Как быстрее думать?

Как быстрее думать?

2 июня в 12:00 Категория: Личностный рост 41 комментарий Теги: думать, инструкция, секрет успеха, успех 16 990 просмотров

Краткий план статьи:

  1. Вступление.
  2. Страна дебилов.
  3. Дошкольное воспитание.
  4. Школа или ещё 10 лет жизни в страхе.
  5. Законченный университет — панацея от всех бед.
  6. Телевизор-дебиливизор.
  7. Так как же все-так научиться Думать?
  8. Учимся ДУМАТЬ. Практически советы.

Содержание

Вступление.

Правило «3-х Д»: Думать, Действовать, Достигать.

Сначала стоит сказать пару слов о том, что такое, собственно, Думать в моём понимании (чтобы вы меня лучше поняли).

Под понятием «Думать» я подразумеваю именно «доходить своим умом». И никак иначе.

Почему так?

Да потому, что абсолютно логично полагать, что по истечении процесса «думания» должен быть какой-то результат. А как определить, есть ли результат? Очень просто.

Если после того, как ты подумал, ты можешь идти и сразу же начинать Делать, то это и есть результат.

Если результата нет, то ты либо продолжаешь Думать, либо вообще не думаешь, а РазДумываешь.

Страна дебилов

Вот все говорят, что мы живем в стране идиотов. И я пока не вижу причин считать, что это не так.

К сожалению, наш народ искусственно отучают Думать ещё с малых лет:

  • За детей всё решают и делают родители, порой не оставляя ребенку даже подумать, как следует поступить в той или иной ситуации. То есть рубят мыслительный процесс буквально на корню.
  • В школе нас отучают думать: «если не знаешь — спроси», «текст выучи, понятия зазубри», «в учебнике всегда есть алгоритм» и т.д.
  • В университете эта же история со школы продолжается, только немного под другим углом, и немного по-другому подаётся. Но смысл тот же.

Кроме того, параллельно со всем этим в наш мир вступает негативное воздействие телевизора, пропаганда нездорового образа жизни, насилие в компьютерных играх и прочая лабудень, о которой подробнее речь пойдет чуть ниже.

Кстати метод отучения мыслительному процессу в нашей стране очень прост.

Кто попробует догадаться?

Это страх. Точнее запугивание.

Есть, конечно, моменты, когда страх наоборот провоцирует на то, чтобы человек начал соображать, но это скорее единичные случаи, которые мало чем поощряются.

Итак, запугиваются люди с детства также сначала:

  • родителями: боязнь того, что наругают, если сделаешь что-то не так, или даже отшлепают. Дети в итоге ничего не делают вообще. А большинство взросых даже понять не могут, почему их чадо так скованно и нерешительно.
  • в школе: страх перед плохими оценками (опять же дома наругают), одноклассники смеяться будут, отчислять со школы, не сдашь зачет, экзамен и т.д. Сейчас ещё и ЕГЭ сюда присобачили. Ещё больший стресс для ребенка.
  • в университете: почти то же самое, что в школе, но для парней сюда добавляется армия, страх перед отчислением, экзамены — стрессы и т.д.
  • Жестокие фильмы, сцены насилия очень негативно влияют на психику. Сигареты, алкоголь ещё больше подшатывают и без того неустойчивое состояние психики.
  • и т.д.

А все зачем?

Чтобы из нас делали простых работников, которые бы не думали, и делали, что им говорят (мечта подавляющего населения страны, что само по себе ужасно), и платили вовремя и исправно.

Ну и, конечно, не трогали.

А то страшно ведь.

Так что страх у нас будет идти параллельно с отучением Думать. Отсюда же, кстати, и неверие в себя и своих силах.

Итак, поподробнее об этапах «отучения»:

Дошкольное воспитание

Как я уже говорил, привычка взрослых все решать за своего ребенка губит на корню любое детское начинание.

Ну вы, будучи уже взрослыми, представьте, что за каждый шаг вас по рукам бьют, говорят, что делать нужно по-другому, или вообще сначала все сделают, а потом ставят перед фактом.

Причём очень часто взрослые все делают за ребенка очень быстро. Так, что ребенок не то, что подумать — понять не успевает, что произошло, и что уже решение принято.

Но самое страшное в том, что дети к такому образу жизни ПРИВЫКАЮТ.

Человек по своей природе адаптируется к любым условиям, либо умирает. Более продвинутые уже сами пытаются менять эти условия, но это как раз те, кто Думает.

Дети привыкают, что за них все решают. Что всегда есть плечо родителя, что за них все сделают.

Получается, что ребенка попросту не научили думать и принимать решения (принимать решения — ключевой фактор; не умеющий принимаь рещения — не умеет Думать!).

Это я сейчас молчу ещё о семьях с достатком ниже среднего, с одним родителем и т.д., у которых психика итак никакая.

Какая мечта в это возрасте? Очень простая: поскорее бы свалить уже в школу. Уж там-то будет все супер. будет свобода, будет взрослость и т.д. Но хрена вам, как выясняется.

Школа или ещё 10 лет жизни в страхе

1 сентября, 7 лет, ребенок идёт в школу. У маленького человечка счастье. Жаль только он ещё не понимает, куда он попал (

Энтузиазм и стремление к учебе с каждым годом, приближаясь к 11 классу, неуклонно снижается.

Ботаники, конечно же, известное исключение, но они, как известно почти всегда идеальные рабы-работники. У них ещё все хуже. У них страх намного больше, потому что очень сильно с детства развито чувство эго. Ну и самый большой страх — перед собой — опозориться, получить «двойку», недоучить. Они это очень тяжело переносят, но, как правило, потом с удвоенной силой принимаются за учебу, чтобы перереализоваться 🙂

Эти люди просто идеальны на работе: все делают строго так, как сказали, не задают глупых вопросах (хотя вру, задают иногда, потому что не понимают мотивы людей с другим мировоззрением). Надо только их эго потешивать периодически и все будет норм.

Вернемся к нашим баранам.

Итак, детей в школе подготавливают к будущей профессии. Я вообще до сих пор не могу понять, как учитель, который всю жизнь работал только учителем может дать ребенку реальные сведения а какой-либо профессии, кроме своей собственной. У него же банально нет в них опыта.

И как ребенок должен после 11 класса определиться с профессией, если ни хрена о них не знает? Великая загадка отечественного образования.

Таким образом, детей, фактически, учат быть учителями. Кстати, посмотрите статистику: на качедрах педагогики в универах всегда народа достаточно. О качестве молчим 🙂

А чтобы сделать из ребенка учителям, нужно научить его своему предмету. Логично ведь.

Сколько предметов в школе? штук 15-20.

Вот и получается, что ребенка одновременно учат на 15-20 профессий. Но это в принципе цветочки (немного отошел от темы). Ягодки будут дальше.

КАК они учат?

Во-первых, дети — наивные чукотские создания, которые легко поддаются внушению. Если им вдолбили в начальных классах, что все предметы важны, но они так и буду в этом верить, не допуская даже мысли, что в своём большинстве им просто забивают голову.

Во-вторых, параллельно в голову вдалбливается: нужно получить хороший аттестат, чтобы поступить в хороший ВУЗ, чтобы получить хорошую работу. И в это верят сейчас все! Дети боятся шагнуть в сторону, сделать собственный выбор, зная что они же могут своё будущее просрать. Куда проще сделать так, как тебя говорят взрослые.

И вроде как ответственность с себя снять.

В общем куда проще НЕ думать, что за тебя все эти сложности решили, а ты потом виноватым не остался. Тем более, что до школы ты этот путь уже хорошо знаешь.

И ребенок просто перестает париться.

11 лет у тебя простая задача: делать домашки, писать контрольные, ходить в школу, сдавать экзамены. И всё это ради аттестата, который тебе любезно просунут любые учителя.

Самим думать не надо: всегда все можно узнать у учителей, которые всегда помогут. Это же их работа.

В общем лафа.

Предвижу возмущения, само собой. Типа, «а вот дети же решают уравнения на математике, значит они думают»?

Откройте учебник и посмотрите. Там на 90% всех задач есть алгоритмы решения. Весь процесс думания состоит в том, чтобы алгоритм знать. Если знаешь алгоритм — решишь задачу.

Есть ещё такой замечательный предмет как литература. Я ничего не имею против -всегда любил читать и писать сочинения. Хотя вру. Классику читать не очень люблю. А вот писать — пожалуйста.

Ошибка в ведении литературы — учитель учит тому, как надо правильно понимать произведение?

Мысль вообще понятна?

Дети ж тупые. Откуда им знать, как принимать «Евгения Онегина»? А добрый учитель вас научит. Вы сначала изучите тенденции в мировой литературе 19 века, потом биографии авторов и потом с учетом этих всех знаний будет учиться понимать произведение.

А если вдруг у вас собственное мнение, которое кардинально отличается от мнения учителя, то значит вы неправильно поняли автора. Можно подумать, что Пушкин писал для того, чтобы его произведения однозначно трактовались.

Блин. если литература призвана воспитывать ребенка в моральном плане, то какого хрена ему мешают самореализовываться? Ну не идиотизм ли?

Ребенку в итоге проще написать так, как сказал педагог, чтобы просто избежать конфликтов. То етсь не думать, а делать опять же по алгоритму.

Разошелся про школу немного, погнали дальше.

Законченный университет — панацея от всех бед

Вот не хочется уже много всего писать про универ. Так он меня достал, но немного все-таки напишу.

Во-первых, 80% предметов, которым учат, нафиг никому не нужны. Разве что вы не собираетесь идти потом в аспирантуру (все помнят, кого учат учителя).

Я сам заканчиваю по специальности Прикладная Математика и столько математики всякой повидал, что никому не пожелаю. И двойные, тройные интегралы по области по объёму, и дифференциальные уравнени разных порядков, и уравнения теплопроводности, и начально краевые задачи.

Блин, зачем нам это все? Вообще незачем?

Происходит просто забивание мозга ненужной информацией.

Студенты после школы обычно приучены, что «надо». Причина, как всегда — хорошая работа, которую без диплома. Думать мы ещё не научились, так что действуем по старой схеме.

Да с чего это никак?

Если ты собрался работать, скажем с сетями. Выучи «Циски», блин, как обжимаются патчкорды, поэкспериментируй дома, с друзьями, и т.д.

В общем поучись САМ. И это не 5 лет. И приходи на фирму. Если ты в этом шаришь, то без всяких дипломов заберут с руками и ногами. Остальное доучишь на работе.

Так в любой области.

Всего-то. начать думать нужно.

А не учить 5 лет высшую математику, чтобы потом полным лузером приходить на рабочее место и учить все это уже на рабочем месте. Зато с дипломом.

Я даже более скажу. С качеством нашего образования, парни, которые дипломы хорошие понаполучали, сидят дома. Они резюме по фирмам разослали с перечислением всего того бреда, которому их научили и ждут, когда же их на работу возьмут (знаю лично несколько реальны примеров).

Это хорошо ещё если мама с папой помогут устроиться.

А если нет?

Думать мы не умеем, универ закончили. И как теперь искать работу, как не с помощью диплома? Хочется сказать: «Подумай башкой своей и иди ищи. Работы до ж…». Сидят, ждут у моря погоды, подвершнувегося случая. Не думают — ждут!

Млятство самое натуральное.

Телевизор — дебиливизор

Вот даже не знаю, стоит ли комментировать этот пункт.

Это тема для статьищи целой. лучше отдельно потом напишу.

Так как же всё-таки научиться думать?

Хочется написать, как для идиотов, честно говоря. Берёте и думаете!

Даже нет. не так. Думаете!

И всё.

Думать нужно до результата.

Вот банальный пример:

Почти все хотят быть крутыми предпринимателями и иметь свою фирму, которая будет приносить миллионы баксов и мегатонны счастья.

Задайте сами себе вопрос: Что нужно для это сделать?

Не умеющие думать побегут спрашивать у других, таких же не умеющих думать. Ответы умеющих думать они не поймут и не примут. Стереотипы, страх и вбитые с детства схемы, типа, школа-универ-диплом-работа-перспектива не дадут.

А кто-нибудь задумывался, почему миллионы, действующие по этой схеме до сих пор не имеют своей фирмы, а живут хорошо если в среднем достатке? ЗАДУМАЛСЯ?

А почему подавляющее большинство успешных предпринимателей не имеют вышки, а некоторые и школьных аттестатов?

Почему? Везение? Нет ответа?

Какое везение? Вы же учились в школе! Вам же в башку вбили, что статистика никогда не врёт!

Ищите ответ на вопрос сами в конце концов. Никто вам не даст ответа.

Ах-да. Вы ж не умеете. Думать-то не научили. А по неопытности думать — страшно.

Ещё страшнее — принимать решения.

Учимся ДУМАТЬ. Практические советы.

1) Нельзя делать так, как тебе говорят другие ТОЛЬКО потому, что тебе это сказали. Вот если ты сделал что-то, потому что тебе так сказали — ты проиграл. Ты не подумал и проиграл. Миллионы тебе не светят.

2) Думать нужно всегда, а не только в некоторых областях. если читаете книгу — думайте, анализируйте поступки персонажей или слова автора. Не просто принимайте все за аксиому. Вы должны сами ответить на вопрос: почему автор так сказал? Откуда это взялось?

3) С фильмами точно также. Смотрите Хауса. Думайте, что и почему он делает. Смотрите ЛОСТ, если ещё не смотрели. Думайте, почему кто-то поступил именно так? И самое главное, что будет дальше.

Только ваше мнение, а не мнение соседа, друга, брата, свата и т.д.

Хрен с ним, если вы ошибетесь. Это даже офигенно, если вы ошибетесь! Вы думали, но где-то допустили ошибку. Как раз тут и узнаете, где она.

Если подумали за вас, а вы допустили потом на мнении чужого человека ошибку — вы в жизни её не поймёте. Вы же не знаете, как он думал.

Кстати, начнёте думать — тупые американские комедии и простые фильмы станут вам просто неинтересны. Как орешки будете щелкать.

4) Боритесь со страхом. Смелее говорите своё мнение. 100 раз ошибетесь, но со 101 получится. Если не брать на себя смелость, то не получится никогда!!!

5) И самое главное — нужно подкреплять свои «думания» делом. Вспоминаем, что «думания» должны иметь результат. А результат — дело! без этого нельзя, и как раз это приводит нас ко второй части серии «Правило 3х-Д. Как научиться действовать?». Следующие пункты будут связаны именно с ней.

А пока: думать, думать, думать и делать выводы в комментариях! Смелее! Никто вас не убьет 🙂 Я наоборот, только постараюсь помочь.

Если вы вдруг еще не в курсе, то Андрей Гусаров запустил у себя на блоге Реалити-Шоу «Путь на вершину вместе с Гусаровым». А вчера, кстати, уже опубликовал первый пост «Как провалить рекламную кампанию?». Обещался писать каждый день. Посмотрим, что у него получится 🙂

Кстати, если вы желаете пройти обучение программированию на PHP, то у вас есть отличная возможность сделать это всего за 2 недели. Экономьте время и средства, учитесь быстро и эффективно.

Мне регулярно задают вопросы о том, как думать быстрее. Этот вопрос не корректен. Существуют разные виды мышления, и их скорость сильно разнится.

Самое быстрое мышление – это визуальное мышление. Оно использует способность нашего мозга предварительно обрабатывать зрительную информацию.

Визуальное мышление работает не по принципу: «Подумал – решил», а по принципу: «Увидел – сообразил».

Это важно для всех животных. Когда из-за кустов выскакивает зверь, то нужно мгновенно решить: это нападающий тигр или убегающий заяц. Поэтому визуальное мышление работает мгновенно.

Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому рекомендуется начинать анализ ситуации именно с визуального анализа. Это резко повысит скорость мышления.

Посмотрим на скорость остальных видов мышления.

Такое разное мышление

Люди часто не думают,
а потом думают:
почему они не думали,
когда надо было думать…

На втором месте по скорости идёт телесное мышление – это способность тела реагировать на внешние обстоятельства. Когда вы поскользнулись на банановой кожуре, именно телесное мышление позволит вам сгруппироваться, чтобы ничего не повредить при падении.

Этот же вид мышления позволяет кошке перекувыркнуться в полёте, чтобы приземлиться на лапы.

Травмы, ушибы и переломы получают люди, у которых слабо развито телесное мышление. И наоборот: у акробатов, жонглёров, борцов этот вид мышления очень развит.

Телесное мышление рекомендуется подключать для решения проблем с материальными объектами. Например, если сломалась механическая вещь, рекомендуется её разобрать и детали покрутить в руках. Телесное мышление быстрее подскажет решение.

Очень хорошо телесное мышление работает в личных отношениях. Прикоснулся к близкому человеку и сразу его почувствовал.

Дальше идёт интуитивное мышление – это автоматическая реакция на повторяющиеся обстоятельства. Например, опытный водитель переключает передачи без участия сознания. Хотя для начинающего водителя переключение передач – это настолько сложно, что нередко новичок бросает руль и начинает переключать передачу обеими руками.

Интуиция хорошо работает в тех случаях, когда человек имеет большой опыт. Так, гроссмейстер начинает партию, практически не думая. Все типовые дебюты давно отработаны и мышления не требуют. Поэтому в игре гроссмейстеров в начале партии фигуры перемещаются так быстро, что новичок даже не успевает понять, что происходит на доске. Только треск стоит от переключения шахматных часов.

Но интуиция хороша только в привычных ситуациях. Как только шахматисты дошли до конца дебюта, дальше наступает пауза, и они начинают скрипеть мозгами – наступило время медленных видов мышления: стратегического и логического.

Стратегическое мышление – это выбор пути в условиях неопределённости. Для работы стратегического мышления человеку нужно видение того, как будут развиваться события и выбор своего места в этих событиях.

Для работы стратегического мышления нужно иметь много информации о том, как протекают те или иные процессы. Шахматисту надо знать много о том, как обычно развиваются шахматные партии, военному стратегу знать много о том, как происходят войны и т.д.

И, наконец, логическое мышление – это вид мышления, который сводится к трём шагам:

  • Собрать факты.
  • Сгруппировать их.
  • Найти причину проблемы.

Логика – это самый медленный и трудоёмкий вид мышления. Для шахматиста – это выстраивание ходов: «Он так, я так. А он потом вот так, а я потом вот так…»

Логика требует серьёзного умственного напряжения, но и результат стоит того – логическое мышление решает любые проблемы. Поэтому всё научное знание основано именно на логическом мышлении.

Включение логического мышление выполняется по определённым правилам: задаём вопрос и выстраиваем логическую цепочку для получения ответа. Как учили в школе: «Скажите, дети, сколько будет триста сорок один умножить на двести пятьдесят шесть? Решаем столбиком. Вася, к доске!»

Когда метод решения уже есть, то проблема легко решается. К сожалению, в жизни готовый метод бывает редко. Проблемы в отношениях не решишь столбиком.

Логическое мышление начинается со сбора фактов и их группировки, а затем находится причина явления. Например:

  • Почему я заболел?
  • Почему упали продажи?
  • Почему от меня ушла девушка?

Жёсткого алгоритма здесь быть не может, но есть некоторые приёмы, помогающие выйти на решение.

Теперь посмотрим, как можно ускорить каждый вид мышления.

Быстрый ум

Изобретатель изобрел изобретение,
изобретающее изобретателей.

Для каждого вида мышления разработаны свои методы ускорения. Подробно об этом я рассказываю в своих курсах. Но сейчас посмотрим основные принципы ускорения мышления.

Визуальное мышление. Старайтесь переводить задачу в визуальные формы:

  • стройте графики;
  • рисуйте диаграммы;
  • создавайте ментальные карты;
  • используйте карты, схемы, фотографии;
  • применяйте инфографику.

Вообще заведите привычку что-то рисовать, когда думаете. Часто ответ будет приходить мгновенно.

Телесное мышление. Учитесь слушать своё тело. Например, если вы напряглись во время некоторой мысли, то вы сейчас явно думаете не то. Если проблема сложная, то пройдитесь, чтобы облегчить её решение.

Интуитивное мышление. Старайтесь свести задачу к привычным вещам, которые вы уже часто делали. Например, процесс изучения иностранного языка – это новый процесс, который, казалось бы, никак не свести к интуиции. Но можно. Начните его с тех слов, которые вы уже не раз встречали в книгах и фильмах:

  • Хелло, окей, гудбай (английский)
  • Бонжур, оревуар (французский)
  • Гутен таг, хэнде хох (немецкий)
  • Чао, бамбино, сорри (французская песня со вставками итальянских и английских слов)

Эти слова уже встречаются в нужном контексте, поэтому интуитивно вы знаете, когда и как их использовать, даже если не знаете точного значения. Знания языка это, конечно, не заменит, но в общении с иностранцем поможет наладить хоть какое-то взаимопонимание.

Стратегическое мышление. Чтобы развить стратегическое мышление нужно много читать и собирать информацию о том, как развиваются те или иные процессы. Особенно полезно сравнивать ситуации из жизни разных людей, стран и исторических периодов. Если находятся совпадения, то, скорее всего, есть некоторый закон. Его можно точно не знать, но можно им пользоваться.

Также имеет смысл читать биографии людей, чем-то похожих на вас.

Например, король Италии Умберто I, правивший страной в конце 19-го века, познакомился с владельцем ресторана. Оказалось, что они оба:

  • родились в одном и том же городе,
  • в один год и день,
  • и у каждого жену зовут Маргарита.

Король изредка интересовался судьбой этого человека. Как-то монарху сообщили, что ресторатора застрелили на улице. Умберто I решил прогуляться, и тоже был застрелен на улице…

Здесь король явно допустил стратегическую ошибку. Ему бы следовало приставить охрану к этому человеку, а ещё лучше взять к себе во дворец, чтобы докладывали обо всём, что с этим человеком происходит.

Логическое мышление. Для ускорения логического мышления учитесь постоянно собирать факты и группировать их. Эта привычка позволит быстрее применить логическое мышление, когда в этом возникнет необходимость.

Ваш интеллект всегда с вами.
Чем больше вы о нём заботитесь,
тем лучше он заботится о вас.

Хотите научиться управлять своим мышлением?

Если хотите, то рекомендую прочитать мою книгу
«Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно».

Вы узнаете, как включать и выключать свой интеллект. Как направлять мышление на решение своих задач. Как игнорировать навязчивые мысли и наслаждаться потоком жизни.

Из книги вы также узнаете:

  • Как относиться к своим желаниям и интересам, чтобы энергии хватало на всё
  • Как можно улучшить себя, используя Я-концепцию
  • Что такое системный подход
  • Как стать более организованным человеком
  • Как эффективно управлять людьми и собой
  • Как получать больше материальных результатов в жизни с помощью своего интеллекта

Если вы хотите разобраться, как грамотно решать повседневные проблемы в разных сферах жизни, используя свой интеллект, то книга «Феноменальный интеллект» будет вам полезна. Заказывайте книгу по ссылке ниже:

Читайте статьи на эту тему:

Если вы чувствуете, что способны на большее, а мозг отчаянно сопротивляется, проверьте себя: можете быть, вы не слишком его нагружаете? Эта статья поможет вам заставить мозг работать в полную силу, даст несколько практических советов и техник.

Ваш бедный мозг устал. Он не хочет решать бизнес-задачи, придумывать пути развития — завернуться бы в теплое одеялко и лежать целый день, смотреть сериалы и лазить в интернете. Хорошо, если это не профессиональное выгорание, а всего лишь усталость, вредные привычки и несоблюдение режима дня. Но если такое состояние повторяется все чаще и чаще — пора что-то менять!

Выспитесь уже наконец!

Чтобы заснуть, обычные люди считают овечек, предприниматели же подсчитывают прибыль, думают о внезапных расходах, о том, что скоро надо платить зарплату сотрудникам… С такими мыслями можно проворочаться в кровати до утра, а утром встать разбитым и усталым. Вам нужно поспать как следует: для этого перед сном выпейте чай с медом или теплое молоко, примите расслабляющую ванну с ароматическими маслами. В сложных случаях поможет таблетка снотворного (только обязательно проконсультируйтесь с врачом!). Помните: здоровому взрослому человеку нужно спать не менее 7 часов, а лучше больше. В идеале нужно ориентироваться на свои биоритмы (сова вы или жаворонок) и забыть о будильнике: ложиться и вставать не когда надо, а когда хочется.

Настройтесь на работу

Вы встаете утром и с ужасом представляете новый день: бесконечные встречи, сложные деловые переговоры, разбор полетов с сотрудниками. Ах да, еще и поставщик опять накосячил, доставка товаров задерживается. Спокойно! Чтобы зарядиться энергией на весь день, перед началом работы помедитируйте минут 10-15. Нет, мы не предлагаем вам садиться в позу лотоса и читать мантры: достаточно просто закрыть глаза, расслабиться, подумать о приятных событиях, настроить себя на позитивный исход дел. Вы опытный бизнесмен, мудрый человек, вы способны разрулить все проблемы и провести встречи на высшем уровне. Хорошим дополнением к такой мини-медитации станет чай с ромашкой или крепкий кофе — смотря что вы любите.

Фильтруйте информацию

Это касается и интернет-информации, и живого общения с людьми. Возьмем интернет: каждый день, каждый час на нас просто валятся потоки информации. Мы настолько привыкаем к этому, что сами становимся зависимыми: обновляем ленту новостей каждый час, при каждом удобном случае лезем посмотреть, что там в соцсетях новенького. Стоп, вы думаете, Олег Тиньков или Роман Абрамович тоже так делают? Боюсь, у них просто нет на это времени. Так почему же мы позволяем себе разбрасываться самым ценным в мире ресурсом? Вот только не говорите, что «это я так расслабляюсь”, «да я всего на 5 минут захожу”. Вы не расслабляетесь — наоборот, рассеиваете свое внимание по бескрайнему рунету. А 5 минут, да еще 5, да еще складываются в часы, месяцы и годы потерянного времени.

В реальной жизни тоже никуда без информационного мусора. Члены семьи, подчиненные и партнеры говорят много, часто, эмоционально. Что из этого действительно заслуживает вашего внимания, а что — только пустой треп? Научитесь отделять личное от рабочего, важные проблемы от бессмыслицы, и времени станет больше. А с интернетом вообще все просто. Установите себе лимит: например, заходите в соцсети и на почту 2 раза в день — час утром и час вечером. Не переживайте, что так вы пропустите важное сообщение. Увидите его вечером: невелика печаль, мир от этого не рухнет. А если что-то очень срочное, вас найдут и по телефону.

Тренируйте внимательность

Этот совет напрямую вытекает из первого. Рассеянное внимание — очень нежелательное качество для бизнесмена. Вспомните, насколько внимательным был Шерлок Холмс — от его взгляда не ускользала ни одна даже самая незначительная деталь. Развить концентрацию внимания поможет простое упражнение: каждый день выделяйте по 10–15 минут для… А для ничего. Просто садитесь, закрываете глаза и ничего не делаете. Концентрируйтесь на собственном дыхании, делайте осознанными каждый вдох и выдох. Важно каждое мельчайшее ощущение. Представьте, что вы находитесь в фитнес-зале и качаете одну определенную мышцу — например, трицепс. С каждым днем она будет расти, ваши мускулы будут крепче, а руки — массивнее. Вот так же и с вниманием. Это упражнение научит вас концентрироваться на мелочах и замечать все, на что раньше даже не обращали внимание.

Тренируйте многозадачность

Это простые сотрудники могут себе позволить сконцентрироваться на одной задаче и выполнять ее до победного конца. Предпринимателю нужно одновременно думать обо всем: как платить за аренду, какие новинки включить в ассортимент, как найти новых поставщиков… Неудивительно, что иногда мозг кипит, а руки опускаются.

Как развить в себе многозадачность? Главное — не хвататься за все сразу. Из списка того, что надо сделать уже сегодня, выберите приоритетную задачу и начните с нее. Постепенно начинайте решать другие задачи — не успеете оглянуться, и вы уже похожи на многорукого Шиву.

Однако у свойства многозадачности есть существенные недостатки:

Обращайте внимание на интуицию

Интуиция — штука тонкая и до конца еще не изучена. Почему при общении с одним человеком мы испытываем желание помыть руки, даже если он благоухает парфюмом, отлично выбрит и безукоризненно вежлив? А к другому, даже если он одет как раздолбай и не знает правила делового этикета, мгновенно проникаемся симпатией и готовы идти с ним на край света? Все это происки интуиции, которая работает в связке с мозгом. Если мозг чувствует, что что-то неладно, но не может логически это объяснить, в дело вступает интуиция и подает нам сигналы. Например, «Беги от него быстрее!”, или «Наш человек, мы точно сработаемся!”

Правда, иногда интуиция обманывает. Не стоит слепо ей доверяться, но принимать во внимание ее звоночки и тревожные колокола советуем обязательно.

Не думайте, когда надо делать

Есть ситуации, когда времени на размышления нет — надо брать и действовать. А вдруг ошибешься, и случится непоправимое? Эх, дали бы хотя бы пару минут подумать и принять верное решение! Но иногда этих драгоценных минут просто нет — обстоятельства загоняют в угол, и приходится действовать автоматически. Начнешь размышлять — не успеешь выполнить действие. Чтобы не допускать подобных ситуаций, научитесь их предвидеть и заранее подумать, что вы будете делать. Да, вы не Ванга, но основные стрессовые ситуации предугадать можно: это непредвиденные штрафы, возврат товара, жалобы покупателей, перебои с поставками, косяки сотрудников. Заранее выработайте план действий и при случае воплощайте его в жизнь.

Записывайте информацию

Даже если вам кажется, что уж это-то вы точно не забудете — не поленитесь, запишите. Дело не в том, что у вас дырявая память. Когда мы записываем информацию — на компьютере, а лучше всего от руки — то задействуем двигательную активность мозга. Нервная система активизируется, активность головного мозга повышается, и вы лучше запоминаете информацию.

Запоминайте списки

Если вы успешно практикуете многозадачность, вот сюрприз: нужно развивать еще и память, чтобы вспомнить все эти задачи. Люди в большинстве своем не умеют запоминать длинные списки. Даже при походе в магазин мы обязательно забудем несколько позиций, если заранее не запишем их. Так значит что? Вывод очевиден: нужно составлять списки на каждый день, неделю, месяц, и методично следовать их выполнению.

Но это еще не все. Иногда списки просто некогда составлять: дела кружат вас в веселом хороводе, порой некогда даже пообедать. Значит, нужно учиться держать списки задач в голове и не забывать их. Как это сделать? Используйте метод Локи: визуально представляйте каждый этап.

Вам потребуется доля фантазии и пространственного воображения. На самом деле все просто: допустим, вам нужно запомнить, как ехать на встречу к очередному партнеру. Навигатор сломался, вы ориентируетесь на основные точки в пути: торговый центр на дороге, большой перекресток, сложный поворот, промышленная зона. А теперь подберите зрительные ассоциации к каждой точке. Например, торговый центр — шопинг с женой, вот она нарядная примеряет дома новые платья и украшения. Перекресток — сложный выбор, который вам нужно сделать (свяжите с реальной ситуацией из жизни, что происходит прямо сейчас, случилась в недалеком прошлом или вот-вот произойдет). Промзона — дым и смог, человек в противогазе. Представляйте эти образы до тех пор, пока они намертво не впечатаются в память.

Всегда рассматривайте альтернативу

Даже если ситуация чиста как слеза ребенка — представьте, что карты легли неправильно, и первоначальный план рушится. Причиной тому может быть человеческий фактор, стечение обстоятельств, простое невезение. Что теперь делать? Заранее продумать альтернативу. Вспомните, вы же не раз, наверное, репетировали сложный разговор с человеком. А если он скажет то, я скажу это. А если он скажет совсем другое — придется отвечать не то, что запланировали. Вот примерно так и работает этот способ.

Сомневайтесь!

Фома Неверующий не верил ни во что и, говорят, долго прожил. Мы с вами привыкли представлять его отрицательным героем, а ведь чувак был прав! Подвергайте сомнению не только слова и действия других (они могут ошибаться), но и свои собственные (вы тоже можете ошибаться). Люди, которые свято уверены в своей правоте (те, для кого есть два мнения — свое и неправильное), как правило, обладают негибким мышлением. А для предпринимателя это смерти подобно, ведь нужно постоянно подстраиваться под требования законодательства, пожелания клиентов, условия партнеров. Поэтому перестаньте считать свое мнение истиной в последней инстанции — у каждого своя правда.

Работайте над ошибками

Способность признать свои ошибки и сделать все, чтобы в будущем они не повторились, — отличительная черта взрослого мудрого человека. Если бесконечно оправдывать себя или винить в неудачах других — велик риск наступить на те же грабли. А вот если признать ошибку и начать думать над ее решением — мозг вам за это будет благодарен. Он начнет искать решение проблемы, перебирать и анализировать варианты и в конце концов выдаст оптимальное решение.

Мечтайте!

Если жить с ощущением, что вы достигли в бизнесе потолка — мозг успокоится и расслабится. Чего еще желать, над чем думать — ведь все уже достигнуто. Новые цели будоражат клетки мозга, задают им постоянную работу, не говоря уже о том, что побуждают вас к развитию. Но смотрите не замечтайтесь: когда решение будет принято, идите и воплощайте его в жизнь.

Все эти правила довольно просты, их можно начинать претворять в жизнь уже сейчас. Попробуйте хотя бы несколько способов и расскажите нам, помогли ли они. Удачи в самосовершенствовании!

Фильм «Семнадцать мгновений весны»

Фрау Заурих вначале играла, не думая, но получила мат и стала каждый ход обдумывать.

Фильм «Аббатство Даунтон»

Этель не научили думать, теперь ей придется за это дорого заплатить.

Фильм «Шоколад»

Виен показалось, что на горящей барже ее дочь, Анук. Ею овладели чувства, она потеряла способность думать и начала вести себя неадекватно.

Как сформулировать, что же такое — думать? Я думал об этом, искал ответы и возвращался к формулировками более десятка лет. Как отвечу на этот вопрос сегодня? Наверное, так…

Думать — это останавливать себя в суете мельтешащих мыслей и задавать в первую очередь самому себе важные вопросы. Например, к самым вроде бы очевидным вещам задавать вопросы: «А почему это так?». По поводу того, во что все верят бездумно, задавать вопросы «Какие основания так думать?» Думать — это реагировать не вспыхнувшей эмоцией или спонтанной реакцией, а остановиться, найти несколько вариантов поведения, представить их последствия, сопоставить их со своими целями — и принять наилучшее решение… Это умение грамотно распорядиться своими ресурсами, организовать свое мышление, память и внимание. Думать — это жить не потоком желания и не гидравликой потребностей, не по принципу «потому что», а целями и ценностями, всегда задавая вопрос «Зачем? Для чего? Во имя чего?». Думать — это значит осознанно, то есть включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.

На языке позиций восприятия, это выход в четвертую позицию, где все происходящее рассматривается системно.

Думать — это способность, которая у разных людей развита в разной степени. Кто-то умеет думать быстро и глубоко, кто-то медленно и близоруко… Впрочем, чтобы жить, в современном мире думать уже не обязательно. Можно делать как говорят, и будет неплохо. Можно жить чувствами, вообще без головы, и во многих ситуациях этого будет вполне достаточно…

Как много люди думают?

Думают люди не всегда, некоторые — не часто. Бернард Шоу писал: «Немногие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю…» Возможно, это преувеличение, но прежде чем посмеяться над этим и отложить в сторону, над этим стоит подумать… Специальные исследования, посвященные вопросу «как часто люди думают», нам неизвестны. Согласно экспертным оценкам в процессе естественного наблюдения, большинство людей действует чаще на основе автоматизмов и думает едва ли более 5% времени.

Как понять, думает человек или нет? В первую очередь — по выражению глаз. Когда люди включают голову, у них появляется особый, внимательный и осмысленный взгляд, его вполне можно заметить. Дополнительным признаком является качество коммуникации и деятельности. Бесцельная болтовня и безадресные, не служащие ничему переживания — признак бездумности. Точные и глубокие вопросы, качественный анализ происходящего, адекватные выводы — признак того, что человек думал и умеет думать.

Что мешает думать? На поверхности — эмоции и чувства. Как только человек впадает в чувства, голова обычно отключается, думать уже нечем. Если посмотреть поглубже, то мешает думать отсутствие привычки это делать. Если девочек с детства думать не приучали, им было достаточно привлекательно выглядеть и мило щебетать, то такие девочки, имея прекрасный интеллект, думать не приучены. На работе думают, потому что там с них это требуют, а только начинается личная жизнь — девушка живет уже без головы, живет чувствами…

Для тех, кому жить бездумно кажется неправильным, нужно развивать две вещи: 1) привычку включать голову и 2) учиться думать качественно. К сожалению, умение думать в малой степени развивается в школе и даже в вузах, соответственно многие люди думать толком не умеют. Более того, когда их голова работает сильно криво, достаточно удачным (иногда) решением оказывается отключить голову и пользоваться в большей степени автоматизмами и чувствами. Рекомендация «отключить голову» среди части психологов является очень распространенной, однако делать это жизненной стратегией и учить себя жить бездумно, без головы — неправильно. Правильнее все-таки — учиться думать!

Как воспитывать детей, чтобы они умели и любили думать?

Метода, как ни странно, простая (но только для умных родителей). Во-первых, подавать детям пример: думать самим, делать это почаще, вслух и с удовольствием. Во-вторых, с детьми разговаривать, с миром знакомить, задавать детям вопросы и учить детей самих задавать вопросы — и вопросами задаваться. Далее — приучить детей слушаться по принципу «Сказано — сделано»: чтобы позже, когда они будут сами командовать себе, они выполняли уже свои собственные задания. Приучить к формату: телесной собранности и не делать из себя дурика (бессмысленный взгляд, когда отключаются мозги — это как раз про дурика). Сюда же — слышать, что тебе говорят, чтобы позже взрослый человек в разговоре отвечал собеседнику, а не тому, что ему вдруг пришло в голову, Ну, и приучить к внимательности, воспитать привычку делать и не отвлекаться, поскольку человек, который не может свою собственную мысль додумать до конца (отвлекается, да?) — в своих мыслях болтается, но не думает.

Реалистичная программа? Как это делать конкретно, посмотрите например в статье «И о чем мы будем сегодня разговаривать?​».

Часто, перед тем, как что-то сделать, мы стараемся детально всё продумать и спланировать. Иногда это достаточно легко – чтобы понять брать ли с собой зонт, нужно посмотреть прогноз погоды перед выходом. Другое дело – выбор будущей профессии или стратегии развития собственного бизнеса. Здесь нужно учитывать всевозможные факторы, мыслить критически, реально оценивать перспективы и т.д. Другими словами, обладать набором характеристик, которые обычно относятся к стратегическому мышлению. Это как заглянуть в будущее, но без каких-либо околонаучных знаний и умений. Всё предельно доступно и понятно. Убедитесь сами.

Стратегическое мышление

Вы, скорее всего, спросите: а зачем это нужно? Разве что для победы в некоторых интеллектуальных играх, таких, как шахматы. И будете абсолютно… неправы. Стратегическое мышление – способность придавать мышлению направленность на конкретную цель, основываясь на прогнозах будущего. Хотя скептицизма такое определение может и не убавлять, ведь как говорится: «Хочешь рассмешить бога – поведай ему о своих планах».

Но план и прогноз – далеко не одно и то же. От умения строить прогнозы, предвидеть развитие событий зависят многие сферы человеческой жизни. Без него не обойтись в построении и развитии бизнеса, управлении, целеполагании и тайм-менеджменте глобально. Даже в таком банальном деле, как составление списка дел, достичь желаемых результатов без стратегического мышления крайне сложно.

Стратегия поведения и действий – тот фактор, который вносит определённость в хаотичность жизни, учит нас мыслить если не логично, то, по крайней мере, системно, оценивая все возможные варианты. Любой человек с хорошо развитым стратегическим мышлением подобен талантливому футболисту. Он старается не давать пас в «недодачу» или прямо «в ноги» партнёру, набирающему скорость. Нет, он ищет возможность отдать «на ход», на свободное пространство, и тем самым извлечь максимум выгоды из ситуации. В повседневной жизни мы стремимся к тому же. Поэтому и собрали некоторые рекомендации, которые будут полезны в развитии столь важного навыка.

Развитие способности мыслить стратегически

Старайтесь предвидеть

Учесть все нюансы невозможно, но и полагаться на волю случая, влияние которого не стоит недооценивать и так, нельзя. В любой ситуации хотя бы минимальный план действий значительно увеличивает шансы на конечный успех.

Стараясь развить в себе такую способность, на первых порах не забывайте простую истину. Важно не содержание, а само усилие. Поэтому продумывайте возможные варианты событий. Готовитесь к выступлению? Не только выучите текст, но и заранее приготовьтесь к вопросам – вы лучше остальных знаете слабые места речи. Делаете презентацию? Внесите в неё те материалы, которые больше интересны слушателям, а не вам. Отправляетесь на отдых? Позаботьтесь о самом необходимом – это сбережёт время и деньги. Со временем вы привыкнете думать наперёд, что приведёт и к качественному улучшению содержания.

Будьте критичны

Какими бы яркими не казались перспективы, всегда продумывайте варианты, когда всё пойдёт не так, как планировалось изначально. План «Б», запасной вариант, пути отступления – называйте это как угодно. Но быть они должны всегда. Это определяет хорошего стратега.

Вместе с тем, не стоит быть и чересчур пессимистичным. Страх действовать загоняет нас в ловушку неопределённости, заставляет сомневаться даже в очевидных фактах. А значит, мешает принимать хорошие решения. Наилучше выдержать баланс поможет применение метода 6 шляп мышления Э. де Боно, который и учит, как смотреть на вещи под разными углами. Попробуйте.

Анализируйте прошлый опыт

Во многих сферах жизни однажды отысканные закономерности и механизмы продолжают работать спустя века. Поэтому, если вы столкнулись с какой-либо проблемой, в первую очередь, стоит поискать информацию о том, не решал ли её кто-нибудь до вас. Перенимать чужой опыт – не слабость, а требование в быстроменяющемся мире.

Есть и обратная сторона медали. Зачастую компании на гребне успеха не реагируют на мелкие неудачи, негативные тенденции на рынке, не следят за действиями конкурентов, не решают вовремя споры, не идут на перемены. Негативный опыт отбрасывается, как что-то из ряда вон выходящее. А должно быть наоборот. Ошибки (и свои, и чужие) нужно детально изучать и анализировать, ведь сильным человека делает именно работа над слабыми сторонами. Пример, подтверждающий справедливость данного утверждения – история вхождения на автомобильный рынок США немецкого «Фольксвагена». Разрушенный войной автопром Германии был своеобразным Давидом в отношении американского Голиафа. Несмотря на это, уже к 1955 г. «Жук» стал первой массовой импортной моделью в Северной Америке. В чём дело? В том, что пока американские производители строили большие, роскошные машины, «Жук» позиционировался как удобный, компактный и главное дешёвый «автомобиль для жён». Его продажи перевалили за отметку в 500 тыс. машин в год, пока конкуренты реагировали и готовили выпуск аналога.

Интерпретируйте

«Что это значит?» и «Что будет дальше?» – два главных вопроса, которые опытный стратег должен себе задавать постоянно. Такой взгляд на вещи позволяет не пропустить что-то важное в сфере вашей деятельности. Интересоваться и в целом быть любопытным – очень полезный навык.

Показательным в данном отношении является случай, обыгранный в сериале «Кремниевая долина». В одной из серий, эксцентричный ІТ-гений и инвестор Питер Грегори размышляет над любовью американцев к фаст фуду, в частности – к продукции «Бургер Кинг». Рассматривая ассортимент, он обращает внимание на то, что булочки посыпаны кунжутом. Дальше он строит интересную цепочку: США импортируют кунжут из трёх стран, а в двух из них в следующем году совпадут циклы жизни цикад, которые уничтожат большую часть урожая. Соответственно, цена вырастет. Памятуя об этом, он скупает кунжут по нынешней цене, в расчёте продать его через год как минимум на 10% дороже. Понятно, что сам пример – художественная выдумка, да и для того, чтоб так всё предвидеть, нужны объёмные знания. Но даже он очень наглядно показывает, как важно уметь интерпретировать даже кажущуюся незначительной информацию.

Выходите за рамки привычного мышления

Это требование тесно связано с предыдущим. В жизни мы пользуемся бытовой логикой и не обращаем внимания на решения, которые принимаются механически. В результате – перестаём обращать внимание на различные детали, начинаем мыслить инертно и шаблонно. Это приводит к тому, что сталкиваясь с нетипичными задачами, их решение даётся нам очень сложно. Существуют различные способы активизации способности генерировать идеи, например, мозговой штурм. Но лучше стараться подпитывать свой мозг постоянно. Детальный материал на эту тему собран в тренинге творческого мышления.

Привлекайте других людей

Каким бы хорошим руководителем и внимательным стратегом вы ни были, две головы, как известно, лучше. Многие гениальные изобретения были сделаны любителями, поэтому никогда не отказывайтесь от мнения сотрудников или друзей. Практики мозгового штурма также утверждают, что чем разношёрстнее коллектив удастся собрать, тем больше разных взглядов на проблему можно получить в итоге. А как их использовать в прогнозировании – уже ваше дело.

Больше информации о всестороннем развитии мышления — в курсе «Когнитивистика». Присоединяйтесь!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *