Функции общения

Функции общения

14. Функции и виды общения.

— Зависимостьфункций общения от возраста.

— Трудности и помехи в развитии общения.

— Явление «каузальной атрибуции».

Функции общения. Их шесть:

1) прагматическая функция общения отражает его потреб-ностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;

2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека;

3) функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения;

5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;

6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.

Трудности общения. В процессе общения человека с чело-еком могут встречаться трудности, которые часто являются [репятствиями на пути к достижению индивидом целей и ко-орые меняются в зависимости от обстоятельств. Например, [еразговорчивость человека может мешать ему в установлении [ервого контакта при знакомстве, но на более поздних этапах юспринимается как проявление его индивидуальности, не ме-цающее, не препятствующее взаимопониманию.

Со стороны личности трудности общения могут возникать Iсвязи с мотивами общения. Если человек испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать препятствия в виде появления состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это зависит и от их ролевого положения. Например, известно, что руководители больше ориентируются на нормативы, стандарты, директивные указания, в то время как подчиненные больше ориентированы на взаимопонимание. Несовпадение этих ориентации приводит к неудовлетворенности в общении.

Особую группу трудностей общения составляют нарушения стратегий, заранее разработанных участниками. Например, неожиданность в форме контакта, несовпадение ожидаемого поведения с реальными действиями партнера по общению могут привести к полной растерянности. Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения ведет к растерянности или психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом.

Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению друг к другу, несовпадение ценностных ориентации на уровне базовых социальных установок, смысловых пластов сознания и формальное подведение образа другого под категории (плохой-хороший, надежный—ненадежный и т.п.) существенно искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают эффективность установления отношений.

Очевидна и важность умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно говорить, давать другим указания, как это часто бывает у некоторых людей, навыки внимательного слушания, основанного на межличностном понимании, могут ослабевать. У некоторых людей, напротив затруднено формирование навыков говорения и им нередко бывает трудно «выдавить из себя слово». Эти индивидуальные различия — один из факторов трудностей в общении.

В настоящее время разнообразные тренинговые программы общения при развитии техник говорения включают в себя не только отработку техники построения и произнесения речевого высказывания, но и его адекватного сопровождения мимикой, пантомимикой, жестами, взглядом. Обучение тактикам общения предполагает знание и учет расстояний, определяющихся отношениями между людьми. Нарушение этих расстояний приводит к психологическому дискомфорту общающихся. Данные расстояния подразделяются на зоны пространств: интимного, личностного, ролевого, социального. В разных культурах эти зоны несколько отличаются, что определяется такими факторами, как возраст, индивидуально-психологические особенности, принадлежность к определенной культуре и т.д., но в среднем они колеблются от 0—15 см до 15—46 см при интимных отношениях, от 35—60 до 80—120 — при межличностных отношениях, от 120 до 210 см при ролевых взаимодействиях и в самых крайних случаях могут достигать 3,6 м. Социальные пространства — это пространства взаимодействия групп людей, массового общения с аудиториями. Они начинаются с расстояния 3,6 м и представляют собой общедоступную зону индивида. Вхождение в зону другого человека, не соответствующее установившимся с ним отношениям, вызывает выделение большого количества адреналина, покраснения кожи, учащение сердцебиения и другие физиологические реакции, характерные для стресса.

На допросах в спецслужбах часто практикуют метод «территориального» вторжения, чтобы сломить волю преступника. Но такая тактика пространственного нарушения совершенно недопустима в дружеских, приятельских, товарищеских отношениях. Она представляет собой некоторую опасность и при общении начальника с подчиненными.

Психологические барьеры1, т.е. препятствия, преграды в общении, могут возникать как в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и в связи с несовпадением смыслов высказывания, просьб, приказов и т.п. В состоянии субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).

В целом барьеры общения можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера заранее воспринимается как потенциальный правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких противоправных поступков.

Барьеры в общении связаны с предвзятостью и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в опыт человека кем-то из людей. У застенчивых сильным препятствием в общении становится ожидание непонимания или беспокойство о том, будет ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста. Иногда человек сам создает себе препятствия в общении в силу своих неверных представлений о других людях.

Каузальная атрибуция (стремление к выяснению причин поведения субъекта) — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

Побудительная функция

Эмоции выполняют функцию побуждения к деятельности, при достижении потребности опре­деленной интенсивности.

Например:

-интерес «приковыва­ет» внимание и удерживает его на объекте,

-а страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций.

3. Регуляторная функция

Эмоции человека возникают при осуществлении деятельно­сти, направленной на удовлетворение его потребностей, и соот­ветствующим образом регулируют поведение.

В этом заключа­ется их регулирующая функция.

Мобилизующая функция

Это мобилизация всех сил организма в сложных, ответствен­ныx ситуациях.

Например,

-для ме­дицинской сестры — в условиях про­ведения инструментального обсле­дования или хирургического вмеша­тельства.

В то же время чрезмерное эмоциональное напряжение может отрицательно сказаться на результатах деятельности.

Влияние эмоционально-мотивационных харак­теристик на продуктивность деятельности отражает закон Йеркса ­Додеона (по имени американских исследователей), согласно ко­торому по мере увеличения силы эмоционального потребления продуктивность деятельности, ее успешность, качество

-сначала повышаются,

-но затем, после достижения максимальных показа­телей,

-дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного фак­тора ведет к ухудшению деятельности.

5. Коммуника­тивная функция

Эмоциональные проявления, сопровождающие общение.

По­могают человеку передать информацию:

-о своем отношении к дру­гим людям, явлениям, событиям,

-о своем состоянии.

6. Подкрепляющая функция – основана на состоянии, возника­ющего после удовлетворения или неудовлетворения потребности;

Расстройства эмоций

· Апатия — расстройство эмоционально-волевой сферы, прояв­ляющееся: —

-безразличием к себе, окружающим, событиям,

-отсутствие желаний и побуждений.

Апатия, эмоциональная тупость и абулия (безволие) — основные симптомы шизофрении.

· Эйфория — патологически повышенное радостное настроение с недостаточной критической оценкой своего состояния, идеомотор­ное возбуждение.

Окружающее воспринимается в радужных тонах.

· Дисфория — угрюмо-злобное настроение с повышенной раздра­жительностью и недовольством окружающими, иногда с наклон­ностью к агрессивным действиям.

· Депрессия — состояние с угнетенным или тоскливым настроени­ем.

Депрессивная триада:

-снижение настроения,

-замедление мыш­ления и речи,

-снижение моторного тонуса.

· Мания — повышенное настроение с чувством удовольствия и переоценки собственной личности.

Маниакальная триада:

-повы­шение настроения,

-ускорение мышления и речи,

-повышение дви­гательной активности.

Компоненты общения

В памяти

Осталось

Понято

Услышано

Формы Высказано

Словесные

Приобрело

Задумано

Деловое общение

Общение –это основная форма человеческого бытия, а также важнейшая форма взаимодействия людей. Она лежит в основе всего того, что мы делаем. Общение нужно нам в любом возрасте.

В жизни большинства людей процессы общения занимают до 70% времени. А менеджеры расходуют на различные виды общения в среднем 80% своего рабочего времени. Общение — это постоянный процесс, который люди используют для того, чтобы передавать организационные цели (знания, фактические сведения, указания, приказы и т.д.), для обмена информацией и поэтому предполагает обратную связь.

На каждом этапе общения происходит потеря информации. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы.

Предел

воображения Активный

языковый Языковый

фильтр барьер

словарных

запасов Фильтр

собеседников воображения

и желания Объем

запоминания

24%

И все же люди понимают друг друга и понимание постоянно корректируется.

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. Умению говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в античности. Оно предполагает умение точно формулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в общении на реакцию собеседника. Прагматичный Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». К людям, легко вступающим в контакты и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией, а с замкнутыми стараемся либо вообще не общаться, либо вступать в ограниченные контакты, лишь в случае крайней необходимости.

Общение служит жизненно важной целью установления взаимосвязей и сотрудничества людей. От того, насколько грамотно построено общение зависит немало: результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, клиентами и сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в коллективе.

Коммуникатор –тот, кто сообщает информацию.

Аудитория (реципиент) –тот, кому говорят, сообщают информацию.

Сообщение –то, что говорят, содержание информации.

Средства общения –технические средства, благодаря которым информация попадает к получателю.

Выделяют 2 формы общения:

Опосредованное (косвенное) – через посредников (по телефону, факсу, интернету).

Непосредственное (контактное) – т.е. с «глазу на глаз», которые делятся на 2 группы: вербальные, с помощью речи и невербальное, с помощью мимики, жестов, интонации и т.д.

Цель общения

Процесс управленческого общения начинается с формулирования идеи и этот шаг называется идеизацией, т.е. человек, который хочет общаться, должен передать появившуюся идею. Цели, которые формулирует менеджер могут быть самыми разными: заключить соглашение, разрешить спорный вопрос, убедить собеседника в чем-либо, получить необходимую информацию и т.д.

Чем конкретнее сформулирована цель – тем больше определенности в последующем. При общении важно определить главные и второстепенные цели. Направление беседы можно регулировать с помощью задаваемых вопросов, которые делятся на «открытые» и «закрытые». «Открытый» — на который нельзя ответить односложно (да, нет, не знаю), а приходится отвечать и они являются незаменимыми, если целью является получение информации. На «закрытый» — наоборот можно ответить «да, нет», когда нужно получить согласие или отказ и др.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *