Генерация идей

Генерация идей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 30 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Нижневартовск, ХМАО – Югра.

Творческий проект

Выполнила ученица 9 «Б» класса:

Кузнецова Ксения Андреевна

Руководитель проекта

Старцева Галина Ресульевна

Г. Нижневартовск 2019

1.Введение…………………………………………………………………… 3

2. Актуальность выбранной темы…………………………………………. 4

3. Обоснование возникшей проблемы…………………………………….. 5

4. Определение цели и задач………………………………………………. 6

5. Звездочка обдумывания…………………………………………………. 7

6. Требования к изделию…………………………………………………… 8

7. История возникновения джинсов……………………………………….. 9

8. Разработка идей, вариантов и альтернатив……………………………. 11

9. Анализ идей и выбор оптимального варианта………………………….11

10. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования………………13

11.Техника безопасности…………………………………………………….14

12.Технологическая часть проекта………………………………………….15

13.Экологическое обоснование……………………………………………18

4.Экономическое обоснование…………………………………………….19

5. Самооценка………………………………………………………………..20

6. Реклама…………………………………………………………………….21

7. Литература…………………………………………………………………2

1.Введение

Всё материальное в этом мире приходящее и уходящее. Мы растём, меняемся. Что-то входит в моду, а что-то устаревает. Вследствие этого в шкафах, комодах накапливается куча ненужных вещей, которые нам либо малы, либо некомфортны, либо, в конце концов, просто надоели. Особенно часто с этой проблемой сталкиваются подростки, кем я, собственно, и являюсь. Из-за быстрого роста и развития в этот период, мне с трудом удаётся влезть в прошлогодние джинсы, не говоря уже об остальных, им предшествующих. Именно благодаря этой насущной проблеме появился на свет мой проект.

2. Обоснование возникшей проблемы

Однажды, убираясь в шкафу, я обнаружила, что мой гардероб полон старой ненужной одежды, основную массу которой составляли джинсы. Выкидывать их конечно жалко, ведь столько воспоминаний связано с этими потёртыми штанинами и самодельными заплатками, да и к тому же зачем добру просто так пропадать? Как оказалось, с этой проблемой столкнулась не только я, но и остальные члены моей семьи. У мамы даже оказалась старая юбка, которую лет пять уже никто не носил. Отталкиваясь от имеющихся материалов, у меня в голове созрело несколько идей, окончательные разработки и воплощения которых вы можете увидеть в моём проекте.

Тема моего проекта звучит так: «Старым джинсам- новая жизнь», и это не просто красивое словосочетание. Она практически буквально отражает основную идею проекта, которая заключается в кардинальном перевоплощении старой немодной, уже слишком маленькой для хозяина и ставшей по-настоящему не нужной одежды в стильный оригинальный атрибут, соответствующий духу времени. Самым большим его преимуществом, на мой взгляд является индивидуальность. Несмотря на то, что некоторые варианты я взяла из других источников, дизайн каждой вещи создавался отдельно и не является бездумной копией какого-то другого изделия. Поэтому я могу быть уверена в том, что не встречу такое же на улице или каком-либо другом месте.

3. Актуальность выбранной темы.

Джинсы – это неотъемлемая часть современного гардероба. В нашей семье их накопилось довольно много, но выбрасывать как-то рука не поднималась (а вдруг пригодятся?), и, как видите, действительно пригодились. То же самое можно сказать о моих кедах. Пройдя суровые испытания уроками физкультуры, ежедневным бегом, покраской заборов, они всё же не выдержали, порвались и испачкались в разноцветную эмаль. Честно говоря, я слабо представляла, каким образом их можно спасти. Но, поработав со средствами массовой информации, включив воображение, использовав свои знания и умения, мне всё же удалось это сделать! В результате у меня получились пляжная сумка, косметичка для мелочей и панама. Теперь в яркий солнечный день мне есть в чём и с чем пойти на пляж, не опасаясь того, что что-то может не уместиться, ведь сумка получилась очень вместительной, но при этом в меру габаритной. Одежду, сшитую своими руками приятно носить, так как ты уверен в её качестве и том, что такое же ты не увидишь больше ни на ком, от чего становится ещё приятнее.

4.Определение цели и задач.

Цель проекта:

Сшить пляжную сумку, косметичку для мелочей и панаму.

Задачи:

  1. Изучить историю джинсов.
  2. Создать эскиз изделий.
  3. Изучить технологию изготовления сумок.
  4. Изучить технологию изготовления панамы.
  5. Выбрать инструменты и материалы для изготовления изделий.

6.Определить критерии оценки качества изделий.

Планируемый результат:

  1. Адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни.
  2. Рост творческой активности.
  3. Интеллектуальное, эстетическое и этическое развитие.
  4. Профессиональное самоопределение.

Области знаний, используемые при выполнении проекта:

  • Антропометрия — измерение человеческого тела при снятии мерок, выявление соответствия изделия размерам человека
  • Безопасность жизнедеятельности – система мер по охране труда, производственной санитарии, гигиене и т.д.
  • География –климатические условия, пределы температур
  • История костюма – сведения об истории развития, видоизменения видов одежды
  • Математика – расчет формул для построения выкройки, расчет расхода материалов, денежных средств
  • Моделирование – изменение чертежа выкройки с целью получения желаемой модели
  • Психология – особенности восприятия человека, например, законы зрительной иллюзии в цвете, в художественном моделировании
  • Рисование – разработка эскизов альтернативных моделей, законы композиции, рисунка
  • Химия, физика – физико-химические свойства материалов, красители, информация о производстве материалов
  • Черчение – построение чертежа выкройки
  • Экология –экологичность материалов
  • Экономика – расчет себестоимости изделия, мини-маркетинговые исследования
  • Эстетика – воплощение в костюме желаемой эстетической идеи

5. Звездочка обдумывания

6.Требования, предъявляемые к изделию.

Изделия, которые я буду шить для себя, должны отвечать следующим требованиям:

  • Они должны быть красивым и соответствовать современному направлению моды.
  • Будущие изделия должны хорошо сидеть на фигуре и соответствовать внешнему облику девушки.
  • Отделка изделий должна быть оригинальной, соответствовать стилю изделия, ее назначению и гармонично сочетаться по цвету.
  • Изделия должны быть удобным в носке и долговечным.
  • Быть несложным в изготовлении.
  • Должны быть сшиты аккуратно и качественно.
  • Иметь экономически выгодную себестоимость

7.История возникновения джинсов.

За свою недолгую историю, джинсы успели захватить умы и сердца миллионов людей различного возраста, пола, роста и комплекции. Сегодня — это одежда для работы и отдыха, которую носят все. Чем только не были джинсы! И рабочей одеждой для американских ковбоев и золотодобытчиков, и символом престижа и достатка в среде советской золотой молодежи эпохи застоя, и знаменем хиппи, и атрибутом pок-музыкантов. Но много ли мы знаем о них? Вот лишь некоторые факты из славной биографии джинсов.

В середине XIX века семнадцатилетний паренек Леви Страусс

покинул свою родину Баварию, чтобы присоединиться к братьям, ведущим торговлю в Америке. В повозках, которые он с собой вез, помимо различных продовольственных товаров находились рулоны брезента для тентов.

Кто бы мог подумать, что благодаря этой грубой ткани юноша прославится на весь мир! Леви сшил из нее уникальные штаны: они не пропускали пыль и грязь, легко стирались, им вообще не было износа. Впоследствии брюки назвали джинсами, от американского «дженоиз», что означает «из Генуи» — одежду из грубой хлопчатобумажной ткани носили генуэзские моряки.

Джинсы тогда особо пришлись по вкусу золотоискателям и ковбоям. Но минул век, и ткань сочного голубого цвета привлекла внимание художников – модельеров. С тех пор джинсы не выходят из моды.

Первая фирма, производящая джинсы, была организована Леви Страусом в Сан-Франциско. Леви Стpаусс, рожденный в Баварии в большой еврейской семье, а с 1829 года гражданин США. В марте 1853 года молодой Леви- приехал в охваченный золотой лихорадкой Сан-Франциско. По просьбе шурина Леви захватил с собой груз ткани для палаток. Золотоискатели называли её — «деним». Добравшись до места, предприимчивый Стpаусс тут же понял, что самой большой проблемой золотоискателей были штаны. Леви догадался пустить в дело привезенный брезент и заказал местному портному первую партию «комбинезонов без верха» (так называл свое изделие сам Леви Стpаусс).

Именно в Калифорнии началась история культового брэнда Levis. В 1853 году Леви Страусс и его двоюродный брат Дэвид открыли магазин «Levi Strauss & Co.». Он разносил готовые штаны и другие товары в лагеря золотоискателей и в ближайшие городки.

Вместо парусины штаны начали шить из более мягкой французской ткани, на рулонах которой было написано «Serge de Nime». В 1872 году латышский эмигрант Джэкоб Дэвис из города Рино, Невада, который шил одежду, закрепил карманы на брюках своего клиента, который их часто отрывал, металлическими заклёпками.

Брюки с заклёпками понравились его клиентам и Дэвис решил запатентовать эту идею. Собрать $68 на патент он не смог, поэтому обратился к своему партнеру Леви Страуссу, написав ему письмо. 20 мая 1873 они получили патент на применение металлических заклёпок на одежде. В первый год Леви Страусс продал 21 000 пар штанов с медными заклепками. Заклёпки на задних карманах позднее пришлось заменить усиленным швом — они царапали и портили мебель. В 1886 г. к джинсам добавилась кожаная нашивка, изображающая лошадей, которые тянут пару Levis в разные стороны, — она стала еще одним отличительным фирменным знаком. По легенде, Леви Страусс в 1886 году действительно устроил подобный опыт в рекламных целях. И не прогадал — джинсы устояли. В 1890 году Страусс впервые обозначил на джинсах номер партии 501. Так появились на свет самые известные джинсы Levis 501. Первые джинсы стоили 1 доллар 46 центов.

8. Разработка идей и вариантов.

Одной из важнейших задач для меня является создание или выбор такой модели, которая полностью удовлетворяла бы моим запросам. Это наиболее важный и трудный процесс. Для того, чтобы я могла максимально приблизиться к решению этой задачи, необходимо точно выявить мои потребности, желания, особенности телосложения. Необходим набор моделей, на котором я могла бы базироваться при выборе и зарисовке эскизов, всевозможных добавлений ткани, отделочных материалов. Поскольку предметов в задуманном мною вмкомплекте много, то вариантов, из которых предстоит сделать выбор получилось много.

Идеи сумок

Модель 1

Сумка сшита из верхней части джинсовых брюк. Спереди пришит карман, на котором сделана вышивка. Вышивка сделана из лент.

Модель 2

Сумка сделана с цельнокроеными ручками. Спереди украшена большим цветком. Но я считаю, что такие ручки недостаточно практичны в использовании, а цветок слишком громоздкий.

Модель 3

Сумка выполнена из джинсовой ткани. Спереди украшена вставками из другой ткани и белой тесьмой.

Очень интересная модель сумки, с которой можно пойти как на пляж, так

и в магазин .

Оценка первоначальной идеи сумки

Критерии оценки

1

2

3

1

Сохранение формы после стирки

+

+

+

2

Дешевизна материала

+

+

+

3

Простота изготовления

+

4

Владение знаниями и умениями, навыками необходимыми для изготовления

+

5

Инструменты и оборудование

+

+

+

6

Многофункциональность

+

+

+

Вывод: исходя из результатов оценки, оптимальным является вариант 1 и 2. Изделие является полезным и многофункциональным, универсального стилевого решения.

Анализ идей и выбор оптимального варианта

Проанализировав все варианты ,сумку я хотела бы сшить себе пляжную -универсальную. В качестве украшения буду использовать вставки из другой ткани и тесьму. Надеюсь, что у меня получится стильная и настоящая дизайнерская сумочка.

Как дополнение из остатков джинс сошью себе косметичку для мелочей и панаму.

Комплект получится шикарный

9. Выбор инструментов, материалов, оборудования.

1. Швейная машина с электрическим приводом.

2. Гладильная доска

3. Утюг с пароувлажнителем, проутюжильник.

4. Ножницы закройные для раскроя ткани.

5. Сантиметровая лента для снятия мерок с фигуры.

6. Белый портновский мел для обводки контуров деталей.

7. Портновские булавки для скалывания деталей.

8. Ручная игла для сметывания деталей изделия.

9. Наперсток для предохранения пальцев от прокола иглой.

10. Машинная игла № 90.

11. Линейка закройщика.

10. Техника безопасности.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ:

  • Быть внимательной во время работы.
  • Надеть напёрсток на средний палец правой руки.
  • Вкалывать иглы и булавки только в игольницу.
  • Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

Правила техники безопасности при выполнении машинных работ:

  • Надеть спецодежду, застегнуть манжеты.
  • Проверить исправность швейной машины.
  • Перед соединением деталей проверить, не осталось ли в них ручная игла или булавки.
  • Заправку верхней и нижней нити производить при выключенной машине.
  • Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей швейной машины.
  • Не передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.

Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ:

  • Проверить чистоту подошвы утюга.
  • Проверить целостность шнура.
  • Выполнять влажно-тепловую обработку стоя на резиновом коврике.
  • Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не шнур.
  • По окончании работы ставить утюг на специальную подставку.

Следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга и за тем, чтобы утюг не перегревался

11. Технологическая часть проекта

Изготовление сумки «Пляжная»

1.От старых джинсовых брюк отрезать все штанины и распороть их по одному шву.

2. Выкроить 6 деталей сумки, а также 4 вставки из другой ткани.

3. Выкроить ручки для сумки и детали подкладки.

4.Сметать и стачать между собой детали сумки.

5.Притачать тесьму вдоль швов.

6.Получилось 2 детали сумки размером 40см на 50 см.

7. Сложить детали сумки лицевыми сторонами внутрь, сметать и стачать по трем сторонам.

8. Застрочить поперек углы сумки двойной строчкой (примерно 10 см длина строчки).

9. Обтачать ручки сумки и выполнить отделочные строчки.

10.Ручки приколоть к верхним срезам сумки и обтачать вместе с обтачкой.

12. Стачать подкладку по трем сторонам.

13. Притачать подкладку к верхнему срезу обтачки.

14.Выполнить окончательное ВТО сумки.

Изготовление панамы

  1. Изготовить выкройку панамы.
  2. Выкроить детали панамы из остатков джинсов с припусками на швы 7 мм.
  3. Стачать швы тульи и выполнить отделочную строчку.
  4. Притачать донышко к тулье и выполнить отделочную строчку.
  5. Соединить и обтачать детали полей панами и выполнить отделочные строчки на расстоянии 5 мм.
  6. Притачать поля панамы к тулье.
  7. Выполнить обработку подкладки панамы и подшить вручную к шву притачивания полей к тулье.
  8. По окружности тульи пришить тесьму.

Изготовление косметички для мелочей.

  1. Раскроить детали косметички из остатков джинсов и отделочной ткани.
  2. Стачать между собой элементы двух сторон косметички и пришить тесьму по центру деталей.
  3. К верхним срезам пришить молнию.
  4. Стачать косметичку по трем сторонам и вывернуть на лицевую сторону.
  5. Обработать детали подкладки по трем сторонам.
  6. Пришить подкладку вручную к верхнему срезу косметички.

12.Экологическое обоснование

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

В наше время одной из актуальных проблем является проблема экологии. С каждым годом наша планета подвергается всё в большей и большей опасности. Неэкономное использование ресурсов, ежедневный выпуск не перерабатываемых вещей, горы мусора сильно вредят земной экологии. Человек должен использовать экологически чистые продукты и материалы для безопасности своей жизни. Так же должны быть использованы такие материалы для создания одежды. Именно поэтому в моём проекте используются не новые, а бывшие в употреблении материалы, которые, однако, не потеряли своих основных качеств. Джинсовая ткань состоит в основном из натуральных волокон. В связи с этим она нетоксична, не аллергена и не может нанести вреда ни носящему, ни окружающим, ни планете в целом. На мой взгляд каждому следует задуматься над экологической проблемой Земли, так как будущее планеты в наших руках, ведь даже маленькая мелочь сделанная одним человеком, а затем повторённая миллионами способна в корне изменить сегодняшнее положение и я, в свою очередь, поддерживаю эту позицию.

13.Экономическое обоснование

Для своего проекта я использовала старые джинсы, остатки декоративной ткани. Для отделки изделий я использовала тесьму.

Расчет себестоимости проекта

№ п/п

Наименование используемых материалов

Цена, руб.

Количество

Стоимость, руб.

Ткань

б/у

Нитки швейные

25

2 шт.

50

3

Молния

25

1 шт.

25

4

Тесьма

20

5 м

100

Итого:

175

Итак, комплект состоящий из пляжной сумки, панамы и косметички обошелся мне в 175 рублей. В магазине такой комплект примерно будет стоить 1500 рублей.

Вывод: Шить самой очень даже выгодно!

14. Самооценка

Мне очень понравился данный комплект, ведь это является ещё одним способом самовыражения, что для меня, как для подростка, очень важно. Уже сейчас мы учимся планировать, распределять бюджет, смотреть на проблемы и их решения с разных сторон: финансовой, экологической, практической, экономической. Все эти понятия были раскрыты в данном проекте. Всё остальное получилось по плану, а в заключение мне хотелось сказать, что я довольна своим проектом и надеюсь, он будет ещё не последним!

С экономической точки я сэкономила примерно 1300 руб. и это очень порадовало меня!

15. Реклама

16. Литература

1. «Из старых джинсов»,Х.М.Волкова,Москва Просвещение,2006

2. Технология 7 кл., В.Д.Симоненко,Вентана Граф,2013

3.Творческие проекты7-9 кл, В.Д.Симоненко,Вентана Граф,2013

4.Швейное дело 9-10кл, В.П.Монастырская,М:Просвещение 1993

5.Учись шить 7-9 кл,В.П.Монастырская,М:Просвещение 1996

6.Осноы технологии,А.Т. Труханова,М:Высшая школа 1987

7.История моды, Я.Н.Нерсесова,М:Просвещение 1990

Существуют сотни разнообразных техник, и с некоторыми из них вы уже наверняка знакомы — SCAMPER, мозговой штурм, метод шести шляп. Что любопытно, при помощи креативных техник люди придумывают в том числе другие креативные техники, так что их будет становиться все больше и больше.

Перед тем как перейти к техникам, стоит сказать о том, что ключевым моментом является постановка задачи или проблемы. А уже потом вы можете начать думать о проблеме, либо же посмотреть на саму постановку проблемы под другим углом. Иначе вы можете искать решение проблемы, которую вы сами для себя нечетко сформулировали.

Итак, вашему вниманию предлагается семь интересных креативных техник, которые вы можете использовать в творчестве, личной жизни и при решении любых проблем.

1

Случайные слова

Эта техника поощряет ваше воображение смотреть на вещи под иным углом на вашу проблему или идею. Приговьте около ста разнообразных слов, маленьких историй или даже твитов, расположите их на столе и начните мозговой штурм.

Как только вы выбрали случайное слово, перечислите все признаки и ассоциации с этим словом, выпишите их на листочек бумаги. А теперь возьмите этот листок и применяйте все признаки к вашей проблеме и идее. Мозг создает очень сильные связи ассоциаций, поэтому так трудно отойти от них. Тем и хороша эта техника, она позволяет найти десятки других ассоциаций с вашей проблемой и идеей. А новые слова и их признаки запускают совершенно новые ассоциации.

2

Использование метафор

Представьте свою проблему или идею в виде какой-либо метафоры. Если вы хотите открыть кафе, придумайте к нему метафору — например «Что было бы, если бы мое кафе было пещерой/смыслом жизни людей/единственным местом, которое осталось невредимым после ядерной войны/автомобилем». Способность видеть мир метафорически помогает не только поэтам, но и бизнесменам, художникам, ученым.

На любую проблему можно посмотреть метафорически. Представить своих работников в виде муравьев может помочь придумать разные способы взаимодействия с ними. А представить свой проект в виде путешествия Одиссея поможет расслабиться и посмотреть на свои проблемы под другим углом.

3

Slice and dice

  1. Установите проблему.
  2. Проанализируйте проблему и перечислите (разложите) столько ее признаков, сколько можете.
  3. Берите один признак за раз и думайте о том, как изменить или улучшить его.
  4. Старайтесь сделать ваше мышление более гибким.

4

Проблема наоборот

Поменяйте позитивное утверждение на негативное. Если вы хотите улучшить взаимодействие с клиентами, попробуйте придумать десятки сценариев худшего обращения с клиентами. Если вы дизайнер и вам нужно продумать планировку комнаты, представьте и набросайте много вариантов, при котором вас бы уволили. Главное потом — не забыть поменять все обратно.

5

Ассоциативное озарение

  1. Запишите название проблемы, которую вам нужно решить. Пускай это будет очень длинная фраза, учитывающая массу подробностей.
  2. Теперь выпишите каждое слово из данной фразы и на каждое слово набросайте по десять слов, которые ассоциируются у вас с этим словом.
  3. Теперь возьмите первоначальную фразу и поочередно заменяйте каждое слово одним из десятков ассоциативных слов. Это позволит вас посмотреть на проблему иначе и позволит прийти к озарению. Может быть не сразу, но это обязательно произойдет.

6

Сто евро

  1. Представьте, что у вас есть сто евро. Или тысяча евро. Суть в том, чтобы представить, что у вас есть некая сумма, которую вы потратите на решение проблемы.
  2. Запишите все этапы решения вашей проблемы. Распределите деньги на эти этапы.
  3. Посмотрите на суммы, которые вы выделите и попытайтесь заметить выделяющиеся пункты. Если таких несколько, «потратьте» еще сотню евро, чтобы понять, какой этап требует больше денег для реализации.
  4. Поняв, какой этап требует больших денег, вы выписываете его и начинаете размышлять, как минимизировать, а то и вовсе отказаться от этого этапа, заменив его другим.

7

Стратегия креативности Диснея

Техника была придумана пионером НЛП Робертом Дилтсом, который наблюдал за подходом Уолта Диснея и его воплощением мечты в реальность. Стратегия делится на три ключевые роли:

Мечтатель. Здесь вы придумываете огромную воображаемую картину. Никаких ограничений, лимитов и границ. Мечтатель работает преимущественно с визуальной картиной. Спросите себя «Чего я действительно хочу, будь мир идеален?».

Реалист. Здесь планы организованы, разработаны для того, чтобы определить, что реально сделать, а что нет. Думайте конструктивно и разработайте план действий. Установите временные рамки и этапы, по которым вы будете мерять свой прогресс. Спросите себя «Что я должен сделать, чтобы воплотить эти планы в жизнь?».

Критик. Здесь вы тестируете свой план, ищете проблемы и слабые места. Думайте о том, что может пойти не так, чего не хватает, каковы могут быть побочные эффекты. Помните, что критик — это не только тот, кто должен указать на проблему, но и предложить решение. Спросите себя «Что может пойти не так?».

прочитано Наталья Белостоцкая эксперт в области менеджмента

8 18/03/2020

Большинство из предложенных методов подходит как для индивидуальной, так и для командной работы. Однако второй вариант все же предпочтительнее.

В 1980-х годах ученые доказали наличие коллективного разума, или интеллекта, определив его как способность группы находить более эффективное решение задач, чем лучшее индивидуальное решение в этой группе.

Размер группы может варьироваться от 5 до 20 и даже более человек. Однако оптимальной является команда с числом участников от 6 до 12 человек.

При проведении брейнсторминга вне зависимости от техники должны соблюдаться следующие правила:

  • Отсутствие критики, если того не требует подход.

  • Наличие ведущего.

  • Участие всех без исключения.

  • Равные права участников.

  • Неформальная атмосфера.

  • Все идеи фиксируются.

Для фиксации идей подойдут самые простые инструменты, например, ручка и бумага. Однако предпочтительны, а иногда и обязательны, флипчарт либо доска, маркеры и\или стикеры.

В случае индивидуального брейнсторминга удобнее работать с электронными таблицами или документами, хотя и здесь может отлично справиться классический блокнот.

Подробнее о методе мозгового штурма читайте в статье Михаила Калинина «Мозговой штурм по всем правилам. Три правила принятия решений»

Цветок лотоса

Техника предложена Ясуо Мацумара, президентом компании Clover Management Research. По аналогии с лотосом, где лепестки расходятся от сердцевины в несколько рядов, идеи здесь генерируются от центральной задачи через решение вспомогательных.

Техника применима для решения проблем, генерации и развития инновационных идей.

В качестве реквизита вам потребуется таблица 9 на 9 клеток. Ее можно заранее распечатать в формате A1 либо нарисовать. В случае индивидуальной сессии удобнее будет работать с электронной формой.

Скачать шаблон для метода генерации идей «Цветок лотоса»

Этапы

  1. В центральную клетку вписываем цель, которую хотим достигнуть, например, повышение прибыли.

  2. В клетки A–H (лепестки первого уровня), сгруппированные вокруг ключевой проблемы или задачи, вписываем элементы, которые влияют на достижение цели — поставщики, дорожные расходы, партнеры, способы доставки, персонал, технологии, производственные мощности, оценка.

  3. Далее каждый из этих элементов переносим в клетки по периметру квадрата (с отступом в одну клетку вверх, вниз или по диагонали).

  4. Следующий этап — придумать 8 решений для повышения прибыли по каждому из перечисленных выше элементов. Вписываем эти решения по периметру каждого из восьми элементов первого уровня. Например, для элемента «персонал» это могут быть: мотивация, зарплата, условия труда, набор нового персонала, работа с талантами, сокращение текучки, корпоративная культура, вовлеченность.

Для активизации процесса поиска идей полезно сформулировать дополнительные вопросы. В нашем случае они могут быть такими:

  1. Как мы могли бы использовать технологии, чтобы повысить прибыль?

  2. Как мы могли бы использовать технологии, чтобы уменьшить расходы?

  3. Какие каналы сбыта в принципе возможны?

  4. Какие каналы сбыта у нас?

  5. Как мы можем улучшить логистику?

  6. Какие у нас статьи расходов?

  7. Как мы можем оптимизировать расходы?

  8. И так далее.

В результате заполнения таблицы вы получите 64 разновекторные идеи или способа решения проблемы.

Плюсы и минусы

Метод позволяет взглянуть на проблему либо задачу с разных сторон, найти влияющие на нее факторы, выявить способы их влияния.

Кейс

Компания Volvo, пытаясь создать более безопасный автомобиль, прибегла к методу цветка лотоса. В центре поля члены креативной команды разместили цель «Безопасный автомобиль». В качестве одного из лепестков первого уровня была предложена идея сделать безопаснее переднюю часть автомобиля. На лепестках второго уровня появились идеи: установка сверхзвукового датчика скорости, информирующего водителя световым индикатором на приборной панели о приближении к впереди идущему автомобилю ближе, чем путь торможения (около 2 сек.)

Далее эта идея была развита на следующем лепестке первого уровня — «сделать безопаснее заднюю часть автомобиля». В ходе обсуждения на одном из лепестков второго уровня появилась идея встроить светодиодный экран на задней части автомобиля, который бы загорался и информировал водителя авто позади о небезопасной дистанции.

Таким образом, благодаря одному датчику удалось создать систему безопасной дистанции как минимум для трех автомобилей.

Список 100

Придумать 100 идей для решения заранее обозначенной проблемы. Это один из оптимальных методов для индивидуальной работы, однако есть очень интересные подходы для коллективной реализации.

Основное правило — написать 100 идей за один подход. Обычно это занимает от 1 (команда из 5 человек) до 4 часов (работа в одиночку).

Условно время работы можно разделить на три этапа:

  1. Первые 30 пунктов — все, что лежит на поверхности.

  2. 31–70 — развитие первых 30 идей. Самый сложный этап, потому что вы пока не готовы отказаться от понятных вам первых 30 идей, но перейти на новый уровень креативности пока не можете.

  3. 71–100 — чаще всего здесь кроются самые потрясающие и необычные решения. Хотя и абсурдных тут тоже немало.

В случае командной работы возможны следующие варианты исполнения:

  1. Все участники по кругу озвучивают свои идеи вслух. Модератор их фиксирует. Это, в общем-то, классический мозговой штурм.

  2. Каждый записывает идею на стикере и передает его следующему участнику, который на основе идеи предыдущего участника записывает свою идею на новом стикере. Она может развивать предложенную или быть ее альтернативой. Цикл повторяется до получения 100 идей. Все стикеры фиксируются на доске.

  3. Есть также вариант без стикеров. В этом случае каждый последующий участник устно развивает идею предыдущего спикера, начиная со слов «Да, и ещё…». Все идеи также фиксируются.

Один из самых простых в реализации методов. Идеален для работы в одиночку.

Морфологический анализ

Суть метода — в выявлении в проектируемом объекте (продукте или процессе) нескольких значимых морфологических признаков или параметров (это могут быть элементы конструкции или функции) и составление всех возможных сочетаний этих признаков с последующим выбором наилучших комбинаций. Если проще, то вам нужно разложить объект на компоненты, выбрать из них самые важные, изменить их и собрать объект заново.

Любопытно

Развитие метода сформировало отдельное его направление — теорию решения изобретательских задач, или ТРИЗ.

Метод подходит для генерации инновационных продуктовых идей в сфере проектирования машин, технологических решений, приложений.

Этапы

  1. Выбираем объект: продукт или процесс.

  2. Составляем список его значимых элементов: составных частей, параметров или функций, без которых проектируемый объект не может существовать.

  3. Для каждого элемента записываем все возможные варианты исполнения в так называемый морфологический ящик.

  4. Выбираем лучшие сочетания.

Метод прост и надежен, однако громоздок — число параметров и характеристик может быть крайне велико. Выбрать идеальную комбинацию бывает сложно. Подойдет для небольших команд для решения прикладных задач — технологических в первую очередь.

Автор метода — швейцарский астроном Ф. Цвикки, впервые применил его для разработки ракетных двигателей для «Аэроджемн инжиниринг корпорейшн». За короткое время Цвикки было предложено множество оригинальных технических решений в ракетостроении, которые в дальнейшем были реализованы.

Метод фокальных объектов

Генерация идей путем поиска ассоциаций объекта анализа/проблемы и случайных предметов или явлений.

  1. Определите фокальный объект (предмет обсуждения) — это может быть продукт, функционал, проблема.

  2. Случайным образом выбираете 4-5 существительных.

    Полезно

    Случайные существительные лучше всего выбирать из книги или газеты. Это поможет избежать прямых ассоциативных связей с рассматриваемым объектом.

  3. Придумайте для каждого из слов по 2–5 прилагательных-характеристик.

  4. Связываете эти характеристики с фокальным объектом, предлагая разные варианты его апгрейда.

Позволяет найти оригинальные решения, правда, не всегда реализуемые. Не подходит для решения трудных задач.

Кейс

Предположим, наш фокальный объект — внедрение 5S на рабочем месте.

Случайные слова: гений, мышь, гроза, лампочка, секрет.

Придумываем 2–5 прилагательных для каждого слова. Например, для слова гений — умный, известный, непризнанный, уникальный.

Ищем связи: умный — можно пригласить на предприятие консультанта. Известный — можно найти готовый успешный кейс из практики наших конкурентов.

И так, пока не отработаете все характеристики для каждого существительного.

Обратный мозговой штурм

Метод генерации плохих идей и поиск решений для их превращения в хорошие.

  1. Все участники последовательно предлагают наихудшие, по их мнению, идеи по решению проблемы или созданию продукта. Модератор может стимулировать процесс, задавая наводящие вопросы. Например: «Что нужно сделать, чтобы наши клиенты от нас ушли?» Вариант ответа может быть таким: «Указать широкий интервал доставки».

  2. Участники ищут способы преобразовать плохие решения в хорошие. В случае с широким интервалом доставки решением может быть разработка приложения, в котором клиент сможет видеть, где именно находится его продукт на карте с указанием расчетного времени прибытия товара на место.

Идеален, когда традиционные (прямые) подходы поиска решений или идей не дали результата. Позволяет взглянуть на вещи по-новому.

Шесть шляп

Процесс генерации идей проводится в шести параллельных режимах, каждый из которых образно представлен цветом метафоричной шляпы мышления.

  • Белая — обсуждение проблема с фокусировкой на факты и цифры.

    Пример: сколько конкурентов на рынке, какова их капитализация, какова доля рынка у крупных игроков, сколько будет стоить решение и т.д.

  • Красная шляпа — фокусировка при обсуждении проблемы на чувствах, эмоциях, интуитивном мышлении. Пример: какие эмоции у пользователей вызовет решение, каким должно быть решение, чтобы оно вызвало чувство уверенности, любви у его владельцев.

  • Желтая — обсуждение идеи, ее значимости для бизнеса в позитивном ключе. На этом этапе важно выявить все положительные стороны решения.

  • Черная — выявление и обсуждение всех возможных рисков и негативных сценариев.

  • Зеленая — обсуждение с максимальным фокусом на креативность, творческое мышление. Поиск шокирующих и провокационных идей.

  • Синяя — выработка конкретных шагов для реализации идей: что нужно, чтобы воплотить идею в жизнь, насколько идея реалистична, какие шаги придется предпринять.

Технология индивидуального применения предельно проста: ставьте задачу и, обдумывая ее решение, «применяйте» шляпы в удобной вам последовательности. Фиксируйте идеи на бумаге, «привязывая» их к цвету шляпы. Подойдет простая таблица, где идеи сгруппированы по столбцам или графам, соответствующим цветам шляп.

В командном исполнении (минимум 7 человек, где один из них ведущий) технология сложнее. Первый этап все тот же — постановка задачи. Например: «У нас появился сильный конкурент. Что делать?» А вот далее методика может отличаться.

  1. Все участники разбиваются на 6 команд, соответствующих цветам шляпы. Каждая команда обсуждает задачу в своем ключе. Недостаток такого подхода в том, что беседа из позитивной может превратиться в балаган, когда каждая команда отстаивает свою точку зрения. Эффективность сессии сильно зависит от профессионализма модератора.

  2. Все участники одновременно примеряют шляпу того или иного цвета. За цикл команда должна примерить все шляпы, возможно, даже несколько раз. Последовательность примерки шляп определяет модератор. Сессия завершается синей шляпой.

Позволяет взглянуть на проблему или идею с разных сторон. Для командной реализации требуется минимум 7 человек. Сессия может превратиться в балаган, если ведущий неопытен.

Метод Уолта Диснея и Марка Цукерберга

Техника похожа на метод шести шляп, только участникам предстоит примерить всего три роли:

  • Мечтатель — предлагает решения, не ограничивая себя ни в чем.

  • Реалист — обсуждает идеи с учетом реалистичности их реализации.

  • Критик — ищет слабые места в предложениях реалиста.

Это один из немногих методов, где критика — обязательный элемент сессии генерации идей.

Еще одна вариация ролевого брейнсторма — поставить себя на место Стива Джобса, Илона Маска, Таити Оно или Эдвардса Деминга, предлагая идеи от их лица. В этом случае в начале сессии каждый участник выбирает себе роль, предлагая в дальнейшем идеи от имени своего альтер эго.

Максимально раскрывает креативность команды, позволяет взглянуть на проблему или задачу с неожиданных сторон. Если в команде есть скромные и неуверенные люди, метод может не сработать.

Метод ментальных карт

Принцип схож с классическим мозговым штурмом, однако идеи визуализируются.

Этапы:

  1. Модератор изображает в центре проблему, требующую решения.

  2. Каждый из участников выходит и рисует свою идею для решения проблемы.

    Лайфхак

    Приготовьте заранее множество разноцветных маркеров и других заготовок — цветных печатей, шаблонов, можно использовать вырезки из журналов.

  3. После того как все участники предложили и визуализировали минимум по одной идее решения проблемы, необходимо придумать варианты решения проблем для предложенных ранее. В итоге получается картина с изображением идей, напоминающая генеалогическое дерево.

Процесс визуализации вызывает появление новых образов и мыслей. Сессия на долго останется в памяти участников. А по мнению автора метода Тони Бьюзен, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти повысит качество креативных процессов.

Подробнее о плюсах и минусах визуализации — в статье Сергея Остапенко «Лучше один раз увидеть. Как визуализация помогает повысить эффективность управления?»

Из минусов: если люди в команде ну совсем не могут рисовать, то карта будет слишком уродливой и непонятной, техника может не сработать.

Можно пригласить на сессию профессионала визуализации — скрайбинг-, чартрайтинг- или скетчноутинг-мастера. Если метод ментальных карт понравится, подумайте о приеме такого специалиста в штат. Это, кстати, распространенная практика в среде разработчиков: конструкторов, проектировщиков, дизайнеров, «авторов» стандартов. В этих командах реально встретить представителей визуальных профессий.

SCAMPER

Метод построен на поиске ответов на вопросы из семи групп :

  • S – Substitute – Как мы можем заменить текущий продукт или решение?

  • C – Combine – Как мы можем комбинировать его с другими решениями или продуктами?

  • A – Adapt – Как нам адаптировать наш продукт или решение с другими?

  • M – Modify или Magnify – Как нам модифицировать наш продукт, увеличив прибыль?

  • P – Put to other uses – Как мы еще можем применять наш продукт или решение?

  • E – Eliminate или minify – Как нам устранить или уменьшить недостатки?

  • R – Revers или Rearrange – Можем ли сменить наш продукт или решение на противоположенное? Можем ли мы реорганизовать наш продукт или решение?

  1. Выделите задачу или проблему, которую хотите обдумать. Предварительно разделите задачу или проблему на составные части, например, этапы или элементы.

  2. Последовательно ответьте на вопросы всех групп метода для каждого элемента или этапа.

Метод больше подходит для решения проблем или оптимизации процессов, но редко позволяет придумать инновационные решения и продукты. Обычно используется как отправная точка для других техник. Отлично сочетается с методом морфологического анализа.

Предположим, перед нами стоит задача — повышение производительности процесса упаковки.

Поиск идей нужно начать с генерации вопросов и формирования ответов на них:

  • Что можно заменить в процессе упаковки?

  • С чем можно скомбинировать процесс упаковки, чтобы превратить его в новый процесс?

  • Что можно адаптировать по отношению к процессу упаковки?

  • Как можно модифицировать процесс упаковки?

  • Чем можно его дополнить?

  • Как еще можно применять процесс упаковки\упаковочные линии\людей и др.?

  • Что можно убрать из процесса?

  • Что можно поменять в процессе на что-то совершенно иное или противоположное?

  • Какой тип организации процесса упаковки наилучший?

Эти вопросы позволят найти массу вариантов решения проблемы: смена оборудования, совмещение процесса упаковки единичного товара и единиц товара в транспортировочную тару (ящики, палеты), замена типа упаковки на другой и др.

Эффект Стравинского

Объединение метода письменной генерации идей с командной работой. На первоначальном этапе участники письменно излагают идеи на карточках. После чего карточки собираются, перемешиваются и методом рандома раздаются участникам. Последние в процессе обсуждения полученных таким образом идей объединяются в команды. Задача команды — максимально креативно защитить идеи.

Название техники вдохновлено работой «История солдата» Игоря Стравинского, ставшей демонстрацией инновационного подхода к созданию музыки. Его уникальность заключалась в том, что исполнялось произведение группами (танцовщиками, музыкантами и рассказчиками), каждая из которых делала это на свой манер.

  1. Модератор формирует проблему или задачу для обсуждения. Например: «Какими способами мы могли бы создать более инновационную продукцию?».

  2. Каждый участник формирует в течение 5–10 минут восемь идей, каждая из которых записывается на отдельной карточке.

  3. Ведущий собирает все карточки и перетасовывает.

  4. Ведущий раздает всем участникам по три карточки, убедившись в том, чтобы не была получена карточка личного авторства.

  5. Участники изучают полученные карточки, точнее, идеи, и приоритизируют их.

  6. В это время модератор раскладывает на столе оставшиеся карточки лицевой стороной вверх и предлагает участникам обменять неудачные, по мнению участников, карточки.

  7. Далее приходит время обмена как минимум по одной карточке между участниками.

  8. Модератор просит участников разделиться на группы. Число участников группы может быть любым. При этом группа должна выбрать из всех карточек участников только три лучшие. Остальные нужно вернуть ведущему.

  9. Далее каждая группа по просьбе ведущего представляет идеи на своих карточках как можно более креативно — с использованием подручных материалов, воображения, актерского мастерства или иных талантов. Результатом может быть слоган, песня, плакат, сценка.

Требует много времени, но идеален для командной работы. Помимо интересных идей, вы также решаете проблемы сплочения команды.

Читай, вдохновляйся, фантазируй!

Это далеко не полный перечень интересных подходов. Если ни один из них вам не подошел — пополните библиотеку:

  • Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно».

  • Йерун ван Хейла «Подай идею. Как влюбить других в то, что ты придумал».

  • Остин Клеон. «Кради как художник».

  • Марк Леви «Гениальность на заказ».

  • Кристоф Ниманн «Скетчи по воскресеньям».

Или придумайте свой индивидуальный креативный подход!

На заметку

Этап генерации идей важен. Он позволяет найти массу потрясающих решений, выбрать лучшее из которых непросто. На помощь приходят методы приоритизации идей, о которых мы расскажем в следующей публикации.

Пожалуй, трудно найти в современном мире более важный навык, чем креативность. За последнее десятилетие искусственный интеллект добился невероятных успехов в области обработки данных, однако в одном он практически не сдвинулся с места – в способности генерировать новые идеи. Пока что это остается прерогативой человечества – и мы однозначно должны пользоваться этим. В этой статье мы собрали подборку лучших техник, которые помогают искать оригинальные и полезные идеи.

Первый в мире и уже ставший классикой метод. Он позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке. Брейнсторм предполагает групповую работу, однако ничто не мешает проводить его в одиночку.

Как это делается?

Существует три этапа мозгового штурма:

  1. Подготовительный – участники формулируют проблему, собирают информацию, выбирают ведущего.
  2. Генерация идей – каждый из участников придумывает как можно больше идей, руководствуясь следующими правилами:
  • принимаются все, даже безумные и фантастические идеи, без какой-либо критики;
  • идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.
  1. Оценка идей – на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные – отбрасываются.

Шесть шляп мышления

Продвинутая версия классического мозгового штурма. Она имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.

Каждый участник попеременно «одевает» одну из шляп, т.е. обдумывает проблему под одним из 6 углов:

  1. Синяя шляпа – ее примеряет только один участник – модератор. Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.
  2. Белая шляпа – отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.
  3. Красная шляпа – дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.
  4. Черная шляпа – предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.
  5. Желтая шляпа – отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.
  6. Зеленая шляпа – в этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи.

Ментальные карты

Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.

Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и задействования образного мышления.

Метод синектики

Синектика основана на генерировании идей с помощью активного использования аналогий. Это достаточно сложный метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть постоянной и пройти соответствующее обучение. В отличие от брейнсторма здесь допускается критика.

В процессе обсуждения проблемы участники ищут аналогии, которые можно отнести к 4 классам:

  1. Прямые аналогии – самые очевидные сходства с исследуемым объектом. Обычно ищутся в других технических или природных объектах. Например, крыло у птицы и самолета.
  2. Субъективные аналогии – в этом случае креативщик перевоплощается в исследуемый объект, он должен «прочувствовать», каково это – быть им, оценить все те аспекты, которые недоступны обычному логическому подходу.
  3. Символические аналогии – предусматривает использование метафор и необычных определений обычных вещей, поиск парадоксов и конфликтов в устоявшихся стереотипах. Так, автомобиль можно определить как «легкопередвигающаяся тяжесть».
  4. Фантастические аналогии – предмет обсуждения и возможности синектиков мысленно лишаются любых преград со стороны физических законов. Допускается все, даже использование волшебной палочки. Это позволяет снять ментальные блоки и полностью раскрепостить творческий потенциал.

Методика SCAMPER

Если предыдущие техники позволяли максимально раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему определенное направление. Это позволяет выдать результат именно в тех случаях, когда свободное мышление не работает. В расширенном виде она представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных слов.

SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:

  1. Substitue (Замещать) – разбейте проблему на компоненты и отдельные процессы и подумайте, чем можно заменить каждый из них.
  2. Combine (Комбинировать) – объединяйте части проблемы между собой и внешними предметами (или идеями), чтобы создать нечто новое.
  3. Adapt (Адаптировать) – поразмыслите, как можно по другому использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.
  4. Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) – ищите, как можно видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы, как можно поменять их интенсивность или значимость.
  5. Put to other uses (Найти другое применение) – подумайте, для каких еще целей можно применить вашу идею.
  6. Eliminate (Устранить) – упрощайте проблему, разделяйте ее на части и отбрасывайте то, чем можно пожертвовать.
  7. Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову или перетасовать ключевые блоки?

Обратный мозговой штурм

Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу данного метода. Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным.

Сформулируйте проблему, а затем переверните ее. Скажем, вам нужно повысить продажи какого-то конкретного продукта. Следовательно, вы должны думать над тем, как свести их до минимума. После того, как вы проведете мозговой штурм, вам потребуется вновь перевернуть эти идеи, чтобы извлечь из них пользу.

Метод фокальных объектов

Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных объектов на предмет рассмотрения.

  1. Выберите конкретный объект (он и будет назваться фокальным), который необходимо улучшить (например, внешний аккумулятор – Powerbank).
  2. Произвольно выберите несколько предметов (яблоко, корабль, Яндекс, коробка).
  3. Опишите свойства каждого предмета (например, яблоко – натуральное, сочное; корабль – военный, подводный; Яндекс – всезнающий; коробка – картонная, деревянная);
  4. Переносите свойства на фокальный объект, включайте ассоциативное мышление и выбирайте самые сильные варианты (натуральный – можно сделать стильный корпус из дерева, военный, подводный – можно сделать его водонепроницаемым и противоударным, всезнающий – можно добавить удобный индикатор заряда).

Метод морфорлогического ящика

Еще одно название – метод морфологического анализа. Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.

  1. Выберите предмет (процесс), с которым вы будете работать.
  2. Разбейте его на ключевые элементы.
  3. Придумайте как можно больше различных вариантов для каждого элемента.
  4. Запишите все это в матричную таблицу.
  5. Ищите в таблице новые комбинации элементов и их вариантов, чтобы создать нечто новое.

Вот как это выглядит на примере уже рассмотренного Powerbank`а:

Мы можем создать powerbank с элементом Пельтье (вырабатывает электричество от тепла) с ударопрочным корпусом и встроенной картой памяти для видеосъемок в экстремальных условиях.

Метод Уолта Диснея

Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя разные роли, чтобы выйти за рамки.

Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно перевоплощайтесь в каждую из ролей:

  1. Мечтатель – придумывайте самые безумные идеи и не ограничивайте себя ни в чем. Подумайте, каким могло бы быть идеальное решение идеальными методами.
  2. Реалист – в этой роли вы рассматриваете замыслы Мечтателя с точки зрения текущих возможностей. Как можно воплотить идею в неидеальном мире. Ищите конкретные пути, в возможности реализации которых уверены.
  3. Критик – пришло время искать все изъяны в вашем плане. Анализируйте свои идеи, выявляйте слабые места и ошибки.

Автобус, кровать, ванна

Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с вышеописанными. Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу. Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.

  1. Определите проблему и проработайте над ней любым из вышеприведенных методов. Постарайтесь как можно глубже погрузиться в нее, изучите косвенно связанные с нею вопросы.
  2. Оставьте проблему на некоторое время. Просто смените род деятельности – погуляйте, послушайте музыку и т.д. В конце концов, поспите.
  3. Ждите озарения.
  4. Если предыдущий пункт оказался неудачным – попробуйте снова поработать классическими методами. Вы будете смотреть на проблему уже более свежим взглядом.
  5. Вариацией этого метода является шоковая терапия. На 2-м этапе вы должны кардинально сменить привычный распорядок – например, отправиться в небольшое путешествие или пробежать полумарафон.

Техника квоты идей

Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими методами.

  1. Установите для себя минимальное количество идей, которые вы бы хотели придумывать ежедневно (например, 5 за день).
  2. Каждый день выполняйте свой план.
  3. Если чувствуете, что способны на большее – не останавливайтесь, продолжайте генерировать идеи.
  4. Со временем повышайте планку.

Резюме

Это далеко не полный перечень креативных методик. Мы собрали лишь наиболее проверенные и популярные. Во многом именно благодаря им достигли столь невероятных успехов крупнейшие современные компании – начиная с «Apple» и заканчивая «Netflix». Применяйте эти техники дома и на работе, комбинируйте их или же найдите свою любимую – главное придумывайте много идей, чтобы тренировать свою креативность.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:_C1024, _C1042, 1ТРИЗ, 4Когнитивистика, 4Сторителлинг

Креативные методы обучения ориентированы на создание уче­никами личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта.

Метод придумывания — это способ создания неизвестного уче­никам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Метод «Если бы…». Ученикам предлагается составить описа­ние или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравита­ции; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нем, фундаментальные основы различных наук.

Метод образной картины воссоздает такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта как бы слива­ются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В ре­зультате у ученика возникает образная картина цветка, дерева, облака, Земли или всего Космоса. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить, например, свою кар­тину природы или всего мира, т.е. выразить с помощью рисун­ков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними. Каждый ученик во время такой рабо­ты не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл

изображаемой реальности. Предлагая такое задание 2—3 раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения.

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подоб­ным воображениям могут придать «Рекорды Гиннесса», находя­щиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несо­единимые в реальности качества, свойства, части объектов и изо­бразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пус­тоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дере­во, летающего медведя, мяукающую собаку.

«Мозговой штурм» (А.Ф. Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. На­чинается штурм с разминки — быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и — старт.

Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого — фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10—15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного ре­шения. Например: Как определить длину медной проволоки, на­мотанной на катушку, не разматывая ее? Каким образом опреде­лить без компаса, есть ли у незнакомой планеты, магнитное поле или нет? Как, не прибегая к дополнительному освещению, можно виделить предметы под водой?

Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр-идей. Ге­нерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески по­ощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевоз­можные препятствия к реализации отобранных идей. Оценивают­ся сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими заме­чаниями и контридеями.

22*

Глава IX

Методы эвристического обучения

На основе данного метода могут быть построены отдельные занятия. Перед мозговой атакой учеников необходимо познако­мить с правилами ее ведения. Лучше, если соответствующие па­мятки будут розданы каждой группе.

Правила «мозговой атаки»

1. Во время «мозговой атаки» нет ни начальников, ни подчиненных —
есть ведущий и участники.

2. «Мозговая атака» не терпит шаблонного мышления. Необходимо пол­
ное освобождение от стереотипов и традиций. Юмор и раскованность помога­
ют вдохновению.

3. Полная свобода воображения. Как бы фантастична и невероятна ни
была идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с
одобрением.

4. Рекомендуется задавать вопросы коллегам с целью уточнения и разви­
тия их идей. Важно поощрять и поддерживать партнеров.

5. Категорически запрещены взаимные критические замечания и промеж­
уточные оценки. На стадии обсуждения ничего не отвергается. Даже если
кому-то не нравятся предлагаемые идеи, лучше сказать: «Да, но можно еще и
по-другому…»

6. Свои мысли следует формулировать тщательно и коротко. Чем больше
будет выдвинуто идей, тем лучше.

7. Помните: оптимизм и уверенность удесятеряют умственную энергию
человека!

Процедура «мозгового штурма» состоит из следующих этапов.

1. Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи для
поиска ее решения. Определение условий и правил коллективной
работы. Формирование нескольких рабочих групп по 3—5 человек
и экспертной группы, которая будет оценивать, и отбирать наи­
лучшие идеи.

2. Разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тре­
нировочного характера. Цель этого этапа — помочь учащимся ос­
вободиться от неловкости, стесненности, скованности.

3. «Штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняется по­
ставленная задача, напоминаются правила обсуждения. Генериро­
вание идей начинается по сигналу учителя одновременно во всех
группах. Каждый высказывает вслух свои идеи. Запрещается кри­
тиковать предлагаемые идеи, можно только дополнять и комбини­
ровать их. К каждой группе прикрепляется эксперт, задача кото­
рого — фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится
10—15 минут.

4. Оценка и отбор наилучших идей группой экспертов.

5. Сообщение о результатах «мозговой атаки». Обсуждение
итогов работы групп, оценка наилучших идей, их публичная за­
щита.

Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгово­го штурма, различного вида аналогий (словесной, образной, лич­ной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые реше­ния, генерируются и развиваются аналогии, использование анало­гий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме. В синектике широко используются аналогии — прямые, субъективные, символичес­кие, фантастические (Грановская, Крижанская, 1994, с. 129— 130).

Метод морфологического ящика или метод многомерных мат­риц (Ф. Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригиналь­ных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.

Метод инверсии или метод обращений. Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффек­тивным оказывается обратное решение — изготовление полого из­делия. Или, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. К.Э. Циол­ковский «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стен­ками и пускающую вместо ядер газы…».

§ 4. Оргдеятелыюстные методы

Методы оргдеятельностного типа представлены достаточным количеством отдельных методов, которые объединены в группы.

Методы ученического целеполагания: выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученичес­ких целей на реалистичность и достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; составление учениками собственных таксономии образовательных целей и задач; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей уче­ника, учителя, школы; разработка ценностных норм и положений в школе.

Методы ученического планирования. Школьникам предлагается спланировать свою образовательную деятельность на определен-

Глава IX

Методы эвристического обучения

ный период — урок, день, неделю, или на тему, раздел, творчес­кую работу. План может быть устный или письменный, простой или сложный, главное, чтобы он обозначал основные этапы и виды деятельности ученика по реализации его цели. В ходе работы план может меняться, дополняться или заменяться; ученик фикси­рует изменения, выясняет их причины, а в конце работы осущест­вляет рефлексию планирования.

Методы создания образовательных программ учеников. Созда­ние индивидуальных образовательных программ требует от учени­ков владения комплексом методов: смысловым видением предмета своих занятий; установлением главных целей и направлений дея­тельности; отбором изучаемых вопросов и тем, методом самоопре­деления в их многообразии; методом планирования; методом опре­деления условий для достижения своих целей; методом адекватной самооценки и рефлексии.

Методы нормотворчества. Разработка учениками норм инди­видуальной и коллективной деятельности — эвристический про­цесс, который требует применения методологических методов: рефлексии деятельности, определения ее элементов, установле­ния субъектов деятельности и их функциональных прав, задания организационных и тематических рамок, формулирования правил и законов.

Примеры заданий, развивающих методологические, педагоги­ческие, рефлексивные способности в процессе нормотворчества: Составить инструкции: «Как произнести слово», «Как изучать слово», «Как решать задачу», «Как наблюдать явление», «Как слушать музыку» и др.

Методы самоорганизации обучения: работа с учебником, перво­источниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, поделок; твор­ческие исследования и др. Становятся значимыми также методы самоорганизации учащихся по осуществлению индивидуальных образовательных программ: методы разработки программ, их ко­ординации с другими программами (учителя, учеников), коррек­ции программ, методов оценки результатов и др.

Методы взаимообучения. Учащиеся в парах, группах или в кол­лективных занятиях с целым классом выполняют функции учите­ля, применяя доступный им набор педагогических методов.

Метод рецензий. Умение критически взглянуть на образова­тельный продукт товарища, его устный ответ, на материал учеб­ника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содер­жание, выделить главные моменты — необходимые условия само-

определения учащихся. Введению метода рецензий в обучение предшествует подготовительная работа. Первые рецензии состав­ляются с помощью специальных опорных схем. Оценки и сужде­ния учеников поощряются, закрепляется положительное отноше­ние к рецензиям.

Рецензии учащихся оцениваются наравне с другими продукта­ми их творческой деятельности. Анализ ученических рецензий по­зволяет установить обратную связь сучениками, осуществить диа­гностику их знаний, скорректировать дальнейшее обучение.

Методы контроля. Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его при­ближения к заданному образцу, т.е. чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении обра­зовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем большего научно и культурно значимого отли­чия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.

Методы рефлексии. Образовательным результатом обучения яв­ляется только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие про­блемы, пути их решения и полученные результаты, то его образо­вательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.

Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида: 1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса; 2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности.

Текущая рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности учеников по типу челнока: после выполнения цикла предметной деятельности (математической, исторической, языко­вой и др.) происходит: а) остановка предметной деятельности; б) активизация рефлексивной деятельности, т.е. возврат внимания детей к основным элементам осуществленной предметной деятель­ности: ее направлениям, видам, этапам, проблемам, противоре­чиям, результатам, использованным способам деятельности.

Рефлексивная деятельность структурирует предметную деятель­ность. Цель рефлексивного метода — выявить методологический каркас осуществленной предметной деятельности и на его основе продолжить предметную деятельность. Результатом применения

Глава IX

Методы эвристического обучения

рефлексивного метода может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучае­мому предмету и т.п. Рефлексивная деятельность вплетается в ткань предметных действий, осуществляя функцию несущей мето­дологической конструкции всего образовательного процесса.

Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объ­емом рефлексируемого периода, а также большей степенью задан-ности и определенности со стороны учителя. Формы, методы и содержание итоговой рефлексии входят в образовательную про­грамму учителя. В конце урока, дня, недели, четверти, учебного года ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию своей деятельности, отвечая на вопросы: Каково мое самое большое дело за учебный год? В чем я изменил­ся за год? Каков мой самый большой успех? Почему и как я его достиг? Какова моя самая большая трудность? Как я ее преодоле­вал или буду преодолевать? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Каковы изменения в моих знаниях? Что я понял о своем незнании? Чему я научился по математике, словес­ности и т.п.? Что я научился делать? Какие новые виды и способы деятельности я применял и усвоил? Каковы основные этапы моего образования в этом учебном году, в чем их специфика?

Методы самооценки. Самооценка ученика вытекает из итоговой рефлексии и завершает образовательный цикл. Самооценка носит качественный и количественный характер: качественные парамет­ры формулируются на основе ученической образовательной про­граммы или задаются учителем; количественные — отражают пол­ноту достижения учеником целей. Качественная и количественная самооценки деятельности ученика — его образовательный про­дукт, который сопоставляется с культурно-историческими анало­гами в виде оценок учителя, одноклассников, независимых экс­пертов.

В эвристическом обучении основным фактором выбора мето­дов обучения служит задача организации продуктивной деятель­ности учеников. Всякий раз, подбирая формы, методы обучения, педагогу следует спросить: Что именно, какой образовательный продукт будет создан учениками на занятии? Этот продукт должен относиться к изучаемой теме, быть посилен и интересен учени­кам, соотнесен с их индивидуальными возможностями и интересами.

Первый и самый главный принцип, который можно предло­жить творческому учителю, таков: «Все, что хочешь сказать, спро­си.'» В самом деле, если задавать ученикам вопросы, это будет способствовать их активности, а иногда значительно экономит

время учителя, особенно в тех случаях, когда детям уже известно то, что он хотел им рассказать. Но не всегда вопросный метод полезен. Например, увлекшись вопросами и ответами, ученики не смогут охватить проблему комплексно и системно, как это может быть сделано на лекции.

На выбор методов влияет знание учителем индивидуальных возможностей школьников. Например, если у ученика развито воображение и образное мышление, то при решении задач он нуждается в опоре на наглядность, на занятиях физикой нужно поощрять рисование, а план лекции ему можно предложить соста­вить в виде образов-символов.

Вполне уместен субъективизм учителя в отборе методов и форм обучения. Известно, что, применяя излюбленные системы обуче­ния, многие педагоги добиваются высоких результатов. Неполно­та какой-то одной методики компенсируется в этом случае общим мастерством и увлеченностью учителя.

Эвристика в дистанционном обучении


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *