Как человек запоминает информацию?

Как человек запоминает информацию?

В контексте особого типа PR-коммуникаций — событийном, любопытно проследить аналогичный процесс, разворачивающийся в мире маркетинга. Несколько лет назад английские специалисты М. Томпсон и Х. Прингл выдвинули концепцию «маркетинга событий» в качестве дальнейшего развития теории интегрированных маркетинговых коммуникаций. По сути, в концепции этих замечательных специалистов творчески соединены PR-инжиниринг и спонсорство в целях продвижения торговых марок, создания дополнительного «марочного капитала», позитивных имиджевых характеристик.

Таким образом, взаимосвязь образовательных учреждений и работодателей развивается по пути событийной инженерии под воздействием влияния общественных ценностей, характер-

Библиографический список

ных для будущей экономической культуры и социального диалога. Связи с общественностью в сфере профессионального образования имеет особую функцию. Они направлены, прежде всего, на укрепление отношений с потенциальными потребителями в долгосрочном периоде путем создания хорошей репутации и доверия по отношению к себе, т.е. основных ресурсов для поддержания длительного успеха на рынке. Кроме того, грамотно спланированное и организованное событийное PR-мероприятие способствует формированию коммуникативного пространства образовательного учреждения, увеличению его доли на рынке образовательных услуг и эффективному взаимодействию с работодателями.

3. Агеев, В.С. Механизмы Event-концепции // Менеджмент. — 2008.- № 2.

4. Векслер, А. Специальные события (special events) как инструмент связей с общественностью . — Р/д: http://eventmarket.ru

5. Cutlip S.M., Center A.H, Broom G.M. Effective public relations, 1994.

6. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа. — М. — 2009.

7. Дымарская, О.Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия // Россия реформирующаяся:

ежегодник. — 2005 / отв. ред. Л.М. Дробижева. — М., 2006.

3. Ageev, V.S. Mekhanizmih Event-koncepcii // Menedzhment. — 2008.- № 2.

5. Cutlip S.M., Center A.H, Broom G.M. Effective public relations, 1994.

6. Perelihgina, E.B. Psikhologiya imidzha. — M. — 2009.

Статья поступила в редакцию 31.01.12

УДК 378.147

Key words: information modeling, memory, memory properties, the threshold of remembering.

Т.П. Пушкарева, доц. СФУ, г. Красноярск, Е-mail: a_tatianka@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПАМЯТИ

Работа посвящена информационному моделированию процесса запоминания учебной информации. Представлена структура памяти, выделены характеристики памяти, влияющие на уровень запоминания материала. Описаны формы представления информации, улучшающие качество запоминания.

Ключевые слова: информационное моделирование, память, свойства памяти, порог запоминания.

Становление и развитие информационного общества, характеризующегося высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, процессами ускоренной автоматизации всех отраслей производства предъявляют высокие требования к качеству образования специалистов.

В настоящее время сложилась ситуация, когда уровень математического образования выпускников школ и ВУЗов, в том числе педагогических, не соответствует требованиям современного общества и образовательных стандартов, причем несоответствие с каждым годом расширяется и углубляется.

Одну из главных причин мы видим в неприспособленности учащихся к восприятию информации необходимого качества и объема. Нужны новые принципы и формы получения и освоения информации, основанные на личностных характеристиках учащихся. Одной из важнейших таких характеристик является память. Знание структуры памяти, ее сущности, с нашей точки зрения, поможет выбрать методы и средства обучения математике, которые позволят повысить качество математического образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема памяти в обучении занимает центральное место у многих исследователей-педагогов. Ведь для того, чтобы повысить качество обучения необходимо понять, почему учащиеся так быстро забывают учебную информацию; какие методы надо применять, чтобы запоминание было наиболее долгим?

По определению, память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе.

Еще И.М. Сеченов указывал на то, что память является «краеугольным камнем психического развития». Главную особенность человеческой памяти Сеченов видел не в фотографичности воспроизведения, не в «зеркальности» запечатления, а в переработке воспринятой информации, в классификации и сортировке воспринятых образов . Именно эта особенность является условием возможности психического развития.

Большинство теорий в качестве основного параметра для классификации памяти выделяют характер обработки информации в памяти. Это означает, что информация может удерживаться в памяти различное время, в соответствии с ее обработкой. На этой основе различают сенсорную, кратковременную, оперативную и долговременную память.

В сенсорную память поступает информация, собранная со всех органов чувств, но, как правило, в основном, это информация, собранная посредством зрения и слуха. Человек может разместить в сенсорной памяти большое количество зрительной информации, и она короткое время остается там в необработанном виде. При этом некоторая часть этой информации передается в кратковременную память, она отбирается с помощью избирательного внимания (сосредотачиваясь на существенной информации и отбрасывая несущественную).

Считается, что в кратковременную память информация поступает в том случае, если ей было уделено определенное внимание.

Основное внимание ученых — физиологов направлено на изучение именно кратковременной и долговременной памяти. В настоящее время выделяют две точки зрения на механизмы хранения и консолидации следа памяти .

Суть первой заключается в том, что информация попадает в отдел долговременного хранения через кратковременную память. Кратковременная память не в состоянии долго удерживать информацию, поэтому она может исчезнуть навсегда. Чтобы информация хранилась долго, биохимические процессы, ее обеспечивающие, оказываются растянутыми по времени. Поэтому возникает большая глубина следа хранимой информации, и она может воспроизводиться в человеке спустя длительный промежуток времени после ее получения.

Согласно другой точке зрения, все зависит от того, насколько близко или далеко находится след памяти от порога считывания. Если след памяти находится в окрестности порога считывания, то информация хранится долго и считывается быстро и без усилий. Если след памяти попадает в подпороговое состояние, то воспроизвести информацию очень трудно и создается впечатление, что информация просто забыта (рис.1).

ние. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления, так как мышление использует факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 сек) образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет от 5 до 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления.

Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из сенсорной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Таким образом, если удается обратить внимание учащихся на что-либо, сосредоточить их внимание на этом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека.

Оперативная (буферная) память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти, так как она выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.

порог К

область памяти быстрого считывания информации

^информация

область памяти, где считывание информации затруднено

Рис. 1. Порог считывания

Отечественный специалист по вопросам памяти нейрофизиолог Р.Ю. Ильюченок считает, что попадание следа памяти в окрестность порога считывания зависит от степени эмоциональной окрашенности информации в момент ее предъявления.

Оба подхода не отрицают существование кратковременной и долговременной памяти, но каждая вкладывает в эти понятия свой смысл. Рассмотрим суть этих понятий.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, ее возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замеще-

Рис. 2. Модель обработки информации в памяти

Рис. 3. Модель процесса запоминания информации

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Долговременная память обычно начинает функционировать не сразу после того, как человеком был воспринят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противоположно направлены. Доказано, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму.

Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.

Перевод информации из кратковременной в долговременную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за недостаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.

Вместе с тем все виды памяти взаимосвязаны и работают как единая система (рис.2). Одну из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработали американские ученые Р. Аткинсон и Р. Шифрин .

В долговременной памяти находится все, что задержится в ней больше, чем несколько минут и хранятся в отличие от кратковременной памяти не сенсорные образы, а смысловая или событийная составляющая информации.

Назначение долговременной памяти — стабильно хранить информацию и обеспечивать доступ к хранимым данным. Объем долговременной памяти безграничен, также как и длительность хранения информации. Процесс долговременного запоминания информации называется консолидацией следа в памяти. Консолидация следа — это процесс, который длится от 1 до 24 ч после предъявления стимула.

П. Линдсней и Д. Норман утверждают, что результатом исчезновения информационных единиц являются две причины — стирание и интерференция.

С точки зрения психологии, интерференция (от лат. inter -взаимно, между собой и ferio — ударяю, поражаю) — ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект . Например, услышав спорные факты, человек одновременно пытается удержать этот спорный момент в голове и продолжать слушать собеседника. Таким образом он отключает свое внимание от всего остального и тем самым неосознанно убирает эффект интерференции.

Стирание происходит за счет того, что глубина следа поступившей в долговременную память информации уменьшается со временем, и наступает момент, когда он стирается совсем. Ученые показали, что интенсивность следа памяти убывает в геометрической прогрессии в зависимости от числа предъявленных единиц информации.

Значит, для повышения уровня запоминания необходимо разработать способы, противодействущие стиранию следа. Один из самых простых способов — многократное повторение этой информации. Однако запоминание разрозненных слов — достаточно тяжелый процесс, который можно облегчить, заменив отдельные слова их смысловыми структурами. Но повторение одной и той же информации снижает эмоциональную окраску и, следовательно, уровень внимания. Поэтому необходимо многократное повторение смысловой информации с вариацией.

Важно отметить при этом, что методы подачи информации должны учитывать теорию барьеров Кедрова: чтобы максимально большее количество материала попало в долговременную память необходимо между старыми и новыми структурами вклю-

чить ассоциативные образы. Таким образом, с точки зрения более прочного запоминания и оставления более глубоких следов памяти в процессе предъявления учебной информации необходимо формировать целостный охват ситуации, при этом особенно значительна роль ассоциативных образов.

Извлечение информации из долговременной памяти напрямую зависит от того, как она была сохранена (записана) и закодирована.

Обобщая все сказанное выше, процесс запоминания информации можно представить в виде модели (рис. 3) .

Виды памяти. В ходе совершенствования механизмов адаптации развились и упрочились более сложные формы памяти, связанные с запечатлением разных сторон индивидуального опыта.

Модально-специфические виды. Мнестические процессы могут быть связаны с деятельностью разных анализаторов, поэтому существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. Следует упомянуть, что уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление — эйдетизм -выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д. Эйдетический образ отличается от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. Хорошо развития модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная дегустаторов, двигательная гимнастов и т.д.

Образная память. Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Такую память называют образной. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа.

По некоторым представлениям, ее морфологической основой служат сложные нейрональные сети, включающие взаимосвязанные нейронные звенья, расположенные в разных отделах мозга. Поэтому выпадение какого-либо одного звена или нескольких звеньев образной памяти не способно разрушить всю ее структуру. Это дает образной памяти большие преимущества как в эффективности процессов усвоения и хранения, так и в объеме и прочности фиксации информации. Вероятно,

что с подобными особенностями образной памяти связаны внезапные, нередко безо всяких усилий припоминания забытого материала.

Кроме этого иногда выделяют также эмоциональную и словесно-логическую память.

Эмоциональная память. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших это состояние, так и в отсутствие последних. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Так же непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Ее морфологической основой предположительно служат распределенные нервные сети, включающие нейрональные группы их разных отделов коры и ближайшей подкорки.

Словесно-логическая память. Словесно-логическая (или семантическая) — это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. Ее морфологическую основу можно схематически представить как упорядоченную последовательность линейных звеньев, каждое из которых соединено, как правило, с предшествующим и последующим. Сами же цепи соединяются между собой только в отдельных звеньях. В результате выпадение даже одного звена (например, вследствие органического поражения нервной ткани) ведет к разрыву всей цепи, нарушению последовательности хранимых событий и к выпадению из памяти большего или меньшего объема информации.

Законы памяти. В настоящее время разработано и используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на тренировке воображения и т.п. Все эти методы основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных на практике законов памяти. Рассмотрим их подробнее.

Впечатление и эмоции. Поскольку впечатление напрямую связано с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания.

Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.

То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации.

Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

Необходимо получить четкое зрительное впечатление. Оно прочнее. Однако, комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повторение. Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующий пример: «Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран — книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это”.

Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.

Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено.

Лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более, чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.

Ассоциации. Один из способов запомнить факт — это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Запомнившись в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и изменившись под их воздействием.

Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с разными событиями и их появление в сознании порождает припоминание конкурирующих событий.

Осмысленное восприятие. Установка на запоминание способствует ему, то есть запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информации.

Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.

Чем больше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Один из эффективных способов структурирования запоминания — это придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево”. Такие структуры широко используются везде, где необходимо кратко и Компактно представить большой объем информации.

Входное Итоговое

тестирование тестирование

Рис. 1. Результаты эксперимента

Данный прием существенно облегчает и доступ к хранящейся информации.

Наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов к изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены в процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию.

При запоминании какого-либо текста в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что уровень запоминания будет выше, если подаваемая информация будет:

1. осмысленной и эмоционально окрашенной;

2. предъявлена как целостный охват всего объекта изучения;

3. подаваться в долговременную память в виде осмысленных связей в старые и новые структуры; между старыми и новыми структурами необходимо вставить ассоциативные образы.

4. представляться в виде, обеспечивающем полноту считывания конкретной информационной структуры; чем больше информационных «дыр” в структуре, тем труднее идет процесс считывания.

Библиографический список

Кроме этого следует отметить: для того чтобы информация из кратковременной памяти попала в долговременную, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека.

Для подтверждения полученных результатов был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте принимали участие студенты первого курса Красноярского госпедунивер-ситетеа им. В.П. Астафьева факультета естествознания. При обучении математике в первой группе (контрольной) занятия проводились с помощью традиционных методов и средств. В экспериментальной группе использовались методы и учебные материалы, созданные на основе полученных рекомендаций.

На рис.1 представлены результаты входного и итогового тестирования.

Как видно из диаграммы, учет особенностей запоминания учебной информации позволяет повысить уровень запоминания, и как следствие — уровень образования. Проведенный эксперимент подтвердил теоретически полученные результаты.

1. Сеченов, И.М. О предметном мышлении с физиологической точки зрения: избр. философ. и психол. произведения. — М., 1956.

2. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. — М.; Воронеж, 1996.

3. Зинченко, В.П. Функциональная структура зрительной памяти / В.П. Зинченко, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич. — М., 1980.

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь: избр. психолог, исследования. — СПб., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Синицын, Е. Теория творчества. Структурный анализ мышления. Теория интегрированного обучения. — Новосибирск, 2001.

6. Ильюченок, РЮ. Память и адаптация. — Новосибирск, 1979.

8. Линдсней, П. Переработка информации у человека / П. Линдсней, Д. Норманн. -М., 1974.

9. Интерференция // Большая психологическая энциклопедия. — М., 2007.

10. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. — М., 1999.

1. Sechenov, I.M. O predmetnom mihshlenii s fiziologicheskoyj tochki zreniya: izbr. filosof. i psikhol. proizvedeniya. — M., 1956.

2. Zinchenko, P.I. Neproizvoljnoe zapominanie. — M.; Voronezh, 1996.

3. Zinchenko, V.P. Funkcionaljnaya struktura zriteljnoyj pamyati / V.P. Zinchenko, B.M. Velichkovskiyj, G.G. Vuchetich. — M., 1980.

4. Vihgotskiyj, L.S. Mihshlenie i rechj: izbr. psikholog. issledovaniya. — SPb., 1997.

6. Iljyuchenok, R.Yu. Pamyatj i adaptaciya. — Novosibirsk, 1979.

Работа головы. Скорость получения и обработки информации

Ещё одно замечательное свойство, которое можно отнести к области головы — это умение воспринимать информацию. И далеко не каждый человек обращает своё внимание на то, как, и с каким качеством он эту информацию воспринимает, а это тоже играет свою немаленькую роль в общей работе организма.

В современном мире количество информации постоянно возрастает. Если, к примеру, в наше время перенести человека из XVIII века, то, скорее всего, он долго не протянет. Он просто не справится с тем огромным информационным потоком, льющимся со всех сторон. У него просто нечем обрабатывать такое количество, не сформировано, в те времена это было не нужно.

А что происходит у нас с вами. За последние годы, информационные потоки возросли в несколько раз, и эта величина не собирается останавливаться, а наоборот, информации всё больше и больше.

Вспомните шестидесятые. Когда смотришь фильмы того времени, кажется, что люди такие наивные, а события такие медленные. Одна из причин состоит в том, что у людей не было такого количества информации, и жизнь, в те времена, была более размеренной и спокойной.

И раз уж мы начали разговор о возрасте, то одной из причин выпадания человека из реальной жизни, является его неспособность увеличивать скорость восприятия информации. Если на этот вопрос не обращать внимание, то постепенно, новую информацию воспринимать становится всё труднее и труднее. Не успеешь с одним разобраться, как уже надо срочно разбираться с другими вопросами. Эти неосвоенные вопросы всё растут, а обрабатывать их становится просто нечем, это умение просто деградировало.

Обратите внимание на пожилых людей. Как сложно им что-то новое объяснить, а уж когда касается вопросов освоение новой техники, то тут совсем туго. И ведь всё это сформировалось не на пустом месте.

Надо обязательно заниматься вопросом скорости восприятия информации. Если этого не делать, то, автоматически эта скорость будет стремиться к нулю, и вот вам все возрастные изменения.

На сегодняшний день, в школе нас учат тому, как научиться читать. Объясняют буквы, слоги, предложения и так далее. Но, никто не объясняет, как читать быстрее. Совсем наоборот, заставляют это делать медленно, вчитываясь в каждое слово.

Естественно, когда идёт первоначальный процесс формирования навыков чтения, так и надо. Надо это делать медленно, не торопясь, с расстановкой. Но, дальше-то зачем читать медленно? Навык получен, надо его развивать дальше. А вот этим никто не занимается. А зря.

В очередной раз для получения среднего образования увеличили количество лет. Теперь, наши дети будут учиться двенадцать лет, вместо десяти. А почему? Просто, то количество информации, которое должен знать современный человек в десять лет уже не укладывается. И даже эти двенадцать лет наши дети впахивают по семь уроков, еле успевая всё сделать.

А не напрашивается ли тут закономерный вывод. Если не можем поместить количество, значит надо изменить качество. Надо элементарно научить наших детей управлять скоростью чтения. Если её увеличить, хотя бы в пять раз, то и времени на освоение материала будет затрачено значительно меньше, и, соответственно, уменьшится количество лет обучения.

Так же и для взрослого человека. В наше время, становится жизненно необходимо обрабатывать огромное количество информации. И в первую очередь по своей профессии. Постоянно появляется что-то новое, не всегда, правда нужное, но, для того, чтобы сделать вывод, надо с этой информацией, как минимум ознакомится. А как это сделать, если скорость восприятия традиционная.

Это, кстати, одна из причин, почему прозябают большое количество талантливых авторов и изобретателей. У людей, от которых зависит принятие решения, попросту на них нет времени. Некогда прочитать, вникнуть, разобраться. Вот и складируются великолепные идеи и работы в архивах жестких дисков и ящиках письменных столов.

Как увеличить скорость восприятия информации?

А как же изменить этот самый способ восприятия информации?

Уже давно существуют самые разные методики для увеличения скорости чтения и скорости мышления. Я сам, лет пятнадцать назад, прошел один такой курс и остался очень доволен, а навыками, приобретёнными в этой школе, я пользуюсь до сих пор.

Поймите правильно, это не реклама школы Олега Андреева, есть ещё масса других. Но, именно в этом месте предлагается комплексный подход, т. е., то, о чём мы с вами говорим на этом сайте. И всё обучение не сводится к простому разгону скорости чтения, в первую очередь, вы будете понимать, как можно воспринимать информацию по-другому, более быстро и более качественно. А, во-вторых, вы поймете, как состояние вашего организма влияет на скорость восприятия.

Кстати, одна интересная деталь. Когда я сам прошел первоначальное обучение, было так странно общаться с окружающими людьми. Казалось, что они так медленно говорят, так медленно думают. И это всё из-за того, что у меня просто увеличилась скорость восприятия информации.

Сразу отвечу на традиционный вопрос. Его задают очень многие люди, кому озвучиваешь эту информацию. А как же читать классику, стихи, разве можно это делать быстро?

Совсем не обязательно. Можно спокойно регулировать скорость своего чтения. Когда надо, можно читать медленно, вдумчиво, а когда потребуется, можно и ускориться. Так что, всё в ваших руках.

Для тех, кто хотел бы перейти к практическим занятиям по развитию работы головы, рекомендую ознакомиться с тренажером интеллекта. Упражнение простое, понятное и достаточно эффективное.

И, в заключении, подведём небольшие итоги по вопросу возраста.

Если у вас будет великолепно работать зрение, слух, если вы научитесь быстро и качественно воспринимать новую информацию, то, слово возраст для вас будет иметь своё истинное значение – время зрелости, мудрости. А никак не время дряхлости и немощности. Но, для этого надо слегка поработать.

А, если этим вопросом не заниматься, пустить на самотёк. То шансов для нормальной жизнедеятельности – минимум, вот и выбирайте.

Дальше поговорим про тело, что нужно с ним делать в качестве профилактики возраста.

P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:

Подписка на обновления сайта Учимся жить правильно

Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter

Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ:

В одно ухо влетает, в другое вылетает. Знакомая ситуация? Эх, как было бы здорово взять и с первого раза запомнить нужную информацию… Я решила посмотреть, что по этому поводу говорит Его Величество всезнающий OК Google. Как лучше запоминать? И, увы, от некоторых советов у меня свело брови от удивления. Например, громко крикнуть запоминаемый текст. Или ходить постоянно во время чтения и запоминания. Или сидеть, часами медитируя, чтобы прийти в гармонию со вселенной…

Я не против всего этого. И считаю медитацию чудесным инструментом, и движение действительно помогает запоминанию. Но… Представляю себе картину, как вы несколько дней подряд готовитесь к экзамену, выкрикивая по несколько часов в день учебник по квантовой физике или по менеджменту. Так можно совсем без голоса остаться. Медитация тоже хороша, но как возможность настроиться на запоминание или дать время мозгу на усвоение и удержание запомненного. Однако, если не запомнить, то нечего будет и удерживать.

Я же хочу рассказать о способах, как лучше запоминать информацию. Мои личные наработки. То, что проверено мной на практике.

Как лучше запоминать: создать себе стимул

Ничто не увеличивает скорость и правильность запоминания, как наша личная заинтересованность в изучаемом материале. Вы, думаю, часто сталкивались с тем, что если Вам интересно, то запомнить или изучить факт не составляет труда.

Это базовый механизм нашей непроизвольной памяти: что интересно, равно тому, что важно. То, что важно, то необходимо запомнить и мозг сам запоминает.

Как это можно использовать?

Если Вам необходимо запомнить то, что на первый взгляд кажется неинтересным, создайте себе мотивацию и интерес. Если это крупный блок информации, учебная дисциплина, то предварительно узнайте, а что интересного есть в этой области?

Новейшие разработки, продукты, секреты, может быть тайны? Например, изучение скучных разделов физики может быть интересно тем, что вы узнаете основы, по которым рассчитываются сложнейшие космические запуски самого современного спутника, или вы изучаете основы, которые потом позволят вам понять, как построены чувствительные сенсоры у самых умных автономных роботов.

Узнайте, какой практический интерес может принести Вам то или иное обучение. Причем в ближайшей перспективе. Возможно, скучное изучение законодательства в сфере налогов позволит Вам прямо сейчас начать консультировать знакомых бизнесменов по поводу налогов, что позволит создать дополнительный доход. Деньги — одна из самых действенных мотиваций.

Сложно дать полные совет, как создать себе мотивацию, ведь каждый из нас имеет свои собственные интересы, мотивы. Ищите интересное для себя.

Как лучше запоминать: создавать образы

Маленький ликбез. Дело в том, что наш мозг оперирует образами. Вдумайтесь: образами. Мы думаем образами. Часто зрительными, чуть меньше слуховыми, тактильными. Человечество же создало множество символьной информации: тексты, цифры, схемы, графики. Все это составляет большую часть нашей ежедневной интеллектуальной деятельности. А образная память самая быстрая. Да, мы можем запоминать и цифры и логические связи, но значительно медленнее, в меньшем объёме и тяжелее, чем образы. Так почему же не воспользоваться самой быстрой памятью?

Как запоминать образами

Старайтесь все, что вам необходимо запомнить, переводить в образы (картинки в вашей голове). Перед выступлением представьте ключевые пункты вашего доклада яркими картинками с сюжетом.

Текст учебного материала проживайте, представляете в воображении. Если вы изучает биологию, представляете всех букашек и таракашек, все прожилочки листьев. Если это математика, то представляйте графики теми объектами, которые могут двигаться по траектории этого графика. Параболу представляйте как мяч, летящий вверх. Синусоиду как летучую мышь. Визуализируйте закон и формулы, положения и принципы, теоремы — все, что только можно.

Если вы имеете дело с числам, то представляете за числами определённые предметами: ящик апельсинов это 50, грузовик с апельсинами — это 1000.

Придумывайте свои образные обозначения для часто используемых символов. Например, мне часто приходится иметь дело с химическим равновесием. Я представляю себе это как чашечные весы. Я вижу, как эти весы смещаются в одну сторону, если что-то происходит в системе. Знаю людей, которые представляют ток в проводах, как реки, текущие по своим руслам. Энштей представлял себя фотоном, летящим со скоростью света. Некоторые биологи гуляют внутри клеток, ходят по митохондриям, распутывают ДНК в ядре.

Приятно вот так изучать материал, неправда ли? Да, поначалу это может казаться непривычным, нужно расшевелить мозги.

Соглашусь, это не всегда просто в начале. Но если вы выработаете привычку, то дальше уже автоматически каждый сложный текст будет рисоваться фильмом в вашей голове. А качество запоминания будет на высоте.

Как лучше запоминать: рассказать кому-то

Об этом методе как хорошо и быстро запомнить, знают многие. Надо просто пересказать. Причем знать, что нужно пересказать. Ещё больший эффект возникает тогда, когда Вам не просто нужно рассказать, а ещё и произвести благоприятное впечатление. Например, Вы выступаете с презентацией бизнес идеи, по результатам которой решается, будут ли инвестиции в Ваш проект. В этом случае мотивация к запоминанию фактов очень высока.

Как на практике использовать этот метод:

Создавайте себе условия, в которых Вам необходимо было бы выступить перед аудитеорией. Это могут быть Ваши родные и знакомые. Если это не является мотивирующим фактором, то рассказывайте перед мало знакомой аудиторией.

Создайте себе видео-блог на определённую тему (Youtube в помощь) и регулярно записывайте видео кругу ваших изучаемых задач. Необходимость регулярно освещать вопросы в теме вашего блога сделает вас настоящим экспертом.

Введите благотворительные образовательные лекции для школьников, открытые лекции для населения. Нет эффективнее способа разобраться в теме и запомнить её, как изучить тему и понятно рассказать её детям или бабушкам.

Изучили тему — записали видео, рассказали людям. Несколько лениво, да? Зато не представляете, как сильно это увеличивает качество запоминания. Так что за вами выбор.

Как лучше запоминать информацию: применять

Скажите, научились бы вы кататься на велосипеде или плавать только по книжкам? Сомневаюсь.

Прочнее всего мы запоминаем то, что делаем. Поэтому все, что вы желаете сохранить в вашей памяти, сначала воплотите в жизнь. Именно так: сначала применить, еще до того, как запомнили.

Этот способ применим, чтобы лучше запоминать слова, прочитанные текст, алгоритмы действий, даже числовые данные. И многое из того, что нам нужно.

  • Если вам необходимо запомнить алгоритм действий, то просто проделайте его несколько раз (Конечно, подглядывайте, пока еще не помните его наизусть). Пусть это будут условные попытки. Допустим, вам нужно запомнить алгоритм работы с компьютерной программой. Зайдите в программу и, пока по подсказкам, пройдите по алгоритму.
  • Если вам нужно запомнить маршрут, условно двигайтесь по своей комнате мелкими шагами, представляя дорогу и делая повороты так, как это необходимо.
  • Если вам нужно знать последовательность тезисов в вашем устном выступлении, расскажите его будто перед настоящей аудиторией.
  • Если вам нужно знать метод решения задач, прорешайте эти задачи по этому методу, с подсказкой и подглядыванием. Только не стройте из себя списывающего школьника. Смело смотрите в примеры.
  • Если вы участвуете в тренинге, то бессмысленно запоминать. Большие массивы вливаемой в вас информации вылетят из вашей памяти мгновенно. Воплощайте на практике то, что вам хочется запомнить. Тренинг по созданию сайта — делайте сразу сайт, тренинг по отношениям — применяйте практики.

Очевидно? Да. Но мы часто не применяем их, а только читаем или смотрим. Помните, что память на действия самая крепкая.

Еще раз: берите и сразу делайте то, чему учитесь. Иначе вы не сможете лучше запомнить прочитанное или услышанное.

Пусть первый опыт будет не самым удачным, это не главное. Главное делать то, что хочешь запомнить.

Как лучше запоминать: создавать базу или фундамент

Может ли база быть нулевой или ненулевой? Смотря какая… Наш мозг хитро устроен. Основа его физиологической работы — это нейронные сети, а когнитивное следствие этой работы — ассоциативность мышления и памяти.

Это значит, что новое может ложиться только на известное старое, цепляться за известную информацию.

Ассоциации как крючки: если их нет, то не на что вешать. Если у вешалки нет крючков, то как тогда?

Если предмет изучения совершенно вам не известен, даже в своей минимальной основе, то запоминать материал становится крайне тяжело.

Можете ли вы сориентироваться в незнакомом городе без карты и помощи прохожих? Вы будете ходить наугад, пока на практике не изучите город? Хорошая стратегия, но своей цели (найти определённое здание) вы достигните в лучшем случае через несколько недель, а может и месяцев. Как мы обычно поступаем в такой ситуации: карты, навигаторы, общение.

Почему тогда мы пытаемся запомнить новое на нулевую базу? Надеемся быстро отыскать гостиницу, не имея карты для туристов?

Как лучше запоминать новый материал:

1. Перед изучением и запоминанием нового и сложного найдите в других источниках (гугл и Яндекс вам в помощь) самое простое объяснения основ изучаемой темы. Пусть это будет статья из википедии, лекция для чайников или для школьников. Важно понять основы, ключевые принципы (прибить вешалку с крючками)

2. Книгу читайте по спиральному алгоритму (об этом методе работы с информацией у меня целая серия материалов), несколько раз. Сперва это будет быстрый краткий просмотр, затем чтение ключевых выводов, далее более глубокое чтение.

Каждый раз у вас будет заполняться база знаний по этой теме, каждое прочтение будет навешиванием новых идей на имеющиеся крючки.

3. Выбирайте такие материалы (книги, тренинги, лекции, статьи), в которых вам известно 20-50% материала. Результат запоминания от освоения информации такого распределения будет выше, чем от 100% новой информации. Удивительно, не правда ли?

Итак, мы рассмотрели 5 важных принципов, как запоминать лучше любой материал. Я очень надеюсь, что хоть часть вы начнете применять сразу (смотрим выше, почему это важно). А сейчас возьмите и перескажите эти принципы кому-то, чтобы осталось в памяти большая часть информации, а при первом случае (первой книге, лекции, тренинге) сразу изучайте материалы так, чтобы они запомнились максимально полно.

Восприятие человеком информации осуществляется посредством его органов чувств. В этом отношении все они играют существенную роль, но зрение и слух выступают в этом отношении особенно важными, потому что посредством их человек получает основную часть информации.

Острота зрения в большой степени определяется особенностями зрительного анализатора, однако она связана также и с увеличением яркости фона. При уменьшении же контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается.

Именно в результате ограниченности остроты зрения человека в больших аудиториях таблицы, как правило, не выполняют своего назначения в качестве наглядного средства обучения. Дело в том, что данные в них обычно представлены слишком мелким шрифтом, что затрудняет их восприятие. Величина букв на доске также играет немаловажную роль. Результаты специальных экспериментов показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии 3 метра, для нормального восприятия величина букв на доске должна быть не менее 2 сантиметров. При увеличении же этого расстояния расстоянии до 6-7 метров буквы должны быть уже высотой не менее 5 сантиметров.

Для того, чтобы установить желаемый размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории, преподавателю можно измерить длину аудитории шагами и разделить это число шагов: женщине – на 4, а мужчине на 3, т.е. буква высотой в 1 см будет видна на расстоянии 4 женских или 3 мужских шагов.

Наилучшие результаты дает комбинированное воздействие визуальной и аудиальной информации, так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память. Исследования показали, что человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме и 25 % – в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65 % содержания этой информации. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения (кино, учебное телевидение, компьютерные видеосюжеты в сопровождении речи и музыки). Согласно утверждениям Б.Г. Ананьева, через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается человеком лучше, чем на слух.

Установлено, что до 20 % информации, поступающей через органы слуха, может утрачиваться, так как мысли человека текут в 8-10 раз быстрее, чем речь. Кроме того, всегда присутствуют отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители), к тому же через каждые 5 – 10 секунд мозг «отключается” на доли секунды от приема информации, именно поэтому требуется повторение одной и той же информации различными способами и лексическими средствами. Вообще же у каждого человека существует своя репрезентативная система, посредством которой он и воспринимает в большей степени получаемую информацию.

Восприятие человеком аудиальной информации в существенной мере зависит от свойств речи как процесса практического применения языка в целях общения с другими людьми, в том числе и педагогического общения и форм ее выражения. Эту зависимость можно представить с помощью рис. 57.

Восприятие визуальной информации зависит от удобочитаемости текста, от его расположения его на странице. Например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом. Вертикальная линия текста считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они могут быть равными по величине.

Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на треть быстрее, чем письменный. Не случайно на телеэкране срезаны углы. Это необходимо для того, чтобы не дать глазу выскочить за рамку, как бы «продлить” воображение.

Зрение требует группировки информации. Вертикально следует приводить нечетное число перечислений: 3, 5, 7. Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, равно семи плюс-минус два (имен, наименований, характеристик). Установлено, что четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.

Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33 % нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28 %), правый нижний (23 %) и левый нижний углы (16 %), как показано на рис. 58.

Рис. 58. Распределения внимания по зонам классной доски

Особое значение в восприятии текста играет цвет печати и цветовой фон. Как показали исследования, наиболее удобочитаемым является черный шрифт на белом фоне, затем следует черный набор на всех цветных фонах. Неудобочитаемы желтый шрифт на белом фоне и наоборот.

При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном важно знать, как влияет цвет на психику, а значит, и на восприятие информации. По мнению специалистов, к взаимодополняющим относятся три пары цветов: красный с зеленым, желтый с фиолетовым и синий с оран­жевым.

При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости изображения. Цветовой контраст усиливается, если очертить буквы черным контуром, но ослабеет, если их очертить белым контуром.

Цвет оказывает влияние на психическое самочувствие учащихся, причем характер этого влияния зависит от их темперамента. Так, установлено, что зеленый и голубой цвета успокаивает сангвиника и холерика, клонят ко сну флегматика, располагают к замкнутости меланхолика. Замечено также, что красный и алый цвет действует возбуждающе на все типы центральной нервной системы.

Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят. Кроме того, экспериментально доказано, что студенты лучше понимают текст при дедуктивном способе изложения мыслей, характерном, прежде всего, для научно-технических текстов.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов, 48 % людей мыслят логическим путем и 52 % – образным. При этом 24 % логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26 % образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Одному легче запомнить номера телефонов, другому – теорему, третьему – хронологию исторических событий. Большинство психологов считает, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления.

Восприятием принято считать целостное отражение мира, предмета, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Оно представляет собой активный процесс, связанный с выдвижением гипотез. Различные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится и к слуховому восприятию, и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали и сказали. Он может не только не расслышать того, что было сказано, но и услышать не то, что было сказано. На восприятие существенно влияет то, чего ждет человек. Чем выше для студента вероятность того, что появится именно этот стимул и именно в этот момент, тем эффективнее его опознание, тем меньше времени требуется для его восприятия и опознания. Это обстоятельство нужно особенно учитывать в условиях, в которых есть те или иные помехи для рассматривания, изучения – ограничение вре­мени, недостаточно четкое, малоконтрастное, слишком мелкое изображение и т.д. Незнакомые для студентов термины преподаватель должен повторить несколько раз, записать, объяснить их значение.

Эффективность опознания наглядного материала существенно зависит как от вероятности, с которой студент ждет по­явления именно этого изображения, так и от значимости последнего в данных условиях. Сигнал опознается тем точнее, чем выше вероятностный прогноз его возникновения и чем больше его значимость.

Если перед показом учебного рисунка или графика внимание не привлечено к тому, что на этом изображении наиболее существенно, значимо, учащийся может просматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего преподаватель показал данный рисунок или график. Студенты по-разному воспринимают демонстрируемые изображения в зависимости от того, какова была информация, которую они получили от демонстрируемого на лекции материала.

Недопустимо сокращение времени, при котором обучаемый не успевает рассмотреть предлагаемый материал и про­делать с ним мысленно необходимые операции, например, сравнение частей, выделение главного.

Преподавателю необходимо помнить также о конкретном количестве наглядного материала на одно занятие, этот вопрос целесообразно решать в соответствии с психолого-педа­гогическими задачами, стоящими перед данным занятием. Иногда это может быть одна, тщательно подобранная иллюстрация, в других случаях – несколько.

Результаты специально проводимых экспериментов показали, что время, необходимое для операций сравнения наглядного материала, зависит от формы кодирования информации. Например, при графическом кодировании это время оказывается меньшим, чем при цифровом ее кодировании.

Кроме восприятия информации важнейшим показателем эффективности обучения выступает ее понимание. Сущностью понимания является способность человека постичь смысл и значение чего-либо, а также достигнутый благодаря этой способности результат. Понимание представляет собой достаточно сложный феномен, являющийся предметом изучения не только психологии и педагогики, но также и философии, истории, социологии и других дисциплин. Существует даже особая наука о понимании – герменевтика. Общие ее закономерности, примимые к процессам образования, составляют предмет сравнительно новой отрасли знания – психолого-педагогической гер­меневтики.

Исследованиями в этой сфере установлено, в частности, что понимание информации протекает успешнее, если она предъявляется преподавателем в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрируются конкрет­ными примерами, учебный материал излагается на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления обучаемых.

Восприятие и понимание студентом учебной информации определяется как психическими особенностями его личности и профессионализмом преподавателя, так и следующими свойствами самого изучаемого материала (рис. 59):

Рис. 59. Условия восприятия и понимания учебного материала

— содержанием учебного материала. Поэтому от того, какой тип материала является предметом изучения, в решающей степени зависит выбор преподавателем рационального характера и методов его изучения;

— формой учебного материала, которая может быть предметной, образной, речевой и символической;

— уровнем трудности учебного материала. Она зависит наряду с другими условиями от его связи с имеющимся у студентов опытом, знаниями и умениями;

— значением, важностью учебного материала. Оно может быть гностическим (познавательным), практическим (деловым), этическим (нравственным), социальным (общественным), воспитательным (педагогическим). Этот материал должен быть значимым для самого обучаемого, т.е. отвечать его интересам, целям и потребностям;

— осмыслением. Установлено, что осмысленный матери­ал быстрее и легче усваивается, длительнее и полнее сохраня­ется в памяти.

При организации и осуществлении учебно-воспитатель­ного процесса преподавателю необходимо учитывать также не­которые медико-биологические факторы, влияющие на процесс обучения.

На восприятие информации, обучение студентов существенное влияние оказывает состояние их здоровья, связанное с низкой реактивностью организма, его работой часто на предельных нагрузках, недосыпанием (нехватка только получаса сна в сутки снижает работоспособность студента на 10-20 %). Неудовлетворительному состоянию здоровья и чрезмерному утомлению обучаемых «способствует” также недостаток положительных эмоций, отсутствие удовлетворения результатами учебы, нарушение режима дня, гиподинамия – малоподвижность – самая тревожная болезнь века. Студенты подвержены также нервно-психическим заболеваниям. Причинами неврозов могут быть:

— социально-культурные факторы;

— психологические факторы, связанные с взаимоотношениями студентов в различных микрогруппах;

— психолого-педагогические факторы, отражающие непосредственно воздействие образовательного процесса (адаптационные трудности; несоответствие уровня требований в вузе начальной подготовке студентов; авторитарность преподавателя, конфликтные ситуации с ним; психическое, эмоциональное напряжение; повышение нервозности в период зачетов и экзаменов; чрезмерно большой объем информации; дефицит времени; снижение уровня мотивации к учебе из-за неудовлетворенности методами преподавания и другие).

Учитывая все это, преподаватель должен помочь студен­там научиться пережить все эти трудности, активизируя адап­тационные возможности организма студента, правильно орга­низуя процесс восприятия, освоения и воспроизведения инфор­мации, способствуя развитию их интереса к изучаемой дисци­плине.

Таким образом, успешность обучения и воспитания во многом зависят от преподавателя, от его умения сочетать профессиональные знания со знаниями педагогики и психологии, учета психофизиологических закономерностей восприятия информации студентами. Владея ими, преподаватель сможет организовать познавательную деятельность студентов по оптимальному варианту.

Память – важнейший навык человека. Мы пользуемся ей каждую секунду – чтобы выжить, или получить что-то ценное, или просто добраться до работы.

И все равно мы знаем про нее слишком мало, она остается для нас нераскрытой тайной. Вот 9 вещей, которые вы не знали о памяти, и которые нам стоило бы узнать пораньше.

Чтобы запомнить что-то, надо сначала забыть

Здравый смысл говорит, что если вы хотите что-то вспомнить, вы должны почаще это повторять и освежать в памяти.

Но исследования команды Роберта и Элизабет Бьорк из Калифорнийского университета говорят об обратном. Согласно их исследованию:

«Вы должны сначала забыть новую порцию информации в каком-то уровне, а затем вспомнить ее – и тогда она надежно сохранится в памяти».

Чем больше новое воспоминание ослабеет, прежде чем вы вернетесь к нему, тем больше «восстановленной силы» оно потом получит.

Хитротрюк:
Поэтому вспоминание информации более эффективно, чем простое перечитывание. Повторяя материал – попробуйте сначала вспомнить его, не заглядывая в текст. Вы заставляете память активнее работать.
Попробуйте – и результаты вас приятно удивят.
А практика + вспоминание – сделают их еще лучше.

Лучше всего мы запоминаем истории

В своем бестселлере 2012 года «Прогулки с Эйнштейном», Джошуа Фоер рассказывает о чемпионах памяти, которые могут запомнить случайно перемешанные колоды игральных карт меньше чем за минуту. Как у них получаются такие потрясающие подвиги?

Они рассказывают себе запоминающиеся истории, связывая их с картами, которые пытаются запомнить. Потому что человеческий мозг создан для рассказывания историй.

Чем больше вещей вы сможете связать вместе в одну историю, тем легче вы сможете вспомнить их потом.

Хитротрюк:
— так же отлично работают метафоры и аналогии.
— Метафора никогда не бывает полностью верна. Но они помогает понять главную идею. Внедрить ее в мозг. И запомнить ее надолго – иногда на десятилетия!
— чтобы увеличить эффект – поместите в эту метафору себя, любомого.

Память супер-заряжается, когда новая информация визуальна

Только картинки, только хардкор! И видео, конечно.

Что мы обычно представляем при изучении новой технической информации? Конечно, учебники. Но «текст» сам по себе – возможно, наименее эффективная часть обучения.

Обычно мы гораздо легче и быстрее обрабатываем информацию в визуальной форме Но помогает ли это лучше учиться? Ричард Майер, психолог-исследователь из Университета Калифорнии, подтверждает это. Его исследования показывают вот что:

«Текст в паре с подходящим изображением значительно повышает количество информации, которую запоминают новички».

Хитротрюки:
— изображения попадают напрямую к визуальным пространственным центрам правого полушария – в том числе поэтому они так важны для памяти.
— чем смешнее и провокативнее картинка – тем она лучше запоминается.
— диаграммы, инфографика, схемы наиболее полезны, когда вы уже поняли основные идеи.

Память становится крепче в разнообразном окружении

Некоторые люди клянутся, что пишут лучше в кафе с тихим шумом разговоров. Это вполне может быть правдой.

В своем бестселлере «Как мы учимся», Бенедикт Кэри рассказывает о том, что большая часть психологических исследований отмечает:

Обучение в разнообразном окружении может улучшить вероятность вспомнить эту информацию в будущем.

Вы привыкли находить тихое местечко, чтобы сосредоточиться? Если вы пытаетесь запомнить что-то надолго – может быть, это не лучший вариант.

Хитротрюк:
Почему так происходит?
Представьте: вы запоминали информацию в своей тихой квартирке. Потом пришли на экзамен, где на вас навалились стресс, необычное окружение, отвлекающие факторы. Неудивительно, что вы все забыли!

А вот если вы смогли запомнить и повторить сначала в кафе, потом в парке, а потом даже на пляже, — то уж в кабинете точно сможете вспомнить. Такую память никакой стресс не собьет с истинного пути.

Помещая воспоминания в новый контекст, вы помогаете им закрепиться в долговременной памяти.

5. Память не основана только на повторении

Все мы слышали эту песню: «Практика рождает совершенство». Но честно говоря, ее давно пора уточнить:

«Конкретные виды трудной практики рождают совершенство».

Давайте вернемся к исследованиям команды Бьорков. Вот что они обнаружили:

Повторение – это ключ к запоминанию. Но оно наиболее эффективно, когда «чередуется» с несвязанной информацией, чтобы усложнить работу мозга.

Это заставляет нас возвращаться назад и «находить» ту информацию из долговременной памяти, которая уже есть.

Это усиливает наши нейронные связи для будущего использования больше, чем просто повторение чего-то снова и снова (которое просто облегчает работу кратковременной памяти).

Так что когда доходит до практики, существует уровень «желаемой трудности» для любой задачи, который помогает вспомнить это в будущем.

Хитротрюки:
— Простое перечитывание может вызвать у нас «иллюзию компетентности»: мы думаем, что вроде бы все поняли идею. Но когда нужно ответить на хитрый вопрос, или решить задачу – становится ясно, что это иллюзия.
— Полезнее всего «чередовать» работу: вспомнить главные идеи, ответить на тесты, перечитать непонятный абзац, решить задачу. Это требует больше времени, но дает глубокое понимание и запоминается гораздо лучше.

Прокрастинация – важный инструмент нашей памяти

Сколько раз мы ругали себя за откладывание важных дел?

Пришло время узнать, что не всегда стоит сильно расстраиваться! Исследования показывают, что прокрастинация – важный инструмент для завершения дел.

Когда мы не фокусируемся активно на чем-то, это позволяет нашему подсознанию работать над идеями в фоновом режиме, пока мы занимаемся чем-то еще. Этот эффект особенно заметен во время сна или отвлечения от работы (вспомните свои гениальные идеи в ванной или после душа и т.д.).

Нашему мозгу нужно время, чтобы связать новые идеи с существующими в памяти. Позволить им просочиться в мозг, соединиться и создать что-то новое.

Хитротрюк:
— Дайте себе время обдумать и соединить новые идеи с тем, что давно знаете. И тогда вам приснится периодическая таблица или феноловое кольцо.
— Чтобы подтолкнуть процесс, сходите в душ или на прогулку, прогуляйтесь за чашечкой кофе, а лучше всего — вздремните минут двадцать.

Память использует мозг, чтобы «заполнить пробелы»

Когда воспоминания хранятся в вашем мозгу, вы помните самые главные детали (черты лица, какую обувь они носили, насколько сильный был ветер). Но большая часть их довольно размыта.

Что случится, если кто-то спросит нас, какой формы облака были в тот день?

Когда мы сталкиваются с нечеткими воспоминаниями, (или такими, которые на самом деле не запомнились хорошо), наш мозг стремится «заполнить пробелы» — тем, что он «думает», могло быть.

Вот почему свидетельства очевидцев так ненадежны. Каждый раз, когда свидетелей просят описать то, что они видели, их память сразу пополняется (загрязняется, заменяется) новой информацией, которая подсаживается в прошлое.

Хитротрюки:
— память не остается постоянной и неизменной. Каждый раз, когда вы что-то вспоминаете, память меняется — и этот процесс называется реконсолидацией.

— с его помощью можно даже создать ложные воспоминания, которые неотличимы от настоящих. Особенно у детей с их живым воображением.

Память разбита на кусочки в разных частях нашего мозга

Самая частая аналогия для хранения информации в мозгу – это сравнение с компьютером. Новые строки данных записываются в определенном месте, и хранятся на жестком диске. Но, похоже, это не совсем так.

Наша память больше похожа на распределенную файловую систему:

— Запахи записываются туда
— Эмоциональная напряженность идет туда
— Визуальная информация хранится здесь.
— А соединить все вместе – это работа гиппокампа.
— Чтобы запомнить все это, мозг должен сложить все вместе, как пазл.

Хитротрюк:
— и если что-то случится с гиппокампом – долговременной памяти приходит кирдык. Человек не может запомнить новое.
— В фильме Кристофера Нолана «Memento» (в русском переводе «Помни») у главного персонажа именно такая форма амнезии. Ему приходится аж татуировки делать, чтобы не забыть, что надо сделать.

Наши воспоминания получают приоритет в зависимости от эмоций

Вы никогда не задумывались, почему ваши самые яркие детские воспоминания, как правило, связаны с интенсивными эмоциями (страх, отказ, восторг, гордость)?

Вот что объясняет Джон Медина, автор книги «Правила Мозга»:

Эмоции «прикрепляются» к новой информации в мозгу, действуя в качестве индикатора важности.

Чем сильнее интенсивность, тем яснее и проще вы сможете это вспомнить.

Хитротрюк:
— Когда вам ужасно скучно, это не откладывается в памяти.
— Если хотите что-то запомнить надолго – добавьте эмоций. Хороших, плохих – неважно, главное ярких.

Чтобы запомнить что-то трудное – нужно время. Время и практика. Используйте старый добрый принцип «лучше сорок раз по разу, чем один по сорок раз». Дайте себе время, место, и не забывайте отдыхать.

Память – самый лучший гаджет из всех, что у нас есть. Пользуйтесь им с умом – и да пребудет с Вами Сила ;).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *