом, в котором выросли братья, вскоре будет закрыт, если за него не уплатят налоги. Братья решают возродить свою группу и дать серию концертов, которая поможет заработать денег на выплату налогов. Поиск музыкантов и гастрольные поездки сопровождаются постоянным преследованием братьев со стороны полиции, неофашистов, конкурирующих музыкальных групп и некой таинственной женщины, пытающейся убить братьев.

Зелёная книга (Green Book, 2018)

IMDB: 8,2
Кинопоиск: 8,3

В основе фильма — реальная история путешествия через США американского джазового пианиста Дона Ширли в компании простого водителя Тони Валлелонго. На дворе начало 1960-х, время, когда афроамериканцы только получают равные права с белыми. Афроамериканский пианист Ширли живёт в мире двойных стандартов: люди ждут его концертов по всей стране и восхищаются его талантом, но за пределами сцены относятся к нему с огромным пренебрежением.

Лейбл организует гастроли пианиста по Америке. Специально для путешествия Ширли нанимает водителя — Тони Валлелонго, простого водителя, пройдоху и работягу итальянского происхождения. Тони полон предрассудков относительно афроамериканцев, но соглашается на поездку из-за нехватки денег. К концу поездки совершенно разные Дон и Тони станут друзьями и многому научат друг друга.

Зелёная книга — прекрасный роуд-муви о дружбе, музыке и принятии себя таким, какой ты есть. К слову в детстве Ширли предлагали учиться в Ленинградской консерватории, но отец не отпустил его. Тем не менее это не помешало пианисту выучить русский язык для общения со своими музыкантами, многие из которых были выходцами из России.

Экс-ударник (Ex Drummer, 2007)

IMDB: 7,0
Кинопоиск: 7,2

Три физически и психически неполноценных музыканта ищут барабанщика для своей группы, состоящей из людей с ограниченными возможностями. Вокалист группы — шепелявый женоненавистник и маньяк, первый гитарист — глухой наркоман, а второй — гомосексуалист с онемевшей рукой. Музыканты мечтают выступить на музыкальном соревновании, исполнив кавер на песню «Mongoloid» группы Devo. Главным критерием для будущего барабанщика становится физическая или психическая неполноценность.

Внимание группы приковывает бывший барабанщик, а ныне знаменитый писатель Дриз. Чтобы вступить в группу, Дриз придумывает себе недостаток: он уверяет, что не умеет играть на ударных. Мужчина понимает, что игра в группе — прекрасная отправная точка для его будущей книги и начинает убеждать музыкантов в мнимом успехе группы, радуясь тому, как его действия убивают мечты и амбиции тех, кого он считает уродами и неудачниками.

Пианист (The Pianist, 2002)

IMDB: 8,5
Кинопоиск: 8,5

Историческая драма Романа Полански, удостоенная трех премий «Оскар». Фильм основан на реальных событиях и рассказывает историю жизни польского пианиста и композитора Владислава Шпильмана. Великолепная драма об одном из лучших польских пианистов XX века.

Главный герой фильма занимается искусством до тех пор, пока в Польшу не вторгаются нацисты. Это событие меняет жизнь евреев: их помещают в Варшавское гетто, запрещают работать, заставляют носить отличительные повязки, унижают и уничтожают, отправляя в концентрационные лагеря. Шпильману удается спастись от концлагеря благодаря своему давнему другу, который укрывает молодого композитора от нацистов.

Богемская рапсодия (Bohemian Rhapsody, 2018)

IMDB: 8,3
Кинопоиск: 8,2

Байопик о жизни Фредди Меркьюри на фоне Queen и жизни Queen на фоне фигуры Меркьюри. Фильм был снят при непосредственном участии Брайана Мэя и Роджера Тейлора, которые контролировали каждый аспект фильма и постарались сделать «Богемскую рапсодию» максимально честной по отношению к зрителю.

Несмотря на громкое имя главных героев, «Богемская рапсодия» — это фильм о семье, которой были друг другу Queen, о чем мы говорили в нашей рецензии. Картина показывает не только все основные этапы становления группы, включая работу над легендарной «Богемской рапсодией», но и отношения между участниками группы. Как и любые родственники, музыканты ругались и мирились, но оставались друг другу близкими людьми.

Даже если вы не поклонник Queen и Фредди Меркьюри, посмотреть фильм стоит только ради актерской игры Рами Малека, Гвилина Ли, Джозефа Маццелло и Бена Харди, которые настолько мастерски изображают реальных участников группы, что при просмотре создается впечатление, будто на экране настоящие Queen.

Сумасшедшее сердце (Crazy Heart, 2009)

IMDB: 7,3
Кинопоиск: 7,0

Драма с Джеффом Бриджесом в главной роли, рассказывающая о когда-то известном кантри-певце. Как только слава ушла, музыкант остался на обочине жизни в полном одиночестве. Теперь его удел — худшие клубы Америки.

Несмотря на трудности, герой постепенно избавляется от всех своих проблем, находит счастье и пишет лучшую песню в своей жизни. Главное — верить в себя и никогда не сдаваться.

Амадей (Amadeus, 1984)

IMDB: 8,3
Кинопоиск: 8,2

Обязательный к просмотру нестандартный взгляд на жизнь Вольфганга Амадея Моцарта и историю его противостояния с Антонио Сальери, пропущенный через призму религии. Гениальный композитор представлен взбалмошным и невоспитанным юношей, которого Бог наградил музыкальным даром. Набожный католик Сальери удивлен тому, что Всевышний наградил этого грубого молодого человека музыкальным даром, не обратив внимания на него. Сальери клянется отомстить Моцарту за такую несправедливость и втирается в доверие к молодому композитору, чтобы убить его. Только спустя много лет мужчина поймет Божий замысел и осознает свою ошибку.

Несмотря на то, что фильм основан на опере Н. А. Римского-Корсакова «Амадей», которая, в свою очередь, была написана под влиянием произведения А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», образы композиторов не имеют ничего общего с реальностью. Тем не менее такая версия создана режиссером Милошом Форманом и сценаристом Питером Шеффером специально для того, чтобы порассуждать о таланте и понятии «Божьего дара».

Школа Рока (School of Rock, 2003)

IMDB: 7,1
Кинопоиск: 7,2

Несравненный Джек Блэк в образе школьного учителя отказывается от нудного изучения формул и начинает прививать детям истинную любовь к рок-музыке. Делает он это с корыстной целью — заработать денег.

Постепенно сдружившись с учениками, герой Блэка помогает детям при помощи музыки преодолеть их страхи, комплексы, зажатость и другие подростковые проблемы. Отличный и легкий фильм с запоминающимся саундтреком.

Tenacious D: Медиатор судьбы (Tenacious D: The Pick of Destiny, 2006)

IMDB: 6,8
Кинопоиск: 7,1

Комедийный киномюзикл с элементами фантастики о рок-группе Tenacious D. Двое друзей, мечтая прославиться, узнают тайну всех рок-групп. Продавец музыкального магазина рассказывает героям историю о Медиаторе Судьбы — тайном оружии, превращающем любого бездельника и неудачника в рок-звезду, и побывавшем в руках таких групп, как AC/DC, Led Zeppelin, The Who и многих других.

В надежде добыть Медиатор для собственных нужд, друзья пускаются в приключение по территории США, которое проведет их через Зал Славы рок-н-ролла, огромное количество опасностей, конфликтов и даже встречу с самим Сатаной в исполнении Дэйва Грола.

Кстати, выбор медиатора — это далеко не шутка. Конечно, рок-звездой они никого не сделают, но могут сильно изменить звучание. Несколько подробнее об этом моменте мы .

Поп Америка (American Pop, 1981)

IMDB: 7,2
Кинопоиск: 8,0

Драматическая мультипликационная история четырех поколений еврейской семьи, эмигрировавшей из Царской России в США. Жизнь семейства рассказывается на фоне развития американской популярной культуры: от становления джаза до панк-рока.

В качестве музыкального сопровождения используются песни Pat Benatar, Боба Дилана, Джими Хендрикса, The Mamas & The Papas, The Doors и другие знаменитые композиции около 50 исполнителей.

Суета и движение (Hustle & Flow, 2005)

IMDB: 7,4
Кинопоиск: 7,5

Главный герой фильма — сутенер, торговец наркотиками и, по совместительству, рэп-исполнитель по имени ДиДжэй. Молодой человек пишет первый альбом и хочет добиться успехов в мире хип-хопа. Узнав, что в город приезжает известный рэпер Скинни Блэк, ДиДжэй делает все, чтобы встретиться с ним. Понимая, что подобраться к Блэку так просто не выйдет, а звездный рэпер — его единственный шанс на нормальную жизнь, главный герой решает толкнуть знаменитости свой лучший товар.

Малобюджетный и очень душевный фильм о том, что нужно слушать свое сердце и никогда не отказываться от мечты. Кстати, заглавная песня «It’s Hard Out Here for a Pimp» в исполнении Теренса Ховарда получила «Оскар» как лучшая песня.

Список для чтенияИзбранноеКомпиляцияПожаловаться


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *