Фоллаут, это что?

Фоллаут, это что?

Каждый резидент Disgusting Men фанат Fallout. Без любви к Fallout «Отвратительные мужики» просто не принимают на работу. В нашем коллективе есть как те, кто влюблен в Fallout с самой первой части, так и те, кто проникся игрой сравнительно недавно, оставив за скобками первоисточники из девяностых. На текущий момент самая заметная серия игр про постапокалипсис и альтернативную историю насчитывает десять выпусков, и все они разные.

За минувшие двадцать лет у Fallout несколько раз менялись хозяева, которые обязательно вкладывали в, казалось, идеальную формулу какое-то свое видение. Вой, которым поклонники и сочувствующие сопроводили недавний выход Fallout 76, слышен в пустошах до сих пор — но стоит помнить, что сомнительные решения начали преследовать серию еще до рождения многих нынешних интернет-правдорубов. История Fallout никогда не была гладкой.

После краткой, но жаркой летучки Disgusting Men представляет вам рейтинг всех игр серии Fallout, расположенных от лучшей к худшей. Если вы вдруг решите начать ознакомление с, рекомендуем действовать по нашему плану.

Официальный промо-постер к выходу первой части Fallout.

Более развернутый и подробный текст о каждой части Fallout был опубликован на Disgusting Men накануне выхода Fallout 4. Если интересны детали — добро пожаловать в наш титанический лонгрид по теме.

Fallout 2 1998

  • Metacritic 86

Что это: абсолютно гениальная изометрическая ролевая игра, в которую удивительно удобно играть и сейчас.

Fallout 2 — одновременно и продолжение оригинальной игры, и полностью самостоятельная история. Действие разворачивается на севере Калифорнии, после событий первой части прошло много лет, и для понимания сути происходящего о них можно ничего не знать. Конечно, есть и отсылки, и состарившиеся персонажи оригинала, но ощущения чего-то упущенного все это не вызовет.

Невероятно смелая в тексте, глубокая в системе и бездонная в объеме контента — пройти Fallout 2 три раза разными персонажами и с каждым разом открывать для себя массу нового — в порядке вещей. Да и вообще, мы несильно преувеличим, сказав, что это чуть ли не единственная RPG, которую стоит проходить неоднократно не только от безудержной любви, но и из любопытства.

Fallout 3 2008

  • Metacritic 93 (X360)
  • По следам Fallout: из Вашингтона в Гринбрайер

Что это: во многом то же, что и прежде, только теперь — глазами главного героя

Поборники классики дали Fallout 3 обидное прозвище — «Oblivion с пушками», намекая на то, что новый правообладатель слишком небрежно перенес любимую серию на техническую базу The Elder Scrolls. Но в действительности в Fallout 3 хватает и глубины, и интересных моментов, и неожиданных творческих находок. И пусть тактический пошаговый бой принесли в жертву трехмерному виду от первого лица, Fallout 3 в своем классе ничуть не хуже классических частей серии.

Да, в ней нет того текста и былой дерзости, но интересных квестов и интересных вариантов проходить и перепроходить их была гора. К сожалению, со временем в дальнейших частях Fallout от Bethesda акценты все заметнее стали смещаться в сторону приключений в помойке, что по-своему тоже увлекательно, но эту игру мы любим за другие вещи.

Fallout 1997

  • Metacritic 89
  • Неудавшийся лесбийский секс и бои с крысами: лучшие моменты стрима Fallout

Что это: игра, которая объяснила всем, что RPG — это необязательно мечи, луки и магия

В середине девяностых жанр ролевых игр находился в упадке, однотипные игры по лицензии D&D всем надоели, и болоту нужна была встряска. За год до выхода легендарной Baldur’s Gate это сделала студия Black Isle во главе с Фергюсом Уркхартом, который и сейчас, в целом, занимается похожими вещами (см. Pillars of Eternity, Tyranny).

До Fallout было принято считать, что ролевые игры — это обязательно приключения воинов и волшебников в подземельях со скелетами и драконами. Первая часть серии сломала этот канон о колено и представила публике интересно написанный мир альтернативной истории, на который обрушились ядерные бомбы, а потом из-под обломков цивилизации выползла новая, по-своему первобытная жизнь.

Fallout: New Vegas 2010

  • Metacritic 84 (X360)

Что это: очень многословный Oblivion с пушками и жирнейшими отсылками к классике

В сообществе консервативных фанатов принято считать New Vegas лучшей из трехмерных частей Fallout, но с этой позицией можно поспорить. Ее разработкой снова занималась команда Уркхарта, но объем отсылок к первым двум играм тут достигает порой настолько нездорового уровня, что кажется, будто вместо разработки полностью самостоятельной игры Obsidian поставили перед собой задачу ублажить воинственных ретроградов.

Тут много текста — гораздо больше, чем в Fallout 3, но зачем его столько, понятно далеко не всегда; более того, обилие многословных диалогов серьезно вредит динамике игры. Fallout 1 и 2 были неторопливыми пошаговыми играми совсем другого толка, и в Bethesda поняли, что делать из трехмерного приключения еще одну игру-книгу — плохая идея. А вот в Obsidian про эти новые обстоятельства, похоже, забыли.

Тем не менее, на фоне всего, что вышло в серии дальше, New Vegas остается одной из лучших Fallout. Правда, недавно в редакции возникло подозрение, что именно благодаря несерьезному и где-то даже клоунскому тону этой игры, популярной среди яростных фанатов, Bethesda увела последующие части от мрачняка и стала сопровождать их вот такими трейлерами.

Fallout: The Boardgame 2017

Что это: пока что единственная чинная многопользовательская Fallout. Настольная

Это не ошибка и не провокация, да, настольной игре по мотивам Fallout тоже нашлось место в этом топе. Более того, это лучшее, что было сделано в серии в смысле многопользовательского опыта.

Настолка от Fantasy Flight Games сделана по лицензии Bethesda и эксплуатирует образы и обстоятельства третьей и четвертой частей, но кроме сценарных зачинов (беглые рабы из The Pitt, столичная пустошь из Fallout 3 и так далее) и системы S.P.E.C.I.A.L. у них мало общего: квесты тут полностью самостоятельные, а герои — просто условные приключенцы, которых, как и полагается в приличной настольной ролевой игре, полностью определяют собравшиеся за столом игроки. Количество откровенно смешных и нелепых ситуаций и любопытных сюжетных веток, которые возникают сами собой, безумно увлекает.

В 2018 году издательство Hobby World перевело настольную Fallout на русский язык, и теперь эту игру можно купить в любом тематическом магазине в вашем городе.

Fallout Shelter 2015

  • Metacritic 71 (iOS)

Что это: единственная часть Fallout, которая вышла на Nintendo Switch

Мир Fallout позволяет посмотреть на себя с разных сторон, и не каждая игра обязана быть героическим приключением про спасение окутанного радиацией штата. Кто не мечтал о мобильной Fallout, тот никогда по-настоящему ее не любил!

Авторы обратили внимание на один из центральных образов всей серии — Убежище и связанные с его жизнью хлопоты смотрителя. Получился отличный миниатюрный, гхм, градостроительный симулятор с элементами «тамагочи», который с течением времени становится все интереснее и интереснее.

Один из самых крутых элементов Fallout Shelter — возможность отправлять обитателей на поверхность за припасами. За экспедицией можно следить: каждый разведчик ведет дневник и сообщает то о битве с мутантами, из которой он еле выбрался живым, то о камушке, который предательски попал в ботинок силовой брони.

Fallout 4 2015

  • Metacritic 87 (PS4)
  • Наша рецензия
  • 9 достопримечательностей Бостона в Fallout 4

Что это: симулятор элитного бомжевания

Если Fallout 3 ненавистники сравнивали с Oblivion, то после выхода Fallout 4 их фантазия сделала огромный шаг вперед: на четвертой номерной части постапокалиптического сериала висит ярлык The Sims!

Действительно, сюжет в Fallout 4 отошел не то что на второй, а на совсем уж задний план, а на передний вывели приключения в темных недрах и на свалках, сбор материалов для создания всякой всячины и строительство, а также менеджмент поселений.

Естественно, люди, которые рассчитывали на развитие идей хотя бы Fallout 3, были жутко разочарованы: большая часть квестов в Fallout 4 заканчивается массовой перестрелкой, интересных текстов — с гулькин нос, а строить города из мусора интересно далеко не всем.

Тем не менее, все процедуры, которые касались ухода за обитателями пустоши, оказались страшно аддиктивными. Стоило начать — и вот ты уже тащишь на крышу лачуги новенький диван, потому что спальные места закончились, и не понимаешь, почему ты вообще этим занимаешься.

И это не говоря о том, что в Fallout 4 можно делать массу такого, о чем прежде можно было лишь мечтать. Нацепить реактивный ранец на силовую броню и скакать блохой, поливая собравшуюся публику свинцом? Да на здоровье!

Fallout Tactics: Brotherhood of Steel 2001

  • Metacritic 82 (PC)

Что это: тактический боевик про оперативников Братства стали

Fallout Tactics делали совершенно посторонние люди — австралийская компания Micro Forte, которую в 2012 году поглотила Wargaming и определила в рудники разработки World of Tanks, Warplanes и Warships.

Игра поднимает еще одну любопытную тему, которой остальные части касались лишь вскользь — деятельность Братства стали, тех самых хранителей древних, частично утраченных после ядерной войны технологий. Замах был на рубль: на этапе анонсирования любители тактических squad-based игр и фанаты Fallout были крайне заинтригованы — казалось, что такая комбинация порвет всех. Увы, удар получился на копейку: система S.P.E.C.I.A.L. не годилась для игры, сфокусированной строго на боях, многие навыки были просто не нужны.

Помимо этого, в Tactics была смешанная боевая система, объединившая в себе механики пошагового боя и перестрелок в реальном времени. Звучит интригующе, но на деле получилось ни туда, ни сюда: авторам явно надо было определиться самостоятельно, как будут устроены битвы, а не предоставлять выбор игрокам.

И в этом вся Fallout Tactics. По-своему обаятельная, но не определившаяся игра, у которой не получилось стать ни крутым тактическим симулятором, ни крутой ролевой игрой, ни, в конце концов, полноценной Fallout.

Fallout 76 2018

  • Metacritic 52 (PS4)

Что это: Fallout, в которую добавили мультиплеер, убрав все остальное

Еще до выхода Fallout 76 заслуженно получила в нашем подкасте титул «ХЗ года». Все, что с ней связано, было максимально странным. Странные решения разработчиков внутри, странные ситуации снаружи. Невероятное количество багов, отсутствие каких-либо персонажей, невыразительная PvP-система и крупнейшее жертвоприношение в истории серии, а то и видеоигр вообще.

В Fallout 76 появился полноценный многопользовательский режим — ценой достойного сюжета, интересных квестов, общего качества продукта… В какой-то момент казалось, что эта игра проклята: каждый скандал, который был с ней связан, выглядел просто фантастическим.

Одна из немногих сильных сторон Fallout 76 — визуальный ряд. Тем, кому понравилось бродить по пустошам в Fallout 4, живописные локации новой игры пришлись по душе. Правда, ненадолго: на другой чаше весов было слишком много аргументов забыть об этой игре навсегда.

Fallout: Brotherhood of Steel 2004

  • Metacritic 64 (PS2)

Что это: уродливый шутер с видом сверху

В первой половине нулевых мало кто понимал, как адаптировать крутые и уже состоявшиеся ролевые игры для консолей, которые набирали все больший вес на рынке. Отличные иллюстрации тому — Baldur’s Gate: Dark Alliance, которая вышла в 2001 году, и Fallout: Brotherhood of Steel, вышедшая три года спустя. Спустя еще три года выйдет Mass Effect, которая определит внешний вид жанра на годы вперед, но до того потуги разработчиков приводили к появлению таких мутантов, как Fallout: Brotherhood of Steel.

Немногословные диалоги, простейшая боевая система на уровне топ-даун-шутеров вроде Mage Slayer, общее однообразие процесса — как справедливо замечали поклонники уже в то время, совершенно неясно, почему эта игра вообще называется Fallout.

Это то, что мне нужно было тогда, в 2008-м, видимо, многим нужно и в 2015-м что-то отупляющее, на что можно отвлечься. Fallout 3 помог мне тогда: это была ровно такая тупая, успокаивающая, засасывающая игра, которая нужна, когда тебе нужно время, чтобы вернуться к жизни. Когда ты в депрессии, всё время хочется спать, прятаться, закрыться. Видеоигры подходят для этого идеально.

В то же время Fallout 4 — и Fallout 3 это тоже касается — очень хорошо сделана. Это большой, продуманный и красивый продукт. Действие происходит в постапокалиптической версии Бостона, и он продуман до мелочей. С одной стороны, американцы узнают в нём реальный район Бостона. С другой — он выглядит так, как выглядел бы мир, переживший атомную войну и собранный заново по кусочкам: всё построено, починено и сделано из подручных материалов. В игру явно вложено много сил, и от этого её как-то неловко ругать. В Fallout 4, например, очень красивые закаты: жалуясь на игру с такими закатами, чувствуешь себя мелочным.

В сердце любого бесконечного развлечения живёт энтропия. В какой-то момент новый Fallout разваливается и развлечение становится рутиной — ты продолжаешь просто потому, что так надо. Через 12 часов заглядывания в дома/фабрики/базы, сражений с роботами/зомби/бандитами, поиска оружия/брони/ресурсов наступает тяжёлое похмелье. Это похожу на игру в Candy Crush Saga или любой другой мобильный хит: поначалу очень весело, но быстро начинаешь делать всё из компульсивного увлечения, а потом вообще сожалеешь, что потратил столько времени.

Хорошая поп-культура так не работает. Она должна задавать вопросы. Она должна не выдыхаться, а заканчиваться. Одна из лучших игр этого года — Life Is Strange — заканчивается именно трудным и неоднозначным вопросом, а длится всего 10 часов. Многие игроки возражают, что к Fallout 4 не нужно предъявлять таких требований, ведь это просто игра «на отдохнуть». Журналисты смотрят на неё похожим образом. И это неправильно, потому что пристального взгляда заслуживает что угодно.

Игровое сообщество — и критики, и игроки — в последнее время активно пытается легитимизировать игры в глазах всего мира, придать им статус искусства (хотя этот статус у них уже есть). Они призывают говорить о них наравне с остальной культурой. Вот, например, образцовая рецензия сайта Polygon на игру Gone Home: многие игроки презирают её и не хотят даже называть «игрой», а Polygon понимают, что к ней нужно подходить внимательно, как к любому произведению искусства. С Fallout 4 происходит ровно обратное: все критики забывают об искусстве и пишут об игре, как о новой модели телефона, перечисляя технические характеристики. Polygon делает то же самое. В игре такой-то бой, такая-то графика, персонажи выполняют такие-то функции. Никто не пытается оценивать её как художественное произведение.

Тогда, в 18 лет, после месяца игры в Fallout 3 я всё-таки выбрался из своей депрессии. Нашёл первую неудачную работу, стал выбираться из дома, брать себя в руки. Меня что-то потрясло, выбило из колеи, дало понять, что вечно в комфорте находиться нельзя. Это точно были не скорпионы, радиация и нуждающиеся в помощи жители постапокалиптической Америки.

Видеоигры уже стали напрямую обращаться к проблеме депрессии и говорят о ней: Depression Quest, Inner Vision, Actual Sunlight и так далее. Они говорят о ней напрямую и заставляют игрока столкнуться с реальностью, увидеть свои проблемы и уничтожить их. Fallout 4 — это просто форма эскапизма, а игры давно способны на большее.

Это жизнерадостное и яркое полотно про постапокалипсис спустя месяц после релиза принято называть разочарованием. И вот почему: Fallout любят за злой и беспринципный мир, в котором тем не менее всегда можно найти лазейку и решить проблемы. В неприветливой Пустоши зачастую побеждает не человек с самой большой пушкой, а кто-нибудь умный и хитрый. Просто потому, что хорошо подвешенный язык и дар убеждения тоже важны. Важным в Fallout считалось почти всё, единого верного способа выжить не было. Это игра для человека с тысячей лиц — можно отыгрывать безнадежно глупого, но дико удачливого увальня или хилого, но хитрого манипулятора.

Fallout 4 это все отбирает. Хватит без конца перевоплощаться уже, в самом-то деле. Оставайся с нами навечно. У нас тут большой и красивый аттракцион, от которого не оторваться, — целый дивный новый мир. Бостон и окрестности не так сильно пострадали от ядерной войны. Ходи, верти головой и постарайся не задавать лишних вопросов.

Если для вас это стало сюрпризом — дескать, Fallout уже не тот, — вспомните The Elder Scrolls 5: Skyrim. Там эпос про вечную зиму, безумно красивую пургу и мишку, который ловит рыбу в речке. Но главное кроется, конечно, не во внешних чертах, а в содержании: Skyrim пришел к тому, что ты должен играть в него если не вечно, то как можно дольше. На это работают и процедурно генерируемые квесты, и система развития персонажа (она с последними патчами изменилась таким образом, что развиваться можно до посинения).

Fallout 4 идет в этом направлении дальше. Условный Minecraft с контекстом. «Сталкер», который мы заслужили. Рассказ про вечный сбор проржавевших печатных машинок и тюбиков с клеем. История про постройку поселений и создание оружия. Fallout 4 пропагандирует те идеи, что безопасно реализовывать. Мир для одного человека, желающего уйти от всего постороннего. Именно поэтому Fallout 4 настолько обезличен — развлекать себя здесь нужно самому. И как только это у вас получится, игра станет личным переживанием, чем-то большим, чем дежурный набор квестов с несуразным выбором.

Начните воспринимать Fallout 4 по-другому. Постройте дом, проведите к хитроумной системе освещения электричество, соберите и покрасьте на свой вкус комплект силовой брони. Прикрутите к плазменной винтовке вон ту невероятно крутую штуку, чтобы расщепляло всякую мелочь с еще большим зверством. Еще не забудьте расставить по полочкам трофеи и аккуратно отыгрывать жизнь одиночки в Пустоши.

Идеальная игрушка, если у вас есть на нее время. Как говорит Тодд Говард: «It just works». Оно и работает: мы смеемся над Бивисом и Баттхедом на экране создания персонажа, над силовой броней паладина Данса, выкрашенной под скафандр космонавта Базза из Toy Story.

Это уже популярная культура, которой мы живем сегодня. В «Ведьмаке» подход совершенно другой — с чужими мини-историями и самодостаточным Геральтом. Fallout 4, повторю еще раз, игра про вас — и с этой задачей она справляется на все сто.

Главное, конечно, понять, что делать с этим дальше, и не ограничивать личные переживания одними только порнографическими модификациями и выныривающим из-за угла озорным паровозиком Томасом. Именно такую игру стоит потом бесконечно модифицировать и дополнять дежурным набором инструментов от Bethesda.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *