Философия и мировоззрение

Философия и мировоззрение

Философия как тип мировоззрения.

Исторические формы и типы мировоззрения.

Философия как тип мировоззрения.

Мировоззрение – это представление человека о себе самом и об окружающем его мире, о происходящих рядом с ним или с его участием процессах, а также характеристика (оценка) человеком самого себя и всех остальных людей в этом мире и в этих процессах. Мировоззрение может быть индивидуальным (мое мировоззрение), и может быть коллективным (в виде совпадающей оценки этого мира со стороны многих людей). Коллективное мировоззрение составляет историческое явление, поскольку оказывает влияние на исторический процесс, на условия существования массы людей. Именно такое мировоззрение интересно для изучения, и именно оно может представлять собой определенную форму или тип мировоззрения.

Основой человеческого мировоззрения является сразу множество элементов. Это – человеческие знания, опыт (в том числе, обыденный, житейский), это те ценности, которые человек считает важными для себя, и это – те его цели в жизни, которых он пытается достичь.

Мифологическое мировоззрение. Исторически первой формой мировоззрения принято считать мифологическое мировоззрение, т.е. систему вымышленных представлений о мире, его возникновении, возникновении человека, фантастического понимания природных явлений и исторических процессов, в которых участвует человек. Мифологическое мировоззрение основано не на изучении окружающего мира и не на познании, а на художественном вымысле, иногда имеющем форму очень увлекательного рассказа. Поскольку миф – это художественный вымысел, благодаря мифу можно очень интересно и красиво объяснить любое явление, относящееся к любой сфере человеческой деятельности и проявлению сил природы. Наиболее ярким примером формы закрепления мифологического мировоззрения являются греческие мифы, представляющие собой замечательный литературно-художественный памятник.

Развитая мифология, подобно греческой, всеохватна. Оно объясняет возникновение упорядоченного космоса из первичного хаоса, зарождение жизни и появление человека, объясняет появление в жизни человека важнейших навыков (письма, ремесел, изобразительного искусства), дает знание о будущих временах и о посмертном существовании. При этом в мифе человек и окружающий его мир неотделимы. Человек – одна из частей природы, а сами силы природы имеют облик богов и героев. Миф не имеет конкретного автора и невозможно указать на точное время его возникновения. При этом мифологические боги и герои греков полностью повторяют все особенности обычной жизни: подобно обычным людям, они интригуют, капризничают, самым непосредственным образом вмешиваются в жизнь людей, спорят, лгут, воюют друг с другом. Отличает богов от людей их бессмертие и возможность проявлять особые способности, творить чудеса.

Мифологическое мировоззрение продолжает существовать и сегодня, в том числе среди достаточно просвещенной части человечества. На смену мифам как рассказам о богах и героях пришла социальная, политическая и экономическая мифология – например, мифы о подобных богам великих руководителях, о тайных заговорах и всемирном терроризме, на борьбу с которыми должны быть брошены все силы и средства.

Религиозное мировоззрение является самостоятельной исторической формой мировоззрения. Оно очень похоже на миф, а в случае с религиями Древней Греции, Рима, Древнего Египта и восточных деспотий, фактически неотделимо от мифа, поскольку именно миф определяет и описывает объекты веры, а основными персонажами мифа являются многочисленные боги.

Значительно дальше от мифа монотеистические религии – иудаизм, христианство, ислам. В их основе лежат учения основателей религии. Хотя и в данном случае миф играет очень существенную роль. Особенно это верно для Ветхого Завета, в котором слились воедино какие-то смутные воспоминания о реальных событиях древности и совершенно вымышленные истории (например, об Адаме и Еве, спасении Ноя во время Великого потопа).

Важнейшим отличием религиозного мировоззрения от мифологического является то, что в религии невозможно существование человеческого и божественного на одном уровне. В отличие от мифов, Бог не может испытывать человеческие чувства и вмешиваться в деятельность людей подобно соседу. Божественное четко противопоставлено человеческому, мирскому. Бог существует вне человека и вне природы. Поскольку и человек, и природа являются его созданиями, он не тожественен им. Тварь не равна творцу. Бог – это высшая и непознаваемая сила, задавшая существование всего мира и наполнившая его смыслом. Отношение человека к Богу в религии может быть только одним – верой.

Самостоятельной формой или типом мировоззрения можно назвать атеизм, т.е. противоположное религии восприятие мира, в котором Бог и божественное отсутствуют в принципе. В качестве особых типов мировоззрения можно рассматривать идеализм и материализм. Идеалистическое мировоззрение отдает приоритет духовному началу и разуму, считая их движущей силой развития. Человеческий разум преобразует и подчиняет себе все то, что лежит в пределах досягаемости человека, а высший разум задает движение и преобразует все мирозданье, а также направляет деятельность человека. Наоборот, материализм признает основой бытия материю, т.е. мир реальных вещей, взаимодействующих друг с другом. Дух же или разум в этом случае является порождением и свойством высокоорганизованной материи особого рода – человека. Мировоззрение может быть мистическим или рационалистическим. Мистик осознает этот мир полным потусторонних сил, непосредственно влияющих на человека, помогающих ему или разрушающих его жизнь, которая полностью или в части каких-то важных событий предопределена заранее. Рационалист исходит из полной уверенности в своей самостоятельности и самодостаточности. Только собственные руки и индивидуальный разум, по мнению рационалиста, являются помощниками в жизни и только на них можно полагаться в своих поступках.

Философия также является самостоятельным видом мировоззрения. Иными словами, она всегда предлагает определенный взгляд на мир и способ постижения (понимания) мира, который отличает ее от мифологии, религии и естественных наук. В отличие от мифа философия не является художественным преданием, завещанным нам предками, но использует строго научные понятия и пытается дать объективное объяснение основных проблем бытия человека в этом мире и познания им этого мира. В отличие от религии философия ищет ответы на вопросы о бытие человека в самом человеке, а не вне его, не в надчеловеческой сверхъестественной сущности. К тому же, религия – это всегда массовая убежденность. Нет религии одного человека. Но философия одного человека может быть. Религиозное мировоззрение не требует теоретизирования и доказывания. Оно является верой. Напротив, философское мировоззрение – это всегда теоретические построения и умозаключения. Наконец, в отличие от естественных наук философия имеет дело не с объектами природы, а с тем, как эти объекты познаются и осознаются человеком. Т.е. центром философского мировоззрения является сам человек, его сознание и роль этого сознания в познании человеком мира и самого себя. К тому же в силу принципа объективности научного исследования естественные науки не могут принимать во внимание интересы и жизненные ценности человека, а философия должна это делать.

Можно встретить такой взгляд, что философия – это не вид и не тип мировоззрения, а теоретическое ядро мировоззрения, т.е. комплекс гипотез и их доказательств, лежащих в основе любых типов современного мировоззрения, в том числе религиозного, поскольку религиозная философия также имеет право на существование.

Философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия потому является мировоззрением, что она формулирует объяснения и ответы на основные вопросы бытия и сознания человека. У различных философов и философских школ эти ответы могут быть различны. Они могут быть правильными или являться заблуждениями, но все равно они выражают определенное отношение к миру и человеку, защищают и отстаивают определенные ценности, т.е. являются мировоззрением. Специфику философии как мировоззрения составляет то, что оно, в отличие от мифа или религии, мистики или рациональности, основано не на личном или коллективном переживании, не на вере в потусторонние силы, а также не на бездоказательной убежденности во всесилии разума, а на теоретических доводах и логических рассуждениях. Любое философское мировоззрение имеет под собой доказательственную базу, а не только веру или ничем не подкрепленную убежденность. Эта доказательственная база может быть слабой или сильной, но она обязательно присутствует. В нее входят личный и коллективный человеческий опыт, события истории человечества и исторические процессы, естественнонаучные открытия и наблюдения.

В целом человеческое мировоззрение шире чем философия, являющаяся только лишь одним из типов или видов такого мировоззрения. Мировоззрения включает обыденную, повседневную (житейскую) мудрость, которая не входит в круг философских проблем. Оно также включает предрассудки, которые не являются философией.

Философия же концентрируется на самых общих, глобальных проблемах, составляющих мировоззрение. При этом использует особо глубокие способы интеллектуальной проработки этих проблем, выстраивая предположения и доказывая их человеческим опытом и результатами (успехами и неудачами) естественных наук.

Как философия связана с мировоззрением

На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы..

Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия- это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира — мировоззрение.

Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретные науки, хотя, безусловно, опирается на данные всех наук. Философия рассматривает мир, во-первых, в его целостности и единстве, и, во- вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью. Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всегосущего — воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь.

Мировоззрение- это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов. Итак, мировоззрение- это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: Философия- это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

1.4. Философия как форма мировоззрения

Рождение философии

Итак, к VII-VI вв. до н. э. в значительной степени благодаря мифу и религии мировоззрение людей не только расширилось, но и существенно усложнилось. Оно вышло на качественно новый уровень своего развития благодаря тому, что обрело способность и реальные основания (в виде накопленных знаний) к абстрактному теоретическому мышлению. Несомненно, этому способствовали и развившиеся социально-экономические отношения, повлекшие разделение труда, появление некоторого стабильного избытка средств существования, свободного времени, что дало возможность определенному кругу лиц профессионально заниматься интеллектуальной деятельностью.

Таким образом, около 2500 лет тому назад в Европе и в Азии практически одновременно сложились необходимые предпосылки для появления еще одной, наиболее развитой, третьей формы мировоззрения — философии, которая, в отличие от мифа и религии, давала объяснения миру, опираясь не столько на веру и чувства, сколько на разум и знания.

Философия возникла примерно в одно и то же время в Индии, Китае и Древней Греции прежде всего как способ рационального постижения мира. К этому времени миф и религия со своими готовыми, раз и навсегда данными ответами уже не справлялись со все новыми вопросами и не могли удовлетворить возросший интерес человека к познанию. Не могли они также справиться и с обобщением, систематизацией, передачей другим поколениям заметно возросшего и усложнившегося опыта и знаний.

Как отмечает известный немецкий философ Карл Ясперс, в это время (он называет его «осевым») человечество в целом совершает качественный скачок в своем развитии. Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью приходит конец, и она медленно отступает в результате борьбы рациональности и рационально проверенного опыта против мифа. «Ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э., — пишет К. Ясперс. — Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день…

Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они ни отличались друг от друга по своей вере, содержанию и внутренней структуре своего учения. Человек может теперь внутренне противопоставить себя миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой».

Одной из причин произошедших перемен стало и то, что мифология пришла в противоречие с зачатками научного знания, для получения, развития и объяснения которого требовались не очередные мифы, а обращение к природным закономерностям и естественно-причинным связям. В итоге за сравнительно короткое время в мировоззрении людей произошли кардинальные перемены; в нем все большую роль стали играть знание, разум, аналитическое мышление, сильно потеснившие всевозможные верования, основанные на чувственном, эмоциональном восприятии почерпнутой извне информации. На место отца, жреца, священника, которым надо было просто поверить, пришел учитель (философ), задающий вопросы и взывающий к сознанию. Он будил интерес, сея сомнение, и говорил: «Не верь, а думай сам!»

Философ раскрепощал мышление, освобождая его от предрассудков, и развивал способность к критическому мышлению, что абсолютно не свойственно мифологически и религиозно ориентированному мировоззрению. В отличие от тех, кто был носителем доставшейся от предков «мудрости», хранителем заповедей, кто предлагал взять готовые знания и бесспорные истины на веру, философ учил формулировать вопросы и искать на них ответы, обращаясь прежде всего к здравому смыслу и силе своего интеллекта.

Специфика философского восприятия мира

Так сформировалась принципиально новая область знания, чувствования, видения и понимания мира, имя которой — философия. Отвлекаясь от непреодоленных и поныне разногласий в определении как самого термина, так и стоящего за ним сложнейшего явления, о чем уже упоминалось в начале главы, укажем лишь на то, что в наибольшей степени характеризует философию как особую, специфическую форму мировоззрения. Философия — это не только форма мировоззрения того или иного человека, но и форма общественного сознания, духовная деятельность, в которой отражаются общие принципы бытия и познания людей, их отношение к миру, вскрываются и формулируются наиболее общие законы природы, общества и мышления. То есть — это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека.

Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа познания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям. Речь, таким образом, идет о творчестве, постоянном поиске, стремлении к новому.

Если в мифологии и религии акцент делается на ответе, в нем заключен весь смысл познания, то в философии главный интерес представляет вопрос, в котором, если он правильно и хорошо сформулирован, наилучшим образом отражается существо проблемы. Вопрос является важнейшим стимулом познания, держит человека в творческом напряжении, направляет на поиск до тех пор, пока он не будет «закрыт», т. е. пока на него не будет получен удовлетворительный ответ с обретением уверенности в достижении истины. При этом сам вопрос, постановка проблемы ценятся не меньше, а то и больше, чем ответ.

Важно отметить в этой связи, что философия, хотя и стремится к определенным результатам, законченным формулировкам, окончательным выводам, тем не менее не сводится только к этому. Как подчеркивал известный историк философии А.С. Богомолов, «…философию следует прежде всего понимать как духовный процесс, происходящий в сфере человеческой культуры, тесно связанный с различными противоречиями и взаимодействиями и в то же время способный в эти иные области переходить и в них воплощаться».

Отсюда, философствовать — значит вопрошать, сомневаться, искать ответы и вновь возвращаться к тому, что еще вчера считалось решенным, казалось бесспорным. Для философии нет «вечных», раз и навсегда установленных истин, «неудобных», «каверзных» вопросов или запретных тем. Более того, она сама стремится к ним, расширяя область познания, задаваясь вопросами и пытаясь проникнуть в суть вещей.

Предмет философии

Если теперь поставить вопрос о предмете философии, можно сказать и так: «Что же она изучает?», то из приведенного выше следует — предметом философии является любая объективная и субъективная действительность, вызывающая у человека интерес к познанию и порождающая у него вопросы, на которые он, неудовлетворенный ответами мифологии, религии или науки, стремится дать рационально обоснованные ответы, опираясь на доступные ему знания, опыт, а в определенной степени и верования, убеждения, интуицию. Иными словами, предметом философии может быть все, по поводу чего человек задается вопросом в стремлении выработать собственные представления относительно объекта своего интереса. В этой связи вполне правомерно говорить о философских взглядах и даже о философии того или иного человека, если речь идет о ком-то конкретно, с чем мы и сталкиваемся довольно часто в обыденной жизни.

Однако в данном случае нас интересует философия как предмет, как социальное явление, ставшее результатом развития не отдельного человека, а общества в целом, и потому в приведенном выше определении понятие «человек» употребляется в собирательном смысле. Мы и далее, если не последует специальных оговорок, будем говорить о философии именно в таком контексте. В этой связи следует отметить, что, хотя с общих, вневременных позиций предмет философии и определен нами достаточно широко, в отдельные исторические эпохи на первый план философских исследований в силу тех или иных причин, как правило, выдвигается круг каких-то определенных вопросов.

Так, отличительной чертой первых философских учений в Древней Греции был космоцентризм, когда основное внимание было направлено на осмысление «космоса», «природы». Позднее, в период расцвета древнегреческих городов-полисов, интерес философов переместился к социальной проблематике, этике, государственному устройству. Зарождение и укрепление христианства в Европе делает всю средневековую философию теоцентричной (от греч. theos — бог, который оказывается в центре), т. е. основным предметом ее интересов становятся Бог и результаты его творения. Последовавшая затем эпоха Возрождения повернула философию к искусству (эстетике) и в значительной степени к человеку. В XVII-XVIII вв., именуемых Новым временем, философия оказывается тесно связанной с набирающей силу наукой, что выводит на первый план философских исследований вопросы познания и научных методов.

Кризис «классической философии» и рациональности во второй половине XIX в. обнажает проблемы иррационального, интуитивного, бессознательного, делая их главным предметом анализа «неклассической философии» в первой половине XX в., что, в свою очередь, порождает особый интерес к логике, языку, истолкованию и интерпретации текстов. В последние десятилетия ХХ в. «в моду вошла» так называемая постнеклассическая философия, поднявшая на обсуждение кризисные явления в современной культуре и проблемы, обусловленные экспансией новых информационных технологий, а также бурным развитием средств массовой коммуникации. Рассуждая об «исчерпанности истории», «проговоренности» всех смыслов и идей, обращая внимание на неспособность человека справиться с обрушившейся на него информацией, представители этой философии выступают за асистемность, размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания, как не соответствующего новым реалиям.

Наконец, еще одна тема, которая вышла на первый план и стала одной из наиболее актуальных в новейшей философии на рубеже ХХ-XXI вв., связана с выявлением сущности и направленности развития процессов глобализации. Эти процессы охватили к настоящему времени практически все сферы общественной жизни и породили глобальные проблемы современности, теоретическое и практическое решение которых предполагает в том числе и философское их осмысление. Важнейшими из них, требующими пристального внимания и согласованных действий в международном масштабе, являются проблемы: экологии, демографии, безопасности, международной преступности, энергетических ресурсов, преодоления бедности и т. п.

Итак, нетрудно заметить, что в целом предмет философии не может быть сведен к какому-то одному, строго ограниченному, конкретному кругу вопросов. Он (в зависимости от времени и множества объективных причин) всегда выступает на первый план в виде той или иной проблемы или некой их совокупности. Но это вовсе не означает, что другие темы, вопросы и проблемы теряют свою актуальность и выходят за рамки, за пределы философии, перестают быть предметом ее анализа. Вовсе нет. Они, было бы правильнее сказать, отодвигаются главной темой на второй, третий или еще более отдаленный план и оказываются как бы в ее тени, «дожидаясь» своего времени, чтобы в определенный момент и при соответствующих условиях оказаться в центре философского внимания или подняться выше по шкале приоритетов в философской проблематике. Именно поэтому мы видим в истории философии постоянную смену приоритетов интересов, когда та или иная тема становится центральной, вокруг которой на определенное время концентрируется основное внимание философского сообщества.

Структура философского знания

Уже в первые столетия своего становления и развития, и прежде всего в Древней Греции, философия достигла высоких результатов в области познания природы, человека, общества, духовности, а также причинных связей, законов и т. п. , сложившись в некое общее представление людей о мире с позиции рациональности. Но в силу бесконечного разнообразия и многогранности мироздания уже тогда из еще не расчлененных философских знаний и представлений стали выделяться отдельные разделы, которые со временем развились, обрели достаточно четкие контуры, дополнились новыми разделами. Они и составили структуру философского знания, где важнейшими компонентами являются:

  • онтология — учение о сущем, о бытии;

  • гносеология (по другой терминологии — эпистемология) — теория познания;

  • социальная философия — учение об обществе;

  • этика — учение о морали;

  • аксиология — учение о ценностях;

  • философская антропология — учение о человеке и др.

Понять суть философских проблем, выявить наиболее важные и актуальные из них, наконец, просто приобщиться к философии — значит внимательно изучить указанные разделы, рассматривая их в конечном счете как составные части единого целого. Вот почему каждый из этих разделов будет предметом специального разговора в соответствующих главах данного учебного пособия. В итоге мы увидим, что у философии сложился свой, характерный только для нее язык, свои подходы и методы, наконец, система категорий — наиболее общих, предельных понятий, в которых отражаются самые существенные связи, свойства и законы, касающиеся природы, общества, мышления. При этом и каждый раздел или направление в философии имеет также свой понятийный аппарат, т. е. систему категорий, присущих только данной области знания и раскрывающих их основную суть.

Наряду с рассмотренными темами в философии имеют место и такие области знания, которые как бы «пронизывают» все остальные, органично сочетаясь с ними и дополняя их. Таковой является, например, диалектика — философское учение о движении, развитии и изменениях, происходящих в природе, обществе, человеке и его мышлении.

В силу объективных причин отдельные области философского знания получили значительное развитие и со временем сложились как самостоятельные философские дисциплины. К таковым можно отнести, например, логику — науку, изучающую формы, законы и приемы мышления, с помощью которых человек осуществляет познание; этику — учение о нравственности, морали; эстетику — науку о прекрасном, о сущности и формах творчества по законам красоты и др.

Особого упоминания заслуживает история философии — дисциплина, которая по существу является не столько философской, сколько исторической, но также входит в структуру философского знания, ибо изучает зарождение, становление и развитие философской мысли, эволюцию и характер философских идей с точки зрения того, как они представлены в учениях различных философов, школ, течений, направлений. Значительное внимание в истории философии уделяется систематизации и классификации философских учений, анализу текстов, исторических дат, сбору фактического материала, биографических данных и т. п. В этой связи изучение философии, направленное на расширение и углубление мировоззрения, на выработку собственных философских взглядов, предполагает обязательное знакомство с ее историей, основными представителями и наиболее важными философскими произведениями.

Новые области философии

Структура философского знания не является неизменным, раз и навсегда сложившимся формированием. Она претерпевает изменения по мере развития философии и расширения круга решаемых ею проблем. Когда научные теории или философские концепции вступают в полосу кризиса, а то и вовсе обнаруживают свою несостоятельность, наступает переоценка их места и роли в системе знания, что нередко ведет к концу их теоретической и практической ценности. Так было, например, с теорией флогистона, поиском «философского камня», философией эмпириокритицизма и многими другими идеями, потерявшими актуальность и ставшими достоянием истории. Существует мнение, что нечто подобное происходит сегодня и с философией в целом. Некоторые даже полагают, что философия себя изжила.

Действительно, немало философских идей, направлений, концепций себя не оправдало, а современное состояние многих из них находится в трудном положении, иногда и вовсе в глубоком кризисе. Но философия в своем изначальном значении — как «любовь к мудрости», как способ отыскания истины, как состояние души, наконец, как особый тип мировоззрения была и будет, пока есть человечество.

Подтверждением этому является и ряд относительно новых областей философского знания (иногда они претендуют на статус самостоятельных философских дисциплин), которые возникли в результате применения подходов и методов философии к изучению отдельных сфер общественной жизни, сложных объектов, конкретных наук и т. п. Возникновение большинства из них связано с новейшей историей философии и относится в основном к ХХ столетию. В первую очередь речь идет о философии природы, философии права, науки, истории, политики, искусства, религии, техники и др. Последние десятилетия прошедшего века ознаменовались появлением еще одной, сверхновой и весьма актуальной области исследования — философии глобализации и порождаемых ею глобальных проблем, чему посвящена заключительная глава настоящей книги.

Философия и метафизика

В философской литературе широкое распространение имеет еще один термин — «метафизика», который употребляется, как правило, в качестве синонима слова «философия». Говорят, например, о метафизической природе того или иного вопроса, проблемы, имея в виду их философское содержание. Однако полностью отождествлять философию с метафизикой не совсем корректно, так как понятие «метафизика» имеет более узкий смысл и исторически возникло несколько позже. Оно было введено в оборот в I в. до н. э. Андроником Родосским — первым издателем и комментатором произведений великого древнегреческого философа Аристотеля, предпринявшего (в IV в. до н. э.) беспрецедентную по тем временам попытку провести классификацию накопленных знаний. Его трактаты, охватывающие практически все сферы философского и протонаучного (т. е. неразвитого, зачаточного) знания античности, в основном воспроизводят структуру этого знания своим делением на 7 больших групп: логические, физические, биологические, этические, социально-политические, а также сочинения, которые сам автор называл «первой философией». Сюда он относил труды по проблемам онтологии и гносеологии.

Публикуя произведения Аристотеля, Андроник соединил работы под названием «Физика» и труды по «первой философии» в рамках одной книги, поместив физику в начало. А поскольку слово «после» соответствует греческому мета, то впоследствии свод трактатов по «первой философии» стали называть метафизикой, нередко толкуя это понятие гораздо шире. Так, в силу определенных причин в марксизме метафизикой именуют всю «старую», как полагают сторонники этой теории, с их точки зрения «преодоленную», «исторически отжившую» философию, в то время как в мировой философской литературе сохранилось и активно используется первоначальное значение данного термина, обозначающего часть философии, где исследуются в основном проблемы онтологии и гносеологии.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *