Интернет зависимость у подростков

Интернет зависимость у подростков

В век высоких технологий, очень сложно сдержаться и не зайти в интернет, как говорится, на минуточку. Общество окружают модные гаджеты, смартфоны, планшеты, айфоны, компьютеры и многое другое. Поэтому интернет зависимость у подростков — одна из самых насущных проблем, которые беспокоят современных родителей. Можно сказать, что сегодня зависимость у детей школьного возраста от компьютера и интернета — это уже проблема современного общества.

Действительно, современное подрастающее поколение полностью зависит от интернета. Никого уже не удивляет подросток, который зашел в маршрутное такси, тут же открыл смартфон и начал что-то сосредоточенно искать в интернете или отвечать кому-то на сообщения. Ученики, которые прямо во время урока размещают в интернете видео о том, как проходит этот урок.

Причины интернет зависимости

Психологи называют следующие причины зависимости:

  • У подростка плохо развиты навыки социального общения. Для него сложно начать разговор или просто сказать пару фраз и тем самым присоединиться к разговору одноклассников. Существует своеобразный барьер, особенно если подросток замкнутый, малообщительный. В жизни он просто не может найти себе друзей или круг его общения очень ограничен.
  • Еще больше склоны к интернет-зависимости подростки, которых психология называет «белыми воронами». Во всемирной сети они находят все чего нет в обычной жизни: верные друзья с аналогичными интересами, чаще всего игровыми. Если проиграл в этой игре, то можно пройти уровень заново, «сохраниться» и не чувствовать себя неудачником, познакомиться с кем-нибудь и не боятся того, что собеседнику не понравится твоя внешность, манера поведения. Словом, все то, что вызывает феномен «белой вороны».
  • Интернет — это своеобразный способ уйти от реальности, от жестких законов взрослой жизни. Здесь существуют свои законы, но они не такие жесткие как в реальной жизни.
  • Проблемы общения с родителями. К примеру, заставляют учить математику или русский язык или им не нравятся друзья подростка — перечислять можно долго. Главное, что ни родители, ни дети, не готовы идти на компромисс или не пытаются найти общий язык. Старшее поколение ссылается на вечную занятость, младшее на то, что его просто-напросто не понимают.

Признаки интернет зависимости

Некоторые отличительные элементы позволяют специалистам выявить риск развития этой проблемы. Эти признаки характерны не только подросткам, но и взрослым людям.

  1. Деятельность доминирует над мыслями и поведением подростка. У него развивается сильное желание подключиться к интернету, появляется тяга или необходимость увеличить время, затрачиваемое перед компьютером.
  2. Изменения в настроении: подросток испытывает некое возбуждение или даже большую релаксацию, как непосредственное следствие его связи с объектом зависимости.
  3. Интернет зависимый подросток постепенно увеличивает количество времени подключения к сети для достижения желаемого возбужденного состояния. Это происходит из-за того, что первоначальный эффект его возбужденного состояния уменьшается, а у него развивается зависимость. Кроме того, это влечет за собой радикальные изменения в привычках или стиле жизни с целью тратить больше времени в сети.
  4. Интернет зависимый человек начинает пренебрегать семейной привязанностью и друзьями. Из-за зависимого поведения между ним и близкими ему людьми могут развиваться внутренние межличностные конфликты.
  5. Человек проявляет психический и / или физический дискомфорт, когда прерывается или уменьшается его длительное и интенсивное пользование интернетом. Это может выражаться в психомоторном возбуждении, беспокойствах, навязчивых мыслях «а что же сейчас происходит в интернете», фантазиях или мечтах, а также непроизвольных движениях пальцев, словно он набирает текст.
  6. Обычно у зависимого от интернета человека случаются рецидивы, когда он снова начинает активно пользоваться интернетом, после того как какое-то время держался от него вдали.

Виды интернет зависимости

  • Огромное желание просмотреть всё больше и больше онлайн фильмов. Такая проблема чаще всего встречается у киноманов.
  • Киберсексуальная зависимость. Включает в себя просмотр порнографических фильмов, сайтов для взрослых, с онлайн-разговорами сексуального характера, где лица, посещающие эротические чаты, обычно обмениваются письменными сексуальными сообщениями или обмениваются фотографиями /видеороликами своей наготы снятыми на веб-камеру. А также секс по телефону с помощью SMS и MMS-сообщений. (Кстати, рекомендуем почитать статью о том какой вред человеку приносит просмотр порнографии).
  • Серфинг сайтов (информационная зависимость). Эта проблема теперь касается любителей информации, которые в поисках чего-то нового и интересного также подолгу пропадают в мировой сети в поисках наиболее полной и актуальной информации. Не будучи при этом в состоянии сфокусироваться на полученной информации (что ее уже достаточно, вопрос исчерпан) и принятии решений.
  • Игры на фондовом рынке, охватывает онлайн покупки и продажи акций на ключевых рынках по всему миру. Финансовым сделкам постепенно уделяется больше времени и внимания. Психическая жизнь этих зависимых субъектов фактически полностью вращается вокруг данных операций.
  • Он-лайн торговля — участие в аукционах и покупках товаров на специализированных сайтах (Алиэкспресс, Амазон) и виртуальных азартных играх.

Виды распространенной зависимости среди подростков и детей

  • Онлайн-игры. Многие пользователи, особенно подростки, играют в различные онлайн-игры. Всё может зайти настолько далеко, что зависимые могут на несколько суток даже забыть про сон, и играть не останавливаясь. (Рекомендуем узнать к чему приводит игровая зависимость от компьютерных игр?)
  • Соц-сети или зависимость от виртуальных отношений. Это чрезмерное вовлечение в дружбу или аффективные отношения, которые рождаются онлайн и поддерживаются через обмен электронной почтой, общение в чате и виртуальные встречи в социальных сетях. Подростки чаще предпочитают виртуальную жизнь, нежели общение с живыми людьми. У многих это связано с очень низкой самооценкой. И как результат, уровень успеваемости резко падает.
  • Зависимость от телефона и интернета. Неконтролируемое злоупотребление мобильным телефоном с доступом в интернет. Зависимость от SMS, где основной проблемой является отправка СМС. Маниакальная тяга всё снимать на камеру, чтобы впоследствии выложить фото в Инстаграм.
  • Хикикимори (Hikikomori)— это японский термин, который переводится как выражение «я ухожу» и используется для описания подростков, которые обычно изолируются в своей комнате с целью погрузиться в мир Интернета, особенно в видеоигры. При этом стараются ограничить любой контакт с внешним миром, исключая даже родителей и членов семьи. Молодые люди проявляют свой дискомфорт через социальную изоляцию. Они могут оставаться в помещении весь день или выходить только ночью либо ранним утром, когда уверены, что ни с кем не встретятся.
  • Компьютерная зависимость. Включает в себя как интернет-зависимость, так и автономные игры или любые другие действия, связанные с использованием компьютера. Под этим понимается чрезмерное и неконтролируемое использование компьютера, что негативно влияет на развитие повседневной жизни пострадавшего или его родственников.

Профилактика интернет зависимости у подростков

Начните с себя.
Оторвитесь от работы или другого пусть даже очень важного на первый взгляд занятия. Выкроите минутку. Предложите ребенку заняться игрой оффлайн, (как сказали бы те, кто проводит много времени во всемирной сети). Шашки, шахматы, лыжи, коньки, да все что угодно, главное — оторвать его от компьютера. Показывайте ребенку, как хорошо просто поиграть в какую-либо игру, подышать свежим воздухом, попрыгать и поскакать на природе. Сходите на какую-нибудь выставку, организуйте турпоход. В дальнейшем можно, например, сделать традицией еженедельные походы в бассейн. (Как отлично отдохнуть с детьми на природе в лесу, можно узнать прочитав статью на сайте).

Станьте для ребенка другом.
Расспросите о его насущных делах. Если знаете его друзей, спросите как у них дела? Если близко какой-либо школьный праздник, поговорите о том, готовится ли он к нему или еще не начал, спросите, какие поручения есть у вашего ребенка? Вообще-то тем для разговора можно найти великое множество, даже можно вспомнить историю из своего детства, особенно если ребенок поддается на общение. Здесь важно не переборщить. (Узнайте 36 правил, как превратить общение со своими детьми в настоящее искусство?)

Поставьте себя на его место. Отец или мать не интересовавшиеся в целом его делами в школе или кружке, вдруг начинает задавать кучу вопросов на эту тему. Странно, да? Поэтому если ребенок ничего не хочет рассказывать, начните вспоминать свою школьную жизнь. Вспомните, как вы вели себя в его возрасте? Кто были ваши друзья? Как вы развлекались? Делайте в общении акцент на то, как классно вам было развлекаться с друзьями на природе, спортивной площадке, ведь в то время такого распространения интернета еще не было.

И благодаря этому с уверенностью говорите, что ваше детство было счастливое. Вспоминайте какие-либо смешные случаи из своей жизни в детстве. Вспомнить желательно случай, когда у вас были какие-то проблемы в общении со сверстниками, но как все наладилось. В этом важно найти «золотую середину». Потому что если рассказать, к примеру, как вас постоянно обижали, обзывали — это наоборот усугубит ситуацию. (Советуем узнать, что нужно делать ребенку над которым издеваются в школе?)

«К сожалению, праздник только раз в году».
Почему у подростков интернет зависимость? Как говорилось выше, возможной причиной являются плохие социальные навыки. Поэтому подумайте о том, как помочь своему подростку. Например, продумайте вариант организации семейного праздника и пригласите компанию его сверстников, с которыми у него есть хоть какие-то отношения.

Обязательно посоветуйтесь с ребенком о том, кого бы он хотел видеть у себя в гостях. Возможно, вы этого раньше не делали, но если организуете домашний праздник для вашего подростка, то и для вас станет кое-что ясно. Вы поймете, например, как общаются сверстники вашего ребенка.

«Скажи мне, кто твой друг…».
Возможно, ваш ребенок боится приглашать своих друзей домой. Скажите ему, что вы не будете против его друзей, и не станете стоять под дверью, чтобы подслушивать. Для него очень важно ко всему прочему, чтобы не нарушались границы его личного пространства. Ведь когда родитель читает его дневники или подслушивает телефонные разговоры, это ведет к тому, что ребенок наоборот замкнется. А родитель для него станет враг номер один в разглашении его личных секретов. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам захотел с вами чем-либо поделиться.

Контролируйте время, которое ребенок проводит за компьютером.
Можно составить четкий график, повесить его над компьютерным столом, чтобы ребенок знал, когда можно, а когда нельзя. И не будет разногласий по поводу того: «Ну, мам, я же только сел!» График предварительно согласуйте с ребенком.
Соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам предотвратить будущие проблемы, связанные с интернет зависимостью детей и подростков.

Интернет зависимость у подростков: советы родителям

Если вы заметили, что ваш подросток пристрастился к интернету и у него развивается интернет зависимость, тогда обратите внимание на советы ниже:

Не стоит думать что игромания либо какая-то другая зависимость, связанная с компьютером или интернетом — это дело возрастное. «Вот станет подросток взрослее, у него появятся другие интересы и поэтому ему будет уже не до компьютера». Это правда, но только отчасти. Некоторые подростки, ставшие интернет зависимыми, в конечном итоге развивают другие интересы. Но есть и те, кто развивает еще более экстремальные игровые или другие пристрастия по мере того, как они становятся старше.

Можно ли в этом случае с уверенностью сказать, что подросток последует первому варианту, а не второму? Поэтому проблему зависимости необходимо учитывать и с ней бороться, как только становится известно о значительном ухудшении в какой-либо области жизни подростков.

Обращайте внимание на успеваемость ребенка в учебе и школьных мероприятиях. Если ранее ваш юный ученик приносил 4-5 со школы, был жизнерадостным, а теперь его отметки скатились на неудовлетворительные из-за того, что большую часть своего времени он проводит за компьютером, тогда следует его ограничить. (Рекомендуем прочитать о том, как можно мотивировать своего ребенка учиться?)

Нужно установить очень четкие правила пользования интернетом и компьютером, (даже возможность их запрета) до тех пор, пока не улучшится успеваемость. Кроме того, крайне важно, чтобы правила были не только установлены, но и последовательно соблюдались. Так как их не соблюдение более вредно, чем отсутствие каких-либо ограничений.

Перед тем как обратиться за помощью к психотерапевту или психологу, нужно постараться встретиться с ними до первого посещения их кабинета ребенком. Хотя проблема подростков, пристрастившихся к интернету, воспринимается психологами и психотерапевтами серьезно, к сожалению, есть те, кто не вполне осознает всю опасность, которую представляет для подростка интернет зависимость.

Родители должны убедиться, что выбранный ими специалист понимает, с чем будет иметь дело, признает существование данной проблемы и при необходимости может предложить лечение или практические методы как избавиться от интернет зависимости подростку.

В борьбе с подростковой зависимостью от интернета или онлайн игр хорошим правилом является изъятие (удаление) из комнаты ребенка всех цифровых принадлежностей: компьютеры, планшеты, смартфоны или игровые консоли. Это, конечно же, не единственное вмешательство, но родители практически не смогут успешно применять установленные ограничения, если ребенок может получить доступ к игре, либо интернету в уединении спальни. (Рекомендуем больше узнать о том, как избавиться от компьютерной или интернет зависимости?)

Иногда компьютерная зависимость подростков является симптомом другой психологической, эмоциональной или межличностной проблемы. Есть веские доказательства того, что чрезмерное использование компьютера также может быть вызвано или усугублено такими проблемами, как депрессия, беспокойство и плохие социальные навыки. Например, депрессивный подросток может быть поглощен онлайн играми, потому что он не чувствует себя способным справляться с проблемами реального мира.

Конечно, подобное поведение вряд ли поможет ему решить проблемы, с которыми он сталкивается в реальном мире. Потенциально оно может сделать их еще хуже. Поэтому психолог, психотерепевт должен обратить внимание не только на проблемы игромании подростка, но и на депрессии, подпитывающие интернет зависимость у подростков.

Заключение

В целом современные дети сильнее подвержены интернет зависимости, чем поколение подростков 5-7 лет назад. В такой ситуации родительский контроль — самое главное условие, чтобы ребенок избежал проблем, к которым может привести чрезмерное просиживание у монитора компьютера.

Подростки — это наиболее уязвимая группа для развития интернет зависимости, плохие последствия которой могут сказываться во всех отношениях их жизни. Риск может заключаться так же в том, что они попадают в порочный круг игровой зависимости, которая в дальнейшем может привести к пристрастию азартных игр.

Современные онлайн-соревнования или баталии часто усугубляют психическое состояние подростков, потому что в их стремлении победить своего оппонента они не останавливаются, пока их не «убили» или они не уничтожили его. Только тогда они почувствуют удовлетворение от игры, что не может не вызывать тревогу.

Родители должны немедленно обратиться за помощью к медицинскому учреждению или специалистам по психическому здоровью, если они наблюдают подобные тенденции у своих детей или интернет зависимость у подростков.

С уважением, редакция сайта «Семья и дети».

Советуем посмотреть видео о последствиях влиянии интернета на человека.

Стадии развития

Подростковая интернет зависимость имеет ряд первопричин и может выражаться в разнообразных формах. По времени, проведенному за компьютером, различают три стадии развития зависимости. На первом этапе человек изучает возможности интернет сети с дальнейшим подстраиванием виртуальной реальности под себя, восполняя нехватку внимания и информации в реальной жизни. Второй этап захватывает своими возможностями подростка, он начинает больше времени проводить за монитором.

Поиск друзей во всемирной паутине для малообщительного подростка становится единственным источником информации и поддержки связи. Так формируется зависимость от интернета среди подростков, когда человек полностью опровергает реальный мир и реальное общение. Третья фаза зависимости становится видна окружающим людям, когда тинейджер круглосуточно проводит в сети, на любое замечание реагирует агрессивно. Последняя стадия является формирующей, так как переходит в хроническую.

Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников.

К сведению:

Чрезмерное увлечение интернетом и компьютерными играми постепенно нарушает физическое и интеллектуальное развитие подростка.

Последствия интернет зависимости у подростков

Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость, которые аналогичны алкогольной или наркотической зависимости: это семейные проблемы и когда ребенку недостаточно заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуале.

Последствия интернет зависимости у детей и подростков выражаются в таких психологических проявлениях:

  • все свободное от учебы время тинейджер проводит за монитором, отказываясь от живого общения, активного образа жизни;
  • теряется интерес к происходящим вокруг событиям;
  • снижается аппетит;
  • нарушаются фазы сна;
  • возникает эмоциональная нестабильность;
  • появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера.

У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Часто такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенности, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы.

Лечение интернет зависимости

Снизить тягу к интернету можно при соблюдении таких пунктов:

  1. В свободное время заняться физическими упражнениями: прогулка, бег, тренажеры.
  2. Устраивать себе несколько дней нахождения в оффлайне. Это могут быть недалекие поездки, посещение интересных мест.
  3. Путешествия и знакомство с новыми людьми могут повлиять на пересмотр своей зависимой от всемирной сети жизни.
  4. Нужно больше уделять внимания учебе, книгам. Можно предложить ребенку интересную литературу или книги по его вкусу.

Интернет сегодня — один из главных источников полезной информации. Чтобы подросток полностью не отдался виртуальной реальности, забросив учебу и смысл жизни, родителям придется больше посвящать себя интересам ребенка, чтобы жизнь и досуг стали разносторонними.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

Современный ритм жизни заставляет многих людей проводить большую часть дня в интернете, и дети тому не исключение: уроки, внешкольные проекты, дополнительное образование. Однако если бы дети и подростки пользовались компьютером только в учебных целях, то вряд ли это считалось бы психологической проблемой. А вот зависимость от компьютера и интернета – серьезная угроза здоровью и социализации младшего поколения.

Суть компьютерной зависимости и виды

Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) – аддиктивное, отклоняющееся от нормы поведение, при котором личность утрачивает связь с реальностью, погружаясь в компьютерные игры или виртуальные чаты. Чаще об интернет-зависимости говорят, подразумевая бесцельное времяпрепровождение в интернете (переписка, игры, переход от одной новости к другой), однако иногда и пользование интернетом в целях саморазвития становится зависимостью и вариантом ухода от реальности.

Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году. Автор трактовал интернет-зависимость как привычку, «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или (и) психологическую сферу деятельности».

Компьютерная зависимость формируется так же, как никотиновая или алкогольная, несмотря на то что самого химиката нет. Казалось бы, это чисто психологическая зависимость, но она задействует те же рецепторы мозга в отделах удовольствия, вызывая схожие с наркотической зависимостью химические процессы.

Можно выделить три вида детской и подростковой компьютерной зависимости:

  1. Игровая зависимость. Сюда относятся как компьютерные игры, так и игры в режиме онлайн.
  2. Зависимость от социальных сетей. Предполагает замену реального общения на виртуальное, пристрастие к социальным сетям, чатам, форумам, знакомствам в интернете.
  3. Веб-серфинг, то есть бесцельное блуждание по сайтам: переход от одной ссылки к другой, хаотичное поглощение информации либо познавательная деятельность в сфере программирования и телекоммуникаций или другой профессиональной сфере.

Причины зависимости

Компьютерная зависимость значительно помолодела – она встречается среди современных дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая. Ведь так просто отвлечь ребенка планшетом или развлечь мультиком.

У подростков компьютерная зависимость, как правило, свидетельствует о проблемах с социализацией и самореализацией. Подросток уходит в интернет:

  • из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудностей в семье;
  • сложностей в обучении;
  • при непринятии себя.

Игры позволяют просто отключиться от всего мира, попав в другую реальность, а интернет-общение компенсирует проблемы в реальной коммуникации. Кроме того, и в играх, и в интернете можно самому создать желаемый образ: сильного и смелого или даже жестокого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.

Таким образом, зависимость от виртуальных миров возникает тогда, когда не устраивает реальный мир. Когда в нем не интересно или больно находиться. Однако существует и другая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты. Интернет действительно устраняет все границы и создает иллюзию того, что весь мир находится в наших руках; показывает большую площадку возможностей и интересов. Хотя эта причина больше свойственна взрослому населению (о компьютерной зависимости у взрослых читайте).

Признаки зависимости

Не стоит впадать в панику, если поведение ребенка не изменилось, успеваемость в школе не страдает, настроение стабильное и свойственное ему. Вероятно, он вынужден проводить много времени за компьютером, но зависимостью не страдает.

Стоит начать волноваться при следующих условиях:

  • Ребенок или подросток проводит за компьютером больше времени, чем раньше, и больше 6 часов в неделю.
  • Ребенок предпочитает реальному общению виртуальное, а прогулкам – игру на компьютере, пропускает школу, чтобы остаться дома и посидеть за компьютером.
  • Изменились привычки ребенка, отмечаются нарушения сна и изменение или потеря аппетита.
  • Наблюдаются перепады настроения (от уныния до эйфории), неадекватные и агрессивные реакции на просьбы, особенно на все, что связано с компьютером.
  • Нарастает эмоциональная отстраненность и реакция оппозиции в отношении не только родителей, но и друзей.
  • Вне компьютера и виртуального общения ребенок не может расслабиться, чувствует тревогу, думает о том, что его ждет в сети, норовит проверить страницу.
  • Ребенок не делится тем, чем занимается в интернете или во что играет. Ставит множественные пароли, скрывает свою активность, чистит историю.
  • Наблюдается феномен персонификации или одушевления компьютера, вплоть до разговоров с ним.

Кроме того, отмечается ухудшение внимания и памяти, резкая смена круга общения, отказ от прежних увлечений и занятий, необоснованные страхи и тревоги, перепады состояний от вялости до возбуждения.

Профилактика зависимости

Всегда лучше предотвращать проблему, нежели устранять, потому с ранних лет ребенка родители обязаны заниматься профилактикой компьютерной зависимости. Что это предполагает:

  1. Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и особенностях пользования, повышение медиаграмотности. Подробную памятку для ребенка вы можете найти в статье «Безопасность в сети интернет: как уберечь себя и психику детей. Правила пользования».
  2. Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком своеобразный договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.
  3. Создание привлекательной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Прислушивайтесь к его интересам, выявляйте способности, организуйте совместную активную деятельность.
  4. Взаимодействие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте находить выход из трудных ситуаций. Донесите ценность и значимость решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите понимание, любовь и поддержку. Нередко именно за этим дети отправляются на форумы и чаты.
  5. Всестороннее развитие. Организуйте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть склонности.

Важно помнить, что чем приятнее ребенку реальный мир, чем больше среда соответствует его потребностям и индивидуально-личностным особенностям, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем игнорировать технический прогресс, нужно учиться разумно совмещать реальную жизнь и виртуальную.

Игровая, компьютерная и интернет зависимость у детей и подростков. Влияние на здоровье

«Игровая, компьютерная и интернет зависимость у детей и подростков. Влияние на здоровье»

Патологическое пристрастие человека к чему-либо называется зависимостью, широко известны такие болезненные пристрастия, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, а также зависимость от азартных игр, еды и пр. О так называемой, компьютерной зависимости начали впервые говорить с 80-х годов прошлого столетия, причем на сегодняшний день многими специалистами пока что этот термин еще не вполне признан. Однако факт остается фактом — патологическое пристрастие субъекта к проведению времени за компьютером становится все более очевидным, размах проблемы набирает обороты с каждым годом. Особенно тревожащим фактом становится то, что зависимости от компьютеров все чаще становятся подвержены дети, подростки. Компьютерная зависимость у подростков лечение которой пока даже не разработано должным образом,- явление, пугающее многих родителей, для чего есть достаточно веские основания.

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

Мы говорим о подростках, потому что они, в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию психологических расстройств, но не следует забывать, что зависимость от компьютера может развиться и у младших школьников, и у взрослых людей.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимость от социальных сетей или игровую зависимость.

Игровая зависимость у подростков

Наиболее опасными психологи считают ролевые игры. Особенно те, в которых игрок видит игровой мир не со стороны, а как бы глазами своего героя. В таком случае уже после нескольких минут игры у игрока наступает момент полного отождествления себя с игровым героем.

Довольно опасными считаются игры, в которых требуется набрать большое количество очков — они также могут провоцировать развитие игровой зависимости у подростков.

Мальчики — в группе риска

Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчишки. Девчачьи игры — те же дочки-матери — это сплошные эмоции, поэтому девочкам нет необходимости подпитываться суррогатными переживаниями. Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики — над мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге мальчишки вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима — для восстановления, накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно. Ну и потом, инстинкт победителя у мужчин в крови еще с пещерных времен — именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки» (девочки, если уж и играют, то скорее в стратегические или логические игры).

Зависимость подростков от социальных сетей

Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности.

Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

  • · Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
  • · Недостаток внимания со стороны родителей.
  • · Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
  • · Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
  • · Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
  • · Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
  • · Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.

Опасности компьютерной зависимости

  • 1. Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.
  • 2. На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.
  • 3. В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем.
  • 4. Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
  • 5. Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.
  • 6. Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.
  • 7. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
  • 8. Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли.
  • 9. Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
  • 10. Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре. Часто такие взрослые сами зависимы от компьютера и интернета.
  • 11. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.
  • 12. Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.

Признаки интернет зависимости у подростков

  • 1. Потеря контроля над предметом зависимости, ребенок перестает контролировать себя и время нахождения перед компьютером.
  • 2. «Доза» (то есть время нахождения за компьютером) постепенно увеличивается.
  • 3. Преобладание «тоннельного» мышления. Все мысли только об игре или социальной сети и том, как побыстрее добраться до компьютера.
  • 4. Отрицание наличия проблемы, категорический отказ от помощи.
  • 5. Недовольство реальной жизнью, ощущение пустоты в реальном мире.
  • 6. Проблемы с учебой.
  • 7. Игнорирование близких, друзей, лиц противоположного пола, интерес концентрируется только на предмете зависимости.
  • 8. Расстройства сна, кардинальное изменение режима.
  • 9. Агрессия в случае недоступности предмета зависимости, невозможности «употребить».

Кто больше зависим от игр на компьютере?

  • · Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома.
  • · Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты. компьютерный интернет зависимость подросток
  • · Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет.
  • · На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека

головная боль,

болезненные ощущения в области мышц лица и шеи,

ноющие боли в позвоночнике,

резь в глазах, слезоточивость,

нарушение четкого видения,

нарушение сна

перенапряжение нервной системы

изменение в настроении

Компьютерный зрительный синдром

Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное же изображение самосветящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных точек — пикселей. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения. Отечественные и зарубежные исследования показывают, что более 90% пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и других характерных недомоганий с недавнего времени получил название «Компьютерный зрительный синдром».

При социологическом опросе у 11-летних детей (до 62%) появлялись жалобы на усталость глаз, а именно в этом возрасте заканчивается формирование основных отделов зрительного анализатора,происходит становление его функций.

Так же чрезмерное увлечение компьютеров приводит к гиподинамии (нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.) и нехватке времени на активный отдых на свежем воздухе, что необходимо для развития здорового организма.

Влияние длительного нахождения за компьютером на здоровье подростка

  • 1.Снижение иммунитета
  • 2.Психо-неврологические нарушения-синдром хронической усталости, бессонница, нервное истощение, что может вызвать длительную депрессию и даже суицидальные попытки
  • 3.Нейровегетативные изменения-колебания артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, повышение температуры, головные боли.
  • 4.Сосудистые нарушения-за счет однообразной позы развиваются застойные явления в органах и тканях, отеки.
  • 5.Изменение осанки (особенно до 15 лет) остеохондроз позвоночника, грыжи межпозвоночных дисков
  • 6.Ухудшение зрения

Исследования функционального состояния пользователей ПК, проведенные Центром электромагнитной безопасности, показали, что в организме человека под влиянием электромагнитного излучения монитора происходят значительные изменения гормонального состояния, специфические изменения биотоков головного мозга, изменение обмена веществ. Низкочастотные электромагнитные поля при взаимодействии с другими отрицательными факторами могут инициировать раковые заболевания и лейкемию.

Как отучить ребенка от компьютера?

Нет смысла угрожать, наказывать, ругать ребенка, поскольку в ответ будет только одна реакция — агрессия, истерики. Именно потому, что компьютерная зависимость пагубно влияет на психику ребенка, о ней можно говорить, как о серьезной опасности и если эти процессы вовремя не остановить, впоследствии возникнет масса проблем, от которых избавляться придется уже при помощи психотерапевта. Однако от пристрастия необходимо избавлять ребенка правильно.

  • 1. Следует понять, что навсегда избавить ребенка от компьютера вряд ли удастся, впрочем, это и ни к чему. Впоследствии знание компьютера должно сыграть положительную роль, подросток сможет более успешно учиться, осваивать школьную программу, готовиться к экзаменам и т.д. Но снижать влияние компьютера на жизнь ребенка необходимо.
  • 2. Не следует недооценивать силу внушения, необходимо беседовать с ребенком на тему вреда долгого сидения за компьютером, говорить, насколько опасно для здоровья такое поведение.
  • 3. Требуется увлечь ребенка другими занятиями, записать в спортивную секцию, развивать у него творческую жилку, если таковая обнаружится.
  • 4. Если ребенок пристрастился к играм, рекомендуется предоставлять ему для этих целей развивающие игры, без выхода в Интернет. Вообще, использование ребенком Интернета необходимо ограничивать очень серьезно.
  • 5. Нужно установить строгие временные ограничения на компьютерные игры для ребенка. Подросткам можно сидеть за компьютером не дольше 2-х часов в сутки, детям младше 12 лет, не больше 30 минут.

Лечение компьютерной зависимости процесс долгий и трудный, он требует участия родителей и самого ребенка. Необходимо осознавать, что образовавшаяся в жизни ребенка пустота после отказа от компьютерных игр, должна немедленно заполняться.

Важнейшей мерой в спасении ребенка от компьютерной зависимости является собственный пример. Если в семье папа или мама часами будут проводить время в Интернете, ребенок в любом случае будет попадать под это влияние. Для многих семей это, пожалуй, одно из самых тяжелых условий, особенно когда приходиться много времени работать за компьютером дома.

В тех случаях, когда компьютерная зависимость у ребенка уже стала своего рода психическим заболеванием, без помощи специалистов обойтись будет невозможно.

Теперь уже основным методом лечения зависимости станут психотерапевтические сеансы, целью которых должно стать формирование у ребенка других жизненных увлечений, улучшение взаимоотношений со сверстниками, повышение собственной самооценки. Родителям не следует допускать развитие обычного увлечения компьютерами до состояния болезненной зависимости. Пытаясь избавить ребенка от пристрастия, необходимо делать это тактично, поскольку, как известно, запретный плод — сладок.

Частой ошибкой родителей в ситуациях, когда возникает компьютерная зависимость, является то, что они берут на себя всю ответственность за решение проблем, которые возникают из-за чрезмерного увлечения играми. Родители взрослых детей «поступают» их в высшие учебные заведения, покупают военные билеты, пытаются устроить на работу, но в то же время кормят, тем самым снижая мотивацию к поиску собственного заработка. Таким образом, родители берут всю инициативу на себя, а зависимый становится всё более пассивным.

В младшем школьном возрасте эта проблема выражена в меньшей степени, однако нельзя не учитывать её. Важно, чтобы ребенок сам решал свои проблемы, возникающие в том случае, если он слишком много играет. И он должен это чувствовать. Например, нарушение родительских запретов может привести к строгому ограничению времени за монитором. Могут быть и другие санкции, например, за ухудшение результатов в обучении. Если же родители ради хороших оценок готовы «за уши тянуть» школьника и сглаживать его проблемы, то пассивность его лишь увеличится.

Таким образом, именно в младшем школьном возрасте важно начать профилактику компьютерной зависимости, потому что проблему легче предотвратить, чем решить. Выполнение указанных выше правил поможет снизить риск возникновения зависимости в несколько раз.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *