Фильмы с двойным смыслом
Некоторые фильмы из этого списка придётся пересмотреть несколько раз, чтобы понять их глубину и разобраться в многолинейном повествовании. А другие, кажется, и вовсе нельзя постичь умом, их можно лишь прочувствовать.
Содержание
- Господин Никто / Mr. Nobody (Жако ван Дормель, 2009)
- Контроль / Kontroll (Нимрод Антал, 2003)
- Экзистенция / eXistenZ (Дэвид Кроненберг, 1999)
- Пи / Pi (Даррен Аронофски, 1997)
- 12 обезьян / 12 Monkeys (Терри Гиллиам, 1995)
- Связь / Coherence (Джеймс Уорд Биркит, 2012)
- Шпион, выйди вон! / Tinker Tailor Soldier Spy (Томас Альфредсон, 2011)
- Помни / Memento (Кристофер Нолан, 2000)
- Нью-Йорк, Нью-Йорк / Synecdoche, New York (Чарли Кауфман, 2008)
- Только Бог простит / Only God Forgives (Николас Виндинг Рефн, 2013)
- Примесь / Upstream Color (Шейн Каррут, 2013)
- Донни Дарко / Donnie Darko (Ричард Келли, 2001)
- Шоссе в никуда / Lost Highway (Дэвид Линч, 1997)
- Икота / Hukkle (Дьёрдь Пальфи, 2002)
- Побудь в моей шкуре / Under the Skin (Джонатан Глейзер, 2014)
- Паприка / Papurika (Сатоси Кон, 2006)
- Матрица / Matrix trilogy (братья (ныне сёстры) Вачовски, 1999-2003)
- Сатирикон Феллини / Fellini – Satyricon (Федерико Феллини, 1969)
- Шизополис / Schizopolis (Стивен Содерберг, 1996)
- Врождённый порок / Inherent Vice (Пол Томас Андерсон, 2014)
- И карлики начинали с малого / Auch Zwerge haben klein angefangen (Вернер Херцог, 1970)
- Детонатор / Primer (Шейн Кэррут, 2004)
- Обед нагишом / Naked Lunch (Дэвид Кроненберг, 1991)
- Облачный атлас / Cloud Atlas (Лана Вачовски, Лилли Вачовски, Том Тыквер, 2012)
- Корпорация «Святые Моторы» / Holy Motors (Леос Каракс, 2012)
- Дом / Hausu (Нобухико Обаяси, 1977)
- Внутренняя империя / Inland Empire (Дэвид Линч, 2006)
- Зеркало (Андрей Тарковский, 1974)
- Святая Гора / The Holy Mountain (Алехандро Ходоровски, 1973)
- Космическая одиссея 2001 года / 2001: A Space Odyssey (Стэнли Кубрик, 1968)
- «Донни Дарко»
- «Что гложет Гилберта Грейпа»
- «Прерванная жизнь»
- «Страна приливов»
- «Кен Парк»
- «Таинственный лес»
- Осторожно, спойлеры!
Господин Никто / Mr. Nobody (Жако ван Дормель, 2009)
Люди на планете давно бессмертны, их клетки искусственно обновляются и организмы не стареют. Они с удовольствием наблюдают за телешоу, в котором главный герой – последний из смертных, 118-летний старик Немо, рассказывающий разнообразные истории из своей жизни, в том числе взаимоисключающие, чем запутывает зрителей. Какова же была его настоящая жизнь? Это фильм о том, что каждый человек вынужден делать выбор, и пока он не сделан, существуют бесконечные возможности.
Контроль / Kontroll (Нимрод Антал, 2003)
Венгерский фильм о мрачном будущем, где действие в основном происходит в метрополитене. Фильм по-настоящему впечатляющий, полон гениальных переходов от драмы к комедии, от комедии к триллеру. «Контроль» принадлежит к числу самых странных, сложных и тревожных фильмов.
Экзистенция / eXistenZ (Дэвид Кроненберг, 1999)
Психологический триллер «Экзистенция» можно рассмотреть как римейк к фантастическому ужастику «Видеодром» (Videodrome). Странное приключение, в которое втягиваются лучший дизайнер игровых приставок в мире Аллегра Геллер (Дженнифер Джейсон Ли) и стажёр-охранник Тед Пайкл (Джуд Лоу), гарантированно запутывает и героев, и зрителей. Можно ли разобраться, где действительность, где виртуальность, где сон и закончилась ли игра?
Пи / Pi (Даррен Аронофски, 1997)
Психологический триллер Даррена Аронофски об одарённом математике Максе Коэне, который ведёт замкнутый образ жизни и страдает параноями. Он целиком посвящает себя поиску цифрового кода, прогнозирующего изменения курсов биржевых акций. При очередных расчётах спроектированный им компьютер выдаёт набор чисел, который не только может прогнозировать поведение фондовой биржи, но и узнать настоящее имя Бога. Теперь Макса преследуют и аналитики с Уолл-Стрит, и фанатики из тайной религиозной секты.
Эта чёрно-белая кинолента – первая полнометражная работа Аронофски. Несмотря на бюджет всего в 60 тысяч долларов, фильм захватывает сюжетной линией, отлично передаёт эмоции с помощью освещении и музыки.
12 обезьян / 12 Monkeys (Терри Гиллиам, 1995)
Фантастический фильм Гиллиама, снятый по мотивам французского короткометражного фильма «Взлётная полоса», приобрёл статус культового. Роль главного персонажа исполнил Брюс Уиллис. Он сыграл заключённого, который отправляется назад во времени, чтобы собрать информацию о вирусе, унёсшем жизни большей части населения планеты.
Связь / Coherence (Джеймс Уорд Биркит, 2012)
Компания друзей собирается провести вечер вместе за беседой и ужином. Как раз в этот день над Землёй пролетает комета Миллера, о чём рассказывает один из собравшихся. Друзья приступают к ужину, но внезапно во всём доме гаснет свет, сотовая связь пропадает. Дальнейшие события всё более странные и загадочные.
Шпион, выйди вон! / Tinker Tailor Soldier Spy (Томас Альфредсон, 2011)
Это шпионское кино снято совсем не в духе «Джеймса Бонда». Фильм основан на одноимённом романе Джона Ле Каре, события в котором разворачиваются в разгар Холодной войны. В рядах британских спецслужб завёлся «крот», работающий на СССР, но неоднократные попытки его выявить проваливаются. Через кого-то в рядах МИ-6 продолжается утечка данных и теперь за тайные поиски шпиона берётся отставной агент Джордж Смайли, сыгранный Гэри Олдменом.
Помни / Memento (Кристофер Нолан, 2000)
Психологический детектив о молодом человеке по имени Леонард Шелби, который страдает редким расстройством. Он ничего не может удержать в памяти дольше 15 минут. Герой помнит всё до смерти своей жены, но постоянно забывает о недавних событиях и окружающих людях. Леонард вынужден оставлять самому себе фотографии, записки и даже делать татуировки, чтобы найти убийцу жены и отомстить.
Нью-Йорк, Нью-Йорк / Synecdoche, New York (Чарли Кауфман, 2008)
Режиссёрский дебют оскароносного сценариста Чарли Кауфмана о театральном постановщике Кейдене Котарде, который одержим идеей своей последней пьесы. Это странный, нелепый и грандиозный фильм об одиночестве, творческом кризисе, неудовлетворённых желаниях и поиске любви.
Только Бог простит / Only God Forgives (Николас Виндинг Рефн, 2013)
Криминальный артхаусный триллер датско-французского режиссёра и сценариста Николаса Виндинга Рефна «Только Бог простит» – это своеобразное продолжение его успешного нео-нуарного триллера «Драйв». Главную роль снова доверили Райану Гослингу. Он сыграл американца Джулиана, который руководит клубом тайского бокса в Бангкоке. Клуб служит прикрытием для торговли наркотиками. Старший брат Джулиана, Билли, насилует и убивает 16-летнюю проститутку. Лейтенант тайской полиции Чанг позволяет отцу девушки избить Билли, но тот заходит слишком далеко и расправляется с убийцей дочери. В Бангкок прилетает мать братьев, Кристалл, чтобы отомстить за смерть сына.
Фильм не богат репликами, но он выполнен в выразительном графическом стиле. Тишину чаще нарушает звук ножа, вонзающегося в чьё-то горло.
Примесь / Upstream Color (Шейн Каррут, 2013)
Второй полнометражный фильм сценариста и режиссёра Шейна Каррута повествует о двух людях, которые после заражения паразитом поддаются воздействию гипноза обкрадывающего их Вора. Они теряют воспоминания и чувство самосознания, пытаются восстановить свою разрушенную жизнь и по необъяснимым причинам начинают воспринимать воспоминания и личную жизнь друг друга как свою собственную.
Донни Дарко / Donnie Darko (Ричард Келли, 2001)
Мистический триллер с идеей о параллельной реальности, построенный по принципам магического реализма. Старшеклассник Донни остаётся в живых лишь благодаря пророчествам гигантского кролика Фрэнка, что сказывается на судьбах нескольких героев фильма. Сюжет позволяет взглянуть на версию происходящего с позиции «что если».
Шоссе в никуда / Lost Highway (Дэвид Линч, 1997)
«Шоссе в никуда», как и все странные фильмы Линча, это сложнейший лабиринт параллельных миров и загадочных символов. Создатели определили жанр киноленты как «нуаровый хоррор XXI века». В фильме повествуется о том, что саксофониста Фреда Мэдсона признают виновным в убийстве своей жены и приговаривают к казни на электрическом стуле. Но перед исполнением приговора вместо него в камере обнаруживают другого человека.
Икота / Hukkle (Дьёрдь Пальфи, 2002)
В причудливой венгерской деревушке сидит возле своего дома старик и не может справиться с икотой. Казалось бы, ничего незаурядно здесь произойти не может, но история до краёв полна странностями. Один за другим гибнут местные мужчины, и расследовать это дело берётся молодой полицейский. Картина снята в оригинальном стиле, диалогов здесь нет, но видеоряд на высочайшем уровне.
Побудь в моей шкуре / Under the Skin (Джонатан Глейзер, 2014)
Фильм Джонатана Глейзера, в котором Скарлетт Йохансон сыграла, пожалуй, лучшую роль за всю свою кинокарьеру.
Скарлетт – инопланетное существо, имени которого мы так и не узнаем. Она принимает человеческий облик, начинает соблазнять мужчин и приводит их к себе…. Если дальше говорить о сюжете, можно значительно лишить вас впечатлений от просмотра.
«Побудь в моей шкуре» ошеломляет. Смотришь на экран широко раскрытыми глазами, пытаясь осмыслить и интерпретировать увиденное. Если предыдущие фильмы в этом списке изучают вопросы жизни, смерти и перевоплощений, то в этой ленте мы имеет дело с человеческим сознанием и личными впечатлениями/ощущениями.
Паприка / Papurika (Сатоси Кон, 2006)
Оригинальное аниме, в котором легко потеряться среди сюрреалистических фантазий и сюжетных линий. Создан инновационный аппарат, позволяющий терапевтам смотреть сны своих пациентов, чтобы лечить психические расстройства. Но когда устройство крадут злоумышленники, сны людей сливаются и смешиваются с реальностью. Спасти ситуацию под силу лишь Паприке.
Матрица / Matrix trilogy (братья (ныне сёстры) Вачовски, 1999-2003)
Культовый научно-фантастический боевик, породивший массу новых идей и отполировавший до блеска идеи старые. Настоящий шедевр фантастики об истинной природе реальности, где каждая сцена оказывает глубокое впечатление.
Сатирикон Феллини / Fellini – Satyricon (Федерико Феллини, 1969)
Римская империя времён правления Нерона показана на пике своего упадка и разврата. Фильм снят по мотивам одноимённого романа Петрония и наполнен сценами прелюбодеяния, похоти, чревоугодия, зависти, жестокости и пышными эротическими эпизодами. Федерико Феллини драмой «Сатирикон» переносит зрителей в лупанарий (бордель) и рисует живое представление о Риме как о месте, где есть место для всякого рода причудливой фантазии. При этом герои напоминают современное общество, стремящееся к «полной свободе», наркотикам и сексуальным отношениям всех мастей.
Шизополис / Schizopolis (Стивен Содерберг, 1996)
Фильм совсем не похож на такие картины режиссёра, как «Эрин Брокович» или «Одиннадцать друзей Оушена». «Шизополис» – экспериментальная комедия Содеберга, в которой он к тому же исполнил одну из главных ролей. После первого просмотра, скорее всего история останется непонятой, но каждый следующий просмотр расставит всё на свои места. Фильм получил статус культового.
Врождённый порок / Inherent Vice (Пол Томас Андерсон, 2014)
Это адаптация Пола Томаса Андерсона в виде комедийной драмы о талантливом и незадачливом частном детективе, который пытается распутать очередное сложное дело, а заодно залечить своё разбитое сердце. Однако гениальный сыщик Ларри Спортелло, роль которого исполнил Хоакин Феникс, испытывает непреодолимую тягу к марихуане и постоянно находится под кайфом. Фильм снят по роману Томаса Пинчона «Внутренний порок» (Врождённый порок), опубликованного в 2009 году.
И карлики начинали с малого / Auch Zwerge haben klein angefangen (Вернер Херцог, 1970)
Вторая полнометражная кинолента легендарного немецкого режиссёра и сценариста. В фильме рассказывается о хаосе, охватившем колонию взбунтовавшихся лилипутов. Новообретённая свобода наполнилась актами анархии и приняла тревожный оборот.
Детонатор / Primer (Шейн Кэррут, 2004)
Некоторые критики назвали эту научно-фантастическую драму фильмом «для думающих людей». Шейн Кэррут закрутил интригу вокруг случайного открытия, позволяющего двум учёным физикам путешествовать во времени. Они решили вернуться в прошлое и обеспечить себе богатое и знаменитое будущее. Фильм сняли при весьма ограниченном бюджете в 7000 долларов. В сюжетный хаос вплетаются вопросы этического характера. Это умное кино с определённым количеством недосказанности.
Обед нагишом / Naked Lunch (Дэвид Кроненберг, 1991)
Кроненберг представил крайне вольную интерпретацию полуавтобиографической книги Уильяма С. Берроуза. Он использовал название произведения и несколько других элементов, а также главный эпизод романа, который также стал решающим в жизни самого писателя. Уильям С. Берроуз убил свою жену на вечеринке, когда в состоянии опьянения объявил, что будет стрелять «в стиле Вильгельма Телля». Она поставила себе стакан на голову, но Берроуз промахнулся. Это трагическое событие легло в основу фильма о писателе, наркомане и шпионе, роль которого сыграл Питер Уэллер. «Обед нагишом» – сплошная смесь из реальной действительности и галлюцинаторного полупараноидального наркотического бреда.
Облачный атлас / Cloud Atlas (Лана Вачовски, Лилли Вачовски, Том Тыквер, 2012)
Том Хэнкс, Хью Грант, Хэлли Берри, Джим Бродбент и другие звёздные киноактёры предстают в различных образах и играют множество ролей в этом фантастическом эпосе, охватывающем века.
«Облачный атлас» – один из самых грандиозных и загадочных фантастических фильмов в истории. Через, казалось бы, безнадёжно несвязное повествование проходит всеобъемлющая тема. Действия каждого отдельного персонажа – отголосок прошлого, причина настоящего и будущего.
Корпорация «Святые Моторы» / Holy Motors (Леос Каракс, 2012)
Французский актёр Дени Лаван (на фото) играет главного героя в этой абсурдной арт-хаусной кинокартине, где за один обычный день он предстаёт в серии неожиданных и в то же время убедительных ролей, постоянно перевоплощаясь в нового персонажа. Второстепенных персонажей изобразили: Эдит Скоб в роли водителя лимузина героя Лавана, Ева Мендес в качестве фотомодели и Кайли Миноуг как бывшая подруга Лавана.
Дом / Hausu (Нобухико Обаяси, 1977)
Фильм ужасов о том, как девочка-подросток отправляется с подружками к своей тётушке, которую не видела с детства. Родственница живёт в большом жутком особняке и, кажется, очень рада гостьям. Почти сразу история переходит в смесь фантасмагорического сюрреализма и ужаса.
Внутренняя империя / Inland Empire (Дэвид Линч, 2006)
«Внутренняя империя» – загадочный, таинственный и один из самых запутанных современных фильмов. В этой психологической драме мы можем наблюдать специфические философские понятия, описанные Шопенгауэром, в частности речь идёт о связи памяти с ощущением самоидентификации.
Зеркало (Андрей Тарковский, 1974)
«Зеркало» – нелинейный фильм советского режиссёра и сценариста Андрея Тарковского. Кинолента во многом автобиографична и повествует о детстве Тарковского. Её принято считать одной из самых сложных, самых лучших и самых прекрасных кинокартин Андрея Арсеньевича. Великолепная, очень личная визуальная поэма.
Святая Гора / The Holy Mountain (Алехандро Ходоровски, 1973)
Наш список не мог обойтись без сюрреалистической фантастики с элементами психоделики от чилийского режиссёра Алехандро Ходоровски. В этом культовом фильме представлена своего рода альтернативная реальность, изобилующая религиозной символикой и отсылками к христианству, картам Таро, алхимии и мистической философии.
Космическая одиссея 2001 года / 2001: A Space Odyssey (Стэнли Кубрик, 1968)
Это культовый научно-фантастический шедевр и целая веха не только в жанре, но и в мировом кинематографе. Фильм сочетает потрясающие визуальные эффекты и величие классической музыки с фрагментами микрополифонических произведений Дьёрдь Лигети. По версии Американского института кино, это лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда, а по версии международных кинокритиков – и во всей истории мирового кино. Эта работа Стэнли Кубрика о разведывании истории и будущего человечества будоражит зрителя, сталкивая лицом к лицу с великим неизвестным пространства и времени.
Юность — время, когда происходит тотальная переоценка ценностей, и это совершенно нормально. Каждое требование вызывает вопрос «зачем?», а то и активный протест, если обоснования кажутся недостаточно убедительными. Важно учиться понимать, что чувствуют окружающие, почему они испытывают такие эмоции, как с этим быть и как реагировать. Да что там окружающие, первый шаг к выходу из конфликта — разобраться, что чувствуешь ты сам. По правде сказать, вряд ли эта проблема свойственна только подросткам и проходит в какой-то момент времени, но в юности она особенно остра.
Идея однозначного позитивного примера — во многом устаревшая. Она относится к тем же временам, что и классицистская модель, где положительный герой выражает позицию писателя по каким-то вопросам. Ещё в прошлом веке культура взбунтовалась против такой назидательности, так что следует ожидать, что и подросток поступит так же. А вот экзистенциальный взгляд на персонажа подразумевает, что живой человек с его слабостями, странностями и недостатками пытается привыкнуть к жизни — как и мы все. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Негативные примеры выводят из зоны комфорта, показывая, что есть проблемы посерьёзнее наших.
В этой подборке мы собрали неоднозначные фильмы о молодых и для молодых, которые могут быть полезны для развития эмоционального интеллекта и навыков выживания в социуме.
«Донни Дарко»
Культовый мистический триллер с Джейком Джилленхоллом в главной роли. Замкнутый подросток Донни, который живёт в маленьком американском городке, обнаруживает, что ему трудно отличать реальность от галлюцинаций, и начинает совершать поступки, смысла которых сам не может понять. У сюрреалистических событий фильма оказывается объяснение в духе магического реализма — всё дело во временных парадоксах. Однако популярность фильм получил именно благодаря тому, что странное состояние и особые способности Донни Дарко стали удачной метафорой подросткового смятения, когда привычная реальность трещит по швам.
«Что гложет Гилберта Грейпа»
«Гилберта Грейпа» особенно хорошо смотреть после какой-нибудь экранизации комиксов «Марвел». В противовес зрелищным историям о супергероях, спасающих мир, этот фильм рассказывает о ежедневном, обыденном и привычном подвиге. Скромный парень Гилберт живёт в глубинке, где самым ярким культурным событием становится открытие новой бургерной. Может, он и хотел бы учиться и строить карьеру, но такой возможности нет. После смерти отца ему нужно заботиться о матери, которая не может выйти из дома, сёстрах и проблемном младшем брате с особенностями развития. Звёздный состав не оставит равнодушным — в фильме снялись совсем юные Джонни Депп, Леонардо Ди Каприо и Джульетт Льюис.
«Прерванная жизнь»
Своего рода «Пролетая над гнездом кукушки», только с девушками в главных ролях. Восемнадцатилетняя Сюзанна (Вайнона Райдер) попадает в психиатрическую клинику после попытки покончить с собой. Здесь ей предстоит разобраться, где граница между юношеским отчаянием, неспособностью найти себя — и реальным безумием. Сюзанна знакомится с агрессивной бунтаркой Лисой (Анджелина Джоли), которая становится для неё подругой, но в то же время и антипримером. Сюзанна понимает, что попытка уйти из жизни была направлена на то, чтобы наладить диалог с миром, а не покинуть его. В то время как Лиса продолжает быть заложницей ситуации, вновь и вновь возвращаясь в клинику, Сюзанна находит в себе силы оставить этот период жизни позади и стать писательницей.
«Страна приливов»
Экранизация Терри Гильямом одноименной книги Митча Каллина. Традиционный конфликт между «плохими» детьми и «хорошими» родителями здесь вывернут наизнанку. Одиннадцатилетняя Джелиза-Роза выросла в семье неадекватных родителей, которые принимали наркотики и ссорились. Пластичная детская психика приспособилась к ситуации — Джелиза-Роза научилась выживать и даже весело проводить время. Её мир, лишенный родительских фигур, у которых можно просить поддержки и заботы, превращается в жутковатую сказку собственного сочинения, страшную аллюзию на «Алису в Стране Чудес». Зрителю остается только пожелать себе такой стойкости, как у героини, и порадоваться, что в его семье дела идут не так уж плохо.
«Кен Парк»
Скандальная американская социально-эротическая драма о подростках, которую Америка толком и не увидела, а в Австралии он запрещён по сей день. Зато Россия была первой страной в мире, где лента вышла в прокат. Большинство родителей определённо придут в ужас во время просмотра, и будут правы — в фильме нет ни одного сколько-нибудь положительного взрослого персонажа. Не беспокойтесь: подростки, находящиеся в разгаре самоидентификации, тоже придут в ужас, раздумывая: неужели всё, на что они способны — это бестолковый суицид, сексуальные игрища и убийство родных на почве психоза?
«Таинственный лес»
Фильм-притча о том, что границы нашего мира обусловлены только нашей осведомленностью. Герои живут в мире, который по уровню развития соответствует концу XIX века. Старейшины сурово порицают жизнь в «городах», лежащих за пределами поселения — там, по их словам, царят одни пороки и беззакония. Жизнь общины подчинена строгим правилам: нельзя ходить в лес, в котором, по поверью, обитают опасные существа, нельзя носить красное — этот цвет приманивает зло. Героиню фильма, незрячую девушку Айви, однажды выпускают за пределы этого мирка. Тут зритель узнает о том, чем же на самом деле является поселение луддитов, что лежит за его пределами и что за существа прячутся в лесу. Развязка тайны будет, что называется, наводящей на мысли.
«Джокер» с Хоакином Фениксом — один из самых ожидаемых фильмов этого года. Наш постоянный автор Кирилл Размыслович ознакомился со сценарием будущего фильма и поделился впечатлениями.
В последние годы в Голливуде наметился тренд. Кинодеятели, в основном ассоциирующиеся с комедиями, стали браться за серьезные проекты — зачастую с неплохими результатами. Из самых очевидных примеров можно вспомнить «Прочь» (Джордан Пил) и «Зеленую книгу» (Питер Фарелли). Из менее очевидных — недавний сиквел «Хэллоуина» и анонсированный на днях ребут «Пилы».
К этой цепочке можно отнести и грядущего «Джокера». Режиссер и один из сценаристов проекта — Тодд Филлипс, послужной список которого состоит в основном из комедий («Мальчишник в Вегасе», «Впритык», «Старски и Хатч»). Фильм уже снят, его премьера намечена на 4 октября этого года. К моему огромному облегчению, создатели отказались от услуг Джареда Лето и взяли на титульную роль Хоакина Феникса.
Скажу честно, я не фанат супергероики. Такие фильмы помогают убить время, но за редким исключением мне сложно воспринимать их всерьез. Тут играют роль как мои личные предпочтения (мне нравятся истории, где главные герои — обычные люди, а не полубоги, чудесным образом получившие суперсилы), так и тот факт, что экранизации комиксов в Голливуде давно превратились в отлаженный конвейер и в большинстве своем воспринимаются примерно как один и тот же фильм, просто с разными актерами.
Тем не менее описание концепта «Джокера» показалось мне занимательным. Хотя я не буду утверждать, что нам жизненно необходим фильм, подробно рассказывающий историю появления сумасшедшего клоуна. В этом плане мне больше нравится традиционный подход, когда есть несколько туманных намеков по поводу прошлого Джокера, но кто он и откуда взялся, в целом остается тайной.
Но то, что кино делается как самодостаточное произведение, никак не связанное с предыдущими фильмами DC, наличие Феникса, обещанный рейтинг R, а также трейлер — все это как минимум выделяет ленту на фоне остальной современной супергероики.
Так что я воспользовался подвернувшейся возможностью и ознакомился со сценарием «Джокера», чтобы оценить его перспективы. Прочитанная версия датирована 13 апреля 2018 года и насчитывает 119 страниц. Ее авторы — Тодд Филлипс и Скотт Сильвер.
Сценарий предваряется таким вот многообещающим вступительным текстом.
Эта история происходит в своей собственной вселенной. Она никак не связана с фильмами по DC, выходившими прежде.
Мы представляем её как классический фильм Warner Bros.: суровый, очень личный и увлекательно безумный. Персонажи живут в реальном мире, и все риски касаются их лично.
Хоть это и не упоминается в фильме, действие происходит в прошлом. Пусть будет 1981 год.
Это смутное время. Уровень преступности в Готэме достиг рекордной отметки. Забастовка мусорщиков парализует город уже шесть недель. Разрыв в доходах между «верхами» и «низами» поражает. Недостижимые фантазии превращаются в иллюзии.
Прежде чем начать разбор полетов, сделаю небольшое отступление. Поскольку я не знаток комиксов, то оцениваю скрипт с позиции обычного зрителя, который знает Джокера исключительно по фильмам. Поэтому не смогу сказать, использовались ли какие-то элементы сценария в выпусках комиксов или сериалах. Также отмечу, что, конечно же, в обзоре будут определенные спойлеры. Так что если вы не хотите знать, что Джокер сойдет с ума, а Брюс Уэйн станет сиротой, — не читайте.
Осторожно, спойлеры!
Итак, если бы мне нужно было охарактеризовать сценарий одним словом, я бы выбрал «унижение». И нет, это слово не относится к качеству текста. Оно характеризует сюжетную арку заглавного героя. Но обо всем по порядку.
В версии Филлипса Джокера зовут Артур Флек. Он, как может, пытается свести концы с концами в охваченном экономической депрессией Готэме. После потери предыдущей работы Артур пытается подрабатывать клоуном. Получается не очень удачно. Во-первых, Артур страдает от специфического психического заболевания. Оно в том числе выражается в неконтролируемых приступах смеха. Герой даже носит с собой специальную карточку, объясняющую людям, что это не настоящий смех, а симптом болезни.
А во-вторых, Артур подвергается постоянным издевкам со стороны окружающих. Они как раз показаны в трейлере. Когда я его посмотрел, то подумал, что в ролик просто включили все подобные моменты, чтобы надавить на жалость. Но нет, в сценарии этого добра намного больше. На самом деле, по ходу чтения создается впечатление, что над будущим Джокером издевался чуть ли не весь Готэм.
Судите сами. Группа подростков крадет у Артура табличку, заманивает его в переулок и потом избивает. Непонятно что забывшая в метро компания преуспевающих яппи тоже колошматит героя. Коллега по работе, который позиционирует себя как друга, при первой возможности сдает Артура начальству, из-за чего того увольняют. Дворецкий Альфред открыто насмехается над героем. Ведущий популярного развлекательного телешоу показывает по телевизору видеозапись с чудовищно плохим стэндапом Артура и тоже высмеивает его. Врачи в больнице стебутся над ним. Томас Уэйн при встрече отвешивает герою хук. Ну а к концу выясняется, что даже мама Артура на самом деле никакая не его мама и в раннем детстве истязала мальчика, что стало причиной его расстройства.
К слову, хотите верьте, хотите нет, но эпизод встречи Артура с Томасом Уэйном в сценарии выглядит примерно как этот мем
Скажу честно, поначалу это весьма неплохо работает. Мы видим, как герой тщетно пытается удержать под контролем свою болезнь, но жестокий город постепенно перемалывает его, толкая к неизбежному финалу. И ему действительно сопереживаешь. Но в какой-то момент авторы стали перегибать палку. Унижения героя окружающими пересекают экватор сценария и продолжаются чуть ли не до самого конца истории, что несколько обесценивает этот прием.
Понятное дело, что Готэм не самое приятное место для жизни. Но всему же есть какие-то пределы. За исключением соседки практически все, кого встречает Артур, делают ему какие-то гадости или как минимум неприятно себя ведут. Такое ощущение, словно весь город внезапно возненавидел героя и теперь пытается его унизить. В результате к финалу все это начинает восприниматься как какая-то изощренная пародия. Или, говоря словами самого Джокера, — плохая комедия. Если задуматься, возможно, именно такого эффекта и планировали добиться авторы.
Унижения унижениями — но на чем же строится сам сюжет «Джокера»? На это сложно дать простой ответ. Дело в том, что сценарий явно вдохновлен «Таксистом». Это история медленно сходящего с ума человека в деградирующем мегаполисе. Практически все показываемые события подаются через призму восприятия героя — его тщетные попытки наладить контакт с другими людьми, быть нормальным и вписаться в общество. Поэтому на первом месте находится сам Артур, его скитания по Готэму и общая атмосфера упадка, грязи и отчаяния. Время от времени история разбавляется вспышками насилия (да, сценарий заточен под рейтинг R) — но традиционного экшена тут практически нет.
Вероятно, именно поэтому на одну из ролей взяли Роберта Де Ниро. Да и изначальным продюсером проекта был Мартин Скорсезе
В сценарии можно выделить две базовые сюжетные линии. Первая сводится к тому, что Артур пытается узнать, кто же его отец. Некоторое время он даже считает, что это Томас Уэйн. К счастью, впоследствии это оказывается фейк-ньюс, — подобная «Санта-Барбара» оказалась бы откровенным перебором.
Вторая сюжетная линия стартует после того, как Артур в гриме Джокера убивает трех избивавших его богатеньких молодчиков. Казалось бы, что это переломный момент, после которого герой окончательно слетит с катушек, примет новую личность и т. д. Но нет, авторы «Джокера» обманывают ожидания. После этого инцидента Артур некоторое время живет в прежнем режиме. А вот значительная часть обнищавшего населения Готэма, которая люто ненавидит местную элиту, выступает в поддержку неизвестного «благодетеля» и начинает компанию под призывом «убивай богачей». В результате клоун из метро невольно становится символом сопротивления властям. В городе начинают продаваться его маски, а в финале вспыхивают массовые беспорядки с участием тысяч косплеящих Джокера протестующих.
Вся эта линия, конечно, содержит ряд определенных политических аллюзий. Так что не удивлюсь, если после выхода фильма в Штатах вспыхнет парочка скандалов. У меня лично она вызвала двойственные ощущения. С одной стороны, авторы используют то, что в финале чуть ли не весь город одет как Джокер, чтобы креативно обыграть один архетипичный сюжет. С другой, в этой версии Артур, по сути, обычный городской сумасшедший, но при этом вокруг него почему-то постоянно происходят важнейшие события, что как минимум странно. Хотя поскольку герой весь фильм постепенно сходит с ума, эти странности в какой-то степени работают на общую атмосферу.
Подводя итоги, я бы сказал, что в первую очередь «Джокер» — драма про одного очень несчастного человека. Это не классический голливудский ориджин, в конце которого клоун соберет банду подручных, разработает коварный план и начнет терроризировать Готэм. Возможно, кино и будет снято в несколько вычурном стиле, но его сюжет предельно реалистичен и не содержит никаких фантастических элементов. У Артура нет военной подготовки, преступных навыков и соратников. Большую часть сценария он сопротивляется неизбежному и лишь в самом конце решает заявить о себе.
И опять же, следует понимать, что это все равно не тот Джокер, который будет минировать паромы и устраивать парады. Это не тот Джокер, который весело убивает людей направо и налево, сопровождая процесс различными коронными фразами. В первую очередь это одинокий человек со сломанной жизнью, который выбрал насилие как единственный доступный ответ злому миру. Если заменить здешний Готэм на реальный город — это никак не скажется на сюжете.
Возможно, не всем придется по душе подобный подход. Уверен, многие зрители ждут от картины (по крайней мере от второй ее половины) классического джокер-экшена, а не драмы. Но, вспомнив десяток последних комикс-экранизаций, где вся фантазия авторов сводилась к финалу с летающими по городу героями и злодеями, швыряющими друг друга в здания, должен сказать, что я вовсе не против такой версии. На бумаге «Джокер» действительно воспринимается как самостоятельный фильм, а не очередной эпизод, сошедший с конвейера DC/Marvel.
Как я уже сказал, для меня самое слабое место сценария — это бесконечные унижения Артура с целью выжать из зрителя слезу. Авторы показывают практически всех жителей Готэма как плохих людей, заранее оправдывая Джокера по принципу «он ни в чем не виноват, его таким сделало окружение». Но мне кажется, что они серьезно переборщили с данным компонентом. Жизнь ведь не состоит лишь из черных полос. Чтобы подобный прием действительно сработал, для контраста необходимы и какие-то светлые моменты — иначе в определенный момент начинаешь испытывать безразличие к тому, что случится дальше, поскольку все мелькающие на экране лица одинаково отвратительны.
Но в целом сценарий «Джокера» показался мне интересным упражнением в жанре, эдакой попыткой обыграть классику Мартина Скорсезе в антураже Готэма. Да, он не без недостатков. Но авторов определенно стоит похвалить за смелость и попытку сделать что-то нетипичное для жанра. По идее, у фильма должна быть отличная упадническая атмосфера. И конечно же, не стоит забывать про Хоакина Феникса, у которого есть масса возможностей выдать отличный перформанс, благо Джокер присутствует во всех сценах скрипта.
Я не берусь предсказывать, как в итоге будет воспринят «Джокер». Возможно, его будут хвалить за драму и нетипичный подход. Возможно, его будут ругать из-за неоправданных ожиданий, отсутствия экшена, чрезмерного давления на жалость и некоторых политических аллюзий. Но лично я готов дать ему шанс.