Фильмы с петлей времени
Сегодня, 2 февраля, международный День сурка! Для всех, кто безумно любит одноименный фильм, но затер его до дыр, мы собрали 7 лент о дне, который повторяется снова и снова.
Счастливого дня смерти Blumhouse Productions
С самого утра день Три не задался: сначала она обнаружила себя в чужой комнате, с диким похмельем и во вчерашней одежде, затем опоздала на пары, чуть не попалась на глаза жене своего любовника, и только к концу дня все более-менее пришло в норму. Как вдруг девушку убил незнакомец… Проснувшись в чужой комнате, она поняла, что это был сон. Но по мере того, как продолжился этот день, девушка поняла, что попала в адскую временную петлю.
Грань будущего Грань будущего
В недалеком будущем раса инопланетян вторгается на Землю. Никакая армия в мире не может противостоять им. Майор Уильям Кейдж умирает в бою, но случается невозможное — он погибает на поле боя, попадает во временную петлю и переживает битву снова и снова. И каждое повторяющееся сражение приближает его к разгадке того, как победить врага.
Матрица времени Jon Shestack Productions
Роковая автоавария заключает популярную беззаботную старшеклассницу Саманту во временную петлю. Что-то не отпускает ее из нашего мира, заставляя заново проживать свой последний день.
Исходный код The Mark Gordon Company
Солдат по имени Коултер мистическим образом оказывается в теле неизвестного мужчины, погибшего в железнодорожной катастрофе. Восемь минут — именно столько времени у героя, чтобы успеть предотвратить взрыв бомбы в поезде. Но у него есть фора — в случае неудачи он снова и снова возвращается на восемь минут назад.
Повторяющие реальность Rampart Films
Трое молодых пациентов реабилитационной клиники застряли в ловушке времени. Сначала всем кажется, что это весело, так как можно грабить магазины, пробовать наркотики и даже рисковать жизнью. Но через несколько «повторов» они осознают, что нужно придумать, каким образом вырваться из этой временной клетки.
Лимб Canadian Audio-Visual Certification Office (CAVCO)
Лиза готовится отметить свое 16-летие вместе с младшим братом и любимыми родителями. Обычный день проходит обыденно и спокойно. Вот только никто, кроме девушки, не подозревает, что они проживают один и тот же день уже многие годы.
Треугольник
Истории людей, сумевших подчинить себе время, захватывают дух. Каждому из нас хотелось бы ненадолго вернуться в прошлое, чтобы исправить дурацкие ошибки или предупредить себя о надвигающейся беде. Каждому из нас хотелось бы хоть одним глазком заглянуть в будущее, чтобы узнать — какими будут технологии через несколько десятилетий и как вообще сложится наша судьба.
В сегодняшней подборке вы найдёте фильмы, главные герои которых научились путешествовать во времени. Для некоторых из них это стало настоящей трагедией. Почему? Чтобы узнать ответ на этот вопрос — читайте нашу подборку.
Содержание
- Жена путешественника во времени
- Зависнуть в Палм-Спрингс
- Машина времени
- Назад в будущее
- Эффект бабочки
- Петля времени
- Бойфренд из будущего
- Патруль времени
- Ошибка времени
- Полночь в Париже
- Дежавю
- В ловушке времени
- 12 обезьян
- Клик: с пультом по жизни
- Пиджак
- Кейт и Лео
- Плезантвиль
- День сурка (1993), рейтинг КП 8.1
- Грань будущего (2014), рейтинг КП 7.94
- Зеркало для героя (1987), рейтинг КП 7.84
- Исходный код (2011), рейтинг КП 7.76
- Беги, Лола, беги (1998), рейтинг КП 7.54
- Треугольник (2009), рейтинг КП 6.82
- Провал во времени (1997), рейтинг КП 6.79
- Счастливого дня смерти (2017), рейтинг КП 6.78
- Двенадцать ноль одна пополуночи (1993), рейтинг КП 6.62
- ARQ/Арка (2016), рейтинг КП 6.39
- Уже вчера (2004), рейтинг КП 6.36
- Матрица времени (2017), рейтинг КП 6.23
- Снова голый (2000), рейтинг КП 6.15
- Повторяющие реальность (2010), рейтинг КП 6.09
- Лимб (2013), рейтинг КП 6.04
- Детонатор (2004), рейтинг КП 5.96
- Инцидент (2014), рейтинг КП 5.93
- Петля (2016), рейтинг КП 5.85
- Голышом (2017), рейтинг КП 5.63
- Синхронность (2015), рейтинг КП 5.36
- Сурок в колесе
- Невольные предтечи
- Дело о плагиате
- Закольцованные
- Петли живые и мёртвые
- Сурки старого света
- Праздник каждый день
- В следующей серии
- День кролика
- * * *
Жена путешественника во времени
У Генри – чертовски редкое заболевание: синдром путешествий во времени. Перемещения происходят непроизвольно и могут застать мужчину в любое время и в любом месте. Впрочем, как и любовь… Со своей будущей избранницей Генри знакомится, когда ей всего шесть лет, а ему тридцать шесть. Потом – скачок во времени: и вот он уже на пять лет моложе, а она – на семнадцать лет старше. Они женятся, но еще не знают, какой комичной, трагичной, сложной и прекрасной будет их любовная история.
Зависнуть в Палм-Спрингс
Фантастическая романтическая комедия Макса Барбакова про временную петлю, главные роли исполнили Энди Сэмберг, Кристин Милиоти, Питер Галлахер и Дж. К. Симмонс.
Девятое ноября. Молодой парень по имени Найлз вместе со своей девушкой Мисти отправляется в Палм-Спрингс, чтобы присутствовать на свадьбе друзей. Он с нетерпением ждал этой поездки, хотел отдохнуть от души, но после церемонии бракосочетания узнал, что Мисти ему изменяла, и это значит, что их отношениям вот-вот придет конец.
Не в силах справиться с переживаниями, Найлз увлекается общением с Сарой, сестрой невесты. Говорят, клин клином вышибают, и почему бы не попробовать? Молодые люди флиртуют и проводят время вместе. Все идет к сексу. Но вот они сталкиваются с вооруженным стариком, который ранит Найлза. Скрываясь от потенциального убийцы, он попадает в пещеру, а потом снова просыпается утром девятого ноября рядом с Мисти… Снова и снова.
Машина времени
Все величайшие открытия делаются не из любви к миру, а из любви к отдельному человеку. Ученый-физик Александр Хартдеген потерял свою возлюбленную, погибшую от шальной пули, и чтобы вернуть ее, изобрел машину времени. Но он не знал, что существует особый закон природы: прошлое изменить невозможно, кто бы и как бы сильно не хотел этого… Попытавшись спасти невесту и сам получив ранение, он с трудом добирается до своего изобретения, чтобы вернуться домой. В процессе перемещения он теряет сознание, а когда приходит в себя, понимает, что находится в глубоком будущем, и Земля изменилась до неузнаваемости.
Назад в будущее
У Марти типичная жизнь типичного подростка: нелады в школе, ссоры с друзьями, страдающая от алкоголизма и ожирения мамаша и бедолага-отец, над которым на работе издевается босс. Еще у Марти есть друг – эксцентричный профессор-физик Эммет Браун, который изобрел машину времени. Марти совсем не хотелось проказничать, но случайно он активирует фантастический механизм и попадает в прошлое. Там он сталкивается с собственными родителями, которые еще даже не знакомы между собой. И – случайно делает вещь, из-за которой они могут не познакомиться вовсе… Теперь у Марти только одна надежда: отыскать друга-доктора, который, между прочим, тоже еще не изобретал никакой машины времени, и заставить его изобрести ее, чтобы вернуться домой. А еще, кстати, нужно все-таки познакомить родителей…
Эффект бабочки
Эвану не очень повезло с отцом: когда-то тому поставили неутешительный диагноз, и теперь бедняга сидит в психушке. У самого Эвана тоже с детства проблемы с психикой: он не помнит отдельные отрывки из своей жизни, какие-то моменты, когда происходили неприятные, болезненные, даже страшные для него вещи. По совету психолога он с детства ведет дневник, где старается зафиксировать на бумаге те неприятные воспоминания, которые вскоре наверняка выпадут из памяти. Став взрослее, Эван неожиданно обнаруживает, что при перечитывании своих дневниковых записей способен возвращаться в прошлое и менять его…
Петля времени
Машина времени, конечно, была изобретена для благих целей, но мафия находит ей свое применение: перемещаясь на десятки лет назад, они бесследно прячут трупы своих жертв. Кроме того, у них есть особая традиция: лучшие киллеры мафии – их зовут луперы, – однажды отправляются в будущее и убивают самих себя, чтобы не стать старыми и немощными и не попасться в лапы врагов. Лупер по имени Джо Симмонс тоже отправляется в будущее с заданием уничтожить самого себя, но – вот неожиданность! – Старый Джо оказывается куда проворнее и умнее и сбегает от самого себя. Более того, он решает отправиться в далекое прошлое, чтобы устранить проблему на корню – уничтожить ребенка, который однажды вырастет и станет главарем той самой мафии…
Фил Коннорс – тот еще засранец. Сотрудник телевидения, надменный, жадный, жалкий, ненавидящий свою работу, второго февраля он отправляется в студию, чтобы участвовать в проведении Дня Сурка. Но судьба – или вселенная, – совершает с ним злую шутку: чтобы проучить мужчину и научить его ценить собственную жизнь, работу и людей вокруг, она ставит проклятое второе февраля на «репит», повторяя его бесконечное множество раз. И только сам Фил осознает это, понимая, что снова и снова проживает один и тот же день… Ему страшно, он злится, его откровенно жаль, но что он должен сделать, чтобы разорвать временную петлю и чтобы наконец наступило третье февраля?
Бойфренд из будущего
Любовь с первого взгляда – это все ерунда, миф, выдумка, уверен красавчик Тим. У Тима, впрочем, все козыри на руках: он хорош собой, умен, отлично зарабатывает. Почему же девушка его мечты не хочет пойти с ним на второе свидание? Ах да, совсем забыли: еще Тим умеет перемещаться во времени! И он готов бесконечно повторять то самое первое свидание, чтобы понравиться избраннице и заслужить право второй встречи.
У майора Уильяма Кейджа, ведущего ожесточенные бои на рубежах Земли, подвергнутой нападению инопланетян, свой день сурка: раз за разом он вынужден участвовать в одном и том же сражении, в конце которого погибает. Затем восстает – сражается – и погибает опять… Со временем он начинает понимать: возможно, временная петля – и есть ключ к победе над инопланетными захватчиками.
Коултер – рядовой солдат, который неожиданно попадает в тело другого мужчины, а затем погибает во время железнодорожной катастрофы. Но вот парадокс: уже через несколько мгновений после смерти он снова приходит в себя в теле того самого мужчины. И – снова катастрофа. Кто и зачем пускает поезд с рельс, и как найти этого злодея? Коултер уверен, что это единственный способ что-то изменить, остаться в живых и вернуться в свое тело.
Патруль времени
В недалеком будущем у полиции – неограниченные возможности: теперь полицейские могут перемещаться во времени и предотвращать преступления до того, как они будут совершены, а злодеев привлекать к ответу до того, как они сделают что-то плохое. Но всегда ли будет работать эта схема? И что случится, если однажды найдется человек, который обойдет патруль времени и подвергнет смертельной опасности весь Нью-Йорк?
Ошибка времени
Финн, Келли и Джаспер снимают одну квартиру на троих и дружат между собой. У каждого из них своя заветная мечта: Финн хочет стать художником, Келли украдкой пишет талантливые рассказы, а Джаспер надеется однажды сказочно разбогатеть на ставках на собачьи бега. В квартире своего соседа они неожиданно находят необычный механизм, который каждый вечер в одно и то же время делает фотографию их гостиной через окно напротив. На фотографии всегда изображено то, что будет происходить в гостиной через сутки. Ребята понимают: странный механизм – это машина времени! А значит, теперь все их мечты могут исполниться… или нет?
Полночь в Париже
У многих из нас есть странное ощущение, что мы живем не в то время, в какое следовало бы… Вот и герою истории, талантливому писателю, хочется переместиться во времени, чтобы жить рядом со своими литературными кумирами. Однажды это и вправду происходит: мужчина перемещается в прошлое, где знакомится с Фицджеральдом, и Хэммингуэем, и Пикассо, и Гертрудой Стайн, и конечно, он хочет остаться там навсегда…
Дежавю
Федеральное Бюро Расследований давно обладает фантастическим преимуществом: его агенты могут перемещаться во времени, расследуя свои дела. Вот и агент Даг Карлин отправляется в прошлое, чтобы выяснить, почему случилась катастрофа на морском пароме. В прошлом Даг встречает девушку. Мужчина знает: она будет убита. Но он знает и другое: он безнадежно в нее влюблен. Неужели нет ни единого шанса спасти ее, не нарушив основного хода событий?
В ловушке времени
Профессор-археолог Джонсон фанатично изучает обстоятельства знаменитой Столетней войны, вместе со своими студентами проводя раскопки в центре Европы. Но в какой-то момент мужчина просто исчезает. Обеспокоенные студенты не могут найти его день, и два, и три… Зато находят загадочный свиток – от профессора! В письма он сообщает, что попал во временную дыру и сейчас находится в четырнадцатом веке. Шокирующая новость быстро распространяется на миру, а еще через несколько дней к растерянным студентам обращается крупная американская корпорация, которая заявляет, что у них есть машина времени и они готовы посодействовать в поисках пропавшего археолога…
12 обезьян
В 2015 году планету постигла страшная участь: почти все люди погибли от неизвестного вируса, и лишь считанным единицам удалось скрыться под землей. Теперь там свой мир и свои правила. Коул – уголовник. К таким, как он, здесь относятся с пренебрежением. Неудивительно, что именно на нем решают испытать новое изобретение – машину времени. Теперь Коулу предстоит отправиться в 2015 год и предотвратить эпидемию.
Клик: с пультом по жизни
Как же круто, когда у тебя есть пульт от собственной жизни: можно перемотать время назад и заново пережить красивое свидание, романтическую прогулку или отличный секс. Зато плохое, неприятное – работу, болезни, ссоры с любимой женщиной, – можно легко прокрутить и не переживать вовсе. Главный герой определенно счастлив такому приобретению. Но техника – она и есть техника: однажды она может сломаться. И вот пульт уже самостоятельно выбирает, какие моменты поставить на «репит», а какие перемотать…
Пиджак
Война – это не только физические раны, но и раны психологические: вернувшись с фронта, главный герой никак не может прийти в себя, у него случаются приступы амнезии, и провалы в памяти оказываются особенно некстати, когда его обвиняют в гибели полицейского. В расстроенных чувствах, потерянный и морально раздавленный, герой попадает в психушку. Там с ним работает врач, у которого есть особая вакцина, способная возвращать потерянные воспоминания. Вот только у вакцины есть побочные действия, и возможно, она смертельно опасна для пациента…
Кейт и Лео
Обитатель девятнадцатого века, герцог Лео Олбанский, натыкается на временную дыру и попадает в современный Нью-Йорк. Там он знакомится с успешной бизнес-вумен и просто красавицей Кейт. Разве возможны чувства между этими людьми? И если да – разве возможно, чтобы они были вместе, ведь Лео непременно нужно вернуться обратно домой?
Плезантвиль
«Плезантвиль» — увлекательное телевизионное шоу, собирающее у экранов миллионы зрителей по всему миру. В этом шоу несколько тысяч людей живут в искусственно созданном одноименном городке, где течет по-настоящему утопическая, райская жизнь, и все красивы, умны, веселы, благополучны и счастливы. Дэвид Вагнер, конечно, тоже поклонник телепередачи. Он и представить не может, что однажды сам окажется внутри телевизора…
Посмотрите: 8 сериалов про путешествия во времени
Кстати, у нас есть канал в Яндекс.Дзен. Там мы публикуем новости о кино и сериалах, подборки и интересные кадры со съемок.
Подпишись, чтобы читать эти материалы в числе первых!
Оговоримся, что тут будут представлены только фильмы, где присутствует петля времени, выбраться и попасть в которую главный герой (или герои) по своему велению не могут (за исключением концовки, когда сюжет доходит до своего логического завершения, обуславливающего выход из петли).
День сурка (1993), рейтинг КП 8.1
Про этот фильм расскажем вкратце, поскольку 90% населения Земли, научившегося читать, уже его смотрело. Ведущий прогноза погоды одного из известных американских телеканалов уезжает в глубинку, чтобы посмотреть на сурка и снять ролик о том, как долго нам еще ждать весенних деньков. Далее главному герою в исполнении Билла Мюррея пришлось переживать этот «День сурка» снова и снова неисчислимое количество раз, пока он не решит, что он делает не так, чтобы проникнуть, наконец, в следующий день.
История вышла потрясающая, а потому во всем мире этот фильм возведен в ранг «пост-рождественских», как «Один дома» — в разряд «рождественских».
Грань будущего (2014), рейтинг КП 7.94
В отличие от «Дня сурка» это не комедия, а фантастический боевик и тут «таймбэки» случаются по вине пришельцев, с которыми ведет войну человечество. Но пока герой Тома Круза разберется что к чему, ему придется переживать один и тот же день, и один и тот же бой снова и снова, пока он не вникнет в то, как отключить эту адскую машину, способную вызывать эти временные петли, а по совместительству и помочь человечеству сломить ненавистного врага.
На высоте здесь все. И потрясающие спецэффекты, и работа оператора, и замечательная игра актеров. Постарались все, а потому и фильм получился зрелищным, захватывающим и, самое главное, – интересным. А потому и смотрится избитая тема на фоне всего вышеописанного не так пресно.
Зеркало для героя (1987), рейтинг КП 7.84
Оказывается, тема «временных петель» не нова и для нашего российского киноискусства. Герои Сергея Колтакова и Ивана Бортника необъяснимою волею судьбы забрасываются в прошлое на целых 40 лет, где с ними и случаются бесконечные повторы одного и того же дня, то есть – 8 мая 1949 года.
Прибывшие из далекого 87 года Сергей и Андрей (так зовут главных героев) совсем не понимают жизни, хотя и не чувствуют этого. Им кажется, что вот их поколение – оно ого-го, и именно ему приходится тяжко. Что ж, в этой картине они узнают на собственной шкуре что значит «тяжко». «Потусовавшись» бесконечное количество раз в стране, только оправляющейся от разрухи, причиненной войной с фашизмом, они хлебнут «тяжкости» по горло.
Исходный код (2011), рейтинг КП 7.76
Придя в себя капитан Коустер, ветеран войны в Афганистане, вдруг осознает, что он вовсе не на задании, а в теле какого-то пращелыги, едущего в поезде куда-то и зачем-то. И с этого момента ему предстоит возвращаться в повторяющиеся без конца последние 8 минут жизни этого человека раз за разом, пока ему не удастся обнаружить то, кто подорвал поезд, в котором он сейчас едет.
Как оказалось, катастрофа, которая вот-вот случится, (извините за парадокс) случилась уже, и, причем, не один раз. И каждый раз при этом уносила огромное количество людских жизней. А может ли оказаться вариант, при котором поезд не взорвется? Военные, разработчики «исходного кода», считают, что не может. Они просто хотят узнать кто был виновником, чтобы наказать его и выйти через него на других террористов – его приспешников, дабы предотвратить такие же теракты в дальнейшем. Но у Коултера на сей счет иное мнение…
Беги, Лола, беги (1998), рейтинг КП 7.54
У Лолы есть только 20 минут на то, чтобы спасти жизнь своему бойфренду. Он, как это и положено неудачникам, будучи курьером у своего злобного босса прошляпил сумку с его баблом. Как водится, за грехи мужчин нередко приходится расплачиваться их женщинам. Что и вышло в случае с Лолой. У нее всего 20 минут на то, чтобы успеть ко времени раздобыть огромную сумму денег (1000 марок) и доставить ее по назначению. Иначе ее дружок распрощается с жизнью.
Но ничего страшного. Как оказывается, если не выйдет – можно начать заново. Поэтому Лола пускается в свой сумасшедший «забег» по Берлину, напичканный огромным количеством неожиданных сюжетных поворотов, снова и снова… Только вот до какой степени эти «попытки» будут продолжаться? И возможен ли здесь благополучный конец вообще?..
Треугольник (2009), рейтинг КП 6.82
Это я хорошая мама, а ни она! Именно так думает хорошая мама, вынужденная убивать хорошую маму — себя, а точнее – своего двойника снова и снова. И все это ради того, чтобы ее малыш был жив…
Но не будем пугать так сразу. Начиналось все очень даже мило, с прогулки на яхте под названием «Треугольник». Только вот яхта терпит крушение в неожиданно налетевшем коротком шторме, после чего пятеро выживших «отдыхающих» оказываются на огромном лайнере, на котором нет ни единой души, и на котором постоянно случаются временные петли. И здесь, чтобы перезапустить петлю., придется убивать всю компанию вновь и вновь. Но не всегда ей. Иногда… Другой ей… А иногда и себя саму… Трудно это понять. Придется смотреть.
Провал во времени (1997), рейтинг КП 6.79
У Карен просто сломалась машина. И Карен просто хотела доехать на попутке до ближайшего телефона. Но разве она могла подумать, что ей доведется тормознуть машину с парочкой, у которой (при чем как у него, так и у нее) с головой не все в порядке.
Мужик, которого превосходно сыграл Джеймс Белуши, уличает свою «милую» в измене, после чего прямо на глазах у Карен разворачиваются драматические события, в которые она оказывается втянута. Женщина бежит с дороги к какому-то строению за колючей проволокой, в котором какой-то мужик проводит эксперименты со временем. И с этого времени ей придется еще не раз вернуться в прошлое, чтобы все исправить. Только вот удастся ли ей все изменить так, чтобы остались «все овцы целы»? Пока что все становится только хуже и хуже…
Счастливого дня смерти (2017), рейтинг КП 6.78
Молодежно-ужастиковая интерпретация «Дня сурка». Кристофер Лэндон, режиссер картины, был совершенно согласен с тем, что «старперовская» версия годится только для романтиков в годах и создал версию, в которой главный герой, во-первых, не мужчина, во-вторых, не старпер, а в-третьих, соплей с маслом про любовь здесь и в помине нет. Тут героиню Джессики Рот Тришу Гелбман постоянно в конце дня убивает какой-то тип в маске, что и заставляет ее не умирать, а раз за разом возвращаться в утро дня ее смерти (а по совместительству и ее день рожденья).
Но основным подарком на день рожденья является бесконечный набор жизней, преподнесенный ей какой-то высшей силой. Теперь-то она докопается что это за тип в маске и зачем он постоянно лишает ее жизни… Или, не докопается…
Двенадцать ноль одна пополуночи (1993), рейтинг КП 6.62
Несмотря на то, что этот киношедевр был снят только для ТВ показа, он тоже снискал своих поклонников. Тут сюжет и действия, разворачивающиеся в фильме, очень похожи на ходы, придуманные для «Дня сурка», вышедшего в том же году, только чуть раньше. К примеру ход с лужей, в которую Билл Мюррей вынужден был наступать раз за разом очень похож на то, как раз за разом падал с ломающегося стула Джонатан Силверсмен, исполнитель роли главного героя в фильме «12:01», и так далее.
Но сюжет в данном случае несколько иной. Тут все сродни свежему фильму «Счастливого дня смерти», только убивают здесь не главного героя, а его подругу. А пагубную способность возвращаться в прошлое и каждый раз просыпаться в 12:01 в одно и то же время одного и того же дня он заимел из-за удара током в баре, в котором он напился после убийства подруги. Смог ли он спасти ее от смерти и, в конце концов, выбраться из злополучной петли? Нужно глянуть…
ARQ/Арка (2016), рейтинг КП 6.39
Здесь создатели хотели привнести немного разнообразия тем, что ловушка времени разворачивается на фоне глобальной катастрофы, нависшей над всей Землей. И средство, которое поможет противостоять концу света есть, да вот только выбраться бы из этой петли.
И вроде как можно все исправить главному герою, ведь возвращаясь раз за разом в недалекое прошлое можно пустить события по иному пути. Да вот только незадача: оказывается, «таймбэкам» подвержен не только он, а кое кто еще из группы спецов, застрявших в секретной лаборатории. И этот кто-то совсем не хороший парень…
Уже вчера (2004), рейтинг КП 6.36
Фильм будет интересен еще и тем, что создатели «Дня сурка» подали на создателей «Уже вчера» в суд за плагиат. И хоть в суде и не удовлетворили претензию, нормальному человеку не можит не бросаться в глаза то, что все до мельчайших деталей было переиначено на иной лад, но обязательно присутствует в двойнике.
В «Дне сурка» главный герой отправляется в Панксатони (штат Пенсильвания) чтобы снять сурка, в «Уже вчера» — на Канары чтобы снять аистов. Это и все различие. Остальные детали тоже присутствуют только в несколько иной интерпретации. Даже страховщик «Нед» там есть. И проблема тоже кроется в снобизме главного героя. А как только тот решил влюбиться в… Короче, сами увидите.
Матрица времени (2017), рейтинг КП 6.23
Фильм хорош и напоминает некую помесь «Дня сурка» и «Пункта назначения». Только одна главная героиня знает как чудовищно все обернется в конце концов, и, каждый раз возвращаясь в один и тот же день, пытается подправить события так, чтобы было хорошо и вашим и нашим. Но в жизни так бывает только в редких случаях. А потому все потуги Зои Дойч, исполнительницы роли главной героини фильма, раз за разом оказываются безуспешными и, более того, приводят к еще более ужасным последствиям.
М-да. Тут комедией и не пахнет. Скорее фильм напоминает некий закрученный и замуроченный фантастический триллер с элементами детектива. Ведь актриса изо всех сил старается докопаться что тут пошло не так и что сделать, чтобы это исправить.
Но исправить все бывает под силу только ценой… Хотя, что говорить. Сами все увидите!
Снова голый (2000), рейтинг КП 6.15
Это – чистой воды комедия. И даже если за основу создатели и взяли петлю времени, в которой крутится как белка в колесе главный герой, то с «Днем сурка» его не сравнишь. Сюжет совершенно иной.
Здесь парень каждый раз просыпается с презиком в заднем проходе, голый и в лифте и изо всех сил старается успеть на свадьбу. Причем – его свадьбу! Но последствия буйного мальчишника (или что там было преддверием этому ужасному и вечно повторяющемуся утру) никак не дают ему успеть к бракосочетанию вовремя, из-за чего его любимая ему раз за разом отказывает.
Чем-то фильм сродни фильму «Беги, Лола, беги!», только если там все серьезно, здесь все совершенно несерьезно. Любителям посмеяться категорически советуем к просмотру именно эту версию фильма, а ни сиквел с Марлоном Уайансом. Тот тоже хорош, но…
Повторяющие реальность (2010), рейтинг КП 6.09
В этом фильме смешалось все. Это и фантастика, и триллер, и криминальный боевик и, даже, драма! Но драматизировать ситуацию раньше времени не стоит. О степени драматизма картины можно будет судить только после того, как пойдут заключительные титры. Ведь все в любой момент может пойти в совершенно другом русле.
А сказ тут идет про трех подростков, пациентов одной из клиник, оказавшихся втянутых в кровавые разборки, совершенно не имеющие к ним никакого отношения. Или, наоборот, имеющие? В любом случае, чтобы выпасть из этого бесконечного временного капкана им придется докопаться до истины. И итоговый расклад понравится явно не всем…
Лимб (2013), рейтинг КП 6.04
В этом случае петля времени разворачивается на фоне ужасной атмосферы. Целая семья живет в доме, в котором раннее проживал и издевался над своими жертвами ужасный маньяк. И все, кто по воле случая вселился в этот дом, теперь обречены быть жертвами этого маньяка снова и снова на протяжении бесконечного количества раз. Удастся ли в этой непрерывной череде повторов найти ключ к тому, как прервать эту нескончаемую череду повторяющихся событий?
Туман, мгла, обстановка полного ужаса, двери в подземелье, призраки и неожиданные повороты сюжета – все это лимб, двери из которого откроются только единожды и только в том случае, если…
Детонатор (2004), рейтинг КП 5.96
Тут причиной возникновения временной петли стали молодые люди, перемудрившие с полученными ими знаниями. Их детище, изобретенное ими в гараже, может повернуть вспять все, что до этого люди думали о «времени» как таковом.
Но начав пользоваться этой своеобразной «машиной времени» они и не помышляли, что окажутся в ловушке бесконечно повторяющихся временных промежутков, выхода из которой нет. Хотя, если пораскинуть мозгами, выход должен быть. Но вот только придется чем-то для этого пожертвовать. Или – кем-то…
Инцидент (2014), рейтинг КП 5.93
Идея того, что временная петля может быть ограничена не только во времени, но и в пространстве, заслуживает еще большего поощрения. Как вы себе представляете действия, разворачивающиеся на одной только лестничной клетке или на одном только куске пространства. Едешь по дороге, и в какой-то момент видишь, что никуда не сворачивая, вновь приехал туда же.
Или бежишь по лестнице, и после того как добежал до 10-го этажа обнаруживаешь, что вновь попал на первый. А по тому, что по истечении суток начинаются те же сутки можно догадываться по вновь обновляющемуся запасу съестного, воды и прочих вещей, вновь оказывающихся целыми и лежащими на тех же местах, что и до этого…
В полтора часа экранного времени создатели фильма смогли вместить целых три истории, которые на первый взгляд кажутся абсолютно невзаимосвязанными. Но для того, чтобы смысл происходящего до вас дошел, придется дождаться финальной части.
Петля (2016), рейтинг КП 5.85
Венгры тоже внесли свою лепту в деле создания фильмов на тему «Дня сурка». Хотя «Петля» снята в не совсем стандартном для временных петель ракурсе. Так до конца и непонятно каким образом главный герой, конченный и эгоистичный наркокурьер, за какие-то всего несколько «таймбэков» вдруг превращается в думающего и любящего человека.
Немного наивно, но глянуть разок стоит. Хотя бы из-за того, что в данном случае все двойники главного героя с каждым повтором не исчезают, а тоже остаются в этой же реальности, вследствие чего по фильму ходят уже насколько главных героев, иной раз даже норовящих друг друга слегка придушить…
Голышом (2017), рейтинг КП 5.63
Голливудская «перепевка» фильма шведских кинематографистов «Снова голый». Марлон Уайанс в главной роли – это уже залог успеха, поскольку у многих еще свежи воспоминания о его «подвигах» в комедиях «Без чувств», «Белые цыпочки» и «Шалун». Но для тех, кто смотрел оригинал фильм оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, — да, все снято более «цивильно», во всем чувствуется рука Голливуда. Но того духа и той атмосферы неподдельности уже нет. А потому и рейтингом данный фильм значительно ниже, чем оригинал.
Хотя любителям посмотреть на кривляку Марлона, героя нашумевшего некогда «Не грози Южному централу», пропустить этот фильм будет непростительно.
Синхронность (2015), рейтинг КП 5.36
Данный фильм не целиком в стиле «ловушек времени», но закончить наш топ-20 хочется именно им. И не только потому, что он идет следующим по рейтингу, а затем, что бы еще раз напомнить нашим уважаемым ботанам вот о чем. Прежде, чем что-то изобрести, уважаемые ботаны, думайте о том, к чему может привести ваше изобретение в будущем.
Ну а если уж до чего-то додумались, сто раз подумайте над тем, с кем об этом поделиться. Ведь, как показывает практика, в 99% случаев тем, кому вы хотите поведать о своем открытии, секреты доверять ни в коем случае нельзя. И именно этот фильм всецело отображает то, как не нужно действовать.
А мы с вами прощаемся до следующего нашего развернутого обзора. А пока – приятного вам времяпрепровождения и побольше классных фильмов!
Сможем ли мы хотя бы один день сделать таким, каким он должен быть?
«Зеркало для героя»
Праздник встречи весны в маленьком американском городке благодаря Голливуду ассоциируется с особой разновидностью «дежавю» — ощущением, что один и тот же день повторяется снова и снова. Даже если вы застрянете в 1 апреля или 9 мая — всё равно это будет 2 февраля, День сурка. Плодотворная идея «временной петли» подарила нам немало фильмов, которые интересно смотреть, даже зная фабулу. Потому что всегда хочется узнать, за какие грехи герой оказался в этой карусели и как он умудрится с неё спрыгнуть.
Сурок в колесе
Ведущий прогноза погоды Фил Коннорс в очередной раз приезжает на День сурка в маленький городок Панксатони, штат Пенсильвания. Сегодня при большом скоплении народа из норы достанут сурка, которого тоже зовут Фил, и по его поведению предскажут, когда в этом году придёт весна. Главному герою это всё уже смертельно надоело. У него скверный характер, он ненавидит свою работу, дрянную зимнюю погоду, захолустный городишко, его дремучих жителей, этот дурацкий праздник, а также всех сурков и людей на свете. Вдобавок ещё и дороги из города замело, так что Коннорсу пришлось тут заночевать. И проснуться — утром того же дня, 2 февраля. Он пока не знает, что ему придётся просыпаться в этот день ещё много раз, пытаться понять, что происходит, несколько раз покончить с собой и наделать окружающим людям гадостей — чтобы в конце концов начать посвящать подаренное время саморазвитию, совершать благородные поступки, по-настоящему влюбиться… и наконец-то разорвать порочный круг, проснувшись вместе с любимой женщиной вожделенным утром 3 февраля.
Говорят, что, когда режиссёр Гарольд Рэмис объяснял Биллу Мюррею замысел очередной сцены, тот перебивал и спрашивал: «Ты мне только скажи — хороший Фил или плохой Фил?»
Филу очень повезло — ему дали шанс исправить свою жизнь, да не один, а столько, сколько потребовалось. Так как подобная вереница шансов — мечта миллионов, фантастическая комедия «День сурка» Гарольда Рэмиса, вышедшая в 1993 году, завоевала невероятную зрительскую любовь, а выпущенная на видео, стала ещё популярнее. Конечно, в этом виноваты ещё и обаятельные Билл Мюррей с Энди Макдауэлл, сыгравшие здесь чуть ли не лучшие свои роли. Но без замечательного сценария Дэнни Рубина, который хочется разобрать на цитаты, актёрам было бы нечего играть.
Американская гильдия сценаристов отвела «Дню сурка» 27-ю строчку в списке «101 величайший сценарий». На сайте Rotten Tomatoes, аккумулирующего все мало-мальски значимые критические отзывы на кинофильмы, «День сурка» до сих пор удерживает немыслимые 96% рейтинга одобрения. Фильм был номинирован на премию «Хьюго», но уступил вышедшему в том же году «Парку юрского периода». Зато Энди Макдауэлл получила премию «Сатурн» как лучшая актриса.
Как и положено бессмертной классике, «День сурка» постоянно обрастает новыми трактовками, которых не ждёшь от лёгкой комедии. Некоторые религиозные лидеры назвали его «самым духовным фильмом нашего времени» (впоследствии так именовали «Матрицу»). Католики увидели в «дурной бесконечности», куда попадает герой, аллегорию Чистилища. А буддисты — колесо Сансары, бесконечную цепочку перерождений, вырваться из которой можно, только поднявшись на более высокий духовный уровень.
Название фильма сразу же стало крылатым выражением. Его употребляют в своих речах президенты США, а американские солдаты, служащие в Ираке, мрачно называют «Днём сурка» каждый из своих дней, проведённых там. В фантастике этот образный термин пришёл на смену более скучному — «петле времени». Хотя на самом деле День сурка в строгом значении — это только одна разновидность петли: она должна повторяться несколько раз (в идеале — до бесконечности), захватывать один день (или просто некий ограниченный временной период) и иметь возможность выхода.
Невольные предтечи
«Время останавливается, когда она нажимает на спуск!» — слоган «Повторного представления»
Впервые «петля времени» появилась на киноэкране в 1947 году, в фильме «Повторное представление» (Repeat Performance). Этот фильм-нуар сюжетно ничем не напоминает «День сурка». Здесь нет бесконечно повторяющегося дня — «петля времени» тут всего одна, длиной в год, но основная идея та же: перенос назад во времени как возможность исправить ошибки прошлого. И так же, как и в «Дне сурка», в «Повторном представлении» — одно-единственное фантастическое допущение, но оно оказывается сюжетообразующим. Главная героиня, звезда Бродвея, убившая своего мужа в канун Нового года, каким-то чудом переносится на год назад и получает возможность изменить ход событий. Однако в роковой вечер она снова встаёт перед тем же выбором: стрелять в супруга или нет. История с моралью вполне в духе нуара: судьба всё равно настигнет тебя, как ни старайся переписать прошлое. В 1989 году был снят телевизионный римейк этого фильма под названием «Переведи часы назад» (Turn Back the Clock).
В 1987 году, за шесть лет до «Дня сурка», на советские экраны вышел фильм-притча Владимира Хотиненко «Зеркало для героя». В основу фильма легла одноимённая повесть Святослава Рыбаса — в причастности к фантастике этот средней руки автор больше никогда не был замечен. Двое героев фильма переносятся в прошлое, в 8 мая 1949 года, и попадают в небольшой шахтёрский городок. Здесь они встречают собственных родителей, а один из персонажей — даже самого себя, мальчишку. Неожиданно этот день начинает бесконечно повторяться, а герои спорят о том, как вырваться из петли: ни во что не вмешиваться или, напротив, совершать решительные действия. Причём симпатии автора явно на стороне второго варианта. Попутно у персонажей, как и у героя «Дня сурка», появляется возможность кое-что исправить не столько в прошлом (оно действительно не поддаётся изменениям), сколько в собственных отношениях с близкими людьми.
Дело о плагиате
Зеркало для герояКороткометражка 12:01 PMи её полнометражный ремейк
Фильмы, очень похожие на «День сурка»
Патриоты отечественного кинематографа на полном серьёзе утверждают, что Дэнни Рубин утащил идею своего сценария у создателей «Зеркала для героя», хотя разница между двумя фильмами довольно заметна. А вот сходство «Дня сурка» с другой лентой, вышедшей в том же 1993 году, вызвало полугодовые судебные разбирательства.
Предыстория этой юридической коллизии такова. Молодой режиссёр Джонатан Хип прочёл рассказ малоизвестного у нас фантаста Ричарда Люпоффа «12:01 пополуночи» и снял по нему блестящую 30-минутную короткометражку с Кёртвудом Смитом в главной роли (Кларенс Бодикер из «Робокопа» Верховена), в 1990 году номинированную на «Оскар». Короткометражка была в 1993 году переснята в виде двухчасового телефильма для канала FOX — автор оригинального рассказа оценивает эту версию очень невысоко. Герой рассказа и обеих экранизаций благодаря «петле времени» длиной в одни сутки получает возможность предупредить убийство коллеги. В отличие от «Дня сурка», где нет никаких объяснений тому, что происходит с героем, кроме «это магия», в «12:01 пополуночи» герой докапывается до запрещённых экспериментов в области элементарных частиц — именно эти опыты и вызвали к жизни «закольцованное время». При этом в ловушку попал не только главный герой, но и весь мир, просто герой — единственный, кто сохраняет воспоминания о предыдущем витке петли. Главное отличие полнометражной версии от короткой — наличие хэппи-энда.
Короткометражка 12:01 PM на Youtube (английский язык)
Когда вышел «День сурка», Ричард Люпофф во всеуслышание обвинил создателей фильма в плагиате. Однако тягаться с голливудской юридической махиной у писателя и режиссёра не вышло, равно как и официально доказать свою причастность к коммерческому успеху фильма. «После полугода юридических совещаний и эмоциональных потрясений мы согласились оставить это дело и уйти живыми», — вспоминает Люпофф. Видел ли Дэнни Рубин «12:01 пополуночи»? Очень возможно — как в виде короткого метра, так и в полнометражном формате этот фильм получил несколько наград, не говоря уже про оскаровскую номинацию. Однако именно Рубин вместе с Гарольдом Рэмисом сумел превратить научно-фантастический триллер в философскую драму и тем самым затронуть сердца более широкой аудитории.
Что до самой идеи об однодневной «петле времени», то она уже к моменту выхода «Дня сурка» стала бродячей. Первое фантастическое произведение на эту тему — рассказ Малькольма Джемисона Doubled and Redoubled (название сложно поддаётся переводу: что-то вроде «Повтор, ещё повтор») — появилось в 1941 году. Именно оно считается предтечей и рассказа Люпоффа, и сценария Рубина.
Закольцованные
Как бы ни воевали создатели «Дня сурка» и «12:01 пополуночи», половина фильмов о «петле времени» следует жизненно-мелодраматической линии первого, а другая половина — триллерно-фантастической линии второго. Все эти ленты вступают между собой в бесконечный спор о том, можно ли изменять прошлое даже с благой целью и к чему эти изменения приводят.
«Время, пространство и убийство на пустынной техасской дороге!» А также Джеймс Белуши
Триллер «Провал во времени» (1997) оптимизма не вселяет: все попытки навести порядок в прошлом, даже в недавнем, только ухудшают положение вещей. Главная героиня Карен, «застопившая» на шоссе машину семейной пары, становится свидетелем того, как муж убивает изменившую ему жену. После этого мужчина решает избавиться от самой Карен. Женщина скрывается в уединённой лаборатории учёного, который проводит эксперименты по перемещению во времени, — правда, пока ему удаётся отправлять объекты всего на 20 минут назад. Героиня решает, что этого ей хватит для того, чтобы избавиться от бандита, — но в результате погибает ещё больше людей, и с каждым новым возвращением дела идут всё хуже… «Провал во времени» при всей своей бюджетности — редкий пример неплохого фильма категории В. Он примечателен ещё и тем, что в нём комик Джеймс Белуши сыграл свою наиболее необычную роль — того самого убийцы-психопата, который с каждым новым витком петли всё больше и больше съезжает с катушек и выглядит при этом весьма убедительно.
Если религиозные мотивы «Дня сурка» были очевидны только для глубоко верующих людей, то создатели триллера «Во мгновение ока» (2009) с Эриком Робертсом решили сделать мотив «божьего промысла» центральным. Детектив Дэвид Рэмси отправляется отдыхать на яхте с женой и друзьями, но они таинственно исчезают, а герой вынужден в расследовании этой тайны раз за разом возвращаться к началу «временной петли». В конце концов он вынужден признать, что всё это — часть божьего «плана спасения», в реальности которого детектива ранее убеждал друг. К сожалению, прямолинейная религиозная пропаганда и бездарная игра актёров, за исключением собственно Эрика Робертса, сводит на нет потенциальное воздействие этой интригующей по сюжету истории.
Герои «Повторяющих реальность» пытаются понять, как и, главное, куда жить дальше
Неряшливое исполнение испортило и потенциально интересный психологический триллер «Повторяющие реальность» (2010) — о трёх пациентах реабилитационной клиники, в результате сильного удара током вынужденных возвращаться в один и тот же день своего лечения и решивших потратить это время на наркотики, ограбления и насилие, потому что всё равно нечего терять. Зато неплохим и довольно захватывающим получился триллер «Треугольник»(2009), несмотря на свою запутанность: главная героиня не только раз за разом попадает во «временную петлю» на некоем таинственном океанском лайнере, но и встречается с альтернативными версиями самой себя.
Кажется, этот День сурка для кого-то скоро закончится («Треугольник»)
Последняя попытка освежить идею — технотриллер Дункана Джонса «Исходный код» (2011). Здесь ключевую роль в сюжете играет программа, способная переписать сознание любого человека в последние восемь минут его жизни. Главный герой, раз за разом переживая эту восьмиминутную «временную петлю», должен предотвратить террористический акт — взрыв бомбы в поезде. В этом фильме идея «Дня сурка» получает интересное продолжение: каждая прожитая «петля времени» порождает новую альтернативную реальность.
Подарок для поклонниц Джейка Джилленхаала — Джейк Джилленхал много раз подряд
В 2014 году на экран вышла ещё одна интересная вариация на тему петли времени — «Грань будущего» с Томом Крузом в главной роли. Фильм снят по мотивам ранобэ Хироси Сакурадзаки All You Need is Kill («Всё, что тебе нужно — убивать»). Это история о солдате, который снова и снова проживает один и тот же день накануне битвы, в которой погиб. Впрочем, брутальной версии «Дня сурка» не получилось. Хотя фильм неглуп, особенно для зрелищного боевика, он скорее напоминает прохождение видеоигры с сохранениями, чем притчу о петле времени.
Петли живые и мёртвые
Кто первым предложил термин «временная петля» (англ. — time loop), неизвестно. Возможно, он казался настолько очевидным, что начал употребляться одновременно в разных источниках. Зато сейчас «петли времени» уже разделяют на две разновидности.
Существуют физические «временные петли», где перемещающиеся во времени люди и другие объекты встречают иные версии самих себя в прошлом. В кино такой вариант попадается довольно редко — не потому, что это сложно снять («размножить» персонажа на плёнке могли и до эры компьютерных спецэффектов), а потому, что это создаёт дополнительную путаницу для сценаристов. В триллере «Треугольник», например, героиня в «петлях времени» постоянно встречает различные версии самой себя, и радости ей и зрителю это не добавляет. А Шейн Каррут, создатель малобюджетной фантастической драмы «Детонатор» (он же «Руководство» — англ. Primer, 2004), настолько усложнил временные перемещения героев, молодых учёных, и связанные с этим хитрые интриги, что поклонники фильма вынуждены были нарисовать целую схему, чтобы понять, как совершаются перемещения, где (точнее, когда) оказываются герои, какую из их версий мы видим на экране и что, чёрт возьми, вообще происходит.
«А сейчас мы попробуем со всей этой фигнёй взлететь!» Несмотря на запутанность фабулы и сложность научных разговоров между персонажами (а может, как раз благодаря этому), «Детонатор» получил приз на фестивале независимого кино «Сандэнс» и обрёл культовый статус.
Другой вариант — «петли сознания», когда герой только благодаря своей памяти понимает, что его целиком и полностью «отмотали назад». Именно этой версией воспользовались создатели «Дня сурка» и практически всех остальных фильмов, о которых мы пишем в этой статье.
Сурки старого света
В 1998 году европейцы сняли свой «День сурка», да какой! Фильм «Беги, Лола, беги» немецкого режиссёра Тома Тыквера (именно он экранизировал «Парфюмера» Зюскинда) снёс крышу и «продвинутой» молодёжи, и интеллектуальным кинокритикам. Он собрал в общей сложности 25 различных наград, включая приз зрительских симпатий на фестивале независимого кино «Сандэнс». Клиповый монтаж, раскованная манера съёмки, энергичный саундтрек, динамичное повествование, яркая любовная линия, а главное — огненно-рыжие волосы и бешеный темперамент главной героини (Франка Потенте) — вот главные составляющие, которые обеспечили фильму международный успех. Картина захватывает в плен с первых кадров и не отпускает до самого финала.
Интересно, сколько раз Франка Потенте обежала вокруг земного шара во время съёмок?
Всё начинается с того, что Лола должна за 20 минут найти 100 тысяч марок, которые её парень Манни (Мориц Бляйбтрой) задолжал своему боссу. Как в компьютерной игре, у Лолы есть несколько попыток, — но она возвращается к исходной точке «временной петли» не по воле случая, а исключительно благодаря силе своего желания, любви к Манни и вере в то, что всё ещё можно исправить. Однако по-настоящему исправляется всё в тот момент, когда героиня на минуту оставляет за бортом своё страстное стремление помочь любимому, спасая незнакомого человека.
У фильма Тыквера есть собственный прародитель: им считается картина поляка Кшиштофа Кеслевського «Случай» (1981). Правда, там мы имеем дело не с «петлёй времени», а с несколькими вариантами судьбы героя, зависящими от того, опоздает ли он на поезд. Прямая наследница этого фильма — мелодрама «Осторожно, двери закрываются» (1998) с Гвинет Пэлтроу.
«Уже вчера» — любовь и аисты по-итальянски
Есть свой «День сурка» и у шведов — только смотреть его детям до 18 не рекомендуется. «Снова голый» (2000) братьев Кнутссон — это, по большому счёту, глумливая пародия на фильм Гарольда Рэмиса. Главный герой после собственного мальчишника просыпается голым в лифте с презервативом в том месте, в котором он вообще-то не должен находиться у гетеросексуальных мужчин, — это над ним так зло подшутил тайный завистник. Теперь ему нужно добраться через весь город на свою свадьбу, однако жениться он не сможет ещё долго: снова и снова его отбрасывает к исходной точке. Однако «Снова голый» — не сборник скабрёзных гэгов. Герою в его приключениях даётся, например, шанс наладить отношения со своим отцом, и это выглядит логично: как заводить собственную семью, если у тебя не всё в порядке с родительской?
А вот итальянцы мудрствовать не стали — взяли да и сняли римейк «Дня сурка» с минимальным изменением сценария. Герой фильма «Уже вчера» (2004) едет не на День сурка в Пенсильванию, а на Канарские острова — наблюдать за миграциями аистов, и «закольцованным» днём оказывается не 2 февраля, а 13 августа. Однако во остальном повторяются и сюжет, и основная мысль голливудского фильма: пока не изменишь себя и не начнёшь делать добро, из бесконечного круговорота дней не выскочишь.
Праздник каждый день
Даже если повторяющийся день в «петле времени» — праздничный, для тех, кто угодил на эту бесконечную вечеринку, приятного в ней немного. Так, в подростковом кино «Последний день лета» (2007) герой не хочет, чтобы летние каникулы заканчивались, но быстро перестаёт радоваться, застряв в череде одних и тех же событий последнего летнего дня. Он начинает искать выход и желает продолжения своей жизни.
Это только для детей и персонажей «Улицы Сезам» Санта-Клаус — лучший друг, а для взрослых, застрявших в Рождестве, — самый страшный кошмар.
В телефильме «Бесконечное Рождество» (2006) главный герой, который мечтал стать знаменитым певцом, а стал сочинителем бестолковых рождественских песенок, застревает в праздничном дне по желанию маленького сына. Тот захотел, чтобы Рождество не заканчивалось. Вот только этот день герою пришлось провести с бывшей женой и её родителями, и бесконечный праздник с выяснением отношений — не совсем то, чего ему бы хотелось.
Две другие вариации на тему закольцованного Рождества, но уже для детей — «Рождество каждый день» и «Элмо спасает Рождество», вышедшие в одном и том же 1996 году. Во втором фильме, совсем детском, «снялись» персонажи детской передачи «Улица Сезам». Первый же предназначен скорее для подростков, не верящих в Рождество, — именно по причине своего неверия герой оказывается заперт в «петле времени», да ещё и в дне, который наполнен неприятностями. Впрочем, герой, как и положено по законам жанра, научится их преодолевать.
В основе обоих последних фильмов — детский рассказ американского писателя Уильяма Дина Хоуэллса «Рождество каждый день» (1892). Это история о девочке, коорая пожелала, чтобы Рождество продолжалось целый год, каждый день наступая снова и снова. Пожалуй, это самое раннее появление в литературе, пусть и в сказочной, чего-то похожего на «временную петлю».
В следующей серии
Вот такие кавайные няки и доводят мир (или хотя бы отдельно взятую деревню) до конца света
Гораздо прочнее, чем в кино или литературе, идея «временной петли» прописалась в телесериалах. Практически в каждом фантастическом или мистическом телешоу, если оно достаточно длинное, рано или поздно появляется серия с «бегом по кругу», благо объяснение этому явлению можно придумать любое — а то и вовсе оставить его без объяснений, как, собственно, и поступили в «Дне сурка». Несколько реинкарнаций «Звёздного пути» («Энтерпрайз», «Вояджер», «Новое поколение») имели дело с «временными петлями». Причём самый остроумный вариант — в «Вояджере», где петля, в которую попадает капитан Кэтрин Джейнвей, оказывается иллюзией, наведённой особой формой жизни. Классический «День сурка» с повторением событий одного очень плохого дня есть в «Звёздных вратах» (эпизод «Окно возможности»). Неподражаемый Доктор Кто попадал во «временные петли» не раз и не два — у него, в конце концов, работа такая. В «Баффи — истребительнице вампиров» героиня «закольцовывается» стараниями колдуна Джонатана Левинсона, а в «Зачарованных» подобное происходит из-за козней демонов. А в аниме «Когда плачут цикады» (2006) за серийное «откатывание назад» событий, которые должны привести к гибели целой деревни, ответственно полузабытое божество, воплотившееся в образе милой девочки.
Сценаристы «Секретных материалов» мимо этой богатой идеи тоже не прошли. Ей посвящён 14-й эпизод 6-го сезона под названием «Понедельник». В этой серии Малдер приходит в банк, где оказывается жертвой вооружённого ограбления: грабитель взрывает здание. Это событие повторяется снова и снова, пока подружка грабителя (единственный человек, осведомлённый о «временной петле») не решается подставить себя под пулю во время ограбления. Сценаристы, кстати, утверждали, что на эту серию их вдохновил не «День сурка», а эпизод сериала 1961 года «Сумеречная зона» под названием «Игра теней», где главного героя в его личной «временной петле» раз за разом приговаривают к смерти.
В этом случае Малдер не выкарабкается. Много раз подряд
Хватит ли «петли времени» для того, чтобы поддерживать интерес зрителей к сериалу на протяжении целого сезона, а то и больше? Нам известны по крайней мере две таких попытки. Аниме «Сказ о четырёх с половиной татами» (The Tatami Galaxy, 2010), снятое по одноимённому иллюстрированному роману, — это симпатичная университетская комедия, герой которой, по собственной воле отматывая время назад, безуспешно пытается устроить свою личную жизнь, всякий раз вступая в новый студенческий кружок по интересам.
В сериале «Новый день» (2006) главного героя, детектива Бретта Хоппера, обвиняют в убийстве, и «временная петля», в которую он попадает, помогает ему узнавать всё больше обстоятельств этого запутанного дела. К сожалению, был снят всего один сезон телешоу, но смотреть его на удивление увлекательно — сценаристы смогли создать непростую и интригующую историю, хотя и вынужденно скомкали финал.
В актёрском составе «Нового дня» засветился Адам Болдуин — Джейн из «Светлячка»
День кролика
Режиссёрская версия «Донни Дарко» длиннее на 20 минут и содержит сцены, важные для понимания фильма, — в частности, фрагменты из книги, которая проясняет концепцию путешествий во времени.
Эпизод «Секретных материалов» с «петлёй времени» — не единственный вариант, когда ситуация «бега по кругу» разрешается с помощью смерти единственного персонажа, который понимает, что происходит. Герою «Донни Дарко» (2001) достаточно ясно дают понять, что единственный способ спасти от гибели любимую девушку и родных (хотя говорят при этом о спасении мира) — это пожертвовать собой, оставшись дома, когда на комнату упадёт турбина самолёта из будущего. У создателя фильма Ричарда Келли была своя, довольно оригинальная концепция путешествий во времени. Интересно, что, хотя в фильме мы видим лишь один виток петли (финал возвращает нас к началу), можно заметить некоторые намёки на то, что он не первый, — возможно, нам показали только окончательный вариант этого «Дня сурка», в котором Донни Дарко наконец принял неизбежное и смирился со своей смертью.
* * *
К идее «временной петли» с логической точки зрения может быть много вопросов — в конце концов, «дедушкин парадокс» и «эффект бабочки» никто не отменял. Но проблемой временного парадокса сценарист «Дня сурка» Дэнни Рубин не заморачивался (и его примеру последовали многие): каждый последующий день для Фила на самом деле не похож на предыдущий, и герой вполне может менять реальность — просто в новом витке петли от изменений не останется и следа. Всё потому, что менять нужно не мир, а себя в нём. Все фильмы, использующие приём «Дня сурка», по сути, сводятся к этой простой, но очень верной мысли.