Групповое давление

Групповое давление

Эксперимент

Изначально этот феномен решил исследовать психолог Соломон Аш, заинтересовавшись тем, насколько человек готов отстаивать свою точку зрения, не получая поддержки от окружающих, а порой и вообще, противостоя им.

В 1951 году он собрал группу испытуемых, задачей которых было определить длину предъявляемой линии. Сделать они это могли, показывая карточки, которые им заранее выдали. На одной было изображено три отрезка с разной длиной, а на второй – один, но точно такой же, как на первой карте. Когда испытуемые проходили этот тест индивидуально, результаты были положительными, все справлялись с заданием. Но Соломону было важно доказать действие давления социума на личность. Пусть даже и в малой группе.

Поэтому он поместил испытуемых в одну комнату, вступив заранее в сговор со всеми участниками, оставив лишь одного в неведении. Они должны были намеренно показывать неверные ответы. Чтобы выяснить, поддастся ли под влияние остальных этот единственный не подставной испытуемый. И, как вы могли догадаться, в большинстве случаев личности, не владея информацией о сговоре, давали не правильный ответ. Они опирались на других, игнорируя собственные чувства, так как не хотели выделяться. Только четверть участников, а их было всего 123 человека, проявили независимость и стояли на своём до последнего, утверждая, что окружающие ошибаются.

Конформность

Конформизм по своей сути является таким себе «приспособленчеством», когда не хватает смелости и силы воли противоречить окружающим, единственным выходом из конфликтной или сложной ситуации оказывается признание чужой точки зрения, пусть и нелогичной, порой глупой.

Проявляется у личностей с низкой самооценкой, которые не верят в себя и свои возможности, боятся отвержения, склонны к проживанию токсического стыда, либо же оказываются не способными справиться с любым видом давления и манипуляции в связи с особенностями характера и личной жизненной истории. Также нередко формируется у личностей с низким уровнем интеллектуальных способностей, отчего они доверяют любым выводам, которые делают другие, так как сами не в силах разобраться в каком-то вопросе самостоятельно.

Различают внешнюю и внутреннюю конформность. При внешней индивид всего лишь для вида соглашается с группой, он демонстрирует подчинённость, чтобы избежать агрессии в свою сторону, либо просто внимания, как на участника, который отличается. И не смотря ни на что, он будет продолжать действовать против них.

А при внутренней человек действительно начинает верить в то, что говорят другие. Хоть изначально относился критически и осторожно к их словам. Происходит переоценка ценностей, установок, изменяется внутренняя картина мира и его восприятие.

Факторы, влияющие на развитие конформности

Существуют факторы, в связи с которыми вполне самостоятельный, независимый и духовно сильный человек с задатками лидера может пойти на попятную, и отказаться от своей точки зрения. Благодаря им становится возможным предвосхитить и спрогнозировать развитие событий в группе. Что порой бывает очень важно, особенно, если это связано с бизнесом.

Итак, факторы, влияющие на желание приспособиться и «слиться» с большинством:

  • Возраст и пол. Считается, что женщины и дети больше склонны к конформному поведению, чем мужчины.
  • Значимость информации. Чем ценнее и ближе к человеку какой-либо материал, тем яростней он будет его отстаивать.
  • Статус и авторитет. Было замечено, что чем выше статус тех, кто высказывается, пусть даже неверно, большинство всё равно примет их позицию, даже если будет сомневаться. Поэтому нередки случаи, когда меньшинство побеждало. И оказывало давление на людей, количество которых превосходило их в разы.
  • Количество единомышленников. Чем их больше, тем сложнее оказать противостояние.

Негативизм

Негативизм, по своей сути, является протестом, против структуры, методов, системы и прочее. Психология личности, склонной к негативистскому поведению, заключается в том, что ей важно противостоять большинству. Причем порой даже не важно, сходятся ли у неё с этим большинством мнения, или нет. Важна сама позиция – против всех. Обычно это люди с сильной волей, характером. Они не воспринимают критику или обесценивание на свой счёт. Наоборот, чем больше им приходится выдерживать в этой позиции «единственного», «непонятого всеми» — тем больше они удовлетворяют свою потребность в самовыражении, получении внимания.

Интересен факт, что негативизм является тем же проявлением конформности, просто полярной, как бы «наизнанку». То есть, человек, несмотря на попытки доказать что-то обратное, зависим от тех, с кем борется. Он не сможет бунтовать, если не будет привязан к мнению окружающих.

Позицию он занимает антигрупповую, и если она изменится, ему не на что будет опираться. Иначе как выбрать стратегию поведения, когда привык ориентироваться на модели, сформированные другими людьми? Так обычно ведут себя подростки в период созревания. И как бы они не пытались показать свою автономность и зрелость, устраивая конфликты, протесты, по факту, они нуждаются в родителях, в их любви и заботе.

Так как информация в статье предоставлена кратко, хочу привести простой пример, который покажет, как работает феномен группового давления. Помните сказку «Новое платье короля» Ганса Христиана Андерсена? В ней рассказывалось о двух ткачах, которые смогли убедить всё королевство в том, что пошили самое прекрасное платье. Хотя по факту король был голый. И только ребёнок осмелился сказать правду.

Кстати, недавно я опубликовал интересную статью, про синдром Саванта — болезнь гениев. Рекомендую почитать.

Напоследок хочу заметить, что этот феномен выполняет важные функции – сближение и сохранение целостности группы. Которая становится способной совместно достигать поставленных перед ней целей. Если вам интересно узнать, как вы обычно ведёте себя в обществе, рекомендую пройти этот тест. А на сегодня всё! Успехов вам и свершений.

Ребят, я уже не раз рекомендовал, но сделаю это еще раз. Посмотрите вот эти 27 уроков везения, я уверен, что они будут вам полезны.

Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина.

Феномен группового давления

Процесс развития малой группы сопровождается проявлением ряда социально-психологических феноменов, которые выступают характеристиками функционирования малой группы. Феномен группового давления — один из феноменов внутригрупповой жизни, раскрывающий вопрос о принятии членами группы норм групповой жизни. Групповые нормы — это система правил, выработанных группой в процессе жизнедеятельности, принятых большинством и регулирующих отношения между ее членами. Социальные психологи Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская, проанализировав результаты многочисленных исследований, предлагают следующую общую характеристику функционирования норм в малой группе:

  • • являются результатом взаимодействия и договоренности членов группы, а также вносятся в группу извне, например организацией, в рамках которой существует группа;
  • • регламентируют правила поведения для типичных ситуаций взаимодействия, значимых для групповой жизни, но не все индивидуальные проявления членов группы;
  • • могут иметь различное предназначение: прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым ими ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т.е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения;
  • • различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми ее членами, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а иные не одобряются вовсе;
  • • различаются также по степени допускаемой ими девиантности (отклонения) и соответствующему ей диапазону применяемых санкций1.

По отношению к тем, кто следует групповым нормам, предусмотрены позитивные санкции (похвала, знаки внимания, доброжелательные обращения, открытое признание достоинств, моральные и материальные вознаграждения), для тех, кто отступает от исполнения норм, существуют санкции в виде устных замечаний, угроз, игнорирования и социальной изоляции в группе. Боязнь вызвать неодобрение со стороны членов группы является значимым регулятором поведения личности. Действенность групповых норм обусловлена таким психологическим свойством личности, как конформность. Конформность — это психологическая характеристика позиции человека относительно позиции группы, т.е. мера его подчинения групповому давлению. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением члена группы и преодоление этого конфликта в пользу группы1.

Проблематика конформного поведения раскрывается с использованием таких понятий, как «феномен группового давления», «нормативное давление», «групповое влияние», «социальное влияние», «влияние группового большинства».

Исследования нормативного поведения в малой группе и феномена конформности, ведущиеся уже многие десятилетия, объединены в два больших направления:

  • • исследования нормативного влияния группового большинства;
  • • исследования влияния группового меньшинства.

Исследования нормативного влияния группового большинства начались в 1951 г. благодаря классическим экспериментам Соломона Аша и его сотрудников. Подробное описание этого эксперимента приведено А. Л. Свенцицким в учебнике по социальной психологии .

Студентов колледжа пригласили участвовать в эксперименте по исследованию оценок восприятия в качестве испытуемых. Испытуемые, разбитые на группы от семи до девяти человек, получили следующую инструкцию: «Задача, которую вам предстоит выполнять, заключается в определении различий длины линий. Перед вами пара белых карточек. На левой из них имеется единственная линия, на правой — три линии различной длины. Они пронумерованы по порядку: А, В и С. Одна из этих трех линий справа равна эталонной линии слева. Вы должны определить в каждом случае, какая из них равна эталонной. Будет 12 таких сравнений. Так как число линий незначительное и группа малая, я прошу каждого из вас по очереди высказывать свое суждение, которое я тут же буду фиксировать. Пожалуйста, будьте аккуратны, насколько возможно. Давайте начнем справа и продолжим налево».

Особенность этого эксперимента состоит в том, что он проводится с подставной группой. До начала указанных действий по оценке длины линии экспериментатор договаривается с испытуемыми (за исключением одного в каждой группе) давать один и тот же определенный, но неправильный ответ. При этом испытуемых рассаживают таким образом, чтобы очередь до «наивного субъекта» (по терминологии Аша) дошла к концу опроса и ему приходилось давать свои оценки после того, как он услышал оценки большинства членов группы. Длина линий, выбранных для оценки, существенно отличалась от длины эталона (рис. 3.6). Тем не менее, по данным Аша, 37% «наивных субъектов» давали неправильный ответ о длине линий, точно следуя за оценками большинства, т.е. подставной группы. Испытуемые в контрольной группе, которые давали оценки длины линий поодиночке, никогда не делали ошибок1.

Рис. 3.6. Иллюстрация к классическому эксперименту С. Аша2

В последующих интервью испытуемых спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты .

Результаты, полученные в эксперименте Аша, были подтверждены во многих других исследованиях западных и отечественных социальных психологов.

Исследования влияния группового меньшинства. Исследования влияния норм, разделяемых большинством членов группы, — традиционная, но не единственная сфера интересов социальных психологов, изучающих феномены группового влияния. Проблема влияния группового меньшинства — относительно новая область исследований в социальной психологии, целью которой является ответ на вопрос о роли меньшинства, иногда состоящего из одного человека, в формировании групповых норм и жизнедеятельности группы в целом. Родоначальником этого направления является французский психолог Серж Московичи, глава школы социальных представлений.

Московичи считает, что традиционная модель группового функционирования базируется на шести положениях.

  • 1. Влияние в группе распределяется неравномерно и осуществляется односторонне: активное и открытое изменениям большинство изменяет поведение и взгляды пассивного и сопротивляющегося переменам меньшинства.
  • 2. В группах осуществляется социальный контроль за поведением их членов с целью унификации ценностей, норм, оценочных критериев. Сопротивление социальному контролю воспринимается как угроза функционированию группы и санкционируется.
  • 3. В группах существуют отношения зависимости: во-первых, положение каждого члена группы зависит от одобрения других, во-вторых, каждый член группы зависит от остальных в получении информации.
  • 4. Формы, в которых осуществляется влияние, зависит от состояния неопределенности и неуверенности члена группы при оценке своего статуса.
  • 5. Согласие в группе основывается на объективной норме.
  • 6. Все процессы влияния должны пониматься как вариации проявления конформности1.

Таким образом, единственным механизмом развития и изменения группы признается влияние лидера или группового большинства, а единственным способом существование человека в группе — приспособление к групповым нормам. Единственной функцией меньшинства в этой модели является расшатывание группового согласия. Меньшинство, отстаивающее несхожую с групповой позицию, воспринимается как ведущее себя дисфункциональным, дезадаптивным и деструктивным образом. Согласно же позиции Московичи именно деятельность меньшинства может привести к появлению изменений и инноваций в социальных системах; изменения эти могут быть как позитивного и прогрессивного толка, так и негативного.

Это положение было доказано в экспериментах Московичи и его сотрудников.

В первом эксперименте шести испытуемым, двое из которых были «подставными лицами», предлагалось пройти тест цветового восприятия. Испытуемым предъявлялись слайды синего цвета, в их задачу входило определение цвета и интенсивности окраски. «Подставные лица» в течение всего эксперимента называли синий цвет слайдов зеленым. Были получены следующие результаты: меньшинство действительно оказывало влияние на большинство (в экспериментальных группах было зафиксировано 8% ответов, совпадающих с мнением меньшинства, тогда как в контрольных группах их не наблюдалось). В последующих экспериментах испытуемым

предъявлялись слайды, имеющие ряд оттенков между синим и зеленым цветами. В экспериментальной группе было зафиксировано изменение порога цветового различения: испытуемые чаще воспринимали предъявляемый цвет как зеленый и делали это на более ранней стадии, чем в контрольной группе1.

Таким образом, влияние меньшинства было признано существующим и устойчиво повторяющимся групповым феноменом.

М. Дойч и Г. Джерард, сравнивая механизмы влияния большинства и меньшинства, выделили два вида группового влияния:

  • • нормативное — мнение большинства воспринимается человеком как объективно существующая групповая норма;
  • • информационное — мнение меньшинства выступает лишь информацией для индивида, пронимающего решение (рис. 3.7).

Рис. 3.7. Типы социального влияния (Г. Джерард и М. Дойч)

Механизм влияния в двух этих случаях различен. Большинство в полном смысле «давит» нормой, подчиняя себе мнение члена группа. Он при этом изменяет свое поведение, демонстрируя согласие, оставаясь при своем мнении. Именно это означает внешний конформизм. Меньшинство лишь предлагает члену группы новую информацию, и если человек доверяет ей, он изменяет свое мнение, т.е. происходит принятие новой точки зрения. В данном случае демонстрируется внутренний конформизм.

Ситуация, при которой человек оказывается помещенным в «поле» одновременного взаимовлияния большинства и меньшинства, стимулируя необходимость выбора между собственно нормативным и информационным полюсами группового влияния, побуждает человека к индивидуальному выбору из большего числа вариантов.

В исследованиях ряда американских психологов были установлены факторы, повышающие эффект влияния меньшинства1:

  • • последовательность в поведении меньшинства: последовательность в высказываниях и проявление упорства в отстаивании своей позиции;
  • • четкая структурированность и обоснованность предлагаемых аргументов;
  • • уверенность в своей правоте, демонстрация твердости своей позиции;
  • • появление среди большинства лиц, примкнувших к меньшинству в ходе дискуссии (было показано, что достаточно появления хотя бы одного такого лица в группе для разрушения иллюзии единодушия).

С. Московичи, обосновывая свою модель влияния меньшинства, обращает внимание на то, что:

  • • групповое влияние не осуществляется сугубо односторонне (от большинства к меньшинству), реальный социальный процесс как на макро-, так и на микросоциальном уровне всегда содержит в себе «встречное» влияние меньшинства;
  • • это влияние отлично от влияния большинства как по своим характеристикам (например, требования определенного поведенческого стиля меньшинства — его устойчивости, структурированности, последовательности и пр.), так и по своим функциям (не поддержание и укрепление социального контроля над личностью, а трансляция инноваций);
  • • в отличие от влияния большинства влияние меньшинства не может быть объяснено с позиций принципа зависимости (когда человек проявляет согласие с группой, чтобы заслужить одобрение ее членов), на смену ему приходит принцип редукции неопределенности (меньшинство побуждает человека к поиску новой информации, рассмотрению большего числа возможных мнений) .

Итак, социально-психологические исследования феноменов группового влияния показали, что изучение влияния группового меньшинства является продуктивным шагом в рассмотрении проблемы механизмов функционирования группы. Благодаря прежде всего исследованиям Московичи нормативное поведение в группе перестает трактоваться как однонаправленный процесс влияния группового большинства, а воспринимается как процесс социального обмена между членами группы.

Практикум

Методические материалы к практическому занятию

Цель: закрепить знания студентов о феномене группового влияния; использовать понятийный аппарат групповой психологии для описания специфики феноменов группового влияния.

Порядок работ ы

  • 1. Анализ ситуации конформного поведения.
  • 2. Знакомство с основными факторами конформного поведения.

Этап 1. Анализ ситуации конформного поведения

Студентам для обсуждения в парах предлагается ситуация, описывающая проявление конформного поведения. Студенты знакомятся с ней и обсуждают варианты ответов на вопросы, данные в задании. Затем студенты представляют свою оценку ситуации, озвучивая подготовленные ответы. В результате формулируется определение конформности, осознаются и формулируются причины конформного поведения.

«В американском колледже наступил день вручения дипломов. Церемония проводилась очень торжественно, собралось много родственников и друзей. По условленному знаку 400 выпускников колледжа встали, чтобы выслушать слова президента колледжа: «…тем самым я присуждаю каждому из вас степень бакалавра со всеми сопутствующими ей правами и привилегиями». Речь окончилась, 25 новоиспеченных выпускников из первого ряда выстроились в очередь за дипломами. А остальные 375 нервничали, думая про себя: «Было ли сказано, что теперь нужно сесть и ждать своей очереди?» И ни один не сел. Время шло. Половина первого ряда уже получила свои дипломы. А толпа, стоящая позади, застыла как завороженная. Но в голове каждого из стоящих метались мысли: «До нашего ряда очередь может дойти только через полчаса… Мы загораживаем обзор зрителям, сидящим сзади… Почему никто не садится?» И ио-ирежнему ни один не сел. Прошло еще две минуты. Человек, управляющий церемонией, чьи команды студенты игнорировали на репетиции, подбежал к первому ряду и сделал легкую отмашку садиться. Ни один человек нс сел. Тогда он подошел к следующему ряду и громко скомандовал: «Сесть!» Через две секунды 375 спасенных блаженствовали на стульях»1.

Вопросы для обсуждения.

  • 1. Объясните, чем вызвано поведение выпускников колледжа.
  • 2. Почему при значительном разнообразии индивидуальностей внутри этой большой группы поведение было настолько единообразным?
  • 3. Было ли принято этими студентами сознательное решение вести себя подобным образом?
  • 4. Расскажите, как эти люди выглядят в ваших глазах.

После обсуждения могут быть сделаны следующие выводы:

  • • влияние толпы стирает индивидуальные различия;
  • • в толпе происходит «размывание» ответственности;
  • • в данном случае описывается проявление «бездумной конформности» (бессознательное конформное поведение).

Этап 2. Знакомство с основными факторами конформного поведения

Один из студентов выступает с заранее подготовленным сообщением на тему «Факторы конформного поведения», в котором должны быть раскрыты следующие вопросы:

  • • личностные факторы конформного поведения;
  • • групповые факторы конформного поведения;
  • • деятельностные факторы конформного поведения.

Литература, рекомендуемая для подготовки доклада:

  • • Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 364 с.
  • • Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей : учеб, пособие / М. Р. Битянова. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  • • Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы : учеб, пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  • • Свенцицкий, А. Л. Социальная психология : учебник для бакалавров / А. Л. Свенцицкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014.

Во время прослушивания доклада студентам предлагается заполнить таблицу: Факторы конформного поведения

Личностные факторы

Групповые факторы

Деятельностные факторы

Выполнение задания проверяется преподавателем после завершения работы.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Каково содержание понятия «конформность»?
  • 2. Каковы основные причины конформного поведения?
  • 3. Каковы основные формы конформного поведения?
  • 4. Какой характер носит конформное поведение — сознательный или бессознательный?
  • 5. Освобождает ли осознание наличия давления от его воздействия?
  • 6. Зависит ли проявление конформности от личностных характеристик?
  • 7. Каково содержание понятия «нонконформизм»?
  • 8. В чем состоят особенности проявления роли «несогласного» в малой группе и в обществе?
  • 9. Какой стратегии должно придерживаться меньшинство в группе, чтобы оказать влияние на большинство?

Практические задания

Прочтите высказывания, приписываемые знаменитым людям.

  • 1. Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила! (Сальвадор Дали, художник).
  • 2. Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства, — время остановиться и задуматься (Марк Твен, писатель).
  • 3. Оставаться собой в мире, который постоянно пытается сделать вас чем-нибудь другим, — величайшее достижение (Ральф Уолдо Эмерсон, публицист).
  • 4. Думаю, единственная награда за конформизм — то, что вы нравитесь всем, кроме себя (Рита Мей Браун, писатель и публицист, активный участник американского феминистского движения).
  • 5. Личности всегда приходится бороться, чтобы не быть раздавленным массой. Если вы попробуете это, вы часто будете одиноки, и иногда вам будет страшно. Но никакая цена не слишком высока за привилегию обладать собой (Фридрих Ницше, философ).

Ответьте на вопросы.

  • 1. Какое социально-психологическое явление иллюстрируют эти цитаты?
  • 2. Г. М. Андреева назвала это явление «конформностью наизнанку»Г Объясните это мнение, опираясь на понятие конформного поведения и знания о закономерностях его проявления.
  • 3. В этих высказываниях проявляется личная позиция их авторов. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки данной позиции с точки зрения личности и группы?

Рекомендуемая литература

Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для вузов / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 364 с.

Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей : учеб, пособие / М. Р. Битянова. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.

Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы: учеб, пособие для вузов/ Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. — М.: Аспект Пресс, 2001.

Свепцицкий, А. Л. Социальная психология : учебник для бакалавров / А. Л. Свепцицкий. — 2-е изд., перераб. и дон. — М.: Юрай г, 2014.

  • См.: Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы.
  • См.: Андреева Г. М. Социальная психология.
  • См.: Свенцицкий А. Л. Социальная психология. С. 205—206.
  • См.: Свенцицкий А. Л. Социальная психология.
  • Рисунок приводится по: Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальнуюпсихологию / пер. с англ. М. А. Ковальчука ; под рсд. В. С. Магуна. М.: Аспект Пресс, 1998.С. 43.
  • См.: Андреева Г. М. Социальная психология.
  • См.: Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы.
  • См.: Журавлёв A. JI., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология.
  • Рисунок приводится по: Андреева Г. М. Социальная психология. С. 207.
  • См.: Там же.
  • См.: Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2014. 800 с.
  • Цит. но: Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. Л. Социальная психология личности.С. 102.
  • См.: Кричевский Р. JI., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы.
  • Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. С. 268.
  • См.: Андреева Г. М. Социальная психология. С. 207.

Процесс группового давления

Известно, что в ходе групповой жизни возникают и за­крепляются определенные групповые нормы и ценности, ко­торые в той или иной степени должны разделять все участ­ники. Групповые нормы — это определенные правила, вы­работанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обе­спечения соблюдения этих норм всеми членами группы, вы­рабатывается также и система санкций. Санкции могут но­сить поощрительный или запретительный характер. В пер­вом случае, группа поощряет своих членов, пополняющих требования группы — повышается уровень их эмоциональ­ного принятия, растет статус, применяются другие психоло­гические меры вознаграждения. Во втором случае, группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это мо­гут быть такие психологические методы воздействия как

бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившим­ся», понижение его статуса, исключение из структуры ком­муникативных связей и др.

Особенно остро стоит проблема принятия системы груп­повых норм для нового члена группы, адаптирующегося в не­привычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведе­нии, какие ценности отношений исповедуют, новый член груп­пы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей. В целом, возможны четыре ва­рианта его отношения к данному вопросу: сознательное, сво­бодное принятие норм и ценностей группы; вынужденное при­нятие под угрозой санкций группы; демонстрация антаго­низма по отношению к группе (по принципу — не такой как все) и свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы. Второй и третий вариант иллюстрируют поведение, зависимое от группы — либо принятие ее норм под давле­нием, либо противопоставление себя данной конкретной группе. При этом и тот, и другой вариант позволяют чело­веку найти свое место в группе — либо в рядах «законо­послушных», либо в рядах «козлов отпущения», «мелкопо­местных бунтарей».

Как показывают исследования, подробно описанные в предлагаемой литературе, второй вариант поведения чело­века по отношению к группе является очень распространен­ным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней, получил название конформиз­ма, и рассматривается сегодня как один из важнейших ме­ханизмов поддержания целостности группы, единства ее цен­ностей и целей.

Конформизм — это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. То есть, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. Важно подчеркнуть, что с социально-психологической точки зрения интересны лишь те случаи, когда та­кой выбор делается человекам неосознанно, он действитель­но убеждает себя в необходимости выбрать точку зрения группы, а не демонстрирует лживое, циничное поведение. Для того, чтобы эти два явления не объединялись в одно, принято говорить о конформности как о черте личности, склонности индивида разрешать конфликт в пользу группы и о конформизме как социальном приспособленчестве. Спе­циально организованные исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих кон­формные реакции может колебаться от 15 до 80 процентов. Это позволяет считать конформность важным фактором социального поведения человека.

Отчего зависит величина конформности человека? Преж­де всего, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень кон­формности. Во-вторых, от авторитетности людей, высказы­вающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статуей авторитетность для группы — тем выше конформность чле­нов группы. Конформность зависит и от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия. Осо­бенно ярко феномен конформизма работает, когда на чело­века оказывает давление групповое большинство, и оно еди­нодушно в своих убеждениях.

Уровень конформности зависит от возраста и пола чело­века. Так, женщины в целом более конформны, чем муж­чины, а дети — чем взрослые. Хотя, если говорить о под­ростках и старшеклассниках, то они склонны демонстриро­вать конформизм в общении с группой сверстников и нега­тивизм — в общении со взрослыми. Учитывая это, жела­тельно как можно реже ставить подростка в ситуацию группового давления со стороны взрослых или класса, если он не является для него источником норм и ценностей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность неза­висимых решений, однако конформность в общении со зна­чимой группой сверстников или взрослых еще очень вели­ка (например, различные юношеские преступные группы).

На данном, этапе изложения целесообразно ввести в об­суждение понятие референтной группы. Референтная груп­па — это реальная или идеальная группа на которую ориен­тирован человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведения он разделяет. Антиподом референтной группы является груп­па членства — человек может являться членом этой группы, нo внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам. Так, для одних школьников класс является референтной группой, их поведение ориентировано на нормы и ценности данной общности. В этом случае по отношению к классу они будут демонстрировать высокую конформность, а у пе­дагога появится возможность влиять на их поведение че­рез работу с классным коллективом. Те же дети, для которых данный класс является лишь группой членства, не будут за­интересованы в близком общении с одноклассниками, не бу­дут ориентироваться на нормы и ценности класса, займут отстраненную или конфликтную позицию.

Таким образом, конформность—важный механизм под­держания внутренней однородности и целостности группы. Значение этого механизма объясняется тем, что он служит поддержанию группового постоянства в условиях изменения и развития группы. Анализируя процесс развития группы, мы остановимся на особенностях развития межличностных внутригрупповых отношений, механизмах сплочения и этапах группового развития.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *