Функции памяти в психологии

Функции памяти в психологии

Функции памяти

1. Запоминание — когда человек воспринимает предметы и явления, это

приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга.

Образуются временные условно-рефлекторные связи. Их еще называют следы

памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна.

Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и

непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное

значение, так как именно так воспринимается большая часть информации,

необходимой каждый день Произвольное запоминание может проходить двумя

способами: через механическое фиксирование, или установление смысловых

(логических) связей. Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает

лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только

действуя на основании материала, мы запоминаем его.

2. Сохранение — когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных

сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали.

Благодаря этому «банк информации» постоянно возрастает. Не вся информация

сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут,

третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного

психического отношения личности к материалу, в процессе запоминания и

сохранения.

3. Воспроизведение — этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе

познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из

«огромной» библиотеки» памяти. Воспроизведение проходит в три фазы:

· Узнавание — при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.

· Припоминание — наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют.

· Репродукция или реминисценция — самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал.

До этого он уже:

1) различаем,

2) обновляется в сознании,

3) но теперь нужно полностьювоспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас, например,написать, рассказать, нарисовать.

4. Забывание — процесс противоположный сохранению.

Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем,

что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс

забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что

наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.

Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая

человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что

оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не

допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится, когда

память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который,

тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

57. Виды памяти, их характеристика

Основаниями для выделения различных видов памяти служат:

характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования.

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Образная память — это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений.

В этой связи в образной памяти выделяют:
— зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
— слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
— вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
— обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
— тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи).

Двигательная (моторная) память проявляется в способностизапоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память — это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» — говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»:человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать — необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти.

По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую.

О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться. Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память.

Имплицитная память — это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает. В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.
Эксплицитная памятьбазируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память.

Непроизвольная память — след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти — запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память — намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания.

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.
Мгновенная (сенсорная) память — это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:
— иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
— эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память — это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.
Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память — это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам и образцам действия в конкретных ситуациях Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память — это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

58. Типы памяти, их характеристика

Типы памяти различаются в связи с ее индивидуальными особенностями у тех или других людей.

В зависимости от преобладающего участия в работе памяти того или другого анализатора различают зрительный, слуховой,двигательный и смешанный типы памяти.

Человек, отличающийся зрительным типом памяти, запоминает и воспроизводит заученный материал преимущественно в зрительных образах,

в противоположность человеку с двигательным типом памяти, у которого процессы заучивания и воспроизведения опираются главным образом на двигательные представления.

Например, при заучивании физических упражнений человек с зрительным типом памяти будет лучше запоминать движения в их зрительной форме и легко разбираться в ошибках, допускаемых другими физкультурниками, плохо отдавая себе отчет в собственных ошибках. Человек с двигательной памятью будет легче запоминать в мышечно-двигательных образах выполняемые им самим физические упражнения, иногда плохо соединяя их с зрительными образами движений.

«Известно,— говорит К. С. Станиславский,— что у некоторых живописцев внутреннее зрение настолько отчетливо, что они могут писать портреты отсутствующих. У некоторых музыкантов внутренний слух настолько совершенен, что они могут мысленно прослушать симфонию, только что перед тем сыгранную, припоминая все детали исполнения и самые незначительные уклонения от партитуры.

Артисты сцены, подобно художникам и музыкантам, обладают памятью внутреннего зрения и слуха. С их помощью они могут запечатлевать и воскрешать в себе воспоминания о зрительных и слуховых образах, о лице человека, о его мимике, о линиях тела, о походке, о манерах, о движениях, о голосе, об интонации встречающихся в жизни людей, об их костюме, о бытовых и других подробностях, о природе, о пейзаже и прочем… Артисты зрительного типа любят, чтобы им показали в действии то, чего от них добиваются… Артистам слухового типа, напротив, хочется поскорее услышать звук голоса, речь или интонацию того лица, которое они изображают».

К смешанному типу памяти относятся люди, у которых не наблюдается преимущественное развитие какого-либо одного вида памяти и которые в своей практической деятельности в равной степени пользуются несколькими видами памяти (зрительно-слуховой тип, двигательно-слуховой и т. п.).

В педагогическом отношении важно обеспечить равномерное развитие всех трех видов памяти; только таким путем может быть обеспечено наиболее точное запоминание и воспроизведение изучаемого материала.

59. Характеристика основных процессов памяти.

Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную.Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда нас просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что запомнили. Естественно, результаты у всех будут разные. Одни запоминают 5 слов, другие – 7, лишь очень немногие – 9. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. По словам Р. Солсо (1996), долговременная память позволяет нам жить в двух мирах одновременно: в прошлом и настоящем и таким образом позволяет разобраться в нескончаемом потоке непосредственного опыта. Объем этой памяти безграничен, длительность хранения фактически не ограничена.

До сих пор мы останавливались на общих закономерностях памяти человека, свойственных всем людям. Но существуют, однако, и индивидуальные различия, отличающие память одних людей от других. Их мы и рассмотрим ниже.

Индивидуальные особенности памяти ( по И.А. Корсакову)

С одной стороны, память отдельного человека нередко предпочитает материал одной модальности (зрительной, слуховой, двигательной). С другой – у разных людей различен уровень организации материала, хотя и говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но по отношению к запоминанию это не всегда так.

Одни люди хорошо усваивают движения, у них легко формируются разнообразные двигательные навыки. Другие могут с легкостью запомнить такие сложные контуры и формы, которые другим совершенно недоступны. При этом зрительная память может демонстрировать самые удивительные свойства. Так, во время экзамена при подготовке к ответу студент изложил содержание материала, но в углу одного листа оставил пустое место. Оказалось, что это место предназначено для рисунка, который он никак не мог вспомнить. Люди с выраженной слуховой памятью могут не только запомнить, но и воспроизвести впервые услышанные и подчас довольно сложные музыкальные произведения. Эти особенности памяти могут быть врожденными, но могут быть связаны и с особенностями профессиональной деятельности людей или условиями среды, в которой развивается и формируется человек.

Так, радист высокого класса спокойно удерживает в памяти более 10 цифр, иногда и 15-20. Профессия дегустатора основана на хорошо развитой вкусовой памяти.

РИСУНОК 12

А специалисты ткацкого производства различают большое количество оттенков даже черного цвета. Спортсмену необходимо иметь хорошую двигательную память, музыканту – слуховую, а педагогу, в частности, – память на лица и фамилии.

Вывод из всего вышесказанного очевиден: для пользы дела, профессионального успеха или просто “не надрывного” обучения, лучше говорить с памятью на том языке, который она предпочитает.

Сразу возникает вопрос: “Как выяснить предпочтения нашей памяти?”

Обратитесь к своей памяти и памяти членов вашей семьи. Поинтересуйтесь, каким путем у каждого из вас происходит запоминание, скажем, номеров телефонов. Постарайтесь запомнить список слов. Что у вас получилось? Как вы их запомнили: на слух или зрительно?

Психологией экспериментально получены данные о повышении эффективности запоминания при одновременном задействовании различных модальностей. После взаимодействия зрительной, слуховой (речевой) памяти с включенными компонентами рассуждения можно легко запомнить материал.

У многих людей продуктивность памяти может повыситься, если к работе памяти подключить какие-либо автоматизированные действия, например ходьбу. Несмотря на то, что механизм выполнения подобных содружественных действий еще не вполне ясен, знанием такой особенности психики не следует пренебрегать. Эта особенность памяти незаметно для каждого из нас “вписывается” в психические процессы. Мы размахиваем руками, осваивая новую деятельность, интенсивно, пусть обычно и неосознанно, используем напряжение мышц, имеющих к ней прямое отношение. Так, первоклассник, обучаясь письму, не только водит пером по бумаге, но и помогает себе движениями языка, губ, определенным положением головы.

В ряде случаев индивидуальные особенности памяти могут проявляться как феноменальным развитием памяти в целом, так и в необычайной продуктивности отдельных ее видов. История знает много примеров, касающихся памяти выдающихся людей. Такие полководцы, как Македонский, Суворов, Наполеон, знали почти всех своих солдат по именам. Сенека мог запомнить и повторить 2 тысячи слов после однократного их прослушивания.

Феноменальная память Шерешевского, однако, — это особый случай, связанный с индивидуальным строением психики данного человека. Относительно других людей более вероятен вариант, когда обладатели выдающейся памяти на лица, цифры и слова используют специальные средства и приемы.

РИСУНОК 13

Переходя ко второй особенности индивидуальной памяти – уровню ее организации, следует отметить следующее. Как показывают наблюдения психологов-экспериментаторов, у одних людей преобладают непосредственные, наглядные, чувственные формы запоминания, в то время как другие пользуются обобщенными с помощью речи логическими схемами (суждениями). Именно к этим различиям восходит разделение людей на “художественный” и “мыслительный” типы.

К индивидуальным структурным особенностям памяти относится и такая ее характеристика, как величина оперативной единицы запоминания. Для иллюстрации обратимся к процессу чтения. Каждый по себе знает, что в зависимости от уровня владения восприятием письменной речи и предметом, о котором идет речь в тексте, мы читаем с разной скоростью. Первоклассник, обучающийся чтению, сначала читает по слогам, затем оперативной единицей чтения становится слово. Взрослые люди одномоментно воспринимают при чтении более крупные единицы текста, фразы или даже абзацы. Некоторые люди могут читать страницу очень быстро, не теряя при этом существенного содержания текста. Так же и в памяти. Оперативная единица, кусок информации, вводимой в память, может быть различен по емкости у отдельных людей. Иногда приходится слышать, что у данного человека “тренированная память”. Это означает, в частности, не только свободное и адекватное ситуации и материалу использование средств запоминания, но и умение укрупнить единицы, выделяемые в содержании или структуре информации при запоминании или воспроизведении.

Тренированная память – это свободное и правильное использование средств запоминания, направленное на превращение механического, непосредственного, подчиненного внешним характеристикам запечатления следов в деятельность произвольную, осмысленную, связанную с потребностями и мотивами человека. Тренированная память всегда опирается на мнемотехнику, которая определяется как совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти. Получается, что каждый из нас постоянно пользуется каким-либо мнемоническим средством, начиная от такого генерального приема, как осмысление информации, до более узких специальных способов, таких, например, как группировка цифр в числа (трех-, четырехзначные) при запоминании цифровой последовательности.

Устанавливая при запоминании связь (ассоциацию), выделяя главную мысль в тексте для запоминания его содержания, мы используем мнемотехнику. Она является неотъемлемой частью нашей умственной деятельности.

В чем же все-таки причина эффективности мнемотехнических приемов, будь они построены на образном кодировании информации или на словесно-логическом? Она в том, что использование мнемотехники в известной мере смещает запоминание в область более могучей по ресурсам памяти, непроизвольной ее сферы, поскольку при той или иной перекодировке запоминаемого материала идет работа над средством, а собственно мнестическая задача как бы отходит на второй план. Это особенно заметно при интеллектуальной работе с материалом. Сила мнемотехники, таким образом, состоит, скорее всего, в том, что при обращении к ней в процессе запоминания задействованы как произвольная, так и непроизвольная его части. Важно лишь, чтобы работа над средством не была при этом единственно значимой целью. Характер работы памяти как психической деятельности при этом (при использовании мнемотехнических средств, в том числе эйдетических) не изменяется. Ничего в нем такого странного или, как некоторые склонны думать, отклоненного от нормы, не возникает. Просто функция средства в этом случае в значительной мере смещается в область непроизвольного, зато результаты такой работы куда лучше.

Эффективность памяти определяется тремя параметрами: объем памяти, полнота (или точность) воспроизведения, а также прочность (длительность) хранения информации, доступная переводу в актуальную память. На совершенствование этих трех составляющих и должна быть направлена работа каждого, желающего улучшить свою память. Повышение продуктивности памяти обеспечивается:

1. Правильной постановкой задачи запоминания в связи с требованием воспроизведения.

2. Активной ориентировкой в запоминаемом материале с выбором главного, существенного и с отсечением несущественного, незначимого.

3. Установлением (выбором) принципа организации запоминаемого материала и формированием оперативной единицы и кода запоминания.

4. Правильной организации процесса забывания (перевода в латентную память), основанной на выборе адекватного кода.

5. Учетом особенностей отрицательного влияния интерферирующей деятельности.

6. Всесторонним и полным использованием различных органов чувств.

Особое место в решении задачи улучшения памяти занимает осмысленная, интеллектуально насыщенная работа над материалом, введение его в уже имеющуюся систему знаний. Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. Отношение к повторению как творческому процессу, правильная организация содержательных и временных аспектов повторения абсолютна, необходима для результативного проявления возможностей памяти, максимально высокой, но строго адаптивной эффективности, – то есть проявлению ровно в той мере, насколько это в каждый данный момент действительно необходимо – не меньше, но и не больше. Высокая продуктивность памяти включает в себя еще два фундаментальных требования. Во-первых, для хорошей работы памяти необходимо наличие мотивации, заинтересованности в содержании материала и выполнении задачи запоминания и воспроизведения. Во-вторых, нужно использовать разнообразные вспомогательные средства, соответствующие задачам выполняемой деятельности. Память связана с другими психическими процессами. Её опосредованный характер и зависимость от общей направленности деятельности каждого человека проявляется в мотивации и формировании целей.

Закончить хотелось бы обращением к словам Л.С. Выготского о том, что в памяти проявляется своеобразная форма внутреннего сотрудничества человека с самим собой. Обогащение этого сотрудничества – основной путь развития и воспитания памяти.

Виды и функции памяти

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память включает ряд процессов: запечатление (запоминание), сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении.

Для того чтобы успешно воспользоваться своей памятью, человек должен проделать три вещи: усвоить какую-то информацию, сохранить ее и в случае необходимости воспроизвести. Если вам не удается что-нибудь вспомнить, причиной может быть нарушение любого из этих трех процессов. Но память вовсе не так проста. Мы усваиваем и запоминаем не просто отдельные элементы информации; мы конструируем систему знаний, которая помогает нам приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений. Кроме того, память — это активный процесс; накопленные знания непрерывно изменяются, проверяются и переформулируются нашим мыслящим мозгом; поэтому свойства памяти выявить не так легко.

Процессы памяти:

  • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление — кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти. Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала

Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.

Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.

Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.

Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.

Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.

Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.

В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти

Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.

Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 сек. Ее объем ограничен 5 — 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Долговременная память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь.

перативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти . Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Существуют различные типологии памяти:

  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

  • по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;

  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

Свойства памяти

  • Точность

  • Объём

  • Скорость процессов запоминания

  • Скорость процессов забывания

  • Закономерности памяти

Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность

Законы памяти

Закон интереса

Интересное запоминается легче.

Закон осмысления

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки

Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

Закон действия

Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

Закон контекста

При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

Закон торможения

При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.

Закон оптимальной длины ряда

Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

Закон края

Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

Закон повторения

Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

Закон незавершённости

Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

  • Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.

  • Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.

  • Эпизодическая память — память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.

  • Семантическая память — память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.

  • Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».

  • Топографическая память — способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

Классификация видов памяти

Критерий

Вид

Критерии различения эпизодической и семантической памяти претерпели значительные изменения со времен моей работы 1972 г., где я привел аргументы в пользу эвристичности таксономического различения эпизодической и семантической памяти, которые мы считаем параллельными, частично дублирующими друг друга системами переработки информации. В то время я видел только пять (гипотетических) отличий одного вида памяти от другого. Десятилетие спустя, в 1983 г., я предположил, несмотря на недостаток данных, что эпизодическая память и семантическая память представляют собой разные функциональные системы. Тогда уже можно было насчитать 28 критериев для их различения. В последующие годы природа различий была в значительной степени пересмотрена. Для этого я более подробно рассмотрел понятие системы памяти и предположил, что разные системы имеют дело с разными видами информации, работают по разным принципам и представлены в мозге разными нейронными структурами и механизмами. Далее я предположил, что а) эпизодическая память является уникальным продолжением семантической памяти, а не отдельной, параллельной системой, Ь) эпизодическая память и семантическая память отличаются сопровождающим их работу типом осознания и с) различия относятся к более широкой проблеме классификации видов обучения и памяти.
В результате в литературе термин «эпизодическая память» употребляется в двух различных, хотя и в чем-то родственных друг другу, значениях, одно из которых относится к типу сохраняемой информации и к типу эксперимента, а другое — к гипотетической нейрокогнитивной системе, входящей в состав более полной теории организации памяти.
Системы эпизодической и семантической памяти
По сути, теория предполагает, что эпизодическая память и семантическая память являются двумя из пяти систем памяти человека, чему накоплено достаточно свидетельств. Другие три системы — это процедурная память, перцептивная репрезентация и кратковременная память. Хотя каждая система выполняет определенные функции, недоступные для других систем (так называемый критерий функциональной несовместимости), они обычно взаимодействуют как при выполнении повседневных задач, так и в условиях лабораторного эксперимента.
Семантическая память регистрирует и хранит информацию о мире в самом широком смысле слова и делает ее доступной для извлечения. Если человек знает что-то, что может быть описано с помощью пропозиций, это знание относится к семантической памяти. Семантическая память позволяет индивиду представлять себе и манипулировать в уме с ситуациями, объектами и отношениями в мире, которые не представлены чувственно: обладатель семантической системы памяти может думать о вещах, отсутствующих здесь и сейчас.
Эпизодическая память позволяет человеку запоминать события как пережитые им самим. Это позволяет человеку осознавать ранее пережитый в определенной ситуации опыт. Таким образом, можно сказать, что информация из эпизодической памяти охватывает опыт человека в субъективном времени и пространстве. В противоположность этому семантическая память содержит в себе информацию, отражающую объекты и их отношения в мире. Обладатель эпизодической памяти не только способен запомнить хронологию никак иначе не связанных между собой событий, но и может совершать мысленные путешествия во времени: такой человек способен перенестись по желанию в собственное прошлое, равно как и в будущее, — достижение, недоступное для других видов памяти.
Отношения между семантической и эпизодической памятью иерархичны: эпизодическая память произошла от семантической и многие ее операции по-прежнему зависят от семантической памяти. Соответственно семантическая память может функционировать (хранить и воспроизводить информацию) независимо от эпизодической памяти, но не наоборот. Эпизодическая память не обязательна для кодирования и сохранения информации в семантической памяти, хотя и может оказывать влияние на эти процессы. Семантическая память развивается в онтогенезе раньше, чем эпизодическая: дети начинают запоминать факты, касающиеся окружающего мира, в более раннем возрасте, чем собственный опыт. Наконец, если ключевую роль в работе семантической памяти играют средневисочная доля и диэнцефалические структуры, то эпизодическую память, судя по всему, обслуживают лобные отделы коры головного мозга..
Осознание при запоминании
Рабочая гипотеза заключается в том, что эпизодическая память и семантическая память фундаментально отличаются друг от друга в отношении природы осознания, которым сопровождается воспроизведение информации. Акт воспоминания лично пережитого события, а именно сознательная попытка его вспомнить, отличается характерным и неповторимым осознанием переживания заново здесь и сейчас того, что произошло раньше, в другое время и в другом месте. Осознание и связанное с ним чувство хорошо знакомы каждому нормальному человеку. Мы редко путаем воспоминание и другие виды опыта: восприятие, воображение, сновидение, мечты или размышления о том, что мы знаем о мире.
Я называю осознание, которое характеризует воспоминание собственного прошлого, автоноэтическим осознанием, которое отличается от ноэтического осознания, характеризующего воспроизведение информации из семантической памяти, и аноэтического осознания, которое сопровождает воспроизведение процедурного знания.
Отношения между автоноэтическим и ноэтическим осознанием, с одной стороны, и эпизодической и семантической памятью, с другой, могут быть проиллюстрированы наблюдениями за пациентом с тяжелой амнезией. К. С. — сорокалетний мужчина, попавший в возрасте 30 лет в аварию на мотоцикле и в результате этой аварии получивший очень избирательные повреждения головного мозга. Его интеллектуальные функции, не считая памяти, вполне сохранны: у него обширный словарь, он помнит много фактической информации, может читать и писать, опознавать рисунки предметов и фотографии людей, с которыми он знаком; играет в бридж и шахматы и может делать множество других вещей, которые делает всякий обычный человек. В любой момент он может вспомнить то, что с ним произошло за последние несколько минут. Он может описать эти воспоминания и осознает, что он вспоминает очень недавнее прошлое. Но он не может вспомнить — в смысле автоноэтического осознания — ничего, что он испытывал раньше, чем за несколько минут до настоящего момента. Он утверждает, что у него нет никаких воспоминаний о происшедших эпи-зодах, даже если ему предоставляют детальное описание некоторых весьма травматических событий его жизни, случившихся до или после начала его амнезии (таких, как внезапная смерть брата, сошедший рядом с его домом с рельсов поезд, груженный смертоносными химикатами, или дорожная авария, вследствие которой его челюсть была неделю зафиксирована при помощи проволоки в закрытом положении).
К. С. полностью ноэтически осознает мир вокруг и себя самого. Но у него нет автоноэтического осознания каких-либо прошлых событий. Он может вспомнить факты из собственного прошлого, и в этом смысле можно сказать, что он их знает. Например, он знает, что у него была машина, знает ее марку и цвет. Но он не может вспомнить ни единой поездки ни на этой, ни на какой-либо другой машине, ни вообще на каком-либо другом транспорте. Мы можем констатировать, что его эпизодическая система памяти совсем не работает, и это выражается в его неспособности осознанно пережить в субъективном пространстве и времени какие-либо из случившихся с ним ранее событий.
Несмотря на полную неспособность вспомнить события из собственного прошлого и неспособность помнить какие-либо текущие события дольше, чем несколько минут, К. С. в состоянии запоминать новую фактическую информацию. Это обучение неравномерно и непрочно, но оно имеет место. Например, когда мы проезжаем мимо Скай-Доум — здания, известного всему миру или, по крайней мере, всему миру любителей бейсбола, но построенного уже после того, как у К. С. началась амнезия, выясняется, что оно ему известно в том смысле, что он знает, что это за здание и как оно называется. Конечно, когда я спрашиваю его, бывал ли он когда-нибудь внутри, он говорит, что не знает; когда я спрашиваю: «Когда вы здесь проезжали последний раз?» — он не знает; если я интересуюсь, видел ли он это здание раньше, он отвечает: «Кажется, да», и, когда я прошу его объяснить, почему ему так кажется, он говорит: «Иначе я бы не знал, как оно называется».
Приобретенные К. С. знания о вещах и воспроизведение им недавно выученных сведений были объективно и систематически зафиксированы в рамках нескольких широкомасштабных исследований, в которых он выучивал новые (созданные в рамках эксперимента) «факты». Таким образом, он может ответить на вопросы, на которые могут ответить и некоторые другие люди, как то: «Кто настолько высок, что не видит шнурков своих ботинок?» Ответ «жираф» является «неизвестным фактом», которому его научили в одном из наших экспериментов. Обучение К. С. проходит гораздо медленнее и труднее, чем обучение нормальных испытуемых, но оно происходит. Более того, если он выучил новый факт, он способен воспроизвести его в течение многих месяцев, в точности как нормальные испытуемые. Кроме выученных фактов, он не помнит ничего. Утверждение о том, что человек не может вспомнить ни единого случая из своего прошлого (если определить воспоминание в узком смысле, как сделано в этой статье), можно опровергнуть путем констатации хотя бы одного случая припоминания подобного события. В случае К. С. до нынешнего момента зафиксировать такой случай не удалось.
Выводы, которые могут быть сделаны из этих экспериментов, созвучны истории со стадионом в Торонто. Хотя К. С. и не может ничего вспомнить автоноэтически, его семантическая память, а также ноэтическое осознание довольно сохранны, и поэтому он способен, когда это нужно, извлекать информацию о мире с помощью по крайней мере частично сохранной семантической памяти.
Если семантическая память К. С. достаточно сохранна, почему он выучивает новые факты медленнее, чем здоровые испытуемые? Один из возможных ответов заключается в том, что его семантическая память также повреждена, хотя не так сильно, как эпизодическая. Другая гипотеза, которая согласуется с теорией эпизодической и семантической памяти, заключается в том, что не К. С. учится медленно, а нормальные люди, за счет их полностью сохранной эпизодической памяти, учатся гораздо быстрее. Одна из возможных причин состоит в том, что эпизодическая память минимизирует эффекты проактивной и ретроактивной интерференции. В будущем исследования покажут, какая из этих гипотез или какие другие гипотезы ближе к истине.
Суждения «помню» и «знаю»
Если человек, страдающий амнезией, может выучить и знать новую информацию в отсутствие какого-либо автоноэтического воспоминания об источнике этой информации, возможно ли, что нормальные люди также знают что-то, не помня о том, где и как они эту информацию получили? Конечно, и очень часто. Каждый человек знает сотни и тысячи фактов, не помня обстоятельств получения этой информации. Забывание источника, характерное для обучения в состоянии гипноза и обучения людей, страдающих амнезией, как и пожилых людей, хорошо известно всем нам. Этот феномен просто выражен сильнее в перечисленных особых случаях, нежели в случае нормальных-взрослых.
Гардинер с коллегами описывают ряд исследований «воспоми-нания» недавно выученной информации нормальными испытуемыми в отличие от ее «знания». Интересной особенностью этих исследований является то, что информация в задаваемом вопросе обычно ассоциируется с эпизодической памятью, в частности нахождение знакомых слов из списка для заучивания в эксперименте на опознание. В таком эксперименте испытуемым однократно предъявляются для запоминания одно за другим несвязанные друг с другом слова из списка. В контрольной части эксперимента испытуемым предъявляются как заученные, так и незаученные слова, и их просят сказать, было ли слово в списке, и обосновать каждый утвердительный ответ.
Испытуемым дана инструкция о том, что они могут опознать слово, встречавшееся в списке, двумя путями: они либо «помнят» момент предъявления слова в списке, либо они просто «знают» по какой-то причине, что слово было в списке, но без припоминания факта предъявления.
В одном эксперименте, например, испытуемые изучали список слов в условиях либо полного, либо распределенного внимания, а потом были протестированы вышеописанным способом. Распределение внимания пропорционально снизило количество «запомненных» слов (0,5 в сравнении с 0,38), но не повлияло на пропорцию слов, про которые испытуемые «знали», что они были в списке (0,21 в сравнении с 0,2). В других экспериментах исследовалось влияние иных переменных: уровня переработки информации, придумывания слов вместо их чтения, интервалов сохранения информации, частотности слов, возраста испытуемых. Эти эксперименты также показали расхождение между «воспоминанием» и «знанием» в рамках памяти и узнавания. В других исследованиях, проводимых на испытуемых с мозговыми нарушениями, или с использованием психоактивных веществ, или в условиях записи вызванных потенциалов, начали вырисовываться нейронные корреляты суждений о «воспоминании» и «знании».
Существуют также другие подходы к изучению знания об источнике полученной информации и соответственно разные способы интерпретации подобных экспериментов и полученных в них результатов. Я предпочитаю гипотезу о том, что «воспоминание», базирующееся на автоноэтическом осознании, отражает работу эпизодической системы памяти, в то время как «знание», базирующееся на ноэтическом осознании, — работу семантической системы памяти. Таким образом, у испытуемых есть два источника информации относительно того, было ли слово в списке, — эпизодическая и семантическая память. Когда они извлекают эту информацию из семантической памяти, происходит забывание источника: они не помнят момента знакомства с этим словом. У пациентов, страдающих амнезией, подобно К. С, амнезия пред-ставлена шире и захватывает не только чтение определенных слов, но и какие бы то ни было личные события вообще.
Заключение
Эпизодическая память — нейрокогнитивная система памяти, позволяющая людям помнить прошлые события. Воспоминание является в этом случае не родовым термином, обозначающим все виды извлечения сохраненной информации, а скорее специфическим термином, обозначающим извлечение информации из эпизодической памяти. Что-то вспомнить — значит автоноэтически осознать прошлое событие, в котором участвовал вспоминающий. Для экспериментатора или теоретика изучать эпизодическую память — значит изучать автоноэтическое осознание прошлого опыта, отделяя его от ноэтического извлечения семантического содержания запомненных эпизодов. Это взгляд на эпизодическую память из 1993 г. Он связан с моими более ранними идеями, озвученными в 1972 и в 1983 гг., но и отличается от них. В нем можно проследить развитие нашего понимания человеческого разума, опирающееся на методы, подходы, находки и открытия, которых у нас еще не было 10 или 20 лет назад.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *