Фильмы каннского фестиваля 2018
Содержание
«Cчастливый Лазарь»
Lazzaro felice
Реж. Аличе Рорвахер
У Лазаря, героя фильма Рорвахер, – особенные отношения со временем: оно не касается его, как львы Даниила. Лазарь вместе с другими крестьянами работает на табачной ферме маркизы Де Луны, пока не выясняется, что рабский труд зависших во времени жителей деревни Инвиолата маркиза использовала незаконно. Но «Счастливый Лазарь» – не социальная, а мистическая история. О святом, не совершающем подвигов и чудес, о природе доброты и потерянном времени, о жизни одной абсолютно счастливой деревни. Поделенный с фильмом Джафара Панахи приз за лучший сценарий.
Подробнее о фильме можно прочитать .
«Холодная война»
Zimna wojna
Реж. Павел Павликовский
Наследующая его же «Иде» – то же идеальное черно-белое изображение оператора Лукаша Зала, – «Холодная война» посвящена памяти родителей режиссера и рассказывает историю отношений дирижера и певицы, разные главы которой помещены в разные страны Восточного блока (а одна – во Францию). Заслуженный приз за лучшую режиссуру.
Подробнее о фильме можно прочитать .
«Экстаз»
Climax
Реж. Гаспар Ноэ
«Экстаз» – радикальная хореография Гаспара Ноэ, смертельный диско-трип по самым темным уголкам человеческого подсознания. Молодые танцовщики, электронная музыка 1990-х и сангрия – главные ингредиенты этой картины. Снятое как будто одним кадром кино о коллективном безумии.
Фильм куплен для российского проката и выйдет ориентировочно осенью.
«Пылающий»
Burning
Реж. Ли Чхан-дон
Один из самых сильных по режиссуре фильмов фестиваля, экранизация рассказа Харуки Мураками о молодом писателе, то взаимно, то безответно влюбленном в неуловимую девушку с несуществующей кошкой. О том, не вся ли интрига фильма – плод воображения героя, на фестивале велись споры. Бесспорно тут то, что как минимум одна сцена «Пылающего», в которой героиня накуривается, – кино, каким оно должно быть.
Фильм выйдет в российский прокат 5 июля.
«Лето»
Реж. Кирилл Серебренников
Любовный треугольник с участием звезд советской рок-сцены 1980-х так полюбился французской прессе, что главный приз местные критики предлагали отдать именно фильму Серебренникова. На премьере картины съемочная группа появилась с табличкой с именем режиссера, а в зале для все еще остающегося под домашним арестом Серебренникова оставили пустое кресло.
Подробнее о фильме можно прочитать . В российском прокате «Лето» появится уже 7 июня.
«Айка»
Реж. Сергей Дворцевой
Еще одна снятая российским режиссером картина в конкурсе Канн – о мигрантке из Киргизии и нескольких (ужасных) днях из ее жизни. Сильное, гуманистическое, но не спекулятивное кино, снятое в традиции братьев Дарденн (противоречивая главная героиня, моральные выборы, этические перевертыши), не осталось на фестивале без наград: сыгравшая Айку актриса Самал Еслямова получила в Каннах приз за лучшую женскую роль.
Подробнее о фильме можно прочитать .
«Женщина на войне»
Kona fer í stríð
Реж. Бенедикт Эрлингссон
Остроумная исландская картина, награжденная одним из призов в «Неделе критики», – о народной мстительнице, которая в одиночку сражается с вредящим экологии государством (например, перерезает линии электропередач) и мечтает удочерить сироту с Донбасса.
«Девочка»
Girl
Реж. Лука Донт
Приз за лучший дебют «Золотая камера» бельгийскому режиссеру Люке Донту. Захватывающая и эмоциональная драма взросления подростка, которому на фоне всех обычных бед переходного возраста предстоит гормональная терапия и операция по смене пола. Выдающееся исполнение главной роли молодым танцовщиком Виктором Полстером.
Подробнее о фильме можно прочитать .
«Граница»
Gräns
Реж. Али Аббаси
Главный хит программы «Особый взгляд» про таможенницу, которая принюхивается к подозрительным чемоданам так, словно она не человек. Образная и остроумная метафора жизни меньшинств в Европе и геноцида.
Подробнее о фильме можно прочитать . «Граница» куплена для российского проката.
«София»
Sofia
Реж. Мерьем Бенмбарек
Приз за лучший сценарий в программе «Особый взгляд» – история марокканской девушки, которая забеременела (внебрачная беременность в Марокко до сих пор подсудное дело для обоих родителей) и не заметила, пока во время семейного обеда у нее не начали отходить воды. Как и «Айка», «София» передает привет кинематографу братьев Дарденн.
«Дикая жизнь»
Wildlife
Реж. Пол Дано
Режиссерский дебют игравшего в «Нефти» и «Молодости» актера, – крайне удачный. Тонко написанная и уверенно снятая экранизация романа Ричарда Форда о том, как распадается молодая американская семья. Конец 1950-х, пейзажи Монтаны, замечательный молодой актер Эд Оксенбульд в главной роли и, кажется, лучшие работы в карьерах Джейка Джилленхола и Кэри Маллиган.
Фильм выйдет в российский прокат 18 октября.
«Дикая груша»
Ahlat Ağacı
Реж. Нури Бильге Джейлан
Одна из лучших, а также самых цельных и связных картин режиссера «Зимней спячки» и «Однажды в Анатолии» о выпускнике колледжа, который возвращается в родной город, чтобы найти денег на публикацию дебютного романа и вынести мозг как можно большему количеству людей. Больше всего у молодого человека претензий к отцу, интеллигентному и доброму учителю, пристрастившемуся к бегам. Метод турецкого режиссера Джейлана – особенный ритм, литературоцентричность, философские разговоры – в этой истории очень кстати.
«Магазинные воришки»
Manbiki kazoku
Реж. Хирокадзу Корээда
«Золотая пальмовая ветвь», которой никто не ожидал. Не потому, что фильм Корээды плох – совсем наоборот, – а потому, что похожие на эту картины Корээда показывает в Каннах примерно раз в два года. Впрочем, достоинств «Воришек…» – истории семьи душевных и ласковых шоплифтеров, принимающих в семью маленькую девочку, – это не умаляет. Корээда в картине задается вопросом о том, что же такое на самом деле семья, связана ли она с родством по крови или отсутствием судимостей, и приходит к выводу, что семья – это не судьба, а выбор.
«Донбасс»
Donbass
Реж. Сергей Лозница
Приз за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» – сатирическая фантасмагория из жизни Новороссии. В основу фильма легли реальные ютьюбовские ролики с участием различных донбасских и не только персонажей. Из этих эпизодов Лозница создал по-гоголевски ядовитую мозаику о коллективном безумии.
«Догмэн»
Dogman
Реж. Маттео Гарроне
Приз за лучшую мужскую роль в Каннах получил Марчелло Фонте за роль маленького собачьего парикмахера, вступившего в вынужденное противостояние с терроризирующим весь город бандюганом Симоне. Плотное метафоричное повествование от режиссера «Гоморры», все-таки высказавшемся о мафии, ни разу ее в этом фильме не показав.
Подробнее о фильме можно прочитать . В российском прокате «Догмэн» появится в октябре.
Доставляем все главные новости о стиле и рассказываем, как быть джентльменом и не облажаться, прямо в Telegram в нашем канале.
Фото: кадр из фильма «Холодная война»
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
Канны-2018: Итоги, главные события и победа «Донбасса» Кейт Бланшетт на Каннском кинофестивале в 2018 году Фото из открытых источников 18:3021.05.2018
Блог о Кино
Редакционный блог
Никаких селфи и допремьерных показов – чем запомнился 71-й Каннский кинофестиваль
В субботу, 19 мая, завершился 71-й Каннский международный кинофестиваль – почти двухнедельное путешествие в мир высокого киноискусства, традиционно прошедшее во французском прибрежном идилличном городке. Начав свою историю в далеком 1946 году, сегодня он входит в число старейших и, кроме того, наиболее престижных фестивалей, став своеобразной Меккой для синефилов всего мира.
В этом году мероприятие прошло в свойственной ему возвышенной атмосфере и обошлось без эксцессов. Впрочем, пара вещей, обладающих скандальным потенциалом, произошла еще накануне. Например, был введен официальный запрет на селфи на красной дорожке. Директор фестиваля Тьерри Фремо высказался по этому поводу довольно жестко. По его словам, подобное поведение производит «неуместный бардак», вызывая слишком много задержек, да и в целом уничтожает величественность церемонии.
Стинг на Каннском кинофестивале-2018 Фото из открытых источников
Кроме того, организаторы решили отказаться от традиционной практики проведения предварительных показов для СМИ, взамен предложив журналистам и критикам знакомиться с новинками уже во время премьер либо одновременно с ними. Таким образом, Канны создали некоторый барьер между собой и прессой, а все ради того, чтобы никакие негативные отклики не попадали в эфир раньше времени.
Также фестиваль решился ужесточить правила отбора в свой основной конкурс. В немилость попали оригинальные проекты онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов, в частности, телегиганта Netflix. Такое решение мотивировалось тем, что компании создают «гибридный» продукт, находящийся где-то между телефильмами и настоящим кино (даже при условии участия в его создании признанных мастеров).
На самом деле причиной такого решения стало недовольство теряющих прибыль кинодистрибьюторов. Все дело в том, что онлайн-платформы минуют традиционный прокат, открывая доступ к новинкам сразу после премьер и одновременно для всех стран. Тогда как во Франции, например, существует продолжительное трехгодичное окно между релизом в кинотеатрах и на стрим-сервисах. Последней каплей стал прошлогодний случай, когда два фильма Netflix, «Окча» и «Истории семьи Майровиц», поучаствовали в основном конкурсе фестиваля, но так и не добрались до широких экранов.
Итогом противостояния стал полный отзыв телегигантом своих проектов, пара из которых (например, «Другая сторона ветра» Орсона Уэллса и «Рим» Альфонсо Куарона) имела в этом году шансы на завоевание призов. «Просто американцы смотрят кино дома, а мы, европейцы, предпочитаем кинотеатры», – прокомментировал произошедшее Фремо, отметив, что проблема кроется именно в разнице культуры просмотра.
Каннский кинофестиваль-2018 Фото из открытых источников
Не обошли Канны вниманием и актуальную сегодня тему борьбы с сексуальным насилием. Например, перед церемонией награждения на сцену вышла актриса Азия Ардженто и напомнила о бывшем кинопродюсере Харви Вайнштейне, который изнасиловал ее именно на этом фестивале: «Канны были его охотничьей площадкой. Но ноги Харви Вайнштейна здесь больше не будет». Во время фестиваля работала горячая линия, на которую могли позвонить все, кто столкнулся с домогательствами. Кроме того, на мероприятии прозвучали слова поддержки в адрес украинского режиссера Олега Сенцова, приговоренного в России к 20 годам колонии из-за сфальсифицированного обвинения в терроризме.
В остальном 71-й Каннский фестиваль прошел в мирной обстановке. Жюри возглавила прекрасная Кейт Бланшетт, а секцию «Особый взгляд» – Бенисио Дель Торо. Компанию им составили режиссеры Дени Вильнев, Робер Гедигян, Ава Дюверней и Андрей Звягинцев, певица Хаджа Нин, а также актеры Чанг Чен, Леа Сейду и Кристен Стюарт.
Кейт Бланшетт и победитель Канн-2018 Хирокадзу Корээда Фото из открытых источников
Конкурсная программа в этом году больших сюрпризов не преподнесла, но предложила много интересного. А в рамках внеконкурсных показов состоялась мировая премьера спин-оффа «Звездных войн» – фильма «Хан Соло: Звездные Войны. Истории», посвященного молодым годам легендарного космического контрабандиста. Кроме него во внеконкурсную программу попали последние работы Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота» и Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек».
Демонстрация последней картины, к слову, сопровождалась массовым уходом зрителей из зала. Однако неоднозначная реакция на режиссера и его творчество – дело вполне привычное. Из-за своего публичного выражения сочувствия Гитлеру, хоть и шуточного, последние несколько лет фон Триер был для фестиваля персоной нон грата, вернувшись на него лишь сейчас. В этот раз творец оказался аналогично экспрессивен в высказываниях, хотя каких-то негласных рамок уже не преступал. «Очень важно, чтобы тебя не любили все, в противном случае это провал. Я, правда, не уверен, что зрители достаточно возненавидели мой фильм», – отметил он и добавил, что если бы решился когда-нибудь кого-то убить, то его жертвой определенно бы стал журналист. Впрочем, пресса тоже оказалась не слишком благосклонной, заподозрив, что в своей новой работе постановщик руками героя картины (серийного убийцы) совершил настоящую расправу над утенком.
Победители Каннского кинофестиваля-2018 Фото из открытых источников
Украину в Каннах в этом году представили сразу две работы, и обе удостоились наград. Главной премьерой стала сатирическая военная трагикомедия Сергея Лозницы «Донбасс», созданная при поддержке Госкино. Фильм, по сути, отобразил изнанку войны на востоке. В центре его внимания оказались обычные люди, столкнувшиеся с необходимостью приспосабливаться к новой реальности. Реальности, в которой не осталось почти никаких основополагающих ориентиров, а привычные вещи получили новые значения.
Картина была показана в рамках второго по важности конкурса – «Особого взгляда» – и получила приз за лучшую режиссуру. «У меня была фантастическая группа, и я очень благодарен каждому ее участнику. Идея этого фильма пришла ко мне еще в 2014 году, когда началась война. Я был глубоко шокирован тем, что видел на Донбассе, и решил снять об этом художественный фильм», – поделился постановщик во время премьеры.
Премьера в Каннах фильма Сергея Лозницы «Донбасс» Фото из открытых источников
Еще одним фильмом, представившим нашу страну на Каннском кинофестивале, стал триллер «Женщина на войне». Он был снят исландским режиссером Бенедиктом Эрлингссоном и стал копродукцией сразу трех стран – Франции, Исландии и, соответственно, Украины. Премьера состоялась в рамках одной из наиболее старых программ «Неделя критики». По итогам «Женщина на войне» получила приз за лучшую музыку – SACD (Authors’ Society), присуждаемый писателями и композиторами.
Фильм рассказывает о независимой женщине Халли, работающей дирижером хора и ведущей тайную, но очень активную деятельность, направленную на защиту экологии. Во время планирования одной из наиболее опасных акций она узнает, что ее заявление на усыновление ребенка было одобрено. И теперь, в преддверии осуществления своей самой заветной мечты о материнстве, женщина решается сделать финальный рывок в своей борьбе за окружающую среду.
Кроме того, на кинорынке фестиваля Marché du Film работал украинский павильон, в рамках которого были организованы бизнес-ланчи и коктейльные приемы для международных партнеров. «Национальный павильон на Каннском кинорынке – это культурная дипломатия в действии, поэтому мы рады традиционно приобщиться к его организации… Нашей киноиндустрией все чаще интересуются иностранные профессионалы, а павильон в Каннах является лучшей площадкой для встречи представителей киноотрасли по всему миру», – отметил глава Госкино Филип Ильенко.
Каннский кинофестиваль-2018 Фото из открытых источников
В целом же фестиваль продемонстрировал еще больший отрыв от крупных студий и американского высокобюджетного кино, взамен предложив зрителю патриотично-обязательные французские ленты, много Азии и, конечно же, Европы. Всего в основной конкурсной программе Канн в этом году участвовал 21 фильм, а в «Особом взгляде» – 18.
Среди наиболее заметных работ – экранизация Харуки Мураками, драматический трилер «Пылающий», снятый корейским режиссером Ли Чхан-доном. Фильм получил наилучшие отзывы критиков и приз ФИПРЕССИ. Кроме него внимание привлек российский черно-белый фильм о Викторе Цое «Лето» Кирилла Серебренникова (приз за лучший саундтрек). Сам же режиссер не смог посетить мероприятие, так как еще с августа находится под домашним арестом из-за обвинения в хищении госсредств.
Главный приз, «Золотая пальмовая ветвь», досталась японцу Хирокадзу Корээда за драму «Магазинные воришки». Его история строится вокруг бедной семьи рабочего, подобравшей на улице потерявшегося ребенка. Гран-при фестиваля получил американец Спайк Ли за драматический триллер «Черный клановец», в основу которого легла реальная история, поднимающая вопрос расизма в США. А третью по важности награду, приз жюри, получила ливанка Надин Лабаки. В центре внимания ее драмы «Капернаум» оказался маленький мальчик, решивший восстать против существующей системы и подать в суд на собственных родителей.
Кроме того, особого приза фестиваля удостоился Жан-Люк Годар за экспериментальную картину «Образ и речь», а лучшим режиссером был признан Павел Павликовский за драму «Холодная война».
Татьяна Ахапкина
XVII Международный Канский фестиваль
XVII Международный Канский фестиваль
22–26 августа 2018 года
г. Канск, Красноярский край
Тема фестиваля: Здесь и сейчас
С 22 по 26 августа в городе Канске состоялся XVII Международный Канский фестиваль. В традиционный конкурс экспериментального короткого метра фестиваля вошли 25 фильмов продолжительностью от полутора до тридцати минут – из Финляндии, Руанды, Индии, Японии, Бразилии, Исландии, США, Франции и других стран. Россию в этом году представляют 10 картин. В жюри конкурсной программы фестиваля приглашены поэт-перформер Александр Дельфинов, режиссер Театра.doc Зарема Заудинова, кинорежиссер и кинопродюсер Тихон Пендюрин, японский кинокритик Нанако Цукидате и архитектор Илья Вознесенский.
В этом году специальным событием фестиваля стали программы Музея истории ГУЛАГа. Совместно с Фондом Памяти музей представил в Выставочном зале фильм из проекта «Мой ГУЛАГ» (герои этого проекта – бывшие узники лагерей и дети жертв сталинских репрессий), а также две выставки: «Буквы неволи» (ГУЛАГ в типографике) и «Евфросиния Керсновская. Дневники».
Еще одной площадкой фестиваля стал Канский краеведческий музей. Здесь разместился архитектурно-художественный проект «Декорация», посвященный сохранению объектов местного архитектурного наследия. Богатую музейную коллекцию деревянных наличников дополнят «живые» наличники, все еще существующие в городской среде, порой на заброшенных зданиях, а двор музея украсили фотопортреты татуированных моделей Александра Андриевича. Там же прошла камерная, но крайне важная выставка «Канских блокнотов» Антонины Хлызовой, которая несколько лет была куратором архитектурной части фестиваля. В ее удивительных рисунках можно разглядеть не только прошлое, но и настоящее, и, возможно, будущее Канска.
Литературный фестиваль «Зазубрина», следуя традиции, заданной автором первого советского романа Владимиром Зазубриным, продолжил честно, беспощадно и с любовью вести рассказ о человеке. В программе, подготовленной Екатериной Троепольской и Андреем Родионовым, поэты будут выступали в эпицентре архитектурных фантазмов, на ступеньках Городского Дома культуры и даже на футбольном стадионе.
Интеллектуальный партнер Канского Фестиваля этого года – Сеть информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ), подготовившая научно-популярную программу: мастер-классы и лекция.
Тема XVII Международного Канского Фестиваля – «Здесь и сейчас». Фестиваль окончательно перестает быть «варяжской» культурной инициативой и ставит себе задачу осмыслить Канск сегодняшний – со всеми его особенностями и перспективами.
Жюри Каннского фестиваля впервые возглавит темнокожий режиссер — 62-летний Спайк Ли. Об этом 14 января сообщается на сайте фестиваля.
Оскароносный режиссер стал первым темнокожим человеком за всю историю Каннского кинофестиваля, который займет пост председателя жюри. В релизе организаторов также отмечается, что Спайк Ли «поднял много вопросов и спорных моментов современного кино».
«Шокирован, счастлив, удивлен и горд одновременно», — приводит слова Спайка Ли телеканал «360».
В разные годы на Каннском фестивале шли премьерные показы фильмов Ли. Всего их было семь, а в 2018 году его лента «Черный клановец» стала обладателем Гран-при.
62-летний Ли является сценаристом, актером и продюсером, за свою карьеру создал множество культовых фильмов, среди которых — «Не пойман — не вор», «Черный клановец» и «Малкольм Икс», пишет сайт kp.ru. Кроме того, он один из немногих, кто трижды удостаивался «Золотой пальмовой ветви», главной награды именно каннского кинофорума.
Каннский кинофестиваль, который считается одним из самых престижных и влиятельных международных смотров, ежегодно проводится в Каннах на юге Франции. Состав жюри формируется решением руководства фестиваля. 73-й Международный каннский кинофестиваль пройдет с 12 по 23 мая 2020 года, пишет «Газета.ру».
13 января были объявлены номинанты на премию «Оскар». Фильмы «Джокер» Тодда Филлипса и «Ирландец» Мартина Скорсезе стали номинантами премии в категории «Лучший фильм».
Жюри 71-го Каннского кинофестиваля под председательством Кейт Бланшетт вручило главный приз – «Золотую пальмовую ветвь» – японцу Хирокадзу Корээде и его хорошему, но довольно скромному фильму «Магазинные воришки». Удивились все – почему-то критики были абсолютно убеждены в том, что в этом году победит женщина. Во-первых, это тренд – в нынешнем году дамам получать призы легче. Да и зря что ли на премьере одной из конкурсных картин – «Девушки солнца» Евы Юссон, снявшей драму о девушках Курдистана, воюющих с ИГИЛ, по красной дорожке прошлись 82 кинематографистки, заявляя о равных правах на творчество?
Каким будет Каннский кинофестиваль – 2018: казахи, диссидентское кино и самые обсуждаемые темы
Во-вторых, женщин, которые могли бы получить в этом году главную «пальму», было как минимум две. Это ливанка Надин Лабаки, которая сняла фильм «Капернаум» – он о мальчике, который подал в суд на своих глупых и бестолковых родителей, и итальянка Аличе Рорвахер: её картину «Счастливый Лазарь» уже назвали возвращением эпохи большого итальянского кино. Однако повторить успех Джейн Кэмпион (пока что она единственная женщина, получившая «Золотую пальмовую ветвь»), не получилось. Победило семейное кино из Японии, снятое мужчиной.
В центре внимания – одна бедная японская семья. Отец и сын-тинейджер воруют в магазинах продукты, техника у них отработанная: пока отец закрывает собой обзор камер, мальчик крадет. Пока прокатывает. Возвращаясь однажды домой, они находят на улице грязную и голодную девочку. Недолго думая, они берут ее к себе домой – кормят, моют и укладывают спать. Юри – так зовут малышку, сразу становится любимицей семьи: «мама» и «папа» не хотят отводить ее назад, на свалку и разрешают ей пожить, «старшая сестра» балует, а «бабушка» берет с собой в постель, несмотря на обнаружившийся вдруг у малышки энурез. Единственный, кто пока её не принимает – это брат, который, видимо, ревнует родителей к этой хорошенькой девочке.
Семья перебивается кое-как: мать работает в химчистке, отец на стройке, сестра танцует для взрослых, а все вместе они живут на бабушкину пенсию. Но, кажется, они счастливы. Они любят друг друга – делятся ворованной едой, проводят вместе вечера, шутят, обнимаются, целуются, и несмотря на свое финансовое положение, даже ездят вместе отдыхать на море. Но вскоре семейная идиллия разрушается – оказывается, девочку разыскивают. Настоящие родители, которые всегда ругались и били этого ребёнка, заявили о киднэппинге. Но это начало беды: самое интересное выясняется после смерти бабушки, которую негде было даже похоронить. Когда сын в очередной раз осуществляет кражу, охрана это замечает и устраивает за ним погоню. В итоге, он ломает ногу и попадает в больницу. Естественно, вызываются социальные службы. А потом выясняется, что эта семья – ненастоящая, все они никакие не родственники друг другу.
«Мама» и «папа», на самом деле убили человека – мужа-абьюзера, мальчика они вызволили из запертой машины, и никто за ним просто не приходил, от девочки отказались родители. Все эти несчастные решили объединиться в семью, ведь без нее одиноким людям совсем плохо. Финал картины очень трогательный, хотя отец семейства – преступник, да ещё и папа ненастоящий, но ребенок его признаёт. Картина получилась очень теплой, душевной, и задевает за живое, она о том, что иногда семью можно выбрать. Пусть и будет такая семья отнюдь не идеальной, но она может разбудить в каждом самые нежные чувства. Хотя эта картина и не новое слово в кино, и не совершила никакой революции, думается, что «Золотую пальмовую ветвь» она всё же заслужила.
«Гран-при» жюри неожиданно получил абсолютно зрительский фильм «Черный клановец» Спайка Ли, о том, как черный полицейский обезвредил ку-клус-клановцев, а вот третий по значимости приз – приз жюри, достался опять-таки фильму о семье: картине «Капернаум» ливанки Надин Лабаки. Главный герой этой безжалостной драмы – ливанский мальчик Зейн 12 лет отроду, непонятно какой по счёту ребёнок в огромной многодетной семье. У него не детство, а настоящий ад – он недоедает, недосыпает, терпит побои и вечные скандалы, при этом с утра до вечера занят домашними делами – пока родители размножаются без остановки, он ухаживает за младшей детворой.
Зрительские фильмы в Каннах: лента Спайка Ли «Черный клановец» и «Арктика» с Мадсом Миккельсеном
Больше всего на свете Зейн любит свою младшую, одиннадцатилетнюю сестрёнку, а когда девочку, у которой только что началась менструация, отдают замуж за взрослого сорокалетнего мужчину, он, в знак протеста, сбегает из дома. Скитаясь в поисках пропитания, Зейн знакомится с аниматором из парка аттракционов, а затем и мигранткой-поломойкой из Эфиопии. Женщина, у которой уже есть годовалый малыш, берёт его к себе, в лачугу, а когда во время рейда по борьбе с нелегалами её арестовывают, Зейну приходится выживать самому со своим названным братом. После того, как мальчик, доведенный до отчаяния, берёт в руки нож, его отправляют в тюрьму. Но он не падает духом, а подает в суд на своих родителей, которые его произвели на свет и напрочь забыли, что он не их вещь, а самый настоящий человек.
Некоторые критики назвали фильм спекуляцией, но согласились с этим далеко не все. Просто фильм Надин Лабаки попал во все тренды сразу: это и тема домашнего насилия, и жестокое обращение с детьми, и положение восточных женщин, у которых зачастую нет ни образования, ни прав, это и мировой мигрантский кризис, и тема Ближнего Востока, где не стихают войны. К тому же фильм сделан на очень хорошем уровне, сценарий прекрасен, взгляд режиссера безжалостен, а игра мальчика Зейна – его сыграл ливанец Зейн аль Раффеа, безупречна. Многие критики называли его достойным пальмовой ветви за «Лучшую мужскую роль». Когда г-жа Лабаки получала приз и говорила пламенную речь о правах детей, Зейн тоже стоял на сцене и, в отличие от большинства детей-актеров, ни капли не смущался. Он держался очень естественно: во время спича победительницы, он развернул на себя приз, потрогал его и поставил на место. Лично ему «пальма» не досталась, но, учитывая потенциал мальчика, думается, что когда-нибудь мы его ещё обязательно увидим среди награждённых.
Приз за «Лучшую мужскую роль» получил актер Марчелло Фонте из фильма Маттео Гарроне «Догмэн». Это жутковатая история о маленьком, тихом собачнике, который показал, что может дать отпор любому, даже самому отпетому бандиту. Герой Марчелло Фонте – разведённый мужчина хлипкого телосложения, который живёт в трущобах на окраине Неаполя и больше всего на свете любит свою маленькую дочь и своих собак. У него целый зверинец – собаки бойцовых пород и тихие дворняжки, огромные псы с человеческий рост и маленькие декоративные собачки.
Герой Фонте может найти общий язык с любой животиной, а вот со своим кокаино-зависимым подельником, который хуже бешеного бульдога, не может. Тот постоянно отбирает его долю в их общих криминальных делах, заставляет покупать ему наркоту, а потом ещё и грабит его соседа – заставляет того отдать ему ключи от магазина, а ночью просто выламывает его двери и уносит всё. И хотя герой Фонте не сдаёт его полиции, и даже отсидит из-за этого срок, негодяй оказывается неблагодарным – он продолжает терроризировать беднягу до тех пор, пока в том не просыпается зверь. Криминальные драмы Гарроне удаются особенно хорошо, собственно о нём и заговорили только тогда, когда он снял «Гоморру» – фильм об итальянских преступниках. Теперь он повторил успех.
Награда за лучшую женскую роль досталась нашей Самал Еслямовой, снявшейся в фильме «Айка» – такого страшного портрета женщины, матери, кинопублика еще не видела. Хотя в качестве возможных претенденток на этот приз критики называли и польскую актрису Йоанну (Джоэнну) Кулиг, сыгравшую в фильме «Холодная война» и китаянку Чжао Тао из драмы Чзя Чжанкэ «Пепельный – самый чистый белый», в итоге, самым убедительным, оказался образ кыргызской мигрантки, выживающей в московском аду, воплощенный на экране Самал.
Всё об «Айке»:
Самал Еслямова взяла в Каннах приз за лучшую женскую роль. О чём фильм «Айка», в котором она снялась?
Самал Еслямова: Для роли в «Айке» приходилось доводить себя до усталости и изнеможения
Сергей Дворцевой: Я российский режиссёр, но от Казахстана я не отказываюсь
Лучшим режиссером назвали Павла Павликовского, снявшего черно-белую драму «Холодная война», о которой мы уже писали. А приз за лучший сценарий разделили между итальянкой Аличе Рорвахер и её «Счастливым Лазарем», а также иранским диссидентом Джафаром Панахи и его фильмом «Три лица» – о трёх поколениях иранских женщин.
По сюжету, известной актрисе приходит сообщение в Telegram от молодой девушки. Она якобы собирается покончить жизнь самоубийством, из-за того, что родственники хотят выдать её против воли замуж и запрещают ей заниматься актерским искусством. Актриса вместе с Панахи едут в село к отправительнице этого сообщения и пытаются выяснить, что стало с девушкой. Оказывается, она жива, только укрывается в доме пожилой актрисы, когда-то блиставшей на экранах. В итоге, перед зрителем предстают три поколения, три «лица» иранских женщин: настоящая звезда, звезда прошлого и будущая. Таким образом, Панахи даёт богатую пищу для размышлений к чему и куда катится Иран.
Если Панахи в сценарной категории смотрится привычно, то Рорвахер будто бы потеснили с пьедестала – она заслуживает большего, чем пусть и престижный, но все-таки не основной приза Канн – за сценарий, о её фильме и похоже, новом этапе итальянского кино мы ещё напишем. Лишь добавим, что специальный приз жюри дали великому Годару и его экспериментальной картине «Книга образа», похожей больше на творческое завещание мастера. А «Золотую камеру» – приз за лучший дебют, получил фильм Лукаса Донта «Девушка»(«Girl»), о которой мы также писали. История парня, который хочет поменять пол и стать прима-балериной, покорила жюри.