Фильмы про киберпанк 2018

Фильмы про киберпанк 2018

Ограбление по-итальянски (1969)
The Italian Job
боевик, комедия, триллер
Режиссер: Питер Коллинсон
В ролях: Майкл Кейн, Ноэл Кауард, Бенни Хилл, Раф Валлоне, Тони Бекли

Содержание

Кадр из фильма «Итальянская работа»

Криминальная комедия британца Питера Коллинсона об ограблении группой мошенников фургона с золотом – это яркий набор автотрюков и шикарная реклама автомобиля Mini Cooper, а также хорошие актеры, произносящие плохие диалоги (Майкла Кейна и Бенни Хилла в одном флаконе заказывали?). Но в то же время «Ограбление по-итальянски» – это еще и один из первых хакерских фильмов, поскольку для успеха операции злоумышленники взламывают систему городских светофоров, инсталлировав туда «вирусную» программу и устроив в Турине громадную пробку. Дорожный затор, к слову, в фильме самый настоящий: киношники воспользовались помощью местной полиции и бесплатно мариновали ничего не подозревающих туринских автомобилистов на перекрестках, пока все не было отснято. Узнай те, кто устроил пробку, могло бы дойти и до кровопролития. В 2003 году лента удостоилась ремейка.

Трон (1982)
TRON
боевик, приключения, фантастика
Режиссер: Стивен Лисбергер
В ролях: Джефф Бриджес, Брюс Бокслейтнер, Дэвид Уорнер, Синди Морган, Барнард Хьюз
Смотрите вза 1 рубль

Кадр из фильма «Трон»

Ломая систему в поисках компромата на обокравшего его коллегу, разработчик игр Кевин Флинн случайно оказывается оцифрован и попадает внутрь корпоративного компьютера, где правит бал жестокий искусственный интеллект и томящиеся в неволе антропоморфные программы вынуждены участвовать в жестоких гладиаторских боях… «Трон» Стивена Лисбергера, демонстрировавший революционные для начала 80-х спецэффекты, по итогам проката был расценен студией Диснея как кассовая неудача.

Но время расставило все по своим местам: франшизные игровые автоматы принесли авторам больше, чем кинотеатры, «Суперскоростной тоннель» в Диснейленде стабильно стриг кассу еще много лет, а в 2010-м появился и сиквел работы Джозефа Косински, продолжающий линию первой ленты. Более того, глава студии Pixar Джон Лассетер, вдохновленный в свое время творением Лисбергера, говорит, что без «Трона» не появилась бы и «История игрушек». Учитывая, что Pixar теперь тоже принадлежит Диснею и приносит ему очень хороший доход, можно сказать, что решение проспонсировать фильм Лисбергера было одним из самых удачных в истории Мышиного Дома.

Военные игры (1983)
WarGames
триллер, фантастика
Режиссер: Джон Бэдэм
В ролях: Мэттью Бродерик, Дэбни Коулман, Джон Вуд, Элли Шиди, Барри Корбин

Кадр из фильма «Военные игры»

Сканируя телефонную сеть, юный гений Дэйв Лайтмен неожиданно проникает в компьютерную систему военного ведомства США, где среди прочих файлов ему попадается игра под названием «Глобальная термоядерная война». Начав играть за СССР, он понятия не имеет, что это эмулятор, напрямую подключенный к компьютерам военной базы NORAD, и там воспринимают его «виртуальные» успехи как вполне реальную подготовку вражеской державы к ядерной атаке. Вот-вот американские военные не выдержат и нанесут «упреждающий» удар по Советскому Союзу… Но остановить игру никак не получается: суперкомпьютер WOPR, с которым на самом деле сражается Лайтман, очень хочет доиграть – настолько, что перевел на себя управление ракетами и пытается подобрать коды доступа. Чтобы остановить заигравшийся киберорганизм, срочно нужно разыскать его создателя!

Старая, но оттого не менее приятная фантастическая драма Джона Бэдэма с молодым Мэттью Бродериком в главной роли вышла под занавес холодной войны, в 1983-м, сразу после чего компьютерная сеть минобороны США была переведена на протокол TCP/IP и началась эра Интернета. В 2008-м появился сиквел с похожим сюжетом (в котором симулятор был настроен уже на выявление террористической угрозы), впрочем, не имевший и половины популярности оригинала.

Тихушники (1992)
Sneakers
драма, комедия, детектив, триллер
Режиссер: Фил Олден Робинсон
В ролях: Джо Марр, Гэри Хершбергер, Роберт Редфорд, Сидни Пуатье, Дэвид Стрэтэйрн
Смотрите в за 1 рубль

Кадр из фильма «Тихушники»

Хакер в отставке Мартин Бишоп решил начать все с чистого листа и теперь занимается испытанием систем безопасности. Похитив по заказу правительства некий черный ящик, его команда со временем понимает, что их обвели вокруг пальца, и мощный дешифратор, спрятанный в ящике, на самом деле достался бывшему однокласснику Мартина, Космо, который точит на него зуб с тех пор, как сел в тюрьму за их общие дела. Космо, ведающий безопасностью могущественной корпорации, подставляет бывшего товарища, и теперь, пытаясь выкрасть ящик обратно из ее тщательно охраняемой штаб-квартиры, Бишоп вынужден параллельно стряхивать с хвоста еще и кучу разномастных силовиков. Бойцам кибернетического фронта придется туго, но смотреть фильм оттого только интересней.

Крепость (1992)
Fortress
боевик, триллер, фантастика
Режиссер: Стюарт Гордон
В ролях: Кристофер Ламберт, Кертвуд Смит, Лорин Локлин, Клифтон Коллинз мл., Линкольн Килпэтрик

Кадр из фильма «Крепость»

Если ты замыслил побег из самой охраняемой тюрьмы в мире, управляемом искусственным интеллектом, без хорошего технаря в команде тебе не обойтись. В культовой антиутопии Стюарта Гордона «Крепость» таким технарем оказывается фриковатый взломщик Ди-Дэй, брошенный подельниками и загремевший за решетку за то, что взорвал сейф вместе с деньгами. При побеге Ди-Дэй не только умудрился разблокировать вживляемые каждому заключенному взрывоопасные имплантаты, но и внедрил в компьютерную систему тюрьмы вирус, выведший из строя всех киборгов-охранников. Одна из лучших ролей Джеффри Комбса (прежде известного в основном готичными образами из ужастиков того же Гордона), появление которого заметно украсило и без того неплохую ленту.

Парк Юрского периода (1993)
Jurassic Park
приключения, триллер, фантастика
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Сэм Нил, Лора Дерн, Джефф Голдблюм, Ричард Аттенборо, Боб Пек
Премьера: 4 апреля 2013 года
Смотрите в за 1 рубль

Кадр из фильма «Парк Юрского периода»

В сай-фае Стивена Спилберга о неудачной попытке ученых устроить на острове природный парк с клонированными динозаврами хакер всего один, но зато уж негодяй, каких поискать. Собственно, программисту Деннису Нэдри даже ломать ничего не пришлось, ведь он сам же и разработал систему управления парком. Преступником Нэдри стал в тот момент, когда, будучи подкуплен конкурентами, влез в хранилище эмбрионов, для чего ему пришлось отключить все системы защиты. Генно-модифицированные питомцы вырвались из своих загородок, и началось дикое сафари на людей, в ходе которого ящеры закусили и самим Нэдри, не успевшим вовремя удрать. Мораль басни: хороший хакер, берясь за нелегальный заказ, умеет оценивать риски, негодный – остывает в виде ошметков на зубах у дилофозавра.

Хакеры (1995)
Hackers
драма, комедия, триллер
Режиссер: Йен Софтли
В ролях: Джонни Ли Миллер, Анджелина Джоли, Джесси Брэдфорд, Мэттью Лиллард, Лоуренс Мэйсон

Кадр из фильма «Хакеры»

Дурацкий, но тем не менее по-своему милый триллер о группе школьников, в результате своих хакерских шалостей вынужденных вступить в неравную борьбу с проворовавшимся начальником службы компьютерной безопасности крупной нефтедобывающей корпорации. Юные кибергении с лицами Анджелины Джоли, Мэттью Лилларда и Джонни Ли Миллера, гоняющие по Нью-Йорку на роликах и способные вломиться куда угодно через разъем телефона-автомата, знают Оруэлла и цитируют манифест реальных хакеров, а режиссера Йена Софтли и других членов съемочной группы консультировали настоящие профессионалы взлома.

Однако неплохое знакомство авторов с материалом и множество сценарных отсылок к громким американским киберпреступлениям прошлых лет не спасли сюжет от примитивизации: чтобы суть понял любой человек, даже никогда не державший компьютера в руках, действия хакеров в фильме были показаны очень уж условно. Зато Джоли и Миллер через год поженились.

Сеть (1995)
The Net
боевик, детектив, драма, триллер
Режиссер: Ирвин Уинклер
В ролях: Сандра Буллок, Джереми Нортэм, Деннис Миллер, Дайэн Бэйкер, Уэнди Газель
Смотрите в за 1 рубль

Кадр из фильма «Сеть»

В руки специалиста по бета-тестированию Анджелы Беннет попадает дискета с троянской программой, да не простой – ее используют кибертеррористы, называющие себя «преторианцами», для взлома компьютерных систем. Чтобы вернуть дискету обратно, они подменяют личные данные Анджелы во всех виртуальных базах, украв ее личность и отдав ее некой преступнице Рут Маркс, которая теперь ходит вместо нее на работу. На девушку идет охота, сама же Анджела, которая везде в документах теперь обозначена как Рут, вынуждена скрываться, поскольку никто не может подтвердить ее личность. Вывести злодеев на чистую воду будет непросто, но героиня с лицом Сандры Буллок не может проиграть, даже если она простой тестер, а против нее выступят все самые злобные хакеры планеты.

Матрица (1999)
The Matrix
боевик, фантастика
Режиссеры: Лана Вачовски, Лилли Вачовски
В ролях: Киану Ривз, Лоренс Фишбёрн, Кэрри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг, Глория Фостер
Премьера: 14 октября 2019 года
Смотрите в за 499 руб.

Кадр из фильма «Матрица»

Хакер Нео узнает, что весь окружающий мир – это компьютерная программа, созданная для порабощения человечества. К счастью, архитектура кибервселенной и навыки программирования помогают ему не оплошать перед лицом безжалостных машин и антропоморфных вирусов: под руководством старших товарищей диванный боец оперативно осваивает кунг-фу, стрельбу с двух рук и управление вертолетом, благо в Матрице для этого нужно всего-то лишь загрузить немного софта. Дополнительные способности: суперподвижность, левитация, остановка вражеских пуль мановением руки. Неудобство состоит в том, что кто умирает в Матрице, тот умирает по-настоящему… Созданный братьями Вачовски стильный образ положительного хакера уже неоднократно подвергался атакам киноконкурентов, изображающих компьютерных взломщиков исключительно в негативном свете, однако выстоял. Герои не сдаются!

Пароль Рыба-меч (2001)
Swordfish
боевик, триллер
Режиссер: Доминик Сена
В ролях: Джон Траволта, Хью Джекман, Холли Берри, Дон Чидл, Сэм Шепард
Премьера: 4 октября 2001 года
Смотрите в за 299 руб.

Кадр из фильма «Пароль Рыба-меч»

Бывшему хакеру Стэнли Джобсону, отсидевшему два года за заражение вирусом компьютерной систем ФБР и выпущенному по УДО, запрещено даже приближаться к клавиатуре. Тем не менее вскоре после освобождения он оказывается впутан в новую преступную схему ценой в $9,5 миллиарда и вынужден спасать дочь, взятую в заложники его новым нанимателем. В обруганном критиками технотриллере «Пароль «Рыба-меч»» не так просто разобрать, кто на кого работает и насколько этому можно верить, однако как минимум одну мысль авторы проговаривают достаточно ясно: под дулом пистолета квалифицированный хакер какой угодно сервер взломает за 60 секунд, даже если под столом ему в это время… Впрочем, обойдемся без спойлеров.

Нелишне будет также упомянуть, что благодаря фильму Доминика Сены общественность узнала, за какую сумму готова оголить грудь Хэлли Берри ($500 000). Не десять нулей, конечно, но тоже неплохо – многие довольствуются гораздо меньшим.

Хоттабыч (2006)
комедия, семейный, фэнтези
Режиссер: Петр Точилин
В ролях: Мариус Ямпольскис, Владимир Толоконников, Марк Гейхман, Лива Круминя, Юлия Паранова
Премьера: 10 августа 2006 года
Смотрите в за 1 рубль

Кадр из фильма «Хоттабыч»

Герой «Хоттабыча», в свое время рекламировавшегося как «интернет-комедия», – молодой хакер Гена, приключения которого начинаются со взлома официального сайта компании Microsoft. За россиянином тут же открывают охоту разнообразные спецслужбы, и если бы не кувшин с джинном, по случаю приобретенный на интернет-аукционе, ждало бы искателя приключений небо в клеточку. Но все обошлось, а помогавший хакеру Хоттабыч даже обучился компьютерной грамоте и повторил трюк из «Косильщика лужаек» (и предвосхитил – из «Превосходства»), убежав от своего преследователя, злого джинна Шайтаныча, в Интернет. Неожиданная и довольно удачная роль Владимира Толоконникова, которого после «Собачьего сердца» нечасто можно увидеть на большом экране, а также парад продакт-плейсмента и быстро устаревающих шуток про Интернет.

Крепкий орешек 4.0 (2007)
Live Free or Die Hard
боевик, триллер
Режиссер: Лен Уайзман
В ролях: Брюс Уиллис, Тимоти Олифант, Джастин Лонг, Мэгги Кью, Клифф Кертис
Премьера: 27 июня 2007 года
Смотрите в за 1 рубль

Кадр из фильма «Крепкий орешек 4.0»

Бывший сотрудник Агентства национальной безопасности США, не сумевший доказать начальству несовершенство системы американской обороны и уволенный без выходного пособия, обращает свой гнев против вчерашних хозяев. А именно – нанимает группу хакеров, чтобы с помощью разработанных ими программ обрушить инфраструктуру страны и завладеть большими денежными суммами, самих же взломщиков начинает по одному убирать. Не захлебнуться в аду рукотворных катаклизмов Америке способен помочь только неубиваемый коп Джон МакКлейн, в очередной раз совершенно случайно оказавшийся на пути у мирового зла.

Изначально сценарий Дэвида Маркони по мотивам статьи из журнала Wired об атаке кибертеррористов на США должен был стать самостоятельным фильмом, но лег на полку из-за событий 11 сентября и возродился несколько лет спустя уже в виде квадриквела «Крепкого орешка». На одну из ролей второго плана режиссер Лен Уайзман позвал Кевина Смита, который в камео толстопузого хакера веселит ничуть не меньше, чем сам МакКлейн. Совместная работа даром не прошла: на съемках Смит успел так сдружиться с Брюсом Уиллисом, что скоро тот появился у него в «Двойном КОПце».

Девушка с татуировкой дракона (2009)
Man som hatar kvinnor
детектив, триллер
Режиссер: Нильс Арден Оплев
В ролях: Микаэль Нюквист, Нуми Рапас, Лена Эндре, Sven-Bertil Taube, Питер Хэйбер
Премьера: 2 сентября 2010 года

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»

И оригинальная шведская лента по роману Стига Ларссона, открывшая Нуми Рапас дорогу в Голливуд, и голливудский ремейк с Руни Марой заслуживают попадания в данный топ уже потому, что названы по имени хакерши. Триллерный сюжет о поимке журналистом Микаэлем Блумквистом серийного убийцы далек от того, что принято считать «хакерским» кино, однако без компьютерной помощи Лисбет Саландер тот определенно не справился бы. Да и вообще, девушка-хакер – это круто. Тем более с такой прической.

Начало (2010)
Inception
боевик, приключения, триллер, фантастика
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пейдж, Том Харди, Кен Ватанабе
Премьера: 13 августа 2020 года
Смотрите в за 299 руб.

Кадр из фильма «Начало»

По Кристоферу Нолану, вламываться можно не только в банки, но и в чужое сознание – если обладать технологиями, конечно. У профессионалов промышленного шпионажа, охочих до дорогостоящих секретов, такая технология есть, она позволяет нескольким людям одновременно видеть один и тот же сон, забираться в чужую голову и не только утаскивать оттуда важную информацию, но и внедрять в подсознание новые идеи, которые жертва, проснувшись, будет воспринимать как свои собственные.

У «Начала», представляющего собой своеобразный микс «Бондианы» с фильмом про ограбление, много как защитников, так и яростных критиков, не без оснований считающих сновидения таинством, не поддающимся поверхностным трактовкам. Однако ни вменяемая режиссеру в вину схематичность сюжета, ни множественные логические нестыковки ничуть не мешают нолановской картине занимать 14-е место в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb.

Открытые окна (2014)
Open Windows
детектив, триллер
Режиссер: Начо Вигалондо
В ролях: Элайджа Вуд, Саша Грэй, Нил Мэскелл, Адам Квинтеро, Иван Гонсалес
Премьера: 25 сентября 2014 года
Смотрите в за 1 рубль

Кадр из фильма «Открытые окна»

Кинозвезда, отказывающаяся раздеваться перед камерой, похищена суперхакером… Вот-вот весь мир увидит ее на своих мониторах в непотребном виде. К счастью, у звезды есть преданный фанат, а у фаната на привязи целая троица продвинутых французских кибервзломщиков и кое-какие другие козыри, о которых злодей даже не догадывается. Как и положено идеальному хакерскому фильму, весь фильм Начо Вигалондо нарезан в виде подборки видео, нелегальным путем слитого с различных камер (айфон, «вебка», камеры слежения и т.д.) и проигрываемого перед зрителем как бы на экране ноутбука, так что хакерская дуэль разворачивается в реальном времени.

Несмотря на любопытное техническое воплощение и экс-порнозвезду Сашу Грей в главной женской роли, сюжет фильма слишком закручен, чтобы выглядеть убедительно (то есть, без всякого сомнения, мощный хакер вам и сайт сломает, и электронный замок отопрет, и секс-видео с телефона выдернет, но принудить к съемкам подобного видео – это вряд ли). И все же как минимум одна важная мораль сквозь все это проступает: не хотите, чтоб ваши причиндалы попали в Сеть, – просто их не фотографируйте.

Фантастика часто описывает завтрашний день не в самых радужных тонах. Телесериалы в жанрах антиутопии, киберпанка, биопанка и постапокалипсиса предупреждают нас о грядущих опасностях, будь то восстание угнетённых роботов или клонов, конец света в результате ядерной войны, власть высоких технологий или старая добрая людская тирания с промыванием мозгов. «Мир фантастики» составил топ-10 сериалов, которые рассказывают о мрачном будущем.
Этот материал — часть нашего спецпроекта, посвящённого лучшим фантастическим сериалам. Кликните, чтобы почитать другие топы.

Чёрное зеркало

Со времён Оруэлла страх перед Большим братом стал привычным и больше не будоражит. Британская антиутопия «Чёрное зеркало» пугает иначе. В каждой серии, представляющей собой самостоятельный фильм, мы видим тот или иной лик цифровой эры — нередко искажённый жуткой гримасой. Одержимость оценками в соцсетях, кибербуллинг — травля в Сети, бот, призванный заменить умершего человека, жуткие флешмобы в интернете — то, о чём рассказывает «Чёрное зеркало», или окружает нас, или войдёт в нашу жизнь очень скоро.

Но акцент сделан не на технологиях, а на том, как ведут себя люди в условиях победившего прогресса. В мрачном и зачастую безысходном мире «Чёрного зеркала» нет «хороших» и «плохих», нет простых и правильных решений. Это беспощадное отражение нашей с вами реальности.

Мир Дикого Запада

Сериал канала HBO заслужил статус культового уже после первого сезона. Видный актёрский состав во главе с Энтони Хопкинсом, дорогие декорации в антураже Дикого Запада, обилие сюжетных линий и огромный простор для фанатских теорий.

Сюжет, основанный на фильме 1973 года, рассказывает о футуристическом парке развлечений в антураже Дикого Запада, где массовку играют безропотные роботы, не подозревающие, что их жизнь — вымысел сценариста. Примерно так выглядела бы «Матрица» наоборот: люди создают иллюзорный мир для машин, которые вскоре и сами начинают ощущать себя людьми. Сериал переосмыслил на современный лад множество тем — от проблем искусственного интеллекта до рассуждений о человеческой природе.

В поле зрения

На американском телевидении всегда хватало процедуралов, и поначалу «В поле зрения» казался их рядовым представителем. С той лишь разницей, что тут герои благодаря машине, анализирующей потоки информации, расследовали не произошедшие преступления, а те, которые ещё только планировались. Впрочем, продюсерский состав во главе с Джонатаном Ноланом и Джей Джей Абрамсом намекал, что «В поле зрения» не будет проходным сериалом.

И действительно, начавшись как просто неплохой детектив с лёгкой фантастической составляющей, постепенно он вырос в великолепную фантастику «ближнего прицела» о всеобщей слежке, становлении искусственного интеллекта и его роли в нашем мире. Сериал завершился на пятом сезоне внятным финалом, так что его можно посмотреть целиком, не боясь, что история оборвётся на самом интересном месте.

Кукольный дом

Следующий после «Светлячка» телепроект Джосса Уидона рассказывал о людях, которым промывают мозги, а тела потом используют в качестве «кукол», исполняющих любые приказы, от сексуальных фантазий до заказных убийств. Получился, как всегда у Джосса, сериал с оригинальной концепцией, замечательными многогранными персонажами, запутанной историей и крутым экшеном.

Зная, что сериал закроют, Уидон снял две серии о событиях будущего, которые закрывали все сюжетные линии. Одну он поместил в начало второго сезона, а другую — в конец. В итоге сериал получился полностью завершённым и не оставляет сюжетных хвостов. Но узнать, что же происходило между финалом второго сезона и заключительной серией всего «Кукольного дома», хочется невероятно.

Почти человек

«Почти человек» мог стать лучшим фантастическим процедуралом, но был слишком дорог для своего рейтинга. Мы сразу простили ему мелкие нестыковки и медленный центральный сюжет — потому что за ними некогда было следить. Приличный бюджет позволил показать мир будущего, полный гаджетов, революционных технологий и вечных человеческих пороков. High tech, low life — киберпанк ожил лишь на один сезон. Но по-настоящему жалко этот сериал не за гаджеты, а за невероятный дуэт полицейского и андроида в исполнении Карла Урбана и Майкла Или.

Люди

«Мир Дикого Запада» закрыл тему ИИ на ближайшие годы. Казалось бы, прочие сериалы про дискриминацию роботов бессердечными «мешками с мясом» можно бросать. Но на «Людей» всё-таки стоит обратить внимание. Да, здесь нет роскошных декораций, закрученного сценария и Хопкинса. Зато есть нечто иное — приземлённость и реалистичность.

В центре сюжета первого сезона — обычная семья, где у каждого свои проблемы. Вечно уставшая мать на грани нервного срыва, отец, старающийся ни во что не вникать, агрессивная дочь и сексуально озабоченный сын-подросток. Робот Анита, купленный в качестве домашней прислуги, становится катализатором событий, которые заставят хозяев иначе взглянуть на себя и своих близких. «Люди» — это не про роботов, «Люди» — это про нас.

Иерихон

Представьте, что, возвращаясь домой после прогулки, вы видите на горизонте ядерный гриб. Так жители маленького городка Иерихон в одночасье оказались отрезаны от мира. Телевидение молчит, радио ловит странные передачи, бандиты распоясались, а из соседней промзоны надвигается армия с целью забрать все запасы пищи. Дождь несёт радиоактивные осадки, а бункеры-убежища давно отданы под склады…

«Иерихон» радовал убедительной картиной ядерной войны в глухой провинции, но конкурировал в сетке вещания с American Idol и был закрыт. Фанаты добились чуда, петициями и пожертвованиями обеспечив ещё семь серий, но на этом всё и кончилось. Наверное, и к лучшему: чем дальше, тем больше сериал скатывался в теории заговора.

Заключённый

Седая классика антиутопии, британский сериал 1967 года про суперагента, попавшего в загадочную Деревню. Здесь царит внешняя идиллия, но люди лишены имён — у них есть только номера, означающие места в местной иерархии. А выбраться отсюда нельзя — периметр тщательно охраняет боевая машина в форме шара…

Посмотреть «Заключённого» стоит хотя бы из-за его исторической ценности. В британской культуре этот сериал стоит рядом с антиутопиями Оруэлла и Хаксли. Он вдохновил группу Iron Maiden на несколько песен, а в 2009 году «Заключённому» пытались устроить перезапуск. Но попытка не удалась — в топ входит именно классика.

Тёмный ангел

Великий Джеймс Кэмерон создал этот сериал в начале 2000-х, когда темы генной модификации и постапокалипсиса зрителям ещё не приелись. По сюжету в 2009 году произошёл мощный электромагнитный импульс, и большая часть техники в США вышла из строя. Действие происходит десять лет спустя, в сером и запущенном мире. Главная героиня Макс Гевара (Джессика Альба) сбежала из секретного правительственного учреждения, где из неё растили солдата-убийцу. Теперь Макс пытается жить обычной жизнью, скрывается от властей и ищет собратьев.

Харизматичные персонажи, юмор, романтика, захватывающий сюжет — тут всё на месте. Увы, после второго сезона сериал беспощадно закрыли, но история продолжилась в нескольких книгах.

Тёмное дитя

Редкий для нашего списка пример биопанка. На первый взгляд, это сериал категории «B» с непоследовательным сюжетом, где интриги корпораций сменяются борьбой за место в школьном совете. Но актриса Татьяна Маслани вытягивает этот балаган на недосягаемый уровень. Каждую серию она играет минимум пять разных персонажей-клонов. В их числе мелкая преступница, учительница, учёный-генетик, глава корпорации и даже наёмная убийца с Украины!

Особенно великолепны эпизоды, когда одна из героинь вынуждена притворяться другой. Татьяна так выразительна, что зритель узнаёт её образ по одной только мимике. Чудеса монтажа позволяют клонам находиться в одном кадре, что усиливает эффект.

Киберпанк в кино был безумно популярен в девяностые. Именно тогда, в эпоху первого цифрового бума, появилось большинство главных фильмов киберпанка, а также другой фантастики, поднимавшей его темы — виртуальность реальности, борьба машинного и человеческого, мрачное будущее. Многие из показанных там технологий устарели, но идейный посыл остался актуальным.

По сей день киберпанк-новинки выходят почти каждый год, но в основном это ремейки и сиквелы классики, вроде «Робокопа» и «Призрака в доспехах», или подражание ей. «Бегущий по лезвию 2049» оказался приятным исключением: да, это тоже продолжение классики, но вполне самодостаточное и достойное называться одним из лучших киберпанк-фильмов всех времён. Давайте вспомним, в какую компанию попала картина Дени Вильнёва.

Этот материал — часть нашего спецпроекта, посвящённого лучшим произведениям киберпанка. Кликните, чтобы почитать другие топы.

А где «Призрак в доспехах»?

Не волнуйтесь, мы не забыли аниме. Наоборот — оно, как всегда, заслужило отдельный топ. Вот он.

Бегущий по лезвию (1982)

Фильм, который дал киберпанку не меньше, чем Гибсон и Стерлинг, хотя и не касался темы кибертехнологий. За два года до «Нейроманта» Ридли Скотт задал канон того, как выглядит будущее в мире «высоких технологий и жалкой жизни»: небоскрёбы, гигантские голографические рекламы, дикое смешение восточной и западной культур.

Сюжет, основанный на романе предтечи жанра Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», никак не связан с компьютерами или виртуальной реальностью, но поднимает типично киберпанковские проблемы: кого можно считать человеком и человек ли я сам? Этими вопросами задаётся Рик Декард, полицейский-киллер, отстреливающий беглых андроидов — репликантов. Ответы он получит далеко не на всё — каноническим считается открытый финал. И даже недавний сиквел, «Бегущий по лезвию 2049», который развил и расширил мир оригинала, избегал давать на этот счёт чересчур прямые подсказки.

Об этом фильме

«Бегущий по лезвию»: история великого фильма, который никто не понял

Кирилл Размыслович | 03.10.2017

Как Ридли Скотт создал визуальный шедевр, и почему его оценили только через много лет после выхода.

Робокоп (1987)

Даже киберпанку нужен свой супергерой. Полицейский Алекс Мёрфи был убит на задании и вернулся к жизни в виде металлического рыцаря, начинённого электроникой. От Мёрфи в Робокопе осталась только голова с обрывками воспоминаний. Весь фильм Алекс борется не только с бандитами, но и с программами в своей голове — за право снова стать человеком.

Но больше всего фильм Пола Верховена ценят за зубастую сатиру, не устаревшую ни на день. Упадок Детройта, так ярко показанный в «Робокопе», продолжается до сих пор и уже довёл город до банкротства. Поэтому в топ мы включаем только первый фильм из четырёх — продолжения «Робокопа» всё дальше уходили от сатиры и киберпанка в ничем не примечательный боевик.

Взлёт и падение «Робокопа»: неснятые сценарии

Кирилл Размыслович | 17.07.2017

Как так получилось, что первый фильм стал единственным удачным в серии? Вспоминаем неснятые сценарии про робота-полицейского, один из которых создал сам Фрэнк Миллер.

Газонокосильщик (1992)

Эту картину пытались выдать за экранизацию Стивена Кинга, но к его рассказу «Газонокосильщик» она не имеет отношения. Изначально сценарий носил более подходящее название «Кибер-бог», и его авторы вдохновлялись скорее «Цветами для Элджернона». Газонокосильщик из названия, умственно отсталый садовник Джоб, становится подопытным кроликом в эксперименте, который превращает его в гениального, могущественного и разгневанного сверхчеловека, живущего в киберпространстве.

Спецэффекты «Газонокосильщика» быстро устарели. Но сама идея кибер-бога, живущего в виртуальном мире и способного влиять оттуда на реальный, оказалась живучей — взять хоть недавнее «Превосходство».

Джонни мнемоник (1995)

Лучшая экранизация Гибсона — и в то же время главный неудачник киберпанк-кино. Его разгромили критики, он провалился в прокате — но двадцать лет спустя воспринимается как классика.

История про курьера, который перевозит в своём мозгу 160 Гб секретных данных, кажется до смешного наивной в эпоху интернета и дисков на терабайты. Но в этом и заключается львиная доля её обаяния. «Джонни Мнемоник» с его дельфином-хакером и попом-киборгом-убийцей — это киберпанк, доведённый до абсурда и китча. А сыгравший главного героя Киану Ривз ещё вернётся и станет лицом жанра в «Матрице».

Странные дни (1995)

Зловещий неонуар, снятый Кэтрин Бигелоу по сценарию её тогдашнего мужа Джеймса Кэмерона. В «Странных днях» «кибер» мало, зато «панка» — хоть отбавляй. В 1999 году — очень недалёком на тот момент будущем — мир сходит с ума, потому что новое тысячелетие якобы несёт апокалипсис. А среди этого хаоса орудует главный герой — торговец фальшивыми воспоминаниями. Их записывают прямо из мозга, чтобы желающий богач мог пережить чужой фантастический секс… или что-нибудь ещё более острое, а то и запрещённое — вроде убийства.

Отчасти Бигелоу и Кэмерон угадали будущее: воспоминания мы записывать не умеем, но индустрия роликов «для взрослых» сравнима с нефтяной, и снафф-видео в ней, увы, не редкость.

Нирвана (1997)

Малоизвестный, но культовый для фанатов киберпанка фильм, где Кристофер «Горец» Ламберт играет знаменитого разработчика игр в виртуальной реальности. Герой одного из его творений обрёл разум и хочет, чтобы его удалили, а не тиражировали. Чтобы выполнить эту просьбу, программисту придётся вступить в борьбу с могущественной корпорацией, рассчитывавшей заработать на игре миллионы.

«Нирвану» роднят с «Джонни Мнемоником» наивность и шарм. Очевидно, что создатели слышали о видеоиграх и их разработке лишь краем уха (только представьте, что Konami наняли киллеров убрать Кодзиму!). Но атмосфера нуарного будущего, полного жутковатых гаджетов, искупает всё.

Тринадцатый этаж (1999)

Идейный предтеча «Матрицы» был не крутым боевиком, а размеренным триллером. Программист создаёт в виртуальной реальности город своей юности. Он населяет его персонажами-ботами с таким развитым искусственным интеллектом, что они, по сути, не отличаются от людей. Виртуальные герои живут себе и не подозревают, что их мир нереален, — по крайней мере, до поры до времени. Однако какая-то могущественная сила хочет прекратить работу над изобретением и свалить на героя убийство, применяя при этом такие технологии, что тот уже и сам не уверен в своей невиновности… «Тринадцатый этаж» — один из многих фильмов про «нереальность реальности», снятых в девяностые, но и один из лучших.

Матрица (1999)

«Библия киберпанка» тогда-ещё-братьев Вачовски… которая, строго говоря, не киберпанк. Да, в «Матрице» отлично раскрыта тема виртуальности и сомнений в собственной реальности, герои во главе с Нео — бунтари против «системы», а противостоит им искусственный интеллект в лице агента Смита. Но за пределами Матрицы не ближайшее будущее с упадком общества, а постапокалипсис, где победили восставшие машины. Не «Нейромант», а «Терминатор».

И всё же значение «Матрицы» так велико, что проще раздвинуть рамки киберпанка, чем не замечать его. Вачовски вдохновлялись главными работами жанра, такими как «Нейромант» и «Призрак в доспехах», и, в общем-то, подвели итоги киберпанка в XX веке. После «Матрицы» сказать в жанре что-то новое стало почти невозможно. Даже самим Вачовски это не удалось.

«Матрица»: как создавался культовый фильм

Кирилл Размыслович | 02.04.2016

Чем вдохновлялись Вачовски, кто мог сыграть Нео и что вырезали из сценария.

Авалон (2001)

Режиссёр «Призрака в доспехах», знаменитый Мамору Осии, решил поместить действие фильма в экзотическое для японца место и выбрал далёкую и загадочную… Польшу. Старинные улицы Вроцлава, снятые через сепия-фильтр, выглядят как странный упадочный мир, где технологии будущего сосуществуют с обшарпанным прошлым.

Сюжет для киберпанка традиционный: в будущем игра «Авалон» стала серьёзным источником дохода, и люди пропадают в виртуальной реальности неделями. Главная героиня, лучший игрок в «Авалон», пытается пробиться на самый высокий, секретный уровень игры, постепенно теряя понимание, где реальный мир, а где нет.

Особое мнение (2002)

Вольная экранизация Филипа Дика превратилась в киберпанк именно в фильме Стивена Спилберга. История о провидцах, предсказывающих убийства, полиции, которая сажает людей за ещё не совершённые преступления, и герое, которого подставили, напоминает скорее антиутопию.

Куда киберпанковее — выстроенный вокруг неё мир, во многом предвосхитивший будущее. Здесь показали голографические интерфейсы и тачскрины задолго до их появления в реальности. Здесь камеры слежения узнают людей по радужке глаз и… предлагают им персонализированную рекламу, как современный Google. Да, в «Особом мнении» от киберпанка в основном антураж. Но как целостный образ будущего фильм не уступает «Бегущему по лезвию».

Не совсем киберпанк

В отдельный список мы вынесли фильмы, которые близки к киберпанку или оказали на него влияние, хотя их трудно отнести к «чистым» образцам этого жанра.

Трон (1982)

В восьмидесятые «Трон» совершил революцию в компьютерной графике и потряс публику своим лазерно-неоновым дизайном. При этом сюжет его, по сути, как у сказки: герой попал в волшебный мир внутри компьютера, где живут разумные программы, и отправился в квест, чтобы победить тирана этой вселенной, программу Мастер-контроль.

Выйди «Трон» в наши дни, его бы назвали опопсевшим пост-киберпанком, из которого убрали социальные проблемы и оставили одни спецэффекты. Вот только этот фильм появился раньше, чем само название жанра. И хотя к чистому киберпанку «Трон» не относится, он сильно повлиял на его эстетику, да и на кинофантастику в целом.

Вспомнить всё (1990)

Ещё одна вольная экранизация Дика, ещё одна фантастическая сатира от Верховена и одна из лучших ролей Шварценеггера наряду с Терминатором. Простой работяга Куэйд хочет заказать себе поддельные воспоминания о путешествии на Красную планету в качестве суперагента — но вдруг выясняется, что он и есть агент, и ему нужно срочно тащить свою задницу на Марс…

Во «Вспомнить всё» так много всего — другая планета, мутанты, артефакты внеземной цивилизации, поддельные воспоминания, — что его трудно отнести к одному жанру. Но киберпанк в этой смеси определённо есть.

Экзистенция (1999)

Кино от мастера «биологических» ужасов Дэвида Кроненберга — не столько киберпанк, сколько смесь биопанка, сюрреализма и хоррора. Сюжет напоминает «Нирвану» или «Авалон»: двое программистов погружаются в виртуальную реальность, чтобы исследовать «взбунтовавшуюся» игру.

Уникальность «Экзистенции» в том, что VR-гаджеты в мире Кроненберга живые, дышат и пульсируют. Они подключаются к позвоночнику через пуповину и отправляют людей в мир, где пистолет можно собрать из плоти и обглоданных костей. Бр-р-р!

Искусственный разум (2001)

Ещё один «антуражный» киберпанк от Спилберга, изначально задуманный другим великим режиссёром, Стэнли Кубриком. «Искусственный разум» переносит сказку о Пиноккио в недалёкое будущее: ставший ненужным мальчик-робот ищет способ превратиться в настоящего ребёнка, чтобы мама его полюбила. Сюжет на первый взгляд детский, но мир «Искусственного разума» мрачен и серьёзен. Его можно назвать миром «Бегущего по лезвию», показанным глазами ребёнка: андроидов здесь тоже жестоко используют, а потом уничтожают.

Элизиум (2013)

Нил Бломкамп — один из немногих режиссёров, кто помнит суть киберпанка. Она не в киборгах, не в виртуальности и не в небоскрёбах и неоновой рекламе. Она в обществе, где передовые технологии усугубляют деградацию и нищету. В мире «Элизиума» те же гаджеты и роботы, что в «Джонни Мнемонике» и «Робокопе», но ещё более разделённое общество. Благами цивилизации наслаждаются богачи, живущие на благоустроенной космической станции, а бедняки, рискуя жизнями, пытаются на неё попасть. По сути, Нил предсказал миграционный кризис в Европе за два года до его начала.

Увы, хотя критики и зрители неплохо оценили фильм, мало кто уловил его идею. Все увидели в нём просто боевик с натянутым хэппи-эндом, что Нил посчитал личной неудачей. Он-то надеялся, что заставит публику задуматься: «счастья всем, даром» так просто не бывает…

Элизиум: Рай не на Земле

Александр Гагинский | 15.09.2013

От Бломкампа ждали остросоциальной фантастики, и он не подвёл.

Мало?

Мы включили в топ только самые удачные и значимые фильмы. Но если вы и так их все знаете — обратите внимание на те киберпанковские и «около-киберпанковские» фильмы, что в топ не попали:

  • Железо (1990)
  • Виртуозность (1995)
  • Хакеры (1995)
  • Отель «Новая Роза» (1998)
  • Шестой день (2000)
  • Кодер (2002)
  • Я, робот (2004)
  • Почти человек (2013)
  • Превосходство (2014)
  • Робокоп (2014)
  • Страховщик (2014)
  • Робот по имени Чаппи (2015)
  • Призрак в доспехах (2017)

Киберпанк-аниме: лучшее и главное

Ксения Аташева | 31.10.2017

Родина «Призрака в доспехах» внесла отдельный вклад в развитие киберпанка.

По просьбе форумчан создаем тему «Кибер фантастика».
Тут можно писать о всех фантастических произведениях с виртуальными мирами и технологиями.
Т.е. здесь мы будем обсуждать все произведения в уже устаревшем названии «киберпанк». Почему устаревшем читайте ниже.
Дело в том, что устаревший термин «киберпанк» слишком ссужает этот жанр и в корне своем неверен.
— 1)

цитата

Первоначально термин киберпанк было придуман писателем Брюсом Бетке, который в 1983 году опубликовал одноимённый рассказ. К киберпанку как таковому рассказ не имеет прямого отношения. Просто один из героев рассказа, хакер, носит характерную панковскую причёску. Однако именно это слово было использовано редактором Гарднером Дозуа (англ. Gardner Dozois) в его рецензии на романы Уильяма Гибсона. Позднее именно это слово и именно в том смысле, в котором Дозуа обобщил стилистику Гибсона, и стало определением киберпанка как жанра.

Далее:
— 2)

цитата

(«Высокие технологии, низкий уровень жизни»). Вторая часть критерия киберпанка имеет в виду не только бедность, но и незащищённость, бесправие, бесперспективность.
— 3)

цитата

Панк-рок: это раскрепощение (включая и сексуальное), анархия, борьба против запретов.
Все эти пункты идут в полный разрез с тем, что сейчас пишут писатели этого жанра и считают «киберпанком». Сейчас в «киберпанк»включают все фантастические произведения с виртуальными мирами и технологиями.
И самое главное подавляющее большинство произведений не имеет никакого отношения к идеалам панк рока. Сейчас уже не 70-е годы и даже не 80-е прошлого века. О каком раскрепощении (включая и сексуальное), анархии, наркотиках, борьбы против запретов, панк рока сейчас может идти в так называемом «киберпанке»? Всего этого уже давно в этом жанре нет!
P.S.
Рано или поздно наступает время когда нужно пересмотреть устаревшие догмы и термины.
Например, многие термины или понятия прошлых веков сейчас вызывают только улыбку. Устаревшая терминология должна заменятся адекватной современной.
Единственный современный вариант называть весь это пласт литературы — «кибер фантастика.» Т.к. панка тут теперь абсолютно нет!
ИТАК, обсуждаем тут: — все фантастические произведениях где есть виртуальные миры и соответствующие развитые технологии виртуального пространства.
Ну, а «киберпанку» оставим узкую (немногочисленную) литературу соответствующую 2 и 3 пунктам. Здесь ее можно также обсуждать как поджанр.

сообщение модератора

Дублирующая тема.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *